И уверились во всем Израиле, от конца до конца земли, что Самуил есть пророк Ягве... И было слово Самуила ко всему Израилю ( 1Цар. 3:21–41 ). И зазвучал от Самуила до Малахии пророческий глас в Израиле. Семь веков (XI-V вв. до Р.Х.) не умолкали пророки в народе Божием. Потом они умолкнут вновь на четыре века, пока не раздастся глас вопиющего в пустыне о скором пришествии Царства Небесного. И оно пришло! Как до Самуила, так и после Малахии, Ягве открывался человекам Божиим, но собственно пророков не было. Слово Ягве было редко, видения были не часты. Через Самуила после Моисея и Иисуса Навина вновь возобновилась священная письменность. Св. Писание до Самуила во весь период судей Израилевых состояло из Торы и книги Иисуса Навина. И вот в Самуиле возбуждено пророческое вдохновение и им, и пророками продолжено Писание. Самуил – составитель Первой книги Царств (Первой Самуиловой книги) и, возможно, книг Судей и Руфи. Так он положил начало кодексу священных исторических книг. Пророки, начиная с Самуила, оказывают огромное влияние на жизнь Израильского народа. Сами цари послушны им, а если непослушны, то и обойти их не могут, тогда начинались конфликты и гонения. Через Самуила началась не только в историческом времени вереница пророков, но и при нем, и чрез него, пророческий глас возбудил многих к этому служению. Когда родился Самуил, слово Ягве было редко в те дни, видения были не часты, а при жизни его уже целые сонмы пророков ходили по Израильской земле. Возникли целые общества – пророческие школы. Произошел, буквально, пророческий взрыв! Самуил при жизни стоит уже во главе сонма пророков. и Самуил между призывающими имя Его взывали к Ягве, и Он внимал им ( Пс. 98:6 ). Сонм пророков был во дни Самуила уже при призвании Саула на царство. Так Самуил, помазав Саула на царство, посылает его к холму Божию, говоря: После того ты (Саул) придешь на холм Божий (известное тогда в Израиле место), где охранный отряд филистимский; (там начальники филистимские); и когда войдешь там в город, встретишь сонм пророков, сходящих с высоты, и пред ними псалтирь и тимпан, и свирель и гусли, и они пророчествуют ( 1Цар. 10:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Из всего, что здесь сказано, каждый может ясно понять, что если в Ветхом Завете были предварены образы, описывающие Евхаристию, то есть Таинство Тела и Крове Христовых, то Евхаристия не праздный образ Тела и Крови Христовых, но поистине содержит в себе истинное Тело и Кровь Христовы. Ибо какая нужда прообразовывать образ образами и предосенять сень сенью? Глава 2. Твердость камня веры от различных ветхозаветных пророчеств об этом таинстве В Книге Пророка Исаии в главе 25: Господи! Ты Бог мой; превознесу Тебя, восхвалю имя Твое, ибо Ты совершил дивное ( Ис. 25, 1 ). И ниже: И сделает Господь Саваоф на горе ( Церковь Христову так называет) сей для всех народов трапезу из тучных яств, трапезу из чистых вин, из тука костей и самых чистых вин ( Ис. 25, 6 ). В Книге Пророка Осии в главе 14: Я буду росою для Израиля (то есть Новому по Благодати Израилю); он процветет, как лилия, и пустит корни свои, как Ливан. Расширятся ветви его, и будет красота его, как маслины, и благоухание от него, как от Ливана. Возвратятся сидевшие под тенью его, будут изобиловать хлебом, и расцветут, как виноградная лоза, славны будут, как вино Ливанское ( Ос. 14, 6–8 ). Смотрите, противники, и подумайте, с каким великолепием Пророки восхваляют Евхаристию. Подобает ли такая похвала обычному хлебу, который есть, по вашему мнению, только образ Тела Христова. В Книге Пророка Малахии, в главе 1: Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте приносить будут фимиам имени Моему, и чистую жертву ( Мал. 1, 11 ). В Соломоновых Притчах, в главе 9: Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: идите, ешьте мой хлеб и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» ( Притч. 9, 1–6 ). Скажи мне, противниче, какова эта трапеза, что это за хлеб и что это за вино, на которые Премудрость Божия созывает, провозглашая с возвышенностей. Если это обычный хлеб и обычное вино, то такие дары Премудрость Божия дает нескудно и без провозглашения с возвышенностей, и без храма на семи столбах, то есть дает Иудеям и Язычникам, которые находятся вне храма на семи столбах, то есть вне Святой Церкви, утверждающейся на семи Таинствах, как на семи столбах. И как обычным хлебом и вином может кто оставить неразумие и жить, и воцариться вовеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

В оригинале текст ст. 2б неясен и допускает различные толкования. Одно из них: эти люди, с одной стороны, приносят человеческие жертвы, а с другой – целуют тельцов из металла – воистину безумное поведение, являющее совершенно извращенное представление о ценностях или абсолютно ложное понимание Божьего творчества – творения человека по Своему образу. За это они будут обращены в ничто, будут как утренний туман и роса скоро исчезающая (как их «благочестие» в 6:4), как мякина, свеваемая с гумна, и как дым из трубы (3). Господь повторяет, что Он их Бог со времени их пребывания в Египте. По своему смыслу ст. 4 подобен первой заповеди Декалога наряду с введением к нему: «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» ( Исх. 20:2–3 ). Однако форма и лексика этих фрагментов разные. Следовало бы, наверное, перевести это место так: «Ты не знаешь иного Бога, кроме Меня, и нет иного Спасителя, кроме Меня». Другими словами, это утверждение, а не повеление. Слово «знать» также используется в ст. 5 (признал). Лучше придерживаться основного значения слова «знать», отдавая себе отчет, что у него есть много оттенков, в том числе иногда и «признание». Одной из основных тем Осии являются отношения между Богом и Израилем: они должны познавать друг друга лично, интимно, сокровенно, как супруги. В ст. 6 говорится о трагических последствиях пренебрежения к предупреждению из Втор. 8:11–14 ; эти следствия, к несчастью, наблюдаются во всем мире до сего дня: материальное благополучие порождает гордыню и люди не помнят о Божьей благодати даже после того, как с предупреждением выступил Сам Иисус ( Мк. 10:21–25 ). Суд над гордыней снова представлен в образе зверей; на сей раз на людей нападут лев, барс, скимен и медведица (весьма непредсказуемая в поведении), которые будут раздирать вместилище сердца их, и другие полевые звери будут терзать их (7–8). В ст. 9–12 еще раз подчеркивается то, о чем упоминалось ранее. Израиль погубил себя потому, что восстал на своего Господа, Который всегда помогал ему, восстал на Того, Кто только и мог помочь ему в настоящем бедственном положении (9). Где царь твой теперь? – требует Бог у Израиля ответа. – Где судьи твои, о которых говорил ты? Когда–то люди просили Самуила поставить им царя, как у других народов ( 1Цар. 8 ). За этим, естественно, стоит и просьба о князьях, начальниках, поскольку цари имеют сыновей (у некоторых их бывало очень много: Суд. 9:1–2 ; 4Цар. 10:1 ). Бог удовлетворил их просьбу, но разгневался на них за неверие в Него и желание уподобиться соседним народам. Он дал им царей, зная, что Израиль понесет через них страдания; Он же и отнял у них царей, негодуя на их явное отвержение их истинного Царя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Если принять такие ненаучные правила интерпретации, то можно найти намного более точные совпадения по поиску подобного рода пророчеств о Мухаммаде в Священном Писании. Например, в Притчах Соломона можно найти в чистом виде употребление корня hmd: «Нечестивый желает ( – «хамад раша») уловить в сеть зла; но корень праведных тверд» ( Прит.12:12 ). Следуя методу мусульман, получаем следующее пророчество: «Ахмад (т.е. Мухаммад) нечестивый [желает] уловить в сеть зла». Слова пророка Осии можно при таком способе толкований понимать, как пророчество о проблемах последователей Мухаммада в противостоянии с Израилем: «Хотя Ефрем плодовит между братьями, но придет восточный ветер, поднимется ветер Господень из пустыни, и иссохнет родник его, и иссякнет источник его; он опустошит сокровищницу всех драгоценных ( «хемда») сосудов» ( Ос.13:15 ) 111 . Очевидно, что такая интерпретация библейского текста не вызовет согласия у мусульман, что лишний раз подтверждает антинаучность применяемой ими же методики, т.к. она не выдерживает в таком случае проверки на объективность и верифицируемость. Следствием неуёмного желания найти в Библии пророчества о Мухаммаде и под впечатлением своего открытия о том, что «Желаемый» есть искомый «Ахмад», профессор Абдуль-Ахад Даууд опускается до откровенной лжи. В частности, он уже без лишних поисков корня HMD обнаруживает имя «Ахмад» у пророка Малахии «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете (); вот, Он идет, говорит Господь Саваоф». В интерпретации исламского профессора, текст должен выглядеть как «Он (адон – т.е. господин) внезапно придет в храм, он, которого вы ищете и желаете», т.е. желаемый (по-арабски: Ахмад)» 112 . Эту мысль подхватывает и дальше развивает А.В. Полосин, полагая, как это следует из его слов, что и здесь есть арамейское слово ««желанный» – это «ХиМиДа», на иврите «ХиМДа»» 113 . Но дело в том, что в этом стихе нет корня hmd (), а используется другое слово – «хафецим» () «желаете», поэтому никакого «Ахмада» здесь быть не может. Вот так некритичное отношение к цитируемому тексту вместе с лжелингвистическими манипуляциями приводят к закономерному фиаско.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

Израиль же должен был поклоняться только одному Богу, Господу, манипулировать Которым с помощью ритуалов было просто невозможно, напротив, Господь требовал строгого послушания. Очевидно, что эти две религии были несовместимы, однако израильтяне все–таки пытались так или иначе совместить несовместимое ( 3Цар. 18:21 ). Текст книги Осии Текст книги Осии относится к числу самых загадочных текстов Ветхого Завета. По всей видимости, он претерпел искажения в процессе переписывания. Поэтому мы часто не можем быть уверены в истинности подробностей некоторых фрагментов. Тем не менее сама доктрина ее в целом редко подвергается сомнению, так что нам приходится довольствоваться меньшей, чем хотелось бы, точностью текста. Богословие Осии Основная мысль пророка Осии состоит в том, что Бог любит Израиль. Но за тяжкие грехи и отступничество израильтян Бог вынужден подвергнуть их наказанию. И все же Он не оставляет их и в грядущие времена восстановит их ради Себя. Пророк Осия использует множество сильных, ярких образов с тем, чтобы все, кто слышит его проповеди, могли до конца осознать смысл того, о чем он возвещает им. Осия решительно настаивает на том, что у Израиля есть только один Бог – Господь. Для иных богов нет места. Однако израильтяне стали думать, что истинна и вера хананеев в бога плодородия Ваала. Несомненно, рассуждали они, Господь кое–что сделал для израильтян, к примеру, вывел народ из Египта, но надо бы, наверное, иметь хорошие отношения и с богом ханаанской земли (2:5). Осия указывает на исключительную опасность такого заблуждения (2:8), поскольку Бог лишит их дарованного им вначале благословения и заставит Израиль обратиться к настоящему источнику своих благословений. Израиль испытает лишения (2:3,6,9), однако в конце концов обратится к Богу и будет восстановлен. Божий завет с Израилем составляет основу пророческого послания Осии. Бог избрал Своим народом Авраама и его потомков. Они вступили в исключительные отношения с Ним, что многократно подтверждается в Библии словами: «И буду им Богом, а они будут Моим народом» (напр.: Быт. 17:7–8 ; Иер. 31:31–33 ; Зах. 8:8 ). В книге Осии слово «завет» встречается только два раза (6:7 и 8:1), однако ссылок на него много больше. Имя третьего ребенка Осии «Не Мой народ» – сигнал самого серьезного осуждения из всех возможных: расторжение завета и отвержение Израиля как Божьего народа. Осия часто обращается к событиям ранней истории Израиля, когда Бог вывел его из Египта и сделал из него Свой народ (2:15; 9:10; 11:1–4). Интересно, что пророк не ссылается лишь на факты, изолированные данные об изведении еврейского народа (исход, переход через Чермное море, и т. д.), но обращается к жизненно важным аспектам этих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Слова день Изрееля (11) означают как день, в который наказание за грех в Изрееле отменяется, так и день, в который Бог сеет (т. е. больше не рассеивает Свой народ среди других народов, но сеет семена его для будущего). В 2:1 изменяются другие два имени и таким образом завершается данное пророчество. Обращение к братьям и сестрам (множественное число) недвусмысленно указывает, что здесь подразумевается весь народ Израиля, а не только сын и дочь Осии. 2:2–13 Пророчество о суде: Израиль, неверную супругу, настигнет кара Ст. 2–3 адресованы детям Осии. Повелительное наклонение в этих стихах придает повествованию неожиданный импульс, а содержание первого предложения должно оказать на читателя или слушателя шоковое воздействие. Здесь впервые мы узнаем о разрыве между Осией и Гомерью. Читая дальше, понимаем, что имеется в виду не столько Гомерь, сколько народ Израиля, ныне отвергнутый в качестве Божьей супруги. Это поразительно смелый образ, если вспомнить религию народов, соседствующих с Израилем, поскольку по их представлениям у Ваала была божественная супруга Анат. Осия фактически утверждает, что у Бога есть супруга •– народ Израиля. Супружество здесь, конечно, метафора. Слово, переведенное как судитесь (2), используется в словопрениях при судебном разбирательстве. Многое в образной системе Осии напоминает судебные тяжбы, проводимые у городских ворот. Слова: Пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние – относятся к специфическим формам ритуала, связанного с храмовой проституцией (ср.: ст. 13). Поэтому смысл этого фрагмента следует понимать так: «Пусть она удалит символы своей неверности, чтобы Я не лишил ее всего» (2б–За). В ст. 3б имеется в виду, что Израиль будет возвращен в пустыню в то время, когда Бог еще не исполнил Свое обетование сделать их Своим народом в земле Своей. Под детьми в словах И детей ее (4) подразумеваются конкретные лица из народа израильского (см. также коммент. к 1:2). Наказание постигнет и целое общество (мать) и отдельных членов (детей).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В данных комментариях представлена традиционная точка зрения: Осия женится на женщине, оказавшейся неверной супругой. Она оставляет его, однако тот принимает ее обратно. См. коммент. к 3:1–5. 1:2–3 Осия женится согласно Божьему повелению В этих стихах особое ударение делается на одном слове, которое означает «распутство, разврат» (т. е. осквернение) или «блуд» (т. е. внебрачная связь). Во втором стихе говорится следующее: «Возьми себе жену блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля сия, отступивши от Господа». В буквальном смысле это значит: «женись на блуднице/проститутке…», но вряд ли Господь повелел бы Осии исполнить нечто столь противное закону (см.: Лев. 21:13–15 ; Втор. 22:13–21 ). Поэтому, возможно, это означает «возьми себе жену из места, где блуд привычен», или (вероятнее всего) «женись на такой женщине, что окажется блудницей». Другими словами, оглядываясь назад, Осия видит Божью волю в том, что ему пришлось жениться на подобной женщине. Слова дети блуда могут просто характеризовать обстановку, в которой они родились (т. е. дети, которые будут воспитываться в блудной среде), или означать, что их произведет на свет блудница. Некоторые полагают, что Осия не являлся отцом этих детей, однако такое предположение маловероятно. По крайней мере, Осия был отцом первого из детей (в ст. 3 утверждается, что Гомерь родила ему сына). Здесь, как впрочем и в отношении других не вполне ясных мест, мы можем быть уверены в главном: Осия берет в жены женщину, которая поступала безнравственно (по крайней мере после заключения брака). Этот факт важен для аналогии с Израилем, и полная определенность в отношении такой безнравственности уже не столь важна. Переживания Осии, связанные с неразделенностью супружеской любви, должны были привести его к более глубокому пониманию Божьей любви к Израилю и к более действенному, чем слова, способу раскрытия ее своим соотечественникам–израильтянам. 1:4 –9 Два сына и дочь нарекаются символическими именами Жена Осии Гомерь произвела на свет троих детей: сына, дочь и еще одного сына. Первого назвали Изреель, по имени плоской долины между горами Самарии и Галилеи, а также известного места сражений в Израиле. Это имя живо напоминает о «крови Изрееля» (см.: Введение) – выражение, которое часто означает кровопролитие или кровную вину. Немало побоищ происходило в этом месте. Хотя Ииуй и был наделен полномочиями на истребление всего дома Ахава, он превысил их. Личный интерес повлиял на его побуждения, а кроме того, ему не удалось окончательно справиться с поклонением Ваалу. Следует заметить, что обетование из 4Цар. 10:30 не спасло Ииуя от Божьего гнева и суда. Быть орудием Божьего суда – это страшно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Рассмотрим слова апостола, которые утверждают непреходящую власть и значение Ветхого Завета для христиан. Св. ап. Павел постоянно использовал Ветхий Завет. Множество цитат и ссылок на ветхозаветные Писания встречается в его посланиях. Например, в Рим. 15:4  он пишет: «А всё, что написано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Согласно этим стихам Ветхий Завет – совершенно необходим верующим, чтобы сохранялась и росла наша надежда. О том, что Ветхий Завет важен для христиан, свидетельствует количество ветхозаветных цитат в Новом Завете. Например, только в одном Евангелии от Матфея приведены две цитаты из книги Бытия, 11 стихов процитировано из книги Исход, 3 из книги Левит, 8 из Второзакония, 1 из книги Судей, 6 стихов из Псалтыри, 9 из книги пророка Исайи, 2 из Иеремии, 3 из Осии, 1 из Михея, 2 из Захарии и 1 из Малахии. Итого 49 цитат из 12 ветхозаветных книг. В Евангелии от Марка находится 15 ссылок, взятых из 13 книг; от Луки – 34 текста из 13 книг; от Иоанна – 11 ссылок из 6 книг. Всего в четырех Евангелиях более 160 ссылок на Ветхий Завет. Св. ап Павел в своих Посланиях 17 раз цитирует книгу Бытия, 9 раз книгу Исход, 5 раз книгу Левит, 4 раза книгу Чисел, 13 раз – Второзаконие, 1 раз книгу Иисуса Навина, 1 раз Вторую книгу Царств и 2 раза Третью, один раз книгу Иова, 47 стихов из Псалтыри, 4 стиха из книги Притч, 29 стихов из книги пророка Исайи, 8 из Иеремии, 1 из Иезекииля, 3 из Осии, 1 из Иоиля, 4 из Аввакума, 1 из Аггея и 2 из Малахии. Итого у апостола Павла 136 стихов из 19 ветхозаветных книг. Интересно, что в Посланиях к коринфянам находится 53 изречения из Ветхого Завета. Иногда св. ап. Павел выписывает оттуда целые цитаты. В Послании к евреям – книге, состоящей всего из 13 глав, имеется 85 ссылок. В Послании к галатам – 16 текстов. В книге Откровения – 245 ссылок и упоминаний. И это касается только прямых цитат, если же учесть и косвенные отсылки на события Ветхого Завета, то таких параллелей и пересечений окажется на порядок больше 87 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010