Книга пророка Амоса положила начало письменной пророческой традиции. Она же, вместе с книгой Осии, была письменным источником для тех книг, которые впоследствии – в послепленный период – войдут в единую книгу Двенадцати пророков еврейского канона . У многих так называемых малых пророков прослеживается развитие некоторых тем книги Амоса. К примеру, в книгах Софонии, Авдия, Иоиля, Малахии мы находим дальнейшее развитие богословского понятия день Господень (Соф 1:7,14. Авд 15. Иоил 1:15; 2:1,11; 3:4; 4:14. Мал 3:23. Ср. Ам 5:18-20), встречающегося также в книгах «великих» пророков (Ис 2:12. Иер 46:10. Иез 30:3 и др.). Книга Амоса имела, по всей видимости, большое влияние и на книгу Иеремии. Вслед за Амосом, Иеремия пользуется понятием остатка применительно к другим народам: Иер 25:20 («остатки Азота»); Иер 47:4 («остаток острова Кафтора») (ср.: «остаток филистимлян» – Ам 1:8; «остаток Эдома» – Ам 9:12). Пользуется Иеремия и яркими образами книги Амоса (ср.: Иер 46:6 и Ам 9:1; Иер 25:30 и Ам 3:4; Иер 21:12 и Ам 5:6; Иер 46:7-8 и Ам 8:8; 9:5) .   В памятниках Кумрана Кумранские тексты по крайней мере дважды обращаются к книге пророка Амоса, предлагая толкование в духе эсхатологического мидраша. CD-A 7,14-16 интегрирует вместе два пророческих текста – Ам 5:26-27 и Ам 9:11 – и интерпретирует их так: «[Оставшиеся верными] бежали в северную землю. Как сказано: “Пошлю в изгнание скинию ( sikkut ) вашего царя и пьедесталы ваших изображений скинии Моей – в Дамаск”. Книги Закона – скиния Царя, как сказано: “Подниму скинию Давидову падшую”. Царь есть собрание, а пьедесталы ( kiyyun ) изображений и верность ( k ê w â n ) изображений суть книги пророков, чьими словами пренебрег Израиль» . Вариант, который цитируют кумраниты, неизвестен. Да и масоретский текст Ам 5:26-27, к которому мы вернемся в основной части работы, как известно, вызывает немало вопросов. Пока же отметим лишь, что автор кумранского текста цитирует книгу Амоса с единственной целью – убедить членов общины в оправданности отделения от Израиля. Автора не смущает даже то, что Дамаск и Иудейская пустыня, убежище кумранитов, находятся в разных направлениях от Иерусалима.

http://bogoslov.ru/article/1240583

Тот, Кого пророк видит в эти отдаленные времена, называется далее звездою, воссиявшею от Иакова, жезлом (в Септуагинте – «человеком»), восстающим от Израиля ( Чис.24:17 ), поражающим врагов избранного народа и подчиняющим Своей власти и всех сынов Сифовых, то есть все человечество. Валак все более и более ожесточался на Валаама по мере того, как тот произносил свои прорицания, однако оракул ничего не мог поделать с собой. Он был вынужден благословлять Израиля. Затем, хотя его и не просили об этом, он начинает пророчествовать о будущем иных народов: Амалика ( Чис.24:20 ), Кенеев (ст. 21–22), Ассура и Евера (ст. 24). Амаликитяне, лютые враги Израиля, были окончательно разгромлены во времена Езекии ( 1Пар.4:43 ). Кенеи были первым народом в перечне тех хананеян, которые лишатся своих владений ( Быт.15:19 ), хотя некоторые из них дружественно относились к Израилю. Ассуром обыкновенно называли Ассирию. Таким образом, Валааму удалось далеко заглянуть в грядущую историю Израиля. Глава 5. Книга Второзаконие 1. Уникальность и происхождение книги Второзаконие Пятая книга Торы существенно отличается от четырех других и стилем изложения, и содержанием, и богословскими акцентами. Как говорит протоиерей А. Сорокин, эта книга «имеет свое ярко выраженное лицо, ей свойственен особый, отличный и относительно легко узнаваемый пафос» с. 201]. Второзаконие нередко называют центром Ветхого Завета. Кроме того что Второзаконие – часть Торы, важность этой книги связана с тем, что главные богословские тезисы Второзакония и даже стиль изложения мы встречаем во многих других книгах Библии, написанных под вдохновением или влиянием Второзакония. В частности, все исторические книги «первой группы» (Иисуса Навина, Судей, Первая, Вторая, Третья и Четвертая Царств) во многих аспектах связаны с Книгой Второзаконие. Также в книгах пророков (Амоса, Осии, Иеремии, Малахии и др.) часто встречаются прямые или косвенные цитаты из Второзакония. Наконец, Книга Второзаконие, как указывают исследователи, в Новом Завете цитируется чаще, чем любая другая книга Ветхого Завета. Вот лишь некоторые примеры: Христос отвечал на искушения сатаны цитатами из Второзакония ( Мф.4:4, 7, 10 = Втор.8:3; 6:16, 13 ), также Господь процитировал Втор.6:5 , говоря о наибольшей заповеди в Законе ( Мф.22:37 ). Кроме того, постановления о разводе и левиратном браке (см. ниже, с. 358 настоящего издания), на которые ссылались современники Христа ( Мф.19:7; 22:24 ), также находятся во Второзаконии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Что касается, собственно, опровержения ( νατροπ), то здесь, как мы видели, Ириней начинает с доводов разума. Доказывает взаимное противоречие гностических систем, сравнивая их одну с другой (например, взгляды Птолемея с учением Валентина, Секунда, Колорваса и др.). 1525 Путем последовательного развития доводит до абсурда многие положения еретиков. Штирен, 1526 разбирая Contra haereses, находит в них не без основания типы доказательств: «ех concessis» (по допущению), 1527 «progressus in infinitum» 1528 и т. п. Иногда же св. отец высмеивает мнимо глубокие таинственные соображения и заявления гностиков. Так, отметив, что еретики и, в частности, не названный у Иринея по имени один их учитель произвольно дают вымышленные имена разным членам божественной плеромы, св. отец продолжает: «В таком случае ничто не препятствует и другому кому-либо для того же самого предмета назначить такие имена: есть некоторое Первоначало царственное, недомыслимое, сила, существующая прежде всякого существа, простирающаяся во, всяком направлении. С нею соприсутствует сила, которую я называю Тыквою, с сею Тыквою соприсутствует сила, которую я называю Препустотою. Сии Тыква и Препустота, будучи одно, произвели, впрочем, не производя, собственно, чего-либо отдельно от себя, – плод, отовсюду видимый, съедомый и сладкий, каковой плод слово называет Огурцом. С сим Огурцом существует сила той же с ним сущности, которую я называю Дынею. Эти силы – Тыква, Препустота, Огурец и Дыня – произвели остальное множество сумасбродных дынь Валентина». 1529 В последних трех книгах главенствующее значение при опровержении мнений еретиков имеют доказательства из Св. Писания. Цитаты из разных книг Ветхого и Нового Заветов встречаются почти на каждой странице труда Иринея. Тексты приводятся из Бытия, 1530 Исхода, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Царств, Ездры, Премудрости Соломона, Притчей, Псалтири, Иова, Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Михея, Ионы, Аввакума, Захарии, Малахии. 1531

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

В греч. каноне LXX книги М. п. входят в состав раздела поэтических и пророческих книг. При этом древнейшие рукописи LXX отличаются друг от друга последовательностью, в которой располагаются различные части раздела (см.: Glenny. 2013. P. 4-6). В Ватиканском кодексе пророческие книги идут вслед за поэтическими (Псалмы - Товит), а в Синайском и Александрийском предшествуют им. При этом в Ватиканском и Александрийском кодексах книги М. п. стоят перед книгами великих пророков, а в Синайском кодексе располагаются после них. Полагают, что порядок, согласно которому книги М. п. занимают 1-е место среди пророческих книг, был обусловлен экзегезой Ос 1. 2: 1-я фраза данного стиха: «Начало слова Господня...» понималось как вступление ко всему пророческому корпусу, к к-рому относились не только книги М. п., но и т. н. великих. В изданиях Библии на рус. языке М. п. относятся к разделу пророческих книг и располагаются после книг великих пророков - Исаии, Иеремии, Плача Иеремии, Иезекииля, Даниила. В изданиях, в к-рые включены неканонические книги, за книгами М. п. следуют Маккавейские книги . Последовательность книг М. п. В древнеевр. масоретских рукописях и изданиях масоретского текста (МТ) книги М. п. располагаются в следующей последовательности: Книга Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Этот же порядок книг М. п. сохраняется и в рус. синодальном переводе Библии. Порядок книг М. п. в кумран. свитках, а также в свитке Mur XII из Вади- Мураббаат совпадает с масоретским. Исключением является свиток 4QXIIa, который датируется II в. до Р. Х.: в нем зафиксирована др. последовательность 3 последних книг М. п.: 10-я - Захарии, 11-я - Малахии, 12-я - Ионы. В ином порядке книги М. п. располагаются в большинстве рукописей, а также в изданиях греч. перевода LXX: Книга Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии. Кроме того, в различных сочинениях начала христ. эры М. п. перечисляются в последовательности, отличающейся и от МТ, и от LXX. В христ. псевдоэпиграфе «Вознесение Исаии» (между I и III вв. по Р. Х.) дан список 10 книг М. п. в следующем порядке: Книга Амоса, Книга Осии, Михея, Иоиля, Наума, Ионы, Авдия, Аввакума, Аггея, Малахии. В псевдоэпиграфе «Жития пророков» (датировка дискуссионная: между I и V вв. по Р. Х.) М. п. перечисляются в последовательности: Книга Осии, Михея, Амоса, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

В последовательном расположении пророческих книг Библия держится того порядка, что, во-первых, ставит книги, так называемых, больших пророков, четырех: Исаии, Иеремии, Иезекииля и Даниила, а потом – книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Названия: большие и малые дано им по сравнительному объему их книг и пророческих предметов в книгах, а не по каноническому достоинству книг и не по пророческому дару писателей их, по которому и книги, и писатели все равны. Затем, в этих двух группах книги расположены между собою в хронологическом порядке, насколько это возможно было для составителей канона при неопределенности, а в иных случаях и отсутствии хронологических данных в Библии. Особенно трудно определить хронологическую последовательность первых шести книг малых пророков; так как три из этих книг (прор. Иоиля, Авдия и Ионы) не имеют хронологической даты и все эти пророки были вероятно современны друг другу. Посему порядок размещения этих шести книг в разных библиях различен; так, в славянской Библии они расположены так, как в еврейской, а в греческой несколько иначе, именно: книга пр. Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума и проч. Все шестнадцать пророческих книг можно расположить в хронологическом порядке приблизительно так: 1) книга пр. Осии (808–728 г. до Р. X.); 2) книга пр. Иоиля, который, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , бл. Иеронима, бл. Феодорита и др., пророчествовал при царе Озии, Иофаме, Ахазе и Езекии и прежде пр. Амоса; 8) книга пр. Амоса (800–794 г.): 4) пр. Ионы (ок. 800–780 г.); 5) пр. Исаии (758–690 г.); 6) пр. Авдия, который, по свидетельству тех же отцов и учителей Церкви, был – современником пр. Осии и Исаии; 7) пр. Михея (740–716 г.); 8) пр. Ищма (715–699 г.); 9) цр. Аввакума (около 645 г.); 10) пр. Иеремии (630–585 г.); 11) пр. Софопии (620–611 г.); 12) пр. Иезекииля (595–573 г.); 13) пр. Даниила (607–530 г.), пророческие видения которому (в гл. VII–XII) были, да и вся книга составлена после пророчеств Иезекииля; 14) пр. Аггея (ок. 521 г.); 15) пр. Захарии (тогда же), и 16) пр. Малахии (ок. 433 г. до Р. Хр.). Книга пророка Исаии Книга Пророка Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАЛЫЕ ПРОРОКИ Собрание 12 пророческих книг небольшого объема, к-рое является частью канона евр. Библии и христ. ВЗ. В его состав входят книги пророков Осии , Иоиля , Амоса , Авдия , Ионы , Михея , Наума , Аввакума , Софонии , Аггея , Захарии и Малахии . Самой краткой является Книга Авдия (21 стих, одна глава), самой длинной - Книга прор. Захарии (211 стихов, 14 глав). Эти книги приписываются пророкам VIII-VI/V вв. до Р. Х. Из них самыми ранними (VIII в. до Р. Х.) считаются книги пророков Осии и Амоса, живших на территории Северного царства (Израиль), и Михея из Южного царства (Иудея); самыми поздними - книги пророков Аггея, Захарии и, возможно, Малахии из Иудеи раннеперсид. периода (кон. VI-V в. до Р. Х.). Название «Малые пророки» является калькой с лат. prophetae minores. Данное обозначение 12 пророческих книг было распространено в лат. Церкви начиная с IV-V вв. по Р. Х. Впервые оно засвидетельствовано у блж. Августина Гиппонского, к-рый поясняет, что «малыми» эти пророки называются по причине того, что их сочинения отличаются краткостью (...quia sermones eorum sunt breves) по сравнению с сочинениями великих (maiores) пророков, к которым он причисляет Исаию, Иеремию, Иезекииля и Даниила ( Aug. De civ. Dei. XVIII 29). Согласно иудейской традиции, М. п. являются одной книгой, к-рая носит название «Книга Двенадцати» (евр.     арам.    ). Подобны еврейскому и 2 греч. названия (оба переводятся как «Двенадцать пророков»): ο δδεκα προφται (встречается в сочинениях свт. Мелитона Сардийского, Оригена, свт. Афанасия Великого) и τ Δωδεκαπρφητον (у свт. Епифания Кипрского). Место М. п. в каноне В рукописях и изданиях евр. масоретской Библии книги М. п. (Книга Двенадцати) располагаются в конце разд. «Поздние пророки» (    ) после книг пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля. Тем не менее в раввинистическую эпоху была известна и др. последовательность книг. Согласно Вавилонскому Талмуду (Бава Батра. 14а), правильный порядок библейских книг этого раздела должен быть следующим: Книги пророков Иеремии, Иезекииля, Исаии, Книга Двенадцати.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

Григория Нисского. Редактором катены скорее всего был не переводчик, а др. лицо (изд. текста катены: Алексеев Б. 2002. С. 63-122). X. Толковые пророки. Толкования на книги пророков охватывают книги пророков Исаии, Иеремии (гл. 26-45 и 52), Иезекииля, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии (гл. 1). Отсутствуют толкования на книги пророков Даниила, Софонии (гл. 2 и 3), Аггея, Захарии и Малахии. В основе катены лежит комментарий Феодорита Кирского на книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля и малых пророков. Он дополнен фрагментами неск. произведений др. авторов и компилятивными сказаниями о жизни пророков, составленными на основе сочинений Дорофея, еп. Тирского, и свт. Епифания Кипрского, а также греч. минологиев и синаксарей ( Miltenov. 2010). Имена толкователей показаны только в леммах при Книге прор. Исаии: «Василий» (Великий), «Феодорит» (Кирский), «Кирилл» (Александрийский), «Хрисостом» (Иоанн Златоуст), «Феодул», «Севериан епископ» (Габальский). В остальных случаях самой распространенной леммой является «сказ». Известны более 40 списков XII-XVII вв., древнейший из них - РГБ. М. 640. 2, XII в.,- Исаия с толкованиями. Мн. рукописи восходят к списку 1047 г., списанному в Новгороде попом Упырем Лихим со старослав. (болг.) оригинала. Древнейшим свидетельством последнего является т. н. Библия Евфимия, патриарха Тырновского, среднеболг. извода (РНБ. F.I.461, 3-я четв. XIV в.). Этот перевод предположительно был выполнен в кон. IX - 1-й трети X в. в столице Первого Болгарского царства Преславе. Значительное число инициалов в многочисленных списках катены написаны глаголицей, по мнению некоторых исследователей, это свидетельствует о том, что южнослав. антиграф, к-рым пользовался поп Упырь, был глаголическим (см., напр.: Щепкин В. Н. Русская палеография. М., 1967 изд.: 1918]. С. 25-26). Не исключено, однако, что глаголические инициалы были внесены попом Упырем как украшения. Возможен и 3-й, промежуточный вариант объяснения: поп Упырь копировал болг. кириллический список с глаголическими инициалами и заголовками и использовал в своем послесловии запись болг. предшественника о переписке «ис куриловице». Н. Л. Туницкий подготовил издание книг малых пророков с толкованиями, но успел издать только 5 книг - пророков Осии, Иоиля, Амоса, Авдия и Ионы - по рус. списку кон. XV в. (РГБ. Троиц. 89, с разночтениями из 4 рукописей XV в.- Туницкий. 1918; см. рец. И. Е. Евсеева - ИОРЯС. 1921. Т. 23. Кн. 2. С. 268-288; версия южнослав. списков, в частности лучшего из них: РНБ. F.I.461; изд.: Златанова. 1998 (малые пророки); Тасева, Йовчева. 2003 (Иезекииль)).

http://pravenc.ru/text/1681377.html

Число ветхозаветных книг Канонических книг Ветхого Завета – если их считать в отдельности – 39, но обыкновенно соединяют несколько книг в одну и насчитывают 22, удерживая счет древних евреев, считавших эти книги по числу букв своего алфавита: 1. Бытие 2 . Исход 3. Левит 4 . Числа 5 . Второзаконие 6. Книга Иисуса Навина 7. Книга Судей Израилевых и книга Руфь 8 . Первая и Вторая книги Царств 9. Третья и Четвертая книги Царств 10. Первая и Вторая книги Паралипоменон 11. Книга Ездры и Книга Неемии 12. Книга Есфирь 13. Книга Иова 14. Псалтирь 15. Книга Притчей Соломоновых 16. Книга Еклезиаста 17. Книга Песни Песней 18. Книга пророка Исаии 19. Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии 20. Книга пророка Иезекииля 21. Книга пророка Даниила 12 книг Малых Пророков: Осии Иоиля Амоса Авдия Ионы Михея Наума Аввакума Софонии Аггея Захарии Малахии 18 Кроме этих книг есть еще семь книг так называемых «не канонических». Эти книги появились на греческом, а не на еврейском языке, и притом посте образования ветхозаветного канона. 19 Это слово греческое; по-русски оно означает благовестие, т. е. благую, радостную весть о пришествии на землю Богочеловека – Христа Искупителя. 20 В древности, на иконах было принято изображать Евангелистов в символическом виде, характеризующем особенность Написанных ими Евангелий. Так, святой Матфей – «с человеком», символизирующий обращенность Евангелиста к человеческой природе Христа; святой Марк – «со львом» – энергия и сила проповеди; святой Лука «с тельцом» – благовестие ко всей твари; святой Иоанн «с орлом» – высота, богословских откровений. Идея этих символов взята из книги Иезекииля (1:10–11). В некоторых случаях наблюдается другое распределение символов и иные толкования. 22 Перейдя Иордан, Иисус Навин взял город Иерихон и оттуда повел наступление дальше в глубь страны. 24 Иордан очень извилист; берега его поросли камышом, ивняком и кустарником, где гнездятся бесчисленные стаи диких уток, аистов, стрижей и т. п. Встречаются и дикие звери: кабаны, шакалы и др. Вода Иорданская летом прозрачна, а осенью, зимой и весной мутна; она очень приятна на вкус и изобилует рыбой. Ширина реки не больше 30–40 метров, а глубина около 3–5 метров. Зимой от частых дождей Иордан выступает из берегов и затопляет равнину на километр и больше.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

12) Есфирь, 13) Иова, 14) Псалтирь, 15) Притчи Соломона, 16) Екклесиаст его же, 17) Песнь песней его же, 18) Исаии, 19) Иеремии, 20) Иезекииля, 21) Даниила, 22) двенадцати малых пророков (Осии, Амоса, Михея, Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии). Кроме этих канонических книг (κανονιζμενα), сохранившихся в еврейском подлиннике, существовали еще книги неканонические (ο κανονιζμενα), сохранявшиеся на греческом языке, именно: книга Иисуса сына Сирахова, написанная сначала на еврейском языке, но внуком автора переведенная на греческий, 325 книга Товит, книга Иудифь, первая Маккавейская (и молитва Манассии: 2Паралипом.33:11–13), написанные первоначально тоже вероятно на еврейском (арамейском) языке в Палестине после плена и потом переведенные на греческий; затем: книга Премудрости Соломоновой, вторая книга Ездры, вторая и третья Маккавейские, книга пророка Варуха, Послание Иеремии (и добавление к книге Есфирь: I до 1-го ст. 3:13–14; 4:17–до конца 5:1–2; 8:13–14 и др., а также добавления к книге Даниила: 3:23–90. 13, 14) прямо появившиеся на греческом языке (вероятно в Александрии). Есть, наконец, в нашей Библии книга апокрифическая, сохранившаяся только в латинском переводе, именно, третья книга Ездры 326 . Что касается до неканонических книг, то они несомненно были в употреблении у самих иудеев (не только в Александрии, но и в Палестине) 327 и в христианской Церкви. В христианской Церкви, по свидетельству св. Афанасия, они назначались для чтения оглашенным и обращающимся в христианство из язычества 328 . Таким образом, те и другие в христианской Церкви считались достойными почитания и святыми (λια σεσμα κα για) уже с самого начала 329 . Те и другие употреблялись в Церкви не на еврейском, но на греческом языке, в так называемом переводе 70-ти 330 , который был распространен среди иудеев и употреблялся в Палестине так же, как и в Александрии 331 . Все книги Ветхого Завета делились обыкновенно на закон, пророков и псалмы ( Лук.24:44 ; Сирах.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Писание Священное Писание Священное ( Mф. XXI:42, XXII:29 и др.). Под сим именем разумеются книги, написанные Духом Божиим чрез освященных от Бога людей, называемых пророками и апостолами, и называемые обыкновенно Библией . Свящ. Писание дано для того, чтобы откровение Божие сохранилось более точно и неизменно. В Свящ. Писании мы читаем слова пророков и апостолов точно так, как бы мы с ними жили, их слышали, несмотря на то что священные книги писаны за несколько веков и тысячелетий до нашего времени. Свящ. книги написаны в разные времена, одни до Р. X., другие после Р. X., первые называются книгами Ветхого Завета, вторые – книгами Нового Завета. Свящ. книг Ветхого Завита, по свидетельству Кирилла Иерусалимского , Афанасия Великого и Иоанна Дамаскина , – 22, применительно к тому, как считают оные евреи на своем первоначальном языке. Исчисление евреев особенно достойно внимания потому, что, как говорит ап. Павел, им вверено слово Божие ( Puм. III, 2 ) и Новозаветная Христианская Церковь приняла ветхозаветные священные книги от Ветхозаветной Церкви. Св. Кириллом Иерусалимским и св. Афанасием Великим ветхозаветные свящ. книги исчисляются след. образом: 1) Книга Бытия. 2) Исход. 3) Левит. 4 ) Книга Числ. 5 ) Второзаконие. 6) Книга Иисуса Навина. 7) Книга Судей и вместе с нею, как бы ее прибавление, книга Руфь. 8 ) Первая и вторая книги Царств, как две части одной книги. 9) Третья и четвертая книги Царств. 10) Первая и вторая книги Паралипоменон. 11) Книга Ездры первая и вторая его же, или по греческому надписанию, книга Неемии. 12) Есфирь. 13) Книга Иова. 14) Псалтирь. 15) Притчи Соломона. 16) Екклесиаст, его же. 17) Песнь песней, его же. 18) Книга пророка Исаии. 19) Иеремии. 20) Иезекииля. 21) Даниила. 22) Двенадцати пророков, именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. В означенном счислении ветхозаветных книг не упомянуты: Плач Иеремии, книга пр. Варуха, книга Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, вторая и третья книги Ездры, три книги Маккавейские и некоторые повествования и отрывки, присоединенные к книгам каноническим, как-то: Молитва Манассии, присоединенная в конце II кн. Паралипоменон, молитва трех отроков, в книге Даниила ( Дah.III, 25–91 ), история о Сусанне ( Дah. VIII ), о Виле и Драконе ( Дah. XIV ), не упомянуты именно потому, что их нет на еврейском языке. Впрочем отцы Церкви пользовались сими книгами, приводили многие места из них, и, по свидетельству Афанасия Великого , они назначены отцами для чтения вступающим в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor/biblej...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010