В августовской книжке «Русского Вестника» за прошлый год, в статье: «О некоторых сочинениях, приписываемых Посошкову», г. Брикнер если не прямо отвергает, так, по крайней мере, считает не доказанным мнение преосв. Филарета черниговского и гг. Погодина и Попова о том, что под Зерцалом, о котором св. Димитрий Ростовский в письме к Феологу писал: «книжицу безыменного творца, именуемую Зерцало, от честности твоей к нам присланную, выслушав и переписати повелев, возвращаю паки вашей честности; книжица во истину благопотребна, великое раскольникам обличение и постыждение.... книжица та достойна в свет произвестися, токмо мало нечто местами приочистити и поисправити требе», нужно разуметь Зерцало По- сошкова, изданное г. Погодиным во второй части сочинений известного современника Петра. Указав на то, что вышеуказанное письмо святителя Димитрия относится, как значится в «Обзоре русской духовной литературы» (I, стр. 371), к 1706 году, между тем как в известных доселе списках Зерцала Посошкова стоят 1708 и 1709 годы, г. Брикнер замечает: «Во-первых, представляется вопрос: не мог ли Димитрий говорить о другом сочинении Зерцало, а не о Посошковском? Мы уже заметили, что это заглавие давалось в то время нередко, особенно сочинениям духовного содержания. Так, например, в 1705 году было напечатано в Чернигове сочинение « Зерцало от писания Божественного» и пр. (см. соч. Пекарского «Наука и литература при Петре Великом», II, 115); в 1717 году было издано в С.-Петербурге «Юности честное Зерцало» (там же, II, 381) и т. п. Поэтому нельзя не допустить возможности, что Димитрий говорил не о Посошковском Зерцале, а о другом сочинении, носившем тоже заглавие и заключавшем в себе также полемику против раскольников. Тогда именно довольно часто являлись сочинения против раскола («Камень веры» Стефана Яворского . Питиримовская «Пращица» и т. п.). Во-вторых, если, как мы знаем, на двух из списков, которые известны, показано имя автора «Иван Тихонович Посошков», то спрашивается, в какой мере можно считать вероятным, чтобы Феолог послал Димитрию список Посошковского Зерцала, на котором не было показано имени автора. Автор того Зерцала, которое читал Димитрий, был не известен, так как последний пишет о книжице безыменного творца. Это обстоятельство ослабляет некоторым образом аргументацию в пользу того положения, что Димитрий писал Феологу именно о Посошковском Зерцале.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

Димитрий, митрополит ростовский». Здесь он нашел бы, между прочим, следующие слова святителя, опущенные в Обзоре: «когда бы та книжица (т. е. Зерцало) прилучилася мне прежде написания моей, много бых от нея почерпнул. Я свою, помощию Божиею, окончил»; при чем св. Димитрий уведомлял Феолога, что его «книжицу теперь переписуют на бело, но не скоро», так как писцы «неискусни, но и лениви», и выражал надежду, что «к Воскресению Господню довершат». Что же это за книжица, уже после написания которой св. Димитрий получил от Феолога Зерцало? На этот вопрос отвечает сам святитель Димитрий в следующем (по счету 12) письме к Феологу, в котором пишет следующее: «хотех, возлюбление, послать к тебе уже целую книжицу моего о капитонех Розыска, юже помощию Божиею уже соверших; но за писцами стало; не скоро переписуют на бело. Послах убо часть... Третия часть Розыска к св. Троице – празднику пришлется к вашей честности, аще изволите читать». Итак, Зерцало было получено св. Димитрием Ростовским уже тогда, когда его «Розыск» был кончен, вследствие чего святитель и не мог воспользоваться теми, полезными в деле борьбы с расколом, сведениями, какие находятся в Зерцале, и должен был ограничиться одним прочтением книжицы и перепиской ей. А после этого нетрудно уже определить не только год, но даже и месяц, к которым относится письмо св. Димитрия к Феологу с одобрительным отзывом о книжице, именуемой Зерцало. Как видно из первой части « Розыска» (глав. 20, стр. 65–6. по изд. 1847 г.), он не был еще кончен на первой недели великого поста 1709 года, так как святитель говорит здесь: «в настоящем 1709 годе в месяце марте, о первой в великий пост сборной недели были у нас таковые люди, иже в Брынских лесах бывали и живали тамо, от которых именно сии: Петр Ермилов ярославец, да из Переславля Залесного Борисоглебского монастыря старец Андроник», которые сообщили св. Димитрию новые сведения о Брынских скитах, внесенные им в «Розыск». А в письме к Феологу св. Димитрий пишет, что опт, получил от него Зерцало уже после того, как «Розыск» был кончен, при чем выражал надежду, что «к Воскресению Господню», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Nilskij/n...

Читая «Беседы на книгу Бытия» святого Иоанна Златоуста , Алексей выписал одно место, которое собирался прочесть дома сестрам: «Посмотрев на небо, – писал великий учитель Церкви, – удивляешься его красоте, разнообразию звезд, великому блеску? Не останавливайся на этом, но прострись умом своим к их Создателю. Тебя поражает также свет солнца: видя великую благотворность его, ты приходишь в удивление, и, как увидишь, что лучи его озаряют твои взоры, изумляешься красоте этой стихии? Но и на этом также не останавливайся, но подумай, что если тварь так чудна и удивительна, и превышает всякое человеческое понятие, то каков Тот, Кто создал ее одним словом и повелением? Так же рассуждай и о земле: когда видишь землю украшенною цветами покрытою всюду растениями, подобно разноцветной одежде, не приписывай этих произведений земли ее силе, ни содействию солнца или луны, но благоговейно подумай, что, еще прежде создания их, Бог сказал только: “Да произрастит земля былие травное”, – и тотчас украсилось все лице земли. Если мы каждодневно будем размышлять об этом, то и сами будем благоразумнее, и Господу воздадим подобающее, или – лучше сказать – соразмерное нашим силам славословие» (Там же. С. 48). 4 Алексей закончил семинарию третьим по успеваемости студентом. По тогдашнему обычаю дана была ему при окончании учения новая фамилия: Зерцалов (от слова «зерцало» – зеркало). «Молитва наша да будет зеркалом пред лицем Твоим, – молился преподобный Ефрем Сирин . – Велелепная красота Твоя, Господи, да отражается на чистой ее поверхности. Да не смотрится в ней, Господи, гнусный диавол, чтобы не отпечатлел на ней гнусности своей. Зеркало носит в себе образ всего, что поставлено напротив. Да не отражаются в молитве нашей все наши помышления, чтобы ясно изображались в ней черты лица Твоего, и она, как зеркало, принимала в себя всю лепоту Твою» (Творения. Т. 4. С. 341). Не имело ли начальство семинарии подобных мыслей при изменении фамилии студента с Копьёва на Зерцалова?.. Скорее всего, это было именно так.

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

его коадъютором с правом наследования должности настоятеля Елецкого мон-ря был назначен униат. иером. Иларион Колковский. Ранее, в 1633 г., кор. Владислав IV по тем же причинам назначил коадъютором К. сына Иеремию. В сент. 1646 г. К. издал в Чернигове свою последнюю книгу - «Перло многоценное». К. скончался в Елецком мон-ре. По данным А. В. Верзилова, после смерти К. мон-рь с его имениями занял «лях свецкий» Мариан Оранский. Он стал нареченным игуменом обители без принятия сана, очевидно, в связи с тем, что в униат. Елецком мон-ре почти не было братии, и после смерти К. он существовал номинально. В. Г. Пидгайко Сочинения «Зерцало богословия» По мнению исследователей, является наиболее ранним в истории Западнорусской митрополии фундаментальным богословским компендиумом. Свое 1-е сочинение К. издал в 1618 г. в Почаеве на собственные средства, по-видимому, при поддержке польск. магната-кальвиниста А. Фирлея, считавшего мон-рь своей собственностью (полное название книги: «Сиа книга, нарицаемая Зерцало богословия, избранна от многих книг богословских, трудолюбием съставлена еромонаха Кирила Транквелиона и проповедника слова Божия, его власным коштом и накладом выдрукована в монастыру Почаевском, в маетности его милости пана Андреа Фирлея, року 1618 месяца марта 12 дня»). В то время игумен Почаевского монастыря судился с Фирлеем, доказывая, что территория обители не является владением последнего, т. к. ее предоставила мон-рю предыдущая владелица Почаева Анна Гойская (ум. в 1618 или 1619). Поскольку К. был в этом споре на стороне Фирлея (на которого ориентировалась также незначительная, враждебная игумену часть братии во главе с назначенным Фирлеем «старшим монастыря» иером. Киприаном (Толмачевичем)), то очевидно, что типография, напечатавшая книгу, не была монастырской, вероятно, у К. к тому времени была своя передвижная типография. «Зерцало Богословия». 1618 г. Титульный лист. Составитель иером. Кирилл (Транквиллион-Ставровецкий) (РГБ) «Зерцало Богословия». 1618 г. Титульный лист.

http://pravenc.ru/text/1840351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИНЦЕНТИЙ ИЗ БОВЕ [Викентий Бовеский; лат. Vincentius Bellovacensis; франц. Vincent de Beauvais] (ок. 1190, Бове, Сев. Франция - ок. 1264, Бове или Париж), монах-доминиканец, свящ., просветитель и педагог. Учился, вероятно, в Парижском ун-те; ок. 1220 г. стал монахом доминиканского мон-ря св. Иакова в Париже, ок. 1230 г. был послан в новый доминиканский мон-рь в Бове, субприором к-рого был назначен ок. 1246 г. Через аббата цистерцианского мон-ря Руайомон В. из Б. сблизился с кор. Людовиком IX Святым . С кон. 40-х гг. В. из Б. становится лектором, библиотекарем, капелланом и учителем при королевском дворе; пользовался покровительством и поддержкой короля, к-рому в 1260 г. по смерти одного из его сыновей адресовал «Epistola consolatoria super morte filii» (Утешительное послание на смерть сына). Главным сочинением В. из Б. является гигантская по объему для своего времени (3 млн слов, 9885 глав) и универсальная по содержанию энциклопедия «Speculum majus» (Великое зерцало, ок. 1244-1260), написанная с целью организации в единую и удобную для читателя систему всей совокупности знаний. Принцип объединения в одном сочинении как религ., так и естественнонаучных знаний восходил для В. из Б. к словам ап. Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес 5. 21). Первоначально это сочинение состояло из 3 частей: 1) «Speculum naturale» (Зерцало природы; в 32 кн.), фактически являющееся обширным комментарием на «Шестоднев», рассматривающее большой круг природных явлений в соответствии с порядком творения: вопросы космологии, астрономии, оптики, метеорологии, физической географии, геологии, земледелия, алхимии, биологии, анатомии (в частности, воспроизводятся пропорции человеческого тела, предложенные в трактате «Об архитектуре» Витрувия (De architectura libri decem. III 1)), физиологии, психологии, медицины и др.; 2) «Speculum doctrinale» (Зерцало науки; в 17 кн.), охватывающее не только теоретическое знание (теология, метафизика, физика, «свободные искусства»), но и практические дисциплины (этика, экономика, политика, механические искусства), содержащее помимо прочего разработку теории 4 свойств логических терминов (обозначение (significatio), рассматриваемое как род, по отношению к к-рому видами являются подстановка (suppositio), связка (copulatio) и именование (appellatio)); 3) «Speculum historiale» (Зерцало истории; в 31 кн.), излагающее хронику от сотворения мира до 1254 г. и включающее информацию, почерпнутую из рассказов путешественников, современников В. из Б. напр., Иоанн да Плано Карпини («Historia Mongalorum» - История монгалов (монголов)), Симона Сен-Кантенского.

http://pravenc.ru/text/158716.html

«Великое Зерцало прикладов» – древнерусская версия популярного латинского сборника «Magnum Speculum Exemplorum», составленного Иоанном Майором в 1480 г. в Нидерландах. В начале XVII в. сборник был переведен на польский язык и выдержал пять изданий в течение столетия. В 1674–1677 гг. по повелению царя Алексея Михайловича и под наблюдением царского духовника Андрея Постникова пять переводчиков Посольского приказа перевели «Великое Зерцало» на церковнославянский язык. Работа была прервана (вероятно, в связи со смертью царя в 1676 г.) примерно на середине – в сборник вошло около 800 «прикладов». Сохранилось до 10 списков этого перевода, выполненного тяжелым языком со сложным синтаксисом. В 1690-х гг. появился новый перевод, включивший около 260 избранных «прикладов», и именно он получил поразительную популярность: в настоящее время известно более 200 списков «новопереведенных» рассказов. Своим несомненным успехом на русской почве «Великое Зерцало» обязано в первую очередь типологический связям со статьями Прологов и Патериков – излюбленный чтением древнерусского читателя, этим и объясняется популярность католического по происхождению сборника даже в старообрядческой среде. Но социальный охват читателей сборника был еще шире: от царских и патриарших библиотек до небольших крестьянских книжных собраний. Щедро черпали из чего и писатели уже в XVII в., сюжеты «Великого Зерцала» перелагал в стихи Симеон Полоцкий , а неизвестный составитель «Синодика» включил в него целый ряд «прилогов» из русского перевода «Великого Зерцала». Обращались к сборнику и писатели Нового времени, от Н. М. Карамзина до Н. С. Лескова. В XVII в. сюжеты «Великого Зерцала» отразились в монументальной живописи, например во фресках церкви Иоанна Предтечи в Ярославле. В настоящем издании подборка «прикладов» из второго перевода «Великого Зерцала» публикуется по списку копна XVII–haчaлa XVIII в. – РНБ, F.1. 732, с исправлением ряда чтений по списку конца XVII в. – РНБ, собр. Соловецкое, 239. Исправления и конъектуры выделены курсивом. Полностью текст второго перевода опубликован в кн.: Державина О. А. «Великое Зерцало» и его судьба на русской почве. М., 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Мы вси откровенными лицем славу взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу, яко же от Господня Духа 483 . Зерцало сие Божественное всем открыто: ибо милосердый Избавитель наш велегласно всех призывает к Себе: приидите ко Мне и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. 484 Он предваряет и желания наши; ибо так у Исаии сказывает о Себе: явлен бых неищущим Мене 485 . Таким светом осиявает нас зерцало веры: но со всем тем великий Павел и сей веры свет находит несовершенными. Он объявляет, что мы в жизни сей верою ходим, а не видением, как будто бы верою мы ничего не видим, или хотя и видим, но яко в зерцале и во гаданиях 486 , то есть, поверхность одну сокровенных вещей, да и ту темно, в гаданиях. Кто убо не признается, что должно быть еще другое яснейшее зерцало, в котором бы Бог нам!) познание свое сообщил совершеннейшим образом? Да и подлинно, мы присносущного света сиянием некогда просвещенными себе быть надеемся. Ибо мы уже в сердце своем находим сея надежды основание, которому должно совершиться, и предвкусили уже сладость будущего совершенства. Том I, стр. 256, 257, 258. Но некогда в последний день воскресением со славою, и тогда, пред имющим воссиять солнцем правды Христом, предстанем веселыми и радостными; очистятся наши чувства, просветится мысль, все душевные и тлесные силы прославятся. Еже бо сеется, по Апостольским словам, в немощи, то востает в силе; сеется в тление, востает в нетлении: сеется не в честь, востает в славе. 487 Том II, стр. 26. В свое время откроется нам, слушатели, зерцало славы, в котором мы, по Апостольским словам, узрим Бога лицом к лицу, а по учению Иоаннову, узрим Его, яко же есть 488 . То есть, несозданная и непостижимая оная красота так себя откроет, какова она сама в себе есть, и сколько бренный наш ум вместить возможет. О состояние, которое желание всякое превосходит! Том I, стр. 250. II. Небесные истины не плотью, но умом, Духом Святым, просевщенным исследываются. Но о Боже! когда толикая темнота покрывает наш разум, и когда столько есть препятствий к познанию Твоея истины; в сей нашей бедности к Тебе прибегаем Отцу светов; ибо Ты просвещаеши светильник наш, Господи!

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Помимо этих и др. более или менее крупных и самостоятельных сочинений краткие сведения катехетического характера были обычной частью многочисленных популярных изданий. Так, «Календарь пастухов» (Le calendrier des bergiers), впервые изданный в 1493 г., обильно иллюстрированный сборник, наряду со сведениями по астрономии, метеорологии и медицине содержал рассуждения о грехах и адских мучениях, о добродетелях и способах их достижения, а также раздел о «спасительном знании», содержащий молитвы «Аве, Мария» и «Отче наш», Символ веры, десять заповедей и перечень важнейших церковных установлений. В 1503 г. появилась его англ. версия. К тому же роду лит-ры относятся книги «Зерцало души» (Le mirouer de ame) (1498), «Зерцало грешной души» (Speculum animae peccatricis), «Зерцало искупления рода человеческого» (Miroir de la rédemption de l " humaine lignage) и др. В XV в. в Испании Тортосский Собор 1429 г. определил издать краткое изложение христианского вероучения и определил его содержание. В издание вошли комментированные тексты Символа веры, Молитвы Господней, декалога, а также рассуждения о небесной славе и об адских мучениях. Пособие было разделено на несколько уроков, содержание которых священники должны были разъяснять прихожанам по воскресным дням ( Mansi. T. 28. Col. 1147-1148; Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. T. 11. P. 163). 2-е прав. Толедского Собора 1473 г. назначает для чтения катехетических поучений воскресные дни, начиная с 3-го воскресенья перед началом Великого поста до недели Страстей; всем священникам предписывается иметь при себе тексты Символа веры и декалога, список таинств, а также описание грехов и добродетелей ( Mansi. T. 32. Col. 385). В этот период были написаны и изданы «Зерцало благодетельной жизни» (Espejo de bien vivir) и «Трактат в помощь доброй смерти» (Tratado de adjudar a bien mourir) кармелита Хайме Монтаньеса, а также «Катехизис для простого объяснения веры при обращении иудеев к Иисусу Христу» (Catechismo pro Judaeorum conversione ad J.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

13 августа. Присутствие М. на литургии в честь открытия и прославления святых мощей святителя Тихона Задонского , чудесное явление М-ву святителя Тихона, благословление и окончательное исцеление М-ва от более чем 30-летней болезни (Д., 72) согласно предсказанию преподобного Серафима (Д., 62–63). Докладная записка на имя митрополита Исидора Св. Синоду о дозволении строить «из польз» предполагаемого к открытию Спасо-Преображенского банка Собора Божией Матери Радости всех Радостей в Дивееве (Д., 144). 4 сентября. Очередное письмо М-ва святителю Филарету (Дроздову) по поводу событий в Дивеево. «Симбирский совестный судья г. Мотовилов обратился ко мне с письмом, от 4 сентября, о том, что госпожи Шубина и Копьёва, угрозами и прещением новеньких сестёр Дивеевского монастыря записав, вовлекли в принуждённо насильственную подписку под насильственно поставленную новую начальницу Лукерью, и пр... Долгом поставляю письмо г. Мотовилова представить Св. Синоду в подлиннике» (Л., т. 2, 673). 20 октября. Докладная записка М. министру внутренних дел о Новокавказском конном заводе и просьба о дозволении открыть Спасо-Преображенский банк (Д., 147). 18 ноября. Восстановление в начальствовании Елисаветы Ушаковой и перевод Дивеевского монастыря под управление Тамбовской епархии (Д., 8). 24 ноября. Город Задонск. Секретная докладная записка по современной реформе (Д., 135–136). 18 декабря. Записка начальника штаба корпуса шефа жандармов свиты Его Императорского Величества, генерал-майора А.Л. Потапова полковнику Горскому. Просит доставить подробные сведения о М. (Д., 159). 1862 15 января. Секретный рапорт полковника Горского А.Л. Потапову о М. (Д., 161). Март. Указ Св. Синода о высылке трёх учениц отца Иосафа и определение по делу о неправильном избрании Гликерии Занятовой в начальницы монастыря (Л., т. 2, 706). 20 августа. Письмо митрополита Филарета архимандриту Антонию, наместнику Троице-Сергиевской лавры: «Прибавляют, что М личность сомнительная; но он близок к монастырю и будто читает там в церкви проповеди . Не бесполезно было бы знать, есть ли сколько-нибудь правды в сем последнем показании» (Л., т. 2, 703).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

От прихожан Скорбященской, на Б. Ордынке, церкви священника С.С. Ляпидевского: Свящ. С.С. Ляпидевский Успенской, в Казачьей, церкви священника А. Воскресенского: Свящ. Андрей Воскресенский —15— Замоскворецкого сорока 3-го отд. Воскресенской, в Даниловской слободе, церкви священника П.Г. Любимова: Свящ. П.Г. Любимов Церковный Староста Д. Сахаров Виноградов Воронков Воскресенской, в Пленницах, церкви священника Н.И. Молчанова: От причта собрано Воскресенской, при городском Убежище имени Тарасовых, церкви священника М.А. Надеждина: Собрано пожертвований Вознесенской, у Серпуховских ворот, церкви священника И.И. Разумовского: Свящ. И.И. Разумовский Свящ. А. Фаворский Церковный Староста И. Гурьев Евдокия Конст. Сахарова Д.В. Тарадин Н.Н. Бород Леонтий Каштанов Ф. и Г. Засецкие Н.В. Лепешкин Иноземцев В.Ф. Воронин Ив. Дм. Ремезов М. Василькова А. Бурбаков И.С. Фомичев Бр. Виноградовы Грибанов Леонтий Карпов Дмитриевской, в Голицынской больнице, церкви священника В.В. Лебедева: Собрано пожертвований Духо-сошественской, наДаниловом кладбище, церкви протоиерея Л.П. Любимова: Прот. Л.П. Любимов Свящ. А.С. Ансеров Свящ. А.А. Пиуновский Иоанно-Воинской, на Якиманке, церкви священника Х.А. Надеждина: Свящ. Х.А. Надеждин В. Марков М.К. Яковлев-Пушкин Н. Лебедев Сергей Ушк. Козельщанской, при Городской больнице, церкви священника А.Г. Покровского: Свящ. А.Г. Покровский Марие-Магдалининской, при 1-й Градской больнице, церкви священника И.Е. Руднева: От причта Пантелеимоновской, в Приюте для престарелых дворянок, церкви священника А. Постникова: От означенной церкви —17— 52. Ризположенской, близ Донского монастыря, церкви священника Н.М. Миловского: От попечительного Совета назв. церкви Троицкой, на Воробьевых горах, церкви священника А.И. Востокова: От неизвестного Троицкой, в Голенищеве, церкви священника П.В. Копьёва: От церкви Церковный Староста А.А. Досужев Ивановского сорока 1-го отд. Александро-Невской, в Практической Академии Коммерч. Наук, церкви протоиерея М. И. Диомидова: От церкви и причта

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010