Одно из древнейших рус. произведений шитья - квадратная хоругвь с изображением лоратного М. (XII или XIV в.; по атрибуции Н. А. Маясовой - 1-я пол. XIV в., ГММК). Лик архангела на этой хоругви почти не сохранился, фигура вышита золотыми нитями. В руках он держит мерило и зерцало, на котором изображен крест. Также М. изображен на иконе ок. 1300 г. (ГТГ); он представлен фронтально, в рост, в левой руке зерцало с едва заметным изображением Еммануила, в правой - мерило. Почти все одеяние архангела исполнено в красных, царственных тонах: пурпурный далматик, большая золотисто-красная пряжка пояса, киноварный плащ, закрепленный впереди драгоценным камнем, ярко-красная обувь. Детали облачения также напоминают одеяния византийских императоров - длинный далматик с золотистым орнаментом, тяжелая лента лора, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, лежащая крестом на груди и спускающаяся с левой руки; схожей с лором лентой украшен подол далматика. М. широко почитали как победителя сатаны и защитника от темных сил, поэтому его образы нередко встречаются на предметах личного благочестия. Известны т. н. амулеты-змеевики с образом М. Самые древние примеры таких изображений относятся к XI в. (т. н. Черниговская гривна найдена в 1821, ныне в ГРМ), впоследствии эти предметы изготавливали с некоторыми изменениями. Их отличительная черта - противопоставление на 2 сторонах одного предмета изображения темных сил (в виде змеи) и образа их победителя, 1-го служителя Божия - М. Архангел представлен в рост, в лоратном одеянии; в правой руке он держит мерило (или лабарум), в левой - зерцало с крестом. Изображение М. также можно встретить на древних драгоценных мощевиках и на простых медных крестах, на деревянных резных иконах. В XVIII-XIX вв. были распространены литые иконки с образом М., предстоящего в молении Спасителю, аналогичные иконам из деисусных чинов. Арх. Михаил, с деяниями. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (ЦМиАР) Арх. Михаил, с деяниями. Икона. Кон. XVI — нач. XVII в. (ЦМиАР) Оба церковных праздника в честь М.

http://pravenc.ru/text/2563460.html

М.А. Корзо К вопросу о приписываемых Димитрию Ростовскому катехизисах и их связи с предшествующей традицией Источник Об авторе Корзо Маргарита Анатольевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник сектора этики Института философии РАН, korzor@zmail.ru Исследование посвящено содержательному анализу катехизисов «Вопросы и ответы краткия о вере» и «Зерцало Православного исповедания», которые традиционно приписывались митрополиту Ростовскому Димитрию. Показано, что оба катехизиса органично вписываются в предшествующую катехизическую традицию Киевской митрополии, но при этом восходят к разным образцам. Установлено, что «Зерцало» является сокращенной версией «Православного исповедания веры» Киевского митрополита Петра Могилы (Москва, 1696) и композиционно выстраивается по модели трех богословских добродетелей. «Вопросы и ответы», которые атрибутируются А. Б. Григорьевым другому Ростовскому митрополиту – Арсению (Мациевичу), представляют собой оригинальный опыт эклектичного катехизического сочинения. Исследователи творчества Димитрия Ростовского отмечают, что лишь немногочисленные сочинения святителя затрагивают догматические вопросы с. 14]. Плохая сохранность рукописей Ростовского митрополита и некоторая небрежность, с которой были подготовлены ранние издания собраний творений святителя с. 366], стали причиной того, что в XIX в. под именем Димитрия публиковался целый ряд не принадлежавших ему сочинений. В их число попали и два небольших катехизических наставления: «Вопросы и ответы краткия о вере» и «Зерцало Православного исповедания». «Вопросы и ответы» появляются уже в шестой части первого издания сочинений Димитрия Ростовского подготовленного Я. А. Татищевым на основе сборника из его частной коллекции. Общая редакция осуществлялась Московским архиепископом Платоном (Левшиным) с. 14–15; 63, с. 49–50]. Состав издания анонсировался в книгопродавческом объявлении в «Московских ведомостях» [см.: 10, с. 82]. «Вопросы и ответы» входили впоследствии в состав первой части творений святителя, печатались и отдельными брошюрами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Постараемся осматривать себя и в добрых делах наших, дабы не были они негодными пред Богом, и мы бы с ними непотребными не явились. Все, что ни творим, да будет во славу Божию и пользу ближнего нашего. Доброе дело от цели познается, а не от самого дела. Если цель добрая у доброго дела, то и дело доброе, а если цель злая, то и дело порочится, хотя бы и добрым казалось. Но надо сердце прежде исправить, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближнего; и тогда от правого сердца, как от доброго дерева добрые плоды, добрые дела происходить будут. Иисус, зерцало всех добродетелей и Помощник всем воздыхающим к Нему, да поможет нам. Спасайся.   Письмо девяносто четвертое Вопрошаешь: как может человек сердце свое исправить? Ответ. Если хотим лицо наше исправным иметь, посматриваем в зеркало, исправно ли оно, и там усмотрев что-либо достойное порицания на лице, отираем или омываем. Так, когда хотим сердце наше исправить, чтобы правое было и правое замышляло, то должно нам в чистое зерцало жития Христова часто посматривать, и глядя в него, усматривать неправоту сердца нашего и исправлять ее. Правое же сердце то, которое всем отдает должное: Богу и Господу своему – послушание, и честь, и славу; ближнему же своему ищет и делает пользу, как себе. Да обращается же всегда перед душевными нашими глазами зерцало жития Христова: как Он обращался, живя на земле, и какие нравы показывал, более же всего смирение Его, которое настолько глубоко, насколько высоко величество Его. Это не попустит нам гордиться и славы и похвалы от людей искать. Спасайся.   Письмо девяносто пятое Хочешь знать, каковы признаки смирения? Ответ. Я тебе некие признаки его, по силе моей, покажу, ты же испытывай сердце свое, поскольку смирение, как и всякая добродетель, должно быть в сердце. Свойство смирения в том, что человек считает себя недостойным всего: пищи, одеяния, света солнечного, покоя богатого, служения от людей и прочего благодеяния, зная, что он грешник; напротив того, судит себя быть достойным всякого бедствия, поношения и наказания. Это признак истинного смирения, которое в сердце есть. Почему? Потому что такой человек видит, что своими грехами прогневал благодетеля Своего, Бога, Которого должен был бояться, любить и почитать; и об этом рассуждая, видит свое недостоинство во всем и считает себя достойным всего наказания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Паспортов избегают, стараются не иметь их. От них бегут туда, где удобно укрыться от правительственного контроля. Является поговорка: «коли хочешь в Камыши, так паспорта не пиши; а захочешь в Разгуляй и билет не выправляй». Камыши – это Камыш-самарские озера, а Разгуляй – народное название Астрахани; это – места, где среди степной казачины постоянно укрывались беглецы из внутренней России. Суд карал раскол. Принадлежность суда – зерцало с его двуглавым орлом – вызывает против себя ненависть раскола. Едва увидали зерцало два раскольника приведенные в суд в Екатеринбурге, в царствование Николая Павловича, как со словами: «антихрист, антихрист!» они бросились на зерцало и в одну минуту оно уже было под их ногами 277 . Метрики предписываются властью и ведутся православным духовенством. Этого довольно, чтобы раскол восстал на них. Лужковцы отвергли метрики. В Сибири иные переходили в раскол, собственно, из враждебного чувства к метрикам. Петр I наложил на народ подушную подать. Раскол объявил, что злое дело брать дань с души человеческой 278 . Даже то, что Петр назвался Петром I – вызвало против себя негодование раскольников, нашедших, что Петр превозносился над самим Богом, называя себя первым, хотя уже вовсе не вина Петра, что ему случилось быть первым Петром на русском престоле. Петр принял титул императора; раскол решил, что «император» значит «перун, титан, или диавол» 279 . Словом, раскол ничего не прощал Петру, нападал даже на то, что казалось, вовсе не вызывало нападок. Тем естественнее была вражда раскола к Петру там, где последний действительно делал ошибки. Так преследование платья и бороды было крайностью, нападая на которую раскол чувствовал, что ему есть на что опереться. Лишь за несколько лет перед тем патриарх Адриан сильно нападал на брадобрииц, как на еретиков, приводил, что брили бороды только Юлиан – отступник, Ираклий и Константин Копроним 280 . Расколу теперь оставалось только цитировать слова патриарха господствующей церкви. Словом, Петр и раскол были в исконной, постоянной, непримиримой вражде.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/raskol-i...

Отрицающий собственную оригинальность в изложении, В. из Б. составил это компилятивное сочинение на основе более 400 как христ., так и языческих (греч., рим.), араб. и евр. источников, к к-рым относился с большим доверием. Основная задача энциклопедии, считал В. из Б., заключается в том, чтобы показать людям путь от невежества, греховности и немощи к мудрости, добродетели и могуществу. Энциклопедии, являясь «зерцалом» распространенных знаний своего времени, были предназначены для широкого круга читателей ( Жильсон. С. 246). В 1310-1325 гг., уже после смерти В. из Б., в энциклопедию анонимным автором была добавлена 4-я часть, «Speculum morale» (Зерцало морали), составленная гл. обр. на основе «Суммы теологии» Фомы Аквинского . В результате все произведение стало называться «Speculum quadruplex» (Четверное зерцало). Переведенное на франц., каталон., испан., голл., нем. и др. языки и выдержавшее 6 печатных изданий за XV-XVII вв., «Великое зерцало» пользовалось популярностью, его хорошо знали итал. гуманисты, к отрывку из хроники за 1223-1250 гг. (времени правления королей Людовика VIII и Людовика IX и жизни самого В. из Б.) как к достоверному источнику обращались позднейшие историки. Исторические примеры из сочинения В. из Б. использовал Иоанникий Голятовский в «Небе новом» (Львов, 1663). В 1679 г. извлеченное из «Великого зерцала» сказание о прор. Мухамаде было переведено на рус. язык Симеоном Полоцким . В ответ на просьбу франц. кор. Маргариты и наставника принца Филиппа помочь придворным учителям в воспитании детей знати В. из Б. написал педагогический трактат «De eruditione filiorum nobilium» (О наставлении детей знати, 1246-1249), представляющий собой антологию образования и воспитания из сочинений античных и христ. авторов ( Аристотеля , Сенеки , Овидия, Ювенала, Квинтилиана , Цицерона , Горация, Персия, блж. Иеронима Стридонского , блж. Августина , Эннодия , еп. Павийского, свт. Григория I Великого , Гуго Сен-Викторского , Ришара Сен-Викторского , Бернарда Клервоского и мн.

http://pravenc.ru/text/158716.html

Посему св. Павел называет неразумными тех, которые, среди безчисленных опасностей со всех сторон, ходят в безпечной разсеянности, и погубляют время в суетных увеселениях. Не подражайте им, говорит; будьте умны и мудры. Подумайте, кто, получив от царя драгоценные камни и золото, все это разбросает или отдаст за какия нибудь, ничего не стоющия, мелочи и безделки? А вы получаете от Царя и Бога вашего нечто такое, что несравненно дороже и золота и драгоценных камней: это – время. Злато и всякия драгоценности временем приобретаются; а время, потерянное в прошедшем, можешь ли возвратить и получить за богатство целого мира? И время, которого Бог не даст тебе в будущем, где и на какия сокровища купишь? Итак учитесь временем пользоваться: всякое время, в сравнении с вечностию, кратко до чрезвычайности; но, по благости Божией, кратким и малым временем можете приобрести целую вечность божественного мира и радости в небесном царствии. Как это может быть? Послушайте, что св. Павел говорит далее: не будьте несмысленны, повторяет, но узнавайте, чего хощет Бог ( Ефес. 5, 17 ). Божественное искусство пользоваться временем для приобретения вечной жизни! Воля Божия есть преизящный собор, прекрасная совокупность и полнота всех доброт и совершенств. Смотрите в зерцало совести; смотрите в чистейшее зерцало Божиих откровений в Священном Писании : всегда откроется вам в сих зерцалах, чего Бог от вас хощет. Но познавая волю Божию, уже смотрите, поступайте, как можно, верно и по крайней тонкости и точности, сообразно тому, чего Господь хощет от вас. Хощет Он, чтобы мы верою и любовию прилеплялись к Единородному Сыну Его Иисусу Христу, Спасителю всех человеков. Хощет Он, чтобы мы пребывали в духе искренняго спасения, и, видя с одной стороны бездну собственной бедности, немощи и виновности, а с другой бездну милосердия Божия, открывающуюся грешникам в язвах Иисуса Христа распятаго, исповедывали Ему согрешения наши в искренности сокрушенного и смиренного сердца, и веровали, что Бог нас простит и помилует ради Христа, и что кровь Иисуса Христа Сына Божия очищает совесть нашу от всех грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Л. 315 об. Послание трскго цр ко гдрю црю великом кнзю васильевичю всеа – В этом послании наоборот султан, прославляя могущество царя, спрашивает, почему он называется царём. Л. 317 об. Послание гдр цр великого кнз васильевича всеа к трском црю салтан. – Отвечая Салимбе султану на предыдущее послание, царь уведомляет, что он венчался царским венцом Греческого императора Константина Мономаха. Все четыре грамоты явно подложные. См. Ист. госуд. Росс. т. IX пр. 348. Л. 321. Кано молебенъ прчте бгце певаемыи в наведение печали. Первый тропарь начин. Печалны наведени обревають смиреню ми дш и напасти олацы покрывають. Л. 333 об. Слово свты ць о дшевне. ко всмь православнымь хртиномь. Против сквернословия. Нач. Не подобае т братие правосллвнымъ хртиномъ матены лати . Л. 340. После краткой молитвы к Божией Матери, песнопение умилительное: Зема есн сыра матера всмъ еси ты цъ и мать гроби есте гроби коло ы дубовые всмъ на есте вы гроби домовища и т.д. Л. 344 об. Описание троекратного явления Божией Матери Нижегородцу Григорию Антонову, с повелением возвестить народу, чтобы не сквернословили и соблюдали пост в среду и пяток. Событие относится к Декабрю 1654 г. Л. 347. Слово о Иосифе прекрасном, без начала. Пр. Ефрема Сирина . Л. 396. Наставление в виде притчи, против ненасытного желания богатства. Нач. Впросъ. чл в къ хожаше по чисту полю единъ не обрете на немъ дебри лсу встретоша ег велбдъ и левъ . Л. 397 об. Загадочные вопросы с ответами. Предлагаются Григорием, разрешаются Иваном, и предметом своим имеют что-либо из Свящ. истории. 328 (по преж. кат. 429). Зерцало духовное, пис. полууставом, в 4 д., 608 л., кроме предисловия, занимающего 27 л., 1658 г. На первом листе помечено: вехова, а по листам подписано, что рукопись сия положена была в Воскресенский монастырь, называемый Новый Иерусалим, патриархом Никоном лта зр г . Л. 1. Среди бордюрки, на которой оттиснуты изображения церкви Печерской, св. Владимира, Ольги, Бориса, Глеба, Антония и Феодосия, помещено следующее заглавие: Зерцало духовное, в неже и з грдвное, и ра з т.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

По заключительным словам каждого из них видно, что они составляли одно слово, по объему равное седьмому и уже впоследствии разделенное на три слова, но без изменения первоначальной редакции. В этих трёх словах, как видно из самого заглавия их, Иосиф опровергает учение еретиков о ложности апостольских и отеческих Писаний. Но, кроме того, ему нужно было успокоить поколебавшееся верование многих православных, которые думали, что с окончанием писанной святыми отцами Пасхалии, истекшей с 7000 годом, наступит кончина мира. Сначала Иосиф поучает (слово 8-е), что нам не следует пытать о том, что Бог от нас скрыл, потом доказывает, на основании свидетельств из Евангелия и толкований на него Златоуста, что время кончины мира и второго пришествия от нас сокрыто. Еретики предлагали сжечь писания св. отцов за то, что помещенное в них пророчество о семи тысячах лет не сбылось. Так думают только те, говорит на это Иосиф, которые не хотят потрудиться «в ширине Божественного Писания» и, вслед за тем, разбирает места из св. отцов, на основании которых составилось ложное верование в кончину мира, по истечении 7000 лет от Адама. Оказывается, что ни один из отцов церкви не говорит о семи тысячах, а говорят они все о семи веках. Иосиф излагает учение, что век в священном Писании не означает ни ста лет, ни тысячи и указывает на ложное верование тех, которые в прежние времена, с истечением десяти столетий с Рождества Христова, ожидали кончины мира. Последнее мнение основывалось, говорит Иосиф, на том, что ангел в Апокалипсисе связал сатану на тысячу лет. После краткого рассуждения об опасности, «самомышлением» объяснять непонятные места Св. Писания, Иосиф выписывает отрывок из сочинения «премудраго онаго старца, иже книгу написа, глаголемую зерцало». Отрывок этот состоит из разговора «госпожи души» и «рабыни ея плоти» о времени «скончания». Из него видно, что старец писавший «зерцало» не разделял верования, что с седьмой тысячью настанет конец миру. «Познавай убо яко святый старец, иже и cia написавый, бяше в лето шесть тысящное и шесть сот третье, отселе за четыреста лет».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

не пишет о том, что Она уже приемлет славу в нетленном теле в Царствии Небесном. Прп. Иов больше всего недоволен тем, что К. нигде не акцентирует расхождение правосл. вероучения с католическим, при этом преподобный ссылается на пример свт. Василия Великого: последний всегда сопровождал изложение вероучения обличением еретических взглядов. Единственное прямое обвинение в неправославии прозвучало при анализе прп. Иовом сюжета о пресуществлении Св. Даров в формулировке К.: «Хлеб видимый применяется в истинное Тело и Кровь» Христа. Преподобный отмечает, что в интерпретации К. хлеб становится и Телом, и Кровью Спасителя; прп. Иов усматривает в этом влияние лат. практики причастия под одним видом для мирян. В данном пункте К., по мнению преподобного, должен был обличить «латину и иные еретики к перестрозе православных». Схим. Иов жестко критикует К., указывая, что автор богословского сочинения должен четко обозначить различия в исповедании веры между православными, с одной стороны, и последователями иных исповеданий - с другой. Отсутствие таких сведений, считает прп. Иов, свидетельствует о симпатии К. к католицизму: «Се же латина умеет: и греческую веру, и свою латинскую похваляет, а под сею покровкою свою - на гору, а нашу - на низ. Мы же нашу точию славим, а латинскую ганим и обличаем в духу кротости и чистоты языка, не якоже еретицы досаждающе». В конце разбора прп. Иов предлагает К. перед изданием текста показать его еще кому-нибудь сведущему в Писании и учении. В 1674 г. книга была переведена «с белороссийскаго языка на славенский великороссийский» библиотекарем Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-ря иеродиак. Феофаном; большого распространения в Москве перевод не имел. В окт. 1679 г. Симеон Полоцкий по поручению царя Феодора Алексеевича написал негативный отзыв на «Зерцало...». Симеон предложил постраничный обзор основных «погрешений» в книге, воздерживаясь от оценочных суждений и нигде не называя взгляды К. еретическими. Предложенная Симеоном подборка не полностью охватывает «Зерцало...» и больше напоминает выискивание ошибок, нежели последовательный аналитический разбор.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Архангел сей в деле служения спасению человеческому является особенно провозвестником и служителем всемогущества Божия. Но, служа чудесам, он по тому самому есть особенный служитель и тайн Божиих. Святая Церковь изображает его иногда с райскою ветвию в руке, которая принесена им была Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеча, а в левой – с зерцалом из ясписа. Изображает с зерцалом, потому что Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого; изображает со свечою в фонаре, потому что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, которые неуклонно смотрят в зерцало слова Божия и своей совести. Поэтому, носящим имя Гавриил прилична та вера Божия, для которой, по слову Самого Спасителя, нет ничего невозможного. Совсем иной свет, Божественный Свет, несотворенную благодать Святого Духа приносит на землю святой Архангел Гавриил, который, как поясняется в «Руководстве к написанию икон»: «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой каменное зерцало». Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства спасения человечества в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путем изучения слова Божия и послушания голосу совести. Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия. А раз Божия, значит, можно и нужно положиться только на нее. Святый Архангеле Гаврииле, радость неизреченную с Небес Пречистой Деве принесший, исполни радостию и веселием сердце мое, гордостию преогорченное. О, великий Архангеле Божий Гаврииле, ты еси благовестил Пречистой Деве Марии зачатие Сына Божия. Возвести и мне грешному день страшной смерти Господа Бога за грешную мою душу, да простит Господь грехи мои; и не удержат меня демоны на мытарствах за грехи мои. О великий Архангеле Гаврииле! Сохрани меня от всех бед и от тяжкой болезни, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010