оградить Церковь от соблазна ложных учителей, учение которых не согласно с учением Апостола 864 ; укрепить самого Тимофея верой в то, как думает Амвросиаст 865 , что и он – Тимофей избран не человеком, но Самим Господом. – Конечно, Тимофей не сомневался в божествепном звании своего учителя, однако, напоминание об этом могло ободрить его в прохождении своего трудного служения и дать особую силу в борьбе с врагами . " Επιταγν – повеление, на котором св. Павел основывает свое апостольское звание, приписывается: (θεο σωτρος μν κα Χριστο ησο τς λπδος μν) 866 . Название Бога – σωτρος – Спасителем указывает на передвечную волю Божию о спасении человека 867 , открытую через пророков 868 , исполненную воплотившимся Сыном Божиим 869 , проповеданную Апостолами 870 , совершаемую в нас благодатью Св. Духа 871 . С этим же значением, слово σωτρ встречается и в других местах 872 . Называя Бога Спасителем, Апостол желает показать, что учение его не имеет и не может иметь другой дели, как спасение человека. Христа Иисуса св. Апостол именует λπς μν, потому что через Него, как Ходатая 873 , человек делается участником благодатного совета о спасении его. В грехопадении потеряв всю надежду на спасение 874 , в воскресении Христа мы снова возрождаемся в упование живое и неувядаемое 875 . – Обращает на себя внимание расстановка слов: Тишендорф, на основании важнейших кодексов читает Χριστο ησο, вместо ησο Χριστο, как читается в text. receptus. Слово Христос, однозначное с еврейским «Мессия», можно поставить впереди, дабы оттенить мысль об Иисусе Христе, как Лице, которое составляло предмет чаяний и упований до-христианского мира. Учителю Христовой Церкви весьма много предстоит скорби 876 . «Диавол, – рассуждает св. Златоуст, – с большой яростью нападает на учителей, ибо, если они погибнут, то и все стадо рассеется. Когда он убивает овец, он только уменьшает стадо, а, если поражает пастыря, то наносит вред всей пастве» 877 . Чтобы приготовить Тимофея к терпению и постоянству в борьбе с искушениями, Апостол указывает ему на силу, которую можно противопоставить врагам, – силу упования на Христа. Враги Ефесской церкви – лжеучители, надеялись на собственную праведность. Вопреки этому заблуждению, Апостол и говорит, что вся наша надежда есть Христос Иисус. Мысль эта яснее излагается в посланиях к Римлянам 878 и Галатам 879 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

По проекту Гавриила была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню монастыря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила больший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Гавриила был в 1908 г. и донос, в котором его обвиняли в развале монастыря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в монастыре, 15 мая 1908 г. Гавриил и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впоследствии был оправдан). Официально выселенный из обители, Гавриил некоторое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. В конце июля 1908 г. Гавриил приехал в псковский Елеазаров монастырь, настоятелем которого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский). Для Гавриила был построен домик с церковью во имя арх. Гавриила, освященной 7 авг. 1910 г. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) Гавриил сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели КазДА, буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Sedmie...

Полянский И. свящ. Записки миссионера в 4-м в. Ц. 1 р. 5 к. Сахаров. Литература по истории и обличению раскола. в) Для бесед с поповцами Беседы о свидетельствах и святоподобиях, приводимых половцами. Арх. Павла. Ц. 12 к. Вопросы о Церкви, иерархии и таинствах, в разное время поданные именуемым старообрядч. епископам старообрядцами, усумнившимися в правоте старообрядчества. Ц. 10 к. Ответы на девятнадцать вопросов старообрядцев, составленные Иер. Филаретом. Ц. 10 к. Разбор ответов на вопросы, поданные в «Духовный Совет» Иер. Филарета. Ц. 20 к. Антонов Е. Замечания на книгу Перетрухина «Меч Духовный». Ц. 85 к. Его же. Изданный раскольнич. братством «Разбор постановления съезда не приемлющих христопреданнаго епископства» и замечания на сей разбор. Ц. 15 к. Его же. Разбор ответов на 13 вопросов. Ц. 20 к. Его же. Разбор швецовских «показаний», что якобы православная греко-российская Церковь «погрешила противу св. Евангелия». Ц. 80 к. Его же. Рассмотрение книги нового раскольничьего писателя-попа Механикова. Ц. 1 р. 20 к. Субботин. Н. И. История так назыв. Австрийского или Белокриницкого священства, в. I. Ц. 1 р. 50 к. Его же. Переписка раскольничьих деятелей (3 вып.) ц. 4 руб. Материалы для истории т. наз. авст. или белокр. свящ. и. 2 руб. Филарет иер. Был ли и остался ли предан так наз. старообрядчеству бывший Босно-Сараевский м. Амвросий? II. 7 к. Громогласов. И. К вопросу о раскольнич. белокриницкой иерархии с канонической точки зрения. Ц. 30 к. г) Для бесед с безпоповцами Ответы из слова Божия и старопечатных книг по вопросам, пререкаемым безпоповцами. М. Чельцова . Ц 7 к. Ивановский. Н. Разбор учения безпоповцев о Церкви и таинствах. Ц. 1 р. 70 к. Церковные беседы свящ. И. Полянского. Ц. 60 к. Беседы двух друзей православного и безпоповца 1) о летах 1666 и лице антихриста. Ц. 5 к. 2) о продолжительности царствования антихриста. Ц. 5 к. Нильский И. проф. Об антихристе против раскольников. Ц. 2 р. Филарет иер. Об осьмом веке. Ц. 5 к. Рассмотрение свидетельств и святоподобий, приводимых безпоповцами. Архим. Павла. Ц. 7 к.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Проживавшие в Даниловом монастыре архиереи были известны твердой и принципиальной позицией, из-за чего подвергались репрессиям со стороны гос. властей. 15 дек. 1924 г. архиеп. Феодор был арестован и в дальнейшем мог руководить возглавляемой им обителью только посредством посланий. Вместе с ним были арестованы митр. Серафим (Чичагов) и архиеп. Гурий (Степанов) как «соучастники гр. Поздеевского, устраивавшего собрания в Даниловском монастыре». В 1925 г. ОГПУ выработало версию, что проживающие в Даниловом мон-ре архиереи якобы тайно объединены в нелегальный орган церковного управления при Патриаршем Местоблюстителе Крутицком митр. сщмч. Петре (Полянском) . Всякая встреча в мон-ре и каждая беседа с обсуждением церковных вопросов расценивалась следственными органами как заседание нелегального «Даниловского синода». В кон. нояб. 1925 г. были арестованы связанные с Даниловым мон-рем архиепископы Гурий (Степанов) и Пахомий (Кедров), епископы священномученики Амвросий (Полянский), Дамаскин (Цедрик) , Иоасаф (Удалов) , Парфений (Брянских) и др. Все они были осуждены по делу Местоблюстителя митр. Петра. Пребывая в ссылке, архиеп. Феодор отрицательно встретил «Декларацию» 1927 г., видя в ней не шаг, направленный на создание нормальных условий для церковной жизни, а фактическое подчинение Церкви диктату Советского гос-ва. Имеются свидетельства, что по указанию, присланному архиеп. Феодором, в Даниловом мон-ре в числе первых в Москве было выражено публичное несогласие с действиями митр. Сергия. При этом, однако, вначале речь не шла о прекращении поминовения за богослужением имени Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Архим. Тихон (Беляев), наместник обители в отсутствие архиеп. Феодора, вместе с даниловской братией первоначально ограничился тем, что не приглашал митр. Сергия на храмовые праздники. Даниловские иноки воздерживались от участия в общемосковских церковных торжествах (БСб. 13. С. 306). Позднее сторонники архиеп. Феодора прекратили возношение за богослужением имени митр. Сергия. Осуждая действия Заместителя Местоблюстителя, архиеп. Феодор предлагал своим единомышленникам не спешить с окончательным разрывом с митр. Сергием в надежде на изменение его позиции. Имеются сведения, что архиеп. Феодор только в 1930 г. фактически порвал отношения с митр. Сергием, но формальное отложение при этом считал не только ненужным, но и невозможным (Там же. С. 306-307).

http://pravenc.ru/text/171335.html

«Словесная деятельность Хмелевского П.Е.— ширма, за которой скрывается: опора на правонарушителей и фанатиков. …Подобные им субъекты: Назаренко А.Е.— бывший поп общины верующих г. Балашова, Бородачев Г.А.— фанатик, монах Амвросий, служивший в приходах и в канцелярии архиерея, Александрова Т.А.— прихожанка-фанатичка, выполняющие особо важные задания церкви — вполне устраивают Хмелевского. В личной беседе и разговорах по телефону с некоторыми старостами, духовенством и доверенными лицами Пимен благословлял писать жалобы и посылать делегации в Москву. В течение 2-х лет он был вдохновителем травли секретаря исполкома балашовского городского Совета депутатов трудящихся тов. Полянской А.Е.; организовал двукратную поездку в г. Москву Александровой Т.Е. ради защиты националиста Васильцева В.С. — бывшего настоятеля Духосошественской церкви г. Саратова, снятого исполнительным органом за нарушение законодательства о культах. Приближенные Пимена нацеливали верующих сел Н. Бурасы и Романовка добиваться открытия церквей. Чувствуется стремление обособить духовенство, перекрыть его каналы соприкосновения с представителями местных Советов. Так, священнику Ефремову В.В. (г. Саратов) епископ советовал рационально использовать время (пореже бывать в кино и в других местах, поменьше выписывать газет и журналов, приобрести хороший транзистор и регулярно слушать заграничные религиозные передачи). Уполномоченный Совета И. Спиридонов» А вот образчик донесения под грифом «секретно». За его строками — подлинные людские драмы и острота противостояния церкви и власти. «Как сообщалось ранее, в деятельности архиепископа Пимена отчетливо просматривается недовольство положением церкви в СССР, упорное стремление увести церковь из-под контроля органов власти, расширить ее влияние на население. Пимен считает, что настало время, когда требования церкви должны быть обязательными для органов власти. „Они должны,— как выражается Пимен,— работать на церковь”. В этих целях архиепископ Пимен окружил себя наиболее фанатичными церковниками и духовенством. Для сокрытия своих истинных целей Пимен принял ряд мер к усилению конспирации. В частности, он провел «чистку» своего окружения, уволил из епархиального управления всех лиц, которых он считал лояльными к органам власти. В последнее время аналогичную работу он проводит среди духовенства Саратовской области, увольняя за штат патриотически настроенных лиц.

http://pravoslavie.ru/37146.html

Среди последних в Алма-Ате находились в ссылке архиепископ Херсонский и Николаеский Прокопий (Титов) и епископ Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский). В один год свирепствовал тиф, но и тогда в церкви всех принимали, и никто – ни священники, ни сестры не заболели. А в 30-м году много ссыльных умирало от дизентерии. Также и в последующие голодные 1932-1933 годы на улицах Алма-Аты, как и на улицах других городов Казахстана, валялись трупы людей. Но это не беспокоило руководителей республики. Напротив, за оказание помощи ссыльному духовенству, приравненную к к/р деятельности, протоиереи Николо-Кучугурской церкви священномученики Александр, Стефан и Филипп в конце 1932 года были арестованы и в январе 1933 года скончались в тюрьме от сыпного тифа. Ссылка в Казахстан чаще всего заканчивалась новым арестом. Но, начиная с 1937 года, приговаривали в основном уже к смертной казни. Так, в Талды-Курганской области в 1935 год отбывал ссылку епископ Екатеринославский Макарий (Кармазин). Он проживал на станции Уш-Тобе Каратальского района. В феврале 1937 года НКВД направило в ссылку в Уш-Тобе и епископа Симферопольского и Крымского Порфирия (Гулевича). 20 ноября 1937 года епископ Порфрий и епископ Макарий были арестованы и 2 декабря того же года оба священномученика были расстреляны в г. Талды-Кургане. Но, пожалуй, самая трагическая страница времен гонений – это история города Караганды, которая состоит из тесно связанных между собой истории крестьян-спецпереселенцев 30-х годов и истории Карлага – Карагандинского лагеря НКВД. Для освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработки Кара-гандинского угольного бассейна летом и ранней осенью 1931 года на территорию будущей Караганды и области были привезены 52 тыс. крестьянских семей и брошены под открытым небом на произвол судьбы – ни жилья, ни хлеба в достатке, ни воды. Люди поселились в ямах, которые копали себе сами. И знойным летом 1931 года в наскоро образованных поселках-обсервациях от дизентерии и голода погибли почти все дети до 6-летнего возраста. А суровой зимой прошла волна массовой смертности.

http://pravmir.ru/cerkov-otmechaet-pamya...

Три указанных выше архиерея, как говорится в их письме Евдокиму, рассказали о предложении Евдокима архиерейскому совещанию, проходившему 29 августа в Донском монастыре. Архиепископ Серафим сказал собравшимся архиереям: «Богомудрые архипастыри, мы только что сейчас, в качестве трех уполномоченных Святейшим Патриархом Тихоном лиц, были у высокопреосвящейшего митрополита Евдокима, где около двух часов беседовали с ним обстоятельно по вопросу о ликвидации нашего церковного разделения. Высокопреосвященнейший митрополит Евдоким предложил нам обсудить три вопроса по этому делу безотлагательно, принципиально, с коими мы согласились. Это: 1) согласны ли мы на примирение с ним? Если мы согласны, то надо: 2) завести сношения и начать совместную подготовительную работу к предстоящему Поместному Собору; 3) Поместный Собор открывает Святейший Патриарх Тихон. На этом соборе Патриарх Тихон должен отказаться от управления Церковью и уйти на покой» . Многие епископы, в частности, Амвросий (Полянский), осудили архиепископа Серафима за желание пойти навстречу Евдокиму. Абсолютное большинство архиереев, среди которых был и архиепископ Иларион, высказалось против отстранения патриарха и объединения с обновленческим Синодом. «Закрытой баллотировкой проект примирения и соединения с обновленцами большинством голосов был провален и собрание закрыто» . Слухи о переговорах архиепископа Илариона с обновленцами в августе 1923 года распространял секретарь обновленческого Синода А.И. Новиков (Айзенштейн) на одном из диспутов в Политехническом музее в «Заявлении председателя диспута и секретаря Священного Синода Новикова о том, что Иларион вместе с другими архиереями приходил ночью (из боязни своих) в Синод и вел там переговоры о примирении с живоцерковниками и об отправлении Тихона на житье в какой-нибудь отдаленный монастырь». Это заявление святитель Иларион не смог сразу опровергнуть, так как оно было сделано Новиковым уже по уходе владыки Илариона с диспута. Опровергая позднее эти слухи, архиепископ Иларион «заявил, что он причастится скорее с коммунистом, чем с живоцерковником» .

http://pravoslavie.ru/35224.html

В 1931 году в Обдорске епископ Амвросий и архиепископ Прокопий вновь были арестованы. Подлинной причиной ареста явилась ненавистная безбожным властям глубокая вера святителей, их нежелание идти на компромиссы, сам образ жизни, который они вели в глухой ссылке; раздражало, что архиереи осмелились служить Божественную литургию, хотя на службах присутствовало всего несколько человек, раздражало и то, что святители переписывались с находившимся на крайнем севере Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Петром. Для составления обвинения после ареста епископов были допрошены местные жители, но и тогда оснований для желаемого приговора не хватало, и к архиереям в камеру подселили осведомителей, один из которых донес, что епископ Амвросий про предложение стать агентом ОГПУ сказал: «Я на такую подлость никогда не пойду». После окончания следствия архиереи были отправлены в Тобольскую тюрьму. 14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Амвросия и архиепископа Прокопия к ссылке в Казахстан на три года. Епископ Амвросий был отправлен в ссылку в город Туркестан, куда прибыл в начале сентября 1932 года. В ОГПУ владыке сказали, что он должен будет отправиться за сто двадцать километров, через пустыню, в небольшое село Сузак, где ему определено место жительства. Путь туда проходил по узкой и опасной дороге, на иных участках он шел вдоль ущелья, и бывали случаи, когда верблюды срывались с тропинки и падали в пропасть. В дороге к месту ссылки епископ Амвросий получил тяжелые ожоги и едва добрался до села Сузак. По приезде он был помещен в местную больницу, где через неделю скончался. По другим источникам, святитель умер еще по дороге из Чимкента, в степи, называемой Голодная, от солнечных ожогов и желудочных заболеваний. В страшную жару владыка Амросий, облаченный в черную рясу, ехал под открытым солнцем на верблюде в сопровождении конвоя. Объявив привал, охрана дала команду: «Поп, слезай с верблюда!». Но ответа не последовало – владыка был уже мертв. Его тело привезли в Сузак, и чтобы не писать объяснительных отчетов о смерти заключенного, смерть священноисповедника епископа Амвросия (Полянского) была зафиксирована в больнице селения Сузак 20 декабря 1932 года.

http://pravicon.com/info-1729

Священноисповедник Амвросий родился в 1878 году в селе Петелино Тамбовской губернии в семье священника Алексия Полянского. При крещении наречен Александром. В 1899 году окончил Тамбовскую духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию. В 1901 году пострижен в монашество с именем Амвросий и рукоположен в иеродиакона, в 1902 году – в иеромонаха. В 1903 году окончил академию и получил назначение преподавателем в Киевскую духовную семинарию, а в 1906-м стал ректором этой семинарии и был возведен в сан архимандрита. В 1918 году архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Винницкого, викария Каменец-Подольской епархии. В 1922 году назначен правящим архиереем Каменец-Подольской епархии. После окончания на Украине гражданской войны советские власти предложили епископу Амвросию присоединиться к обновленцам. Он отказался и был арестован. В 1923 году его выслали за пределы Украины. Он поселился в Москве, где продолжал выступать против обновленцев, в защиту Патриарха Тихона. В 1925 году его направили управляющим Каменец-Подольской епархии, но он был арестован и выехать не смог. После следствия приговорен к трем годам заключения и отправлен в Соловецкий лагерь. 30 ноября 1928 года ему было объявлено, что после лагеря он высылается на три года в Уральскую область. В 1931 году вновь арестован за то, что служил в ссылке Литургию и переписывался с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Крутицким Петром. Следователи предложили владыке стать агентом ОГПУ, он ответил: «Я на такую подлость никогда не пойду». 14 декабря 1931 года епископа Амвросия приговорили к ссылке на три года в Казахстан. В начале сентября 1932 года он прибыл в город Туркестан, где ему сообщили, что придется проехать еще сто двадцать километров по пустыне в небольшое селение Сузак. Находившиеся в Туркестане инокини и послушницы Марфо-Мариинской обители стали хлопотать, чтобы епископа не отправляли по считавшейся в то время опасной и тяжелой дороге, но в их просьбе было отказано. Путь действительно оказался очень тяжелым. Приехав на место ссылки, епископ Амвросий скончался. Это произошло 27 октября 1932 года.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-10-138...

В кон. 1922 г. после освобождения из тюрьмы Пимен (Пегов) стал идейным вдохновителем обновленчества на Подолии. Подольским епископом был назначен Амвросий (Полянский) , вместе с В. призывавший Пимена к покаянию. Президиум обновленческого Всеукраинского высшего церковного управления (ВУВЦУ) 11 июня 1923 г. постановил осуществить «очищение всего состава своего духовенства от контрреволюционного и вредного для спокойствия общества элемента», в связи чем «уволить с прежних должностей с назначением им местопребывания вне пределов Украины» еп. Амвросия и В. Зам. председателя ВУВЦУ В. Белоликов и Пимен (Пегов) направили в Подольский губисполком записку с требованием удаления вышеназванных архиереев с Украины как непримиримых врагов советской власти. В кон. июня В. был арестован в Проскурове, обвинен в контрреволюционной деятельности, заключен в следственный изолятор. Воспользоваться заточением епископов в тюрьму представители ВУВЦУ не смогли. Намеченный на авг. 1923 г. обновленческий съезд благочинных Проскуровского и др. уездов не состоялся из-за неприятия духовенством программы, выдвигавшейся Пименом (Пеговым). Патриарх Тихон оставил такую запись на прошениях, информирующих его о состоянии дел в Проскуровском вик-стве: «5 сент. 1923. Проскуров, как и Летичев, по-прежнему остается в церковном отношении с Преосвящен. Валерианом. Утешительно, что духовная связь его с паствою не порывается и при вынужденном отделении его оттуда. Бог да укрепит и благословит союз взаимной любви их. Патриарх Тихон». После многочисленных обращений паствы Подольской епархии в органы центральной власти УССР, РСФСР и СССР с требованием освободить еп. Амвросия и В. Верховный суд СССР признал приговор в отношении этих епископов неправомочным, и архиереи вышли на свободу, но не смогли вернуться на прежнее место служения. Вскоре еп. Амвросий возглавил Орловскую епархию, В. с 9 авг. 1923 г. жил в московском Даниловом мон-ре . 16 сент. 1923 г. он был назначен епископом Ржевским, викарием Тверской епархии, к месту назначения выехать не смог, временно управлял Смоленской епархией.

http://pravenc.ru/text/153967.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010