когда нищий или неимущей умер человек, что ничего и ниоткуду на погребение свое не оставит, то завистливые священников сердца дотоле человечеством и совестию священническою не тронутся и сребролюбием кипящие утробы свои погребению неимущих сребра дотоле не подвигнут, пока нищего труп повержен на улице звания своего не исполнит, которое отправлял, пока т. е. не накопит денег бесстудным священником в жертву 1009 . В Смоленске преосв. Парфений рассылал циркуляры, в которых, запрещая духовенству вымогательства за требы, особенно восставал против праздничных хождений по домам без зова и в сопровождении целой толпы священно- и церковно-служительских жен и детей, которые тоже при этом требовали от прихожан подачек на свою долю 1010 . Особенно замечательно одно распоряжение подобного рода, разосланное в 1788 г. (14 февр.) по Казанской епархии преосв. Амвросием Подобедовым . Оно показывает, что мудрый архипастырь, рассматривая жалобы прихожан на поборы духовенства, не вдруг решился обвинять во всем одно духовенство, как это делали другие архиереи в роде горячего, не умевшего сдерживать своих чувств и потому неспособного спокойно обсудить дело Кирилла севского, а отнесся к этим жалобам со всем вниманием и нашел, что многие из них не заслуживают никакого внимания. «Из многих производимых в консистории дел, сказано здесь, из подаваемых часто его преосв-ву просьб усмотрено, что многие прихожане доносят, что священники за исправление у них треб усильством своим берут немалую сумму деньгами, хлебом, скотом, птицами и др. разными вещами; но при рассматривании его преосв-вом в консистории таковые просьбы оказываются большею частью неосновательными: 1) что они, не давая священникам ничего, могли бы тотчас на них по закону просить во-первых словесно у благочинного, а потом письменно в дух. правлении и в консистории или у его преосв-ва; 2) таковые доносы бывают по весьма долгопрошедшем времени, и сие примечается не от чего иного, как по каковым-либо у них с священно- и церковнослужителями ссорам, которые не редко бывают с священниками самыми добрыми, требующими от них надлежащего должностей христианских исполнения, или же иногда и просьба их по требам случается незаконная, а священник не исполняет, по каковым делам не довольно духовной, но в собрании надлежащих к делу справок и светской команде бывает затруднение, при решении же сих дел не иное что выходит, как те просьбы всегда почти оказываются ложные, как доносители, не имев, чем более доказать на ответчиков, совсем хождения не имеют, а по другим из свидетельских показаний видно, что дача была доброхотная, и не принужденная, наконец сами больше, нежели священники, остаются виновными».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Эти пристрастно-несправедливые отзывы Иванова обращали на себя внимание даже его товарищей. Пока председателями цензуры были Виктор и затем Геннадий, им удавалось иногда устранять роковое значение подобных рецензий. Вот, например, возражения Виктора на доводы Иванова: «Такими общими замечаниями можно всякую книгу опорочить, и потому с сим мнением согласиться предосудительно». Или: «учинить по мнению о. игумена (Геннадия): и я, несколько страниц прочитав, вижу, что сочинение и перевод хороши» 223 . Когда же прекратилась цензурная деятельность этих лиц, и их заменили архим. Владимир и протопресвитер Иаков, – В. Иванову стало свободнее... Продолжительное и довольно деятельное участие в делах московской цензуры принимал игумен Геннадий (Челноков). Раньше он служил в казанской епархии, был лично известен м. Амвросию (Подобедову) и, по рекомендации последнего, определен членом цензуры 224 . Владея свободно древними языками, Геннадий охотнее всех членов цензуры готов был заниматься переводом полезных сочинений 225 . Эта склонность к литературным занятиям в деятельности Геннадия, как цензора, имела свою положительную сторону, делала его «чужие труды уважающим». Он бескорыстно излагал в своих отзывах подробные советы относительно улучшения того или другого сочинения; иногда сам, «по долгу благорасположенного цензора», как выразился о нем Виктор, принимал на себя обязанности автора или переводчика, составлял предисловия, исправлял места, неаккуратно отделанные 226 . С другой стороны, близко чувствуя всю тягость для авторов цензурной проволочки, именно Геннадий выступил защитником предоставления цензуре самостоятельности при рассмотрении мелких сочинений 227 . Наконец, Геннадий стремился сохранять возможную беспристрастность при оценке сочинений, и «дела» прот. Кандорского, являясь укором для цензурной деятельности В. Иванова, тем сильнее оттеняют противоположную черту в характере Геннадия. Почти во всех случаях, рядом с пристрастной рецензией Иванова, в качестве особого мнения, находится отзыв Геннадия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Для более успешного развития миссионерской деятельности выпускники духовной школы при принятии сана священства приписывались к разным церквям: дети священно- и церковнослужителей - в русские селения, а дети инородцев - в приходы новокрещенные. Некоторые из инородцев служили переводчиками. В 1733 году славяно-латинская школа, благодаря деятельности архиепископа Казанского Илариона (Рогалевского) , была преобразована в семинарию. Будучи воспитанником Киевской духовной академии архиепископ Иларион пожелал Казанскую семинарию устроить по образцу Киевской академии. Для этого он пригласил в Казань выпускников Киевской академии, которые и составили кадры Казанской Духовной Семинарии. В царствование Екатерины II при деятельном участии Казанского архиепископа Амвросия (Подобедова) в семинарию была введена новая методика преподавания, одобренная для народных училищ. Согласно этой методике был расширен курс изучаемых дисциплин: были введены в учебную программу история и география, новые языки – немецкий и французский, а также дополнен курс математики. “Ученики, - писал неизвестный современник этих преобразований, - улучшений, произведенных в Казанской семинарии преосвященным Амвросием, восчуствовав легчайший способ учения, явили к наукам охоту. И как прежде отцы почитали за несчастие отдавать детей своих в семинарию, так ныне самые священники, диаконы и прочие приводят в оную детей своих весьма охотно. Сим способом из двухсот прежде бывших учеников число оных возросло до пятисот. И сие великого пастыря рачение имеет свой наилучший успех: ибо чрез десятилетнее время бытия его сверх священников ученых, и при хороших местах везде почти новоопределенных, немалое число из всей семинарии поступило в высшие духовные звания; а при том много в учители народных училищ Казанского, Симбирского и Уфимского намесничеств, и в другие светские должности, исправляемые ими с похвалою. Итак, Казанская семинария ныне не имеет нужды заимствовать учителей из других мест, а по справедливости хвалится, что она может их другим давать”.

http://drevo-info.ru/articles/451.html

С 40-х гг. XVIII в. значение О.-п. в системе управления постепенно увеличивалось, хотя в целом его влияние в XVIII в. было ограниченным и зависело от личных качеств носителей этой должности и их степени близости ко двору. По остроумному высказыванию историка Церкви, последнего О.-п. А. В. Карташёва , «никто из иерархов XVIII в. не подозревал даже, что «око Наше» (т. е. О.-п.- С. Ф.) со временем из отвлеченного принципа превратится в конкретную действительность» ( Карташёв. Очерки. Т. 2. С. 370). Доказательством усиления власти О.-п. служил и именной указ имп. Екатерины II Алексеевны от 28 мая 1781 г., предоставлявший О.-п. право заведовать всеми денежными расходами по Синоду. Конфликты О.-п. с Синодом в XVIII в., как правило, носили характер мелких споров, победителем нередко становился не «стряпчий о делах государственных», а контролируемые им члены Синода. В определенной степени обер-прокурорство Синода в XVIII в. выполняло роль буфера в церковно-гос. отношениях. Недовольство церковных иерархов направлялось не на гос. власть, а конкретно против О.-п. Верховная власть в разрешении этих противоречий выступала в роли третейского судьи. В 1799 г., при имп. Павле I Петровиче , произошел уникальный в истории Синода случай, когда император через архиеп. С.-Петербургского, Эстляндского и Выборгского Амвросия (Подобедова) уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность О.-п., им стал гр. Д. И. Хвостов . В XIX в. ситуация кардинально изменилась. О.-п. монополизировали всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Синоду. Начиная с А. А. Яковлева , занимавшего эту должность с янв. по окт. 1803 г., отчеты императору представлял непосредственно О.-п., личные доклады монарху членов Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью осуществлялась только через О.-п. Особенно уменьшилось влияние членов Синода в годы управления кн. А. Н. Голицына , стремившегося сосредоточить в своей канцелярии практически все дела церковного управления. Кн. Голицын лично руководил проведением реформы духовных уч-щ в 1808 г., и образованная 26 июня 1808 г. Комиссия духовных уч-щ подчинялась не Синоду, а непосредственно О.-п.

http://pravenc.ru/text/2578043.html

25 января 1721 года царь издал манифест об открытии Духовной коллегии, а 14 февраля того года в Санкт-Петербурге состоялось ее торжественное открытие. Впрочем, вместо Духовной коллегии новую церковную власть тогда же стали именовать Святейшим Синодом. Для членов Святейшего Синода Петр I установил специальную присягу, в которую была включена клятва в «верной службе» представителям царствовавшей династии, обязанность «благовременно объявлять... о ущербе Его Величества интереса, вреде и убытке» и хранить служебные тайны. Иерархи клялись в верности антиканоническому возглавлению церковной власти светским монархом («крайнему судии» Духовной коллегии). Присяга в неизменном виде существовала вплоть до начала XX века. Для осуществления контроля над Святейшим Синодом Пётр, которого опыт научил не доверять своим чиновникам, 11 мая 1722 года создал должность обер-прокурора , указав выбрать на неё «из офицеров доброго человека». Обер-­прокурор был назван «оком государевым» и «стряпчим по делам государственным». Он имел в своём распоряжении синодальную канцелярию и был обязан (по инструкции) находиться «в заседаниях присутствия» Святейшего Синода. В течение Синодального периода церковной истории должность обер-прокурора Святейшего Синода занимали тридцать четыре человека. Начиная с 1740-х годов значение обер-прокурорской власти постепенно усиливалось, хотя обер-прокуроры в XVIII веке были фигурами с ограниченным влиянием, которое зависело от характера носителей этой должности и степени близости правивших иерархов ко Двору. При императоре Павле I произошёл даже уникальный случай, когда император через архиепископа Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова) , уполномочил Синод самостоятельно избрать кандидата на должность обер-прокурора. В XIX веке ситуация кардинально изменилась. Обер­-прокуроры стали лично монополизировать всю информацию, поступавшую из епархиальных консисторий, и фактически навязывали свои решения Святейшиму Синоду. Начиная с царствования императора Александра I отчёты царю представлял непосредственно обер-прокурор – личные доклады монарху членов Святейшего Синода прекратились. Связь между Синодом и верховной властью стала проходить через обер-прокурора.

http://drevo-info.ru/articles/530.html

Мы уже знаем (из введения), что митрополит Евгений начал заниматься иерархическими работами еще в Воронеже и там же изучал не только историю местной иерархии, но и всей вообще Российской иерархии (вспомните составленный им «Памятный церковный календарь» и его выписки и заметки на собственном экземпляре Московского любопытного месяцеслова на 1776 г.). По переезде в 1800 г. в Петербурга, он, при всем своем недосуге, не покидал этих занятий, дополняя составленный ранее календарь, с тем чтобы в 1808 г. отпечатать его, разделяя их, как учитель, со студентами Александроневской академии 102 и подготовляя материалы для того обширного труда, который известен у нас с именем Амвросия и мысль о котором зародилась у него, по всей вероятности, в это самое время. Пользуясь близостию к синодальному архиву, знакомством с тогдашним обер-прокурором св. Синода Д. И. Хвостовым (10 июня 1799 г. – 6 января 1803 г.) и покровительством митрополита Амвросия (Подобедова) , преосвященный историк не опустил случая, чтобы теперь же, как нам думается, приобрести: 1) «Копии с исторических описаний монастырей Российских», составленных в них самих по силе синодского указа от 24 марта 1781 г. 103 . 2) «Каталоги архиереев, присланные в Синод из 33 епархий» по силе указа от 3 декабря 1778 г. 104 . 3) «Ведомость, учиненную в канцелярии св. Синода из последне-присланных в св. Синод с 1660 по 1764 г. из епархий, ставропигиальных лавр и монастырей ведомостей же, колико в оных имеется мужеских и девичьих монастырей, також соборных ружных и приходских церквей и обучающихся в семинариях учеников». (Рукописный сборник Киево-Софийского собора библиотеки, 177, л. 33–54). 4) Копию с оффициальных синодских, хронологически веденных записей (начиная с 1774 г. и до 11 ноября 1803 г.) относительно хиротонии преосвященных, их перевода с одной кафедры на другую и награждения и о вызывавшихся на чреду священнослужения архимандритах 105 . Запасшись этими и другими материалами, архимандрит Евгений отправляется в Новгород на епископскую кафедру с счастливою мыслию составить здесь давно желанную Историю российской иерархии. Но трудность работы и сложность занятий по должности заставляли его найти себе пособника. Такой пособник и нашелся в лице молодого префекта Новгородской духовной семинарии иеромонаха Амвросия Орнатского (родился в 1778 г.). «Я, писал Евгений Анастасевичу в октябре 1814 г., начал (Историю российской иерархии) и собирал (для нее) материалы, a издание только пополнить поручил о. Амвросию» 106 . Таким образом, начинается совместная и, как сейчас увидим, энергическая работа двух молодых ученых.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

IV. Предмет Дела Судей Израилевых, которые лица были от Бога непосредственно поставленные с тем, чтобы народ Израильской от жестоких неприятельских утеснений освобождали и в прежнюю приводили свободу, почему и избавителями называются ( Суд.2:16; 3:15 ), и также непосредственными наместниками Божиими, или учителями еврейскими, имеющими начальство в судах, советах и войнах. Видим в них особенное избрание, особенный разум без трудности к решению великих дел, особенные недостатки и особенное преемство. V. Содержание Объявляется утесненного за грехи народа, по истинном покаянии, чрез Судей сделанная свобода, и война Венаминитская. Суд.12 . VI. Конец 1) Чтоб историю общества и Церкви Иудейской от времен Иисуса даже до века Илиа и Самуила довести; 2) отпадение израильтян, их наказание и свобождение, сделанное от Бога, предать потомству; 3) начало развращения общенародного, истинные причины несчастий, силу покаяния к восстановлению спокойных дней, доказательства правосудия и милосердия Божия, нужду бодрости как в лучшем состоянии дел, так и правления в развратном сем человеческого рода состоянии показать; 4) свойство, силу и действие веры представить. VII. Прообразования Иисуса Христа Оные суть Суд.3:15 . VIII. Разделение На три части разделяется сия книга. В первой содержится история о старейшинах и о приключениях, бывших по смерти их, – от Суд.1–3:9 , где: 1) Достопамятные дела Иуды и сынов его, и сынов Иосифовых. Суд.1 . 2) Непослушание и покаяние народа. Суд.2 . Во второй содержится история о шести порабощениях Израильтян и шести освобождениях и избавлениях от оных чрез судей гл. 8, от ст. 9 до гл. 17 ( Суд.8:9–16:31 ) из которых: Первое порабощение от Хусарсафема, царя Месопотамии Сирской, и избавление от оного чрез Гофониила. Суд.3:9–12 . Второе порабощение от Еглома царя Моавского, и избавление от оного чрез Аода. Суд.3 :12с. Третье порабощение от Иавина, царя Ханаанского, и избавление от оного чрез Деввору – Суд.4 , где: а. Самое порабощение и избавление от оного чрез Деввору. Суд.4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Духовная миссия в Пекине вписала яркую страницу в историю русской науки. Многие члены Русской духовной миссии впоследствии стали известными учеными-востоковедами, членами Российской императорской академии наук: О.П. Войцеховский, К.А. Скачков, В.П. Васильев, Д.А. Пещуров и др. Особое место среди них занимает архимандрит Иакинф (Бичурин) – начальник 9-й Русской духовной миссии в Пекине. Архимандрит Иакинф (в миру Никита Яковлевич Бичурин) родился 22 августа 1777 года в селе Акулево, Чебоксарского уезда Казанской губернии, в семье дьячка Якова Данилова. В 1779 году семья Якова Данилова переехала в село Бичурино того же уезда. С детских лет Никита выделялся своими умственными способностями. Уже восьми лет он был взят для обучения в Казанскую духовную семинарию, которая в то время была центром науки и просвещения народов Поволжья. В Казанской семинарии впервые начали изучать чувашский, татарский и другие языки восточных и европейских народов. В семинарии Никита проявил себя как «очень даровитый и любознательный ученик с отличной памятью, но при этом с чрезвычайно живою натурою» . Своими способностями он обратил на себя внимание архиепископа Казанского и Свияжского Амвросия (Подобедова; † 1818), который до конца своих дней оказывал поддержку одаренному семинаристу. Во время обучения в семинарии Никита получил фамилию Бичурин, образованную от названия его родного села. Семинария, которую Никита окончил в 1799 году, дала ему прекрасное богословско-философское образование и хорошее знание как языков классических, так и французского и немецкого. Здесь он научился и рисовать, что впоследствии, во время служения в миссии в Пекине, ему очень пригодилось. По окончании Никита был оставлен учителем грамматики в младших классах. В 1800 году Никита принял монашество с именем Иакинфа и был определен учителем высшего красноречия в Казанскую духовную академию. В 1802 году, уже в сане архимандрита, Иакинф был назначен настоятелем Иркутского Вознесенского монастыря и ректором Иркутской духовной семинарии. Отец Иакинф всегда отличался решительным, энергичным характером, и в семинарии у него не сложились отношения с учащимися. Он был переведен преподавателем риторики в Тобольскую духовную семинарию.

http://pravoslavie.ru/30477.html

Кроме штатной суммы, получаемой из гос. казны, КазДА имела неокладную сумму, складывавшуюся из годовой экономии от штатных сумм, пожертвований архиереев, духовенства и мон-рей, др. источников, в т. ч. денежных штрафов со священно- и с церковнослужителей за позднюю явку их детей из отпусков. Кроме того, академия получала неокладной доход от сдачи в аренду лавок и подвалов, устроенных в академическом здании при архиеп. Амвросии (Подобедове) (напр., до 1813 от 39 лавок ежегодный доход составлял 3150 р., с 1813 - 4665 р.). Неокладные суммы предназначались для покрытия непредвиденных расходов, включая вспомоществование бедным студентам. В 1816 г. неокладная сумма КазДА составляла 18 095 р. 561/2 к. Существовали разные возможности для содержания студентов. На полном казенном коште содержалось от 90 до 125 чел. ежегодно, на половинном - 265-275 чел. Казеннокоштные студенты содержались как за счет штатных академических субсидий, так и за счет пожертвований и «неокладной суммы». От этих источников зависело и число казеннокоштных студентов. На казенное содержание принимались преимущественно дети «бедных от невоздержанности родителей». Полуказенным (находившимся на половинном коште) иногда выдавали обувь, белье, одежду. С 1817 г. академическое правление стало принимать пансионеров со взносом 65 р. в год за стол и квартиру. Учащиеся могли обучаться за счет средств, предоставляемых от доходов священно- и церковнослужительских мест, к-рые епархиальное начальство для этих целей на нек-рое время оставляло «праздными». Подобный источник дохода для бедных детей духовного звания (в т. ч. сирот) был узаконен Синодом в 1770 и 1799 гг. Воспитанники, выполнявшие к.-л. функции в академии, получали жалованье, к-рое шло на оплату их обучения. Академическим правлением или архиереем выдавались единовременные пособия в счет оплаты за учебу в КазДА. Учащихся могли определять на места родственных им престарелых, больных или умерших священно- и церковнослужителей с условием доставлять пропитание им и(или) их семействам, иногда даже неродственники соглашались на эти условия, чтобы оплачивать учебу из получаемого жалованья. Возможна была взаимообразная выдача денег учащимся из сиротской или из «неокладной суммы» «до получения доходных денег от предоставленных мест» или «до определения к местам» службы - своеобразная форма кредита на обучение. Упразднение «старой» академии

http://pravenc.ru/text/1319800.html

Физиономия государственной жизни совсем переменилась под влиянием личности молодого императора, всплыли сдержанные при Павле общественные движения екатерининского века, повеяло духом свободы мысли и слова. Глава V. Комитет о усовершении духовных училищ 189 Духовные школы ко времени царствования Александра I. – Архимандрит Евгений Болховитинов . – Митрополит Амвросий Подобедов . – Проект духовно-учебной реформы. – Учреждение комитета о усовершении духовных училищ. – Всеподданнейший доклад комитета. – Преосвященный Феофилакт Русанов . – М.М. Сперанский. – План духовно-учебной реформы. Могучая волна просвещения, поднявшаяся в России в царствование Александра I, захватила и духовные школы, и захватила настолько существенно, что духовная школа, как выражается один наиболее компетентный её историк, только с этого времени может серьёзно считать начало своей истории. К началу XIX века, по характеристике другого историка духовной школы александровского времени, быт духовных школ отражал на себе всю неопределённость их положения. Существование их, как учреждения епархиального и не обеспеченного, было подвержено всяким случайностям. Программа не была строго определена, и семинарии в этом отношении представляли большое разнообразие, не имея правильности и полноты в учебных курсах, которые могли быть изменяемы и по произволу епархиальных начальников, и по неимению учителей. Школы существовали без общего надзора, не имели общего устава и систематического устройства, им не доставало постепенности и определённости; и академии, и семинарии «вмещали в себе все предметы учения, так что круг их, стеснённый в одном месте и от первоначальных познаний простираясь до самых высших наук, не имел ни надлежащего времени, ни нужного пространства». Схоластический формализм стеснял преподавание и лишал его развивающей силы и жизненности. В своих схоластических формах науки «имели слишком суровый учебный вид, который и приобретаемые познания делал малоупотребительными для общенародного наставления, и, обманывая полуучёность мнимой важностью, препятствовал углублению в основание учения». В довершение всего школа вела своё дело среди нужд и лишений, будучи обеспечена «более терпением и неутомимостью, нежели обилием пособий». Словом, все стороны школьной жизни ждали реформы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010