Тогда еще находившиеся в живых пророки Аггей, Захария и Малахия, без сомнения, были сотрудниками Ездры, и их творения в это же время вошли в список книг, собранных Ездрой. Со времен Ездры прекращают являться в еврейском народе боговдохновенные пророки, и книги, вышедшие после этого времени, уже не вносятся в список священных книг. Так, например, Книга Иисуса, сына Сирахова, написанная также на еврейском языке, при всем своем церковном достоинстве в священный канон уже не вошла. Древность священных ветхозаветных книг видна из самого их содержания. Книги Моисеевы так живо повествуют о жизни человека тех далеких времен, так ярко рисуют патриархальный быт, так соответствуют древним преданиям тех народов, что читатель естественно приходит к мысли о близости самого автора к временам, о которых он повествует. По отзыву знатоков еврейского языка, сам слог Моисеевых книг носит на себе печать глубочайшей древности. Месяцы года еще не имеют собственных названий, а называются просто первым, вторым, третьим и т.д. да и сами книги называются просто начальными своими словами без особенных наименований. Например, «берешит» («вначале» – Книга Бытия), «ве элле шемот» («и сии суть имена» – Книга Исход) и т.д., как бы в доказательство того, что еще не было никаких других книг, для отличия от которых требовались бы особые названия. Такое же соответствие с духом и характером древних времен и народов замечается и у прочих священных писателей, живших после Моисея. Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги: 1. Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. 2. Исторические книги: Книга Иисуса Навина, Книга Судей, Книга Руфь, Книги Царств: Первая, Вторая, Третья и Четвертая, Книги Паралипоменон: Первая и Вторая, Первая Книга Ездры, Книга Неемии, Книга Есфирь. 3. Учительные книги (назидательного содержания): Книга Иова, Псалтирь, книга притч Соломона, Книга Екклесиаст, Книга Песни Песней. 4. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): Книга пророка Исаии, Книга пророка Иеремии, Книга пророка Иезекииля, Книга пророка Даниила, Двенадцать Книг «малых» пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

– Период отдельного существования иудейского и израильского царств был для евреев периодом пророков, для греков периодом мудрецов, сменивших теологических поэтов и подготовивших период философии, и временем сивилл. Во времена Ромула является Фалес и сивилла эретрейская, предвозвестившая второе пришествие Христа Спасителя; во времена Манассии, современника Нумы, пророчествуют у евреев Исаия, а у греков самосская сивилла; времена остальных мудрецов и первых философ Анаксимандра, Анаксимена, Ксенофана и Пифагора были свидетелями пленения евреев и разрушения Соломонова храма в царствование Седекии, современника Тарквиния Приска 948 . Наконец время Дария о освобождения евреев из плена вавилонского было временем освобождения римлян от тирании Тарквиния гордого и от монархической власти 949 . „До сих пор, возвращаясь к прерванной речи о царстве Божием, говорит Августин, пророки не прекращались в народе израильском; но из большого числа их пророчеств за канонические принимаются евреями и нами только некоторые. Выше я обещал сказать нечто об них; теперь исполняю мое обещание“ 950 . Вслед за этим, отметивши имена и время жизни некоторых пророков 951 , он объясняет пророчества Осии и Амоса о призвании язычников 952 , Исаии об Иисусе Христе и Его церкви 953 , Михея, Ионы и Иоиля о месте рождения, о смерти и воскресении Спасителя и о благодати нового завета 954 , Авдия, Наума и Аввакума о спасении мира чрез Иисуса Христа 955 , Иеремии и Софонии о Христе Спасителе и призвании язычников 956 , Даниила и Иезекииля о том же предмете 957 , Аггея, Захарии и Малахии о христианской церкви и ее распространении 958 . К этому автор прибавляет, в виде замечания, что об Иисусе Христе пророчествовал и Эздра, составитель книги Эсфирь, разумея Его под именем истины, которую один из молодых собеседников, выводимых в третьей книге Эздры, считал вопреки мнению других самым важным предметом в мире; что время от восстановления храма иерусалимского до Аристовула описано в книгах Маккавеев, считаемых христианами в числе канонических 959 , и что Церковь не признает каноническими сочинений Ноя и Эноха только по причине их древности и происходящей от того их подозрительности 960 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasin/...

(150, 1501) Он [Собор] счел нужным присоединить к этому декрету перечень Священных Книг, с тем чтобы ни в ком не поднялось никакого сомнения относительно Книг, принятых Собором. Вот эти Книги: (1502) Ветхого Завета: пять Книг Моисеевых, а именно Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре Книги Царств, две Паралипоменон, первая Книга Ездры и вторая, так называемая Неемии, Книги Товита, Иудифь, Есфирь, Иова, Псалтирь Давида и его сто пятьдесят псалмов, Книги Притч, Екклезиаста, Песни Песней, Премудрости, Сираха, Исаии, Иеремии с Варухом, Иезекииля, Даниила, двенадцати малых пророков, а именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, две Книги Маккавейских – первая и вторая. (151, 1503) Нового Завета: четыре Евангелия – от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния Апостолов, записанные евангелистом Лукой; четырнадцать Посланий Апостола Павла: к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону, к Евреям; два Послания Апостола Петра; три – Апостола Иоанна; одно – Апостола Иакова; одно – Апостола Иуды; и Откровение Апостола Иоанна. (152, 1504) Если кто-либо не принимает эти Книги полностью, во всех их частях, как священные и канонические, так, как по обычаю они читаются во вселенской Церкви, и такими, какими они вошли в старое латинское издание Вульгаты; если он распущенными речами выказывает к ним презрение, да будет отлучен от сообщества верных. (1505) Так все смогут понять порядок и путь, которым Собор будет следовать, утвердив основы исповедания веры, так же, как более частные свидетельства, которые он использует, чтобы подтвердить догматы и восстановить нравы. Декрет об издании Вульгаты и толковании Писания Этот второй декрет пытается отразить злоупотребления, касавшиеся использования Священного Писания. Действительно, этот святой текст часто был искажаем из-за отсутствия официального издания, часто встречались разночтения. Литургические книги, в частности, содержали весьма неполные тексты. Кроме того, в пояснениях к Писанию и проповедях возникали спорные моменты. Мало значения придавалось тому, чтобы получить согласие Церкви на издание и комментарии. Декрет признавал Вульгату «официальным» латинским переводом, то есть наиболее подлинным, поскольку речь не шла здесь ни о происхождении, ни о Главном Авторе Священных Книг, а только о точности перевода, в том смысле, что Вульгата не содержит догматических ошибок, но воспроизводит сущность Слова Божия. Впрочем, сам этот перевод содержит в некоторых местах грубые ошибки, и декрет это не отрицает [ХВ 153]. Затем текст уточняет, что толкование Писания должно производиться в соответствии с преданием Церкви [ХВ 154].

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

в) Книги учительные , «которые содержат учение благочестия»: книга Иова, Псалтирь, Притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь песней. г) Книги пророческие , «которые содержат пророчества или предсказания о будущем, и наипаче о Иисусе Христе»: книги великих пророков Исайи, Иеремии, Иезикииля и Даниила, а также книги двенадцати малых пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии 54 . Православная Церковь в изданиях Библии помещает в составе Ветхого Завета несколько неканонических книг: 1-я, 2-я и 3-я Маккавейские, 2-я и 3-я Ездры, Товита, Варуха, Юдифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова. Неканонические книги рекомендуются Церковью для назидательного чтения и пользуются большим веро- и нравоучительным авторитетом. По словам свт. Афанасия Великого , эти книги «назначены Отцами для чтения вступающим в Церковь » 55 . Формальным признаком, отличающим неканонические книги от канонических, является язык, на котором эти книги дошли до нас. Все канонические книги Ветхого Завета сохранились на древнееврейском языке, тогда как книги неканонические дошли до нас на языке греческом, за исключением 3-й книги Ездры, сохранившейся в латинском переводе. В III в. до Р. X. большая часть книг Ветхого Завета была переведена с древнееврейского языка на греческий по требованию египетского царя Филадельфа Птолемея. По преданию, перевод был выполнен семьюдесятью еврейскими толковниками, поэтому греческий перевод Ветхого завета получил название «Септуагианта», Православная Церковь усвояет греческому тексту Ветхого Завета авторитет не меньший, чем тексту древнееврейскому. Пользуясь ветхозаветными книгами, Церковь опирается в равной степени и на древнееврейский, и на греческий текст. В каждом конкретном случае предпочтение отдается тексту, который более соответствует церковному учению 56 . 2.3.2. Священные книги Нового Завета Новый Завет есть «новый союз Бога с человеками», сущность которого состоит «в том, что Бог действительно даровал человекам Божественного Спасителя, Единородного Сына Своего, Иисуса Христа» 57 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Наряду с пророчествами стоят обетования Божии Давиду о сыне его Соломоне, исполнившиеся во всей полноте на Иисусе Христе. 125 Дальнейшие пророчества: Давида – о Царстве Божием и Основателе Его ( Пс. 44 ); о священстве и страданиях, смерти и воскресении Иисуса Христа ( Пс. 109, 21, 3, 40, 15 и 67); об ослеплении не узнавших Его евреев ( Пс. 68 ) 126 ; Соломона – о страданиях и смерти Спасителя, в книгах Притчей, Екклезиасте и Песне песней 127 . При преемниках Соломона не было предсказано ничего особенного о Христе и Его Царстве. Но пророки были в это время, например Илия и Елисей, обличавшие пороки царей. 128 Пророчества имели место и во время плена вавилонского. Сюда относятся пророчества: Осии и Амоса о призвании язычников 129 ; Исаии об Иисусе Христе и Его Церкви 130 , Михея, Ионы и Иоиля о месте рождения, о смерти и воскресении Спасителя и о благодати Нового Завета 131 ; Авдия, Наума и Аввакума о спасении мира через Иисуса Христа 132 ; Иеремии и Софонии о Христе Спасителе и призвании язычников 133 ; Даниила и Иезекииля о том же 134 ; Аггея, Захарии и Малахии о христианской Церкви и ее распространении 135 . По возвращении иудеев из плена вавилонского пророков не было. Однако, по мнению блаженного Августина , откровение Святого Духа имело место и в это время. Перевод семьюдесятью толковниками Священного Писания с еврейского на греческий язык – несомненное доказательство того. И самые отступления толковников от еврейского текста объясняются действием Святого Духа, как бы исправлявшего текст. Далее у блаженного Августина – краткий перечень событий жизни евреев после плена вавилонского и вступление в новозаветное Царство Благодати. Краткими, но сильными чертами блаженный Августин изображает рождение Спасителя, бывшего центром всех пророчеств и прообразований Ветхого Завета, рассеяние иудеев среди всех народов для проповеди пророчеств о Христе 136 , состав Церкви в нынешнем злобном веке и слава Ее 137 , избрание Христом простых, незнатных, неученых апостолов для проповеди Евангелия, сошествия на них Святого Духа после страданий, смерти, воскресения и вознесения на небо Христа 138 , распространение Церкви между всеми народами при содействии мученичества 139 и миропобеждающее могущество ее до конца веков 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Polya...

Издавна все народы хранили свои священные писания в храмах, тот же самый обычай существовал и у евреев. Моисей вручил написанную им книгу закона священникам, повелел положить ее одесную ковчега завета Господня и читать через семь лет, в субботний год, в дни праздника Кущей ( Втор.31:9–11, 26 ). Подобным же образом Иисус Навин, преемник Моисея, вписал свои слова в книгу закона Божия ( Нав.24:26 ). Примеру Моисея и Иисуса Навина последовал пророк Самуил, который после помазания Саула царем изложил… народу права царства, и написал в книгу, и положил пред Господом ( 1Цар.10:25 ). Последующая история канонизации священных книг Ветхого Завета уже так ясно не описана в Библии, имеются только отрывочные сведения и предположения. В частности, известно, что при пророке Самуиле существовали общины «пророческих сынов» ( 1Цар.10:5, 10 ), то есть учеников и помощников пророков; также руководителями так называемых пророческих школ были Илия и Елисей. Можно полагать, что эти «сыны пророческие» были собирателями и хранителями священных книг, кроме того, как сообщается в Книге Паралипоменон ( 2Пар.9:29; 12:15 ), некоторые пророки сами были летописцами и фиксировали современные им события (Ахия Силомлянин, Иоиль, Самей, Адда). Из Книги Притчей (25:1) видно, что во времена царя Езекии существовало благочестивое и образованное общество, представители которого собрали притчи, вошедшие в последнюю часть Книги Притчей. С VIII века до Р.Х. начинается непрерывное служение 16-ти пророков-писателей, начиная с Амоса и Осии и до Малахии включительно, проходившего служение в V веке до Р.Х. Иосиф Флавий говорит, что вплоть до V века имела место преемственность пророков [см.: 19-б, с. 1217]; это может в частности означать, что пророки собирали, изучали и хранили священные книги. Несмотря на то что в 586 году до Р.Х. были разрушены Иерусалим и Первый храм, а иудеи уведены в вавилонский плен, священные ветхозаветные книги при этом не погибли. Согласно Второй Маккавейской книге, иудеи отправились в плен со списками священных книг, взятых у пророка Иеремии ( 2Мак.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

По разным вопросам мы можем наговорить много, но верного ли или неверного, Бог знает… Что мы можем сказать, например, о приливе и отливе океана, хотя всякий уверен, что есть же определенная причина этого явления? Что мы можем сказать об образовании дождей, молнии, грома, собрания облаков, ветров и тому подобного?.. Обо всем этом мы наговорим от себя много, отыскивая причины всего, но истину открыть может только Бог , создавший сие» (Ириней. Против ересей. Кн.2. Гл.28, §1–2). §34. Третий отдел священных книг Ветхого Завета именуется книгами пророческими. Сюда принадлежат книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и книги двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. «Хотя и прежде названных пророков были пророки, но отдельных сочинений их нет, кроме тех их изречений, которые записаны в книгах Царств и Паралипоменон» (Синопсис Афанасия). «Дело пророков состояло в том, чтобы предвозвещать будущее, как радостное, так и скорбное, чтобы одних ободрять, других удерживать от нечестия страхом. Другой предмет пророчества, обыкновенно соединяющийся с первым, состоял в предвозвещении Христа и Нового Завета, прекращения не только язычества, но и иудейства. Предвозвещение же пророками будущего производилось или посредством слова или посредством дела. Например, Авраам, возносящий в жертву сына и закалающий овна, пророчествовал делом: но то же самое пророк предсказывал словами, когда говорил: яко овча на заколение ведеся ( Ис.53:7 ). Кроме будущего, пророчеству свойственно говорить и о сокровенном прошедшем; так Моисей, говоря о творении неба и земли, изрекал пророчество. Пророчество может касаться и настоящего, когда оно сокрыто; так Апостол Петр пророчески открывает об Анании и Сапфире» (Синопсис И.Златоуста). «Сами же пророки сообщаемые им Божественные вещания получали тайным внушением Духа; иногда пророк слышал вещавшего ему Бога и членораздельными словами» (И.Златоуст. Толк. на 1Сол. Бес.8, §1). «Подобно тому, как вследствие представлений, бывающих во сне, мы удерживаем в памяти некоторые образы, слова и звуки, не чрез зрение и слух приняв голос или образ, но потому что он бывает напечатлен в самом сердце нашем, так чем-то подобным сему надлежит представлять те образы и тот глас, который бывал пророкам от Бога» (Василий Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

22) Двенадцати пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Разделение книг ветхого и нового завета Ветхозаветные книги можно разделить на четыре следующие разряда: 1) Книги законоположительные, которые составляют главное основание ветхого завета. 2) Исторические, которые содержат преимущественно историю благочестия. 3) Учительные, которые содержат учение благочестия. 4) Пророческие, которые содержат пророчества или предсказания о будущем и наипаче об Иисусе Христе. Книги ветхого завета законоположительные Книги законоположительные суть книги написанные Моисеем. Число их пять: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие. Сам Иисус Христос дает сим книгам общее наименование Закона Моисеева (см. Лк.24:44 ). Книга Бытия содержит в себе повествование о сотворении мира и человека, и потом историю благочестия в первые времена рода человеческого; прочие четыре книги содержат историю благочестия во времена пророка Моисея и чрез него данный от Бога закон. Исторические Исторические книги ветхого завета суть: Иисуса Навина, Судей, Руфь, Царств, Паралипоменон, книга Ездры, книга Неемии и Есфирь. Учительные Учительные: книга Иова, Псалтирь и Книги Соломоновы. Книга Псалтирь, вместе с учением благочестия, содержит также указания на историю оного и многие пророчества о Христе Спасителе. Она есть превосходное руководство к молитве и прославлению Бога, и потому непрестанно употребляется в церковном Богослужении. Пророческие Книги пророческие суть книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила и двенадцать прочих. Книги нового завета законоположительные Книг нового завета двадцать семь. Между ними законоположительными, т. е. преимущественно составляющие основание нового завета, справедливо можно назвать Евангелие, которое составляют четыре книги Евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие есть слово греческое – и значит благовестие, то есть добрую или радостную весть, и заключает в себе историю и догматы . Оно благовествует о Божестве Господа нашего Иисуса Христа, о Его пришествии на землю, Его земной жизни, о чудесах, спасительном учении, и, наконец, о Его крестной смерти славном воскресении и вознесении на небо. Сии книги названы Евангелием потому, что для человеков не может быть лучшей и более радостной вести как весть о Божественном Искупителе и о вечном спасении чрез него. Исторические

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

20. Книга Притчей Соломоновых, где содержатся мудрые изречения и советы царя Соломона о праведной жизни на этом свете (Притчи, Прит. и Пр.). 21. Книга Проповедник или Екклезиаст, где царь Соломон проповедует о смысле жизни и указывает, что счастливым может быть тот, кто не стремится к материальным благам, но кто живет по заповедям Божиим (Екклезиаст или Екклез.). 22. Песнь песней Соломона, где он пророчески говорит о чистой и святой любви Христовой к Церкви, как о любви жениха к невесте (Песнь песн.). 23. Книга пророка Исаии, в которой этот пророк предсказывает многое о жизни Искупителя. Некоторые события из жизни Искупителя описаны с такой ясностью, словно пророк видел их собственными глазами. Здесь он предсказывает также, что Искупитель родится от Девы. В силу этого пророка Исаию иногда называет евангелистом Ветхого Завета (Исаия). 24. Книга пророка Иеремии, в ней приведены многие пророчества о грядущих судьбах еврейского или израильского народа и об Искупителе (Иеремия или Иерем.). 25. Книга пророка Иезекииля также содержит много предсказаний (Иезекииль или Иезек.). 26. Книга пророка Даниила, где описывается жизнь этого пророка во время Вавилонского пленения; в ней есть также пророчество о времени, когда родится Искупитель (Даниил). 27–38. Книги двенадцати меньших пророков: Осии (Осия), Иоиля (Иоиль), Амоса (Амос), Авдия (Авдий), Ионы (Ион), Михея (Михей), Наума (Наум), Аввакума (Аввак.), Софония (Соф.), Аггея (Аггей), Захарии (Зах.) и Малахии (Мал.). В этих книгах также содержатся многие предсказания о Искупителе-Мессии. Так пророк Михей предсказал о рождении Мессии в Вифлееме (гл. 5, ст. 2), пророк Захария предсказал торжественный вход Искупителя в Иерусалим (гл. 9. ст. 9) и Его страдания (гл. 13, ст. 7), пророк Малахия предсказал, что у Мессии будет предтеча – св. Иоанн Креститель (гл. 3, ст. 1). III. Первые пять книг Ветхого завета называются также книгами Моисея или книгами Закона или Завета. В некоторых изданиях первая книга Самуила называется первой книгой Царств, а вторая книга Самуила – второй книгой Царств. В этом случае первая книга Царств называется третьей книгой Царств, а вторая книга Царств – четвертой книгой Царств. Пророки Исаия, Иеремия, Иезекииль и Даниил называются великими пророками.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Окончательное же различие книг канонических и неканонических ведет свое начало со времен св. Иоанна Златоуста , бл. Иеронима и Августина. С этого времени эпитет «канонических» прилагается к тем священным книгам Библии, которые признаны всей Церковью в качестве богодухновенных, заключающих в себе правила и образцы веры, – в отличие от книг «неканонических», т.е., хотя назидательных и полезных, (за что они и помещены в Библии), но не богодухновенных и «апокрифических» (apokrifos – скрытый, тайный), совершенно отвергнутых Церковью и потому не вошедших в Библию. Таким образом, на признак «каноничности» известных книг мы должны смотреть, как на голос церковного Предания, подтверждающий богодухновенное происхождение книг Св. Писания. Следовательно, и в самой Библии не все ее книги имеют одинаковое значение и авторитет: одни (канонические) богодухновенны, заключают в себе истинное слово Божие, другие (неканонические) – только назидательны и полезны, но нечужды личных, не всегда безошибочных мнений своих авторов. Это различие необходимо иметь в виду при чтении Библии, для правильной оценки и соответствующего отношения к входящим в состав ее книгам. Ветхозаветное Священное Писание содержит в себе следующие книги: Книги пророка Моисея, или Тора (содержащие основы ветхозаветной веры): Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Исторические книги: книга Иисуса Навина, книга Судей, книга Руфь, книги Царств: 1-я, 2-я, 3-я и 4-я, книги Паралипоменон: 1-я и 2-я, Первая книга Ездры, книга Неемии, Вторая книга Есфирь. Учительные книги (назидательного содержания): книга Иова, Псалтырь, книга притч Соломона, книга Екклезиаст, книга Песни Песней. Пророческие книги (преимущественно пророческого содержания): книга пророка Исаии, книга пророка Иеремии, книга пророка Иезекииля, книга пророка Даниила. Двенадцать книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Кроме этих книг ветхозаветного списка, в Греческой, Русской и некоторых других переводах Библии находятся следующие так именуемые « неканонические » книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010