Дональд Карсон (баптист) Пророки Остальная часть Ветхого Завета представлена пророческими книгами, расположенными не в хронологическом порядке. Приведенная ниже таблица дает общее представление о предполагаемых датах жизни пророков, которые нам следует знать при чтении этих книг. Книга Пророка Исаии Введение Историческая обстановка Пророк Исайя жил во второй половине VIII в. до н. э., в период, который был решающим для истории его народа и ознаменовался расцветом письменных пророчеств (Амоса, Осии, Михея и самого Исайи). В тот же период произошли падение и исчезновение большей части Израиля, десяти колен Северного царства. В 740 г. до н. э. смерть царя Озии (см.: 6:1) стала концом «оттепели», во время которой как Иудея, так и Израиль наслаждались почти пятидесятилетней передышкой после долгого периода войн. Вскоре это станет только воспоминанием. Последние годы этого столетия охарактеризовались захватнической политикой ассирийских царей Тиглатпаласара III (745–727), Салманассара V (726–722), Саргона II (721–705) и Сеннахирима (705–681). Их честолюбивые замыслы были устремлены к созданию империи, поэтому им было мало просто грабить, но они уничтожали или переселяли целые народы, жестоко подавляя малейшее проявление неповиновения. В 735 г. до н. э. Иерусалим вынужден был готовиться к осаде, когда объединенные армии Израиля и Сирии прибыли, чтобы вынудить царя Ахаза присоединиться к антиассирийской коалиции. Противостояние Исайи царю (гл. 7) проливает свет на истинное значение этого периода, когда предстояло сделать мучительный выбор между спокойной верой и отчаянной надеждой на союзников. Решение царя целиком и полностью положиться не на Бога, а на саму Ассирию вызвало вполне объяснимый протест против него и его сторонников, кроме того, было произнесено пророчество об идеальном Царе Эммануиле, Который восстановит династию потомков Давида. За свое восстание Израиль заплатил потерей северных территорий (Галилеи, 9:1) в 734 г. до н. э., а в 722 г. до н. э. Северное царство прекратило свое существование. Иудея, отделенная теперь от космополитической ассирийской провинции ( 4Цар. 17:24 ), занимавшей территорию бывшего Израиля, лишилась почвы для любого проявления патриотизма.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

1: См.: 2П.9:29;12–15;13:22. См.: 1Цар. 10:5,10; 19:18–21 ; 4Цар. 2:3–7,15–18; 4:38–44; 6:1–7; 9:1–10 . Последние пророки проповедники рассматриваемого периода (Захария и Одед) были современниками Амоса и Осии, первых пророков писателей, проходивших служение в израильском (десятиколенном) царстве в 8 веке до Р.Х. при Иеровоаме II (793–753). В это же время, согласно 4Цар. 14:25 Ион.1:1 ), пророчествовал Иона, сын Амафии, предсказавший Иеровоаму восстановление древних границ царства. Служение пророков-писателей, именами которых надписаны ветхозаветные пророческие книги, продолжалось по 5 в. до Р.Х. Весь период ветхозаветного профетизма от Моисея до Малахии, последнего пророка, следовательно, продолжался около 1000 лет (14–5 вв.), период непрерывного служения пророков, считая от Самуила – 700 лет (11–5 вв.), а время деятельности пророков-писателей – более 400 лет (8–5 вв.). Ветхозаветные пророки играли очень важную роль в религиозной жизни богоизбранного народа. Они боролись за сохранение верности народа истинной религии Иеговы и в то же время являлись особо избранными орудиями для развития Божественного Откровения. В многосторонней деятельности каждый пророк сделал свой особенный вклад в структуру религиозного учения. Эти вклады, взаимно дополняющие друг друга, утверждали доминирующие идеи ветхозаветного богословия: этический монотеизм и мессианизм. Призвание, виды пророческих откровений и способы пророческой проповеди . 1. На своё высокое служение пророки вступали не иначе как по особому призванию от Бога, и многие из них оставили нам подробные описания своего призвания (напр., Ис.6 гл., Иер.1 гл., Иез.1–3 глл.). Как показывает перечень ветхозаветных пророков, Господь воздвигал и призывал провозвестников Своей воли исключительно из среды избранного народа, но независимо от их положения в обществе и образования; поэтому среди пророков были лица разных сословий: Елисей – земледелец, Амос – пастух, Исаия и Даниил – аристократы, Иеремия и Иезекииль – священники. Пророческое служение таким образом не было наследственным, как должность священников, происходивших из колена Левиина, или первосвященников, происходивших из рода Аарона. После призвания от Бога начиналась деятельность пророка как глашатая Божия и провозвестника Его воли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Наиболее значимым сочинением К. считается его магист. дис. «Об историческом значении книг малых пророков». В основе этого труда лежит изложение ветхозаветной истории после разделения царств на основании пророчеств из книг малых пророков, поскольку именно эти тексты, по мнению К., являются «самым верным зеркалом» (Об историческом значении книг малых пророков. 1872. Кн. 1. С. 105), в к-ром отчетливо отразилась жизнь Израильского народа. Книги малых пророков обладают особой ценностью, т. к. почти все пророки жили во время «мрачных периодов» упадка Израильского и Иудейского царств; свидетельства пророков дополняют краткое описание этого периода в исторических книгах ВЗ. Опираясь преимущественно на текст Свящ. Писания, К. дополняет свой труд отдельными отсылками на труды зап. библеистов XIX в. Сочинение состоит из вступления, в к-ром К. ставит задачу определить время деятельности тех малых пророков, в чьих писаниях нет ясных указаний на эпоху: Иоиля, Ионы, Авдия, Наума и Аввакума. Основная часть работы делится на 5 частей в соответствии с установленным временем служения пророков: 1) внутреннее состояние Израильского царства со времени Иеровоама II до падения царства (по Книгам пророков Амоса и Осии); 2) состояние иудейского общества от Иорама до середины царствования Езекии (по Книгам пророков Авдия, Иоиля, Михея и Наума); 3) состояние иудейского общества в царствования Манассии, Амона и в первые годы царствования Иосии (по Книгам пророков Аввакума и Софонии); 4) состояние Ассирийского царства (по Книгам пророков Ионы и Наума и отдельным замечаниям др. пророков); 5) состояние иудейского общества после Вавилонского плена (по Книгам пророков Аггея, Захарии и Малахии). Уточняя на основании пророческих писаний исторические факты, характерные черты общественного строя и внутренней жизни избранного народа, К. обращает особое внимание на пророчества о грядущем Мессии, подчеркивая, что они стали тем «животворным семенем, из которого возродилась опять угасшая было жизнь народа иудейского» (Там же. Кн. 4. С. 635-636).

http://pravenc.ru/text/1319808.html

    Jahn, Introduct. in lib. Veter. Testament, pag. 463, 464, edit. 2.     Ирин. adversus haeres. lib. III, с. 21; Клим. Алекс. Strom, lib. 1; Тертулл. de habit, mul., c. 3; Златоуст, беседа на 8 гл. к Римл; Феодорит. предисловие на Псалмы.    Contra Apion. lib. I, §§ 7 et 8.    Смот. Talm. Babylon. Baba Bathra, fol. 13, col. 2; fol. 15, col. 2.    Antiqo. lib. XI, cap. 1.    Baba Bathra.    Многочисленные примеры этой изумительной точности приводит Генгстенберг в сочинении: Die Authentie des Daniels, где он во всей обширности рассматривает этот важный предмет, ниспровергая хитрые возражения рационалистов.    Справедливость требует заметить, что относительно подлинности некоторых книг Ветхого Завета, например, пророчеств Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии, не только не спорят уже, но и охотно соглашаются самые рационалисты, разноглася между собой только в определении времени, в которое жил тот или другой Пророк.    Coment. in Esaiam сар. 6.     Philo, apud Evsebium — Praepar. Evang. lib. VIII; Joseph. contr. Apion. lib. I, § 8.     Иустин. Разговор с Трифоном гл. 73; Августин. de civitate Dei lib. XVIII, cap. 46; in Psalm. 66.    Absit, говорит блаж. Августин, ut prudens quispiam, vel Judaeos cujuslibet perversitatis atque malitiae tantum potuisse credat in codicibus, tam multis et tam longe lateque dispersis (De civitate Dei lib. XV, cap. 13).    Касательно же разностей, замечаемых ныне между Еврейским текстом и переводом Семидесяти (от чего бы ни произошли они),— надобно помнить: а) что разности эти отнюдь не существенны, т. е. нимало не нарушают в существе ни ветхозаветных пророчеств, ни священной истории, ни правил нравственности, ни вообще всего ветхозаветного учения, которые как в Еврейском тексте, так и в Греческим переводе, остаются одни и те же; б) что наибольшая часть этих разностей, при благоразумном снесении их, легко примиряются между собой, как свидетельствуют многие из новейших благонамеренных учёных, и как ещё прежде заметил блаж.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3599...

За отеческий период, Евсевий и Иероним, первее всего, упоминают об Оригеновых «многотомных» и крайне аллегоричных толкованиях, совершенно утраченных для нашего времени. Также утрачены толкования Ипполита на книгу Захарии, Дидима Александрийского на книги Осии и Захарии. Сохранились краткие толкования Ефрема Сирина на книги малых пророков: Осии, Иоиля, Амоса, Авдия, Михея, Захарии и Малахии (по рус. перев. 6 ч. изд. 1887 г.); на другие книги найдены лишь отрывки (Lamy. Ephraem. Hymni et sermones. 1886 г.). Ha все книги сохранились толкования бл. Феодорита (М. 81 t. по р. перев. 4 ч, изд. 1857 г.) и Кирилла Александрийского (по рус. пер. 9 11 ч. изд. 1891 97 и 1898 гг. М. 71 t.). В отеческий же период, хотя часто и не в отеческом духе, отвергая многие мессианские пророчества и изъясняя пророчества преимущественно в буквальном смысле, составил толкования на все книги малых пророков Феодор Мопсуетский (М. 66 t.). Но, с другой стороны, бл. Феофилакт, живший после отцов, составил вполне в отеческом духе толкования на книги пророков Осии, Аввакума, Ионы, Наума, Михея, преимущественно раскрывая духовное христологическое понимание их (М. 126 t.). В западной Церкви Иероним исторически-буквально и христиански-пророчественно и морально, иногда с филологическими замечаниями, объяснил по еврейскому и греческому тексту все книги малых пророков (М. 25 t. по рус. пер. 12 15 чч. его творений). Руфин объяснял, часто подражая, а еще чаще воспроизводя Иеронима, книги Осии, Иоиля и Амоса (М. 21 t.). В новое время в западной литературе появились следующие ценные экзегетические монографии на книги всех малых пророков. Католические: Schegg. Die kleinen Propheten. 1854 1862. Trochon. Les petites prophetes. 1883. Кпавепваиег. Com. in proph. minores. 1886. Протестантские: Keil. Die zwölf kleinen Propheten. 1866, 73, 88 гг. Schmoller u. Kleinert (в изд. Lange). 1868, 1872, 76 гг. Pusey. The minor prophets. 1860 и 61. Orelli. Zwölf kleinen Propheten (в изд. Strack u. Zöckler 5 t.) 1888 и l896 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

до Р. Х.- «иудейский» редактор Книги прор. Осии, адаптировавший ее содержание для жителей Южного царства (Иудеи); 2-й - в 621-586 гг. до Р. Х.- редактор, критикующий т. н. высоты (евр.  ), правил сочинения пророков Осии и Амоса и объединил их в один корпус; 3-й - в 540-500 гг. до Р. Х.- позднепленный редактор, подверг редакции сочинения пророков Осии, Амоса, Михея, Софонии, Наума и, присоединив к ним сочинения прор. Аввакума, объединил в одну книгу, переписав их в отдельный свиток - Книгу шести пророков; 4-й - в 500-450 гг. до Р. Х.- редактор, критикующий окружающие народы; 5-й - в 520-444 гг. до Р. Х., т. н. мессианист - редактор, ответственный за написание различных текстов мессианского содержания и редактирование более раннего материала в мессианском ключе; 6-й - в 360-300 гг. до Р. Х.- националистическая группа редакторов; 7-й - в 325 г. до Р. Х.- «редактор Дня Яхве», добавивший в текст М. п. подробные описания катаклизмов «Дня Господня»; 8-й - в 310-300 гг. до Р. Х.- эсхатологические редакторы (присоединили к Книге шести пророков сочинения прор. Иоиля, Ионы и Авдия, образовав Книгу девяти пророков); 9-й - в ранний послепленный период - «доксологист», добавил в Книгу прор. Амоса различные доксологические элементы; 10-й - в 300-275 гг. до Р. Х.- включил в книги М. п. полемические тексты, направленные против идолов; 11-й - в 275-250 гг. до Р. Х.- добавил в книги М. п. различные псалмы; 12-й - в 250-225 гг. до Р. Х.- т. н. ранние писцы, ответственные за совр. форму книги М. п., присоединили к Книге девяти пророков сочинения пророков Аггея, Захарии и Малахии, образовав Книгу двенадцати пророков; 13-й - в 200-175 гг. до Р. Х.- т. н. поздние писцовые школы, внесли в текст М. п. нек-рые изменения, в т. ч. интерполяции. Прор. Михей. Роспись барабана ц. вмч. Георгия Победоносца на Ст. Ладоге. XII в. Прор. Михей. Роспись барабана ц. вмч. Георгия Победоносца на Ст. Ладоге. XII в. Ногалски ( Nogalski. Literary precursors. 1993; Idem. Redactional processes. 1993) предпринял анализ редакционных глосс, которые были вставлены в начало и конец текста книг М.

http://pravenc.ru/text/2561750.html

XXI. Книги 12 малых пророков. В перечне блж. Иеронима приводится список комментариев О. на книги малых пророков ( Hieron. Ep. 33. 4. 2); свидетельств о существовании гомилий или схолий нет. В соч. «О знаменитых мужах» блж. Иероним свидетельствует, что ему удалось разыскать переписанное собственноручно сщмч. Памфилом собрание комментариев О. на книги малых пророков в 25 книгах (см.: Idem. De vir. illustr. 75); о таком же числе книг свидетельствует Евсевий Кесарийский в «Церковной истории» (см.: Euseb. Hist. eccl. VI 36. 2). В перечне блж. Иеронима книги комментария распределяются следующим образом (в скобках указано число книг): Книга пророка Иоиля (2), Книга пророка Амоса (6), Книга пророка Ионы (1), Книга пророка Михея (3), Книга пророка Наума (2), Книга пророка Аввакума (3), Книга пророка Софонии (2), Книга пророка Аггея (1), Книга пророка Захарии (2), Книга пророка Малахии (2). После корректировки ошибочного указания числа книг комментария на Книгу пророка Малахии (блж. Иероним свидетельствует о 3 книгах; см.: Hieron. In Mal. Prol.) получается то же общее число - 25 книг. По-видимому, в это собрание не входил упоминаемый в перечне блж. Иеронима без указания числа книг «Комментарий на Книгу пророка Осии». Блж. Иероним отмечает, что этот комментарий в его время существовал лишь во фрагментированном виде, «без начала и конца» (см.: Idem. In Os. Prol.). Отдельно в перечне упоминается несохранившееся соч. «Толкование на пророка Осию о Ефреме в одной книге» (In Osee de Effraim librum I; см.: Hieron. Ep 33. 4. 2). Блж. Иероним в предисловии к собственному «Комментарию на Книгу пророка Осии» приводит его полное греч. название: «О том, в каком смысле в Книге пророка Осии упоминается Ефрем» (Περ το πς νομασθη ν τ Ωση Εφραμ), а также сообщает, что О. в этом небольшом трактате интерпретировал пророчества против Ефрема как относящиеся к еретикам (см.: Idem. In Os. Prol.; ср.: Nautin. 1977. P. 248). В перечне отсутствует упоминание о Книге пророка Авдия; по-видимому, О. ее не толковал (см.: Nautin. 1977. P. 248).

http://pravenc.ru/text/Ориген.html

Большинство исследователей полагают, что первоначальным является порядок книг, представленный в МТ. При этом основной принцип расположения материала в МТ является хронологическим: в начале корпуса находятся книги, приписываемые пророкам, которые жили, по мнению составителей собрания М. п., в VIII в. до Р. Х. (Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона и Михей), в середине - пророкам VII в. до Р. Х. (Наум, Аввакум, Софония), в конце - пророкам VI-V вв. до Р. Х. (Аггей, Захария, Малахия) ( Macintosh. 1997. P. LII; Jones. 1995. P. 240-241). Отличный от масоретского порядок книг М. п. в LXX объясняют неск. обстоятельствами (подробнее см.: Glenny. 2013. P. 6-16): последовательность книг отражает стремление расположить их в более точном хронологическом порядке, чем в МТ; первые 5 книг М. п. располагаются согласно принципу уменьшения их объема - самой длинной является Книга Осии, самой краткой - Книга Авдия, Книга Ионы занимает 6-е место, поскольку отличается от 5 предшествующих книг своим жанром; тематический принцип расположения книг: первыми стоят книги, в к-рых отражена тема суда над Северным и Южным царствами (Осии, Амоса, Михея); 2-е место занимают книги, в которых преобладает тема Дня Господня и суда над народами (Иоиля, Авдия, Ионы, Наума, Аввакума, Софонии); на 3-м месте - книги, посвященные возрождению Израиля (Аггея, Захарии, Малахии). Свидетельства текста (в разделе ссылки на библейские тексты даются в соответствии с масоретской нумерацией). Тексты на древнееврейском языке Древнейшими свидетельствами текста М. п. на древнеевр. языке являются рукописи, найденные в Кумране и Вади-Мураббаат (датируются II в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.). Среди них выделяют собственно списки библейского текста М. п., а также различные сочинения, к-рые содержат цитаты из этой книги. Общее число библейских списков точно не установлено, поскольку мн. рукописи сохранились в виде небольших фрагментов, так что нельзя установить, являлись ли они списками книг М. п. или же экзегетическими произведениями, содержащими только цитаты из них (см. обзор в: Weissenberg. 2012. P. 357-376).

http://pravenc.ru/text/2561750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛИОДОР [Гелиодор; лат. Heliodorus] († после 405), св. (пам. зап. 3 июля), еп. г. Альтин (ныне Альтино, Италия), адресат посланий блж. Иеронима Стридонского . И. входил в число клириков, принадлежавших к кругу Аквилейского еп. Валериана, к-рых Иероним называл «хором блаженных» ( Hieron. Chron. An. 2390// Euseb. Chron. Vol. 2. P. 198); был другом св. Хроматия, буд. преемника Валериана, и, так же как он, аскетом. Ок. 370 г. И. познакомился с блж. Иеронимом, когда тот посетил Аквилею, в 373 г. отправился за ним на Восток. Вероятно находясь в Антиохии, И. получил от Иеронима послание с просьбой навестить его в пустыне Халкида; в послании были рассуждения о пользе пустынножительства ( Hieron. Ep. 14). В сент. 381 г. И. уже как епископ Альтинский присутствовал на Соборе, проходившем в Аквилее под рук. святителей Амвросия Медиоланского и Валериана Аквилейского. Участники Собора рассматривали дело Иллирийских епископов Палладия из Ратиарии (близ совр. сел. Арчар, Болгария) и Секундина из Сингидуна (ныне Белград), которых обвинили в арианской ереси и лишили сана. Др. сведений о деятельности И. в качестве епископа не сохранилось. И. поддерживал переписку с блж. Иеронимом. Летом 398 г. тот просил Хроматия и И. прислать средства для оплаты трудов переписчиков и переплетчиков. В прологе к переводу Книг Соломона блж. Иероним с благодарностью сообщает, что на их средства завершил перевод Притчей Соломоновых, Екклесиаста и Песни Песней. Хроматий и И. просили его составить толкование на Книги пророков Осии, Амоса и Малахии, блж. Иероним обещал сделать это позднее (Biblia Sacra Vulgata. Prologus in Libris Solomonis; ср.: Hieron. Apologia adversus libros Rufini. II 31). Он начал работу над толкованием на книги малых пророков еще в 374 г., однако полный корпус комментариев был окончен к 406/7 г. Блж. Иероним посвятил Хроматию и И. также перевод Книги Товита. В нач. 394 г. Иероним направил племяннику И. Непотиану послание, в к-ром одобрил его решение об оставлении военной службы ради церковного служения ( Hieron. Ep. 52). Когда через неск. месяцев Непотиан скончался, Иероним послал И. составленный им панегирик в честь усопшего ( Hieron. Ep. 60). Хроматию и И. приписывается подложное послание к Иерониму о чествовании памяти святых, сохранившееся в качестве пролога к т. н. Мартирологу блж. Иеронима.

http://pravenc.ru/text/389279.html

Позднее 33 , вероятно освободившись от царской службы, Неемия возвратился во второй раз в свое дорогое отечество собственно для того, чтобы исправить беспорядки и злоупотребления, явившиеся у Иудеев, и быть может также, чтобы положить свои седины в земле своих отцов. Эти последние усилия верного Неемии опирались на святые наставления и предречения Малахии, последнего из пророков. Этот посланник Божий хотя и не указывает в своей книге эпохи своего служения, но тождественность обстоятельств, о которых говорит он, с обстоятельствами, представленными в книге Неемии, показывает, что этот последний мог на закате своей жизни еще воспользоваться светом, распространенным Малахией. Малахии было открыто, что голос пророчества не будет более раздаваться в Израиле. Поэтому, в конце своих предречений, он указывает на самого Господа, как на того ангела или вестника завета, который должен прийти в свой храм для того, чтобы произвести свой суд. Малахией заключается этот ряд пророков, непрерывавшийся в продолжение семи веков; с ним заключаются канонические книги Ветхого Завета, и сам Ветхий Завет . Период, протекший между Малахией и воплощением Мессии, возвещенным Малахией и всеми пророками, был лишен слова Иеговы, и этот период ясно показывает, как бессильна самая добросовестная и полная привязанность к букве закона, когда Дух Господень не одушевляет своего народа и не дает ему истинной жизни. Пророк Осия Книга пророка Осия I–XIV Глава I Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Осии Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского. 2. Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда, ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. 3. И пошел он, и взял Гомерь дочь Дивлаима и она зачала и родила ему сына. 4. И Господь сказал ему: нареки ему имя Изреель; потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Иуева, и положу конец царству дома Израилева. 5. И будет в тот день.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kratkoe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010