10 . В заключение мы не можем в настоящий раз не отдать дани удивления тому беспристрастию, с которым относится к этому вопросу обер-прокурорская власть. Во всеподданнейших отчетах обер-прокурора Св. синода отдается похвала равно той и другой стороне – и той, которая утверждает, что духовно-судебная власть епископу, на основании Слова Божия и церк. правил, принадлежит несомненно, и той, которая доказывает, что судебная власть у архиерея может и должна быть отнята. Во всеподданнейшем отчете обер-прокурора за 1870 год говорится следующее: „Вызванный на чреду разрешения вопрос о преобразовании церковно-судебной части обратил на себя деятельность и наших духовных ученых, которые своими трудами могут содействовать разъяснению разных сторон этого важного дела. К этому роду духовно-литературных произведений принадлежат статьи, явившиеся в „Православном обозрении”: „О началах духовного суда в виду современных потребностей” и „Каноническое устройство церковного суда по началам Вселенского соборного законодательства” (стр. 205). В этих статьях ясным и непререкаемым образом раскрывается мысль о принадлежности церковно-судебной власти епархиальному епископу. Во всеподданнейшем отчете за 1871 год говорится: „В „Православном обозрении” заслуживает особого внимания статья: „Начала судебной реформы в применении к духовному суду” – ученые соображения, служащие к выяснению духовно-судебной реформы” (стр. 172, 173). В этой статье развивается и доказывается мысль, что в духовном ведомстве к разделению суда и администрации не существует никаких догматических препятствий и что судебную власть у архиерея можно „отнять”. По беспристрастному отзыву „Отчетов” и статьи 1870 года и совершенно противоположная им статья 1871 года одинаково служат разъяснению духовно-судебной реформы. Иного отношения к вопросу, впрочем, и ожидать невозможно. Ибо всякое одностороннее отношение „Отчетов» и представляющей их власти к этому предмету могло бы быть не без вреда для правильности разрешения вопроса величайшей важности. Как в вопросе о сокращении предметов церковной подсудности, обер-прокурорская власть энергически защищала против притязаний внешней светской свободно мыслящей комиссии истинные церковные начала и здравые юридические понятия; так ныне в вопросе об отделении суда от администрации, обсуждаемом внутри церковного ведомства, обер-прокурорская власть сохраняет полное беспристрастие, конечно, в том истинном убеждении, что дело, имеющее пройти еще много инстанций, когда-нибудь увидит истинный свет и не будет решено в каком-нибудь косом и вредном направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Здесь же мы находим уместным и полезным изложить в точности воззрение обер-прокурорской власти и на те изменения, какие она почитает необходимыми в производстве бракоразводных дел, воззрение вполне несогласное с комитетским, как известно отчисляющим брачные дела из духовного суда в светский. В изъяснение необходимости, существа и самого способа преобразования духовных судов синодальный обер-прокурор, граф Д. А. Толстой, в своем предложении Св. синоду, от 23 мая 1869 г. за 202, излагал между прочим следующее: „По силе ст. 240 „Уст. дух. конс.” дела о расторжении браков вчиняются и производятся в тех епархиях, где супруги имеют постоянное местожительство, а в примечании к этой статье объяснено, что для определения постоянного местожительства какого-либо лица принимаются в уважение: или место его служения, или место, в коем оно приписано к какому-либо сословию, или же всегдашнее жительство”. „Вследствие сего въ практике встречалось много затруднений при производстве бракоразводных дел, ибо, по ст. 252 „Уст. дух. конс.”, требуется, чтобы в делах о расторжении браков, по оскорблению святости брака прелюбодеянием, обе стороны – как истец, так и ответчик, явились в консисторию, для судоговорения. Это последнее требование закона оказывается иногда для одного из супругов, имеющего жительство вдали от места, где назначено судоговорение, отяготительным, вызывает с его стороны возражения касательно неправильности вчинения иска, или же такие действия, от которых дело не получает окончания в течение продолжительного времени. На это неудобство Святейшим синодом уже было обращено внимание при рассмотрении дела о составлении инструкции для духовных установлений, по поводу новых судебных уставов, и признано необходимым возбудить в законодательном порядке дело об изменении ст. 240 „ Уст. дух. конс.”, сообразно правилу, изъясненному в ст. 208 „ Уст. угол. судопр.”, т. е., чтобы производство следствий и постановление решений по делам о разводе по прелюбодеянию подлежали духовному суду той епархии, где совершено доказываемое прелюбодеяние”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Примечание. Дела, которые могут быть оканчиваемы примирением, должны быть с точностью означены в законе. 75) Осмотр, или иное местное дознание, если они окажутся необходимыми по делу, поступившему к разбору духовного судьи, производятся духовными судьями, или, по их поручению, кандидатами. 76) Духовный судья разбирает все дела словесно, и постановляет приговор по выслушании сторон, или их поверенных. 77) Приговоры духовного судьи по делам о проступках, за которые в законе определяются одни лишь замечания, или выговоры без внесения в послужной список, или денежное взыскание в случае определения оного в размере не свыше пятнадцати рублей, считаются окончательными и не могут быть обжалованы. На все прочие приговоры допускаются отзывы и протесты. 78) Дела у духовных судей подчиняются общему порядку судопроизводства, установленному ниже для дел, подведомственных духовно-окружному суду, в качестве суда первой степени. Отступления от сего общего порядка допускаются лишь в виде изъятия и должны быть с точностью указаны в законе 55 . Глава IV. О порядке обжалования постановлений и приговоров духовных судей и о производстве дел в духовно-окружных судах в качестве второй инстанции. 79) Право приносить отзывы на неокончательные приговоры духовных судей принадлежит подсудимым и лицам потерпевшим, а право протеста на означенные выше решения предоставляется по всем делам не прекращающимся примирением, хотя бы дела сии и не были возбуждены духовным начальством, сему последнему. 80) Отзывы и протесты предъявляются письменно или словесно, лично или чрез поверенных. 81) Отзывы и протесты подаются духовному судье, постановившему приговор, не позже как в двухнедельный срок со дня объявления оного. 82) При рассмотрении дел по отзывам и протестам свидетели и сведущие люди требуются в суд, когда последний, по особенно уважительным причинам, признает это необходимым. Суд может также, не вызывая свидетелей, и сведущих людей поручить допрос их, по месту их нахождения, духовным судьям, или их кандидатам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

114) Супруги – ищущий расторжения брака и ответствующий должны являться к суду лично; поверенные не допускаются. 115) Дела о расторжении брака по сим двум причинам производятся при закрытых дверях. 116) Лица, оговоренные в неспособности, а в случае необходимости и ищущие по сей причине расторжения брака, свидетельствуются в присутствии врачебной управы, которая сообщает епархиальному суду об оказавшемся по освидетельствованию („Уст. конс.” 247). 117) При начале формального производства дел о расторжении брака по оскорблению святости оного прелюбодеянием ответствующему лицу выдается засвидетельствованная копия с искового прошения и назначается день для явки в суд истца и ответчика к судоговорению. 118) Судоговорение начинается чтением искового прошения, по содержанию которого требуются от ответчика объяснения, и за тем состоит из объяснений сторон. 119) Не отведенные сторонами свидетели допрашиваются по приведению их к присяге в суде, а представленные доказательства и объяснения подвергаются всестороннему рассмотрению суда („Уст. конс.” 248–256). Процесс бракоразводных дел по причине прелюбодеяния, проектируемый нами почти буквально согласен с употребляемым ныне в Греческой церкви Константинопольской патриархии. Процесс, употребляемый там, довольно подробно описывается в бумаге, выдаваемой ищущему развода, и именно следующим образом: „Под председательством нашего смирения, в соприсутствии честнейших клириков, благоговейнейших иереев и честнейших чиновников ( ρχντων) явился пред всеми честнейший господин Георгий и обвинял жену свою Марию в преступлении прелюбодеяния. Он говорил, что нашел ее действительно осквернившею ложе мужа своего и явно ( παυτοψοπω) прелюбодействовавшею с другим. Он представил и достоверных свидетелей NN, которые под страхом Божиим и по совести засвидетельствовали пред всеми о его жене, что, действительно, она не сохранила должной верности ее мужу; но нарушила свое целомудрие и сделалась прелюбодеицею. И так, смирение наше, выслушав сие и удостоверившись, дало движение сему делу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

дух. конс.” 165). Что дела этого рода могут быть разрешаемы и очищаемы только этим и никаким другим судом – для убеждения в сем довольно указать, в частности, несколько таких дел. Таковы, напр. несчастные случаи пролития Св. Даров, потеря священником дароносицы со Св. Дарами и т. п. Очевидно, что к суждению сих случаев неприложпмы формы открытого формального суда; единственно возможным и уместным здесь судом может быть только суд архиерея, как общего духовного отца всех иереев; ни один священник сам собою, ни целая коллегия священников не могут разрешить подобных случаев, а формальный суд здесь совершенно неуместен. Второй род подлежащих сему суду дел составляют вообще проступки против должности и благоповедения, не соединенные с явным вредом и соблазном, замеченные в священнослужителе, которого прежнее поведение было неукоризненно. („Уст. конс.” 165 п. 6). Дела этого рода подвергать прямо формальному, карающему суду, минуя непосредственный архиерейский исправительный суд было бы не согласно с отношениями архиерея как духовного отца всех подчиненных ему клириков: когда нет ни вреда, ни соблазна от проступка, допущенного клириком, прежнее поведение которого было безукоризненно, тогда архиерей имеет и право, и долг исправить такового своим непосредственным судом. Третий род дел, подлежащих непосредственному архиерейскому суду, составляют жалобы, приносимые именно с тем, чтобы неправильно поступившего исправить архипастырским судом и назиданием без формального делопроизводства („Уст. конс.” 165 п. в). Эти жалобы относятся, очевидно, к обидам, причиняемым духовными лицами, и почитающих себя обиженными лишать права обращаться к непосредственному архиерейскому суду, значило бы стеснять их права. В делах об обидах законодательство предоставляет обиженному право искать полного удовлетворения по закону, или же не полного, а только некоторого; не отнимает у обиженного возможности и совершенно простить обидевшего. Поэтому, отнимать у обиженного возможность искать за обиду не полного удовлетворения, полагаемого по формальному суду, а только удовлетворения по архипастырскому суду значило бы стеснять его права, ограничивать предоставленный ему выбор средств удовлетворения, вынуждая его или вовсе простить обидевшего, или же требовать полного возмездия, по формальному суду назначаемого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Одни из сих расходов взыскиваются с виновных, другие принимаются окончательно на счет казны. 130) Все дела в духовных судах производятся на простой бумаге, без взыскания каких-либо пошлин. Глава VIII . Об изъятиях из общего порядка судопроизводства. Отделение I. О судопроизводстве по преступлениям должности духовно-судебной и духовно-административной. 131) Дела по преступлениям должности духовно-судебной и духовно-административной подчиняются общему порядку судопроизводства, установленному для дел подведомых духовно-окружному суду в качестве суда первой степени, с нижеследующими отступлениями: 132) Предварительное следствие по сим делам начинается: а) о членах и присутствующих Святейшего синода – по постановлению общего собрания Святейшего синода; б) о духовных судьях, председателе и членах духовно-окружного суда, – по постановлению высшего в порядке инстанций судебного места; в) о лицах архиерейского сана, главных священниках гвардии и гренадер, армии и флотов и членах синодальных контор – по постановлениям Святейшего правительствующего синода, по административному его отделению; г) о настоятелях ставропигиальных монастырей и о протопресвитере московского Успенского собора – по постановлению синодальных контор; и д) о всех прочих лицах духовной администрации – а именно: о членах дух. консисторий, попечительств о бедных духовного звания и духов. правлений, благочинных церквей и монастырей, кафедральных протоиереях, а также имеющих духовный сан членах духовно-учебного при Святейшем синоде комитета и начальствующих в духовно-учебных заведениях лицах, в академиях и семинариях – ректорах и инспекторах, в училищах – смотрителях и их помощниках, по распоряжению епархиального архиерея. 133) Производство предварительного следствия возлагается по делам: а) о членах и присутствующих Святейшего синода, членах синодальных контор, лицах архиерейского сана, главных священниках гвардии и гренадер, армии и флотов и о настоятелях ставропигиальных монастырей – на лица духовно-судебного ведомства, назначаемые в каждом случае по усмотрению судебного отделения Святейшего синода; и б) о всех прочих должностных духовных лицах – на одного из членов духовно-окружного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

101) Суд за каждое преступление определяет наказание, в правилах или законах за то преступление именно назначенное. Но суду предоставляется право, по обстоятельствам уменьшающим вину, смягчать наказание в пределах, указанных правилами и законами. 102) Сущность постановленного приговора провозглашается немедленно в публичном заседании суда. 103) Приговор, против которого в двухнедельный со дня объявления срок не последовало ни протеста обвинителя, ни отзыва подсудимого, или его защитника, почитается вступившим в законную силу. Раздел III. О порядке судопроизводства по делам брачным и другим, подвергающим виновных открытой церковной епитимии. Глава 1. О порядке производства дел о незаконных брачных сопряжениях. 104) Из дел о незаконных брачных сопряжениях некоторые производятся только в духовном суде, другие в духовном и уголовном. 105) Дела о брачных сопряжениях лиц, которым, по расторжении брака, возбранено вступать в новый брак, и о брачных сопряжениях монашествующих, а равно и посвященных в иерейский или диаконский сан, доколе они пребывают в сем сане, если не было употреблено для сего обмана, или подлога, подлежат одному духовному суду и производятся общим порядком по правилам о судопроизводстве по преступлениям духовных лиц („Уст. конс.” 217. „Свод. зак.” т. X. 1, 37, п. 4, 6; „Улож. нак.” 1569; „Суд. уст.” изд. госуд. канц. II. 375). 106) Дела о брачных сопряжениях, заключенных по насилию, обману, или в сумашествии одного или обоих брачившихся, поступают к духовному суду по окончании над виновными суда уголовного для решения о действительности, или недействительности брака, и для определения ответственности духовных лиц, совершивших бракосочетание („Уст. консист.” 218; „Уст. угол. судопр.” 1012; „Опред. Св. синода 28 февр. 1864 г.” 354). 107) Дела о многобрачии, о вступлении в брак в недозволенных степенях родства или свойства, о воспрещенном браке христиан с нехристианами, о четвертом браке, о браке таких лиц духовного звания, которым, по правилам Церкви, воспрещено вступать в брак, если был употреблен для сего обман, или подлог, и о браках лиц, недостигших узаконенного совершеннолетия, или имеющих более 80 лет от роду – решатся прежде в духовном суде и, по окончании над виновными суда духовного, поступают к суду уголовному („Уст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

66) Духовно-судебные места обязаны решать дела по точному разуму существующих законов. Останавливать решение дела, под предлогом неполноты, неясности, недостатка или противоречия законов, воспрещается. 67) Пересмотр судебных приговоров, по силе самого закона, порядком ревизионным, не допускается. Глава II. О подсудности. 68) Всякое преступное деяние, подсудное духовному суду, исследуется в той местности, где оно учинено, и судится, по общему правилу, в том духовном суде, коему та местность подсудна. 69) Духовному судье подсудны дела: а) о наносимых духовными лицами духовным же и светским лицам, оскорблениях чести, которые предусмотрены в статьях устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, 130–141 и б) вообще о проступках духовных лиц, за которые в законе положены следующие взыскания: 1) замечание, 2) выговор без внесения в послужной список, 3) денежное взыскание до 100 руб., 4) заключение в монастыре до трех месяцев и 5) выговор со внесением в послужной список. 70) Духовному окружному суду подлежат: а) дела по отзывам и протестам на приговоры духовных судей; и б) все дела, изъятые из ведомства духовных судей и не подлежащие ведению судебного отделения и общего собрания Святейшего синода. 71) Судебному отделению Святейшего синода подлежат дела по отзывам и протестам на приговоры духовно – окружных судов, постановленные ими в качестве судов первой инстанции. 72) При совокупности преступных деяний различной важности дело рассматривается тем судом, которому подсудно важнейшее из них 54 . Глава Ш. О производстве дел у духовных судей. 73) Духовный судья приступает к разбору подведомственных ему дел: а) по сообщениям духовного начальства; б) по собщениям светских властей; в) по жалобам лиц, потерпевшихъ от преступления пли проступка, и вообще по заявлениям частных лиц; и г) непосредственно, по лично усмотренным им преступным деяниям, подлежащим преследованию независимо от жалоб частных лиц. 74) По всем делам, которые возникают по жалобам частных лиц и могут быть прекращаемы примирением; духовный судья старается примирить стороны, и только в случае неуспеха в том, постановляет приговор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

134) Оконченное предварительное следствие представляется: Прокурору судебного отделения Св. синода: а) о членах и присутствующих Св. синода; б) о духовных судьях и членах духовно – окружных судов, и в) о лицах архиерейского сана, главных священниках гвардии и гренадер, армии и флотов и членах синодальных контор. Прокурору духовно-окружного суда – о всех прочих лицах духовной администрации. 135) Прокурор судебного отделения Св. синода, или прокурор духовно-окружного суда, по рассмотрении следствия, дает дальнейшее направление делу, в порядке, указанном в 99 – 101 ст., с тою лишь разницею, что 1) дела для разрешения вопроса о предании суду лиц, означенных в п. а, 132 ст., вносятся в общее собрание обоих отделений Св. синода, а дела о предании суду лиц, означенных в п . б и в, той же статьи, вносятся в судебное отделение Св. синода, и 2) что жалобы и протесты на постановления общего собрания Святейшего синода не допускаются, а на постановления судебного отделения Св. синода, в случаях указанных въ ст. 102, приносятся в общее собрание обоих отделений Св. синода. 136) Лица духовенства, состоящего в непосредственном ведении Св. синода, а также придворного и военного, имеющие кроме священнослужительской, еще особые административные должности, за нарушение обязанностей, соединенных с сими должностями, привлекаются к ответственности и предаются суду по постановлениям Св. синода, или по распоряжениям главных священников по принадлежности, с участием, на вышеизложенных основаниях, прокурорского надзора. 137) Вопросы о предании суду в Св. синоде разрешаются присутствием не более как из трех членов. При предании суду общим собранием обоих отделений Св. синода, два из числа сих членов должны быть из судебного отделения Св. синода. 138) Суд производится: а) над членами и присутствующими Св. синода – в общемъ собрании обоих отделений Св. синода; б) над лицами архиерейского сана, главными священниками гвардии и гренадер, армии и флотов, членами синодальных контор, и духовно-окружных судов – в судебном отделении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

синода в качестве первой инстанции и в общем собрании обоих отделений Св. синода в качестве второй инстанции; и в) над духовными судьями и всеми прочими лицами духовной администрации – в духовно – окружном суде в качестве первой инстанции и в судебном отделении Св. синода в качестве второй инстанции. 139) Члены, участвовавшие в предании суду, не входят в состав судебного по делу присутствия. 140) На приговоры общего собрания обоих отделений Св. синода жалоб не допускается 61 . Отделение II. О судопроизводстве по преступлениям лиц высшего в духовном ведомстве сана или звания. 141) Дела о членах и присутствующих Св. синода, лицах архиерейского сана и главных священниках гвардии и гренадер, армии и флотов, по преступлениям сих лиц, не относящимся к нарушению должности судебной и административной, но подлежащим духовному суду, подчиняются порядку судопроизводства, изложенному в предыдущем отделении. Отделение III. О смешанной подсудности духовной и светской. 142) Дело о проступке духовного лица подсудном духовному суду, в случае соучастия в проступке других лиц, подлежащих светскому суду, ведается судом светским в отношении ко всем соучастникам. По делам сего рода светский суд назначает лицам духовного звания наказания по светским законам, но, не обращая приговора своего о них к исполнению, сообщает его суду духовному, для замены светского наказания лицу духовного сана соответственным наказанием по законам церковным. 143) Дело по обвинению духовного лица в двух, или более, проступках, предусмотренных светскими законами, из коих одни подсудны светскому суду, а другие духовному, решится светским судом во всей его совокупности. 144) Если духовное лицо, сверх совершения проступка, предусмотренного светскими законами, обвиняется еще в совершении проступка, предусмотренного исключительно только церковными законами, то каждый суд, духовный и светский, решит отдельно подсудное ему дело. Но окончательный приговор, по совокупности преступлений, постановляется судом светским. Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010