Ангеле Божий, хранителю мой святый, живот мой соблюди во страсе Христа Бога, ум мой утверди во истиннем пути, и к любви горней уязви душу мою, да тобою направляем, получу от Христа Бога велию милость. Кондак, глас 4 Явися мне милосерд, святый ангеле Госпо-день, хранителю мой, и не отлучайся от мене сквернаго, но просвети мя светом неприкосновенным и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго. Ин кондак, глас 2 Божий служителю и хранителю мой преизрядне, грешному присно мне спребываяй, злодействия мя всякаго демонов избавляяй, и к божественным стезям наставляяй, жизнь ходатайствуяй нетленную. Молитва ко святым Ангелам К вам, яко заступником и хранителем живота моего аз окаянный припадая, молюся: подадите мне молитвами вашими дневное пребывание, богоугодно и неискусно от злых деяний и помышлений прейти. Отверзите слух ушию моею, да услышу и разумею дела и словеса Божия душеполезная, да прозрю внутреннима очима, тьмою греховною обдержимый. Молите за мя, по вся часы согрешающаго, да не пояст мене мечь ярости Господни: зело бо превзыдоша беззакония моя на главу мою, и яко бремя тяжкое отяготеша на мне. Ты же, Господи мой, Господи, призри на мя, и помилуй мя, и изведи из темницы греховныя душу мою, прежде даже не отиду отсюду, и не прииду на Страшный оный Суд Твой. Приими молящияся за ны святыя ангелы Твоя, иже окрест престола Твоего выну со страхом предстоят, и тех молитвами, изряднее же Пречистыя Твоея Матере, избави мя Страшнаго онаго и грознаго суда Твоего. Ты бо еси Агнец Божий, вземляй всегда мира грехи, распятый на кресте нашего ради спасения; вонми молитве моей, и посли Ангела Хранителя души моей и телу, да тем наставляем, избавлюся от всяких врагов видимых и невидимых, и сподоблюся получити Твою милость, со всеми от века Тебе благоугодившими, яко Ты еси Бог наш, и к Тебе прибегаю, и на Тя надеюся, аще и согреших паче человек, но Тебе не отступих, ни руку моею воздех ко иному богу, Тебе молюся, Господи Иисусе Христе, Тя благословляю, и Тебе покланяюся от Троицы единому, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь. с. 148–149] Тропарь

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ангеле Божий, хранителю мой святый, сохрани мя от всякого искушения противного, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь. Ангел Божий, святой мой хранитель! Сохрани меня от всякого враждебного искушения, чтобы мне не прогневать Бога моего каким-нибудь грехом, и молися обо мне Господу, чтобы Он утвердил меня в Своем страхе и сделал достойным Своей благости. Аминь. По учению православной Церкви, каждый человек находится под особым попечением или охранением своего ангела-хранителя, которому и следует молиться об охранении души от грехов, а тела – от земных несчастий. По высоким достоинствам своей природы и по неизменной святости ангелы занимают первое место в ряду сотворенных Богом существ; одна Богоматерь выше их. Мы просим ангела-хранителя помолиться о нас Господу, чтобы утвердиться нам в страхе Господнем. Страх Господень есть опасение согрешить в чем-либо пред Богом. Это чувство весьма спасительное, удерживающее нас от поступков, противных заповедям Божиим. Священное писание называет страх Господень «началом мудрости» ( Пс.110:10 ). Ангеле Христов, хранителю мои святый, покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших в прошедшую ночь 4 , и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего, по моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы, и Матери Господа моего Иисуса Христа, и всех святых. Аминь. «Ангел Христов, святой мои хранитель, покровитель души и тела моего! Прости мне все, в чем я согрешил в прошедшую ночь, и избавь меня от всякого коварства врага моего, делающего мне зло, чтобы мне не прогневать Бога моего каким-нибудь грехом; но молись за меня, грешного и недостойного раба, чтобы я оказался, при твоей помощи, достойным благости и милости Всесвятой Троицы, Матери Господа моего Иисуса Христа и всех святых. Аминь». Когда мы грешим, то оскорбляем не только Бога, но нашего ангела-хранителя; каясь в грехах, мы должны поэтому испросить у него прощения. Под именем противного врага разумеется диавол (см. изъяснение седьмого прошения молитвы Господней). V. Молитвы дневные

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iz-jas...

Ангелы Хранители наши, такое участие принимают в спасении нашем и так заботятся о человеке даже тогда, когда он их оскорбляет и от них удаляется. Воздадим, возлюбленные, хранителям нашим любовию за любовь, благодарностию за их спасительные попечения. И бессловесные твари любят того, кто им добро делает, а у нас есть сердце, есть разум!.. А чтобы показать любовь нашу к Св. Ангелам-хранителям будем ходить путем закона Господня, т. е. всегда жить праведно и благочестиво. Чтобы высказать им благоговение наше и почитание, будем ходить в церковь Божию в те дни, когда она отправляет службы в честь Ангелов Божиих, будезм и дома призывать их в своих каждый день: и утром, и вечером, и при начале всякого дела. Каждый молись своему Ангелу Хранителю так: «Св. Ангеле Божий! к тебе, припадая, молюся, хранителю и покровителю окаянные души моея и тела, вся ми прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего. Явися мне милосерд, Св. Ангеле Господень, и не отлучайся от Мене: но присно в мире житие мое соблюди и к жизни настави мя небесней, вразумляя и просвещая, и укрепляя мя, Хранителю добрый. Аминь». 12. Беседа о воскресении мертвых «Чаю воскресения мертвых». Из прошедшей беседы моей с вами вы видели, возлюбленные братия, как тяжко и бедственно будет последнее время, особенно же то время, когда придет антихрист и станет гнать церковь Христову, людей истинно верующих и благочестивых. Теперь мне надлежит беседовать с вами о том, что будет после того, тогда как Господь Иисус Христос победит антихриста. За сим последует, братия, воскресение мертвых, а потом кончина мира или преставление света, а потом второе пришествие Христово и страшный суд, а за ним вечные муки для грешников и Царство Небесное для праведников. Побеседуем в настоящий раз о воскресении мертвых. Да, братия, мы чаем воскресения мертвых, несомненно веруем, что придет некогда день, когда вдруг раздастся глас архангельской трубы во всех концах мира и все тела умерших от века людей воскреснут и опять соединятся со своими душами.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

Возбуждая чрез это слушателей к вере в Себя как истинного Мессию и вместе полагая предел напрасным их ожиданиям иного ( Мф. 11, 3 ) Мессии, Иисус Христос далее говорит об Иоанне: и аще хощете прияти, той есть Илиа хотяй приити ( Мф. 11, 14 ). Спрашивается: указывает ли здесь Спаситель на то, что в лице Иоанна пророчество Малахии о явлении Илии исполнилось? Должно заметить прежде всего, что только что пред этим Иисус Христос категорически приложил к Иоанну Крестителю пророчество Малахии об ангеле, предуготовителе пути Господня ( Мф. 11, 10 ), а здесь, называя Иоанна Илией, говорит: аще хощете прияти. Это выражение, очевидно, имеет целью указать слушателям на то, что Иоанн на самом деле еще не есть обетованный Илия фесвитянин, тождество с которым и сам Креститель ранее открыто отрицал пред депутацией от синедриона. Дело в том, что после сделанного Спасителем применения к Иоанну пророчества Малахии об ангеле-предтече иудеи могли думать, что Мессия, значит, еще не пришел, ибо, не различая двух Его пришествий на землю, пророчество о явлении Илии приурочивали к пришествию Мессии вообще. Для того чтобы рассеять заблуждения иудеев и убедительнее, решительнее побудить их веровать не раз исповеданной Иоанном истине, что Он есть истинный Мессия, Сын Божий, Иисус Христос неожиданно для слушателей и говорит: Иоанн есть Илия; то есть Иоанна, о котором было ангелом предвозвещено, что придет пред явлением Мессии в духе и силе Илии, справедливо можно назвать Илией; но чрез присоединение оговорки аще хощете прияти имеет в виду показать, что он – Илия не самолично или безусловно, а лишь в некотором известном смысле, только как подобный Илии в отношении своего служения. Следовательно, применение к Иоанну пророчества Малахии об Илии Господь здесь ограничивает только духовно-нравственной стороной, давая разуметь, что в лице Иоанна как предтечи первого пришествия Мессии пророчество Малахиино исполнилось не вполне и не в собственном смысле. Вот как об этом рассуждает блаженный Августин . «У несведущих может вызвать недоумение то, что Иисус сказал об Иоанне: «Он есть Илия», а Иоанн сказал о себе: «Я не Илия»».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Исх. 33:12 . И рече Моисей ко Господу: се, Ты мне глаголеши: изведи люди сия. Ты же не явил ми еси, кого послеши со мною. Ты же мне рекл еси, вем тя паче всех, и благодать имаши у Мене. Се Ты мне глаголеши изведи люди сия. Говоря сие, Моисей имеет в виду данное ему пред возвращением с Синая повеление Божие: «Веди народ сей, куда Я сказал тебе, – в землю, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: потомству твоему дам ее» ( Исх. 32:34, 33:1 ). Ты же, продолжает Моисей, не явил ми еси, кого послеши со мною. Правда, Господь тогда же сказал Моисею: «И пошлю пред тобою Ангела Моего, и введет он вас в землю, где течет молоко и мед» ( Исх. 33:2–3, 32:34 ). Но кто именно этот Ангел, и как он будет обнаруживать свое присутствие, это не открыто Моисею. Открыто только, что Сам Господь не пойдет среди Израильтян, чтобы не погубить их ( Исх. 33:3 ), т.е. не будет самолично предводительствовать Еврейским ополчением, как предводительствовал дотоле в столпе облачном. Моисею оставалось заключить, что Ангел, имеющий быть предводителем Евреев, должен быть или тот Ангел, который еще до нарушения завета на Синае обещан в предводители Израильтянам ( Исх. 22:20 ), или другой какой. Но остановиться на мысли о первом Ангеле Моисей не мог. Господь говорит Моисею, что не будет самолично присутствовать среди Израильтян, но тот Ангел свидетельствовал именно о самоличном присутствии Господа, ибо это не простой, или сотворенный Ангел, а Сам Бог, судя по тому, что о том Ангеле сказано; о нем сказано, что Он не простит греха Израильтян, если не будут слушаться Его, что на Нем имя Самого Господа ( Исх. 23:21 ), т.е. Он называется Богом. Кто же это как не Сын Божий, Который и во времена патриархов известен был под именем Ангела Господня, хотя в тоже время именуем был Богом ( Быт. 16:7, 13 ), Который и впоследствии наименован был Ангелом великого совета ( Ис. 9:6 ), Ангелом завета ( Мал. 3:1 )? Моисей не мог не признать, что если Господь грозит лишить Евреев Своего самоличного предводительства и назначает вместо Себя вождем для них Ангела, то разумеет не того Ангела, в Котором самолично являлся вождем их до Синайского идолопоклонства, а другого Ангела, несравненно низшего по достоинству в сравнении с первым.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

На Лицо Святого Духа и на Его Божество указывают, хотя и не так ясно, следующие места: «Дух Божий ношашеся верху воды» ( Быт.1:2 ). Пророк Захария говорит, что Господь Саваоф «Духом Своим через прежних пророков» посылал слова и закон ( Зах.7:12 ), и их слова были Его словами (см. 2Цар.23:2 ). Самые ясные свидетельства о Лице и Божестве Святого Духа находятся в мессианских пророчествах: «Господь посла мя и Дух Его» ( Ис.48:16 ); «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя» ( Ис 61:1 ; ср.: Лк.4:18, 21 ; Ис.11:2–3 ). О Святом Духе как отдельном Божественном Лице говорится и в других местах Ветхого Завета (см. Пс.32:6, 50:13, 103:29, 30, 142:10, 147:7 ; Неем.9:20 ; Иов.33:4, 27:3 ; Дан.4:6 ; Иоил.2:28 ; Ис.44:3 ; Иез.36:27 ). На истину о Триедином Боге указывают еще и все те места Ветхого Завета, которые говорят о «Слове» (ср. Пс.32:6 ; Ин.1:3 ; Пс.106:20, 32:4, 118:89 ; Ис.40:8, 55:11 ; Прем.16:12, 18:15–16 ), об «Ангеле Божием, Ангеле Господнем», о Божией Премудрости как о животворящем и жизнеподательном начале, от века существующем с Богом (см. Притч.8:22–31 ; Иов.28:12–28 ; Вар.3:9–37 ; Сир.1:1–10, 24:1–13 ; ). б) Новый Завет есть не что иное, как Откровение Святой Троицы о Святой Троице. В нем полностью открыт и возвещен догмат о Святой Троице. Раскрытие этого догмата совершилось Отцом, Сыном и Святым Духом. Бог Отец посылает Сына и действует через Него; Бог Сын открывает Отца, возвещает и низводит Духа; Бог Дух Святой свидетельствует о Сыне и продолжает Его дело. Всё, от начала до конца, совершается от Отца через Сына в Духе Святом, ибо «Отец все творит через Сына в Духе Святом». Во всем новозаветном действует Святая Троица, ибо «всё даруемое подается в Троице, и всё сие – от единого Бога». Спасение людей – совместное дело Триипостасного Божества. Вся жизнь, и труды, и учение воплощенного Сына Божия на земле суть непрестанная проповедь , словом и делом, о Триипостасном Боге. В Новом Завете всё – от Святой Троицы и всё – в Святой Троице, «ибо в Троице совершенство».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

На помощь Ангелу Господню в его борьбе с духом-хранителем царства Персидского является один из первых князей, Михаил, князь-хранитель Израиля. Самое имя этого одного из верховных ангелов Господних служило ободрением для народа Господня. Михаил значит кто как Бог и указывает собой, что ангел, носящий сие название, обладает несравненной Божией силой и как хранитель Израиля, борющийся за благо этого народа, силен Божиим всемогуществом и в состоянии победить враждебные силы, противодействующие этому благу. Как в данном откровении, так и в других местах Писания (Иуд. ст. 9; Откр.12:7 см. Дан.10:21 ) он является именно ангелом-хранителем народа богоизбранного. Помощь, оказываемая им Ангелу Господню в его борьбе с князем царства Персидского, не должна вести к тому заключению, чтобы Ангел Господень по своему положению или по своему могуществу был в подчинённом отношении к архангелу Михаилу, или же, по крайней мере, в ровном и не был потому Ангелом завета, Сыном Божиим, как мы выше назвали его. Помощь эта должна быть понимаема в смысле, подобном тому, как повествуется в кн. Паралипом. ( 1Кор.12:21–22 ), что израильтяне из разных колен приходили к царю Давиду, чтобы помогать ему в борьбе против врагов, т. е. чтобы под его руководительством сражаться за него. А что Ангел Господень должен быть по откровению понимаем как существо, высшее архангела Михаила, это видно из дальнейшей речи самого же Ангела, где Он говорит о себе, что в первый год царя Дария Он был для архангела Михаила оплотом и силой, или подпорой и подкреплением (10:21–11:1). Но прежде, чем возвестить пророку принесённое с неба откровение, говорившее о том, что случится с народом в последние дни, Ангел на просьбу пророка отвечает сообщением новых тайн из области царства духов, – тайн, которые определяют собой судьбу народов и относительно Израиля дают утешительное на предстоявшие тяжёлые времена удостоверение в том, что народ этот имеет для себя крепкую против враждебных нападений языческого мира защиту и опору в самом Ангеле Господе и в своём ангеле – хранителе Михаиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Нельзя также признать ангелов только конкретной формой обнаружений божественной силы или отвлеченным понятием о действиях Иеговы – безличным явлением, описываемым как личное. В некоторых местах Пятикнижия и уже в книге Бытия с полной, непререкаемой очевидностью выступает личное, самостоятельное бытие ангелов, как существ живых, отдельных от Бога. Таково, по преимуществу, сказание о виденной Иаковом во сне лествице, по которой восходили и нисходили ангелы, и на верху которой стоял сам Господь ( Быт. 28:12,13 ). Видение это необходимо предполагает, что по верованию Иакова небесные духи были существа совершенно отдельные от Бога 140 . Тоже понятие индивидуальности и личности ангелов дается, когда они различаются один от другого. Ангел лица Иеговы или ангел Иеговы ясно выделяется или отличается от других ангелов ( Исх. 33:2; 32:34 . Сн. Ис. 63:9 ). А Иисусу Навину является вождь воинства Господня (5:13, 14). В дальнейших книгах Ветхого Завета название небесных духов воинством Иеговы, как уже заметили мы, делается обычным и постоянным. Но это прямо противоречило бы предположению, что ангелы только форма явлений божественной силы, тождественной с самим Богом, или только отвлеченная идея о Его действиях. Нет никаких оснований видеть в ангелах и олицетворение явлений природы. Мир ангельский, в видении Иакова, представляется в непосредственной близости к Иегове. Лествица, по которой восходят и нисходят ангелы – врата в небо. Особенно странно было бы видеть олицетворение явлений природы в ангеле Иеговы или ангеле Его лица; все другие ангелы находятся в непосредственном общении с ним и должны относиться к нему, как к своему вождю. Если сам Иегова есть дух и существо премирное, то Его вестники, находящиеся в близости к Нему, очевидно, не могут быть олицетворением сил физических 141 . Оставалось бы поэтому в объяснение учения об ангелах, заключающегося в первых по времени священных книгах, признать, что Библия говорит и о личных и о безличных ангелах, дает основание понимать их в смысле существ действительных и в смысле безличных обнаружений божественной силы.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Радуйся, страдания Его и крестную смерть в память мою вперяяй: Радуйся, воспоминанием страстей Господних блюстися от грехов мя поучаяй. Радуйся, благодатнаго свыше осенения Святаго Духа просити мя наставляяй: Радуйся, яко на кроткия точию и смиренныя сердцем милостивне призирати Ему Утешителю, уверяяй мя. Радуйся, мыслию о вездесущии Божии всюду окружаяй мя: Радуйся, всеведение Его умным очесем моим представляяй. Радуйся, милосердием Его к кающимся грешником сердце мое утешаяй: Радуйся, правосудием Его к ожесточенным и нераскаянным душу мою устрашаяй. Радуйся, Ангеле Господень, неусыпаемый хранителю мой. Кондак 3 Силу Божественныя благодати испроси ми, хранителю мой Ангеле, во еже неуклонно и непреткновенно ходити ми спасительным путем Христовых заповедей, сердцем же и усты непрестанно славити всесвятое имя Бога нашего и пети Ему: Аллилуиа. Имам тя, Богоизбранный покровителю мой, якоже светлую зарю, просвещающую души моея темноту и разгоняющую мрак сердечнаго неведения моего: сего ради, со умилением припадая, молю ти ся, да и вся моя чувствия потемненная страстьми очистятся, во еже не блуждати ми во тьме греховней. Пречудную же светлость твою воспеваю сице: Радуйся, звездо Невечерняго Света, от трисияннаго Божества возсиявшая и мене выну озаряющая: Радуйся, пресветлая луче, помраченная грехми сердечная ми очеса осиявающая. Радуйся, яко тщишися направити мя на истинный путь во тьме беззаконий заблуждающаго: Радуйся, яко предлагавши ми заповеди Господня, аки зерцало для всея жизни моея. Радуйся, яко поставлявши ми закон Божий, аки светильник ногама моима и свет стезям моим: Радуйся, яко словес Евангелия Христова в сладость послушати поучаеши мя. Радуйся, яко учению Божественнаго Учителя моего и Господа несомненно веровати побуждавши мя: Радуйся, яко в повиновении уставом святыя Церкве укреплявши мя. Радуйся, яко правилом и преданием святых Апостол и отец покарятися наставлявши мя: Радуйся, яко во исповедании святыя и православныя веры утверждавши мя. Радуйся, яко за сие исповедание и на смерть готову ми быти убеждавши:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

Сам Иаков говорит о случившемся с ним так: “Я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя” (Быт 32:30). Пророк же Осия прямо свидетельствует, что в ту ночь, в месте, названном позднее Пенуэл, Иаков “боролся с Богом” (Ос 12:3). Нисколько не вдаваясь в глубинный духовный смысл этого события, скажем только, что в равной мере и об Ангеле, увиденном возле источника Агарью, и об Ангеле, боровшемся с Иаковом и потерпевшем от него поражение, Святые Отцы и учители Церкви (св. Иустин Философ, Климент Александрийский, свт. Афанасий Великий, свт. Иоанн Златоуст, бл. Феодорит) говорят как об ангельских явлениях теофании Самого Господа. И что особенно важно, под этим Ангелом все они подразумевают именно Второе Лицо Пресвятой Троицы — Бога-Слово до Его вочеловечения. Он и есть тот самый Ангел Иеговы, о Котором устами пророка Малахии свидетельствует Господь: “вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал 3:1). Рассказ о встрече Агари и Ангела, о которой повествует ветхозаветная книга Бытия, в связи с интересующим нас символическим истолкованием образа источника сопоставим с евангельской беседой Христа с самарянкой: и там и там присутствует колодец, возле которого ведут беседу женщина, не принадлежащая к народу, исповедующему неискаженное единобожие, и ее Создатель; и там и там звучит Господне обетование; и там и там обетование это произносится именно Богом-Словом. Но, однако, если ветхозаветная встреча являет собой лишь некий прообраз, проблеск грядущего, если Господь предстоит здесь человеческому взору только “прикровенно” — в ангельском облике, то во встрече, происшедшей близ самарийского города Сихарь, Собеседником уже оказывается Сам вочеловечившийся Христос, подобный нам во всем, кроме греха, а значит открывший людям путь ко Спасению. Да и само новозаветное обетование о “живой воде”, произносимое Им после Его воплощения, совершенно отлично от прежнего: раньше Господь обещал язычникам только силу и многочисленное потомство, ныне же Он обещает самарянам, а через них и иным племенам, Вечную Жизнь.

http://pravmir.ru/voda-zhivaya-opyt-isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010