На Воздвижение Креста Господня. Евангелие Иоанна гл. 19 от 6 до 35 ст. Зач. 60. Апостол 1Кор. гл. 1 от 18 до 24 ст. Зач. 65. На праздники Пресвятыя Богородицы. Евангелие Луки гл. 10 от 38 до 42 и гл. 11 от 27 до 28 ст. Зач. 54. Апостол Филиппис. гл. 2 от 5 до 11 ст. Зач. 24. 4 Здесь между прочим небесполезно припомнить и то, что сколь ни сильно действовали на испровержение Св. Писания Деисты, Натуралисты и другие вольнодумцы, но Писание будучи запечатлено Духом Святым и измовено кровию мученников, само себя защитило от всех их ухищрений; толпы врагов его разорялись, их книги потеряли доверенность и у самых малоопытных, и Слово Божие остается цело и неприкосновенно к утешению человечества. 5 Места же менее ясные, каковы на пр. Пророческие видения, давно уже изъяснены Св. Отцами, которые при содействии Духа Святаго раскрыли истинный смысл оных верно и достаточно. 8 Завет называется союз Бога с человеками, В. Завет состоял в том, что Бог обещал человекам Божественнаго учителя благочестия и Спасителя и приготовлял их к принятию Его; Н. Завет состоит в том, что сего Спасителя Бог даровал человекам действительно. см. Христ. Кат. стр. 10. 9 Порядок, в котором священные книги положены в нашей Библии , есть следующий: в Ветхом Завете: Книга Бытия, книга Исхода, книга Левит, книга Числа, книга Второзакония, книга Иисуса Навина, книга Судей Израилевых, книга Руфь, четыре книги Царств, две книги Паралипоменон, первая книга Эздры, книга Неемии, вторая книга Эздры, книга Товита, книга Иудифь, книга Эсфирь, книга Иова, Псалтирь, книга Притчей Соломоновых, книга Экклезиаста, книга Песнь песней, книга Премудрости Соломони, книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, книга Исаии, книга Иеремии, плачь Иеремеев, книга Варуха, книга Иезекииля, книга Даниила, книга Осии, книга Иоиля, книга Амоса, книга Авдия, книга Ионы, книга Михея, книга Наума, книга Аввакума, книга Софонии, книга Аггея, книга Захарии, книга Малахии, три книги Маккавейские, и третья книга Эздры, в Новом Завете Евангелие от Матфея, (написано прежде других и по свидетельству Афанасия, именно чрез восемь лет по вознесении Господа) Евангелие от Марка, (написано вскоре после Евангелия от Матфея) Евангелие от Луки (написано, как догадывается Иероним около 55 года по Рождестве Христове). Евангелие от Иоанна (написано после всех, и по мнению Афанасия, в конце второй половины первого Христианскаго столетия); Апостольские деяния, Послания Ап. Иакова, два Послания Ап. Петра, три Послания Ап. Иоанна, Послания Ап. Иуды, Послание к Римлянам, два Послания к Коринфянам, Послание к Галатом, Послание ко Ефесеем, Послания к Филипписеем, Послание к Колоссаем, два Послания к Солуняном, два Послания к Тимофею, Послание к Титу, Послание к Филимону, Послание ко Евреем и Апокалипсис Св. Иоанна Богослова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-v...

первоучителя Мефодия. В переводе Мефодия мы находим здесь книгу пророка Даниила почти в полном составе и несколько отдельных глав кн. пророка Иеремии (и Варуха) 40 . Литовско-русское происхождение архивского списка (в основе своей не позднее 1262 г.) установлено прочно; второй список писан в Супрасльском монастыре, что удостоверено прямой записью. Вообще, известность этого редкого текста западной Руси не допускает сомнений. Что особенно важно – текст этот в XV–XVI веке вошел в переработку западно-русского перевода с еврейского библейского текста. В книге пророка Даниила, напр., из 12 глав – 2, 4, 5, 6 и 7 главы заимствованы из этого перевода 41 . Все это свидетельствует, что в западной Руси был известен такой древнейший полный библейский текст, какой ныне стал известен по небольшим следам на юго-западе и юге славянства, а ранее был подмечен только в северо-восточной Руси, в Новгороде. В самом начале нашей письменности, в ряду текстов, пересылавшихся великим князем Ярославом сыну его, новгородскому князю Владимиру Ярославичу, был замечен этот текст, при том также, как и в Виленских текстах, в соединении с другим текстом древне-болгарского происхождения. Этот новгородский остаток мефодиевского текста сохранился в списках толковых пророчеств, известных в копиях со списка 1047 года, именно в книгах малых пророков Аггея, Софонии, Захарии и Малахии. Тексты глаголические в этом переводе указаны были, вслед за нашей III-eй «Заметкой», в 1902 г., г. Нахтигалем в книгах малых пророков – Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Наума, Аввакума, а после того продолжают уясняться из изданий глаголических библейских текстов Иосифа Вайса. Тексты южно-славянские, а также соответствующие им русские – мефодиевского типа еще не получили надлежащего уяснения. 2) Старый болгарский перевод. Отдельных рукописей этого перевода, содержащих те или иные части Библии, известно несколько. По существу это – тот же четий текст, что известен в других русских списках и вошел в свод архиепископа Геннадия 1499 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/oc...

Vittemberg. 1617. – Jul. Fürst Concordan­tiae librorum V.T. sacrorum hebraicae atque chaldaicae. Lips. 1840. б) для перевода LXX, Conr. Kircheri Concordantiae V. T. graecae, ebraeis vocibus respondentes. Francof. 1607, и Abr. Trommii Con­cordantiae graecae versionis, vulgo dictae LXX interpretum, cujus voces secundum ordinem elementorum sermonis graeci digestae recensentur, contra atque in opere Kircheriano factum fuerat etc. Amsfelod. 1718. в) для нового завета в подлиннике, Erasmi Schmidii Novi Testamenti Jesu Christi graeci, hoc est, originalis linguae Ταμιον» aliis concordantiae etc. Vittemberg. 1638, et Gothae 1717.– Henr Stephani Concordantiae graeco-latinae N. T. Genevae. 1624. – Concordantiae omnium vocum N. T. graeci, primum ab Erasmo Schmidio editae, nunc secundum critices et hermeneutices nostrae aetatis rationes emendatae, auctae meliorique ordine dispositae cura C. H. Bruder. Lips, 1853. г) для книг ветхого и нового завета в славянском переводе, α) Симфония или согласие на пять книг Пророка Моисея, а именно: Бытия, Исход, Левит, Числа и Второзакония, составл. трудами преосвященного Парфения, епископа архангельского в холмогорского и кавалера, настоятелей некоторых монастырей и учащих архангельской семинарии и уездного училища. М. 1823. β) Симфония или согласие на богодухновенную книгу Псалмов царя и Пророка Давида, составл. Антиохом Кантемиром. Спб. 1727. γ) на книги Иова, Притчей Соломоних, Екклесиаста, Песнь песней, Премудрости Соломони и Иисуса сына Сирахова. М. 1825. δ) на книги святых Пророков: Исаии, Иеремии и Варуха. М. 1826. ε) на книги святых Пророков: Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михеа, Наума, Аввакума, Софониа, Аггеа, Захарии в Малахии. М. 1826. ζ) на священное четвероевангелие в Деяния святых Апостол, составл. академия наук переводчиком Иоанном Илинским, изд. 2. М. 1821. η) Симфония или конкорданция, то есть, согласие на четыренадесять послания святого Апостола Павла, также и на вся соборная послания в Апокалипсис, составл.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Savvaito...

Иоанна Злато­уста 97 . Псалтирь вся истолкована у св. Афанасия Великого 98 ; большая часть Псалмов, кроме того, истолкована у св. Иоанна Златоуста 99 и 13 Псалмов – у св. Василия Великого 100 в их «Беседах на Псалмы»; отчасти экзегетические замечания на Псалтирь есть в «Надписании Псалмов» св. Григория Нис­ского 101 . Что касается пророческих книг, то, в частности, на книгу пр. Исаии (которая собственно из всех них самая важная для нашей цели) есть толкования у св. Василия Вели­кого 102 , св. Кирилла Александрийского 103 , св. Иоанна Златоуста 104 и св. Ефрема Сирина ; при чем у последнего есть толкования и на книги других великих (Иеремии, Иезекииля и Даниила) и семи малых (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарии и Малахии) пророков 105 , а у св. Кирилла Александрий­ского – на книги всех двенадцати малых пророков 106 . В частности, на книгу прор. Даниила есть толкования у св. Иппо­лита, епископа Римского 107 , и у св. Иоанна Златоуста 108 . Наконец, можно находить материал по интересующему нас вопросу в гомилетических творениях св. Отцов Церкви. Первое место в ряду таких пригодных для нашей цели творений занимают «Огласительные поучения» св. Кирилла Иерусалимского 109 , в которых указано, приведено и разъяснено довольно значительное число Мессианских пророчеств ветхо­заветных Св. книг, так как Святитель, объясняя готовив­шимся ко крещению Символ веры , при изложении членов его со второго по седьмой включительно, на основании ветхозавет­ных пророчеств старался показать, что Богочеловек Иисус Христос, воплотившийся Сын Божий, есть обетованный Мес­сия, жизнь Которого, как и самая личность, предсказана про­роками во всех подробностях. Во всех других гомилетических святоотеческих творениях чаще всего встречаются указания Мессиански-прообразовательных черт, то – в жизни отдельных ветхозаветных лиц, упоминаемых в истории избранного народа Божия; таковы «Слова» – «об Аврааме» 110 и «о Мелхиседеке» 111 св. Иоанна Златоуста ; «об Аврааме и Исааке» того же Святителя 112 и св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Вскоре диак. Сисиний отвез трактат И. С. пресв. Рипарию, однако к.-л. существенного влияния на положение Вигилянция это не оказало: по сообщению Геннадия Марсельского, вскоре он получил приход в Барселонской епархии и продолжал с прежним религ. рвением проповедовать и писать сочинения ( Gennad. Massil. De script. eccl. 35). Закончив переводы ВЗ, И. С. продолжил работу по составлению толкований на пророческие книги: к уже имевшимся толкованиям на книги 7 малых пророков в 406 г. он добавил толкования на книги пророков Захарии, Малахии, Осии, Иоиля и Амоса ( Kelly J. 1975. P. 290-291; Williams. 2006. P. 296-298). После этого И. С. приступил к толкованию книг великих пророков и в 407 г. составил «Толкование на Книгу пророка Даниила», а в 408-410 гг. - большое «Толкование на Книгу пророка Исаии» ( Kelly J. 1975. P. 298-299; Williams. 2006. P. 296-298). Его труды прерывались частыми, но непродолжительными болезнями, которыми, по убеждению И. С., Господь напоминал ему о его преклонных летах и приближавшейся кончине, словно бы откладываемой до завершения его работы над пророческими книгами ( Hieron. In Is. Col. 477). Приступив в 410 г. к составлению «Толкования на Книгу пророка Иезекииля», И. С. получил известие о захвате Рима готами во главе с Аларихом и гибели Марцеллы, Паммахия и мн. др. близких друзей. Долгое время он не мог продолжать экзегетические занятия, днем и ночью молился о спасении всего мира, который, как ему казалось, погибал вместе с древней столицей (In Ezech. Col. 15-16; Ep. 126. 2). Лишь осенью или в начале зимы 411 г. И. С. оправился от этого удара и, побуждаемый просьбами прп. Евстохии, вернулся к толкованию Книги пророка Иезекииля. Под влиянием внешних обстоятельств он был вынужден неоднократно надолго прерывать работу. Сначала это было вызвано нашествием беженцев из зап. областей империи: в надежде найти прибежище они приходили в Вифлеемский мон-рь, где И. С. оказывал им посильную помощь (In Ezech. Col. 75, 199). Затем последовало нападение с юга арабов, перешедших границы Египта, Палестины, Финикии и Сирии, и только по милости Божией И. С. и его друзьям удалось уцелеть (Ep. 126. 2). К кон. 413 г. И. С. дошел до 9-й кн. «Толкования на Книгу пророка Иезекииля» (In Ezech. Col. 268). Вскоре он вновь приостановил работу, на этот раз из-за неуверенности, что сможет закончить ее; он завершил толкование лишь в 414 г. (Ibid. Col. 325, 405). В конце того же года или в начале следующего И. С. приступил к последнему великому экзегетическому труду - «Толкованию на Книгу пророка Иеремии», к-рое ему не суждено было завершить ( Cavallera. 1922. Т. 2. P. 55; Kelly J. 1975. P. 316).

http://pravenc.ru/text/Иероним ...

В книге пророка Иеремии заключаются пророчества о наступающем плене Вавилонском; об Иисусе Христе предсказывается, что имя Его будет Господь (23:5–7), что Он будет производить суд и правду на земле (33:14–16), что Он даст людям новый закон, который будет написан не на скрижалях каменных, к на сердцах людей (31:31–35). В книге пророка Иезекииля, в таинственных видениях содержатся пророчества о возвращении иудеев из плена и о восстановлении Иерусалимского храма. Об Иисусе Христе предсказывается, что Он будет единый Пастырь, Который обновить сердца верующих в Него (34:22–29). Книга пророка Даниила содержит описание жизни Даниила и трех друзей его: Анании, Азарии и Мисаила, и некоторые важнейшие события из жизни царей Вавилонских, а также пророчества о четырех всемирных царствах и о вечном царстве Мессии, которое откроется по истечении семидесяти седьмин (490 лет) со времени указа, данного на имя Неемии Артарсерксом Лонгиманом. В двенадцати книгах пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захария и Малахии содержатся предсказания о судьбах народа иудейского и о Мессии. Перечисленные 22 священные книги называются каноническими (от греческого слова канон, т. е. список или правило), так как они заключаются в списке священных книг и служат непреложным правилом или руководством для сохранения истинной веры и благочестия. Начало ветхозаветному канону положил пророк Моисей, который повелел написанную им книгу закона положить в скинии по правую сторону ковчега завета, чтобы она всегда служила свидетельством и руководством в истине ( Втор. 31:26 ) и запретил прибавлять и убавлять что-либо из того, что Господь заповедал соблюдать ( Втор. 4:2 ). Последующие священные писатели присоединяли к священным книгам Моисея книги, написанные ими по вдохновению Духа Святого ( Нав. 24:26 ; 1Цар. 10:25 ). Окончательное образование ветхозаветного канона относится к половине 5 веха до Р. X. и приписывается священнику Ездре. – Неканонических книг семь: 1) Товита, 2) Иудифь, 3) Премудрости Соломона, 4) Премудрости Иисуса, сына Сирахова, .5) Пророка Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

  Чему учат книги законов Ветхого Завета? – Они показывают, как Бог учил людей с помощью неизбежного закона Правды, чтобы подготовить их к усвоению закона Любви через Спасителя Иисуса Христа.   Какие книги Ветхого Завета являются историческими? – Книга Иисуса Навина; – Книга Судей; – Четыре книги Царств; – Книги Паралипоменон; – Книга Ездры; – Книга Неемии; – Книга Есфири. Чему нас учат эти исторические книги? – Из них мы узнаем об активном участии Господа Бога во всех значительных событиях, Который из самых добрых побуждений с помощью Закона исправляет и излечивает греховную природу человеческую, чтобы уберечь людей от сатанинских сетей идолопоклонничества и обратить их к Себе – Единому Истинному и Человеколюбивому Богу.   Какие книги Ветхого Завета являются нравоучительными? – Книга Иова; – Псалтирь; – Притчи Соломона; – Книга Экклезиаста, или Проповедника; – Песнь песней Соломона.   Чему мы учимся, читая эти нравоучительные книги? – Эти книги учат нас, как следует относиться ко всяческим событиям повседневной жизни и как вести себя на зигзагах жизненных дорог, не теряя при любых обстоятельствах из виду Господа Бога нашего и Его Заповеди.   Какие книги Ветхого Завета являются пророческими? – Книги четырех великих пророков: Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила. – Книги двенадцати малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софронии, Аггея, Захарии, Малахии. Кроме того, в Церкви используются: – Книга Премудрости Соломона, – Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова.   Является ли такое разделение книг Ветхого Завета строго определенным? – Нет, не является. В книгах законов и пророческих можно встретить множество исторических фактов, а в книгах исторических есть и пророчества. Среди всех книг особое место занимает Псалтирь. Хотя Книгу псалмов обычно относят к нравоучительным книгам, псалмы полны пророчеств о Христе. Кроме того, Псалтирь – самый лучший молитвенник во всей Библии.   Книги Нового Завета Сколько книг в Новом Завете? – Новый Завет, практически, представляет собой одну книгу, ибо весь он, от первой до последней страницы, посвящен одной центральной теме.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Преподобный Ефрем Сирин ещё современниками почитался не только за истинно монашеский подвиг, но и за свои богопросвещённые творения. Так было и в последующей истории Святой Церкви. Блаженный Иероним Стридонский († 420) свидетельствует, что книги «диакона Едесской Церкви» читаются «всенародно» «после чтения книг Священного Писания» (Бл. Иероним. Творения. Ч. 5. Киев, 1910. С. 309). Этим объясняется, что на Руси творения Преподобного были известны в переводе (на славянском языке) уже в XII веке. А отдельные его труды вошли в широко распространяемые на Руси святоотеческие сборники «Измарагд», «Златоуст». На русском языке большинство творений святого Ефрема переиздавалось несколько раз. Последнее, репринтное восьмитомное издание, осуществлено в 1993–1995 гг. Нерешённой до конца проблемой остается подлинность творений. Под именем преподобного Ефрема появилось множество сочинений, так как злоумышленники прикрывались его авторитетом для распространения своих взглядов. Часть творений преподобного Ефрема стала известна на сирском языке, другая часть – на греческом. Некоторые из них сохранились с древних пор на обоих языках (например, «Предсмертное завещание»). Все творения Преподобного могут быть разделены по основному их содержанию и по форме (структуре, виду). По содержанию есть творения: I) экзегетические, II) догматические или догматико-полемические и III) аскетические или духовно-нравственные. По форме: IV) молитвы, V) песнопения (о покаянии, на погребение усопших) и VI) похвальные слова. I. Творения экзегетические Святой Григорий Нисский замечает, что преподобный Ефрем Сирин «изъяснил все Писание» как Ветхого, так и Нового Завета (Цит. изд. С. 270). Но до нашего времени не дошли все его «изъяснения». В русском переводе имеются такие библейские толкования: 1 . На Пятокнижие пророка Моисея («Толкование на книгу Бытия» и т. д. 6, 205–449). 2 . На всех великих пророков (в том числе и «Толкование на некоторые места Плача Иеремии») и на семь малых пророков (Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, «Михея, Захарии и Малахии) (5, 317–520; 6, 5–204).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Итак, перейдем к рассмотрению вопроса о том, какие книги Ветхого Завета является каноническими, а какие нет. Для начала необходимо указать источники, которыми руководствуется Церковь при отборе священных текстов. Это ряд святых канонов. А именно – 85-ое правило св. Апостолов, 60-ое правило Лаодикийского Собора, 33-ее правило Карфагенского Собора, 39-ое праздничное послание свт. Афанасия Великого , стихи свт. Григория Богослова и свт. Амфилохия Иконийского . Кроме этого, канон Писания излагает весьма авторитетные для православных тексты – «Огласительные беседы» свт. Кирилла Иерусалимского , «Точное изложение православной веры» прп. Иоанна Дамаскина , «Пространный катехизис» свт. Филарета Московского и «Декрет Дамаса», т.е. постановление Римского Собора 382 года. Для начала составим список книг, признаваемых каноническими всеми авторитетами. Это пять книг, написанных св. боговидцем Моисеем: 1 . Бытие. 2 . Исход. 3 . Левит. 4 . Числа. 5 . Второзаконие. Далее следуют исторические книги. 6 . Книга Иисуса Навина. 7 . Судей. 8 . Руфь (последние две книги традиционно приписываются св. прор. Самуилу). 9 . Четыре книги Царств (первые две приписываются Самуилу, 3 и 4 написаны пророками, а приведены в единообразный вид прор. Иеремией). 10 . Две книги Паралепоменон (основаны на летописях пророков, последняя их редакция принадлежит св. Ездре). 11 . 1 книга Ездры. 12 . Книга Неемии (в канонах часто называется 2 книгой Ездры). Далее следуют книги учительные: 13 . Иов (древнейшая книга Библии, написанная еще св. Иовом, но отредактированная св. Соломоном). 14 . Псалтирь св. царя Давида. 15 . Притчи Соломона. 16 . Екклесиаст Соломона. 17 . Песнь песней Соломона. Далее завершают Ветхозаветный Канон пророческие книги: 18 . Книга прор. Исаии. 19 . Иеремии. 20 . Иезекииля. 21 . Даниила. 22 . Осии. 23 . Иоиля. 24 . Амоса. 25 . Авдия. 26 . Ионы. 27 . Михея. 28 . Наума. 29 . Аввакума. 30 . Софонии. 31 . Аггея. 32 . Захарии. 33 . Малахии. Авторитет этих священных книг признан всеми каноническими текстами.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

На следующий год появился труд сподвижника Лютера, Андреаса Карлштадта (De canonicis scripturis libellus, 1520// Credner K. A. Zur Geschichte des Kanons. Halle, 1847. S. 291-414; нем. пер.: Welche Bücher heilig und biblisch seint, 1521). Карлштадт решительно свел канон ВЗ к еврейскому (и даже поделил его на 3 части более или менее соответственно 3-частному евр. канону). Книги ВЗ, не входящие в евр. Библию, Карлштадт не считал каноническими и авторитетными, хотя и допускал пользу верующим от их содержания. По сути дела труд Карлштадта заложил основы лютеран. отношения к К. б. Тридентский канон. «Второканонические» книги в католической Церкви Католич. Церковь в ответ на вызов Реформации подтвердила ставший уже традиционным для Зап. Церкви состав Библии. Тридентский Собор в декрете, принятом на 4-й сессии (8 апр. 1546) постановил присоединить «к этому декрету перечень священных книг, с тем чтобы ни в ком не поднялось никакого сомнения относительно книг, принятых Собором» (Христ. вероуч. С. 89). Следующий далее в соборном постановлении список ветхозаветных книг повторял тот, что был сформулирован блж. Августином и отцами Карфагенского Собора: «...пять книг Моисеевых, а именно Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие; Книги Иисуса Навина, Судей, Руфь, четыре Книги Царств, две Паралипоменон, первая Книга Ездры и вторая, так называемая Неемии, Книги Товита, Иудифь, Есфирь, Иова, Псалтирь Давида и его сто пятьдесят псалмов, Книги Притчей, Екклесиаста, Песни Песней, премудростей Соломона, Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, Исаии, Иеремии с Варухом, Иезекииля, Даниила; двенадцати малых пророков, а именно: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии, Малахии, две книги Маккавейских - первая и вторая» (Там же). Впервые в истории христианства вопросам канонического достоинства книг ВЗ придавалось такое значение, что отступление от т. зр., утвержденной на Соборе, каралось анафемой: «Если кто-либо не принимает эти Книги полностью, во всех их частях, как священные и канонические, так, как по обычаю они читаются во вселенской Церкви, и такими, какими они вошли в старое латинское издание Вульгаты; если он распущенными речами высказывает к ним презрение, да будет отлучен от сообщества верных» (Там же). Уточнение «во всех их частях» сделано ради «неканонических» добавок к Книгам Есфири и Даниила.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010