Радуйся, решения Предвечнаго Совета Исполнительнице; Радуйся, Камене домостроительства Божия; Радуйся, Небеснаго воинства Царице; Радуйся, Царя царствующих Мати; Радуйся, Новый Эдеме, славнейший древняго; Радуйся, Евино падение к восстанию подвигшая; Радуйся, рождеством Своим главу змиеву поправшая; Радуйся, древней клятвы разрешение; Радуйся, Обетование грядущаго спасения; Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало. Кондак 1 Избранной от всех родов Божией Матери благодарственная приносим пения о явлении чудныя Ея иконы, к Нейже притекающии от бед, скорбей и болезней скорое приимут избавление. О, небесе и земли Царице, буди нам милосердная Мати, да любовию Твоею во вся дни жизни нашея охраняеми, вопием Ти: Радуйся, Образе любве неизреченныя, Пресвятыя Троицы чистое зерцало. Молитва О, Всемилостивая, человеколюбивая Владычице наша Богородице! Услыши сие немощное моление с любовию и трепетом припадающих к честной и славней Молченской иконе Твоей. Смиренно просим Тя: буди Стена нерушимая стране нашей Российстей, святую Церковь Православную защити от неверия, ересей и расколов. Ты бо еси всесильная христиан Заступница. Всякую душу, к Тебе прибегающую, огради от злаго обстояния, скорби и болезни, удержи от падений греховных, падших возстави к покаянию, страждущих душевными недугами и одержимых злыми духами исцели, подаждь уходящим в жизнь вечную утешение и надежду спасения, и вся потребная к благочестивой жизни даруй. Да славим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа и Твое милостивное предстательство, ныне и присно и во веки веков. Рекомендуем молитвы Среда, 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) Седмица 4-я Великого поста Глас 3, Великий пост. Сухоядение прп. Илариона Новаго, игумена Пеликитскаго (ок. 754). прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийскаго (ок. 815). прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). мч. Бояна (Енравота), кн. Болгарского (ок. 830).

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

История о поругании иудеями изображения Спасителя изложена в средневековой западнохрист. коллекции «Speculum majus» (Великое зерцало): в Бейруте иудеи оплевали Распятие и проткнули бок изображенного на нем Христа, но из раны вдруг истекли кровь и вода. Иудеи рассказали о чуде своим священнослужителям, и те, собрав в сосуд жидкость, стали исцелять ею слепых, парализованных, бесноватых (Великое зерцало. 1994. С. 319-320). Это событие произошло в правление визант. имп. Иоанна I Цимисхия (969-976). Т. о. в К-поль было отвезено не копье Л. С., а то, к-рым в Бейруте пронзили изображение Спасителя. Имп. Алексей I Комнин разделил копье на 3 части и послал одну из них в Венецию, вторую - франц. кор. Людовику VI, а третью, самую большую, оставил себе. О вторичности копья, к-рым владели крестоносцы, говорится и в «Хронике патриарха Михаила Сирийца». Этот автор сообщает о том, что «боговонзенное» копье, принесенное в Армению ап. Фаддеем, «издревле хранилось там с почетом и гордостью во славу Божию». Когда в XII в. посетившему Иерусалим папе Римскому местные священники показали истинное, по их словам, копье, к-рым рим. воин пронзил Христа, тот ответил им, что знает о местонахождении подлинного св. Копья в Армении, куда оно было принесено ап. Фаддеем (Хроника патриарха Михаила Сирийца. 1870. С. 600). О Л. С. и о том, что его св. Копье находится в Армении (в числе др. реликвий), упоминается и в поддельном «Письме о дружбе и согласии между императором Константином Великим и св. Сильвестром, понтификом Римским, и царем Армении Тиридатом и св. Григорием Просветителем армян», созданном, очевидно, в XII в. в надежде вновь обрести союз с Римом. В XII-XIII вв. св. Копье хранилось в мон-ре Айриванк, впосл. переименованном в Гегардаванк (т. е. мон-рь Копья), или Гегард . В кон. XVII в. из-за частых нашествий на этот мон-рь реликвия была перевезена в первопрестольный Св. Эчмиадзин, где она хранится, как это было принято в средние века для священных реликвий, в специальном ларце (55 ´ 24 ´ 6 см), сделанном из чеканных листов серебра и золота толщиной 0,7 мм и содержащем изображения и надписи.

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Между 1827 и 1833 гг. сборники «Звезда пресветлая» и «Небо новое...» были объединены в сб. «Зерцало», подготовленный к печати, но не опубликованный (хранился в б-ке Румянцевского музея). На основе «Неба нового...» А. Плохово составила в 1849 г. сборник чудес (изд.: М., 1850; 1851; 1854). Плохово добавила 10 новых разделов (гл. об. с описанием чудес от различных Богородичных икон), изъяла часть материала И. В 1-й пол.- сер. XIX в. труд И. повлиял, очевидно, на рукописные сборники сказаний о чудесах Богородицы, такие как «Зерцало Богоматери» и «Благодатный источник» (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. 3899-3900). В сер. XIX - нач. XX в. сюжеты из сб. «Небо новое...» были включены в церковно-популярные книги, посвященные чудотворным иконам Божией Матери (о них см.: Сергий. Месяцеслов. Т. 1. С. 374-380), наиболее полным по охвату материала среди которых является сочинение Н. Поселянина (Е. В. Погожева ) «Богоматерь: Полное иллюстрированное описание Ее земной жизни и посвященных Ее имени чудотворных икон» (СПб., 1909). Во многом на сведения из произведения И. опираются и новейшие искусствоведческие справочники, посвященные чудотворным иконам Божией Матери, такие как: Bentchev I. Handbuch der Muttergottesikonen Ruslands: Gnadebilder - Legenden - Darstellungen. Bonn; Bad Godesberg, 1985; idem. Bibliographie der Gottesmutterikonen. Bonn, 1992. В XVII в. в России «Небо новое...» стало источником ряда произведений изобразительного искусства. Его сюжеты (в т. ч. католич. происхождения) были использованы в росписях 1700 г. ц. Рождества Христова в Ярославле ( Казакевич Т. Е. Западноевропейские новеллы «Неба нового» И. Галятовского в стенописи церкви Рождества Христова в Ярославле//Вторые науч. чт. памяти И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст./Сост.: О. Б. Кузнецова. Ярославль, 1998. С. 45-63). Отдельные сюжеты и легенды получили распространение в народном искусстве. Ряд сюжетов послужил источником для новых иконографических композиций в книжной миниатюре (напр., в сборнике нач. XVIII в. НБ МГУ, инв.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Главным трудом Д. по канонистике является «Speculum iudiciale» (Судебное зерцало) - пространный трактат энциклопедического характера с изложением всей системы канонического права, благодаря к-рому Д. получил прозвище Speculator. Особый упор в трактате был сделан на процессуальное право; Д. обобщил наработки легистов и канонистов XII-XIII вв. в этой области и свой опыт практической работы судьи, в частности снабдив 4-ю ч. трактата сборником судебных формул папской курии. 1-я редакция появилась в 1276 г., 2-я - в 1289-1291 гг. (добавлен «Speculum legatorum» - Зерцало легатов). «Speculum iudiciale» стал основным пособием по процессуальному праву в XIV-XVII вв. и уже в Новое время выдержал более 50 изданий (до 1678). Др. его сочинение по праву - «Repertorium, sive Breviarium iuris canonici» (Реперторий, или Бревиарий канонического права) - содержит изложение Декреталий Григория IX по титулам и глоссы на постановления Григория X (иначе «Constitutiones Novissimae», представляющие собой постановления II Лионского Собора). Д. приписывается также комментарий на Декреталии Николая III. Д. создал синодальные статуты для своего еп-ства, известные под названием «Instructiones et constitutiones» (составлены до 1292). Статуты состоят из 2 частей: в 1-й («Instructiones») даются наставления клирикам относительно их обязанностей, прежде всего совершения таинств (в основном речь идет о Евхаристии и Покаянии), во 2-й («Constitutiones») обобщены декреталии, различные провинциальные статуты Юж. Франции и статуты Церкви еп-ства Манд, дополняющие наставления 1-й ч. Д. приписывается также пособие для диоцезного клира - «Ordinarium Ecclesiae Mimatensis» (Ординарий Мандской Церкви). Не меньшую известность получил труд Д. по литургике «Rationale divinorum officiorum» (Учебник божественных служб) - трактат энциклопедического характера с изложением системы ius liturgicum. Это наиболее полное из всех толкований, к-рое по значению для средневек. литургики не уступает «Сентенциям» Петра Ломбардского для средневек. теологии и по сути подводит итог традиции аллегорического толкования литургии на Западе.

http://pravenc.ru/text/180595.html

2 .Белов В.Н. Введение в философию культуры: Учебное пособие. М.: Академический Проект, 2008. 239с. 3 .Васильев Л.С. История религий. Учебное пособие. Л.С. Васильев. М.: КДУ, 2008. с. 794. 4 .Васильев Л.С. История религий Востока: Учебное пособие для студ. вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 1988. 416 с. 5 .Веремчук В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов вузов. В.И. Веремчук. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2004. 254 с. 6 .Галустова О.В. История русской литературы: Конспект лекций. М.: А-Приор, 2006. 240 с. 7 .Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль XXVII веков: Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1990. 288 с. 8 .Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия. Вопросы философии. М., 1986. 3. 9 .Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. 295 с. 10 .Декамерон. Дж. Боккаччо; пер. с ит. А.Н. Веселовского; стихи в пер. П.И. Вейнберга. М.: АСТ: 2006. 637 с. 11 .Державина О.А. «Великое зерцало» и его судьба на русской почве. М.: Наука, 1965. 440 с. 12 .Домострой. Юности честное зерцало. М:. «ДАРЪ», 2006. 320 с. 13 .Древняя русская литература: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2101 «Рус. яз. и лит.». Сост. Н.И. Прокофьев. 2-е изд., доп. М.: Просвещение, 1988. 429 с. 14 .Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений: Православие и русская литература в XVIIXVIII веках. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003. 1056 с. 15 .Дунаев М.М. Православие и русская литература: Учебное пособие для студентов духовных академий и семинарий. В 5-ти частях. М.: Художественная литература, 1996. 320 с. 16 .Житие Аввакума и другие его сочинения. Сост., вступ. ст. и коммент. А.Н. Робинсона; Худож. А. Денисов. М.: Советская Россия, 1991. 368 с. 17 .Журкова Л.В., Кацва Л.А. История России в датах: справочник. М.: Проспект, 2009. 320 с. 18 .Журнал Московской Патриархии. 1981. 19 .Законодательство Петра I. М.: 1997. 20 .Замалеев А.Ф. Русская религиозная философия: XIXX вв. СПб.: Изд. дом С.-Петерб. ун-та, 2007. 208 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О том, что Божии Ангелы непрерывно общаются с сим, ясно и неопровержимо свидетельствует Священное Писание. Отчасти из Священного Писания, а отчасти и из Священного Предания Православная Церковь узнала имена семи начальников ангельских Сил, а именно: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила (вместе с ними некоторые упоминают и восьмого – Иеремиила). Имя Михаил на еврейском языке означает кто как Бог или: кто равен Богу! Святой Михаил еще с первых христианских времен изображается как воевода, держащий в правой руке копье, которым попирает он Люцифера, сатану, а в левой руке держит он зеленеющую пальмовую ветвь. Верх копья увенчивается полотняной лентой с красным крестом. Архангел Михаил особо считается блюстителем православной веры и борцом с ересями, искажающими эту веру. Святой Гавриил означает муж Божий или крепость Божия . Он благовеститель Божиих тайн, в частности – тайны воплощения и всех прочих [тайн], к которым имеет он касательство. На изображениях в правой руке держит он светильник с возжженной внутри свечой, а в левой – зерцало из зеленого камня ясписа. Зерцало знаменует собой Божию премудрость как сокровенную тайну. Святой Рафаил означает исцеление Божие или Бог-целитель ( Тов. 3:16; 12:15 ). Изображается он так: правой рукой ведет он Товию, несущего рыбу, пойманную в Тигре, а в левой держит он лекарский алебастр. Святой Уриил – огонь или свет Божий ( 3Езд. 4:1; 5:20 ). Изображается так: в правой руке держит он меч, обращенный против персов, а в левой – пламенеющий огонь. Святой Селафиил (Салафиил) значит молитвенник Божий ( 3Езд. 5:16 ). Изображается с опущенным [долу] лицом и очами, а руки держит он на груди, как на молитве. Святой Иегудиил – прославляющий Бога . Изображается так: в правой руке держит он золотой венец, а в левой – тройной бич. Святой Варахиил – благословение Божие . Изображается так: за пазухой носит белые розы. Святой Иеремиил – возвышение Божие, возвышение к Богу ( 3Езд. 4:36 ). Почитается как внушитель и поощритель возвышенных мыслей, возносящих человека к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Франциск. И все же очень верно, очень важно, что Христос был образцом для св. Франциска, что личные их свойства и события их жизни во многом странно совпадали; а главное - что по сравнению с нами св. Франциск поразительно близок к своему Учителю, хотя только являет Его, только отражает, словно точнейшее в мире зеркало. Истина эта наводит на мысль о другой, которую редко замечают, хотя именно она показывает, почему наша Церковь так чтит Христа. В одной из своих блестящих полемических работ кардинал Ньюмен обронил фразу, которая может служить примером смелости и логической ясности католичества. Рассуждая о том, как легко принять истину за нечто противное ей, он говорит: " Если Антихрист похож на Христа, то и Христос, наверное, похож на Антихриста " . Религиозному чувству неприятен конец этой фразы, но опровергнуть её может лишь тот, кто сказал, что Помпеи и Цезарь очень похожи, особенно Цезарь. Надеюсь, вы огорчитесь меньше, когда я скажу то, что многие забыли: если св. Франциск был похож на Христа, Христос, наверное, был похож на св. Франциска. Сравнение это очень полезно, и вот чем: если кто-то обнаружит загадки и странности в галилейских событиях и найдет разгадки в событиях ассизских, он увидит, что тайна вручена определённой, вот этой традиции. Он увидит, что ларец, запертый в Палестине, смогли открыть в Умбрии, ибо Церкви дана власть ключей. Всегда считалось естественным рассматривать св. Франциска в свете Христа, но мало кто догадался рассмотреть Христа в свете св. Франциска. Может быть, " свет " - не самый лучший образ; что ж, ту же истину выразит образ зеркала. Св. Франциск - зерцало Христа, как луна - зерцало солнца. Луна гораздо меньше солнца, зато гораздо ближе к вам; она не такая яркая, зато видна лучше. В этом же самом смысле св. Франциск - ближе к нам, он просто человек, как и мы, и нам легче его представить. Само собой понятно, что тайны в нем меньше, и потому слова его не загадочны. Собственно, многие, даже не очень важные слова, загадочные в устах Христовых, покажутся хотя и странными, но вполне естественными для св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1977...

В настоящее время на Дубенском острове устроен храм во имя преподобного Иова, и помянутые иконы помещены на память этой церкви. 313 Сведения об этом Виталии мы находим в рукописной книге библиотеки Волынской семинарии, под заглавием: «Диоптра мирозрительная, или зерцало известно, указующее суету мира» и прочее. В этой книге в самом её заглавии прямо говорится, что она, или точнее «зерцало» это словенски многогрешным Виталием игуменом честного Креста в Дубне… чернилом новоизображено, лета от откупления мира 1604. Библиотека Волынской семинарии 155. 314 Досифей, Житие блаженного Иова по печатному изданию, стр. 2–3. Надобно при сем заметить, что в истории русской церкви, кроме Дубенского Кресто-Воздвиженского монастыря на Волыни есть указание еще на два, так называемых Дубенских монастыря, и даже один из них, подобно крестному монастырю преподобного Иова, называется Дубенским на острове. Первый из них был основан в 1378 году по желанию Великого князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским на Стромыни, в 30 верстах на юго-восток от Троицкой лавры, при речке Дубенке, впадающей в Дубну, а другой, по воле того же князя, основан в 1383 году преподобным же Сергием, в благодарность Богу за победу над Мамаем, к Северо-Западу в 40 верстах от Лавры Сергиевой, на острове другой речки Дубенки, что ныне на границах Владимирской и Тверской губернии, в Александровском уезде, в пустоте Шавыкиной, принадлежащей теперь помещику Аксакову. Первым игуменом этого последнего монастыря был преподобный Савва, ученик преподобного Сергия, в последствии игумен Троицкой Лавры, и основатель Сторожевского монастыря близь Звенигорода. Он упразднен в 1763 году, и теперь на месте его под тенью нескольких вековых сосен видны следы гряд, высохший прудок, несколько могил обросших травою и две часовни на месте бывшего монастырского храма Успения Божией Матери (Рассказы из Истории русской церкви графа М. Толстого , ч. II, глав. IV, стр. 102). 315 Досифей, Житие блаженного Иова Железа в Xigie cudow стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

С возвращением Киевской митрополии под власть Патриархов Московских (1687 г.) Киевской и Черниговской типографиям грамотами 1687 и 1688 гг. было повелено быть под патриаршим благословением, а с учреждением Святейшего Синода они были подчинены Синоду. Важнейшим оплотом Православия в юго-западном крае была Почаевская Успенская обитель , основанная в XVI в. В первой половине XVII в. в Почаевской обители подвизался и прославился благочестием ее игумен преподобный Иов (Железо; l651). При основании Почаевской обители в ней была устроена типография. В 1618 г. в ней были напечатаны «Зерцало богословия» иеромонаха Кирилла (Транквиллиона) и «Слово на латинов» преподобного Максима Грека. «Зерцало богословия» было первым опытом догматического богословия на русском языке. Неудивительно, что из латинских пособий в него были внесены латинские толкования догматов, а сам автор этой догматики в 1626 г. принял унию. Униатское влияние в те годы было по-прежнему сильным, и православные авторы вынуждены были браться за перо, чтобы дать достойную отповедь нападкам на Православие. Так, в 1617 г. униатский архиепископ Лев (Кревза) издал «Оборону едности (унии) церковной, или Доводы, которыми доказывается, что Церковь восточная должна быть соединена с латинской» (на польском языке). В ответ на эту книгу ученый-иеромонах Захария (Копыстенский) написал и в 1621 г. напечатал «Палинодию, или Книгу обороны Восточной Церкви». (Палинодия (греч.) — возвращение на старый путь перешедших в унию.) В этом сочинении иеромонах Захария собрал ценные документальные свидетельства о начале русского христианства и принятии его от Церкви Восточной, греческой, а не Западной, латинской. На этот научно неопровержимый исторический православный путь он и приглашал введенных в заблуждение униатов. А в другом своем труде — «Книге о вере единой» он защищал Православие от критики протестантов. В противодействии унии по-прежнему велика была роль афонских насельников. На одном из Соборов юго-западной Церкви (1621 г.) даже было решено «вызвать с Афона преподобных мужей русских, в том числе блаженных Киприана и Иоанна, прозванием Вышенского, и расположенных к доброй деятельной жизни посылать на Афон, как в школу духовную». Особенно активной была деятельность инока Иоанна (Вышенского), афонского насельника, по происхождению из Галичины. В своих посланиях он указывал на те опасности, которые грозили православным богословам со стороны униатов.

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

Повествуя о чудесах Божиих, И. подчеркивает их назначение - направить сознание и волю человека к его спасению. «Алфавит...» заключает в себе некоторые богословские моменты; в частности, под буквой «Омега» И. пишет, что настоящий путь к богопознанию проходит через самопознание, через нравственное самосовершенствование. В др. месте этого сочинения И. размышляет о Промысле Божием, о богостроительстве мира. «Зерцало от Писания Божественнаго» («Нравоучительное зерцало»), посвященное генеральному судье В. Л. Кочубею, в 1705 г. издавалось дважды. Наиболее полное, 2-е издание содержит помимо молитвословий и предисловия иером. Антония (Стаховского) 3 проповеди И., произнесенные им в бытность проповедником Киево-Печерского монастыря: «О Страшном суде», «В день Рождества св. Иоанна Крестителя» и «На преставление святителя Иоанна Златоуста». Некоторые исследователи считают, что в книге в основном представлены компиляции проповедей свт. Иоанна Златоуста ( Николаев. 1999. С. 266). В 1707 г. вышли 2 сочинения И.: «Псалом пятидесятый, от Писания взятый» - толкование 50-го псалма и пересказ евангельской истории о Христе и раскаявшемся разбойнике (изд. в типографии Киево-Печерской лавры) - и «Богородице Дево, радуйся» (изд. в Чернигове). Последнее - самое обширное из поэтических произведений И.: оно содержит более 23 тыс. стихов. В этой книге святитель в стихотворной форме изложил молитву «Богородице Дево» и др. хвалебные песни в честь Богородицы, а также поместил рифмованное толкование Богородичного канона, собрание свидетельств Свящ. Писания, Свящ. Предания и церковной истории о почитании Пресв. Богородицы и о Ее чудесах. Завершается книга описанием чудес от икон Божией Матери, в к-ром особое место занимает описание чудотворений от Ильинской Черниговской иконы Божией Матери, явленной в 1658 г. Цель книги, по словам автора, заключалась в том, чтобы для пользы чтущих «расширить посланную от Бога через ангела песнь похвальную» Божией Матери. Некоторые молитвы Богородице даны им в стихотворной форме, дополнены. Признавая компилятивный характер сочинения, И. писал: «Не новое аз пишу, з святых собираю… слово многими рифмами разширяю» (цит. по: Николаев. 1999. С. 267). Он отмечал, что часть сведений им была заимствована из сборника св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное». Свт. Димитрий критически отнесся к выходу в свет сборника стихотворных молитв Богородице, он писал по этому поводу в одном из писем митр. Стефану (Яворскому): «Бог дал тем виршописцам друкарню, и охоту, и деньги, и свободное житье, но мало кому потребные вещи на свет происходят» (цит. по: Николаев. 1999. С. 267).

http://pravenc.ru/text/468961.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010