Итак, спросим опять, кому же из этих двух ученых тружеников отдать пальму первенства в их общей, совместной работе?.. Д. A. Сперанский безусловно отдает ее в руки м. Евгения, – Амвросий-де нес на себе (и то невсецело) только труд издателя; если же он и делал «некоторые дополнения» к Евгениевским материалам, то лишь такие, «которые ему случалось добывать из тех или других источников» (Рус. Вест. 1885 г., апрель, стр. 579 и 581) и которые, стало быть, нарочно он никогда не розыскивал. Биографы пр. Амвросия и архиепископ черниговский Филарет (Обзор духовной литературы стр. 215 и след. по 2 изд.) отдают пальму первенства Амвросию (Савваитов, стр.37, примеч.; Жмакин стр. 130–131), в тоже время принисывая м, Евгению большое участие в составлении Исгории рос. иерархии и даже самую инициативу составления (Жмакин), но не аргументируя своих взглядов. Покойный М. А. Максимович, бывший ректор университета св. Владимира и хороший знакомый Евгения по Киеву, говорит о нем, что «он подготовил, между прочим, шесть частей Истории рос. иерархии, изданной Амвросием в 1807–1815 г. 160 . Сам м. Евгений в своей автобиографии пишет, что История рос. иерархии «вся под его руководством, рассмотрением и цензурою начата и окончена» (Словарь светск. писателей стр. 7); а в письме к Анастасевичу от октября 1814 г. открывается: «в издании иерархии и я половиною участвовал, да я начал и собирать материалы, a издание только пополнить поручил о. Амвросию». (Древн. и Нов. Рос. 1880 г. т. 18, стр. 355). Амвросий, с своей стороны, говорит в ненапечатанном предисловии к 1 ч. «Истории», что он, " издатель«, кроме пособий и источников пользовался «личным и всегдашним чрез все продолжение труда руководством наставлением и поощрением преосвященного Евгения» 161 . Тоже он повторяет и в письме к м. Амвросию Подобедову , посланном 13 декабря 1807 г. вместе с только что вышедшею 1 ч. Истории рос. иерархии 162 ; а Амвросий шлет ему за «труд» награду и называет его «издателем» последней. Наконец, установившиеся литературные традиции связывают Историю рос.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

1–125 in fol.), несправедливо приписываемый некоторыми св. Димитрию Ростовскому . В нем рукою преосвященного историка сделано несколько поправок, дополнены (особенно касательно новгородских преосвященных) и указаний относительно того, где можно найти сведения об известном иерархе (л. 9 об., л. 14, 15, 26 об., 27, 28, 33, 39, 42 об., 65, 69 об., 95, 100 и 125). На л. 26 находим следующую характерную заметку, очевидно адресованную к Амвросию: «Всю сию главу (об архиереях великого Новгорода) лучше выписать из новгородского списка Селлиевой книги под 571 или жития святых т. 1». – В рукописном сборнике 162 тойже Киево-Соф. библиотеки есть статья «О архиереях новгородских» (л. 1–24 in fol.) – до 1804 г, и «О с.-петербургских Александроневских архимандритах, а потом и архиереях» викарных, кончая вступлением на епископскую старорусскую кафедру Евгения Болховитинова (л. 24 об.–27 об.): статья эта, составленная по летописям софийской, семинарской, синодской, по Селлию и др., во многом поправлена рукою нашего автора (л. 3. 4, 6, 10–13, 15–17 и 26 об.); помет руки Амвросия очень мало (л. 9 об., 11 об., и 23 об.). Гораздо больше встречаотся их в списанных для Евгения в Святейшем Синоде «Описании монастырей российских» (рук. сб. Киево-Соф. с. б. 182, стр. 1–927) и «Каталогах архиереев, присланных в Святейший Синод из 33 епархий» 595, л. 23–189) 154 ; но на ряду с ними встречаются иногда дополнения и поправки Евгениевские (стр. 44, 59, 60 и 190 в 182 и л. 179 об. в 595), которому принадлежит и нумерация листов и страниц сборников. В последнем сборнике 595) вшиты еще статьи с дополнениями руки Евгения – «о Корольской епархии» (л. 191) и об особенных преимуществах при богослужении, данных архимандритам некоторых монастырей и лавр (л. 217 об.; дополнения касаются 1804 и 1805 гг.). В сборнике 599 находятся между прочим «Известия о заведениях преосвященного Иова, м. новгородского ( листа), относительно коих Евгений заметил: «Сия моя записка по спросу Сухт... (не разобрано) у митрополита ( Амвросия Подобедова) отослана им к нему в 1806 г., а я поместил ее всю в Историю рос.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Другие суть (Apocryphi) священноцерковные, яко в ковчеге Завета у Евреев не бывшие, и от неизвестных лиц написанные, однако ж к правильным из древних веков присоединенные, и признаваемые 1) священными в рассуждении языческих писаний подметных и приятия никакового недостойных; 2) церковными, потому что, по свидетельству Иеронима, для народного нравоучения в собраниях публично были читаны. Таковые книги суть Иудифь, Премудрости, Товии, Маккавейские все, Есфири шесть глав последние, 2 и 3 Ездры, две главы последние Даниила, и песнь трех отроков в главе третьей. Смотри вышеупомянутые доказательства и свидетельства у Феофана Прокоповича , Богословие том 1. Что касается до Пророка Варуха, оный от иных почитается частью Пророка Иеремии, а иные считают его между священноцерковными книгами. IV. Язык, на котором книги Ветхого Завета были писаны В рассуждении правильных, он есть еврейский, которой у евреев был природный, и от которого другие восточные в то время только по одним наречиям отличались, выключая то, что читается Быт.31:47 ; Иер.10:11 ; Дан.2:4; 7:1 ; кон. Ездры 4:8 ( 1Ездр.4:8 ); гл. 6:12,26. – Ибо те писано на языке халдейском, и притом для сей причины: Моисей самые те слова, который употребил Лаван Халдеянин, внести хотел; Иеремия Иудеев, к которым приближалось пленение Вавилонское, научал идолослужение халдеев на собственном их языке обличать; Даниил не только писал на халдейском, но и образные слова волхвов и Навуходоносора на природном их языке привнести хотел, и будучи искусен и в халдейском и в еврейском языках, употреблял то еврейский, то халдейский; а Ездра по пленении Вавилонском писал, в которое время чрез самое пленение халдейский язык Иудеям был известен, и говорили на нем также внятно, как на еврейском; а священноцерковные книги писанными находятся иные на еврейском, иные на греческом, а иные на латинском языках. V. Невредимость книг правильных Ветхого Завета Что сии книги не повреждены, и от всеобщей порчи в важных наипаче вещах предохранены и дошли до нас так, как с начала Духом Святым были преподаны и богодухновенными мужами написаны, и что ни от злобы Иудеев, ни от нерадения книжников, ни от дерзости переписчиков какового либо повреждения не претерпели, то довольно видно. Ибо:

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Уровень Казанской духовной семинарии при архиепископе Амвросии (Подобедове) был настолько высоким, что в 1797 году Казанская духовная семинария именным указом императора Павла I вместе с Петербургской возведена была в звание академии . В результате реформы образования Казанская духовная академия 21 сентября 1818 года была закрыта с целью проведения в ней ревизии, после которой Святейший Синод решил оставить статус Академии только у трех высших духовных школ: Киевской , Московской и Санкт-Петербургской . В Казани предполагалось оставить лишь только семинарию, сделав ее подотчетной Санкт-Петербургской духовной академии. В таком виде семинария просуществовала до 1867 года, когда, согласно новому уставу духовных учебных заведений, в учебный процесс были внесены некоторые изменения. Семинарские программы, страдавшие до этого многопредметностью, были значительно сокращены. В них были оставлены науки, относящиеся как к общему, так и специально-богословскому образованию, и расположены в более строгом порядке и последовательности. В основу общего образования полагалось изучение древних языков и математики. Из предметов специально-богословских усиленно преподавалось Священное Писание. Преподавание Священного Писания продолжалось в течение всего времени обучения в семинарии с целью объединить все семинарское образование и сообщить семинарии характер духовно-учебного заведения. Говоря об общих чертах дореволюционных семинарий после реформы 1818 года, следует отметить, что по своему статусу они были равны гимназиям, тогда как академии представляли из себя высшие духовные заведения. В ведении семинарии находились подведомственные Казанское , Чебоксарское и Чистопольское духовные училища . В 1842 была вновь открыта Казанская духовная академия , когда была осознана потребность в наличии высшего духовного учреждения, которое бы занималось подготовкой кадров для осуществления миссионерской деятельности среди местного населения. Академия просуществовала до 1921 г. С падением коммунистического режима вновь стал вопрос о создании духовной школы в казанском крае. К 1997 году для этой цели Казанским епархиальным управлением было подготовлено новое здание, где абитуриенты, сдав вступительные экзамены, составили первый курс открывшегося Казанского духовного училища .

http://drevo-info.ru/articles/451.html

Проповедовано 1786 года. Слово 2. На день Святой Пасхи О том, почему и как должно праздновать день сей. Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117, 24 ). Ежели когда, то ныне наипаче прилично нам, благословеннии Христиане, в восхищении духа гласом Царя Израильского восклицать: сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь ( Псал. 117, 24 )! Но Царь сей восклицал тако и других возбуждал к совосклицанию, получив победу токмо над врагами своего царства; и хотя таковые на враги одоления подлинно не токмо оживотворяют дух победителя, но и каждому сыну Отечества довольную подают причину к восхитительней радости: однако должно признаться, что при оных многия бывают и воздыхания. Иной тогда стенает от ран; другой оплакивает кончину своих присных; многие узнают бедственное сиротство свое; многие жалеют о похищении всего своего имущества; иные безпокоятся, дабы за ревностные на сражении подвиги каким-либо случаем не лишиться ожидаемого мздовоздаяния; другие, признавая за собою опущение должности, бывают объяты трепетом; дабы не подпасть истязанию строгого правосудия. Таковые и подобные сему могут быть для многих, каждому свои, смущения. А торжество настоящее не токмо превосходит все торжества над земными врагами, но и никому не приносит уныния и безпокойствия. Хотя страшны были враги наши, диавол лютый, хищник добродетели и правые совести; ад, поглощавший самых ревностных противу греха ратников; смерть, умерщвлявшая созданных в неистление и безсмертие: но все враги сии преодолены, побеждены, потреблены на веки, и потреблены так, что никто из смертных тягости сего сражения не чувствовал. Ибо един за всех нас воинственник и победитель был Христос Богочеловек. Никто из нас ничего не потерял; ибо Христос за ны обнища, да мы обогатимся ( 2Кор. 8, 9 ). Никто не стенет от ран; ибо язвою мы Его даже исцелехом ( 1Петр. 2, 24 ). Никто не лишился на веки присных своих; ибо смертию Его мы все ожихом ( Ефес. 2, 5 ) и веруем, что все совокупно в пришествие Его восхищени будем на облацех, и в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем ( 1Сол. 4, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

В России набирали силу идеалы европейские – консервативные, либеральные. «Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству и вступает в отношения к нему самые враждебные, – с горечью заметит епископ Игнатий. – Времена чем далее, тем тяжелее. Время наше – время тяжкое для истинных христиан, по всеобщему охлаждению народа и к вере и к благочестию». «... Живу как вран на нырищи» 278 , – писал митрополит Платон к преосвященному Амвросию (Подобедову) в декабре 1801 года. Действительно, иным он мог в ту пору напоминать изгнанника, укрывшегося за стенами крепости. Владыку же радовала его любимая Вифанская семинария, здание которой и вправду напоминало замок благодаря башням по углам и рву с подъемным мостом. Как и другие семинарии, открытые им, Вифанская становилась настоящим очагом духовного просвещения, где подготавливались лучшие духовные пастыри России. Строгий ревнитель благочестия, митрополит Платон говорил: – Добрый пастырь горит огнем ревности Божией, и все и самую жизнь за мало поставляет, только бы обличить и осрамить дерзкое преступление. Блажен еемь, аще поносят мя 279 . 1802 году в Вифанской семинарии открылся философский класс, в 1804-м – богословский. С открытием богословского класса число учеников достигло ста. Митрополит Платон не стал увеличивать объем учебного курса сообразно с требованиями все более расширяющегося научного знания, а заботился об основательном изучении богословских наук, о глубине научного знания, а не о широте. Большое значение он придавал и изучению церковной истории, которую преподавали в философском классе. Инструкция преподавания этого предмета предлагала наставникам испытывать учеников не только в знании исторических фактов, но и в том, «всё ли они одобряют, нет ли у них каких-либо сомнений и не делают ли они на что-либо разумной критики. В таком случае сомнения –объяснять, а разумную критику – похвалять, неразумную же – поправлять» 280 . О глубокой работе мысли митрополита Платона в ту пору можно судить по его «Краткой российской церковной истории», к написанию которой он приступил. Освещая церковные события от Крещения Руси до 1700 года, давая характеристики всем бывшим в России патриархам, он особое внимание все же уделил роли высшей церковной иерархии в переломные периоды российской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Греческой язык, которым написаны книги Нового Завета, не имеет никаких, как в рассуждении речений, так и в самом слов расположении, погрешностей и ошибок, кроме только того, что испещрен выговорами свойственными еврейскому и другим восточным языкам. Здесь мы не можем не удивляться и не прославлять Божию премудрость: ибо чрез сии самые свойственные еврейскому языку речения, согласие обоих Заветов и в самых словах нам делается яснейшим. IX. Рукописные подлинники (υτγραφα) книг Нового Завета еще находились во времена Тертуллиана Ибо в книге о предп. гл. 56, говорит: протеки Апостольские Церкви, в которых еще и до ныне кафедры апостолов на своих стоят местах, в которых υτγραφα, писанные руками их самих послания читаются, и каждого самый глас и вид живо изображают. X. Целость книг Нового Завета Что книги без всякого повреждения дошли до нас, в том нет никакого сомнения. Ибо, 1) они от Бога с тем даны, чтобы люди с ними сообразовали как веру, так и дела свои; то возможно ли статься, чтобы Бог не достигнул Своего намерения? 2) Когда подлинники сих книг в первенствующей Церкви христианам были сообщаемы ( Кол.4:16 ), то христианской Церкви учители великое имели старание, чтоб подлинный греческой текст соблюсти невредимо. Смотри No 9. – 3) Сии книги Нового Завета еще в первом столетии по Рождестве Христове от многих были списаны, потом переведены были на сирский язык, а после уже и на другие: но сии все переводы точно согласны с подлинником греческим, которой дошел до наших времен. 4) Во всех книгах отцов взятые из Нового Завета места по всему сходны с подлинником, которой мы теперь имеем; также которые стихи Иероним, Ориген и другие толковали в своих книгах, те ж самые и до наших времен дошли в книгах Нового Завета без всякой перемены. 5) Если б всеобщее сим книгам было повреждение, то оно б сделалось или нечаянным случаем, или от кого ни есть с умысла. Что касается до первого, то есть, чтобы все книги Нового Завета нечаянным случаем претерпели всеобщее повреждение, сего никто утвердить не может: ибо если бы все списки, и все с оных на толь многих языках переводы в одних местах и одинаким образом были попорчены, то сие было бы величайшее некоторое чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

б. Песнь Девворы и Варака. Суд.5 . Четвертое порабощение от Мадиама, и освобождение от оного чрез Гедеона. – где: а. Самое порабощение и звание Гедеона, Суд. 6. Избавление чрез Гедеона, Суд.6 . в. Продолжение победы Гедеоновой, смерть и погребение его, и идолослужение Израильтян. Суд.8 . г. Тиранство Авимелехово; Иоафамово вымышленное повествование о древах, как они избирали себе царя; поражение Авимелеха от жены Фивисской камнем в темя. Суд.9 . д. Правление Фолы и Иаира. Суд.10:1–6 . Пятое порабощение от Филистимлян и Аммонитян, и избавление от оного чрез Иеффая, – где: а. Порабощение народа и покаяние оного. Суд.10 :7с. б. Избавление от оного чрез Иеффая, и его обет. Суд.11 . е. Побиение Ефремлян, смерть и погребение Иеффая, правление и смерть судей Есевона, Елона и Авдона. Суд.12 . Шестое порабощение от Филистимлян, и избавление от оного чрез Сампсона, – где: 1) Порабощение Израильтян. Суд.13:1 . 2) Избавление чрез Сампсона, где: а. Его зачатие и рождение. Суд.13 :2с. б. Описание его силы, брак и гадание, предложенное тридесяти другам. Суд.14 . в. Зажжение от него нив Филистимских посредством лисиц; избиение Филистимлян челюстью ослиною, и истечение воды из челюсти оной. Суд.15 . г. Лесть Далиды, жены Сампсоновой, ослепление, связание его узами и смерть. Суд.16 . В третьей содержатся два примера или доказательства повреждения народа Израильского Суд.17 до конца книги, из которых: 1. Идолослужение Михино, – где: а. Изваяние кумира и служение оному, и бесцарственное состояние народа. Суд.17 . б. Идолослужение сынов Дановых. Суд.18 . 2. Блужение Гаваонитян, – где: а. Ужасное блужение, учиненное от Гаваонитян подложнице мужа Левитина. Суд.19 . б. Мщение, учиненное Гаваонитянам от сынов израилевых. Суд.20 . в. Похищение девиц. Суд.21 . IX. Места особливого примечания достойные . § 9. О Книге Руфь I. Надписание У Евреев по особливому материи предмету надписывается Рут а у греков, Ρουθ, Руфь. Означает же Руфь пресыщенную или упившуюся, или, как думает Гиллер, в священном Словаре, пригожую, знаменитую.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Что ж до последнего, то есть, если бы оное всеобщее повреждение сделано от кого-нибудь с умысла, то оно бы сделано было или от явных христианской веры врагов, или от еретиков, или от правоверных. Но явные христианского благочестия враги и еретики всеобщего повреждения книгам Нового Завета сделать не могли; потому что бесчисленное множество с книг Нового Завета списков как у христиан, так и по всему земному кругу было рассеяно, и для того им все до одного оные списки себе для повреждения собрать было не можно, А притом и еретики между собою не были согласны, но на разные разделялись секты; и так ежели одни из них хотели попортить какое-нибудь место, то бы другие им в том противились; потому, что которое место одним казалось противно, то другие почитали за истинное. А что правоверные сохранили книги Нового Завета без всякого повреждения, то сей истине всяк уступит; ибо иначе не были бы они правоверные: и подлинно, если бы они только на сие злочестие поползнулись, то враги, которые были еще при самом начале христианской веры, никак бы не умолчали, но все бы вдруг христианское благочестие могли опровергнуть. Но в большую честь христианской веры, с самого начала Церкви разные возродились секты, из которых одна над другой строго надсматривая, всеобщему повреждение книг Нового Завета быть не допускали. Хотя есть некоторые в них словоразличия, variantes lectiones: но как они произошли по большой части от неосторожности переписчиков, то никакого в членах веры обмана произвести не могут; потому что они смысла ни мало не переменяют, кольми паче не противоречат. И так из них никоим образом не можно заключить, чтобы подлинник был испорчен, а хранится в книгах цел и невредимы. XI. Собрание книг Нового Завета во едино Хотя заподлинно не известно, кем книги Нового Завета именно собраны в одну книгу; однако, что они собраны еще прежде третьего столетия, в том уверяют нас свидетельства тех отцов, кои жили в первых столетиях, как то: Игнатий, которой жил во втором столетии; Ориген , которой в конце третьего; Епифаний, Афанасий и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

1925 Далее вычеркнуто изначальное продолжение: Акад правлением замечено, что большая часть из них не имеют. 1926 Исправление показали недостаточные суждения в церковной истории и латинском языке вписано поверх строки. 1927 Изначальный порядок слов: со стороны их на будущее время. Предпочтительный порядок обозначен цифрами (14), проставленными поверх слов. 1929 Обнаружить подобное предписание в рамках фонда Внешнего правления МДА пока не удалось. Однако результаты вступительных экзаменов традиционно служили поводом к разбирательству о качестве семинарского образования. Ср. предписание следующего года «Предписание правления МДА о выяснении причин слабой преподавательской работы наставников I-й половины учебного года в духовных семинариях» (Там же. 2132; а также 2136 и 2152). 1933 Содержание этого трактата впоследствии стало одной из причин отстранения Гилярова от преподавания в Академии (см.: публикуемое ниже «Предложение» митр. Филарета). 1934 Гиляров пропустил половину семестра: он был назначен на должность бакалавра Академии 11 октября 1848 г. и приступил к работе предположительно во второй половине октября. 1935 Первая часть программы (до русских раскольников включительно) ныне публикуется; что касается второй части, то найти ее пока не удалось. 1936 Речь идет об авторских статьях, розданных студентам для подготовки к экзаменам. Такая практика была распространена, хотя и вызывала подозрение и критику митр. Филарета: «Желаю видеть записки и узнать настоятельную в них надобность, когда есть учебная книга и когда для студентов много письменной работы по предметам, не имеющим учебных книг» (ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 2. 848. Л. 18 об.). 1937 Судя по сообщениям прот. С. К. Смирнова (Смирнов. С. 29), официальными руководствами по герменевтике до Гилярова были сочинения: 1) Rambach J. J. Institutiones hermeneuticae sacrae variis obserationibus copiosissimisque exemplis biblicis illustratae cum praefatione Ioannis Francisci Budolei. Jena, 1723 (по специальному «православному» переизданию: Rambach J. J. Delineatio Hermeneuticae sacrae. 1 ed. Petropoli, 1815; 2 ed.: 1832) и 2) Амвросий (Подобедов) , митр. Краткое руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета. М., 1803; 6-е изд.: 1840. Указанные работы не совпадают с программой Гилярова, композиционно выстроенной в соответствии со стандартом, предложенным архим. Макарием (Булгаковым) . См.: Макарий (Булгаков) , архим. Введение в православное богословие. СПб., 1847. С. 644–649. В то же время для программы Гилярова характерна большая ориентировка на принципы герменевтики Ф. Шлейермахера и новой Тюбингенской школы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010