Первый человек имел назначение исполнять волю Божию, которая есть высочайший закон и начало жизни. Но Адам оказался непокорен воле Божией и сделался преступником против Бога. Это преступление, или первородный грех, – соделался началом смерти. Повреждение человеческой природы от Адама перешло ко всем последующим поколениям, а с повреждением – и смерть. Люди глубже и глубже погрязали в бездне неведения, греховности и бедствий. Но как они отпавши от Бога, до того ослепились своими порочными наклонностями, что не могли прийти к сознанию своих грехов, к чувству раскаяния и намерению исправиться: то Бог поставил им на вид зерцало, в котором верно и живо отражался их образ. Это зерцало – закон. В многочисленных его повелениях и запрещениях люди познали свои многочисленные преступления и увидели полную меру своих грехов. С сознанием греховности обнаружилась сильная распря духа с плотью. Дух хотел закона; но плоть превозмогла, и человек, стремясь к добру, невольно раболепствовал злу. И как закон, который сам в себе добр, делает таким образом только грешников, то есть, всегда уличает людей в грехе и определяет осуждение за отступление от своих предписаний, а между тем не дает сил к добру, то им никто не оправдывается пред Богом. И так, существенная цель закона – предуготовить людей к принятию Искупителя. Следовательно время подзаконное, есть время томления и ожидания. Сие ожидание удовлетворено во времена благодати: потому что Христос совершил примирение между Богом и людьми, а чрез то открыл способ к оправданию и жизни. Чрез веру во Христа человек приобщается Его благодати; вера ведет человека к духовному возрождению; и кто возрожден, тот получает дух усыновления Богу. Жизнь Иисуса должна сделаться нашей жизнью; и этого мы достигаем, если делаемся новою тварью во Христе и преобразуемся в Его образ. Оправданные чрез Христа вступают в новое духовное общество, или церковь и имеют в ней общение Святого Духа (соч. Инок. Арх. Херсонского изд. Вольфа 1875 г. С-П. стр. 298.). Лучше этого доказательства кажется и быть не может, тем более, что православный иерарх основывает свои мысли на изречении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Радуйся, Горо Несекомая, от Нея же Краеугольный Камень отсечеся, Христос; Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало. Кондак 4 Бурю напастей и распрей воздвизаемую умирила еси заступничеством Твоим, Богомати, егда Лжедмитрий со иноплеменницы злоумышлял есть в Путивле против земли Русской. Тако ныне предстательством Твоим умири мир, просвети отступивших от Бога и разори советы нечестивых противу Церкви Христовой. Да прославим Бога, даровавшего таковую Заступницу, поя Ему: Аллилуиа. Икос 4 Слышавше словеса Твоя, Богородице, о первописанней иконе: С сим образом благодать Моя и сила, с надеждой припадаем к святым иконам Твоим и прославляем житие Твое тако: Радуйся, неплодных богоотец Иоакима и Анны благоуханный плод; Радуйся, в храм законный жити приведенная и во Святая Святых, на общение Ангелов введенная; Радуйся, путь девства Приснодевством Своим освятившая; Радуйся, Благодатная, благую весть о рождестве Сына Божия от Архангела получившая; Радуйся, Благословенная в женах, избранничеством и смирением Своим Бога на землю низведшая; Радуйся, целование Елизаветино и взыграние младенца ея яко пророчество приимшая; Радуйся, крайнее снисхождение Божие продолжила еси, в вертепе Сына Божия рождши и в яслех положивши Его; Радуйся, рождеством Сына Своего ангелов возвеселившая; Радуйся, поклонение пастырей и дары волхвов Сыну Божию приимшая; Радуйся, скорбей, Симеоном Тебе предреченных, не убоявшаяся; Радуйся, от злобы Ирода со Младенцем Христом Ангелом спасенная; Радуйся, явлением Своим идолов египетских сокрушившая; Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало. Кондак 5 Боготечная звезда есть людем икона Твоя, Богомати, являеши бо ся в ней Одигитрией, путь на небо нам указующей. Молим Тя, Преблагая, укажи нам царский путь ко спасению, да шедше им, воспоим Богу: Аллилуиа. Икос 5 Видяще, Богородице, дивную икону Твою, яко щит в житейстех бранех нам данную, обратимся душею к многоскорбному и славному пути Твоему и воззрим со смирением на беды и скорби наша, да наставлением Твоим усмотрим в них Божие промышление, ко спасению подаваемое. Разумевше же сие, воспоим Ти тако:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

л. 138 об. Слово святого Иоанна Златоуста . Еже не отчаятися в беде. Слово 74. Нач. Я ко аще кто добро творя в беду попадет или в болезни лютыя или в грабление имения. л. 140 об. От книги Бесед Апостольских, лист 2024. Нач. Ничтоже языка оного святилище, иже в злых благодарить Бога. (Оборвано далее). л. 141. Кормчая, л. 641. Нач. Яко еретик есть и еретическим подлежит законам. л. 141. Книга Соборник. В неделю 5 поста лист 448. Слово святаго Иоанна Златоуста , како с разумом искати спасения. Нач. Прием, братие, от хранилищницы сеи некое чувство пользы духовныя. л. 149. Книга Зерцало. Глава 180. О неком работнике, иже моляся Господу в церкви. Работник церкви убогия имея себе жену и чада данною работою питаше. л. 156 об. Повесть от Великого Зерцала. Како боятися суда Божия благосердый икии царь научи. Глава 37. Есть писано, яко един икии царь никогда же в животе своем весел бысть. л. 159. Сентябрь 16 день. Слово Иоанна Златоустог о, яко подобает чтения святых книг послушати и с прилежанием чести и внимати. Нач. Рече блаженныя Иоанн Златоустый : сыдошу ти в почитании словес божьих прежде помолися Богу. л. 161. Пролог. Месяц апрель, 18 день. Слово Иоанна Златоустаг о о страсе Божии и о еже како во святыя Божии церкви стояти со страхом и с благочинием и лице свое крестити крестообразне. Нач. Мнози убо негласи махающе по лицу своему рукою творяще крестятися. л. 162. Месяц май в 8 день. Слово от Патерика. Нач. Рече Авва Афанасии, ико множицею глаголют иныции от вас, яко где есть гонение на мучительство. л. 164. О волхвующих. Глолет бо святый Иоанн Златоуст . Яко аще и Троицы имя глаголется на сицевых, аще и святых будут призывания. л. 165. Римская ересь, иже пряща от месалиян и василиян. Нач. Месалияне убо василияне последуют оригенову мудрованию. л. 171. Акафист Иисусу Сладчайшему из старопечатной книги. л. 179. О чаровницах Намоканон. Нач. Иже чародействуют в двенадесятом времени… анафема да будет. л. 180 об. Книга Зерцало. О добрых 12 друзьях. Нач. Человече, сих 12 другов зело много добра получиши.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Аминь.    14 сентября 1860 года    В Сухотинском женском монастыре Тамбовской губернии Зерцало иночества в жизни святого Алексия, человека Божия     Начало монашества — оставление мира. Жертва всесожжения. Практика монашеского жития    Жизнь святого Алексия, человека Божия, представляет нам зерцало монашеского жития в полном его совершенстве. Придите же, сестры, станем смотреться в сие зеркало; насмотревшись, поверим, все ли так есть у нас, как следует быть, чтоб потом в должном более утвердиться, недолжное отстранить, недостающее восполнить.    Начало монашескому житию полагается оставлением мира и всего, что бывает уместно в сожительстве человеческом. Вступающий в монашество оставляет не греховное только и порочное, что обязан делать и всякий христианин, но и все естественное; оставляет отца, мать, родных и всякую житейскую сладость, становясь действительно в душе своей мертвым для всего. Вы знаете, как это необходимо и как без сего нельзя свободно действовать в монашестве, ощущая себя связанным, как бы по рукам и по ногам. Есть разные степени и разные способы сего отречения… Но почти все, отрекавшиеся истинно, находили более удобным, отрекаясь мира, совсем отдаляться от мира и всего житейского. Потому что, хотя сие святое дело предприемлется по преобладающей любви ко Господу и, следовательно, предполагает сердце занятым и плененным другими предметами, лучшими тех, которые оставляются, нельзя, однако ж, не чувствовать боли, когда оставляются связи естественные. Боль сия замирает отдалением, но снова оживает в силе встречею и видением. Потому оставаться пред лицом таких предметов и, однако ж, быть с ними в обязательном сердечном разделении — значит поставить себя в положение непрерывно болезненных ощущений. Но кто может понадеяться иметь всегда столько крепости в своем сердце, чтоб благодушно, в созидание себя, переносить сии болезни... Вот почему отрекающиеся мира все почти бегут в пустыни или за стены монастырей!    Не таков был святой Алексий, человек Божий! Ему мало было идти общим путем.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

313 Слич. Объяснение Образа Св. Софии, помещенное в Синодальной рукописи, содержащей в себе толкование на Псалтырь св. Афанасия Александрийского , 238, XVI–XVII вв. Смотр. в Описании Рукоп. Синод. Библ. Горского и Новоструева, отд. 2, стр. 74. 314 В Подлиннике Графа Уварова 495, лист 121, вместо того сказано: «Глава бо мудрости Сын, Слово Божие». 315 В том же Подлиннике графа Строганова: «Толкование, что у Ангелов над ушами тороки (торцы, тороцы, торцыи и терции) пишутся. Ангелы имеют над ушами тороки, то есть – покоище Св. Духа, который и действо имеет. А что над челом белость, то есть – слухи. Когда придет повеление от Господа, тогда слух вострепещет у Архангела; и тотчас зрит он в зерцало, которое держит в руке своей, и обретает повеленное ему от Господа в зерцале написано: точно так, кто пишет на воде перстом, тот один и разумеет, что написал. Потому Ангелы слухи и зерцало имеют. 316 А не на облаке, как сказано в приведенном выше описании Св. Софии, заимствованном мною у митроп. Евгения. 319 Эта беседа без отношения к Сергию и Герману, напечатана г. Бодянским в Чтениях Общ. Истор. и Древн. Рос. за 1859 г. 3. Сочинение ее приписано г. Бодянским старцу Вассиану, но недостаточно объяснено, по какой причине; между тем, как в беседе неоднократно намекается на два лица, которым она приурочивается. 320 Архим. Макария Археологич. Описание Церковн. древност. в Новегороде. 1860 г. ч. 2-я, стр. 79. 324 В старину слово год употреблялось в смысле времени вообще. Например, говорилось вечерний год, то есть вечер. 326 Первой половины XVII века, в 4-ку, на 110 листах. Над изображениями помещены краткие описания – древнейший текст Толковых Подлинников, или описаний иконописных сюжетов, без самых изображений. 334 О западных изделиях в Новегороде см. Архим. Макария Археологич. Описание Церковн. Древностей в Новегороде. 1860 г. ч. 2-я, стр. 164, 165, 200, 201 и след. 335 Странно, как г. Погодин, не приняв в соображение ни этих, ни многих других заслуг Новагорода в историческом развитии православной Руси, решился сказать следующее: «Новгород, испокон века находившийся в тесных сношениях с Норманнами, самым европейским племенем VIII-ro и Х-го веков, потом с Немцами, поселившимися у него под боком, и наконец с Ганзою – все-таки остался при своем, ни взад, ни вперед (?). Значит, старое или хоть устарелое дикое мясо. (?) нужно было прижечь ляписом. Атеней 1858 г. 26, стр. 618. 339 Смотр. Истор. Русск. школ Иконопис. Стр. 15. Именно: Единородный сын – с рисунка Чимабуэ; Во гробе плотски – с рисунка Перуджино. Читать далее Источник: Сочинения по археологии и истории искусства/Соч. Ф.И. Буслаева. - Т. 1-3. - 1908-./Т. 2: Исторические очерки русской народной словесности и искусства. - Санкт-Петербург : Тип. Имп. Академии наук, - 1910. - 455, c. : ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

С 1616 г. в Замостье находился экзарх Иерусалимского патриарха Монемвасийский митр. Иоасаф, к-рый привез правосл. горожанам грамоту Иерусалимского патриарха Феофана IV о ставропигии Замостского братства. Поскольку в том же году митр. Иоасаф передал К. благословение от вост. патриархов на подготовку к печати кн. «Зерцало богословия», можно считать, что их встреча произошла в Замостье. Известны письма из Замостья 1617-1621 гг., к-рые предположительно можно атрибутировать К.: послание к ординату Замостья шляхтичу Томашу Замойскому от 11 дек. 1617 г.; «Salutatio» (Приветствие) к нему же 1621 г. (письмо анонимно, но по стилю может принадлежать К.); «Лист, на внимательное чтение заслуживающий» от «иеромонаха Кирилла из Замосця» от 10 июня 1621 г., адресатами которого были «швагер» (муж сестры) замостский грек Иосиф Анастасиевич и родственник последнего Давид, переводчик с греческого на польский и латинский (ЛНБ. Оссол. Д. 827. Л. 309). Против атрибуции этих посланий К. выступили Исаевич и Мицко, считающие, что их автором был иером. Кирилл (Иванович), к-рый, по мнению указанных исследователей, в 1621-1625 гг. являлся проповедником замостского Николаевского братства (в пользу данной т. зр. говорит то обстоятельство, что почерк писем идентичен почерку недоброжелательной к К. записи о нем: «Потум апостатствовал и в Чернигови игуменство от короля мел. Здох року 1646 на игуменстве там же»). Не исключена полностью возможность отождествления Кирилла (Ивановича) с К. О Кирилле (Ивановиче) известно, что он был греком из Замостья, его «греческий род» внесен в помянник Замостского братства. К. переписывался с основателем Манявского в честь Воздвижения Креста Господня скита прп. Иовом (Княгиницким) , к-рый 23 авг. 1614 г. отправил К. письмо с рецензией на кн. «Зерцало богословия». В Житии прп. Иова (Княгиницкого) рассказывается, что в дек. 1621 г. к нему в Манявский скит прибыл «греческий» иером. Кирилл из Замостья, «ради прощения и молитвы». Настоятель Манявского скита прп. Феодосий (Княгиницкий) написал в июле 1625 г.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

На Суде одесную престола Бога, распятого за наши грехи, на коленях будет стоять Матерь Божия, Матерь Жизни, Матерь Церкви, тихий свет святой Славы, Небесный Ковчег, в котором родился Царь любви вечной. Она будет плакать и просить милости ко всем, у кого в этой жизни было сердце матери. И все, кто тайком оплакивает боль других, — тайные друзья Матери Божией. Он — зерцало чистоты и непорочности, какой только может достигнуть человек А ошую в вечном деисусе стоит Иоанн, пророк смерти за Бога, святой мученик, Божественный младенец, ангелом поживший на земле, пока его не убили за Бога. Он был так чист, что Бога, Которого видел во чреве Его Матери, возвещал на земле, и в жизни и смерти, в аду и Царствии Божием. Он развеивает все наши иллюзии о собственном достоинстве. Он — зерцало чистоты и непорочности, какой только может достигнуть человек. Сегодня после литургии ко мне трепетно подошла бабуля необычайной красоты. Это верующая, которая не отходит от храма, каждый день вычитывает по 7 акафистов, а на богослужении всегда плачет. Прикладывается к моей руке и шепчет: — Бог дал нам ангела, а не священника. Тут слезы невольно брызнули у меня из глаз. Я мгновенно увидел бесконечную пропасть между тем, что мы есть и чем должны быть. Увидел, насколько я недостоин служить Тайнам Божиим. И тихо прошептал: «Господи, дай мне слезы, чтобы оплакивать мои грехи до скончания века». Рейтинг: 10 Голосов: 588 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 10 июля 2023, 09:27 Поэма Святому Пророку и Предтече Господню Иоанну! Замечательно написано! Святой Иоанн Предтеча,моли БОГА о всех нас! Аминь! Михаил 9 июля 2023, 02:30 Святитель Иоанн, помоги семейной паре рабам Божиим Алексию и Татьяне жить во славу Христа! Анна 7 июля 2023, 15:00 ПРЕКРАСНАЯ ПРОПОВЕДЬ! Пропитана любовью ! Спаси Господи Священника Иоанна Валентина Истрати! Ольга 7 июля 2023, 13:55 Как прекрасна проповедь! Какие великие слова и смыслы! Георгий 7 июля 2023, 07:33 Святый пророче отче на Иоанна Крестителе умоли Господа нашего Иисуса Христа о дарования помощи Божией и заживлении ран душевных и телесных моему сыночка тяжелораненному воину Кириллу, раненным воинам Максиму, воину Кириллу и всем воинам и нам морякам требующее твоего заступления, осветить нас своей благодатию, и подай нам мира и благословения на долгий лета.Аминь

http://pravoslavie.ru/154656.html

Для мыслящих себя в составе казанской паствы обращение за церковным окор- млением, по примеру вятских батюшек, к кому-либо из иноепархиальных архиереев было бы неосторожным повреждением своей канонической связи с Церковью Вселенской. Для вятских батюшек, находящихся в общении с епископом Виктором [Островидовым), такое окормление находит себе основание в том, что епископ Виктор, лишённый уже физической возможности священнодействовать в храме, в бытность свою в Ленинграде сам направил своих ставленников для рукоположения в священники к одному из тамошних архиереев. Для Казани такой порядок я нахожу пока преждевременным. Кирилл, митрополит Казанский и Свияжский. 2(15) мая 1929 г. Станок Хантайка, Туруханского района, Красноярского округа. Архив составителя Письмо протоиерея Иоанна Андреевского из ссылки в Средней Азии по поводу письма архиепископа Петра [Зверева] от 3(16) июля 1928 г. 214 Станция Карменэ, г. Кинимех 10(23)–51, 1929. ...Не знаю я, что сейчас происходит в церковной жизни родного края, но душа болит уже и от того, о чем слышишь. Очень грустно, что люди так легко, лишь по курсу ветра, меняют образ своих мыслей и направлений. Смена позиций (то обновленчество, то раскаяние в нем и возвращение в Православие, то новое опять уклонение – утончённое), несомненно, колеблет веру чад Божиих, раскалывает сердца их и создаёт тяжёлую атмосферу для молитвы... Разве можно спокойно молиться там, где допущена общецерковная погрешность, когда при сознании её неизбежны в душе разлад и раздвоение? Где тогда укрыться мятущей душе от окружающей неправды, где тогда проверить свою жизнь, если бы зерцало церковное все искривилось и вся церковь , этот глашатай чистой правды, сама вдруг запятнала бы свою совесть. Но, благодарение Богу, этого ещё не было, нет и теперь. Если в одном месте какая-либо община меняла свой облик православия, то в другом месте, другая община хранила и хранит свою чистоту. Так было раньше, так есть и сейчас. И никогда не будет того, чтобы вся Церковь в целом утратила бы свою чистоту, погрешила бы и искривила бы своё зерцало. В этом нас убеждает непреложность обетования Самого Христа Спасителя о неодоленности во веки окормляемого Им церковного корабля. Посему – да не смущается сердце наше, паче да не отчаивается при всякой происходящей в церковной жизни «сумятицы». Истина есть и будет хранима всегда. Требуется только, по заповеди апостола, зоркость духовная и бдительность молитвенная, чтобы чувствовать, где она, и не потерять в суете жизни. Если когда, то теперь нужно усерднее просить Господа: «не отвержи мене от лица твоего и Духа твоего Святаго не отыми от мене» 215 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

школ. Почти со всеми подвижниками этого периода южно-русской учености мы встречаемся на московской почве. Для примера припомним протопопа Лаврентия Зизания, доставившего в Москву свой Большой Катехизис. Москва охотно поглотила и книги другого южно русса, иеромонаха Кирилла Транквиллиона, его «Учительное Евангелие» и его «Зерцало Богословия». «Зерцало» – это первый опыт догматической системы на русском языке. Неудивительно, что из латинских пособий в него влились латинские толкования догматов. И сам автор этой догматики в 1626 г. соблазнился перейти в унию. Примечательно зарождение в этой атмосфере и специальной учености. Таков, например, иеромонах Памва Берында, составивший большой лексикон церковно-славянского языка. Иеромонах Киево-Печерского монастыря, а с 1624 года его архимандрит, Захария Копыстенский напечатал (1621 г.) свою «Палинодию» (т. е. «Возвращение на старый путь» всех свихнувшихся в унию). Тут он с большой эрудицией собрал ценные документальные свидетельства о начале русского христианства от церкви восточной, греческой, а не западной латинской. На этот научно-неопровержимый исторический православный путь он и приглашает обманутых латинством униатов. А в другой своей «Книге о вере единой» он защищает и отличает православие от протестантских заблуждений. Все эти и другие плоды православной школьной учености были доказательством больших и оригинальных усилий южно руссов защитить свое православие против технически превосходящей латинизованной униатской школы. Заслуги монастырей Кроме древнего киевского центра монашеская жизнь в литовско-польской русской церкви не была достаточно живой и цветущей. Под давлением гонений она явно проснулась и оживилась. Хотя в унию и была захвачена почти половина всех монастырей, но они обезлюдели и стали для униатов лишь доходными хозяйственными предприятиями, в то время, как православные монастыри возросли в числе своих насельников иногда даже до 100–200 иноков. И сверх того за первые же 20 лет унии создалось до 10 новых монастырей, и при том выдающихся.

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Сверх того, даже до конца XVIII в. эти печатные Синодики разбавлялись рукописными прибавками с миниатюрами из старинных источников, не вошедших в печатное издание; и таким образом составлялись книги, наполовину из печатных и писанных листов. 8) Такова, напр., рукопись XVIII в., принадлежащая мне, в лист. Она содержит в себе весь печатный Синодик со многими рукописными вставками и заключается известным апокрифическим сказанием о Страстях Господних, с миниатюрами, тоже XVIII в. Для тех из читателей, которым не случилось перелистывать печатный Синодик, почитаю не лишним сказать о нем несколько слов. Предварительно должно заметить, что печатный Синодик, как настоящая народная книга, весь состоит только из картин с подписями и виршами внизу, а иногда и вверху; и только предисловие без картинок. В предисловии объясняется значение Синодика. Содержание листов следующее. Поминовение усопших в церкви. По Вознесении Господнем апостолы повелевают в церквах поминать усопших. Иаков крестит неверные языки. Василий Великий , Григорий Богослов , Иоанн Златоуст , Афанасий Великий , Иаков брат Божий, Филипп Митрополит Московский. Ангел Хранитель. Преподобный Макарий находит в пустыне сухой лоб от человеческого остова. Картина рассуждения повседневного и зерцало христианина правоверного. Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть. Разлучение души от тела. Отпевание усопшего. Поминовенье. Ангелы носят душу усопшего. Лоно Авраамово. Известная повесть о том, как процвел жезл игуменьи Афанасии после ее смерти. Повести о грешной матери, о роскошнике, о пленнике в Персиде, которого поминали, как усопшего; о разбойнике Домицеле и, наконец, зерцало грешного и мертвая голова. К печатным экземплярам обыкновенно пришивались чистые листы для вписыванья имен усопших. Это общее содержание печатных листов умножено в моей рукописи следующими писанными вставками с миниатюрами. Когда бывает поминовение, тогда ангел сходит в темные места и приносит душе усопшего свет, уведомляя о поминовении. Восшедши на небеса, ангел вписывает ее имя в вечных обителях.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010