Далее автор с определенной долей правдоподобия рассказывает о созданном М. «законе» и описывает ислам. институты и ритуалы, упоминая в т. ч. добрые дела М. Преуспев в реализации своего замысла, М. со временем становится императором и правит в Багдаде (Baldaccha). Похожая история рассказана в др. рукописи того же времени, происходящей из Пизы (Pisa. Bibliomeca del Seminario. 50). Речь идет о диак. Николае, к-рый учил черной магии, был отлучен за это от Церкви и помещен в башню, где умер от голода. Его самый нечестивый ученик по имени Мавр сбежал в Аравию и, желая отомстить за смерть учителя, избрал орудием мести М., юного погонщика верблюдов, к-рого обучил магическим трюкам. Когда в городе одновременно умерли епископ и правитель, Мавр предложил обратившимся к нему за советом жителям отдать власть тому, кто победит белого быка. Укротивший быка М. становится правителем и затем придумывает для жителей новый закон, опираясь на Библию, но вводя противоречащие христианству ритуалы. И в пизанском манускрипте, и в «Книге Николая» сюжет о смерти М. получает совершенно фантастическое прочтение. При этом в обоих жизнеописаниях можно усмотреть попытку представить М. в знакомых зап. христианам образах; постепенно он превращается в персонаж художественной литературы. В XIII в. повествования о М. вошли в состав всемирных хроник Матвея Парижского и Винцентия из Бове . Матвей Парижский несколько раз возвращался к истории М. в «Большой хронике» (Chronica majora): под 622 и 1236 гг., а также в связи с донесением доминиканских монахов папе Григорию IX . В 1-м отрывке автор подробно останавливается на смерти М., описывая ее в новых выдуманных подробностях (этот сюжет Матвей также запечатлел в рукописи-автографе Cantabr. Corp. Christ. 26). Винцентий из Бове, включивший в «Историческое зерцало» (Speculum historiale; часть энциклопедии «Великое зерцало» (Speculum majus)) обширную биографию М., большинство сведений заимствовал из Апологии аль-Кинди. В сочинениях энциклопедистов воспроизводятся почти все известные в средневек.

http://pravenc.ru/text/2564414.html

15 . Евхологий, сиесть молитвослов или требник. Москва. 1689 г. 23. 16 . Сия книга Типикон, сиесть изображение чина церковнаго, еже зовется устав. Москва. 1695 г. Надписи: 1) „Устав новозерскаго монастыря игумена Варфоломея келейно”, и 2) „Сия книга глаголемая устав Преображенскаго Валаамскаго монастыря подаяние новозерскаго монастыря игумена Варфоломея, подписал того монастыря иеродиакон Димитрий 1760 г. Декабря 14 дня” 1. 17 . Сия книга нарицаемая зерцало Богословии, избрана от многих книг богословских и трудолюбием составлена иеромонаха Кирилла Травквилиона проповедника слова Божия. Благословением же в Бозе преподобнейшаго архимандрита Кир Варлаама Шептицкаго. Киев. 1695 г. Надпись: „Сию книгу зерцало богословии отдал я игумен по обещанию своему в церковь на Валаамском острове. Варфоломей”. 3 18 . Акафисты всеседмичные с стихиры и каноны имже приличныя и прочия благопотребныя моления. Первее во св. чудотворной Киево-печерской Лавре, ныне же в богоспасаемом граде Могилеве 1698 г. 57. Рукописей пергаминных и бумажных с изображениями в библиотеке не находится, а из рукописных книг, писанных разным уставом по описи монастырской значатся следующие, все аскетического содержания, а именно: 1) Преподобнаго Аввы Варсонофия поучения в вопросах и ответах – три книги. 2) Варсанофия великаго руководство к духовной жизни, поступила от бывшаго благочиннаго монастырей, ныне преосвященнаго епископа Игнатия в 1853 году. 3) Исаака Сирина словеса постническая, списанная с печатнаго в Молдаво-Валахийском Нямецком монастыре 1812 г. – две книги. 4) Исаака Сирина словеса постническая, списанная с перваго рукописнаго перевода старца и архимандрита Паисия Величковскаго – три книги. 5) Симеона Новаго Богослова учительным словеса о иноческом житии, списанныя с перевода старца Паисия – два экземпл. в ¼ д. л. 6) Симеона Новаго Богослова житие и поучительных слова в ¼ д. л. 7) Его же – полезнейшая словеса, изложенная стихами в ¼ д. л. 8) Его же – полезнейшая словеса, изложенная стихами, в лист, поступила от бывшаго благочиннаго монастырей, ныне преосвященнаго епископа Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

366 Смотри книгу, напечатанную в Почаеве 1618 года «Зерцало Богословия» Транквилиона, в Почаевской лаврской библиотеке, 402. 368 Полное заглавие этой книги следующее: «Сия книга, нарицаемая Зерцало Богословия избрана от многих книг богословских, трудолюбием составлена ермонаха Кирилла Транквилиона и проповедника слова Божия, его властным коштом и накладом выдрукована в монастыру Почаевском, маетности его милости пана Андрея Фирлея, року 1618 месяца марта 12 дня». Автор обозрения славяно-русской библиографии сомневается в напечатании её в Почаевском монастыре, (стр. 5 168), но он, вероятно, не знал и о существовании Почаевской типографии в XVII веке. Для любопытных выписываем оглавление главных частей этой книги: часть 1–я: о пресущественном существе Божием (гл. 1–15) начинается статьей «яко должны есмы знать Бога, и в каком месте показуется» и оканчивается вопросом о вознесении Господа на небеса и седалищи его десном, что знаменует? Часть 2-я: «о четвераком мире и о двух местах, о темном Вавилоне и о пресветлом Сионе». В частности, 1 – о первом невидимом мире или Ангелах (гл. 1–4); 2 – о втором видимом мире или о творении неба и земли, видимого сего мира, еже в нем (гл. 5–10); 3 – о третьем малом мире, именно о сотворении человека, который малым миром нарицается (гл. 11–14); 4 – о темном Вавилоне или мире сего грехами и похотьми (гл. 15–20); 5 – о пресветлом Сионе, месте прекрасном небесном Иерусалиме, в нем же Христос вечно царствует (гл. 21–35). Последняя глава о совершенной коронации святых и верных Божиих, яже восприимут по воскресении (стр. 81 на обороте и 82). На конце молитва (Библиотека Почаевской лавры 402). Более подробные выдержки при этой книге можно читать в Отечественных Записках 1826 г. (часть 28, стр. 312–324) 369 Очерки истории православной церкви на Волыни, Карашевич, стр. 140. Сравни также Петров, «Очерк истории православной духовной школы на Волыни». Труды Киевской духовной академии 1867 года стр. 220–221. 370 В последствии по смерти преподобного Иова здесь печатались также антифоны пр. Иову (Архив Почаевской лавры, дело 95). Догадываются, что в Почаевской обители до обращения её в унию были печатаемы и другие книги; но они или не отысканы, или же уничтожены иезуитами и базилианами. В этом отношении особенно хитро поступили иезуиты, которые для того, чтобы лишить какую-либо книгу её древнего характера, вырывали в ней обыкновенно заглавные листы, на которых по обычаю значится имя автора, год и место её издания. Таковых книг и теперь много можно находить в пределах западного края России, особенно между священниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

470 Монастырь этот существует и по настоящее время на острове того же имени, образуемом рекою Иквою. Время основания его неизвестно. По некоторым документам, сохранившимся в Почаевской лавре, первая его фупдация восходит к 1547 году; за тем уже начинаются благотворения князя Константина – при Иове. В начале XVII века монастырь этот был «свасован», т. е. закрыт, но в 1860 году снова восстановлен, по ходатайству Высокопреосвященнейшего Арсения, бывшего архиепископа Волынского, митрополита Киевского, и в настоящее время числится в ведении Почаевской лавры, из которой местный преосвященный назначает туда особого строителя из иеромонахов лаврских. (Архива Почаев. Лавры, дело 1/1095). К сожалению, в этом монастыре не сохранилось никаких следов, указывающих на пребывание пр. Иова в Дубне. Мы видели только на деснице, ведущей на колокольню, несколько старинных наместных и др. икон, сохранившихся от древнего, может быт, современного пр. Иову, Дубенского крестовоздвиженского храма. В настоящее время на Дубенском острове устроен храм во имя пр. Иова, и помянутыя иконы помещены на память в этой церкви. 473 Волынские Епарх. Вед. 1680 г. Пероговского. «Бывшие православные монастыри в г. Дубне», 34. 7. Не оффиц. стр. 1542. 474 Там же. Сведения об этом Виталие мы находим в рукописной книге библютеки Волынской семинарии, под заглавием: «Диоптра мерозрительная, или зерцало известное указующее суету мира» и проч. В этой книге в самом ее заглавии прямо говорится, что она, или точнее «зерцало» это словенски многогрешным Виталием и игуменом честнаго Креста в Дубне.... чернилом новоизображено, лета от откупления мира 1604. Библиотека Волынской семинарии 155. 475 Досиф. жит. блажен. Иова по печатн. изд. стр. 2 – 3. Надобно при сем заметить, что в истории русской церкви, кроме Дубенского Крестовоздвиженского монастыря на Волыни есть указание еще на два, так называемых Дубенских монастыря, и даже один из них, подобно Крестному монастырю пр. Иова, называется Дубенским на острове. Первый из них был основан в 1378 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Среди любимых авторов Сковороды - Плутарх , Цицерон, Гораций, Лукиан , Филон Александрийский , Ориген, Климент Александрийский, Дионисий Ареопагит (см. «Ареопагитики» ), прп. Максим Исповедник, «а из новых - относительные к сим, глава же всем - Библия» ( Сковорода Г. С. Соч. М., 1973. Т. 2. С. 386). В диалогах Сковорода изложил оригинальное неоплатоническое учение о 2 натурах и 3 мирах, обладающее признаками философской систематичности: «Все три мира состоят из двух едино составляющих естеств, называемых материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы. Они суть первородные миры, нерукотворные, тайные веревки, преходящую сень, или материю, содержащие» (Там же. С. 151). В миросозерцание Сковороды органично вошли идеи Платона, неоплатонизма, стоицизма и эпикурейства . В энциклопедических изданиях «Кабинеты любомудрия», «Зерцало древней учености», распространенных в России в кон. XVIII в., философия определялась как «платонический нектар» и говорилось о связи платонизма с христианством: «Христиане одни только Платоновой философии держались, как в первые времена, так и несколько после, как-то: Юстин Мученик, Климент Александрийский, Ориген, Василий, Григорий Назианзин и Августин» (Зерцало древней учености, или Описание древних философов, их сект и различных упражнений. М., 1787. С. 17). Романтизм В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в рус. культуре появился новый философско-эстетический стиль - романтизм. Отталкиваясь от классицизма, благоговевшего перед классикой и стремившегося воспроизводить античные формы, романтический стиль в искусстве обратился к средневек. (национальному) прошлому, экзотическим мирам Востока, памятникам библейской древности, выработал иной взгляд на А. Борьба с принципами эстетики классицизма в осмыслении А. нашла наиболее яркое выражение в соч. Д. В. Веневитинова «Анаксагор: Беседа Платона», в его рецензии «Разбор рассуждения г. Мерзлякова», в дис. Н. И. Надеждина «О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической», в книгах проф.

http://pravenc.ru/text/115830.html

Иезекииль — библейский пророк. Сухие кости, ожившие по воле бога, описаны в главе 37 Книги пророка Иезекииля. 150 Сретали (древнеслав.) — встречали. 151 Подрукавная знать — незначительные, незнатные дворяне. 152 — 218. …и даже сами вольтерианцы против этого не восставали — неточная цитата из «Ревизора» Гоголя (д. I, явл. I). Подлинные слова городничего — «Это уж так самим богом устроено, и вольтерианцы напрасно против этого говорят». 153 Будари — сторожа, будочники. 154 …слова Павла…— то есть апостола Павла. 155 Бибель — библия. 156 …посылали молиться в Соловецкий монастырь. — Лесков намекает на то, что Соловецкий монастырь служил местом ссылки. 157 С. С. Ланской (1787–1862) — в 1855–1861 годах министр внутренних дел, видный деятель крестьянской реформы. В 1831–1834 годах он был костромским губернатором. 158 Зерцало — трехгранная колонка-призма с тремя указами Петра I по сторонам, стоявшая на столе каждого присутственного места; сверху зерцало было украшено двуглавым орлом (ср. на стр. 228: «снять орла на зерцале»). 159 …хитон обличает мя, яко несть брачен (древнеслав.) — одежда моя показывает, что я не гожусь быть гостем на брачном пиру. 160 …искреннему своему…— Лесков употребляет это выражение из библии в старинном значении — ближнему своему. 161 Маншкурт — короткие рукава. 162 Оффенбаховское настроение — по имени французского композитора Жака Оффенбаха (1819–1880), автора многочисленных оперетт, пользовавшихся огромным успехом. 163 Играть на понижение — биржевой термин. 164 Кошлатая — мохнатая. 165 Канифас — льняная ткань. 166 Шланбов — шлагбаум. 167 «Апликовая» чаша — чаша с накладным серебром. 168 Солея — возвышение в церкви перед царскими вратами. 169 Государыня — Екатерина II. 170 …при огорчительном сватовстве Павла Петровича. — В 1773 году Павел I вступил в брак с гессен-дармштадтской принцессой Вильгельминой (Натальей Алексеевной). В 1776 году она скончалась. 171 Попенный сбор — сбор за срубленные деревья (считая по пням). 172 …о кончине юной дочери императора Александра Первого…— Первая дочь Александра I, Мария, жила с 1799 по 1800 год, вторая — Елизавета — с 1806 по 1808 год. 173

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Зендень – шелковая ткань. «Ферези зендень еринной цвет». – «Телогрея подложена зейденью». – У пол кроватного завеса «сверху по коймам зендень красная» 238 . В описях встречается зендень гвоздичного, лазоревого, мясного, синего, червленого и других цветов. Зепь Зепь – (ср. Перс. джиб) карман. В судном деле 1680 года: «… Зинка-де у него (Якушки) из зепи вынял денег 6 алтын …. Положил мне, сироте твоему, в зепь табаку нетертого неведомо кто 239 . – «Кафтан около ворота и передов и зепей и рукавов опушен соболми» 240 . Зепьный – карманный. В 1669 г. у князя Прозоровскаго воровские астраханские взяли грабежом, между прочим, часы боевые зепьные, кожух (корпус) медной, прорезной, золочен» 241 . Зерцало Зерцало – досчатая броня без рукавов, составленная из двух половинок, которые соединялись на обоих плечах и боках. Каждая половинка зерцала называлась доскою и состояла из круга или осьмиугольника, стальных или железных щитков, нашитых вокруг него на бархат или атлас, стеганый на хлопчатой бумаге, и соединенных кольцами, ожерелья над кругом и обруча, охватывавшего шею. В круге или осьмиугольнике нагрудной половинки Московских зерцал изображались двуглавые орлы с коронами. По окружности гербовых щитов царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича был насечен титул царский 242 . Обе половинки зерцал соединялись нарамками и наплечками 243 . Зерцала делались граненые, рытые с позолотою и чистые (гладкие); украшались по краям бахрамами. Хранились в чемоданцах 244 . «Зерцала четыре, доски булатныя, с пряжки серебряными, насеканы золотом; подписано: «Блаженные памяти великий государь царь и великий князь Федор Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец, в 188-м году, теми зерцалы пожаловал князь Василья Голицына» 245 . Зипун Зипун – (Татар. зубун) узкая одежда в роде кафтана, простиравшаяся несколько ниже поясницы, иногда до колен и реже до икор 246 . У Мещеряков збун значит то же, что у Татар чикмень кафтан. Зипун носился сверх сорочки и был комнатною холодильною одеждою; на зипун надевали кафтан или ферезь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Погодиным, представляет собою не первоначальную редакцию этого сочинения, читанную и одобренную св. Димитрием и употреблявшуюся самим Посошковым до 1715–1719 г., а редакцию новую и притом сокращенную, составленную или самим Посошковым, или кем-либо другим; 5) письмо святителя Димитрия к Феологу с отзывом о Зерцале относится не к 1706, а к 1709 году, самое же Зерцало писано Посошковым, по всей вероятности, в 1708 году. И. Нильский 1 Преосв. Филарет не только в «Обзоре русск. дух. литер.» заметил, что св. Димитрий писал Феологу о Посошковском Зерцале, но повторил тоже самое и в письме к г. Погодину. «Ведь это-то самое Зерцало безыменного творца, которым так дорожил и восхищался дивный святитель Димитрий», писал преосв. Филарет г. Погодину, когда последний послал ему Зерцало Посошкова. Это письмо преосвященного известно и г. Брикнеру («Моск. Ведом.» 1864 г. 57). 2 Впрочем, о Самаринском списке доселе известно только то, что в конце его есть следующая подпись: «Иван Тихонович Посошков, творец книжицы сея, 1709 года». 5 Возвращая Феологу «книжицу безыменного творца, именуемую Зерцало», святитель Димитрий писал ему: «прошу честности твоей, возвести мне, кто тоя книжицы писец? жив ли он? Аще жив, стану к нему писати. Аще же умре, стану его поминати». 6 Если бы Посошков означил свое имя так: «аще хощеш унеда творца книги сей, и ты положи слово десятое и второе и первое и пятидесятое и восьмидесятое и семидесятое и двусотое» и т. д., тогда человеку, знакомому с нашими древними памятниками, не трудно было бы узнать это имя. 7 Имя как раз соответствует числу 63:– 10 – в –2 – а —1— н – 50, а прозвание 512 – II – 80 – о – 70 – с – 200 – о – 70– ш – к –20 – о – 70 – в – 20», замечено в статье «о перстосложении». 8 Таковы оба списка, но которым издало Зерцало г. Погодиным (см. стр. XXIII). После этого мы затрудняемся понять, почему г. Бриннеру кажется, что на списке г. Строев означено имя автора Зерцало. 9 Сколько нам помнится, такой же список был и у нас под руками в 1856–7 г.: в нем об антихристе говорилось в 16 главе: тоже видим и в списке казанской академии; между тем как, по печатному изданию, речь об антихристе идет в 18 главе. 13 Мы считаем этот список Зерцало списком краткой редакции на том основании, что в Строевском списке, как оказалось по справке, недостающие в начале заглавный лист и несколько страниц предисловия выписаны кем-то, как там и замечено, из списка г. Самарина, и содержание их буквально сходно с содержанием тех аге страниц списка г, Большакова. 14 Говорим: на одном списке, именно Самаринском, – потому, что находящаяся в конце печатного Зерцала подпись: «Иван Тихонович Посошков москвитян, творец книжицы сея, о лете 1708», взята в Строевский список, как замечено в нем, из списка г. Самарина; неизвестно только, почему здесь указан 1703 год, тогда как, по уверению г. Погодина (Соч. Посошкова, ч. II, стр. XXIII; «Моск. Вед. 1854 г. 57), на Самаринском списке выставлен 1709 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

В заключение нам остается решить последний и самый важный сравнительно с другими, прежде рассмотренными, вопрос, о том, когда написано Посошковым его Зерцало очевидное. Г. Погодин в предисловии ко второй части сочинений Посошкова говорит об этом предмете следующее: «теперь открывается новое сочинение Посошкова, принадлежащее, судя по надписи одного списка, к 1709 году: Зерцало суемудрия раскольника» (стр. XXIII). Вскоре, однако же, после напечатания Зерцала почтенный издатель отказался от этого своего мнения. Получив от покойного преосвященного черниговского Филарета уведомление о том, что напечатанное Зерцало есть то самое, которым так дорожил и восхищался дивный святитель Димитрий, г. Погодин не удовольствовался этим замечанием о Посошкове автора «Обзора русской духовной литературы», но решился «дополнить» сообщенное им сведение теми данными об этом предмете, какие находятся в указанном сочинении преосвященного Филарета. Найдя затем здесь следующее известие: «Святитель Димитрий, в письме к Феологу 1706 г., писал: «книжицу безыменного творца, именуемую Зерцало, от честности твоей к нам присланную, выслушав и переписати повелев, возвращаю паки вашей честности»..., г. Погодин пришел к мысли, что если Зерцало было известно св. Димитрию еще в 1706 году, то, очевидно, оно не могло быть написано в 1709 году, и, на основании такого умозаключения, заявил, что 1709 год, находящийся на одном из списков Зерцала (Самаринском), должно относить не к сочинению, а к подписи: «Иван Тихонович Посошков, творец книжицы сея» 17 . Г. Попов, издатель Отеческого Завещания к сыну, на основании тех же данных (стр. X–XI), высказал уже прямо, что Зерцало написано Посошковым до 1706 г. (стр. XIII). Г. Бриннер, решившийся исправить погрешности и пробелы, допущенные вышеуказанными учеными, занимавшимися изданием сочинений Посошкова, говорит по этому вопросу следующее: «И архиепископ Филарет и гг. Погодин и Попов нисколько не сомневаются в том, что Феолог послал Димитрию Ростовскому сочинение Посошкова, хотя 1706 год в письме Димитрия плохо согласуется с 1708 или с 1709 годом в подписях списков Самарина и Строева 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

его книгу «О скудости и богатстве», стр. 15 и 16), не мог написать таких стихов. То обстоятельство, что на одном из списков Зерцала краткой редакции означено имя автора: «Иван Тихонович Посошков, творец книжицы сея» 14 , не может противоречить нашему предположению. Эта подпись могла быть сделана и не Посошковым, а кем-либо другим, узнавшим (из сочинения ли «О скудости и богатстве», или другим каким-либо путем) о том, что «Зерцало очевидное против раскольников» писано Посошковым. Что же касается предположения г. Погодина, не есть ли Строевский список Зерцала автограф Посошкова, то, по сличении нами почерка этой рукописи с несомненным автографом Посошкова – «О ратном поведении» 15 , мы пришли к убеждению, что предположение это не имеет твердого основания. Итак, трудно сказать, чей труд представляет собою Зерцало краткой редакции, – самого ли Посошкова, или кого-либо другого. Но если допустить, что Посошков сам сократил 16 первоначальную, обширную редакцию своего Зерцала, то необходимо признать, что он сделал это не раньше 1715–1719 годов, когда, по мнению г. Брикнера, написано Завещание отеческое к сыну; так как, ссылаясь в этом сочинении на Зерцало, Посошков цитует его еще по обширной редакции, указывая иногда такие главы (напр. 23-ю), которых в списках краткой редакции нет вовсе. С другой стороны, принимая во внимание то обстоятельство, что в сочинении «О скудости и богатстве» (стр. 15–l6) Посошков, указывая на Зерцало и высказывая желание, чтобы оно было напечатано, говорит об нем, как о сочинении строго противо раскольническом, ставя его наравне с «Розыском» св. Димитрия Ростовского и «Пращицею» Питирима Нижегородского, «ради же охранения от люторския и кальвинския и от прочих иконоборцев», о чем трактуется в 23-й главе Зерцала, но первоначальной, обширной редакции, рекомендует напечатать «Камень веры» Стефана Яворского , можно думать, что Зерцало краткой редакции, в котором уже нет речи о лютеранах, явилось не позже 1721–21 годов, когда написано было Посошковым его сочинение: «О скудости и богатстве».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010