По этому тождеству должно прийти к заключению, что или г. Соколов поставил себе задачею поддерживать старый комитетский проект, разумеется, когда он еще не был старым, или же комитет руководился соображениями г. Соколова. Для большего уяснения и наглядности дела мы представим в таблицах размежевание судебной власти, производимое обоими проектами. СТАРЫЙ КОМИТЕТСКИЙ ПРОЕКТ Наказания для духовных лиц По старому проекту комитета Отношение епархиальн. архиерея Замечание У дух. судьи пресвитера окончательно Никакого В Духовной консистории, приговоры которой утверждаются епарх. архиереем В Св. синоде Выговор без внесения в послужной список Денежное взыскание не свыше 3 рублей Денежное взыскание свыше 3 рублей У дух. судьи пресвитера В епарх. суде Председатель еп. суда доводит до сведения еп. архиерея Временное испытание в архиерейском доме или монастыре от 7 дней до 3 месяцев Все прочие наказания для духовных лиц В епарх. суде состоящем из пресвитеров В судебном отделении Св. синода Имеет прокурорскую обвинительную власть, именно: праов предания суду, обвинения пред судом, утверждения или неутверждения суд. Приговоров с обязанностью, в последнем случае, перенести дело в Синод Наказание для духовных и светских лиц В светском суде Исполняет приговор светского суда Расторжение брака Уничтожение брака Осуждение на безбрачие Епитимия Епарх. архиер. административно План г. Соколова („Правосл. обозр.” 1871, март, май) Наказания для духовных лиц По плану г. Соколова Ревизия Кассация Отношение епарх. арх. Замечание Выговор без внесения в послужной список У дух. судьи пресвитера В епархиальном пресвитерском суде В Святейшем синоде Предоставляются права и обязанности прокурорского надзора В Духовной консистории, приговоры которой утверждаются епархиальным архиеерем В Св. синоде Денежный штраф Отдание под надзор местной епарх. администрации (благочинных) и т.п. Денежные оштрафования в высших размерах В епархиальном пресвитерском суде окончательно Заключение на время в исправительные учреждения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

16) Из лиц, избранных соответственно условиям, в законе указанным (ст. 14 и 15), епархиальный архиерей утверждает в качестве своих уполномоченных старшего по количеству голосов избрания духовным судьею, а следующего за ним – кандидатом. 17) Кандидат духовного судьи производит следствие и суд в случае отвода, отсутствия, болезни и других уважительных причин, препятствующих духовному судье исправлять судейские обязанности 48 . Глава III . О духовно-окружных судах. 18) Духовно-окружной суд состоит из председателя и членов. 19) Число членов духовно-окружного суда определяется штатами. 20) Председатель духовно-окружного суда назначается по представлению Святейшего синода, чрез состоящего при нем обер – прокурора, Высочайшею властью, из лиц архиерейского сана. Он не может принимать участия в делах духовной администрации. 21) Члены духовно-окружного суда избираются на шесть лет. 22) В члены духовно-окружного суда избираются: а) духовные судьи, как состоящие в должности, так и прежде бывшие; б) лица пресвитерского сана белого и монашествующего духовенства, окончившие курс в высших учебных заведениях; и в) в случае неизбрания священнослужителей первой и второй категорий, лица, окончившие курс в средних учебных заведениях, если они прослужили в сане священника не менее пяти и имеют от роду не менее тридцати лет. 23) Члены духовно-окружного суда избираются по каждой епархии, входящей в состав духовно-судебного округа, и утверждаются местными епархиальными архиереями, в качестве их уполномоченных, тем же порядком, как и духовные судьи (ст. 14 и 16). 24) В случае смерти или выбытия члена духовно-окружного суда до срока его служения, епархиальный архиерей утверждает на его место того из выбранных, который получил наибольшее число голосов. 25) Присутствие духовно-окружного суда, для решения дел, должно состоять не менее как из трех судей. В случае отсутствия председателя, место его занимает старший по сану, или по службе член духовно-окружного суда. 26) В случае недостатка членов, для составления полного присутствия призываются в заседания духовно-окружного суда духовные судьи; но они не могут участвовать в решении тех дел, по которым сами производили следствие или суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

27) Заседания духовно-окружного суда, кроме города, где суд имеет постоянное местопребывание, могут быть открываемы и в других местах, к округу принадлежащих 49 . Глава IV. О Судебном отделении и общем собрании Святейшего синода. 28) Судебное отделение Святейшего синода состоит из первоприсутствующего и членов архиерейского сана и пресвитерского. Членов архиерейского сана, со включением и первоприсутствующего, полагается две трети, а пресвитерского – одна треть. 29) Первоприсутствующий и члены судебного отделения Святейшего синода назначаются Высочайшею властью. 30) Первоприсутствующий и члены судебного отделения Святейшего синода, должны быть свободны от исправления других обязанностей, кроме судейских. 31) Присутствие судебного отделения Святейшего синода для решения дел должно состоять не менее как из трех членов. По делам о лицах архиерейского сана в заседании присутствуют не менее как три архиерея. 32) Для рассмотрения дел по жалобам на приговоры судебного отделения Святейшего синода, постановленные оным в качестве первой инстанции, и для суда над членами и присутствующими Святейшего синода, составляется общее собрание обоих отделений Св. синода. 33) В судебном присутствии общего собрания обоих отделений Святейшего синода, число членов судебного отделения Святейшего синода не должно быть менее числа членов административного отделения Святейшего синода. 34) В общем собрании обоих отделений Святейшего синода председательствует первенствующий член Святейшего синода 50 . Глава V. О прокурорском надзоре. 35) При каждом духовно-окружном суде и при судебном отделении Святейшего синода состоят прокуроры. Прокурорские обязанности в общем собрании Синода исполняет прокурор судебного отделения оного. При прокурорах духовно-окружных судов состоит определенное число товарищей по штату. 36) Лица прокурорского надзора, состоящие при духовно-судебных установлениях определяются из гражданских чинов, получивших юридическое образование, или же вообще из лиц с высшим образованием практически знакомых с судебною частью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

в) Два вида бракоразводных дел принадлежат сюда же, – именно дела о расторжении брака по причине избрания мужа во епископа (VI Всел. 12, 48) и по причине пострижения супругов в монашество – („Дух. Регл. Прибавл. о монахах” п. 5; „Св. зак.” т. IX, 1,252). Едва ли можно предположить, чтобы на производство сих дел в светских судах могло быть предъявлено какое-либо притязание. В законах светских об этих делах не упоминается. Здесь все церковное – и законы и существо дела. Признаки и основания, по которым дела подлежат светскому, или духовному суду, указанные в 1002, 1003 и 1004 ст. „Устава Уголовного судопроизводства”, могут быть достаточны к определению и разделению подсудности и прочих дел. По 1004 ст. в делах об отступлении от веры и постановлений Церкви, обвиняемые подлежат уголовному суду только за такие действия, которые по уголовным законам подвергают или какому-либо наказанию, или ограничению в пользовании правами состояния. Таким образом: III. Не светскому, а церковному суду должны подлежать дела о таких нарушениях церковных правил, которые хотя и упоминаются в светских законах, но за которые в сих законах не полагается никакого возмездия, а определяются последствия сих нарушений только в церковных постановлениях. Принимая во внимание вышеозначенные признаки и основания, а равно и самые условия суда, мы без труда разрешим вопрос о том: какому суду должны подлежать дела о незаконных браках, признаваемых недействительными, но ненаказуемых светскими законами, а равно и некоторые дела бракоразводные. Из браков незаконных признаются по гражданским законам недействительными брачные сопряжения лиц, которым по расторжении брака возбранено вступать в новый („Свод Зак.” т. X, 1, 37). Но уголовный закон не преследует и не полагает никакого наказания таковым. Очевидно и не может подлежать спору, что дела о вступлении в таковые браки должны подлежать духовному суду. Запрещение таковых браков есть чисто церковное; последствия нарушения определены только в церковных правилах. Светский уголовный суд для производства и решения сих дел не имел бы никаких оснований. Очевидность невозможности привлечь дела сего рода из духовного суда к светскому не требует никаких доказательств. Нет светского закона, не может быть и светского суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Непреходящая ценность его работы в том, что вместо внешнего описания он дал исследование. В особенности это относится к описанию библейских рукописей: до сих пор оно сохраняет огромную важность как опыт по истории славянского текста Библии . Но именно эта работа вызвала много нареканий со стороны цензуры, затруднявшейся пропустить ее. С согласия профессора Гумилевского Горский составил «апологию» против отзыва цензора, защищая свободу исторической критики документов в ее собственной области. И в этих вопросах у него никогда не было колебаний. Горский был не столько археографом, сколько историком в прямом смысле. Документы и памятники он воспринимал взглядом исследователя. У него было продуманное историческое мировоззрение, своя философия русской истории. С этим и связан его постоянный интерес к внутренней жизни церковного народа: как принималось христианское учение в быту и в жизни. Поэтому его интересовали не столько официальные документы, сколько памятники литературы, особенно жития и проповеди , приоткрывавшие доступ в этот внутренний мир. И именно от уроков Горского восходит такое определение задачи русской церковной истории: изложить жизнь русского народа как общества верующих. К сожалению, в такой постановке и доныне история Русской Церкви еще не написана. Горский был не только исследователем, не только мастером, но и учителем. Был учителем несравненным, учил словом и жизнью, учил не только на кафедре, но и в библиотеке (он был библиотекарем в академии во все время своей профессуры, до назначения ректором). Он умел пробуждать у студентов энтузиазм в учении, умел пробуждать в них интерес к истории, умел привлекать их к исторической работе, всегда связанной с источниками. Горский внимательно следил за своими и чужими учениками, помогая им советами, предостерегая в случае необходимости. «Горский был из тех преподавателей высшей школы, которые владели вниманием аудитории и умели увлечь их слушателей, вместе с тем он был выдающимся воспитателем, пользовавшимся огромным нравственным влиянием на студенчество» 8 . Архиепископ Алексий (Лавров-Платонов) , один из учеников Горского, ставший профессором церковного права в академии, рисует следующий образ своего знаменитого учителя: «Он учил нас трояким способом: всех вообще на кафедре, увлекая нас своими глубокими изысканиями, историческими картинами, блестящими характеристиками отцов и учителей Церкви, затем он всех же нас учил на другой своей кафедре – в библиотеке. Это тоже драгоценнейшие для нас его лекции, коими он вводил нас в полное обладание литературою предмета. Но были еще его лекции – lectiones privatissimae (лекции сугубо частные – лат.) – домашние. На эти лекции иногда он призывал нас поодиночке, по поводу прочитанных им наших рассуждений или для сообщения своих мыслей относительно данной темы» 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Ориген говорит: союз некогда заключил змий с Евою, и жена заключила дружество с ним и змий с женою. Но Бог положил расторгнуть сей союз и уничтожить столь пагубное дружество. Посему-то Бог , как благий, и говорит: вражду положу между тобою и между женою и между семенем твоим и между семенем тоя. Приметим внимательно, что Бог полагает вражду со змием, дабы чрез сие восстановить союз со Христом: ибо невозможно быть в союзе с двумя противниками 16 . Св. Исидор Полусиот пишет Исидору диакону: Семя жены, Которому предопределил Бог сокрушить главу змия, есть Господь наш Иисус. Ибо Он Семя жены, един произошел от жены без семени мужа и без нарушения девства 17 . Св. Лев папа римский пишет: всемогущий и милосердый Бог тотчас после того, как злоба диавола убила нас ядом своей зависти, предуказал врачевство Своея благости, возвестив змию грядущее Семя жены, (Которое своею силою сотрет вредоносную главу), – то есть, Христа имеющего явиться во плоти, Бога и человека, Который, родившись от Девы, нетленным Своим рождеством осудит виновника человеческого растления 18 . 2. Обетование, данное патриархам Аврааму, Исааку и Иакову Повелевая Аврааму оставить землю свою, род свой и дом отца своего, Господь между прочим изрек Аврааму следующее: благословятся о тебе вся племена земная ( Быт. 12:3 ). Что благословение в Аврааме есть благословение в семени его, сие изъяснил ему в последствии Сам Бог: и благословятся о семени твоем вси языцы земныи ( Быт. 22:18 ). Исааку (26:4) и Иакову (28:14) изречено было тоже самое обетование, что все народы земные благословятся о семени сих патриархов. – Смысл сего обетования ясен: семя, или потомок Авраама, Исаака и Иакова, то есть Христос, будет источником и виною благословения для всех народов. Христа указывает в сем обетовании необычайное величие обетования, которое непременно заставляет ожидать, что и исполнить его предназначено лице необычайное. Патриархам дается обетование, что благословятся о Семени их все племена, все народы. Из обыкновенных потомков Адама ни один не может быть виновником благословения не только для всех, но и для себя, и по причине своей ограниченности, а еще более по причине греховности, которою повреждено естество человека по падении, и в следствие которой все люди суть естеством чада гнева ( Еф. 2:3 ). Такое дело мог совершить только Христос, Который стал клятвою для того, чтобы нас исполнить благословением. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, говорит св. Апостол Павел, быв по нас клятва: да в языцех благословение Авраамле будет о Христе Иисусе, да обетование Духа приимем верою ( Гал. 3:13, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

47) Правила, относящиеся до внутреннего распорядка в духовно-судебных местах, определяются самими судебными установлениями в наказах, утверждаемых судебным отделением Святейшего синода. 48) Отчеты о движении дел в духовно-судебных местах составляются по каждому участку – духовными судьями; по духовно-окружному суду – председателем при участии местного прокурора и по судебному отделению Святейшего синода – первоприсутствующим по соглашении с прокурором сего отделения. 49) Отчеты по духовно-судебным установлениям представляются духовными судьями в духовно-окружные суды; духовно-окружными судами в судебное отделение Святейшего синода. 50) Общий отчет по духовно-судебным установлениям представляется на Высочайшее воззрение чрез обер-прокурора Св. синода. 51) Отчеты духовно-судебных установлений публикуются во всеобщее сведение. Глава IX. О правах и преимуществах лиц, принадлежащих к составу духовно – судебных установлений и об ответственности их. 52) Председатели, члены духовно-судебных установлений и духовные судьи не могут быть ни увольняемы без прошения, не только от должности судебной, но и от должности священнослужительской, ни переводимы из одной местности, или прихода в другие, без их согласия. Временное устранение от должностей допускается только в случае предания их суду, а совершенному удалению, или отрешению от должностей, они подвергаются не иначе, как по приговорам суда. 53) На лица означенные в предыдущей статье не можеъ быть наложено никакое взыскание иначе, как в порядке суда, или дисциплинарного производства. 54) Духовные судьи и члены духовно-судебных установлений получают содержание по особому положению. 55) Члены судебного отделения Святейшего синода и духовно-окружных судов имеют три месяца вакантного времени. Глава X. О надзоре за духовно-судебными установлениями. 56) Надзор за духовно-судебными установлениями и должностными лицами оных, за исключениемъ чинов прокурорского надзора, принадлежит высшим в порядке подчиненности судебным местам, а именно: а) судебному отделению Святейшего синода – за всеми епархиальными судами и духовными судьями, и б) духовно-окружным судам – за всеми духовными судьями в округе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Отчеты судебных мест публикуются во всеобщее сведение. Учрежд. судебн. установл. 20 ноября 1864 ст. 182. В министерстве юстиции составляется общий отчет по судебной части во всей империи, который представляется министром юстиции на Высочайшее усмотрение. 243. Председатели, товарищи председателей и члены судебных мест не могут быть ни увольняемы без прошения, ни переводимы из одной местности в другую без их согласия. Временное устранение от должностей допускается только в случае предания их суду, а совершенному удалению, или отрешению от должностей, они подвергаются не иначе, как по приговорам уголовного суда. 261. Должностные лица судебного ведомства подвергаются ответственности: или в порядке дисциплинарного производства, или по приговорам уголовного суда. Основн. пол. учр. суд. устан. 29 с ент. 1862, ст. 19. Участковый мировой судья получает из общего земского сбора определенную сумму на содержание. 63. Члены судебных месъ имеют ежегодно три месяца вакантного времени. Учрежд. суд. устан. 20 ноябр. 1864 ст. 249. Надзор за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства, за исключением членов прокурорского надзора, принадлежит высшим в порядке подчиненности судебным местам, а именно: 1) кассационным департаментам Правительствующего сената – за всеми судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства в империи, 2) судебным палатам – за состоящими в округе каждой из них судебными местами и должностными лицами, кроме мировых судей и их съездов, 3) окружным судам – за всеми должностными лицами, принадлежащими к сим судам и при них состоящими. 254. Общий надзор за судебными установлениями и должностными лицами судебного ведомства сосредоточивается в лице министра юстиции, как генерал прокурора, в пределах настоящим учреждением установленных. Осн. полож. угол. судопр. Высоч. утв. 29 сент. 1862: ст. 1 Никто не может быть наказан за преступления, или проступки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к наказанию приговором надлежащего суда вошедшим в законную силу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Итак, должно, чтобы те, над которыми мы поставлены (т. е. клирики и миряне) не бегали от нас, и твердое согласие епископов своим коварным и лживым безрассудством не нарушали; но дело свое вели там, где могут иметь и обвинителей, и свидетелей своего преступления (epist. 55 ad Cornel.). В письме к епископу Рогациану: „ты жалуется на своего диакона за то, что он, забывши о твоем священническом звании и о служебной своей обязанности, огорчил тебя ругательствами и своими неправдами. Между тем ты поступил с ним почтительно в отношении к нам и сообразно с твоим обычным смирением, признав за лучшее пожаловаться нам на него, тогда как по власти епископской ты мог и сам наказать его немедленно…. Если этот диакон будет и впредь огорчать и оскорблять тебя своими бесчинствами, то употреби над ним власть своего сана, низложив его или усмирив (Русск. пер. Т. I, 28, 31). В письме к Флоренцию Пупиану: „кто из нас более далек от смирения: я ли, который ежедневно служу братьям, или ты, который ставишь себя в епископа над епископом, в судьи над судиею (т. е. епископом) данным на время от Бога? (Т. I. 252 русск. перев.). Св. Златоуст: „судебная часть для епископа имеет множество неприятностей, занятий и такие трудности, каких не несут и мирские судьи. Трудно найти правду и, найдя, не нарушить ее. Но, кроме многоделия и трудности, здесь и опасность немалая. Некоторые из бессильных, впав в дела и не получив защиты, уже потерпели крушение в вере. Многие из обиженных ненавидят не оказывающих им помощи не менее обидевших. („О священстве”, кн. III стр. 66, 58. Перев. Матвеевского). Блаж. Феодорит: „Александр епископ Александрийский, защитник Апостольских догматов, сперва старался вразумить пресвитера Ария, учившего о Сыне, что было время, когда Его не было, увещаниями и советами; но когда увидел, что тот упорно безумствует и открыто проповедует свое нечестие, исключил его из священнического чина. Св. Епифаний против Ария: „что епископ не может быть то же, что и пресвитер, об этом свидетельствует божественное слово святого Апостола о том, кто есть епископ и кто есть пресвитер.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

Когда же придет то и другое лпцо, у которых есть тяжба, то каждый пусть станет посреди судебного места, и вы, выслушав их праведно, произнесите приговор, стараясь сделать их обоих друзьями прежде мнения епископа, чтобы суд против согрешившего не сделался гласным, потому что епископ и на судилище имеет одобрителем и свидетелем суда Христа Божия…. Подобным же образом выслушивайте то и другое лицо, как обвиняющего, так и обвиняемого, только не по предубеждению, ни с потворством одной стороне, но по справедливости, как подающие мнение о жизни или смерти вечной.... А мнение произносите не о всяком грехе одинаковое, но каждому сродное, со многим благоразумием обсуживая каждое прегрешение, как малое, так и великое: иначе осуждайте грех делом, и опять иначе – грех словом, иначе – грех намерением.... и одних подвергай только угрозам, других подаяниям нищим, тем назначь строгие посты, а других, по великости преступления их, отлучи.... Сидя на судебном месте, в присутствии того и другого лица, тщательно изведовайте о препирающихся и сначала об обвиняющем, сего ли первого обвиняет он, или и на других взводил он преступления... Но одному ему, хотя бы был добросовестен, не верьте, ибо это противозаконно, а пусть будут у него и другие свидетели.... Несправедливо судить односторонне. Если вы выслушаете одно лицо, а другого не будет притом, и оно не будет защищаться против взносимого на него преступления, а вы вынете жребий осуждения опрометчиво, то у Бога, праведного Судии, окажетесь виновными в убийстве и меряющими одною мерою с клеветником» (Апост. пост. II, 37–51: русск. перев). Епископ извергает всякого клирика, достойного извержения, кроме епископа, ибо этого один не может (πσκοπος καϑαρε πντα κληρικν ξιον ντα καϑαιρσεως πλν πισκπς μονος γρ χ οος τ L. VIII, C. 28). Св. Киприан карфагенский : „постановлено для всех нас справедливо и вместе праведно, чтобы дело каждого было слушано там, где совершено преступление, и к каждому пастырю приписана часть стада, которою господствует и управляет каждый, имея отдать Господу отчет в своем действовании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Lavrov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010