23. Михаил (Ермаков) 1924–1929. 24. Димитрий (Вербицкий) 1930–1932 (архиепископ). 25. Сергий (Гришин) 1932–1934 (архиепископ). 26. Константин (Дьяков) 1934–1937. 27. Николай (Ярушевич) 1941–1944. 28. Иоанн (Соколов) 1944–1964. 29. Иоасаф (Лелюхин) 1964–1966. 30. Филарет (Денисенко) 1966–1992 (анафематствован в 1997 г.). 31. Владимир (Сабодан) с 1992 г. д) митрополиты Крутицкие 1. Трифиллий (Инихов) 1699–1702 (Сарский и Крутицкий). 2. Иларион (Властелинский) 1703–1711 (Сарский и Крутицкий). 3. Феодосий (Вадбольский) 1711–1712 (епископ Сарский и Крутицкий). 4. Алексий (Титов) 1714–1719 (епископ Сарский и Крутицкий). 5. Игнатий (Смола) 1719–1721 (Сарский и Крутицкий). 6. Леонид 1722–1742 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 7. Платон (Малиновский) 1742–1748 (архиепископ Сарский и Крутицкий). 8. Иларион (Григорович) 1748–1759 (епископ Сарский и Крутицкий). 9. Амвросий (Зертис-Каменский) 1761–1768 (архиепископ, с 1764 г. – Крутицкий и Можайский). 10. Сильвестр (Страгородский) 1768–1771 (епископ Крутицкий и Можайский). 11. Самуил (Миславский) 1771–1776 (епископ Крутицкий и Можайский). 12. Амвросий (Подобедов) 1782–1785 (епископ Крутицкий и Можайский). 13. Евсевий (Никольский) 1920–1922. 14. Никандр (Феноменов) 1922–1923 (архиепископ). 15. Священномученик Петр (Полянский) 1923–1937. 16. Николай (Ярушевич) 1944–1960. 17. Питирим (Свиридов) 1960–1963. 18. Пимен (Извеков) 1963–1971. 19. Серафим (Никитин) 1971–1977. 20. Ювеналий (Поярков) с 1977 г. 10. Обер-прокуроры Святейшего Синода 1. И. В. Болтин 1722–1725. 2. А. П. Баскаков 1725–1726. 3. Р. А. Раевский 1726–? (прокурор). 4. Н. С. Кречетников 1741 (назначен, но не вступил в должность). 5. Князь Я. П. Шаховской 1741–1753. 6. А. И. Львов 1753–1758. 7. Князь А. С. Козловский 1758–1763. 8. И. И. Мелиссино 1763–1768. 9. П. П. Чебышев 1768–1774. 10. С. В. Акчурин 1774–1786. 11. А. И. Наумов 1786–1791. 12. Граф А. И. Мусин-Пушкин 1791–1797. 13. Князь В. А. Хованский 1797–1799. 14. Д. И. Хвостов 1799–1802. 15. А. А. Яковлев 1803. 16. Князь А. Н. Голицын 1803–1817 (1817–1824 – министр «двойного министерства»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 17 июля 2002 г. Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 3591, 5547; Архив УФСБ РФ по Тульской обл. Д. 11295, 11514; Архив УФСБ РФ по Рязанской обл. Д. 12257; Архив УФСБ РФ по Архангельской обл. Д. 7799. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 184-186; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 486; Голубцов С., протодиак. Профессура МДА в нач. XX в. М., 1999. С. 4, 44-45, 122-123, 126; Святые и праведники земли Рязанской X-XX вв./Сост. Т. Веселкина. Рязань, 2000. С. 223-228; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в./Сост. прот. С. Трубин и др. Рязань, 2002. Т. 1. С. 71-81; Дамаскин. Кн. 7. С. 9-36; Житие сщмч. Игнатия (Садковского), еп. Скопинского, викария Рязанской епархии//Рязанский церк. вестн. 2002. 9. С. 54-59; Иоаким (Заякин), иеродиак. Заступник земли Скопинской//Там же. 11. С. 26-28; ЖНИР. Янв. С. 369-398. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Яковлевич Вислянский (1870 – 1930), сщмч., сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе Воронежских святых, в Соборе Липецких святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АМВРОСИЙ (Гудко Василий; 1867-1918), еп. Сарапульский и Елабужский, викарий Волынской епархии, сщмч. (пам. 27 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Казанских святых) АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/293427.html

1932 г. – архиепископ Старорусский. 1932 г. – митрополит. 1933 г. – митрополит Новгородский. 1933–1945 гг. – митрополит Ленинградский и Новгородский. 1944 г., май – Патриарший Местоблюститель. 1945 г., 4 февраля – Патриарх Московский и всея Руси. 1970 r., 17 апреля – скончался в Москве. Погребён в Троице-Сергиевой Лавре, в храме Всех святых, в земле Российской просиявших (под Успенским собором). АЛЕКСИЙ (Соловьёв Феодор Алексеевич), иеросхимонах Зосимовой Пустыни. 1846 г., 17 января – родился в г. Москве, в семье священника. Учился в Андрониевском духовном училище, затем в Московской духовной семинарии. 1867–1895 гг. – диакон. 1872 г. – овдовев, жил в Москве и служил до 1895 г. в церкви св. Николая в Толмачах (Замоскворечье). 1895 г., 6 июня – рукоположен во священника к Большому Успенскому собору в Кремле. 1897 г. – духовник причта Московского Большого Успенского собора в Кремле. 1898 г., 30 ноября – после женитьбы сына поступил в Зосимову пустынь и принял постриг в мантию. Старец, духовный руководитель множества людей (от мирян до архиереев). 1916 г., 3 июня – ушёл в затвор. 1917–1918 гг. – член Собора Российской Православной Церкви от монашества. 1917 г., 18 ноября – при избрании Патриарха в храме Христа Спасителя вынул жребий на Патриаршество митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону [Белавину]. 1919 г., 28 февраля – пострижен в схиму. 1923 г., 22 января-6 мая – закрытие Зосимовой Пустыни. Переехал в Сергиев Посад с келейником о. Макарием; жил в доме Верховцевых, затем – на частной квартире. Был в оппозиции к митрополиту Сергию [Страгородскому]. 1928 г., 2 октября – скончался в Сергиевом Посаде. Чин отпевания в Петро-Павловском храме совершён архиепископом Бийским Иннокентием [Соколовым] с многочисленным сонмом клириков и иерархов. Погребён в Сергиевом Посаде на Кокуевском кладбище у алтаря (позже, по закрытии кладбища, прах перенесён на новое городское кладбище). АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич ), епископ Подольский. 1878 г., 12 декабря – родился в с. Петелино Елатомского уезда Тамбовской губ., в семье священника.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Александр Солженицын в книге " Архипелаг ГУЛАГ " писал с горькой иронией: " Охотно и много ссылали в Казахстан, и тут…  ссыльные составили добрую половину республики, так что с успехом ее можно было теперь называть КаЗЭКстан " . За три десятилетия в стране оказались несколько миллионов человек. Большую часть переселенцев составляли христиане: крепкие крестьянские семейства; интеллигенция, сохранившая духовно-нравственные устои (вспомним хотя бы Льва Николаевича Гумилева, имя которого увековечено уже в эпоху независимости); поволжские немцы, в основном, лютеране; и, конечно, огромное количество представителей православного духовного сословия: иерархи, духовенство, монашествующие, активные миряне. На бескрайних просторах Сары Арки, в Семиречье, в предгорьях Заилийского Алатау, в Туркестане они несли свой тяжкий крест, изнемогали от голода и болезней, страдали от холода и зноя, томились от непосильной работы, умирали в тяжких муках за веру в Бога. Болью в сердце отзываются сегодня, даже спустя многие десятилетия, названия мест массовых репрессий и гибели ни в чем неповинных людей: КарЛаг, Алжир, Степлаг, Лисья Балка. Собор Казахстанских новомучеников и исповедников объединил в себе верных сынов и дочерей нашей Церкви из самых разных губерний бывшей Российской империи — от Балтики и Черного моря до Тихого океана. В мартирологе Великой степи содержатся имена таких известных иерархов, как митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) — несгибаемый, бескомпромиссный  борец за святость и чистоту Православия; архиепископ Симферопольский Лука (Войно-Ясенецкий) — хирург с мировым именем, профессор медицины, лауреат государственной премии, автор многих уникальных научных работ; архиепископ Костромской Никодим (Кротков), архиепископ Омский Алексий (Орлов), архиепископ Воронежский Захария (Лобов), епископ Липецкий Уар (Шмарин), епископ Ивановский Борис (Воскобойников), епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), архиепископ Херсонский Прокопий (Титов), епископ Подольский Амвросий (Полянский) и многие другие. Где бы ныне ни жил православный христианин — в Центральной России, на Дальнем Востоке или в Сибири, на Украине, в Прибалтике или в Белоруссии — с Казахстаном его епархию, приход, родной храм особым образом будет связывать имя того или иного страдальца Христова, пролившего на этой земле свою кровь или отбывавшего здесь тюремные сроки в ссылках и лагерях.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5382624...

Была похоронена на Владыкинском кладбище. В 60-х гг. ХХ в. в связи с реконструкцией подъездных путей железной дороги большая часть старого Владыкинского кладбища была снесена. Часть останков из вскрытых могил перенесли на Долгопрудненское кладбище, однако могила М. в их описи не значится. Точное место ее захоронения остается неизвестным. М. была причислена к лику местночтимых святых Рязанской епархии резолюцией патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 апр. 1999 г. Прославлена для общецерковного почитания Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г. Арх.: Архив УФСБ по Рязанской обл. Д. 10719; ГАРО. Ф. 627. Оп. 240. Д. 58; Оп. 245б. Д. 69; Ф. Р-6775. Оп. 1. Д. 75; Ф. Р-5. Оп. 2. Вн. 1. Д. 5, 146. Лит.: Житие св. блж. Матроны Анемнясевской/Сост.: свящ. Н. Правдолюбов, В. Правдолюбов. М., 1999; Были верны до смерти: Кн. памяти новомучеников и исповедников Рязанских XX в. Рязань, 2002. С. 169-187; ЖНИР. Июнь. С. 404-407; Иоаким (Заякин), иером., Мелетия (Панкова), мон., и др. «Моя жизнь - Христос, и смерть - приобретение»: Новомученики и исповедники земли Рязанской, XX в.: Патерик. Рязань, 2012. С. 189-200. Игум. Дамаскин (Орловский), мон. Мелетия (Панкова) Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР Александрович Цицеронов (1893 - 1938) свящ., сщмч. (пам. 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской и в Соборе Рязанских святых) АЛЕКСАНДР (Орудов (Уродов) Георгий Андреевич; 1876-1961), архим., посл. наместн. Седмиозерной пуст., исп. (пам. 14 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Вятских святых) АЛЕКСАНДР Сергеевич Державин (1864 – 1933), свящ., исп. (пам. 12 марта в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСИЙ († 1918), мч. (29 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)

http://pravenc.ru/text/2562614.html

В июле 1944 г. по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 5 годам ссылки. Скончался вскоре после приезда на место ссылки - в с. Бирилюссы на р. Чулым Красноярского края. 18 окт. 1985 г. мощи В. были обретены и перевезены в Москву, в июле 1993 г. их перенесли в ивановский в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-рь . В авг. 1993 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил местное почитание священноисповедника, общецерковное прославление В. состоялось на Архиерейском юбилейном Соборе РПЦ 2000 г . Арх.: ГАКО. Ф. 130. Оп. 9. Д. 798. Л. 33 об.- 34 об. (Клировая ведомость по Вознесенской ц. г. Кинешмы за 1891); Д. 824. Л. 30 об. (Клировая ведомость за 1893); Ф. 432. Оп. 1. Л. 294; Архив УФСБ РФ по Ивановской обл. Д. 7972-П; Д. 9139-П; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-35561; Д. СО-28724. Ист.: Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Костромские ЕВ. 1889. 15. Ч. офиц. С. 190; Разрядный список учеников Кинешемского ДУ//Там же. 1890. 15. Ч. офиц. С. 198. Лит.: Житие свт. Василия Кинешемского. М., 1994; Не предать забвению: Кн. памяти жертв полит. репрессий, связанных судьбами с Ярославской обл. Ярославль, 1994. Т. 2. С. 79; Дамаскин. Кн. 2. С. 204-240; он же. Жизнеописание свт. Василия, еп. Кинешемского// Василий (Преображенский), еп. Кинешемский, свт. Беседы на Евангелие от Марка. М., 1996. С. 3-40; Зонтиков Н. А. Костромская ДС: Вехи истории: К 250-летию со дня основания (1747-1997 гг.). Кострома, 1997. С. 20; Федотов А. Ивановская епархия РПЦ в 1918-1993 гг.: Внутрицерковная жизнь и взаимоотношения с гос-вом. Иваново, 1999. С. 3-11, 10-104; Александр (Могилёв), архиеп. Священномученик Никодим: Жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001. С. 55-56, 254-255. Игум. Дамаскин (Орловский),Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Полянский Александр Алексеевич; 1878-1932), еп. Подольский и Брацлавский, исп. (пам. 7 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых) АФАНАСИЙ (Сахаров Сергей Григорьевич; 1887-1962), еп. Ковровский, священноисп. (пам. 15 окт., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) БОРИС (Воскобойников Семен Тимофеевич; 1875 - 1937), еп. Ивановский, сщмч. (пам. 23 нояб., в Соборе Ивановских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)

http://pravenc.ru/text/150493.html

В Казахстане в 30-годы было несколько пересыльных пунктов ОГПУ, один из которых находился в его столице г. Алма-Ате. Туда прибывали ссыльные для по-лучения распределения к месту ссылки – в какую-либо из областей республики. И поэтому в начале 30-х годов Алма-Ата была переполнена ссыльными. Большинство ссыльных – духовенства и мирян – в ожидании распределения, не имея крова над головой, находили приют в Никольской церкви, что располагалась в местности Ку-чугуры. Ежедневно десятки ссыльных приходили под кров этого храма и находили здесь сочувствие и поддержку. Служители этого храма священномученики протои-ереи Александр Скальский, Стефан Пономарев, Филипп Григорьев оказывали ссыльным посильную помощь. «Устраивали всех в подвале, где печь стояла рус-ская. – Вспоминает свидетельница тех событий, дожившая до наших дней Анаста-сия Степановна Нагибина. – Ссыльные приходили голодные, измученные. Но в приюте никому не отказывали и всех кормили. И не было ни одной ночи, чтобы в храме ссыльные не ночевали, и матушки разоренного Верненского монастыря, жившие при этом же храме, для них варили, обирали с них вшей и обстирывали. Жили очень скудно, доходы у церкви были небольшие, но отец Александр всегда наделял нуждающихся, и матушкам, давая деньги, говорил: «Вы присматривайтесь, спрашивайте, может, кому из ссыльных обувь надо или одежду. Это лишние у нас деньги, отдавайте, нам хватит, а там – что Господь пошлет». Матушки много вни-мания уделяли ссыльным монахиням. Принимали в церкви сестер брянских, сев-ских, касимовских, дивеевских. Возглавлявший в те годы Алма-Атинскую кафедру Епископ Герман (Вейнберг), благословлял ссыльное духовенство причащаться в алтаре, в полном облачении. И нередко алтарь Никольской церкви был переполнен духовенством – от диаконов до архиереев. Среди последних в Алма-Ате находи-лись в ссылке архиепископ Херсонский и Николаеский Прокопий (Титов) и епи-скоп Подольский и Брацлавский Амвросий (Полянский). В один год свирепствовал тиф, но и тогда в церкви всех принимали, и никто – ни священники, ни сестры не заболели. А в 30-м году много ссыльных умирало от дизентерии. Летом жара была страшная, пить хочется, напьются из арыка, потом в церковь приползут. Даже в коридор не могли зайти, а где-нибудь под деревом сва-лятся. Горожане придут, скажут: " У вас человек умирает " . Сестры шли, сообщали в милицию. Милиция приезжала, человека клали на телегу, увозили, и это все. Ино-гда сообщали, что такой-то умер в больнице.

http://pravicon.com/info-2623

В Саралинской школе обучается 57 мальчиков и 34 девочки, а в Полянской школе 53 мальчика и 17 девочек. При церкви старостой со 2 февраля 1909 года состоит крестьянин Григорий Павлович Матвеев. 19 сентября 1915 года приход посетил Преосвященный Епископ Сарапульский Амвросий. В 1897 году при храме было открыто церковно-приходское попечительство, в задачи которого входило заботиться об отоплении и благоустройстве храма. Из послужного списка священно-церковнослужителей за 1915 год следовало, что в Петропавловском храме служил священник Петр Васильевич Чистосердов, который родился 15 января 1863 года в семье священника. В 1884 году он окончил курс Уфимской духовной семинарии. Работал учителем в Билярском земском училище. В 1888 году рукоположен в сан священника. Со 2 августа 1891 года по прошению определен в село Сарали Елабужского уезда. Как указано в послужном списке, состоял в 1892-1896 гг. следователем по 1-му округу Елабужского уезда, П. В. Чистосердов знает вотский язык, но говорить на нем свободно не может. Петр Чистосердов был женат на дочери священника Ироиде Симеоновне, 1870 года рождения. У них в семье были дети: Николай, который к тому времени значится студентом Казанского университета, Людмила - обучается в Казани музыке. Сын Александр служил дьяконом в селе Александровском, Котельнического уезда, а Елизавета и Ольга учились в Стахеевском Епархиальном женском училище города Елабуги. Иоанн проходил курс наук в Уфимской духовной семинарии. Василий учился во 2-ом классе Елабужского духовного училища. Мария и Борис числились в Земском училище. А самая младшая дочь – Надежда - была при родителях. В 1937 году в храме служил священник Николай Грахов, который в этом же году был расстрелян с застенках НКВД города Елабуги по обвинению в антисоветской деятельности В дальнейшем храм был закрыт. Использовался под клуб и зернохранилище. Возвращен общине верующих в 2004 году. С сайта Татарстанской митрополии РПЦ МП. Архитектурное описание. Церковь состоит из двух объемов:обширной трапезной прямоугольной в плане по двускатной крышей и собственно церкви - восьмерик на четверике с полукруглым куполом. Колокольня утрачена. Классицизм. Из каталога-справочника: " Республика Татарстан:Памятники истории и культуры " . г.Казань Издательство " Эйдос " -1993 г Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=12713

В следственном деле митрополита Петра (Полянского) и других имеется заключение, составленное на основе свидетельских показаний. В нем говорится: “тон настроениям даниловского монастыря давало своеобразное бюро, состоявшее из 3-х человек: ФЕОДОРА, АМВРОСИЯ, ПАРФЕНИЯ, а после ареста Феодора из двух последних” 26 . “Заседания бюро были нерегулярны и происходили в комнате епископа ФЕОДОРА, куда доступ был затруднен”: строгий этикет монастыря не допускал в комнату Феодора без предварительного разрешения. Пахомий объясняет такую строгость “этикета” тем, что “посторонним неудобно было слышать, о чем говорят” 27 . “Когда же посторонних не бывало, то разговор шел на специальные темы. Пахомий на некоторых таких специальных беседах присутствовал благодаря своей особой роли примирителя противоположных мнений”. Примерами таких специальных тем были: “решения вопроса, идти или не идти в создаваемый патриархом Синод из либеральных епископов; решили не идти…” 28 . Таким образом, даниловские епископы на своих заседаниях каждый раз решали, подчиняться мнениям Патриарха Тихона или нет, и решали исходя из собственной бескомпромиссной позиции. Е. Тучков пытался углубить наметившийся раскол. В апреле 1924 г. во время переговоров В. Красницкого (как марионетки Тучкова) с Патриархом об условиях легализации органов высшего церковного управления Тучков пишет: “Сказать Т[ихону] что Синод нельзя ввиду того, что есть Данилов монастырь. Он его должен ликвидировать. 2) От него же — о Даниловском взять бумагу о их вредности Сов. власти. 3) О возможности вместо Донского Данилов — если те очистят для тихоновцев” 29 . То есть Тучков требовал от Патриарха как условие организации Синода “ликвидировать” так называемую “дани­лов­скую оппозицию”. На это Патриарх не пошел, после чего Тучков решил сам расправиться с “даниловцами”, которые могли сорвать переговоры с Красницким. 16 апреля 1924 г. был арестован глава “Даниловского синода” архиепископ Феодор (Поздеевский) 30 . В этот день 6-м отделением СО ОГПУ было проведено 18 обысков и 8 арестов, а 23 апреля — 49 обысков и 42 ареста 31 . Репрессиям подверглись и епископат, и духовенство Патриаршей Церкви, сделано это было для того, чтобы уничтожить так называемое “правое крыло” епископата. После арестов, проведенных в ночь на 23 апреля, Патриарх подписал первое прошение Красницкого, где выразил готовность принять его в церковное общение при принесении им покаяния. Святитель надеялся облегчить этим участь арестованных собратьев.

http://pravmir.ru/antireligioznyie-mudre...

В состав об-ва входили лица, бывшие впосл. активными деятелями «С.-Петербургского евангельского пробуждения»: кнж. М. М. Дондукова-Корсакова, кнг. В. Ф. Гагарина, барон Корф, В. А. Пашков, Ю. Я. Половцова, баронесса Э. Ф. Раден, Е. А. Тимашева (урожд. Пашкова), а также представители Русского евангельского союза: барон П. Н. Николаи, стал товарищем председателя, Ф. Х. Офенберг - казначеем, Е. К. Пистолькорс - членом совета общества. Руководители об-ва придавали особое значение активному участию в нем правосл. духовенства, отмечая его численность в ежегодных отчетах. В 1877 г. среди членов об-ва насчитывалось 147 лиц духовного звания, т. е. более 1/4 всего состава (Там же, 9-й//ЦВ. 1878. С. 2-3). В 1880 г. в об-ве состояло более 200 лиц духовного звания, из них 66 священнослужителей имели у себя небольшие запасы книг. Нек-рые пастыри по благословению преосвященных сами разносили книги. Членами-сотрудниками об-ва были архиепископы Амвросий (Ключарёв), Вениамин (Благонравов), Модест (Стрельбицкий), епископы Иосиф (Соколов), Иларион (Юшенов), свт. Иустин (Полянский), Лаврентий (Некрасов), прот. Н. И. Брянцев, прот. М. Д. Горчаков, протопресв. А. А. Желобовский, прот. Иоанн Кронштадский (Сергиев), протопресв. И. Л. Янышев и др. Наибольшее число лиц духовного звания состояло в обществе в 1885 г. (442 чел.), с кон. 1890 г. их численность неуклонно уменьшалась: в 1914 г., согласно отчету, в обществе осталось 108 лиц духовного звания. Как указывалось в ежегодных отчетах, главными деятелями об-ва считались книгоноши, на долю которых приходилось от 1/3 распространяемых книг. От них требовались знание Свящ. Писания, а также искренние благочестие, смирение и самоотвержение; продолжительное испытание выдерживали не все претенденты. Странствуя по России, книгоноши знакомили с деятельностью об-ва и возбуждали сочувствие к нему. Им выдавали специальные кожаные сумки с медными бляхами с надписью «Общество для распространения Св. Писания в России», к-рые нельзя было передавать др. людям. Книгоноши были членами-сотрудниками об-ва, до 1895 г. их было 19, а всего за годы деятельности об-ва в его составе насчитывалось 33 книгоноши. В 1898 г. было принято решение за вознаграждение пользоваться помощью «трудящихся наподобие книгонош», которые могли бы распространять книги вразнос на местах. В нач. XX в. один из книгонош об-ва неск. раз ездил в Иерусалим для продажи изданий рус. паломникам. В 1888 г. был основан специальный фонд пособий для пенсий или помощи семьям в случае смерти книгоноши или потери им трудоспособности; в 1894 г. фонд располагал суммой 1460 р. 88 к.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010