Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЫЕ ПРОРОКИ Собрание 12 пророческих книг небольшого объема, к-рое является частью канона евр. Библии и христ. ВЗ. В его состав входят книги пророков Осии , Иоиля , Амоса , Авдия , Ионы , Михея , Наума , Аввакума , Софонии , Аггея , Захарии и Малахии . Самой краткой является Книга Авдия (21 стих, одна глава), самой длинной - Книга прор. Захарии (211 стихов, 14 глав). Эти книги приписываются пророкам VIII-VI/V вв. до Р. Х. Из них самыми ранними (VIII в. до Р. Х.) считаются книги пророков Осии и Амоса, живших на территории Северного царства (Израиль), и Михея из Южного царства (Иудея); самыми поздними - книги пророков Аггея, Захарии и, возможно, Малахии из Иудеи раннеперсид. периода (кон. VI-V в. до Р. Х.). Название «Малые пророки» является калькой с лат. prophetae minores. Данное обозначение 12 пророческих книг было распространено в лат. Церкви начиная с IV-V вв. по Р. Х. Впервые оно засвидетельствовано у блж. Августина Гиппонского, к-рый поясняет, что «малыми» эти пророки называются по причине того, что их сочинения отличаются краткостью (...quia sermones eorum sunt breves) по сравнению с сочинениями великих (maiores) пророков, к которым он причисляет Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила ( Aug. De civ. Dei. XVIII 29). Согласно иудейской традиции, М. п. являются одной книгой, к-рая носит название «Книга Двенадцати» (евр.     арам.    ). Подобны еврейскому и 2 греч. названия (оба переводятся как «Двенадцать пророков»): ο δδεκα προφται (встречается в сочинениях свт. Мелитона Сардийского, Оригена, свт. Афанасия Великого) и τ Δωδεκαπρφητον (у свт. Епифания Кипрского). Место М. п. в каноне В рукописях и изданиях евр. масоретской Библии книги М. п. (Книга Двенадцати) располагаются в конце разд. «Поздние пророки» (    ) после книг пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля. Тем не менее в раввинистическую эпоху была известна и др. последовательность книг. Согласно Вавилонскому Талмуду (Бава Батра. 14а), правильный порядок библейских книг этого раздела должен быть следующим: Книги пророков Иеремии, Иезекииля, Исаии, Книга Двенадцати.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

Пророческими книгами в православно-богословской литературе называются писания пророков, имеющие пророческий характер. Таковы книги великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила и 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В предложенном исчислении, очевидно, отличается класс пророческих книг в православной богословской литературе от соответственного ему класса пророков в еврейском каноне. В отличие от последнего, в него не входят исторические книги, хотя и написанные пророками: Иисуса Навина, Судей, Царств, и входит книга Даниила, не входящая у Евреев в отдел пророков. Таким образом, строго пророческие писания, по православно-богословскому определению, соответствуют по своему характеру и содержанию общему ветхозаветному пророческому служению, его цели и характеру. Пророки ветхозаветные были богодухновенными мужами еврейского народа, коих избирал Господь для возвещения Своей воли о спасении еврейского богоизбранного народа и всего человеческого рода. Пророки были избираемы Господом, чтобы сохранять, охранять и изъяснять Моисеев закон, особенно с его внутренней нравственно-догматической стороны, поддерживать и охранять жизнь еврейского народа в определяемом законом теократическом направлении, строе и идеале, предвозвещать будущее спасение человеческого рода Спасителем и приготовлять Евреев и весь человеческий род пророчествами о Спасителе к достойному Его приятию и вступлению в Христову Церковь . Насколько священные ветхозаветные книги,. писанные пророками, соответствуют указанным целям пророческого служения и в своем содержании наполнены исключительно пророческими речами, имеют, таким образом, исключительно-пророческое содержание, настолько они входят в пророческий отдел по православно-богословскому определению. Пророческие книги разделяются на книги великих и малых пророков. К первым относятся книги Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила; ко вторым: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захария и Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Пророческими книгами в православно-богословской литературе называются писания пророков, имеющие пророческий характер. Таковы книги великих пророков: Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила, и 12 малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В предложенном исчислении, очевидно, отличается класс пророческих книг в православной богословской литературе от соответственного ему класса пророков в еврейском каноне. В отличие от последнего, в него не входят исторические книги, хотя и написанные пророками: Иисуса Навина, Судей, Царств, и входит книга Даниила, не входящая у евреев в отдел пророков. Таким образом, строго пророческие писания, по православно-богословскому определению, соответствуют по своему характеру и содержанию общему ветхозаветному пророческому служению, его цели и характеру. Пророки ветхозаветные были богодухновенными мужами еврейского народа, коих избирал Господь для возвещения Своей воли о спасении еврейского богоизбранного народа и всего человеческого рода. Пророки были избираемы Господом, чтобы сохранять, охранять и изъяснять Моисеев закон, особенно с его внутренней нравственно-догматической стороны, поддерживать и охранять жизнь еврейского народа в определяемом законом теократическом направлении, строе и идеале, предвозвещать будущее спасение человеческого рода Спасителем и приготовлять евреев и весь человеческий род пророчествами о Спасителе к достойному Его приятию и вступлению в Христову Церковь . Насколько священные ветхозаветные книги, писанные пророками, соответствуют указанным целям пророческого служения и в своем содержании наполнены исключительно пророческими речами, имеют, таким образом, исключительно пророческое содержание, настолько они входят в пророческий отдел по православно-богословскому определению. Пророческие книги разделяются на книги великих и малых пророков. К первым относятся книги Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила; ко вторым: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Изборник Святослава. 1076 г. (РНБ. Эрм. 20. Л. 183). Начало Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова В одном полном списке XV в. (Народный музей «Рильский монастырь». 2/24) и 2 неполных списках XVI в. (Мон-рь Николау. 49, 1556 г., и Цавтат. Собр. В. Богишича. 19с, 1567 г.) представлен перевод Песни Песней с Толкованиями Феодорита Кирского, приписываемый Константину Костенечскому; в словоупотреблении прослеживается влияние мефодиевского перевода. В единственном списке XVI в. (РГБ. Ф. 178. 8222) сохранилась Песнь Песней в переводе с евр. МТ; отличительной чертой перевода является лексика, характерная для укр., белорус. и западнослав. языков. 2. Пророки. В древнейшем переводе сохранились книги пророков Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, Даниила и Иеремии (частично) в составе Архивского хронографа XV в. (РГАДА. Ф. 181. 279), а также отрывки из книг пророков Иоиля, Осии и Аввакума в глаголических источниках с XIV в. Паремийные отрывки были включены в полный перевод без изменений. В Болгарии на рубеже IX-X вв. был предпринят новый перевод пророческих книг с Толкованиями Феодорита Кирского. Эта работа не была закончена: она охватывает Книги пророков Исаии, Иеремии (частично главы 25-45, 52), Иезекииля, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии (только гл. 1), а Книга пророка Даниила переведена без толкований. Перевод близок по языку Псалтири с Толкованиями Феодорита Кирского и Преславскому полному апракосу. Этот текст Толковых пророков получил широкое распространение в южнослав. и восточнослав. письменности и вытеснил первоначальный перевод. Однако Книги Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, частично Иеремии, к-рые не были переведены заново, в списках Толковых пророков представлены в мефодиевском переводе. Книга пророка Даниила известна также в переводе с Толкованиями Ипполита Римского, отрывок сохранился в списке XII в. (ГИМ. Чуд. 12). Текст этой книги был переведен заново; в нем встречаются отдельные лексические совпадения с кирилло-мефодиевским переводом Псалтири, однако в целом словоупотребление его характерно для преславских переводов.

http://pravenc.ru/text/209473.html

Григория Нисского. Редактором катены скорее всего был не переводчик, а др. лицо (изд. текста катены: Алексеев Б. 2002. С. 63-122). X. Толковые пророки. Толкования на книги пророков охватывают книги пророков Исаии, Иеремии (гл. 26-45 и 52), Иезекииля, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии (гл. 1). Отсутствуют толкования на книги пророков Даниила, Софонии (гл. 2 и 3), Аггея, Захарии и Малахии. В основе катены лежит комментарий Феодорита Кирского на книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и малых пророков. Он дополнен фрагментами неск. произведений др. авторов и компилятивными сказаниями о жизни пророков, составленными на основе сочинений Дорофея, еп. Тирского, и свт. Епифания Кипрского, а также греч. минологиев и синаксарей ( Miltenov. 2010). Имена толкователей показаны только в леммах при Книге прор. Исаии: «Василий» (Великий), «Феодорит» (Кирский), «Кирилл» (Александрийский), «Хрисостом» (Иоанн Златоуст), «Феодул», «Севериан епископ» (Габальский). В остальных случаях самой распространенной леммой является «сказ». Известны более 40 списков XII-XVII вв., древнейший из них - РГБ. М. 640. 2, XII в.,- Исаия с толкованиями. Мн. рукописи восходят к списку 1047 г., списанному в Новгороде попом Упырем Лихим со старослав. (болг.) оригинала. Древнейшим свидетельством последнего является т. н. Библия Евфимия, патриарха Тырновского, среднеболг. извода (РНБ. F.I.461, 3-я четв. XIV в.). Этот перевод предположительно был выполнен в кон. IX - 1-й трети X в. в столице Первого Болгарского царства Преславе. Значительное число инициалов в многочисленных списках катены написаны глаголицей, по мнению некоторых исследователей, это свидетельствует о том, что южнослав. антиграф, к-рым пользовался поп Упырь, был глаголическим (см., напр.: Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1967 изд.: 1918]. С. 25-26). Не исключено, однако, что глаголические инициалы были внесены попом Упырем как украшения. Возможен и 3-й, промежуточный вариант объяснения: поп Упырь копировал болг. кириллический список с глаголическими инициалами и заголовками и использовал в своем послесловии запись болг. предшественника о переписке «ис куриловице». Н. Л. Туницкий подготовил издание книг малых пророков с толкованиями, но успел издать только 5 книг - пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия и Ионы - по рус. списку кон. XV в. (РГБ. Троиц. 89, с разночтениями из 4 рукописей XV в.- Туницкий. 1918; см. рец. И. Е. Евсеева - ИОРЯС. 1921. Т. 23. Кн. 2. С. 268-288; версия южнослав. списков, в частности лучшего из них: РНБ. F.I.461; изд.: Златанова. 1998 (малые пророки); Тасева, Йовчева. 2003 (Иезекииль)).

http://pravenc.ru/text/катены.html

Возвращение из плена вновь оживило священную письменность. Священник Ездра и Неемия описали в известных под их именем книгах исторические события их времени и, по всей вероятности, составили хронику событий времени царей в так называемых „Паралипоменах“, а пророки: Аггей, Захария и Малахия, в составленных ими пророческих книгах, утешили народ как вообще пророчеством о приближении мессианских времен, так особенно тем, что выстроенный иудеями храм будет, по причине явления в нем самого Мессии, еще главнее, чем прежний. Сюда же относится книга Есфирь, составленная из записей Мардохея и самой Есфири. Она содержит в себе повествование о некоторых частных событиях во времена плена. Слово Пророка Божия Малахии было последним Богодухновенным словом. После него хотя и была и письменность поэтическая, как книги Премудрости Соломона и книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, и письменность Пророческая, как книги Ездры, но вся эта письменность не имеет уже характера Богооткровенной письменности. §5. Состав священных книг, разделение и название Из всех, появлявшихся от времени до времени, священных книг составился целый кодекс, или канон, в который входили следующие книги: пять книг Моисея: Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзаконие, книга Иисуса Навина, книга Судей, Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, книга Ездры, Неемии, Есфири, книга Иова, Псалтырь, притчи Соломона, Екклесиаст, Песнь Песней, книги пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, двенадцать книг малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Определяя число книг, находившихся в каноне, евреи считали обыкновенно не каждую книгу отдельно, а, соединивши несколько книг вместе (двенадцать, например, малых пророков в одну), приравнивали его или к еврейскому или греческому алфавиту, так что оно состояло у них или из двадцати двух книг, что было в применении к еврейскому алфавиту, или из двадцати четырех, что было в применении к греческому. К этим составлявшим канон, двадцати двум книгам присоединены были потом, при переводе книг с еврейского на греческий, еще следующие: Товит, Иудифь, книга Премудрости Соломона, книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова, послание Иеремии, вторая книга Ездры, третья книга Ездры и три книги Маккавейские.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Следует сделать все, чтобы полюбить Священное Писание. Любовь поможет понять то, чего не постигает разум. Ибо полюбить Библию, значит полюбить Бога. Ветхий Завет Состав книг Ветхого Завета Название Сокращенное название Второзаконие Книга Иисуса Навина Книга Судей израилевых Книга Руфи Первая книга Царств 1 Цар. Вторая книга Царств 2 Цар. Третья книга Царств 3 Цар. Четвертая книга Царств 4 Цар. Первая книга Паралипоменон 1 Пар. Вторая книга Паралипоменон 2 Пар. Первая книга Ездры Книга Неемии Вторая книга Ездры нек. 2 Езд. Книга Товита нек. Тов. Книга Иудифи нек. Иудифь. Книга Есфири Книга Иова Псалтирь Притчи Соломона Притч. Книга Екклезиаста, или Проповедника Песнь Песней Соломона Книга Премудрости Соломона нек. Прем. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова нек. Сир. Книга пророка Исаии Книга пророка Иеремии Плач Иеремии Послание Иеремии нек. Посл. Иер. Книга пророка Варуха нек. Вар. Книга пророка Иезекииля Книга пророка Даниила Книга пророка Осии Книга пророка Иоиля Книга пророка Амоса Книга пророка Авдия Книга пророка Ионы Книга пророка Михея Книга пророка Наума Книга пророка Аввакума Книга пророка Софонии Книга пророка Аггея Книга пророка Захарии Книга пророка Малахии Первая книга Маккавейская нек. 1 Мак. Вторая книга Маккавейская нек. 2 Мак. Третья книга Маккавейская нек. 3 Мак. Третья книга Ездры нек. 3 Езд. Ветхий Завет заключает в себе первую часть Священной истории человечества. Она начинается с рассказа о происхождении мира, составленного по преданиям, хранимым с незапамятных времен, и особо открытым Богом Своему великому пророку и боговидцу Моисею. Но настоящая история богоизбранного народа начинается с той поры, когда никому не ведомый кочевник из окрестностей Ура Халдейского услышал в своей душе голос Бога, поверил Ему. И за то Бог сделал его вестником Своим и повелел, чтобы он порвал с мерзким многобожием и язычеством, окружавшим его. Это был Авраам, родоначальник избранного народа Божия. Ветхий Завет и есть история потомства этого человека, первым заключившим союз с Богом – Завет.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Благодаря таким людям, как автор книги Премудрости сына Сирахова, в Израиле во время гонений Антиоха Епифана незадолго до пришествия Христова еще сохранились островки истинной веры, где Спаситель был принят как свой. Пророческие книги В еврейской Библии следом за книгами ранних пророков (от книги Иисуса Навина до книг Царств), следуют книги поздних пророков. В греческой Библии, порядку которой следует и наша славянская, книги пророков следуют после учительных книг. Условно книги эти разделяются на книги “великих пророков” – Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила – и книги двенадцати “малых пророков” – Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. К этим книгам присоединены также Плач Иеремии, Послание Иеремии, книга Пророка Варуха, не написанные или не сохранившиеся на еврейском языке, а также добавления к книге пророка Даниила, которых также нет в еврейской Библии. Во всех великих религиях древности были люди, утверждающие, что они говорят от имени Бога. Но только в уста библейских пророков Господь вкладывал Свои слова. Пророк – это вестник или истолкователь божественного слова. Бог избирает его Сам и посылает к народу для вразумления и научения. Иногда Господь является Своему избраннику в видении, иногда во сне, бывает, что в ушах пророка звучит голос Божий. Каждый пророк знает, что слова, которые он произносит, принадлежат не ему, хотя он их и выговаривает. Он уверен, что обязан передать народу то, что говорит ему Бог. Пророки говорят о настоящем и предсказывают будущее. Вразумляя народ, они подтверждают истинность своих речей предсказаниями, иногда указывают на предсказанное ими и свершившееся событие как на знак того, что слова их истинны. Но предсказания пророков часто относятся к временам будущим, и даже к последним временам. Тогда предсказания остаются таинственными даже для самого пророка, а не только для людей, которые его слушали или читали. Итак, пророки – это люди, которым Бог открывался непосредственно, лично, которых посылал к народу, чтобы напомнить о Его требованиях и возвратить к Нему заблудших с любовью и послушанием Его святой воли.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исаии, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т.е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софония, Аггея, Захарии и Малахии. Такое деление Библии на книги Законодательные, Исторические, Учительные и Пророческие было применено и к Новому Завету. Законодательными являются Евангелия, Исторической – Деяния Апостолов, Учительными – послания свв. Апостолов и Пророческой книгой – Откровение св. Иоанна Богослова. Кроме этого деления Священное Писание Ветхого Завета делится на Канонические и Неканонические книги. О Боговдохновенности Святого Писания Главной чертой Библии, отличающей её от всех других литературных произведений, сообщающей ей непререкаемый авторитет, служит её богодухновенность . Под ней разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом – руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. Это является фундаментальной истиной нашей веры, побуждающей нас признавать книги Библии Боговдохновенными. Впервые этот термин употребил апостол Павел, когда сказал: «все Писание богодухновенно» ( 2Тим. 3:16 ). «Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, – свидетельствует святой Апостол Петр, – но изрекали его святые Божии люди, будучи движимы Духом Святым» ( 2Петр. 1:21 ). Боговдохновенность Священного Писания обстоятельно раскрыта у оо. Церкви. Так св. Иоанн Златоуст говорит, что «все Писание написано не рабами, а Господом всех – Богом»; а по словам св. Григория Великого : «языком святых пророков и апостолов говорит нам Господь». Но богодухновенность авторов священнык книг не уничтожала их личных, природных особенностей. Бог не подавляет свободную волю человека. Как видно из слов апостола Павла: «И духи пророческие послушны пророкам» ( 1Кор. 14:32 ). Вот почему в содержании св. книг, в особенности в их изложении, стиле, языке, характере образов и выражений мы наблюдаем значительные различия между отдельными книгами Св. Писания, зависящие от индивидуальных, психологических и своеобразных литературных особенностей их авторов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Главной темой Священного Писания является спасение человечества Мессией , воплотившимся Сыном Божиим Господом Иисусом Христом. В Ветхом Завете говорится о спасении в виде прообразов и пророчеств о Мессии и о Царствии Божием. В Новом Завете излагается самое осуществление нашего спасения через воплощение, жизнь и учение Богочеловека, запечатленное Его крестной смертью и воскресением. По времени своего написания священные книги разделяются на ветхозаветные и новозаветные. Из них первые содержат то, что Господь открыл людям через боговдохновенных пророков до пришествия Спасителя на землю; а вторая — то, что открыл и чему учил на земле Сам Господь Спаситель и Его апостолы. Первоначально, Бог через пророка Моисея открыл то, что впоследствии составило первую часть Библии, т. н. Тору, т. е. Закон, состоящий из пяти книг — Пятикнижия: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. В течение длительного времени именно это Пятикнижие и было Священным Писанием, словом Божиим для Ветхозаветной Церкви. Но тотчас вслед за Торой, явились Писания, дополняющие её: книга Иисуса Навина, дальше книга Судей, книги Царств, Паралипоменон (летописи). Дополняют книги Царств, книги Ездры и Неемии. Книги Руфь, Есфирь, Иудифь и Товит рисуют отдельные эпизоды истории избранного народа. Наконец, книги Маккавейские заканчивают историю древнего Израиля и доводят ее до цели, до порога пришествия Христова. Так является следующий за Законом, второй отдел Священного Писания, называемым Историческими книгами. И в Исторических книгах встречаются отдельные поэтические творения: песни, молитвы, псалмы, а также поучения. В более поздние времена они составили целые книги, третий отдел Библии — Учительные книги. К этому отделу относятся книги: Иова, Псалтирь, Притчи Соломоновы, Екклезиаст, Песнь Песней, Премудрости Соломоновы, Премудрости Иисуса сына Сирахова. Наконец, творения свв. пророков, действовавших после разделения царства и пленения Вавилонского, составили четвертый отдел Священных книг, книги Пророческие. В этот отдел включаются книги: прор. Исайи, Иеремии, Плач Иеремии, Послание Иеремии, прор. Варуха, Иезекииля, Даниила и 12 малых Пророков, т. е. Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Сафония, Аггея, Захарии и Малахии.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010