Еще один атрибут католических изображений Архангела Михаила – весы: это знак того, что на Страшном Суде он будет взвешивать дурные и благие поступки каждого человека. Поэтому в чашах весов изображают иногда в одной – уродливого демона (грех), в другой – молящуюся фигурку. С XVIII века эти изображения получили также распространение и в Православной Церкви. Также на Западе распространены изображения Архангела Михаила с книгой – отсылка к строкам Писания о книге за семью печатями, которые будут вскрыты при конце света. В православной традиции в руках у Архангела Михаила, как и у других ангелов, часто изображают так называемое зерцало – прозрачную сферу, содержащую в себе буквы имени Иисуса Христа или Его изображение; зерцало символизирует то, что ангел – это дух, а не антропоморфное существо, и служит Христу. Иногда зерцало выглядит, как царский атрибут – держава (золотой шар, увенчанный крестом). Часто вокруг основного изображения Архангела на иконах присутствует ряд клейм, в которых изображаются деяния Архангела Михаила. Наиболее чтимая икона Архангела Михаила с деяниями находится в Архангельском соборе Московского Кремля; она относится к началу XV века. Иконы Архангелов Михаила и Гавриила традиционно присутствуют в Деисусном чине иконостаса православных храмов. Они располагаются от главного образа Спаса Вседержителя следом за Богоматерью и Иоанном Предтечей. Михаил – справа от Христа, Гавриил – слева. Известен ряд сюжетных изображений Архангела Михаила. Одно из таких изображений – «Собор Архангелов Михаила и Гавриила». Здесь они, стоящие прямо в полный рост, держат круглую «славу» (сферу) с поясным изображением Спаса Еммануила. Сюжет установился в IX веке, когда после периода иконоборчества снова утвердилось Православие. На отдельных иконах «Собор Архангела Михаила» Архангел изображается с медальоном Спаса Еммануила на груди. В позднесредневековый период также была широко распространена иконография «Собор ангельских сил», представляющая единение ангелов под предводительством Архангелов Михаила и Гавриила для защиты Божиего Престола. В иконах типа «Достойно есть» сонмы ангелов в различных одеяниях символизируют Силы Небесные.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Эти последние выражения указывают на отношение Димитрия к расколу: оно – сильно враждебное. Тем не менее «Розыск» Димитрия Ростовского во многом отличается от других обличений раскола, современных ему и позднейших. Писатели южно-русской школы, не знавшие никакого раскола к себя дома, возмущались московским расколом, в особенности как свидетельством грубого невежества не только в простонародной массе, от которой и нельзя было бы требовать церковных знаний, но и в среде самого духовенства, даже такого, которое занимало видные места и пользовалось большим почетом, как первые расколоучители, протопоп Неронов или протопоп Аввакум. Киевлянам было непонятно, каким образом под именем «старой» веры составлялась эта новая, «брынская», вера, которая так часто основывалась на грубом непонимании писания, даже в простом незнании грамматики, и Димитрий, как раньше Полоцкий, возмущался тем, что подобные невежественные люди становились проповедниками, не трудясь чему-либо научиться. Отсюда резкость его тона, которая вызывалась также и необузданностью раскольничьих писаний. Он негодовал на безумства, которые уже совершались в то время в среде раскола. Еще раньше «Розыска» Димитрий останавливался на заблуждениях раскола. «Слышах аз, – писал он, – яко мнози, оставляюще домы своя, имения и сродники, бежат в пустыню, в леса Брынскии, аки бы ищуще Христа и правыя веры… будто Христос и яже в него вера сидит негде в лесе, за колодою… слышах и то, яко у раскольщиков сокровенно уже и христы обретаются, предтеч антихристовых наплодилося»; между раскольниками уже в то время распространялась так называемая Христова любовь…Но суровость Димитрия Ростовского тем не менее отличается от резкости других тогдашних писателей против раскола: это не была суровость инквизитора, а негодование благочестивого человека, и он опровергал раскол не буквой писаний, а стараясь разъяснять самую сущность дела; поэтому «Розыск» состоит из множества догматических, обрядовых и простых житейских объяснений, для которых он приводит целую обширную литературу, из священного писания, отцов церкви, старой русской литературы, наконец, из церковных историков латинских. Сведения о расколе он имел и из собственного опыта, рассказов очевидцев и из писаний самих раскольников. Окончив свою книгу, в марте 1709, он писал своему другу Феологу и делает, между прочим, любопытные замечания о книге «Зерцало», написанной тогда же не неизвестным автором: «Зерцало безъименнаго творца выслушах, велел преписать: а книжица та воистину благопотребна, великое раскольников обличение и постыждение. Когда бы та книжица прилучилася мне прежде написания моей, много бых от нея почерпнул. Я свою помощью Божиею окончих " … Это было сочинение известного Посошкова: «Зерцало безыменнаго творца на раскольников обличение» 62 . В другом письме к Феологу он просит сказать ему об авторе Зерцала 63 , которое видимо его заинтересовало.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Постараемся осматривать себя и в добрых делах наших, дабы не были они негодными пред Богом, и мы бы с ними непотребными не явились. Все, что ни творим, да будет во славу Божию и пользу ближнего нашего. Доброе дело от цели познается, а не от самого дела. Если цель добрая у доброго дела, то и дело доброе, а если цель злая, то и дело порочится, хотя бы и добрым казалось. Но надо сердце прежде исправить, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближнего; и тогда от правого сердца, как от доброго дерева добрые плоды, добрые дела происходить будут. Иисус, зерцало всех добродетелей и Помощник всем воздыхающим к Нему, да поможет нам. Спасайся. Вопрошаешь: как может человек сердце свое исправить? Ответ. Если хотим лицо наше исправным иметь, посматриваем в зеркало, исправно ли оно, и там усмотрев что-либо достойное порицания на лице, отираем или омываем. Так, когда хотим сердце наше исправить, чтобы правое было и правое замышляло, то должно нам в чистое зерцало жития Христова часто посматривать, и глядя в него, усматривать неправоту сердца нашего и исправлять ее. Правое же сердце то, которое всем отдает должное: Богу и Господу своему – послушание, и честь, и славу; ближнему же своему ищет и делает пользу, как себе. Да обращается же всегда перед душевными нашими глазами зерцало жития Христова: как Он обращался, живя на земле, и какие нравы показывал, более же всего смирение Его, которое настолько глубоко, насколько высоко величество Его. Это не попустит нам гордиться и славы и похвалы от людей искать. Спасайся. Хочешь знать, каковы признаки смирения? Ответ. Я тебе некие признаки его, по силе моей, покажу, ты же испытывай сердце свое, поскольку смирение, как и всякая добродетель, должно быть в сердце. Свойство смирения в том, что человек считает себя недостойным всего: пищи, одеяния, света солнечного, покоя богатого, служения от людей и прочего благодеяния, зная, что он грешник; напротив того, судит себя быть достойным всякого бедствия, поношения и наказания. Это признак истинного смирения, которое в сердце есть. Почему? Потому что такой человек видит, что своими грехами прогневал благодетеля Своего, Бога, Которого должен был бояться, любить и почитать; и об этом рассуждая, видит свое недостоинство во всем и считает себя достойным всего наказания.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Ознакомившись с отзывом Симеона, Сильвестр (Медведев) в целом согласился с ним, добавив: «А диалект горее того» (по всей видимости, речь идет о языке перевода) (ГИМ. Син. 130. Л. 199-200). На Соборе 1690 г. в Москве «Зерцало...» было запрещено вместе с др. книгами К.: «Книга Кирилла некоего, прозванного Транквиллион, и «Толкования на Евангелие», и «Зерцало богословия», и «Перло многоценное», слог или творение тогожде Кирилла, иже, удвоився верою и раздран совестию и полма причаствуя, православным и латином, единаго исповедания не имея, противности нашей Православной Церкви, писа же самочинно, без изволения и совета духовных начальников» (Остен: Памятник русской духовной письменности XVII в. Каз., 1865. С. 142). Отсутствие в «Зерцале...» критики в адрес католич. Церкви обусловило популярность книги в униат. кругах. В сент. 1692 г. ее переиздала типография Уневского Успенского муж. мон-ря, находившегося под властью Львовского еп. Иосифа (Шумлянского) , тайного униата. В 1790 г. в типографии Почаевского Успенского муж. мон-ря василиан вышло 3-е издание «Зерцала...». В предисловии к изданию сказано, что при подготовке к печати книга подверглась языковой правке: «Суть же еще и речи, во многих местах премененныя, наипаче сия, яже в первом экземпляре кратко и неудобопонятно начерташася и изобразиша, сия днесь распространишася и разширишася удобнейшего ради разумения и поятия». Униат. издатели сократили текст. В частности, была изъята гл. «О противностях в тых мирех и о разностех их», в к-рой К. трактует земной свет как воплощение духовного начала («заря некая отходная, образ невидимого Бога»), а человека называет «ангелом в телеси». Не вошли в издание также заимствования К. из Толковой Палеи. Высокую оценку сочинению К. дал митр. Антоний (Храповицкий) . По его мнению, «Зерцало богословия» «несравненно ближе к древлеотеческому богословию, нежели к средневековому латинскому и современному школьному» (цит. по: Тарасий (Курганский), иером. Перелом в древнерусском богословии. М., 2003). «Евангелие учительное» Богословско-гомилетический сборник, стал наиболее пространным сочинением К. Он был издан 9 нояб. 1619 г. в передвижной типографии К. в Рохманове («Евангелие учительное, албо Казания на неделю през рок и на празники Господские и нарочитым святым угодником Божиим, составлено трудолюбием иеромонаха Кирилла Транквилиона, проповедника Слова Божого, его власным стараньям, коштом, накладом, з друку на свет ново выдана за позволением старших, в маетности ея милости Вишневецкой Михайловой в Рохманове»). Типография не названа собственностью К., он считал себя скорее организатором издания в Рохманове: «Сам же аз... типографию в убогой куще странствия моего поставил».

http://pravenc.ru/text/1840351.html

190. (1812). Диоптра Филиппа философа с прибавлениями, полууст., напис. 1418 года, в четверть, 390 листов, заглавная заставка из перевитых кругов. л. 1. Предсловие Михаила Пселлоса книге глаголемей Диоптра, нашии же яаыком нарицается Зерцало. Нач. Луче есть малое праведнику паче богатства грешных многа. Это вторая половина предисловия, как видно из последних 4-х сиисков, а первая, помещенная в конце книги между припиской переводчика и послесловием писца, нач. Елма всех творец и исписатель, иже богодохновенная писания списаша. л. 2. Стиси Констянтина некоего Ивеста о книзе глаголемей Диоптра, сиречь Зерцало. В конце анаграмма (см. 171) и Списателеви стиси, отвещателни яве яко спротивляющимся. л. 2 об. Диоптра: Плачеве и рыданиа инока грешна и странна имиже спирашеся к души своей. Сочинена в 1095 г. (см. л. 119 об.), разделена на 5 слов или бесед души с плотию. В заключение послесловие сочинителя, к коему переводчик или переписчик присовокупил: Словеса убо писаная придоша в конець, уму же да не будеть когда приати конець. В любителех душепитателных словес кое убо когда будеть благых насыщение? В остальных 4-х списках за сим следует еще послесловие переводчика, в коем он говорит, что книгу сию глаголемую елинскою речию Диоптра нашею же, рекше рускою речию, Зерцало 193 вм. рускою написано ростовскою) перевел по просьбе друга своего Зиновия. Вероятно на основании одинакого чтения с 193 ростовскою вм. рускою в Оп. рукоп. гр. Толст. отд. 1 7 прибавлено, что Диоптра переведена в Ростове. Прибавления, встречавшиеся в предыд. рукописях: л. 208. Блаженаго Афанасиа, архиеп. александрьскаго, к Антиоху князю, о многых и нужных взисканиих, иже в священных писаниих недоуменых и должных всеми христианы ведомым быти. Нач. Первие убо веровавше и крестившеся в Троицю единосущную. л. 251. Ответы Варсонофия Великого. Нач. Ответ великого старца Варсануфиа к Иоанну, каменю спадшю на нозе его и многу тому подвигшю болезнь и печаль. л. 271. Св. Василиа, епискупа амасийскаго, послание к некоему иноку впадшу в отчаание. Сбрание от лет царьскых. Нач. Увы мне, что имам писати тебе, и что помысля на триех путех поверженный!

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

588 Трубы Лазаря Барановича начались печатанием в Москве в 1669 году, но дело тянули так, что Баранович перенес печатание в Киев (1674) и в заключении требовал, чтобы Трубы были куплены казной. Царь отказал, но заплатил за присланные и непроданные экземпляры 731 рубль и требовал, чтобы впредь книг не присылали. 589 В 1669 году книги Зерцало и Диоптра киевской печати были посланы иноками Иверского монастыря митрополиту Питириму. 590 Венец веры Полоцкого был у Варлаама Ясинского 591 и у Димитрия Ростовского (в списке 1670 г.). 592 В 1671 году 14 июля воевода новгородский Михаил Морозов просил иверского архимандрита Феодосия прислать ему «книгу «Мессия» да хлебника, который горазд хлебов и пирогов печь». Просьба была уважена и 13 августа послали книгу и хлебника. 593 По описи 1672 года в церкви села М. Мурашкина Княгининского уезда находились минея праздничная и часослов киевской печати, а в селе Коркмасове – апостол печать киевская. 594 Сам патриарх Иоаким в прощеный день и в неделю православия 1675 года чел в церкви Толкование на евангелие Кирилла Транквиллиона. 595 У Андрея Савиновича, духовника царского в 1675 году отобраны взятая из Воскресенского монастыря книги: Вританнии часть, письмо белорусское, Иоасаф печать киевская, О подражании Христу киевской печати и кроме того упомянуты книги Исаак Сирин письмо белорусское, книга Царств, Скорины Повести св. отец белорусская письменная. 596 В библиотеке Павла митрополита Сарского и Подонского († 1676) мы встречаем много южнорусских и белорусских изданий; книга Требник киевский великий, Василия Великого острожская, Меч Духовный, Трубы, Зерцало кутеинское, Номоканоны львовский и киевский, Небо новое, Зерцало Транквиллиона (2 экз.), Казанье печатные на Преображенье и Успенье виленские, Зизания катехизис, житие Антония Великого белорусская письменная, Новый Завет кутеинский, Октоихи печерские пять книг, Акафисты киевские, Синопсис, Толкование о церкви, Отпусты и ектении печать печерская, Часослова два киевские, Ключ разумения, Патерик печерский, Библия острожская, Лексикон кутеинский, Диоптра кутеинская.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пимена, инока киево-печерского, 676, 712–714, 747, 779, 800, 803, 805. Поликарпа, архим. киево-печерского, 714. Прокопия юродивого, устюжского, 679. Прохора, инока киево-печерского, 676, 712–714, 800, 803. Саввы, игум. вишерского, 667, 668. Саввы сторожевского, 672, 692. Святоши, кн. черниговского, 676, 712–714, 800. Серапиона, архиеп. новгородского, 636, 637, 694, 783. Упом. 647. Сергия, игум. радонежского, 116, 136, 264, 466, 599, 618, 640, 641, 643, 662, 663, 694, 698, 699, 717, 718, 746, 755, 761–763, 771, 777, 778, 787. Сергия обнорского, 667, 668. Симона, еп. владимирского, 714. Спиридона киево-печерского, 676, 712–714, 800. Стефана, еп. пермского, 315, 626, 805. Стефана махрищского, 637, 679, 692. Тита (и Евагрия), иноков печерских, 676, 712–714, 751, 771, 795, 800, 805, 806. Филиппа Колычева, митр. всероссийского, 694, 697, 809. Филиппа ирапского, 654. Феодора киево-печерского, 676, 712–714, 800. Феодора, кн. смоленского и ярославского, 263, 466, 630, 643, 647, 664, 665, 788, 790, 805. Феодосия, игум. киево-печерского, 39, 676, 712–716, 724, 775, 788, 800, 805. Жития Святых краткия см. Пролог книга. Жюк Яков Феодоров, подъяк Патриархов, владелец, 132. Заветы Патриархов, 38, 39, 729–731. Загадки книжных писцов, 151, 191, 192, 201, 692, 730, 733. Закона градского главы, 15, 205, 206, 208. Закхей Вагил, 180, 755. Замыцкой Герасим, инок Кириллова мон., вкладчик, 162. Замыцкой Варсонофий, казначей Серг. мон., владелец, 469, 551, 579, 592. Заповеди, под именем св. Отец, ложные, 204. Затмение солнца, 341, 765. Захария, пророк, 63, 89–91, 664, 665, 674. Захарии препод. послание, 757. Звенигородский князь Георгий, автор, 679. Зерцало см. Диоптра. Зерцало богословия, книга, 195. Зерцало великое, 711. Зизаний см. Лаврентий. Зиновий, игум. Троиц. Серг. мон., 190–194 [?] 407, 669, 746. Зиновия, монаха, слово, 664, 665. Зиновий, инок Отенского мон., 422. Златая Чепь см. Чепь. Златоуст см. Иоанн. Злобин Тимофей Моисеев, владелец, 296. Знамения икона см. Иконы. Зодиак и знаки его, 177.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Как и др. переводные сборники - «Римские деяния», «Звезда пресветлая», «Фацеции»,- «В. з.» стало для восточнослав. лит-ры источником тем и сюжетов. К «В. з.» широко обращались укр. проповедники, напр. Антоний (Радивиловский) , Иоанникий (Галятовский) , пользовавшиеся скорее всего лат. или польск. изданиями. Новеллы из «В. з.» (также, по-видимому, в польск. или лат. вариантах) послужили источником для стихотворных обработок Симеона Полоцкого . Мн. исследователи отмечали сходство между Повестью о Савве Грудцыне и рассказами «В. з.». По образцу данного сборника были составлены др. «зерцала»: мирозрительное, «Зерцало человека христианского» и др. Отдельные сюжеты из «В. з.» использовались писателями XVIII-XIX вв.: В. И. Майковым, А. П. Сумароковым , Н. М. Карамзиным , И. А. Крыловым, А. С. Пушкиным , Н. А. Некрасовым, Н. С. Лесковым . Возможно, впрочем, что в новую лит-ру эти сюжеты пришли не непосредственно из сборника XVII в., а через фольклор (сказки, легенды, духовные стихи) или лубок, где использовался тот же круг тем. На рус. почве «В. з.» стало источником сюжетов в живописи, преимущественно в книжной миниатюре и фресках (напр., фрески галерей ярославских церквей - Иоанна Предтечи в Толчкове, 1694-1695, 1700 гг., и прор. Илии, 1715-1716 гг.) и лубке. У старообрядцев художественная разработка сюжетов «В. з.» продолжалась вплоть до 2-й пол. XIX в. О. А. Державина опубликовала 2-й перевод «В. з.» (по ркп. РГБ. Унд. 532), М. Н. Сперанский издал ок. 120 «примеров» из 1-го перевода (по рукописи ГИМ. Син. 100), опубликованы также отдельные статьи сборника. Изд.: Памятники старинной рус. лит-ры, изд. гр. Г. Кушелевым-Безбородко. СПб., 1860. Вып. 1-2; Ровинский. Народные картинки. Т. 3. 699-701, 720, 724, 726, 729; Семинарий по древнерус. лит-ре/Моск. высш. жен. курсы. Серг. П., б. г. Вып. 9: Из «Великого зерцала» [публ. М. Н. Сперанского]; Перетц В. Н. Из истории старинной рус. повести//Унив. изв. К., 1907. 8. С. 24-28; он же. Новые труды по источниковедению древнерус. лит-ры и палеографии//Там же. 1907. 11. С. 6-9; Державина О. А. «Великое зерцало» и его судьба на рус. почве. М., 1965; ПЛДР, XVII в. М., 1989. Кн. 2. С. 56-85, 595-597 повестей]; Древнерусская притча/Сост. Н. И. Прокофьев, Л. И. Алехина. М., 1991. С. 98-101.

http://pravenc.ru/text/150123.html

Г. Брикнеру, кажется, известны только три списка Посошковского Зерцала, – два (Строева и Большакова), по которым г. Погодин издал вторую часть сочинений Посошкова, и третий – Самаринский. Но кроме указанных списков, по которым нельзя 2 определить, о какой книжице безыменного творца, именуемой Зерцало, писал св. Димитрий Ростовский , есть и уже давно известны в литературе другие списки Посошковского Зерцала, которые прямо говорят о том, что святитель Димитрий дал Феологу свой похвальный отзыв именно о Зерцале Посошкова. Один такой список был у нас под руками еще в 1856–7 году и принадлежал в то время протоиерею с.-петербургской Николаевской единоверческой церкви, Т.А. Серховскому. В настоящее время, по неимению рукописи под руками, мы не можем с точностью определить, чем бывший у нас в 1856–7 г. список Посошковского Зерцала отличался, по своему содержанию и разделению на главы, от печатного издания этого сочинения, сделанного г. Погодиным; тем не менее, смело утверждаем, на основании сделанной нами о нем заметки, что святитель Димитрий читал и одобрил не другое какое-либо Зерцало, но именно – Посошковское. Вот что мы говорили об этом предмете в 1859 году: «Иван Посошков, простолюдин, православной церкви сын, как сам он называет себя, живший в царствующем граде Москве, в своем сочинении против раскольников (16 глав.), под названием: «Зерцало очевидное, сиесть ясное изъявление, показующее раскольников российских и злодышущую их к церкви святей противность и хуления их на святыя тайны».., опровергает, между прочим, и их ложное учение об антихристе. Когда это сочинение написано, неизвестно определенно. Видно, по крайней мере, что оно написано не позже 1709 г. – года смерти св. Димитрия Ростовского , потому что это сочинение, как видно из надписания того списка, который мы имели под руками, свидетельствовал «господин Димитрий митрополит ростовский и ярославский во граде Ростове и миру чрез писание пера подати судил». В списке, которым мы пользовались, есть и «метросочиненные стихи», свидетельствующие «пастырское мудролюбие святителя» и «десницею его написанные» в 1709 году» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

л. 201 об. Заглавие второй: Сия книга, глаголемая Зерцало богословии, избранна от многих книг богословских; трудолюбием сставлена еромонаха Кирила Транквилиона и проповедника слова Божия, его властным коштом и накладом выдрукована в монастыре Почаевском, в маетности его милости пана Андрея Фирлея, року 1618 мес. марта 12 дня. См. Оп. стар. книг Царск. 51, 56). Внизу заглавного листа второй книги тем же писцем замечено: Ведомо же да будет, яко списана есть книга сия Зерцало богословии с печатной литовские печати, и прочитати ея опасно, понеже творец книги сея Кирил, глаголют, после творения книг сих приступил к Литве к латинству, а преж того евоже Кириловы творения Евангелия толковыя воскресныя на Москве прн святейшем патр. Филарете жгли. См. Обз. русс. дух. лит. § 167, 203. На первых листах внизу другою скорописью: Лета 7173 (1665) дал в дом Живоначальные Троицы в Сергиов монастырь сию книгу Зерцало келарь старець Симон Азарьин во веки неотъемлемо никому. 196. (1653.) О вере единой и Мелетия патр. александрийского 10 посланий, скороп., XVII века, в четверть, 438 листов, 1273, 278, 279 порожние. Обе книги списаны с печ. острожских изданий, первая 1588 (см. л. 272), вторая 1598 года (см. л. 307). Оп. стар. книг Царск. 26, 35). В средине ркп. (л. 274–277) лунник и пасхалия на особой тетради. 197. (1911.) Катихизис Лаврентия Зизания, скороп., XVII века, в четверть, 658 листов, также список с печ. моск. издания 1627 года. л. 5. Заглавие: Книга глаголемая русским языком Беседословие, погреческы же именуется Катихисис, а по литовскы Оглашение; избранно от божественных писаний евангельския проповеди и апостольских учений и святых и богоносных Отець, в вопросех и ответех, рекше во образе хотящаго разумети и в образе могущаго разум подати. Разделяется на 67 глав. Впереди оглавление, в конце (л. 624) состязание, бывшее в феврале 7135 (1627) г., по воле патр. Филарета, между справщиками московской типографии и автором сей книги. Последнее издано в Летописях русской литературы и древности 1859 кн. 4, стр. 80–100.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010