земле. Он не был допущен лат. властями к служению в храме Гроба Господня и мог посещать его лишь как простой паломник. Эмир Дамаска (в Житии не назван по имени, но это, несомненно, Салах-ад-Дин) предлагал Л. поселиться в его владениях, обещая передать ему кафедральный собор Дамаска и назначить денежное содержание, но патриарх отклонил это приглашение. Только уступив призывам имп. Мануила I Комнина к возвращению и не желая провоцировать межконфессиональные столкновения в Палестине, Л. вернулся в К-поль (летом 1178) (Из жизни патриарха Леонтия. 1889. С. XXV-XXXVII; Планк. 2000. С. 187-188). По пути Л. из Палестины на Родос случился шторм, во время которого шлюпку с людьми унесло в море. Л. помолился и предсказал, что с пропавшими не случится ничего плохого. Не все ему поверили, однако его предсказание в точности сбылось. Известие об этом дошло до имп. Мануила, и по прибытии Л. в столицу он встретил святого очень тепло. Оставшиеся 7 лет жизни Л. провел в К-поле, поддерживая связи с мон-рем на Патмосе. Антоний просил Л. обратиться к императору с ходатайством о выдаче Патмосскому мон-рю хрисовула для облегчения налогов. Но Л. отказал ему, предсказав, что он получит хрисовул после смерти самого Л. и императора. Так и случилось при имп. Исааке II Ангеле . У Антония на языке появился нарост, мешавший ему говорить и есть. Врачи советовали ему сделать операцию, но Л. приказал ученику стать на время его канонархом, и после исполнения послушания болезнь отступила. Еще он рассказал Антонию о 2 монахах, к-рые вели на Патмосе пагубный образ жизни. Также Л. стяжал от Бога дар повелевать ангелами. Когда патриарх Антиохийский Кирилл I (II) был при смерти, у его одра собралось множество архиереев, в т. ч. К-польский патриарх Феодосий I Ворадиот и Л. Агония умирающего длилась 6 дней, но душа не могла покинуть тело. Л. повелел ангелу Господню поскорее забрать душу патриарха, чтобы прекратить страдания, и ангел его послушался. Л. сохранил принципиальность до конца своих дней. Он был одним из немногих архиереев, кто после смерти Мануила I выступал против организованного имп.

http://pravenc.ru/text/2463535.html

Ибо для меня всего кажется лучше, замкнув как бы чувства, отрешившись от плоти и мира, без крайней нужды не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собою и с Богом, жить превыше видимого, всегда носить в себе божественные образы, чистые, не смешанные с дольними и обманчивыми напечатлениями, быть и непрестанно делаться как бы неомраченным зерцалом Бога и божественного, приобретать ко свету свет, – к менее ясному лучезарнейший (курсив мой); пока не взойдем к Источнику тамошних озарений, и не достигнем блаженного конца, когда действительность сделает не нужными зерцала. Посему, едва ли кто в состоянии преодолеть влекущее долу вещество, разве уже обучил себя долговременным любомудрием, и постепенно отторгал от низкого и сопряженного со тьмою, что есть в душе благородного и световидного, или удостоился Божией милости, или, сверх того и другого, прилагал всевозможное старание вознести взор свой горе. А пока нет сил преодолеть вещественное, достаточно очистить слух и мысли; до тех пор не безопасно принимать на себя попечение о душах и вдаваться в богословствование». Особенно много рассыпано св. Григорием Богословом свидетельств о «внутреннем свете» в словах: «на святые светы явлений Господних» и «на святое крещение» (39 и 40 по тому же изд.). Так, в последнем слове, говоря о трех живых «светах»: Боге, как свете высочайшем и самобытном, Ангеле, свете вторичном и заимствованном, и человеке, признаваемом за свет даже в языческом мире, Св. Григорий называет другие виды и откровения света: первозданный, райскую заповедь, закон, купину, огненный столп, колесницу Илии, свет вифлеемский и т.д. «Сверх сего» – заканчивает свое перечисление Св. Григорий: «свет в собственном смысле есть просвещение Крещения, о котором у нас ныне слово, и в котором заключается великое и чудное таинство нашего спасения» (40-е сл., ч. 3-я; стр. 226–228). Определяя подробно характер ваптисматического просвещения, Св. Григорий Богослов говорит: «Просвещение есть светлость душ, изменение жизни, «вопрошение совести», которая от Бога ( 1Петр. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

На Западе блаженный Иероним и блаженный Августин видели в ангеле Господнем проявление всей Троицы ad extra. Но нужно ли противопоставлять эти два толкования? Мы говорили о богоявлениях. Ангел Господень является особой, но не единственной их формой. Подобные богоявления воспринимаются нами как экстраординарные, или сверхъестественные, проявления Божественной трансцендентности. Но не нужно отделять или радикально противопоставлять эти сверхъестественные явления от того духовного мира, в котором происходит постоянное общение Бога с человеком. Подобное противопоставление сверхъестественного и чудесного, с одной стороны, и «естественного» и каждодневного, с другой – было бы грубым искажением основных богословских интуиции даже Ветхого Завета. То же будет, если мы задумаем провести решительное различие между сверхъестественным и каждодневным в жизни христианина, человека духовного, обновлённого благодатью и просвещённого Божественным светом. Как следствие, можно видеть в этих богоявлениях не только уникальные и исключительные действия Бога, в которых Он являет Себя, но и в равной степени особое Божественное водительство, посредством которого Бог учит человека искать Его и, переживая сильные моменты, привыкать к Его постоянному присутствию. Таким образом, явление ангелов есть особый случай постоянных отношений, в которых Бог говорит, человек слушает, а произнесённое слово продолжает звучать, или Бог обещает и даёт благословение, которое живёт в сердце и судьбе человека. Так, благословение, данное у дубравы Мамре ( Быт.18:18 ) и в событии жертвоприношения Исаака ( Быт.22:16–18 ), действует как постоянная реальность в жизни и Авраама и его потомства. Следовательно, между богоявлениями и жизнью Авраама и народа израильского есть некая непрерывность. В значительной степени в богослужебной жизни избранного народа эти сверхъестественные богоявления перестали быть чем-то абсолютно иным. Они актуализировались в постоянно переживаемом глубоком, интимном опыте приобщения к славе Божьей, хождения перед Его Лицом и Его святостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

По учёным исследованиям (Смотрите Langen, das Judenthum in Palaestina zur Zeit Christi, p. 102→), происхождение книги Α­νβασις нужно относить ко времени после разрушения Иерусалима, так что трудно допустить, чтобы апостол Иуда мог почерпать из нее какие-нибудь сказания. Естественнее предположить, что апостол Иуда заимствовал приводимое им место из устного предания. [Некоторые вместо Моисея читают Иисуса, разумея первосвященника Иисуса, сына Иоседекова. Действительно, пророку Захарии ( Зах.3:1–4 ) в видении показан был этот первосвященник в ризах гнусных, стоящим перед лицем ангела Господня: и диавол стояше одесную его, еже противитися ему. И рече Господь к диаволу: да запретит Господь тебе, диаволе. Но чтобы принять это чтение, нужно под гнусными ризами разуметь тело, в ангеле Господнем видеть Архангела Михаила, а запрещение относить не к Господу, а к Михаилу , как в Послании Иуды. Ни в одной рукописи нет такого чтения]. Стих 11. Апостол сравнивает лжеучителей с Каином, потому что они, преподавая нечестивое учение братьям – то есть однородным человекам – убивают их злыми своими учениями; с Валаамом – потому что и они своё дело делают для корысти, как Валаам; с Кореем – потому что, подобно ему, будучи недостойными, похитили себе учительское достоинство (Феофилакт). Стих 12. Дважды умерша, то есть совершенно. Осенью деревья теряют свои листья, то есть наружную жизнь; но засохшие деревья не имеют и внутренней жизни, так что и по наступлении весны не оживут. С еретиками бывает то же: освободившись через крещение от смерти греха, они подпадают той же смерти через отступление (Эстий). Звезды прелестные, может быть, блуждающие огоньки, часто вводящие путешественников в заблуждение – или же кометы, которые не могут служить путеводителями для моряков, как звезды неподвижные. Стих 14. Пророчествова и о сих седьмый от Адама Енох глаголя: се приидет (с греческого правильнее: прииде, η λθε) Господь во тмах святых ангел. Енох был седьмым из допотопных патриархов, включая в то число и Адама. О пророчестве его ничего неизвестно из канонических Книг Ветхого Завета. Но в первые времена Церкви была в большом употреблении у еретиков апокрифическая книга Еноха, в которой собраны были разные рассказы об этом патриархе и пророчества, будто бы принадлежащие ему. Отцы Церкви и Соборы строго запрещали употребление этой книги, и она мало-помалу совершенно была забыта; оставались только небольшие отрывки у церковных писателей. Но она сохранилась до настоящего времени в переводе Эфиопском и была в употреблении у Абиссинских христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Радуйся, ангеле земный и человече небесный; радуйся, горняго Иерусалима жителю всеблаженный. Радуйся, сопричастниче радости Господа твоего; радуйся, созерцателю непреступныя славы Триипостасного Божества. Радуйся, славою нетленною украшенный на земли; радуйся, венцем безсмертия увенчанный на небеси. Радуйся, вожделенное отечество небесное унаследивый; радуйся, и земное отечество твое в молитвах не забываяй. Радуйся, от земных к небесным дух наш возвышаяй; радуйся, к сокровищу нашему, сладчайшему Иисусу, сердца наша обращаяй. Радуйся, заре Божия света; радуйся, тихое сияние Божией благодати. Радуйся, святителю Иакове, преславный чудотворче. Кондак 12 Благодать данную ти от Бога и велие сострадание твое к страждущим, святителю Иакове, ведяще, светло празднуем святую память твою, и тебе, покровителю нашему, молебныя похвалы возносяще, поем всещедрому Богу: Аллилуия Икос 12 Поюще подвиги твоя и чудеса, святителю достоблаженне, честное успение твое славим, и яко пастыря и заступника нашего величаем тя звании сими: Радуйся, Пресвятыя Троицы верный поклонниче; радуйся, Пресвятыя Богородицы истинный избранниче. Радуйся, архангелов и ангелов собеседниче; радуйся, Предтечи Господня и всех святых блаженный сожителю. Радуйся, Церкве Небесныя и земныя украшение; радуйся, о пастве твоей земней молитвенниче неусыпный. Радуйся, яко присно со Христом царствуеши; радуйся, яко непрестающия радости Его сподобился еси. Радуйся, угодниче Божий премилосердый; радуйся, пастырю наш прекроткий. Радуйся, праведных веселие; радуйся, грешных упование. Радуйся, святителю Иакове, преславный чудотворче. Кондак 13 О, преславный чудотворче и святителю Христов Иакове! К тебе усердно грешнии прибегаем, и яко истиннаго отца и пастыря нашего прилежно молим: пролей теплую молитву о нас грешных ко Господу, да зде от всякия напасти нас избавит и будущия да измет муки вся вопиющия Ему: Аллилуия. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Ангелов Творец земнаго тя ангела и человека небеснаго показа нам воистинну, отче Иакове: темже тебе, от рождения Богу освященнаго и дивным видением во архиерея граду Ростову предвозвещеннаго, ублажаем похвалами сими:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Радуйся, добротою твоею Христу на Голгофе уподобивыйся; радуйся, не руками бо, сердцем и душею за врагов своих сраспинавыйся. Радуйся, о ближних пекийся и красоту благодатнаго безмолвия не утративый; радуйся, любя ближних своих, силу непристанныя молитвы стяжавый. Радуйся, постом и молитвою стрелы лукаваго до конца отразивый; радуйся, злоловления и ухищрения диавола препобеждати нас научивый. Радуйся, в мельнице Христовой плоть трудом изнуряя, аки хлебом священным, сердце молитвою услаждавый; радуйся, делателей вертограда Царицы Небесныя хлебом жизни изобильно питавый. Радуйся, отче Силуане, в молитве за мир горение любве неугасающее. Кондак 10 Спасения души твоея ища и Христу Сладчайшему прилепитися желая, от земли отец твоих на Гору Святую смиренне притекл еси, идеже в воздержании и безмолвии, трудолюбии и человеколюбии равноангельную красоту стяжал еси, всеблаженне. И тако преблагословеннаго утра, егда вси пустыннолюбцы обителей Афонских полунощную песнь Творцу воспеваху, благия кончины достигл еси и душу твою, Животворящим Телом и Кровию Господнею напитанную, в Божественныя руки Того предал еси, во еже непрестанно со всеми святыми воспевати святых Святейшему Слову: Аллилуиа. Икос 10 Царя Небеснаго, Егоже славословят Херувими и Серафими и святых собори, житием, верою и любовию всеусерднейший служитель был еси, преподобне и, яко крин благоуханный, со всеми избранниками Пречистыя Богородицы, у Престола Всесвятыя Троицы предстал еси. Буди же, всеблаженне, о благоденственном мире земли отец твоих усердный пред Богом ходатай, о Церкве же Святей — ангел неусыпныя молитвы и теплый предстатель, да тобою от бед избавляеми, благодарне зовим ти: Радуйся, ангеле земли Российския, на Святей Горе преизрядно потрудивыйся; радуйся, молитвенниче теплейший, у Престола Божия за нас любовию сраспеншийся. Радуйся, о людех земли отцев твоих усердный пред Богом ходатаю; радуйся, братии афонскаго вертограда, в подвизе изнемогающих, скорый предстателю. Радуйся, язвы Господа твоего на теле твоем безропотно носивый;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче. Кондак 11 Ревностью благодарения к Царице Небесной распаляем, устроил еси обитель Успения Ея, и якоже новаго Афония вразуми Елигея и привлече его к милосердию, да молитвами иноков просветится страна, прежде ненасеянная, и яко кедр иже в Ливане возвысится к высоте духовней и достизает Небес безпечальная песнь: Аллилуия. Икос 11 Не презри, отче убожества нашего, поелику не возмогаем достойное благохваление тебе принести, како нечестивыя паки брань на тя воздвигли суть, како чудесне спаслся еси от пожарища, егоже чрез поганых змий изрыгнуше, желая поглотити обитель твою, колико страдания и печали понесл еси, напоследок труды непостижныя, да возсияет обитель твоя, яко некий новый Иерусалим, да поем ти: Радуйся, старче достоблаженный; радуйся, угодниче Христов преусерднейший. Радуйся, игумене, Богом данный обители сей; радуйся, стадо свое смирением пасый. Радуйся, строителю богомудрый и многочудесный; радуйся, иноче простый. Радуйся, лествицы духовныя суровое похождение; радуйся, Креста Господня носителю святый. Радуйся, монашескаго жития земли нашея светозарное начало; радуйся, Царствия Небеснаго светильниче драгий. Радуйся, отче доброзрачне и досточудне; радуйся, царя земнаго о нуждах обители зовый. Радуйся, преподобне отче наш Далмате, Исетский чудотворче. Кондак 12 Всяческая устрояяй, якоже прежде реченный Антоний, вместо себя сына своего блаженнаго Исаака над братией постави, якоже Феодосия оный, вновь удалися к созерцанию молитвенному, да не изгладится Небесная твердь богописанною скрижалию: Аллилуия. Икос 12 Чудеса твоя и исцеления даже доселе изливаются, отче наш Далмате, но яко фимиам истончеваясь в старчестве твоем, отшел еси ко Христу своему в селения райская; тамо же лице к лицу молиши Господа Сил о нас, недостойных чадех твоих, да вси, видящи славу твою, неустанно восхваляем тя: Радуйся, красото всея земли Сибирския; радуйся, небесный человече и ангеле земный. Радуйся, знамения и чудеса показавый нам; радуйся, из глубины падения нашего скоро возведый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

«Святый Ангел Божий пребудет неотступно охраняя вас, ежели вы пребудете всегда в молитве Иисусовой, от которой рождаются благие мысли» (3:157) Весьма кратко, но и весьма тепло сказал Задонский Подвижник об Ангеле Хранителе, которого Господь дает христианину для назидания и ограждения. Христианину славно уподобляться Небесным Покровителям. «Святый Ангел, вам Богом данный для сохранения вашего, – пишет Старец, – всегда назирает ваше слово и движение сердца. Он есть дух служебный славе Господней; сетует и плачет, когда видит душу, одержимую неправыми мнениями и уклоняющуюся от благоугождения Богу. Он неизреченно радуется обращению сердца на истинное покаяние и делание заповедей Господних, и взывает: слава в вышних Богу!» (1:346). Для христианина славно, а «пред святыми Ангелами честно», когда «смертный человек старается и нудится подъбно им провождать жизнь свою» (2:143). «Хранитель, Ангел Божий, охраняяй вас всюду, да пребывает неотступно, невидимо с вами, – молитвенно желает инок Георгий, – ограждая вас от напастей, находящих в обуреваемом мире» (1:333); «да сохранит вас в милости Божией» (1:445). 5. «Нынешнего света умники» (2:352) Задонского Подвижника беспокоит появление учителей, впадших в «прелесть претыкания» и учащих «ложной мудрости». Старец предостерегает от увлечения ими: «Не могу описать, как и сколь много мне довелось выслушать уроков от людей разного состояния, ума и качества». Некоторые, мнящие «себе быти мудрецами, вдались в неправду». Они «лгут и мнят спастися ложью, – будто так должно мудрствовать! Я мог заметить сию прелесть претыкания: она приняла родителя всякой лжи, который берет их за руку и показывает на некоторые изречения святых Отцов, которые произнесены были право и премудро и соответственно разнообразным духовным состояниям и нуждам. Отцы не назывались бы и святыми, ежели бы лгали. Всякая ложь от диавола, а диавол кому содействовал ко спасению? Так бесстрашные нынешнего света умники претыкаются и лгут. Но покуда не отвергнут всякой лжи, никак спастися не могут. Смотрите же, не внимайте тем, которые учат ложной мудрости» (2:352–353). 6. «Что такое Новый год?» (3:565)

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Стена и крепкое ограждение был еси, святителю, Казанския твоея обители, отвращая от нея все беды и напасти святыми твоими молитвами, и примером своим утверждая в братии благочестие и святость. Темже по долгу вопием ти: Радуйся, столпе благочестия; Радуйся, трудолюбивый молитвенниче. Радуйся, поста и молитвы учителю; Радуйся, милостыни щедрый раздаятелю. Радуйся, благочиния церковного ревнителю; Радуйся, наставниче монахов предобрый. Радуйся, неопустительный посетителю ежедневныя службы Божия; Радуйся, земный ангеле и небесный человече. Радуйся, от земли на небо возлетевый; Радуйся, и по смерти твоей нас не оставляяй. Радуйся, присный наш благодетелю; Радуйся, всегдашний наш во Христе наставниче и попечителю. Радуйся, Варсонофие, Казанский чудотворче! Кондак 11 Пение всеумиленное приносим ти, святителю, и молим тя умолити Христа Бога, да дарует всем нам благодать и силу ко спасению, да выну с тобою поем Ему: Аллилуиа. Икос 11 Светоприемный светильник истиннаго света сущим на земли являешися, святителю Варсонофие, просвещаеши бо сердца верных и разуму Божественному вся наставляеши, поучая и нас радостно взывати тебе: Радуйся, святителю, предстояй Престолу Божию; Радуйся, Пресвятыя Троицы присноблаженный служителю. Радуйся, предстояй и последуяй Агнцу Божию; Радуйся, Матере Божия собеседниче. Радуйся, Херувимов и Серафимов сообщниче; Радуйся, Архангелов и Ангелов сослужителю. Радуйся, Предтечи Господня спредстоятелю; Радуйся, Апостолов подражателю. Радуйся, Мучеников соревнователю; Радуйся, Святителей равностоятелю. Радуйся, Преподобных украшение; Радуйся, всех святых сожителю. Радуйся, Варсонофие, Казанский чудотворче! Кондак 12 Благодать, данную ти от Бога, ведуще, притекаем к раце мощей твоих, святителю Варсонофие, усердно умоляюще тя о неоставлении нас святыми твоими молитвами, да и мы по окончании нашего земнаго жительства с тобою воспоем Богу: Аллилуиа. Икос 12 Поюще блаженную кончину твою, еюже, яко орел, в горняя воспарил еси, молим тя, святителю Варсонофие, быти нам во всем ко благу помощником и всегда слышати ны, усердно взывающих ти:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

Этот раздел повествует о том, как Аврам, получив обетования Божий, по-человечески пытается приблизить их исполнение, поступая почти как прародители, желавшие ускорить наступление желаемого обожения. Действия Аврама точно так же приводят к печальным последствиям – ссорам в семье Аврама, а затем рождению Измаила, ставшего родоначальником измаильтян – арабов: «Он будет между людьми как дикий осел ( Быт. 16:12 ), потому что поселится в пустыне, и, как осел, не будет в мире с людьми; руки его на всех, то есть на расхищение всех; и руки всех на него. Поскольку он будет нападать на все народы, то и сам подвергнется нападению всех народов. Пред лицем всех братьев своих, то есть сынов Сарры и Хеттуры, жить будет он (там же), потому что сынам Симовым отделены уже были земли наследия их» 91 . Поздние толкователи относили обетование об измаильтянах ко всем мусульманским народам. Богословское значение данного раздела заключается в том, что в нем впервые упомянут Ангел Господень (см.: Быт. 16:7 ). По согласному мнению святых отцов, в данном месте речь идет о Сыне Божием – Божественном Логосе. Основания для подобного утверждения следующие. Во-первых, в допленное время, к каковому относится и рассматриваемое повествование, Ангелов именовали так же, как ханаанских божеств: «сыны Божий» или даже просто «боги», выражая понимание того, что боги язычников – тварные существа, падшие ангелы. Демонов же именовали эвфемизмом сэарим – «косматые». Только в последующие времена возникла развитая терминология для описания ангельского мира. Во-вторых, за редчайшим исключением (см.: Агг. 1:13 ), Священное Писание , говоря об Ангеле Господнем (варианты: «Ангел Божий», «Ангел Мой»), отождествляет Его с Богом Израиля. Сам Господь говорит о Нем: имя Мое в Нем ( Исх. 23:21 ). Священное предание ветхозаветной общины спасения также видело в Нем Божественного посредника между тварью и Творцом, называя Его по-арамейски мимра – «слово». Арамейские таргумы 92 отождествляют Ангела Господня, Его Слово и Самого Бога. Таргум Ионафана так называет Мессию. Для современника составителей таргумов, Филона Александрийского, Ангел Господень – Логос, устроитель мира. Начиная со святого Иустина Философа , христианские экзегеты отождествляют Ангела Господня с Божественным Словом, Домостроителем человеческого спасения (см.: Ин. 1 ). Пятое богоявление Авраму, переименование его в Авраама и установление завета обрезания (Быт. 17:1 – 27)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010