Поучения преподобного Феодора Студита по-прежнему публиковались в Четиих-Минеях. В 1897 г. Археографической комиссией под редакцией В. Васильевского были изданы Макарьевские Четии-Минеи. В ноябрьской Минее под 11 ноября было помещено 124 поучения преподобного Феодора Студита (2-я часть Большого катихизиса) 185 . В 1904 г. 2-я книга Большого катихизиса преподобного Феодора Студита была издана И. Пападопуло-Керамевсом по древней патмосской рукописи 111-а, из библиотеки монастыря святого Иоанна Богослова на о. Патмос, XI в.) 186 . В конце XIX – начале XX вв. появились обстоятельные монографии, посвящённые жизни и деятельности преподобного Феодора Студита . В 1896 г. была издана книга священника В. Преображенского «Преподобный Феодор Студит и его время» (М., 1896. 356 с.); в 1907 г. появился труд Н. С. Гроссу под сходным названием: «Преподобный Феодор Студит . Его время, жизнь и творения» (Киев, 1907). «Творения преподобного Феодора Студита долго не служили предметом издания в русском переводе, – отмечал Н. С. Гроссу. – Все русские издания его творений, сделанные в прежнее время, состояли в переводе или даже в более или менее близком к греческому подлиннику переложении лишь отдельных трудов святого Отца или извлечений из них. Между тем творения Феодора Студита представляют большой источник богословского знания» 187 . Это замечание свидетельствовало о том, что требования, предъявлявшиеся к исследованиям, посвящённым деятельности преподобного Феодора Студита , постоянно возрастали. Своеобразным ответом на высказанные пожелания явилась обширная монография А. П. Доброклонского «Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский», вышедшая в Одессе в 1913–1914 гг. (Т. I. 1913 г. 972 с.; Т. II. Вып. 1. 1914. 569 с.). Эта монография явилась венцом русских дореволюционных исследований о преподобном Феодоре Студите . В эти годы публиковались и другие исследования, сравнительно меньшего объёма. К их числу относится монография Х. М. Лопарёва «Византийские жития святых VIII и IX вв.» (Петроград, 1914) 188 . 3десь в главе под названием «Студийский монастырь» (С. 153–202) автор уделил большое внимание жизни преподобных Платона, Феодора Студита , Феофана Сигрианского и Николая Студита.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Память преподобного Евареста Muxauл II Косноязычный, вступив на престол в 820 г., вызволил из заточения патриарха Никифора, преподобного Феодора Студита и других православных, пострадавших за иконопочитание при Льве Армянине, но он не восстановил иконопочитания, дозволив только частое почитание икон в домах. дикий народ, разгромили, около 817 г., город Адрианополь, захватили в плен архиепископа Мануила (память его и пострадавших с ним 377 мучеников празднуется 22 января), потом они вынуждены были заключить мир с греками и даже дать заложников, в числе коих была сестра болгарского князя Бориса. Она получила тогда в Константинополе христианское воспитание и была крещена с именем Феодоры. После 850 г. она возвратилась в Болгарию и располагала своего брата к христианству. Благодаря ее, между прочим, влиянию князь Борис принял христианство, был крещен в 864 г. и назван Михаилом. Скопла — местность в Албании, на Балканском полуострове. Ефрема Сирина, диакона Едесской церкви, († 373 г.) Память его празднуется 28 января. монастырь в Константинополе — основан при императоре Льве Великом в половине V b., при импер. Константине Копрониме во второй половине VIII столетия много пострадал от иконоборцев, наибольшей славы достиг при препод. Феодоре Студите, стоявшем во главе православных в борьбе с иконоборцами — в начале IX в. Турки уничтожили монастырь и церковь обратили в мечеть. Еварест скончался около 825 года. Погребен он был в Коккоровийском монастыре. Память преподобного Константина Синадского или Синнады — город на севере Фригии, близ горной цепи, где находились знаменитые Синнадские мраморные ломки. Ныне развалины близ Ескикара — Гассаф. ( < < back) 13:21. Место, до которого дошел преподобный, была гора Сина в Сирии, где подвизались святые отшельники уже в III b. ( < < back) гора в Малой Азии, в окрестностях которой находились славные в то время монастыри, в коих подвизались великие подвижники, напр. Иоанникий Великий и т. д. ( < < back) прибрежный город Памфилии, основанный за полвека до Р.Х. Ammaлoм II Филадельфом и названный по его имени.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Назначались они и по особенным случаям, например, накануне освящения церквей и монашеских постригов. В Савостьяновском греч. паремейнике XI-XII (вышеупомянутом), записываются чтения на бдениях в праздник вознесения и Апостолов Петра и Павла ( ναγν σματα κατ παννυχ δα τ παραμον τς αναλψεως ( φ. 91)… ις παραμονν τν γγ πος λων). Отсюда – „ παννυχιος μνος, παννυχυσαι“ в книге De cerim. p. 157, 54. О панихиде, как заупокойной службе известия чаще и определеннее. См. статью „о панихиде“ по настоятелям монастырей в Типогр. и Синод. уставах. К Феодору Студиту обращались за решением вопроса: можно ли о клириках, уклонившихся в ересь по принуждению, делать приношения и служить панихиду προσφορν πρ υτν ποιεν παννυχ δα т.е. поминать на проскомидии Mign. Patrol. T. 99. p. 1660. В состав похоронных обрядов по Феодоре Студите входили и  παννυχ δες. Ibid. p. 1848. 115 Заметки Покл. Св. Горы 201. „Надобно знать, что после праздника антипасхи сейчас по повечериях начинаем панихиду“. Constt Studit Patrol. T. 99. p. 1670. „ π δε τ ς δευτρας τ  θομ ρχμε α μνημονυειν τν κεκοιμημνων δελφν“. 117 Καννες παρακλητικ  τ ς περαγας Θεοτκου τν κτω χων ψαλλμενοι κα κστην παννυχδα τν ποδιπνων. 119 „ Εαγγλια λεγμενα τ βδομδι τν νηστιων ις τν παννυχδα“. Этот замечательный евхологий, писанный на пергаменте, судя по надписи на первом листе, принадлежал византийскому императору Иоанну Кантакузену, под конец жизни сложившему с себя власть и принявшему монашество под именем Иоасафа. (Iohan. Cantacuz. Histor. L. IV. c. 42). В киноварной рамке, разделенной по длине на две части, читается следующая надпись, которую мы воспроизводим согласно орфографии подлинника: † Ιαν‚ 759; ευσεβεσττου βασιλς ι αυτο κρτορος ρωμιων. του καντκουζη‚ † τακτκν συν Θ γω. Эта надпись затем повторена на л. 100 с опущением слова τακτικν. По составу рукопись эта представляет соединение служебника с требником и принадлежит к разряду евхологиев. К числу ее особенностей, объясняемых личностью владельца, следует отнести изложение молитв елеосвящения, принаровленное к лицу названного царя и расчитанное на его личное употребление.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Отсюда оно быстро распространилось по всей империи, и в начале 9 века сосредоточилось в Константинополь в студийской обители. Преп. Феодор Ст. своим богатым творчеством в области церковных песнопений сообщил этому направлению необыкновенно сильный толчок и сумел создать целую школу Песнописцев, долго существовавшую и после него, и приобрётшую себе весьма большую славу. Из студийского монастыря постоянно «выходили певцы, составители кондаков и других песнопений, стихотворцы, знатоки напевов и писатели стихир о Христе». Это обстоятельство возбуждает высокий интерес к преп. Феодору Ст., как церковному песнописцу. К сожалению, его церковные песнопения не могут быть изучены в настоящее время с той научной обстоятельностью, какая требуется самим существом дела, потому что необходимый для этого материал или хранится ещё в рукописях, доступных только немногим исследователям, или же имеется в изданиях ненаучных, как, например, в наших богослужебных книгах. Мы ограничиваемся, поэтому, рассмотрением только печатных церковных песнопений преп. Феодора, и притом более с библиографической точки зрения, чем с религиозно-богословской и эстетико-филологической. Наибольшее количество церк. песнопений преп. Феодора Ст. содержит в себе наша постная Триодь, самое составление которой приписывается преп. Феодору и его брату Иосифу. Никифор Каллист в синаксаре на неделю мытаря и фарисея говорит, что постную Триодь «мнози от святых и богоносных красотодетель (μουσουγρν=песнотворцев) наших отец, добре и яко достояние, от святого движими духа, сложивше песносоделаша. Первый же всех сие умысли, три глаголю песни, великий творец Косма, в великой и святой страстей Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа седмице... От него же и прочии от отец, паче же иных, Феодор и Иосиф Студите, по ревности оного, и прочим седмицам святые и великие четыредесятницы счинивше, тех обители студийстей первее предаша, наипаче песни учинивше и уставивше, и другая книги (κα τλλα το βιβλου) отонудуже и когда от отец собравше и снискавше (ϑεν δποτε παρ τν Πατρων ϑροοαντες κα ρανιομενοι)».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

3 Имя Марии, не упоминаемое в древних житиях, упоминается в кратком житии Кирилла позднейшего происхождения. 4 Константин, младший из семерых детей Льва, родился в 827 г. Житие как будто дает понять, что и все семеро детей Льва родились у него, как уже друнгария, следовательно, он был им не менее десяти лет до 827 г. Если он оставался друнгарием до своей кончины, последовавшей через четырнадцать лет по рождении последнего сына, то, значит, занимал эту должность около двадцати четырех лет. 5 Это следующее известие краткого жития св. Кирилла, найденного г. Гильфердингом в Призрене в сборнике XV–XVI веков. Известия 2 Отд. Академии наук, т. VI, вып. 5, стр. 383: «съи преподобный отец нашь Кирилл рождением бысть от Селуна града, родомъ съ сблъгарин, от благоверных родителей родися, имя же отцу Лев и матери же его бе Мария». Гречанкою называет ее позднее афонское предание. 6 Иосиф, солунский архиепископ, брат Феодора Студита низложен с кафедры в 809 г. не иконоборцами, а по воле императора Никифора Геника – за то, что вместе с Феодором, Платоном и многими другими выступил с протестом по известному делу эконома великой церкви Иосифа, о чем подробнее в приложении о Платоне и Феодоре Студите . Не известный по имени преемник Иосифа на Солунской архиепископии отличался большими жестокостями против сторонников Иосифа и Феодора в Солуни, о чем не раз упоминается в письмах Феодора Студита . Был ли этот жестокий архиепископ в свою очередь низложен, когда, по смерти Геника, в 811 г. воцарился благочестивый Михаил Рангаве, и был ли возвращен Иосиф на Солунскую кафедру? – остается неизвестным. Лекень в своем «Oriens Christianum» принимает вторичное архиепископство Иосифа в Солуни. Если оно и было, то должно было прекратиться с 815 г., когда возобновились иконоборческие гонения при Льве Армянине. 7 Св. Иосиф, удаленный с солунской кафедры после 809 года, подвергавшийся потом заточению и тяжким истязаниям, скончался около 830 г. Если не совсем ясно известие, что преемником св. Иосифа был Иоанн или Янний иконоборец, впоследствии патриарх константинопольский, то несомненно, что с 839 году был солунским митрополитом Лев Философ, низложенный собором 842 г. за сочувствие иконоборству.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

Симеон Студит, оказавший столь исключительное влияние на Симеона Нового Богослова , был одним из представителей института «старцев». К сожалению, о его жизни известно очень мало; в сочинениях Симеона Нового Богослова и Никиты Стифата сохранились о нем обрывочные свидетельства, но, как мы увидим, их недостаточно для того, чтобы воссоздать его цельный духовный образ. Начнем с отрывка из 16-го Огласительного Слова Симеона, которое считается автобиографическим 470 ; этот текст дает весьма ценные сведения о Студите: Я был послушником у одного досточтимого стар­ца, равного великим и высоким святым... Итак, од­нажды случилось нам войти в город, в котором было у него жилище, для того, чтобы навестить его ду­ховных чад. Проведя весь день с ними – ибо мно­гим он помогал одним -лишь своим присутствием – вечером вернулись мы в келлию, голодные и жаж­дущие по причине большого утомления и жары, ибо старец не имел обычая где-либо отдыхать; время же было тогда летнее, а старцу лет шестьдесят 471 . Симеон вступил в Студийскую обитель в возрасте двадцати семи лет; Студиту было в тот момент шесть­десят, значит, он родился года за тридцать три до Си­меона, то есть, согласно И.Озэрру, в 917 г. 472 (следуя хронологии П.Христу, в 924 г.). Из приведенного тек­ста мы узнаем, что Студит, хотя не был священником, имел много духовных чад и считался старцем. Само то обстоятельство, что ему разрешалось посещать их и проводить целый день вне монастыря, указывает на уважение, с которым к нему относились не только его последователи, но и монастырское начальство. Продолжая свое повествование, Симеон приводит любопытные сведения об аскетических взглядах Студита и его методах духовного руководства. По возвра­щении в келлию после утомительного дня юный Симе­он отказывался от пищи, опасаясь, что не сможет стать на молитву. Но старец велел ему есть без всяко­го смущения: Итак... мы наелись и напились даже сверх необ­ходимого; ел и он, снисходя к моей немощи. Затем, когда стол был убран, он говорит мне: «Знай, чадо, что ни посту, ни бдению, ни телесному труду, ни какому-либо другому из правых действий не радует­ся Бог , но является только смиренной, нелюбопыт­ной и доброй душе и сердцу» 473 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вначале владыка перевел поучения прп. Антония Великого , свт. Феолипта Филадельфийского , прп. Максима Исповедника и приступил к переводу писаний прп. Симеона Нового Богослова , которые называл «бездной премудрости духовной». Затем он составил сборник глубоко поучительных, в основном покаянных, молитв прп. Ефрема Сирина и дал ему название, напоминающее любимую православным народом Псалтирь: «Псалтирь, или Богомысленные размышления святого отца нашего Ефрема Сирина ». «Никто так не умеет расшевелить заснувшую душу, как святой Ефрем. Но сочинения его кто имеет? Вот этот маленький сборничек послужит вместо них», – писал свт. Феофан. Наконец, в начале 1875 г. он приступил к составлению первого тома «Добротолюбия». О значении этого свода богомудрых поучений святитель в предисловии к нему замечал: ««Добротолюбие» содержит в себе истолкование сокровенной в Господе Иисусе Христе жизни, того, как истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит... Благодать Божия призывает всех к такой жизни; и для всех она не только возможна, но и обязательна, потому что в ней существо Христианства». «Добротолюбие» было впервые переведено в России на церковнославянский язык прп. Паисием Величковским . Его перевод отличался высокой точностью, но уже во второй половине XIX в. воспринимался с трудом. Язык перевода требовалось обновить, разъяснив при этом сложные понятия так, чтобы дать возможность современному человеку познакомиться с творениями древних Святых Отцов. Работа Вышенского Затворника по переводу «Добротолюбия» была соавторством с древними Святыми Отцами. В его письмах с Выши мы находим немало строк, дышащих любовью к угодникам Божиим, восхищением высотой их богословия и духовным совершенством. Так, о прп. Феодоре Студите он говорил, что этот святой был «духом горящий – и слово лилось из сердца с теплотой и силой». «Премудрый отец! Нежного сердца и пресмиренный!» А вот его слова о другом великом подвижнике Православия: «Преподобный Симеон Новый Богослов – сокровище неоцененное. Сильнее всех он внушает ревность о внутренней благодатной жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ч. I историческая, Т. I. Киев, 1915» в 50-ти экземплярах, покорнейше прошу Совет Императорской Москов­ской Духовной Академии принять ее в качестве диссертации на соискание мной степени доктора богословия». Справка: 1) По § 173 устава духовных академий: «Лицо, имеющее степень магистра богословия, удостаивается степени доктора богословских наук по представлении признанного соответствующим цели печатного сочинения по одной из отраслей богословского ведения, без нового устного испытания и без защиты сочинения на коллоквиуме». – 2) Воспитанник Московской Духовной Академии выпуска 1896 г. (ныне священник) Николай Боголюбов степени магистра богословия удостоен Советом Московской же Духовной Академии за представленное и удовлетворительно защищенное им сочинение под заглавием: «Теизм и пантеизм. Опыт логического взаимоотношения данных систем». Нижний Новгород, 1899 г. и утвержден в этой степени указом Святейшего Синода от 23 мая 1900 г. за 3302. – 3) По § 109, лит. а п. 15, академического устава «распоряжение о рассмотрении диссертаций на ученые степени и оценка оных» значится в числе дел, решаемых самим Советом Академии и представляемых для просмотра местному Епархиальному Архиерею. —101— Определили: Докторскую диссертацию профессора богословия в Императорском Университете Св. Владимира, священника Николая Боголюбова передать для рассмотрения Ординарному профессору Академии по кафедре основного богословия С. С. Глаголеву. XI. Заявление преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом докторской диссертации профессора-священника Н. М Боголюбова он назначает члена Совета – экстраординарного профессора Академии по кафедре истории философии священника П. А. Флоренского. Определили: Принять к сведению. XII. Заявление преосвященного Ректора Академии: «В виду поступившей ко мне просьбы И. Д. ординарного профессора Императорского Новороссийского Университета А. П. Доброклонского об ускорении рассмотрения его докторской диссертации о преп. Феодоре Студите , представленной в Совет Академии 28 мая минувшего 1914 года, я вынужден был обратиться к рецензентам, которым поручена была оценка означенного труда, – экстраординарному профессору по I-oй кафедре патрологии И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но это заглавие не соответствует их содержанию и относится к первым 35 статьям, за которыми следуют особые наказания для лиц должностных. Второй отдел, под именем ежедневных епитимий для монахов 26 , состоит из 65 правил разнообразного содержания и изложенных без системы. В некоторых из них повторяются правила первой части, в других излагаются подробнее, а в некоторых случаях расходятся с ними и даже выступают из прямых задач монастырской дисциплины, упоминая, например, о мирянах и мирских священниках. Очевидно, мы имеем здесь неуместную прибавку какого-нибудь позднейшего собирателя. Что же касается значения этих епитимий, как литургического источника, то в этом отношении они дают немного и важны главным образом для знакомства с бытом, дисциплиной и взаимными отношениями студийского братства. Более дают для этой цели оглашения Феодора Студита 27 . Они рисуют главным образом идеал, но нередко касаются и практики тогдашней монашеской жизни. В литургическом отношении они замечательны для знакомства со студийским церковным годом и тамошними местными памятями, указывают на особенности службы и церковного устава, и все эти указания разбросаны по разным поучениям и делаются мимоходом, помимо литургических целей. Оставляя подробность особому отделу, в настоящем случае мы отметим лишь несколько данных, из которых видно, что при Феодоре Студите порядок службы был не только фактически установлен, но и изложен в записи 28 , содержание которой, впрочем, остаётся для нас неизвестным; что в студийском монастыре память Саввы Освященного чествовалась наравне с праздником Николая Чудотворца, основатель палестинского монашества называется наставником душ и образцом монашеских подвигов. Фабриций, основываясь на указаниях некоторых рукописей, а затем пр. Филарет 29 , приписывают Феодору Студиту : а) краткое начертание устава Студийской обители ( ποτπωσις τς καταστσεως τς μονς τν Στ δτων,), но, как мы увидим далее, этот труд не был составлен самим преп. Феодором, но появился в его монастыре уже после. 2) Правило о количестве и качестве пищи ( περ τς τν ν βρ μαβι ποστητος κα ποι τητος). Но эта статья есть не что иное, как отрывок из того же краткого начертания или переделка одной из его частей, рассуждающей об этом предмете и носящей то же заглавие. 3) Определение о неделе сырной, по которому не принимающие в эту неделю сыра подвергаются отлучению ( κ το ρ περ τς βδομδος τς τοροφγ). Не имея под руками этого правила и судя о нём по одному заглавию, приводимому у Ламбеция 30 , трудно сказать определённо, о чём идёт в нём речь. Вероятно, оно составлено на основании известного постановления о сырной неделе Никифора Исповедника и составляет его изложение в новой версии и, может быть, в более строгой форме. Никон Черногорец, рассуждавший о посте сырной недели, не упоминает об этом слове, и если бы оно существовало, конечно, не прошёл бы его молчанием, как документ авторитетный 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Студийский монастырь стал крупным культурным и художественным центром при игумене Феодоре Студите (759826). Обитель прославилась своим скрипторием, в котором монахи переписывали книги. К числу знаменитых каллиграфов относился ученик Феодора Студита Николай Исповедник, создавший великолепные манускрипты. Он впервые использовал более мелкий шрифт минускул при переписывании Евангелия (хранится в Государственной публичной библиотеке в Санкт-Петербурге). Наряду с каллиграфами в монастырском скриптории работали иконописцы. Предполагают, что в первой половине IX в. студийскими монахами была переписана Псалтирь, названная по имени ее владельца Хлудовской (хранится в отделе рукописей Государственного Исторического музея в Москве). В ней содержалось более 200 миниатюр. Рукописи Студийского скриптория пользовались большой популярностью в христианских странах. Они служили образцами для русских, сербских и болгарских миниатюристов. К числу выдающихся деятелей Студийского монастыря относились Феодор (Студит), Иосиф, Анатолий, Климент, Феоктист – регент, завершивший с кесарем Вардой работу по организации высшего учебного заведения в Константинополе, богословские писатели Петр и Симеон, способствовавшие распространению грамотности. В XV в. в Студийском монастыре размещалась патриаршая школа, которую возглавлял Иосиф Вриенний . В ней преподавало 30 учителей, под руководством которых изучались Священное писание и богословские сочинения. Монастырь Хора («за городскими стенами») возник при Феодосии II в 413 г., когда еще не были возведены новые городские стены, отсюда и второе название – «за городскими стенами». Как и все средневековые монастыри, он был похож на мощную, хорошо укрепленную крепость. Массивные стены из крупных плоских кирпичей плинфы, скрепленных широкими светло-розовыми полосами раствора, придавали монастырю живописный вид. В центре монастырского комплекса была возведена церковь Спасителя, которая почти полностью разрушилась к XI в. По приказу Исаака Комнина (10571059) был построен одноглавый одноапсидный храм. В конце XIII в. к нему пристроили с запада два нартекса, а с юга дополнительный неф (параклезий), что преобразовало одноглавую церковь в шестиглавую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010