Но Адам оказался непокорен воле Божией и сделался преступником против Бога. Это преступление, или первородный грех — соделался началом смерти. Повреждение человеческой природы от Адама перешло ко всем последующим поколениям, а с повреждением — и смерть. Люди глубже и глубже погрязали в бездне неведения, греховности и бедствий. Но как они, отпав от Бога, до того ослепились своими порочными наклонностями, что не могли придти к сознанию своих грехов, к чувству раскаяния и намерению исправиться, то Бог поставил им на вид зерцало, в котором верно и живо отражался их образ. Это зерцало — закон. В многочисленных его повелениях и запрещениях люди познали свои многочисленные преступления и увидели полную меру своих грехов. С сознанием греховности обнаружилась сильная распря духа с плотию. Дух хотел закона; но — плоть превозмогла, и человек, стремясь к добру, невольно раболепствовал злу. И как закон, который сам в себе добр, делает таким образом только грешников, то есть, всегда уличает людей в грехе и определяет осуждение за отступление от своих предписаний, а между тем не дает сил к добру: то им никто не оправдывается пред Богом. Итак, существенная цель закона — предуготовить людей к принятию Искупителя. Следовательно, время подзаконное есть время томления и ожидания. Сие ожидание удовлетворено во времена благодати: потому что Христос совершил примирение между Богом и людьми, а через то открыл способ к оправданию и жизни. Через веру во Христа человек приобщается Его благодати; вера ведет человека к духовному возрождению; и кто возрожден, тот получает дух усыновления Богу. Жизнь Иисуса должна сделаться нашею жизнью; и этого мы достигаем, если делаемся новой тварью во Христе и преобразуемся в Его образ. Оправданные через Христа вступают в новое духовное общество, или Церковь, и имеют в ней общение Святаго Духа. Все члены этой Церкви суть члены единого тела. Церковь имеет основанием и главой Христа. Таким образом, новое бытие и новая жизнь должна обнять всех людей и соединить их в единой Церкви Иисуса Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=124...

Но смеет ли в час сей вопросить тебя тот, который носит на себе трудное звание, входить в исследование совестей, и оберегать оные от всякого в нравах тления? смеет ли вопросить в час сей на месте святом, что часто ли взираеши во оное божественное зерцало, и каковым в нем усматриваешь себя? О блажен и треблажен еси ты, если сияние образа и подобия Создателева в тебе не токмо не помраченно, но усильным твоим в добродетели тщанием в большее приведено блистание, и свет оного столь увеличен, что доволен ко освещению и других! подобно как твердое тело, приемля солнечный луч, усугубляет оный и умножает свет. Напротив, о сколь есть несчастлив тот, который посмотрев в зерцало оное не узнал бы себя самого, но приметил бы некоторый странный и безобразный вид покрытый глубокою тьмою; приметил бы вид не человека по образу Божиему созданного представляющий, но некоторое чудовище, некоторую страстей смесь себе и другим несносную, и Богу противную. Но да предохранит благая судьба Господня, чтоб кто из нас, запечатленных именем живого Бога, в таковом плачевном нашелся состоянии: несмы бо сынове тьмы, но чада света, 196 и оный свет, которому рек Бог из тьмы возсияти, 197 особливо воссиял в нас просвещенных светлым лучом Евангелия; однако тем не меньше должны опасаться, чтоб не ослабеть в течении нашем, и не упустить из рук узду разума управляющую колесницу жизни нашей: мняйся стояти, предостерегает нас Дух Святый, мняйся стояти, да блюдется, да не падет. 198 И для того-то слово Божие описав достоинство наше оными великолепными словами, что созданы мы по образу Божию и по подобию, не оставило притом сделать нужное сие для нас напоминание, что тело наше, существенная состава нашего часть, сотворена из персти, из брения, из грязи. Сие напоминание служит к тому, чтоб мы, много возмечтав о благородстве естества своего, не вышли из пределов смиренномудрия и кротости; чтоб мы при всяком случае, когда б мысль гордое что и с пределами естества нашего несоразмерное дерзнула предпринимать, не позабывали б и слабость естества нашего, но тотчас при таковых искушениях воспоминали бы оные Давидовы слова: егда возвратихся на страсть, унзе ми терн, 199 а чрез то можем благополучно соединить благородство и бренность естества нашего; так что ни благородство не возможет нас привести в своевольство безмерное, ни бренность в расслабление и уныние, но пойдем прямо путем Царским и святым, и тихими стопами, но благопоспешно дойдем до пристанища бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

л. 281. Слово о деянии Давида царя. Нач. Бысть убо в дни тыи сбрашася иноплеменници и Саул изыде противу им с людьми Израиилевы. Из Палеи. См. 38 л. 188–190. л. 285 об. Се есть Царство Давидово книги 8. Нач. Яко слыша Давид о смерти Саули и повеле убити весть носящаго, оканч. о Сампсоне. Выписки оттуда же. л. 295 об. От апостолскых заповедий. Нач. Родися Господь нашь Ис. Христос от Девы в лето 5500, мес. декамвриа в 25, в пяток, в час 7. В конце: О Пророках и Пророчицах. См. 2 л. 113. Впереди на белом листе: Книга Сергиева монастыря в маковце. Ниже другою рукою: Взято у Фоки Пелехова, – инока, бывшего около 1571 г. митрополичьим чашником. На обороте одним почерком с текстом ркп: Книга иже разумну сладость, а пемафурпу це рпеки пишогкохе (с тарабарского: а неразумну не мнети ничтоже), у ты брате учися лей тпиче у мафурна руфа и цощено ки щуцек (т. е. учися сей книге у разумна мужа и добро ти будет). На обор. конечного листа: А се книга княжя Ондреева княжя Иванова сына Васильевичя Ромодановского. 193. (1813.) Диоптра Филиппа философа, полууст. XVI века, в четверть, 354 листа. Впереди на белом листе киноварью: Иасафа Кирьякова. По листам внизу скорописью: Книга Ивана Кирьякова. См. 132. 194. (1817.) Диоптра Филиппа философа, полууст., XVI века, в четверть, 269 листов. В начале ркп. прибавлено Слово Иоанна Златаустаго, како подобаеть чтениа послушати и Ефрема Сирина , како подобаеть со всем прилежанием чести св. книгы без лености. См. 188 л. 1. Впереди на белом листе: Сиа книга Иосеева псковитина, дана на Киржачь. На обор. конечного порожнего листа скорописью: Книга Кержацково монастыря. 195. (1814.) Диоптра и Зерцало богословия, скороп., XVII века, в четверть, 311 листов. Списки с печ. изданий, как видно из заглавий: Заглавие первой книги: Книга глаголемая Диоптра, альбо зерцало и выражение живота людскаго на том свете. Коштом и працею иноков церкви Св. Духа братское виленское общежития, в Евю, в маетности вельможнаго его милости пана Богдана князя Окгинского, подкоморого Троицкого, року 1612. Сия Диоптра, переведенная игуменом Виталием (см. л. 6), другаго состава.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

79 При издании слова: о законе, Моисеом даннем, приводим разные чтения (варианты) по следующим спискам: А. Синодальному, о котором сказано в начале сего предуведомления. В. Лаврскому: Четья-минея на июль месяц, в 4 долю, XVI ст. С. Академическому: Сборник под N 198, в 4 долю, конца XV или начала XVI ст. D. Академическому: Четья-минея на июль месяц, в лист, XVI столетия. Для краткости означаем сии списки указанными литерами: A. В. С. D. 81 В полном виде оно помещено в рукописи Лаврской библиотеки под названием: Зерцало, под N 1. Первая половина её, содержащая в себе книгу: Зерцало и Вопросы с ответами Св. Афанасия Александрийского , писана в 1418 г. «замышлением Игумена Никона», как означено в приписке. Последняя, в которой заключается и Наказание Илариона, писана другою рукою и, вероятно, несколько позднее. В рукописи Академической, под названием. Симеон новый Богослов , под N 154, ото поучение помещено с опущением нескольких листов с начала. 82 (б) Акты Истор. Т. 1. стр. 372. Из Описания рукописей Румянцовского музеума видно, что оно, приспособительно к церковному порядку, делилось на несколько чтений. 83 Подтверждение сего можно видеть в выписках из сего послания, приводимых Царём Иоанном Васильевичем. Акты Истор. Т. I. стр. 388–389. 85 Мы не приводим и доказательство Греческого происхождения сего послания тех мест, где упоминается о Царях или Царе, напр. «кождо вас властии от Царя и от вельмож ищете, от бояр же имения»; в другом случае: «идеже Царь сущим под ним даст, еже тем достоит, туж и мы просим у него потребы.» Ибо в вышесказанной рукописи вместо имени Царь стоит везде Князь. 87 В тойже Академ. рукописи, л. 689. и в другой под N 175., л. 143 на об., с надписью после. имени Илариона, о пустыннем жатии. 93 В С. за сим следует особое заглавие: Слово о Христе и о Адаме, и большая вставка, которая прерывает связь мыслей. 166 Все сие место к других рукописях, кром Синодальной, читается так: иже недокончанная твоя докончевая, аки Соломон Давидова, иже дом Божий и великий Сеятыя Его Премудрости созда, на святость и на освящение граду твоему, юже всякою красотою украси, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже слава, честь и поклонение, с Отцем и Святым Духом, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. И сим оканчивается слово.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало. Кондак 7 Хотяй бортник меду собрати, виде на ветвех в сиянии яко солнце икону Твою, Богомати. Слыша же глас: Да созиждется на месте сем церковь Пресвятыя Богородицы, мед истинный вместо пчелинаго обрет, возопи Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новозданный храм на месте явления иконы Твоея, Богомати, многих молящихся привлекл есть. Молитвами же и подвигами Софрониева пустынь во имя Рождества Твоего, Владычице, основася зде. Иноцы же обители сей славяше Тя тако: Радуйся, от мира отрекшимся духовное утешение дарующая; Радуйся, во бранех духовных непобедимая Споборнице; Радуйся, православных обителей благоустроение; Радуйся, трудов монашеских благоплодие изрядное; Радуйся, яко чудная икона Твоя на Чудной горе прославися; Радуйся, яко среди топи блат Молченских благодать Твоя велия возсия; Радуйся, яко медом истинным бортнику явившися, ныне напояеши всех; Радуйся, Софрониевой пустыни основание; Радуйся, по разорении пустыни иконы Твоея чудное спасение; Радуйся, путивльския обители премудрое устроение; Радуйся, обители Молченския из руин чудесное возстание; Радуйся, земли Путивльския Твердыне и благословение; Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало. Кондак 8 Странное чудо явися, егда девица слепая в веси Бусиновской узре Тя во сне, Владычице. Слышавши же слова: Иди вдоль реки и обрящеши икону Мою, возста от сна, волю Твою исполни. Обретше же чудную икону, в радости возопи: Аллилуиа. Икос 8 Вся исполняя по слову Твоему, Пречистая, пойде девица по брегу и обрете источник, омывши очи, прозре. Посем до нощи с усердием искаше девица икону Твою, Богомати, и не узре. Токмо на вторый день сретши икону, из глубины души возопи Ти тако: Радуйся, град Москву явлением чудныя иконы Твоея посетившая; Радуйся, веси Бусиновской благословение и благоукрашение; Радуйся, душ человеческих из мрака изведение; Радуйся, духовных и телесных очес прозрение; Радуйся, Живоносный Источниче жизнь вечную источающая; Радуйся, кладезю Бусиновскому силу благодатную сообщающая;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Радуйся, многих омывшихся в нем скорое исцеление; Радуйся, Море благодати от иконы Твоея источающая; Радуйся, Пристанище житейскаго бурнаго плавания; Радуйся, Звездо, озаряющая души наша; Радуйся, Небо, сиянием Славы Господней исполненное; Радуйся, Горо высокая, в горняя душу возводящая; Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало. Кондак 9 Всякое истинное утратив разумение, неции от богородичник, неправо воздающе почитание Богородице, навыкли в храм Бусиновский ходити, смущающе стадо Христово, служителями же церкви вразумлени быша, оставили заблуждение свое, вернии же возопиша Богу: Аллилуиа. Икос 9 Витии сии многовещаннии, глаголют, яко Дева Пречистая, а не Сын Ея, спасает род человеческий. Сию хулу глаголюще и таинств церковных не приемлюще отревают себе от Церкви Божией. Мы же, воздавая честь Пречистей, исповедуем Ея Матерью Христа, Сына Божия, и яко Ходатаице пред Ним за нас навыкли честь Ей возздавати. Сего ради восхваляем Пренепорочную тако: Радуйся, Дщере Адамова, избранничеством, послушанием и чистотою Своей грех первородный обесплодившая; Радуйся, Непорочная, личнаго греха единая из жен не имевшая; Радуйся, Плоде Сладчайший, в дар Господу от рода человеческаго принесенный; Радуйся, Браконеискусная, нашествием Духа святаго предочищенная; Радуйся, плоть Свою Сыну Божию взаимодавшая; Радуйся, Премудрая, неправо почитающих Тя вразумляющая; Радуйся, Благодатная, чудесы дивные от икон Твоих источающая; Радуйся, Милосердная, иноверцев, обращающихся к Тебе не отвергающая; Радуйся, Преблагая, прошения всех скоро исполняющая; Радуйся, Пресвятая, всех любовию Своею покрывающая; Радуйся, Пресветлая, лжеучителей суемудренных вразумляющая; Радуйся, Чистая, колеблющихся в вере наставляющая и утверждающая; Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало. Кондак 10 Спасти хотящи род человеческий от скорбей и болезней, Богомати, велию милость имаши к страждущим младенцем, ведомо бо есть, яко помазани бывше елеем от иконы Твоея в церкви Бусиновской, скорее получаху изцеление. Матери же оных воспеваша Богу: Аллилуиа. Икос 10

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Аминь. 14 сентября 1860 г. В Сухотинском женском монастыре Тамбовской губернии Зерцало иночества в жизни святого Алексия, человека Божия Начало монашества – оставление мира. Жертва всесожжения практика монашеского жития Жизнь святого Алексия, человека Божия, представляет нам зерцало монашеского жития в полном его совершенстве. Придите же, сестры, станем смотреться в сие зеркало; насмотревшись, поверим 334 , все ли так есть у нас, как следует быть, чтоб потом в должном более утвердиться, недолжное отстранить, недостающее восполнить. Начало монашескому житию полагается оставлением мира и всего, что бывает уместно в сожительстве человеческом. Вступающий в монашество оставляет не греховное только и порочное, что обязан делать и всякий христианин, но и все естественное; оставляет отца, мать, родных и всякую житейскую сладость, становясь действительно в душе своей мертвым для всего. Вы знаете, как это необходимо и как без сего нельзя свободно действовать в монашестве, ощущая себя связанным, как бы по рукам и по ногам. Есть разные степени и разные способы сего отречения... Но почти все, отрекавшиеся истинно, находили более удобным, отрекаясь мира, совсем отдаляться от мира и всего житейского. Потому что, хотя сие святое дело предпринимается по преобладающей любви ко Господу и, следовательно, предполагает сердце занятым и плененным другими предметами, лучшими тех, которые оставляются, нельзя, однако же, не чувствовать боли, когда оставляются связи естественные. Боль сия замирает отдалением, но снова оживает в силе встречей и видением. Потому оставаться пред лицом таких предметов и, однако же, быть с ними в обязательном сердечном разделении – значит поставить себя в положение непрерывно болезненных ощущений. Но кто может понадеяться иметь всегда столько крепости в своем сердце, чтоб благодушно, в созидание себя, переносить сии болезни... Вот почему отрекающиеся мира все почти бегут в пустыни или за стены монастырей! Не таков был святой Алексий, человек Божий! Ему мало было идти общим путем.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Посему, когда нужно было некогда открыть Даниилу пророку будущие события, то он слышал глас: Гаврииле, скажи видение оному (Дан. 8; 16). Имея в виду таковое служение Гавриила, Святая Церковь изображает его иногда с райской ветвью в руке, которая принесена им была Богоматери, а иногда с фонарем в правой руке, внутри коего горит свеча, а в левой - зерцало из ясписа. Изображается с зерцалом -поелику Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображается со свечою в фонаре, поелику судьбы Божий бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кои неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Таким образом, если кому, то носящим имя Гавриила прилична та вера Божия (Мк. 2; 23), для коей, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного; и если от кого, то от них должно быть как можно далее наказание, которое за скудость веры принужден был некогда наложить сей Архангел на отца Предтечи (Лк. 1; 20). Четвертого Архангела изображают с мечом, обращенным против персей, а в шуйце с пламенем, ниспускающимся долу; а имя его Уриил, то есть свет или огнь Божий. Как Ангел света, он просвещает умы людей откровением истин, для них полезных; как Ангел огня Божественного, он воспламеняет сердца любовью к Богу и потребляет в них нечистые привязанности земные. Итак, это ваш Архангел, люди, посвятившие себя наукам! Как отрадно должно быть для вас знать, что ночные бдения и труды ваши над собранием познаний освещаются не одним стихийным мерцанием от лампады, а и светом от пламенника Архангела. И вот, конечно, источник многих истинно полезных и великих открытий в области наук! Тех открытий, о коих сами сделавшие их замечают, что они приходили на ум внезапно, как бы по откровению свыше. Удивительно ли приходить внезапным озарениям свыше, когда есть особый Архангел света и познаний? Чего, однако же, можно ожидать от сего премирного наставника? Откровения тайн природы, превышающих наш разум и наши нужды? Предвозвещения будущих событий или чего-либо подобного? Нет, это дело не Архангела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=126...

107 . Жезл правления, напеч. в Москве в 1666 году, в лист, 155 листов. В коже; 9 экземпляров. 108 . Постановление Московского Собора 1666 года, напеч. в Москве в 1666 году, в четверку, 21 лист. В коже. 109 . Увет духовный, соч. Иоакима Патриарха, напеч. в Москве в 1682 году, в четверку, 279 листов. В коже; 2 экземпляра. 110 . Мессия Правдивый или разговор Христианина с Евреем, соч. Иоанникия Голятовского, напеч. в Киеве в 1669 году, в четверку, 445 листов, в досках, обложенных красным плисом. 111 . Диоптра или Зерцало жития в мире сем человеческого, напеч. в Вильне в 1642 году, в восьмерку, 416 листов. В коже. С подписью Св. Патриарха Никона . 112 . Диоптра или Зерцало жития в мире сем человеческого, напеч. в Могилеве у Максима Вошанки в 1698 году, в четверку, 201 лист. В коже. 113 . Меч духовный, соч. Архиепископа Лазаря Барановича, напеч. в Киеве 1666 года, в лист, 480 листов. В коже. 114 . Вечеря душевная, соч. Иеромонаха Симеона Полоцкого , напеч. в Москве в 1683 году, в лист, 711 листов. В коже; 2 экземпляра. 115 . Псалтырь, художеством рифмотворным переложенная (в стихах), соч. Иеромонаха Симеона Полоцкого , напеч. в Москве в 1680 году. В той же книге: Житие и Служба Святым Варлааму и Иоасафу, Царевичу Индейскому, напеч. в Москве в 1681 году, в лист, 381 лист. В коже. 116 . Руно орошенное или чудеса образа Пресвятой Богородицы, бывшие в монастыре Ильинском Черниговском, напеч. в Чернигове в 1683 году, в четверку, 370 листов. В коже; 2 экземпляра. 117 . Аполлон Христианский, воспевающий Жития Святых в стихах, соч. Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговского, на Южно-Русском наречии Польскими буквами, напеч. в Киеве в 1670 году, в четверку, 205 листов. В коже. Из надписи по листам видно, что книга сия принадлежала Воскресенскому старцу Герману. 118 . Лютня Аполлонова, на Южно-Русском наречии, в стихах, соч. Лазаря Барановича, Архиепископа Черниговского, напеч. в Киеве в 1671 году, в четверку, 278 листов. В коже. Из подписи по листам видно, что книга сия принадлежала Воскресенскому старцу Герману.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

«Зерцало...» написано преимущественно на «простой мове», отдельные места - на церковнослав. языке в связи с необходимостью приведения цитат из Свящ. Писания и творений св. отцов без перевода, чтобы не искажать их смысл. Из-за этого, как отмечает К., «покладалось в той книге простый язык и словенский, а не все по просту». Ранее издания «Зерцала...» его краткий вариант подверг критике прп. Иов (Княгиницкий) ( Голубев С. Т. Киевский митр. Петр Могила и его сподвижники: (Опыт церк.-ист. исслед.). К., 1883. Т. 1. Прил. С. 218-225) в пространном письме от 23 авг. 1614 г. (Голубев относил послание к 1619). Вероятно, К. прислал Иову не некую сокращенную, предварительную версию «Зерцала...» в виде краткого извлечения - исповедания веры (как это принято считать в историографии), но какой-то др. текст или проспект буд. «Зерцала...» (возможно, 1-ю ч.), поскольку анализируемый прп. Иовом текст и «Зерцало...» в его окончательной версии сильно отличаются по структуре. Прп. Иов высказал 4 основных содержательных упрека. Первый - об исхождении Св. Духа (речь не идет о Filioque: этого положения рецензент в сочинении не нашел). К. употребляет неприемлемую, с т. зр. прп. Иова, формулировку о «двовидном исхождении» Св. Духа: о предвечном - на ангелов и о позднейшем - на апостолов. Ссылаясь на поучение свт. Григория Богослова на Пятидесятницу, прп. Иов считает, что должно говорить не об «исхождении», но о «действии» Св. Духа. К тому же К. не упоминает об «исхождении» Св. Духа на патриархов и пророков, следов., «отметает... книги пророческие». Прп. Иов полагает, что предложенные К. формулировки опасны еще и тем, что их можно интерпретировать в духе учения о Filioque. Чтобы этого не произошло, К. в свое исповедание должен добавить следующее: Св. Дух исходит не просто от Отца, но от «Самого» Отца с уточнением «а не от Сына». Второй упрек: говоря о вечной славе святых, К. не упоминает о том, что святые обретут в конце времен славу в Царствии Небесном вместе с телом. Третий упрек: говоря о Богородице, К.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010