– Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Греч, текст и франц. перевод: Diadoque de Photicé. Oeuvres spirituelles/Texte et trad. E. des Places. Paris, 1966 (Sources chrétiennes 5 ter). P. 164–168. Дорофей Газский, прп. – Душеполезные поучения. Греч, текст и франц. перевод: Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/Texte et trad. Dom L. Régnault et J. de Préville. Paris, 1963 (Sources chrétiennes 92). P. 106–486. – Послания. Греч, текст и франц. перевод: Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/Texte et trad. L. Régnault et J. de Préville. Paris, 1963 (Sources chrétiennes 92). P. 488–524. – Изречения. Греч, текст и франц. перевод: Dorothée de Gaza. Oeuvres spirituelles/Texte et trad. L. Régnault et J. de Préville. Paris, 1963 (Sources chrétiennes 92). P. 526–530. Евагрий Понтийский – Антирретик. Frankenberg W. Euagrius Ponticus//Abhandlungen der Koniglichen Gesellschaft der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-Historische Klasse; Neue Folge 13–2. 1912. S. 472–545. – Большое послание к Мелании Старшей. Сирийский текст и франц. перевод: Seconde partie du traite, qui passe sous le nom de «La grande lettre d’Evagre le Pontique Mélanie l’Ancienne”/Publiée et traduite d’après le manuscrit du British Museum Add. 17192 par G. Vitestam. Lund, 1964 (Scripta minora Regiae Societatis Humaniorum Litterarum Lundensis. Studler utg. av Kungl. Humanistiska Vetenskapssamfundet i Lund 1963/64.3). P. 6–29. – Гностик. Греч, текст и франц. перевод: Évagre le Pontique. Le gnostique ou celui qui est devenu digne de la science/Texte et trad. A. Guillaumont. Paris, 1989 (Sources chrétiennes 356). – Изречения. Греч, текст: PG 40, 1264–1269; PG 79, 1236–1264. – К девственнице./Зерцало девственниц. Греч, текст: Nonnenspiegel und Mönchsspiegel des Euagrios Pontikos/H. Gressmann. Leipzig, 1913 (Texte und Untersuchungen 39:4). S. 143–151. – К монахам, пребывающим в киновии./Зерцало иноков и инокинь. Греч, текст: Nonnenspiegel und Mönchsspiegel des Euagrios Pontikos/H. Gressmann. Leipzig, 1913 (Texte und Untersuchungen 39:4). S. 152–165.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Новое зерцало апостольскаго уготования и желания разрешитися и со Христом быти явился еси, преподобне, егда беззаконнии и неблагодарнии на монастырском кладбище хотяху тя, неповиннаго умертвити. Но подвигом любве жертвенныя, сокелейника твоего Иринарха, от неумолимыя смерти спасен был еси. Сим образом и мы, в преданости Богу утверждаеми, глаголем ти сице: Радуйся, Христа от юности своея возлюбивый; радуйся, душу и живот свой Ему всецело предавый. Радуйся, волею своею Господу поработивыйся; радуйся, в непрестаннем уповании на Него утвердивыйся. Радуйся, прежде смерти для мира греховнаго умерый; радуйся, жизнь вечную еще в земнем телеси во Христе обретый. Радуйся, образе совершенныя веры и любве; радуйся, зерцало непостыднаго упования. Радуйся, смирения Христова наследниче; радуйся, милосердия Его подражателю. Радуйся, непрестанную память о смерти стяжавый; радуйся, сетей вражиих сею избегнувый. Радуйся, преподобне отче Амфилохие, теплый наш заступниче и предивный целебниче. Кондак 8 Странное чудо является, блаженне, имя твое вкупе с Преблагословенной Богородицей и преподобным Иовом, молитвенно призывающим: малое бо приносяще вам прошение, абие таковым сугубым предстательством, от велиих скорбей и недугов приемлем скорое избавление, да вопием о вас Богу радующеся: Аллилуия. Икос 8 Весь любве Божественныя исполнен, свято окормлял еси людей множества, яко к старцу духоносному, во изгнание твое, в Мало-Иловицкую весь, к тебе притекающих. Ты же нужды их милостивно удовляя, к житию богоугодному многих приобщил еси. Тако и мы житием твоим, в истине и благочестии утверждаеми, зовем ти сице: Радуйся, новый безсребренниче, болезни наша исцеляющий; радуйся, благовестниче изрядный, веру правую в земли нашей утверждающий. Радуйся, служителю Божий, всем себе поработивый и многи ко Христу приведый; радуйся, подвижниче кроткий, обидящих тя милующий и любящий. Радуйся, пастырю богомудрый, разум спасения людем подающий; радуйся, старче благодатный, души нераскаянных обновляющий. Радуйся, отче святый, сердца чад ко отцем обращающий; радуйся, учителю покаяния, кающимся совесть омывающий.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

Примечательнейшие предметы нынешней Валаамской библиотеки суть следующие: Живописное изображение масляными красками монастыря в том виде, в каком он находился в половине XVIII столетия. По этому рисунку видно, что все здания монастыря, не исключая и церквей, были деревянные. Они имели форму четвероугольника, посредине которого помещались соборная церковь и колокольня; следовательно, главная мысль плана была та же самая, какая выражается и настоящим расположением монастыря. Но прежний монастырь стоял несколько далее от каменного уступа скалы, между тем как ныне существующий стоит почти на самом краю этого уступа. Живописное изображение лишено художественности, но оригинально. Рукописи: Опись монастырского имущества 1767 года, в копии; знакомит с состоянием обители в эпоху, предшествовавшую вступлению в управление ею игумена Назария, и служит объяснением вышеупомянутому живописному изображению, почему и рассматривается здесь вслед за этим изображением. Примечательнейшие сведения, доставляемые описью 1767 года, суть сии следующие: главный престол соборной церкви был во имя Преображения Господня; сверх того она имела пять приделов: во имя Верховных апостолов Петра и Павла; во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова; во имя Апостола Андрея Первозванного; во имя святых Захарии и Елисаветы; во имя преподобного Александра Свирского ; последний придел находился в нижнем этаже. Кроме соборного храма имелись еще две теплые церкви: во имя Успения Божией Матери с приделом во имя святителя Николая Чудотворца, и вторая – во имя Рождества Христова. Убранство церквей было самое неизысканное: почти все сосуды были оловянные; не упомянуто ни об одной иконе в серебряной ризе; только упоминаются при некоторых иконах серебряные венчики и оклады по полям; таких икон имелось 26. Ризница состояла из 23 риз, 10 стихарей, 8 подризников, 19 епитрахилей, 7 поясов, 4 набедренников, 17 пар поручей, 17 воздухов, 7 орарей, 15 пелен церковных, 14 платков церковных. Библиотека состояла из 119 книг, в числе их упомянуты: Толкование воскресных Евангелий; Благовестник; Сборник; Слова преподобного Ефрема Сирина ; Беседа Григория Назианзина ; Житие преподобного Александра Свирского , рукописное; Розыск о раскольниках; Зерцало Богословия; Пращица против раскольников; Диоптра, или Зерцало, и Уложение царя Алексея Михайловича. Прочие книги – Богослужебные.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

556 Известно между прочим, что короли польские Август II и Август III, утверждая привиллегии своих предшественников на печатание книг в Почаевской Лавре, в тоже время положительно выражали, что привиллегии эти она имела с давних вреиен: «oflicina tipografica antiquitus in monasterio Poczajowensi existit. (Арх. почаев. лавры. Дело 95.). 557 Смотр. книгу напечатанную в Почаеве 1618 года: «Зерцало Богословия» Транквилиона, в Почаевской лаврской библиотеке 402. 559 Полное заглавие этой книги следующее: «(Сия книга нарицаемая Зерцало Богословия избрана от многих книг богословских; трудолюбием составлена иермонаха Кирилла Транквиллиона и проповедника слова Божия, его властным коштом и накладом выдрукована в монастыру почаевском, маетности его милости пана Андрея Фирлея, року 1618 месяца марта 12 дня». Автор «обозрения славянорусской библиографии» сомневается в напечатании ее в почаевском монастыре (стр. 5 168); но он вероятно не знал и о существовании почаевской типографии в XVII в. Для любопытных выписываем оглавление главных частей этой книги: часть 1-я: «о пресущественном существе Божием. (Гл. 1 – 15); начинается статьею: «яко должны есмы знать Бога, и в каком месте показуется»... и оканчивается вопросом: «о вознесении Господа на небеса и седалищи Его десном – что знаменует?» Часть 2-я: «о четвераком мире и о двоих местех: о темном Вавилоне и о пресветлом Сионе»... В частности 1; «о первом невидимом мире... или Ангелах (гл. 1 – 4) 2; о втором видимом мире или о творении неба и земли, видимаго сего мира, еже в нем» (гл. 5 – 10). 3; о третьем малом мире, именно: «о сотворении человека, который малым миром нарицается» (гл. 11 – 14). 4; «о темном Вавилоне или мире с его грехами и похотьми» (гл. 15 – 20). 5; «о пресветлом Сионе, месте прекраснем, небесном Иерусалиме, – в нем же Христос вечно царствует» (гл. 21 – 35). Последняя глава «о совершенной корунации святых и верных Божиих, яже восприимут по воскресении». (стр. 81 на обор, и 82). На конце молитва . (Библиотека почаевск. Лавры 402). Более подробные выдержки при этой книге можно читать в «Отечественных Записках» 1826 г. (часть 28, стр. 312 – 324.)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

12) Слова постнические Исаака Сирианина, переведенные с Сирского языка на греческий Аввами Патрикием и Аврамием, в числе 91. Рукопись писана в четверть, на бумаге, на конце надпись рукою писца: «писася сия книга в следовательно, еще при жизни Пр. Сергия. 13) Зерцало, или Диоптра, с предисловием Михаила Пселла и стихами некоего Константина. Сочинение, писанное на греческом языке, в стихах, разделяется на пять слов. Оправдываясь в принятии на себя труда, трудившийся пишет, что он приступил к сему делу «не от себе устремляем, но принужден быв от Отца духовного, именем Каллиника, житие убо имуща в странах Смоленских.» Труд сей принадлежит Филиппу Пустыннику; а писана книга эта в 1095 г., как известно из последних стихов, по греческим рукописям (5). Переводчик или переписчик по окончании труда своего присовокупил: «словеса убо писаная придоша в конец: уму же да не будет когда прияти конец. В любителях душеспасительных словес кое убо когда будет благих насыщение?» потом чрез несколько строк присовокуплено: «в лето списана бысть книга сия, рекомая, по Еллинех: Диопатра, по нас же: зерцало. Святей Троицы в Сергиеве монастыре, замышлением Игумена Никона, а рукою раба Божия Иосифа, а кончаны быша месяца ...» (следующая строка осталась не дописанною). – Кроме Диоптры, в сей рукописи далее помещены написанные тою же рукою сочинения: Св. Афанасия Александрийского к князю Анти­оху, ответы Варсонофия Великого, послание Василия Епис. Амасийского к некоему Иноку; два поучения Илариона; повесть отца Исаии из Патерика; заповеди Преподобного Стефана Фивейского; настав­ления Исихия Пресвитера к Феодулу и некоторые другие статьи духовного содержания. 14) Поучения Аввы Дорофея, писаны на бумаге в четверть; на конце приписано.: «В обители Црстей Святой и Живоначальной Троицы, в устроении Пр. Сергеа, на имя Священно-иноку Матфею, списася сия книга в лето гцкв индикта 3, мца Февруаря в н день, на память Стаго мученика Феодора Стратилата. Списажеся сия книга при Настоятельстве Преподобного Игумена Никона, рукою многогрешного инока Антония. Ты же, Священноиноче Матфею, помяни мя грешного в святых ти молитвах.»

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/putevo...

711. (427.) Сто глав из Зерцала Великого, устав. мелкий, четкий, исх. XVII века, в четверть, 87 листов. л. 5. Заглавие: Духовныя приклады и душеполезныя повести, новопреведенныя от Великаго Зерцала в честь Богу и всем Святым. Впереди оглавление. Недавно поступила в лавр. библиотеку ркп. Великое Зерцало, в 733 главах, (см. Оп. Рум. Муз. стр. 226), писан. скорописью исх. XVII века, в лист, 183 и 472 листа, с подписью внизу первых листов: Лета 7207 (1699) купил сию книгу, глатолемую Великое Зерцало, Пыскорскаго монастыря архимандрит Евфимий Свиренов в великом царствующем граде в Москве, в дом боголепнаго Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а куплена на казенныя деньги. 712. (1824.) Патерик Печерский с избранными житиями на мес. май, полууст. разный, напис. 1497 года, в четверть, 504 листа. По счету тетрадей сначала недостает 19 листов. Начинается житием препод. Феодосия, от слов: …она же к тому уже не смирением начя глаголати старцю, но с гневом великым впияше: о нужда старца сего, яко имы сына моего и скры и в пещере. Сочинение Нестора Летописца , напечатано в Чтен. общества Истории и древностей 1858 г. кн. 3. л. 65 об. Похвала св. отца нашего Феодосия, игумена печерскаго, архимандрета всея Руси началнику, иже в Руси мнишьскому чину. Нач. Похваляему праведнику взвеселятся людие. л. 76 об. Сказание Симона епископа володимерьскаго о печерьскых черноризцих, иже в Кееве, в лавре св. Феодосиа (о св. Онисифоре и Евстратии). л. 82. О Никоне. л. 84 об. О Купши и о Никоне (о Кукше и Пимене). л. 85. О Афонасьи. л. 86 об. О князи о Святоши. л. 93. О Еразме. л. 94 об. О Арефе. л. 96. О Евагрии и о Тите. л. 97 об. О создании церкви святыя Богородица печерьскыя. л. 105 об. О мастерех. л. 109. О писцих. л. 115 об. Написание второе. К архимандриту, игумену печерьскому Акиндину от Поликарпа о черноризцих святых, иже в печерьском монастыри. О Агапите лечьце. л. 120. О блаженемь Григорьи чюдотворци. л. 124 об. О Никите. л. 127 об. О Лаврентии затворнице. л. 129. О Иоанне затворнице.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

2) Мы имеем многие священные воздержания примеры: α) Иосифово воздержание от похоти достойно примечания. О нём пишется: и бысть по словесех сикх, и возложи жена господина его (Иосифа) очи своя на Иосифа и рече: пребуди со мною. Он же не хотяше ( Быт.39:7–8 ). ß) Воздержание Иовлево весьма хорошо описано в тридцать первой главе: завет, – говорит, – положих очима моима, да не помышлю на девицу. Аще уклонися нога моя от пути, аще и вслед ока моего иде сердце мое, и аще рукама моима прикоснухся даров, аще воздвигох на сироту руку, надеяся, яко многа помощь мне есть: да отпадет убо рамо мое от состава ( Иов.31:1, 7, 21–22 ) и проч.: γ) О Самуиле вот, что пишется: и рече Самуил ко всем мужем Израилевым: се, аз, отвещайте на мя пред Господем и пред Христом его, еда у кого телца взях, или осля, или кого от вас насилствовах, или кого утесних, или от руку некоего приях мзду, или обущу? извещайте на мя, и возвращу вам. И реша к Самуилу: не обидел еси нас, ниже насилствовал еси нам, ниже утеснил еси нас, ниже взял еси от руки чиея что ( 1Цар.12:1, 3–4 ). δ) Присовокупим ещё и Павла, коего воздержание на многих местах Деяний Апостольских описывается. Амвросий, Медиоланский епископ, пишет 149 : „слышу людей говорящих, что воздержание никакой похвалы не имеет, что те безумствуют, кои наказуют плоть, чтоб поработить оную духу: но сего Павел никогдаб не сделал, и не написал, ежели бы безумием почитал; хвалится же он, говоря: умерщвляю тело мое и порабощаю» и проч.: 3) А тех постников и воздержников можем ли описать, коими ныне преисполнены книги, так как прежде преисполнены были пустыни? Демосфену одному и Цицерону предоставить надобно описывать и восхвалять житие их. Может быть они, соединёнными силами, довольны будут на описание похвалы их. Христианам довольно знать, что житие их было целомудренное, трезвенное, воздержное, духа благодати исполненное, нашего подражания достойное. 4). Да и на что нам, христианам, обременять ум свой примерами бесчисленными, когда мы имеем пред собою образ и зерцало святейшего воздержания – Самого Господа нашего Иисуса Христа. Ежели Христос не будет целью нашего воздержания, то оно погубит силу и важность свою. Бернард говорит: 150 „где истинное воздержание, аще не в Христовой жизни? одни те должны почитаться воздержными, кои подражать его житию стараются. Вотще тот трудится в приобретении добродетелей, кто от инуды их чает получить, а не от Господа добродетелей, Коего учение есть нива премудрости, милосердие есть дело правды, житие – зерцало воздержания, смерть есть знамение победы». Да и Сам Христос, побуждая к подражанию Своему, говорит: образ бо дах вам, да, якоже аз сотворих вам, и вы творите ( Ин.13:15 ). Итак, житие Христово – единое и предовольное есть к подражанию побуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

2) В создании вселенной из ничего, в ее поразительной громадности, в ее мудром устройстве и в целом, и в частях, до малейших подробностей, в изумительном разнообра­зии существ, ее населяющих, и свойств, которыми наделены эти существа, Бог проявил свое бесконечное всемогущество, величие и премудрость, так что вообще мир есть зерцало Божественных совершенств; будем же как можно чаще приникать в это зерцало, чтобы, видя перед собой образ своего Господа, ходить в Его присутствии и подражать Его совершенствам. 3) Главнейшая цель создания вселенной – это есть слава Твор­ца. И окружающий нас мир, отображая в себе так ясно со­вершенства Божии, есть по истине величественный храм, в котором все неумолчно хвалит и славословит своего Создателя; научимся же и мы присоединять свой хвалебный глас к голосу всей природы, научимся славить Бога и в телах... и в душах…, которые суть Божии ( 1Кор. 6:20 ), и все делать в славу Божию ( 1Кор. 10:31 ). 4) Все создания Божии совершенны, и совершенство их состоит в том, что каждое из них вполне достаточно для цели, к которой предназначено; будем же уважать это совер­шенство тварей, никогда не позволяя себе злоупотреблять какой-либо вещью, или существом, вопреки их природе и назначению. 5) Все создания Божии прекрасны: научимся любить это пре­красное, как дело рук нашего Господа; но любить так, чтобы из-за тварей не забывать Творца, а, напротив, чтобы через рассматривание красоты видимой только более и более возвышаться нам к созерцанию невидимой, не созданной, высочайшей красоты Божией, и к ней-то привязываться всей своей душой, в ней-то искать для себя истинного блаженства. 2. О главных видах творений Божиих. 1. О мире духовном. § 62. Учение Церкви и краткий обзор ложных мнений о догмате. Учение православной Церкви о мире невидимом или духовном, собственно как творении Божием, можно представить в следующих кратких чертах: “Ангелы суть духи бесплотные, одарен­ные умом, волей и могуществом... Они сотворены прежде мира видимого и человека...; разделяются на девять ликов..., и сами злые ангелы сотворены от Бога добрыми, но сделались злыми по собственной воле” (Простр.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

К. Шёнборн упрекает прп. Иоанна в приравнивании икон к святым мощам. По мнению исследователя, преподобный «ставил иконы и мощи на один уровень», являлся выразителем «сомнительной тенденции» «считать иконы, как таковые, в их материальности, в некоем роде носителями благодати» 149 . На ошибочность таких взглядов, пишет К. Шёнборн, указывает обычай сжигать деревянную икону после утраты образа на ней, о чем упоминали Леонтий Неаполитанский, патриарх Герман и прп. Федор Студит 150 . Однако об этом же пишет и сам прп. Иоанн Дамаскин : «А что не веществу поклоняюсь, ясно; ибо когда бывает разрушено изображение креста, сооруженного, если бы случилось, из дерева, то дерево я предаю огню, равным образом и вещество икон» 151 . Следовательно, на самом деле преподобный учил об обусловленности святости иконы и ее благодатности наличием на «деревянной доске» образа святого первообраза, иначе говоря, характира, или черт первообраза. Действительно, В.А. Баранов дает уточненный перевод приведенного выше фрагмента (I, 19): «Ибо святые и при жизни были исполнены Святого Духа, также и по кончине их благодать Святого Духа неотлучно пребывает и от душ, и от тел во гробах, и от характиров (χαρακτρσι) и от святых икон (εκσιν) их – не по сущности, но благодатию и энергией (χριτι κα νεργεα)» 152 . О почитании черт-характиров (χαρακτρα) «священной плоти Христа» до прп. Иоанна Дамаскина писал свт. Герман, патриарх Константинопольский. Что же такое характир? Преподобный Иоанн пишет, что после вочеловечения Бога «…мы, делая Его икону (εκνα), не погрешаем. Ибо сильно желаем увидеть Его образ (характир, χαρακτρα); потому что, как говорит божественный Апостол, “видим ныне, якоже зерцалом в гадании” ( 1Кор. 13:12 ). Икона (εκν) же и есть зерцало и гадание, соразмерное с величиною нашего тела. Ибо ум, и после многих напряжений, не в состоянии выйти из пределов телесного» 153 . В переводе В.А. Баранова окончание выглядит более понятным: «Икона же есть зерцало (зеркало) и гадание, подходящее для дебелости нашего тела» 154 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatoot...

15. Евхологий, сиесть молитвослов или требник. Москва. 1689 г. 23. 16. Сия книга Типикон, сиесть изображение чина церковного, еже зовется устав. Москва. 1695 г. Надписи: 1) «Устав новозерского монастыря игумена Варфоломея келейно», и 2) «Сия книга глаголемая устав Преображенского Валаамского монастыря подаяние новозерского монастыря игумена Варфоломея, подписал того монастыря иеродиакон Димитрий 1760 г. Декабря 14 дня». 1. 17. Сия книга, нарицаемая зерцало Богословии, избрана от многих книг богословских и трудолюбием составлена иеромонаха Кирилла Транквиллиона проповедника слова Божия. Благословением же в Бозе преподобнейшего архимандрита Кир-Варлаама Шептицкого. Киев 1695 г. Надпись: «Сию книгу зерцало богословии отдал я игумен по обещанию своему в церковь на Валаамском острове. Варфоломей». 3. 18. Акафисты всеседмичные с стихиры и каноны имже приличныя и прочия благопотребныя моления. Первее во св. чудотворной Киево-Печерской Лавре, ныне же в богоспасаемом граде Могилеве. 1698 г. 57. Рукописей пергаментных и бумажных с изображениями в библиотеке не находится, а из рукописных книг, писанных разным уставом по описи монастырской, значатся следующие, все аскетического содержания, а именно: 1. Преподобного Аввы Варсонофия поучения в вопросах и ответах – три книги. 2. Варсонофия великого руководство к духовной жизни, поступила от бывшего благочинного монастырей, впоследствии преосвященного епископа Игнатия в 1853 году. 3. Исаака Сирина словеса постнические, списанная с печатного в Молдаво-Валахийском Нямецком монастыре 1812 г. – две книги. 4. Исаака Сирина словеса постнические, списанная с первого рукописного перевода старца и архимандрита Паисия Величковского – три книги. 5. Симеона Нового Богослова учительные словеса о иноческом житии, списанные с перевода старца Паисия – два экземпляра, в ¼ д. л. 6. Симеона Нового Богослова житие и поучительные слова, в ¼ д. л. 7. Его же – полезнейшие словеса, изложенные стихами, в ¼ д. л. 8. Его же – полезнейшие словеса, изложенные стихами, в лист; поступила от бывшего благочинного монастырей, впоследствии преосвященного епископа Игнатия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010