В 1801 г. в июне месяце митрополит Амвросий посетил в первый раз Новгород. Архипастырь приветствовал своих пасомых в Софийском соборе речью, в которой, «преходя историю минувших лет этого храма, поставлял в честь Новгороду и в побуждение к благочестию то, что в этой стране уже 1000 лет сияет свет веры евангельской и никогда не помрачался отступлением или забвением нечествующих, разве только в немногих плевелах и то вскоре исторженных из нивы Христовой; но от него загорался новый свет для северных племен, обращавшихся из язычества к христианству; – указывал на безмолвную, но сильную проповедь почивших архипастырей, из которых некоторые просияли нетлением мощей, – как они из самых священных гробов своих тоже благовествуют и тоже проповедуют, что проповедовали во время жизни: неверующих обличают нетлением мощей своих; развратных постыждают примером своей святой жизни; в стропотная ходящим запрещают воспоминанием своих добродетелей; небрегущим о славе вечной напоминают своим приснопамятством на земле. В заключение архипастырь молил Бога, чтобы Он просветил первую на севере паству сию светом Евангелия Своего и сохранил ее до скончания века непоколебимою в вере и благочестии». Часто ли преосвященный бывал в Новгороде и подолгу ли там оставался, определить мы не имеем возможности. Из имеющихся под руками данных видно, что 22 июня 1804 г. он был уволен на 20 дней в Тихвин и Новгород, также 7 июля 1805 г. уволен в Новгородскую епархию до тех пор, «покуда надобности потребуют»; вероятно, не один раз ездил и в другое время. Относительно управления епархиями вообще известны заботы митрополита Амвросия о нравственном совершенствовании духовенства: преследование пьянства, требование порядка и благопристойности в церковных процессах, запрещение какого-либо вмешательства в «столь постыдныя и закону противныя дела», как возмущение крестьян, и др. Известны старания его ввести в церквах однообразное и стройное пение и требования от молящихся благочиния в церквах, для чего около иконостаса и амвона он велел устраивать решетки; самим прихожанам был поручен выбор церковных старост и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Содержание для своих проповедей Амвросий заимствует большею частию из области нравственно-практических истин. Видно, что проповедник в своей деятельности поставлял целью исправление нравственной жизни своих слушателей. Предметы, о которых он беседует, могут быть названы общехристианскими и не заключают в себе никакого указания на современные проповеднику недостатки. В раскрытии их, на основании св. Писания и по соображениям разума, также не встречается намеков на явления умственной и нравственной жизни современного ему общества. В этом случае проповеди Амвросия составляют противоположность с другими столичными проповедниками каковы, напр., Гедеон Криновский, Анастасий Братановский, Платон Левшин , которые более или менее близко касались тех направлений мысли и жизни, какие замечались в их слушателях. Названием своих проповедей «Поучительныя», Амвросий ясно обозначил общехристианский их характер, по которому они могут быть пригодны во всякое время и для всех званий и состояний. Как на доказательство, можно указать на слово на Преображение Господне «О просвещении и невежестве», которое (слово) с переменою вступления, на день празднуемого Пророка помещено в собрании поучений, изданных Св. Синодом в 1776 г., для произнесения его по всей России. Как на особенность их еще можно указать на отсутствие полемического и обличительного духа; проповедник везде почти предлагает учение христианское в положительной форме; показывает, как нужно понимать, известное место Писания, и если где касается неправильного понимания его-то выражается вообще, говорить безотносительно, а не обращается к тому или другому кругу слушателей. От этого направления отступает проповедник отчасти в словах на дни высокоторжественные и на разные случаи, где ему представлялись особые, так сказать, специальные предметы для рассуждения; но и там он старается держаться в области общих оснований, а не исследует в частности избранного предмета. Напр., в слове на случай возвещения о победе, одержанной эскадрою Российскою над Оттоманским флотом в Морее, проповедник говорит «о благодарности к Богу, Монархине и воинству Российскому за сию победу». В словах а) по случаю взятия Оттоманской крепости Бендер в 1770 г., он говорил «о успехах оружия Российского», и б) на торжество заключения мира России и Оттоманскою Портою в 1792 году, «об обстоятельствах сей войны и успехов Российского оружия», — темы более частные, но раскрытие их представляется все-таки в довольно общих чертах, и составить ясное понятие об этих именно войнах — на основании проповедей — довольно трудно. Более данных, для уяснения современных обстоятельств, представляет слово Амвросия Подобедова при погребении Амвросия Зернис-Каменского, убитого возмутившимся народом в Москве; в нем проповедник говорит о пагубных действиях суеверия и в суеверии видит причину смерти архипастыря, хотя, из слова видно, что было немало и других поводов к неудовольствию против него, которых суеверием объяснить нельзя.

http://azbyka.ru/propovedi/istorija-russ...

И он то у меня пред окнами. Я часто, развертывая, глядя на него, новгородскую летопись, писанную точным старинным языком новгородцев, возобновляю в сердце моем при оригинальных их фразах оригинальные их чувствования, и сам себе кажуся существующим за несколько веков пред сим. Вот мои упражнения на досуге, которого, однакож, у меня не много к сожалению моему (ср. письмо от 17 февр. 1804 г.). Иначе я бы мог открыть здесь многое сокровенное от русских историописателей» 210 . Но и тот досуг, которым Евгений располагала дал ему желанную возможность сделать не только несколько открытий, пригодившихся для Истории российской иерархии и Словаря духовных писателей, но и составить «Исторические разговоры о древностях великого Новагорода». «Посылаю книгу мою, для новгородцев написанную, шутя, в ребяческих разговорах, сообщал преосвященный Македонцу от 25 мая 1808 г. Пусть новгородцы помянуть, что Евгений, бывший у них, не оставил без внимания их древнюю славу, которую и сами они забыли и почти ничего ныне не знают» 211 . «Разговоры» здесь названы ребяческими в том смысле, что они (публично) велись семинаристами, на их школьном празднике, велись не так, однако, полно, как изложены в брошюре (второй разговор веден в дек. 1807 г). Написанные Евгением, они прежде печатания отправлены были им для прочтения новгор. митрополиту Амвросию (Подобедову) , как непосредственному начальнику семинарии и самого преосв. автора. Тот с первых же пор прищел в восторг от «Исторических разговоров» и в декабре 1807 г. сообщал тогдашнему оберъпрокурору св. Синода, кн. А. П. Голицыну: «Упоминаемый разговор в письме (моем к вам?) содержит всю древность Новагорода: все было забыто или по крайней мере рассеяно, a Евгений собрал в одну кучу прекурьезную и любопытную» 212 . А самому Евгению Амвросий писал (тогда же): «О Новегороде вы так написали, что как бы с начала его сами живете доселе. Благодарю вас из глубины сердца». Но одною простою благодарностию дело не ограничилось, – Амвросий хотел, чтобы «Разговоры» были опубликованы печатно, и для этой благородной дели пожертвовал своими собственными средствами (897 руб).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

книги в наших духовно-учебных заведениях, хотя при этом надобно сознаться, что изучение ее подвигалось вперед слишком медленно и до сих пор еще не достигло того совершенства, какое предполагалось уставом академий 1808 года. Началом и первым образцом нового научного изучения Псалтири послужило «Руководство к познанию Кн. Псалмов, особенно систематическому и богословскому 54 », составленное вскоре по введении реформы, в 1811 г., бакалавром первого курса СПб. Д. Академии Иеромонахом Филаретом Дроздовым , – впоследствии известным Митрополитом Московским. Оно предназначалось быть учебником для студентов академии и потому, конечно, представляет лишь краткий конспект несохранившихся до нас более пространных чтений В. Преосв. Филарета о Псалтири, в котором он, с свойственною ему систематичностью и сжатостью, сгруппировывая в одно целое исагогические сведения о Псалтири, изложенные прежде него частью в Руководстве к чт. кн. В. И Н. З. Митр. СПб. Амвросия (Подобедова) , частью в предисловии к переводу Псалтири с евр. Митр. Амвросия (Зертис-Каменского), проверяет их в некоторой степени критическим анализом и пополняет новыми сведениями о внутреннем порядке в составе отдельных псалмов (15–16) и в расположении частей целой Псалтири (9–10), и изложением содержащегося в псалмах учения о Христе и Церкви (11–14). Само собою разумеется, что это первое научным образом составленное введение в Кн. Псалмов, при всех достоинствах научного изложения, обыкновенно отличавших все труды В. Преосв. Филарета, еще очень далеко от совершенства. Многих, и весьма важных библиографических сведений о Псалтири в нем еще совсем недостает, каковы напр. сведения о древней свящ. поэзии и музыке и в частности о псламопении евреев, о различных родах песней, содержащихся в Псалтири, о времени и обстоятельствах происхождения их и образовании настоящего собрания псалмов. Из сообщаемых же сведений не все передаются с надлежащею полнотой, ясностью и основательностью: одни из них, – как сведения о надписаниях псалмов и о писателях, – слишком кратки и недостаточны определенны; другие, – как напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

Малиновского (18 Февр. 1804 г.) видно, что на оном присутствовали, кроме м. Амвросия, архиепископы: Мефодий Тверский и Варлаам Грузинский, и епископ Старорусский Евгений, викарий Новгородской митрополии; из светских: д. т. с. граф А. И. Мусин-Пушкин, бывший обер-прокурором св. Синода с 1791 по 1797 г., родной брат м. Амвросия д. с. с. С. П. Подобедов, камергер Хитрово и много других почетных особ, духовных и светских. Студент Малиновский читал «историческое рассуждение о чинах греко-российской церкви», отвечал на вопросы посетителей и, в промежутках, говорил им приветствия на латинском, греческом, французском и немецком языках. Акт начинался и оканчивался речью диспутанта 117 . Такое же испытание имели: присланный из Иркутской семинарии М. Суханов (1803 г. января 8), из Белорусской семинарии К. Китович (1803 г. сентября 29), из Псковской – Н. Лавров (1804 г. января 12), из Воронежской – А. Болховский (1804 г. января 25) – и все удостоены степени кандидата богословия. Первый читал «Историческое рассуждение о соборах российской церкви», второй – «О начале, важности и знаменовании церковных облачений», третий – «О соборном деянии, бывшем в Киеве 1157г. на еретика Мартина», последний – «О книге, именуемой: Православное исповедание веры восточной Церкви». Все эти сочинения напечатаны; и как преподавателем общей и российской церковной истории, и след. руководителем при составлении этих сочинений был архимандрит Евгений (Болховитинов) : то в библиографических сборниках они и приписываются Евгению 118 . Из указанных опытов видно, что преподавание наук в высших классах академии вполне соответствовало ее назначению – образовать наставников для духовного юношества. Воспитанники ее получали образование в науках богословского и философского курсов всестороннее и основательное и, по крайней мере, лучшие из них могли свободно изъясняться на одном из новейших языков. В 1806 г. шести окончившим курс студентам богословия (Николаю Загорскому, Ивану Ильменскому, Семену Песоцкому, Алексею Мореву, Андрею Иванову и Алексею Заводскому) усвоена степень кандидата без диспутов, в уважение их успехов, усмотренных на общем испытании.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Торжественно совершая настоящий обряд и прославляя верховного мира Правителя толико милостиво о России, в лице Помазанника своего Всеавгуйстейшего Монарха нашего Александра Первого, промышляющего, между прочим размышлением, наипаче обращаем мы внимание свое на вас почтеннейшие новоизбранные Судьи! Собрание ваше общим избранием почтили вас, чтобы быть вам хранителями законом предписанного правосудия, общественной тишины, спокойствия и удовольствия для каждого. О велика честь сия должна быть для вас лестна! О коль она блистательна пред тое, которая похищается происками и коварством. Собрание почтили вас оной честью; но и вы с своей стороны утвердили их избрание клятвенным обещанием в том, что вверенный вам залог сохраните ненарушимо, творя суд и расправу без лицеприятия и мздоимства, со тщанием и ревностью, и в сем дали по себе поручителем сердцеведца Бога, Бога клятвопреступство строго и не меньше, как само Богоотступство наказующего. О колико сие ваше уверение для нас утешительно! При сем вашем уверении, мы со всей церковью умоляем благость Господню, да препоясуя вас силой свыше, предохранит вас от всех искушений и наставляя вас на всякую истинну и правду, возниспошлет всем трудам вашим помощь свою и благословение. Мы признаем и то, что многие, многого от вас требуя, сами много поставят вам запинаний. Злость, зависть, ябеда, клевета, ложь, запирательство, укрывательство, упрямство, лжесвидетельство, угрозы и тому подобное, будут запинать стопы подвигов ваших. О! Можно сказать, яко несть ваша брань к плоти и крови, а больше к началам и к миродержителям тьмы века сего! Но при всем этом, когда вы препоясавша чресла ваша истинной и облекшися в броню правды, пребудете беспристрастно, когда будете к обстоятельствам дела внимательны, в рассматривании оных осторожны, тверды же и постоянны в том, чтобы каждому воздавать свое; тогда, ежели не все стрелы лукавого разженные угасить возможете, ежели не все затруднения узлы разрешите, по малой мере, не будете обличаемы совестью и осуждаемы истинной. Сего ради нужно вам иметь наипервее страх Божий, могущий вас умудрить в самых затруднительных решениях и избавить от того подозрения, какое обыкновенно на пристрастных судей имеют и в таких приговорах, которые учинены ими по точной силе законов.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Наряду с преподаванием М. вел активную исследовательскую работу. Он 1-м из иностранцев ознакомился с собранием греч. рукописей московских Синодальной и Типографской б-к, получив разрешение Синода по ходатайству библиотекаря имп. двора иеродиак. Евгения (Булгариса) (впосл. архиепископ Славянский и Херсонский), с к-рым М. был знаком со времени учебы в Лейпциге. Поддержку научным изысканиям М. оказывал митр. Московский Платон (Левшин) , директор и протектор Славяно-греко-латинской академии , знаток и ценитель классической древности. Личная дружба связывала М. с ректорами академии - архим. Заиконоспасского мон-ря Амвросием (Подобедовым) (впосл. митрополит Новгородский и Олонецкий) и его преемником архим. Дамаскином (Семёновым-Рудневым) (впосл. епископ Нижегородский и Алатырский). В Синодальной б-ке М. познакомился с архиеп. Самуилом (Миславским) (впосл. митрополит Киевский), осуществлявшим по Высочайшему указу ревизию ее фондов, состояние к-рых во 2-й пол. XVIII в. современники признавали катастрофическим. Мн. кодексы не имели переплетов, открепившиеся тетради и листы находились в полном беспорядке. Разбор греческих рукописных книг (самой «непонятной» части фонда), на протяжении целого столетия пролежавших в Патриаршем дворце в Кремле, был поручен М., проявлявшему к ним интерес с самого начала пребывания в Москве. Это собрание сложилось преимущественно из рукописей, привезенных с Афона иером. Арсением (Сухановым) в 1655 г.; в 1693 г. к ним добавились манускрипты, доставленные в Москву архим. Хрисанфом Нотарой по распоряжению Иерусалимского патриарха Досифея II Нотары . Результатом 10-летней работы М. стало научное описание греч. фонда, составленное на лат. языке: 1-я ч. под названием «Notitia codicum manuscriptorum Graecorum bibliothecarum Mosquensium Sanctissimae Synodi» была издана в Москве в 1776 г.; краткий перечень рукописей «Index codicum manuscriptorum Graecorum bibliothecarum Mosquensium» опубликовали в С.-Петербурге в 1780 г.; полное издание каталога, озаглавленного «Accurata codicum Graecorum manuscriptorum...», вышло в 1805 г. в Лейпциге. Каталог составлен по результатам изучения 502 греч. манускриптов IX-XVIII вв., ранее неизвестных европ. ученому сообществу. Своим беспрецедентным для рус. науки трудом М. впервые ввел эти важнейшие фонды в научный оборот, и т. о. в этой области исследований Москва поднялась до уровня «филологических столиц» Европы (ранее были опубликованы описания греч. фондов только Парижа, Мадрида и Мюнхена).

http://pravenc.ru/text/2562622.html

Все сие объемля верою несумненною, а посредством оной усвояя себе Христовы заслуги, не могут не восхититься с нами радостию, видя в Боге себе Отца, а в себе Ему чад, в царствии небесном свое наследие, а во Христе сонаследника своего. Нет нужды, хотя бы они заранее и не приуготовили себя таковыми размышлениями к ощущению всея радости настоящего нашего празднества: но одно минутное сие обращение мыслей соделывает их уже достойными всея оные; одно краткое признание, яко разбойника висевшего при Христе Спасителе, приводит уже их в чертог пресветлого нашего торжества. Ибо благость Божия столь велика, что и в единонадесятый час приходящие делатели могут получать мзду равную делателем, труждавшимся от утра. Паче же в деле искупления более снисхождения изъявляет Бог самым великим грешникам, нежели самым великим праведникам, и часто оставляет даже девятьдесять и девять овец незаблудивших, дабы спасти сотую заблудившую овцу. Не укосните вы токмо сами, сердца закоснелые и хладные, обратитеся к источнику и виновнику настоящия нашея радости и торжества; не убегайте токмо милосердого Отца, повсюду за вами следующего с человеколюбивыми распростертыми объятиями. Познайте пути мрачные заблуждения своего, и возвратитеся на путь истины Божия и правды. Путие бо праведных, говорит Соломон, подобне свету светятся, предходят и просвещают, дóндеже исправится день. Путие же нечестивых темни; не видят, камо претыкаются ( Прит. 4, 18–19 ). Воскресите веру в себе, возжгите светильник ея наипаче в благознаменитый день сей, да не преткнетеся о камень соблазнов. Не мните греховными токмо сладостьми участвовать нам в радости нашего торжества. Сладостей греховных следствия всегда горестию оканчиваются, после самого даже пресыщения оными: а плоды благочестия во всякое время, во всяком месте, во всяком возрасте и во всяком состоянии никогда не лишаются сладчайшего своего вкуса. Телесное, говорит Св. Апостол Павел, вмале полезно есть; а благочестие на все полезно есть, упование имеюще живота нынешнего и грядущего ( 1Тим. 4, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

3) Видение четвертое, – гл. 12 до 20 ( Иез.12–19 ), где: а. Бегство Царя Седекии и народа, прообразованное чрез сосуды пленнические, и чрез страдание и скорбь в ястии и питии. Иез.12 . б. Проречение на лжепророков и лжепророчиц, обещающих мир народу. Иез.13 . в. На идолопоклонников и прельстителей народа угрожение казнью, гладом и проч. никакою молитвою неотвратимым. Иез.4 . г. Погубление Иудеев, означенное чрез древо ложное, для сожжения приготовленное. Иез.5 . д. Благодеяния Божия во усыновлении, и неблагодарность народа во идолопоклонстве. Иез.16 . в. Притчи о двух орлах, о вершине кедра и виноградной лозы; изъяснение о царях Вавилонских, Египетских и Иудейских; а отрасль кедрова возрастающая есть Мессия. Иез.17 . ж.      Притча израильская обличается обличением того, что Бог казнит их не за отеческие, но за их собственные грехи. Иез.18 . з. Приточный плачь на царей Иудиных Иоахаза и Иоакима и проч. Иез.19 . 4) Видение пятое, и в оном беззакония и наказания народа; благодать к новому Израилю. Гл. 20, от ст. 1 до 45 ( Иез.20:1–44 ). 5) Видение шестое, – гл. 20, от ст. 45 до гл. 24 ( Иез.20:45; 21–23 ), где: а. Лице утвержденное на юг. Иез.20 :45с до конца; б. Пророчество на Иудею и Иерусалим; пути царя Вавилонского против сынов Аммоних. Иез.21 . в. Пророчество на Иерусалим, на дом Израилев и на землю, исполненную прельстителей и прельщенных. Иез.22 . г. Пророчество на Самарию и Иерусалим и на землю, исполненную идолопоклонства. Иез.23 . 6) Видение седьмое, в котором, знаком коноба кипящего и запрещением плакать о умирающей жене, должен был пророк преобразить разорение и состояние храма. Иез.24 . В третьей части видения пророка на разных народов, и наконец на народ Израильский гл. 25 до гл. 40 ( Иез.25–39 ); – состоит в 14 видениях: 1) Видение по порядку осьмое на Аммонитян. Гл. 25, от ст. 1 до ст. 8 ( Иез.25:1–7 ). 2) Видение девятое на Моавитян, Идумеян, Филистимлян. Иез.25 :8с до конца. 3) Видение десятое на Тир, – гл. 26 до гл. 29 ( Иез.26–28 ), где: а. Проречение на Тир и плачь о нем островов. Иез.26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

V. Конец Оный есть, чтоб показать: 1) что Бог иногда, и по каким причинам, благочестивых людей в разные ввергает бедствия; 2) что судьбы Божии всеконечно справедливы, однако часто бывают неизвестны; 3) что благочестивые в рассуждениях о путях и судьбах Божиих удобно погрешишь могут; 4) чего должно уклоняться благочестивым в оскорблениях; 5) что в благочестивых слабость находится, и искушения оную открывают; и 6) что Бог напоследок оскорбления благочестивых оканчивает, и их по достоинству награждает. Иак.5:7–11 . VI. Прообразование Иисуса Христа Оное есть Иов, который прообразил состояние как истощания, так и прославления Иисуса Христа. VII. Проречение о Иисусе Христе Иов.19:25,27 . VIII. Разделение. На четыре части разделяется сия книга. Первая содержит повествование о скорби Иова, и борении его с различными злоключениями, именно же: а. С некоторыми злоключениями внешними, лишающими его детей и всего имения. Иов.1 . б. С злоключениями внутренними, не только с болезнью телесною, но и со искушениями душевными, при стужении жены и молчании другов. Иов.2 . Вторая, Иовлево прение со вступившимися друзьями, потом с Елиусом и с Богом, где предлагается: а. Жалоба Иова о тяжести злоключений, подающая причину к следующим отражениям. Иов.3 . б. Разговор с тремя друзьями, и троекратное прение. Первое, когда друзья говорили ему, что он виновен по собственному своему преступлению. 1. С Елифазом, – где: а. Елифаз обличает Иова в нетерпеливости. Иов.4 . б. Советует быть терпеливу. Иов.5 . в. Ответ Иовлев, в котором он α. Доказывает свою невинность. Иов.6 . β. Жалуется на бедственность жизни Иов.7 . 2. С Валдатом Савхейским, об искушении благочестивых и нечестивых многое рассуждающим, дабы Иов признал судьбу Божию; а Иов предлагает свое желание, чтобы Бог открыл причину Своего негодования, – гл. 8 до 11 ( Иов.8–10 ), где: а. Речь Валдатова, в которой он защищает судьбу Божию. Иов.8 . б. Ответ Иовлев, в котором он: α. Признает за праведный суд Божий. Иов.9 . β. Умилостивляет оный и оплакивает свою бедность. Иов.10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010