Всех грешников неверующих и нераскаянных ожидает вечное наказание, вечная мука, уготованная диаволу и ангелам его (Мф. 25,41), и справедливо, потому что они делали зло и исполняли волю его злую и пагубную. Каждый из нас испытывает в себе наказание за грех: смущение, скорбь и тесноту (Рим. 2, 9). Жизнь настоящая есть школа духовная, борьба, подвиг, сражение с грехом или духами злобы поднебесной, борющими нас на зло. Нужно всякому учиться побеждать в себе грех с помощью Божией, ибо без Бога ни до порога и от Бога даны все Божественные силы к животу и благочестию; надо только не лениться использовать их. Хотите научиться восхищать силою Царство Небесное? Поучитесь у святых, как они подвизались, как они употребляли над собою всякое усилие, какое у них было самоотвержение, какое беспристрастие к богатству, к мирской чести и славе, к плотским удовольствиям; какое имели воздержание, какое усердие к Богу; какую молитву всегдашнюю; какой труд, какие добродетели! И как верно они дошли до Царствия Божия. Никто из них не посрамился, все получили нетленную жизнь и вечную славу, вечное блаженство, и находятся вне всякого страха потерять приобретенное Царство Небесное. Подражайте и вы им, каждый по силе своей, читайте, слушайте Слово Божие, внимайте, разумейте, стремитесь неустанно к цели вашей жизни - и получите вечное блаженство. Ведь вы трудились так или иначе для земного благоденствия; трудитесь же особенно для получения вечной жизни: ищите прежде Царства Божия и правды его, и это все, все земные блага, приложатся вам (Мф. 6, 33). Аминь. Часть II Как возвышенна, богата, светла, Божественна душа в святых Божиих человеках; на какие подвиги она способна была в них, т.е. во всех святых! К каким созерцаниям Божественным способна! К какому дару слова, к каким творениям, к каким песенным произведениям в Иоанне Златоусте, Феодоре Студите, Дамаскине, Иосифе Песнописце, Козьме Маюмском и прочих бесчисленных песнописцах церковных! А нынешние люди до чего упали! До бессловесных животных, да еще и хуже! Удивительно существо души человеческой, хотя и падшей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1005...

Глава III. Студийский монастырь Ж. Платона. – Ж. Феодора Студита . – Ж. Феофана Сигрианского. – Ж. Николаи Студита. Одним из знаменитейших монастырей Константинополя был Студийский (ныне мечеть Имрахор-джамиси), построенный в V в. патрикием Студием во имя св. Иоанна Предтечи. В лучшую пору своего существования он имел до 1000 монахов. Иконоборческие императоры разогнали иноков, доведя численность их всего до 10 человек. Наиболее подробно известна эпоха Студия в VIII–IX в., в игуменство св. Феодора Студита . Кроме греков в монастыре жили выходцы из разных стран, напр. из Скифии (Фаддей), и в свою очередь, в сане иеромонахов, иноки расходились отсюда по всей империи игуменами или епископами. Каноническая строгость без всякого оппортунизма (οκονομα) была основным лозунгом студитов, столь ярко провозглашенным св. Феодором. В IX и следующих столетиях монастырь ударился в церковную политику и принес не мало хлопот патриархам, которые принимали против них иногда крутые меры. 259 Доживи Феодор до патриаршества Фотия, он несомненно был бы на стороне его врагов; по крайней мере один из преемников его, Николай, вполне напоминавший Феодора своею монашескою строгостью, сделался на всю жизнь врагом Фотия. Память Платона, игумена Саккудийского, стала праздноваться уже при его племяннике Феодоре, о чем студийский игумен пишет: «вчера мы совершали память блаженного отца Платона, причем пели в честь его духовные песни и имели телесное утешение» (праздничную трапезу). 260 За обличение противозаконного брака имп. Константина с Феодотою Феодор сравнивал его с Предтечей. 261 «Таким образом, говорит г. Мансветов , ежегодное празднование памяти Платона исповедника началось вскоре после его смерти, и при Феодоре Студите память его вошла в Студийский Месяцеслов». 262 В надгробном, дурном по языку и стилю, слове ему Феодор Студит дал полную биографию святого, не лишенную однако интереса и после знакомства с житием самого оратора. 263 Он сначала говорит о том, что занятие риторов и софистов состоит в украшения речи и в возвышении рассказа для доставления приятности слушателям; они не заботятся о достоверности сообщений; но кто стремится к истине, тот желает говорить, как дела происходили, хотя бы у него и не доставало изящества речи; вот, говорит, и я, слабый умом, речью и духом, восхвалю моего (духовного) отца, о котором не могу молчать: это значило бы скрыть светильник под спудом (§ 1–2).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   Букв. “Имея началом Христа и горячую веру, так удались от мира”.    Ср. Мф. 10:29.    Ср. Мф. 11:29—30.    Или “мучеником совести”.    Т.е. Иисус Христос, Бог воплотившийся, ради человека Сам пошел по пути послушания воле Своего Отца. Ср. Фил. 2:8.    Ср. Мф. 19:30.    Ср. 1 Ин. 4:16.    Размер гимна — силлабо-тонический анакреонтический восьмисложник. В гимне встречаются рифмы (blyzon — drosizon, exafanizeis — exafthartizeis) и гомеотелевты (elkeis — perilampeis — metaballeis). Гимн переведен размером оригинала.    Букв. “как видишь дела всех?”    Букв. “чтобы не покрыла их скорбь”.    Гимн написан пятнадцатисложным тоническим размером.    Речь идет о преп. Симеоне Студите.    Букв. “новые вместе и древние, божественные и сокровенные”. Преп. Симеон писал гимны в честь своего духовного отца еще до того, как он был признан святым. Это и было одним из пунктов обвинения, выдвинутого против него Стефаном Никомидийским. См. Vie 72—73.    Букв. “любовь (pothos) называется у меня болью (ponos) и является таковой”.    Преп. Симеон использует классические богословские термины ousia (сущность) и fysis (природа) в значении тождественных понятий.    Ср. 2 Пет. 1(естество ­­ природа).    Ср. Пс. 81:6.    В некоторых рукописях есть строка, пропущенная в Patm.427 (XIV в.). Восстановив ее, получаем следующий текст: “Слава Твоему благоутробию и снисхождению, что, будучи Богом по природе, Ты стал человеком”.    Букв. “соединив”.    Гимн написан двенадцатисложным ямбическим триметром. Центральная тема гимна — учение о бесстрастии, раскрываемое на примере некоего “мужа желаний духовных”, т.е., вероятно, преп. Симеона Студита.    Букв. “Кто преступил преграду (стену) своей плоти? Кто, пройдя мрак тления и оставив весь мир, скрылся?” К этому стиху в рукописи Marcianus 494 (XIII в.) имеется схолия: “Отсюда становится ясно, что и сам пишущий сие отец был восхищен на небо вне тела, как это рассказано в другом месте” (SC 156, 23).    Ср. 1 Кор. 1:20.    Выражение “муж желаний” заимствовано из Ветхого Завета (Дан. 10:19). В богослужебных песнопениях Восточной Церкви это выражение встречается применительно к тому или иному святому. См., например, службу св. Николаю (Минея месячная за 6 декабря; вечерня; стихира на стиховне): “Человече Божий и верный рабе, слуго Господень, мужу желаний...”

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

84 Basilic. lib. 28. 5. de nuptiis prohib. сар. 1 , 56, 60. 37. de adulter. сар. 77. Leonis et Constantini. Eclog. tit. 12, 2. Prochiron. 7, 4.39, 72. см. слав. Кормч. Леона и Константина зач. 2. гл. 2. Закон Градск. гр. 7, 4. 39, 73.– В 6-й степени брак положительно запрещен при патриархе Сисинние (1001). Photii Nomocan. tit. 13. сар. 5. cum scholiis Balsamonis. В III-IX веке брак между внуками двоюродных еще был дозволен. Basilic. 35. tit. 12. сар 5. 85 Так было положено на местных соборах в цареграде при патриархе Алексие Студите (1033–51) и Михаиле Керулларии (1057). Vid. Leunclavii Jus Graco-Roman. Pars. 1. Pag. 204. 206–210. Слав. Кормч. гл. 51. Последнего Собора в Кормчей нет. 86 На Соборе в Константинополе, при патриархе Луке (1168), определение которого утверждено и императором Мануилом Комнином. Balsamon. ad Photii Nomocan. tit. 13. сар. 2. 5. Harmenopuli lib. 4. tit. 6. sect. 22. Matthaei Blastaris Syntag. περι βαθμων του γαμου. Cf. Leunclavii Jus Graco-Roman. 1. pag. 165 – 167, 217, 220. В нашу Кормчую это определение не вошло. 89 Гражданские римские законы IV и следующих веков должны были признать это постановление Церкви. Cod. Theodos. lib. 2, 3. 12. З, 4. Cod. Justian. 8. 5 , 5. Матфей Властарь говорит: «In affinitate graduum quantitatem omnino non qaerendam esse visum est priscis; sed nuptias, quae confusionem introducerent in appellationem generis, quaeve inhonestae essent, diserte vetantes, reliquas minime repraehensas reliquerunt. Vetuit itaque Prisca lex propinquiora». Syntag. Alphab. β. cap. 8. 90 Так постановлено на Соборе при патр. Сисинние (997) и Михаиле Керулларии (1037). Leunclav. 1. pag. 197–203. 206–208. См. Слав. Кормч. Гл. 51. Брак в 7 степени двухродного родства дозволен. Соб. патр. Николая (1084–1111), при имп. Мануиле Комнине. Кормч. гл. 50. Cf. Balsamon ad Photii Nomocan. tit. 13. cap. 2. M. Blastar loco cit. Впрочем браки, заключенные уже в 6-й степени родства двухродного, не расторгались, а только очищались церк. покаянием и епитимией. ). Leunclav lib. 2. pag. 134, 167. lib. 3. pag. 213.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Итак, один или два Иосифа? Выше мы указывали, что факт песнотворческой деятельности прп. Иосифа Сицилийца устанавливается твердо житийными и синаксарными данными. Но не можем совершенно этого сказать о св. Иосифе, Архиепископе Солунском, Студите. Мы нарочито просмотрели целый ряд житий и синаксарей в рукописях наших книгохранилищ и монастырских библиотек Греческого Афона, и нигде не нашли никакой даже самомалейшей черточки, которая бы свидетельствовала о песнотворче­стве этого Иосифа. Это, если можно так выразиться, alibi песнотворче­ства Иосифа Студита по житиям и синаксарям прямо поразительно и странно и ничем не объяснимо, если бы оно было. Говорят, что подобное молчание допущено по скромности, ради скромности св. Песнотворца, и ссылаются на два известных жития прп. Феодора Студита , где тоже будто бы не говорится о песнотворчестве последнего, а между тем оно несомненно. Но против этого нужно сказать следующее. Во-первых, хотя в самых житиях нет прямых указаний на песнотворчество прп. Феодора Студита , но есть косвенные. В его монастыре, всецело и во всем руководимом самим святым игуменом, некоторые монахи, «посвятив себя, насколько могли, церковным песням, мелодиям и прочим употребительным в церкви псалмопениям… не только с пользою для себя прилагали к этому доброе трудолюбие, но и всех других делали участниками в их пользе». 283 Сам преподобный, несомненно, более всех других увлекал их своим примером. А что он сам участвовал в творении церковных песнопений, это подтверждается далее рассказом обоих житий о чудесном вразумлении Сардинского начальника, имевшего у себя трипеснцы св. Четыредесятницы, составленные св. Феодором Студитом . 284 Наконец, все жития и синаксари, упоминающие о песнотворческой деятельности, например, св. Романа Сладкопевца , прп. Иоанна Дамаскина , Космы Маюмского, Феофана, Иосифа Сицилийца и даже, как увидим ниже, Феодора Студита и др. разве чужды скромности? Разве они нарушают скромность святых писателей, когда говорят во славу их то, чего они справедливо заслужили? Памятники так не смотрят.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

иеродиакон Тихон (Зайцев) Предисловие Преподобный Феодор Студит – один из величайших подвижников и учителей православного монашества. Плодом его аскетической ревности явились многочисленные поучения, слова и письма, полные духовной мудрости, отеческой любви, искренней преданности монашеству. Их ценность не только для инока, но и для каждого христианина самоочевидна. Знакомясь с ними, каждый сможет найти полезные для своей души ответы на самые разнообразные вопросы духовной жизни. В них показана духовная опытность святого Отца и глубокое понимание им человеческой души в её положительных и отрицательных явлениях, а равно и средства к уврачеванию последних; отражены пламенные стремления Преподобного помочь всякому человеку в достижении им Царства Небесного. Всё это неоспоримо свидетельствует о том, что эти творения не потеряли своего руководственного значения в спасении христианина и до настоящего времени. Святитель Феофан Затворник , трудившийся над переводом поучений для IV тома «Добротолюбия», отметил, что «для монахов эти поучения все сокровища суть» 1 . Святой Феодор, – говорит святитель Феофан, – на высоту почти не заходит, а ходит по монастырю..., на всякую мелочь даёт урок одухотворять её…» 2 . Прежде чем приступить непосредственно к нашей работе, дадим краткий обзор имеющимся трудам о преподобном Феодоре Студите . Особый интерес представляют следующие работы: 1 . Гроссу Н. , священник. Преподобный Феодор Студит , его время, жизнь и творения. Этот труд состоит из двух частей. Первая посвящена «церковно-общественно и монастырской деятельности преподобного Феодора». После краткого введения даётся жизнеописание святого Отца (гл. I–IV). Попутно приводится характеристика иконоборческого движения VIII века (с. 8–18), оценка поведения Феодора в михианских спорах (с. 61–68) и оценка его как реорганизатора монашества вместе с описанием порядков Студийского монастыря в его время (гл. III, с. 69–117). Первая часть заключается общей характеристикой святого Отца, краткой историей прославления его имени по смерти и гонения на студийских иноков при патриархе Мефодии (с. 158–162). Вторая часть посвящена литературной деятельности преподобного Феодора (гл. I–V). Даны изложение, анализ и оценка учения святого Отца об иконах и иконопочитании (с. 198–205), характеристика его огласительных поучений инокам (с. 206–239), а также изложение его взглядов по общественно-бытовым и церковно-каноническим вопросам – о втором браке, о смертной казни еретиков, о преимуществах римского епископа (с. 275–295). В конце труда приложен указатель собственных имён (с. 307–310).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Прибывшие в Таврику в конце VIII — начале IX вв. монахи-иконопочитатели своим духовным наставником считали преподобного Феодора Студита. Об этом свидетельствует, например, направленное в 821 г. преподобным Феодором “письмо к епископам, сосланным ради Христа в Херсонес” 14 . “Прибыв туда, — писал Преподобный, — вы явились светильниками для находившихся во мраке и заблуждении жизни, руководителями слепых, учителями добродетели, проповедниками благочестия” 15 . Преподобный Феодор Студит обращается с напутствиями и к отправляющимся в Крым монахам 16 . Таковы были связи Студийской обители с теми землями, где позднее довелось побывать святому равноапостольному князю Владимиру, просветителю Киевской Руси, которые спустя почти тысячелетие вошли в состав Российского государства. В период ослабления иконоборческих гонений Студийский монастырь трудами преподобного Феодора быстро возрождался; были годы, когда здесь подвизалось около тысячи насельников. Сам же преподобный Феодор неоднократно подвергался ссылкам и гонениям. Ему пришлось жить вдали от Студийской обители — на о. Халки, и лишь смерть императора Никифора в 811 г. принесла ему временное облегчение. Затем последовала очередная ссылка в Малую Азию и, наконец, смерть в изгнании на Проти — одном из Принцевых островов в 826 году. В 842 г. в Константинопольской Церкви окончательно восторжествовало иконопочитание; имя преподобного Феодора Студита — активного противника иконоборчества — заняло одно из почётных мест в сонме святых Православного Востока. В 844 г. его останки были перенесены в Студийскую обитель и, сопровождаемые торжественным шествием многочисленной братии, были положены в гробнице рядом с телом его брата — Иосифа, архиепископа Солунского (ум. в 825 г.), который также скончался в изгнании 17 . После 842 года, при императоре Михаиле III (842–867), в Константинополь начали возвращаться ближайшие ученики преподобного Феодора Студита. Один из них, преподобный Навкратий, стал игуменом в Студийском монастыре, и для обители снова наступило время расцвета. Монастырь продолжал процветать и при преемниках преподобного Навкратия (ск. в 848 г.) — Николае Студите и Софронии, трудами которых число братии по-прежнему увеличивалось 18 . Влияние столичного монашества с этого времени стало постоянно возрастать: с 842 по 1204 гг. из 43-х Константинопольских патриархов 26 вышли из монастырей, причём среди них Антоний III (974–979) и Алексей IV (1025–1043) — из Студийской обители.

http://pravmir.ru/studiyskiy-monastyir-i...

Прп. Феодор Студит . О святых иконах и иконопочитании. – Краснодар, 2006. Кроме того, имеются репринты и других сочинений Феодора: Преподобный Феодор Студит . Малое оглашение. Слова. – М., 2000. – (Святоотеческое наследие); Преподобный Феодор Студит. Монастырский устав. Великое оглашение. Ч.1. – М., 2001. – (Святоотеческое наследие); Преподобный Феодор Студит. Великое оглашение. Ч.2. – М., 2001. – (Святоотеческое наследие); Преподобный Феодор Студит. Послания [в 2-х тт.]. – М., 2003. – (Святоотеческое наследие). Наконец, все переиздано, включая и новые переводы творений и писем прп. Феодора, которые были опущены в переводе СПбДА (1907 – 1908 гг.) в современной серии «Полное собрание творений Святых Отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе», составив три внушительных тома: Преподобный Феодор Студит. Творения в 3 т. – Т.1: Нравственно-аскетические творения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе, 5); – Т.2: Нравственно-аскетические творения. Догматико-полемические творения. Слова. Литургико-канонические творения. Прилож.: Гроссу Н. , свящ. Преподобный Феодор Студит. Его время, жизнь и творения. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе, 6); – Т.3: Письма. Творения гимнографические. Эпиграммы. Слова. Прилож.: Произведения древнецерковной письменности о преп. Феодоре Студите и его святых сподвижниках. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе, 7). 21 Theodorus Studites. Antirrheticus II, 11 (PG 99: 357C), еще он повторяет эту же сентенцию в Письме к своему духовному отцу Платону о почитании икон (PG 99: 501А ­­ Ep. 57 Fatouros, p. 164–168) В новейшем издании Г. Фатуроса это письмо 57 (на месте 57 письма в патрологии Миня, которое Фатутос помещает в конце 2-го тома под 554. В патрологии Миня знаменитое письмо прп.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

310 Прибывшие в столицу исповедники весьма деятельно принялись за устройство монашеской жизни. Преп. Навкратий, по просьбе патриарха и императрицы, принял на себя игуменство над священным братством в монастыре Студийском. Его заботами монастырь снова начал переживать времена знаменитого своего руководителя преп. Феодора, собравшего здесь до тысячи монахов. «Это вновь собранное стадо Христово, как некоторый сад, опять доставляло всем желающим смотреть пышную розу добродетелей и благоухание духа». 311 В 844 г. монастырь еще раз торжественно отпраздновал свою победу над иконоборцами, приняв в свои стены мощи знаменитого борца за Православие преп. Феодора Студита , перенесенные с острова Приконнеза. В процессии перенесения участвовало громадное число монахов. 312 Монастырь продолжал процветать и при преемниках преп. Навкратия († 18 апреля 848 г.) – Николае Студите и Софронии, которые еще более увеличили его братство. 313 В то же время преп. Иларион благоустроил монастырь св. Далмата, 314 а Михаил Синкелл – весьма большой монастырь Хора, который он получил для управления от императрицы Феодоры и в котором жил на покое. 315 Женский монастырь Хрисоволанта процветал под управлением игуменьи Ирины. Преп. Ирина может служить прекрасным примером того, какой славой монашество пользовалось в византийском обществе рассматриваемого времени. Ирина происходила из знатной каппадокийской фамилии и была одной из невест Михаила III. Встреча во время поездки с родины в Константинополь со знаменитым подвижником горы Олимпа в Вифинии – преп. Иоанникием возбудила в ней мысль о суетности мира и вызвала желание посвятить себя отшельнической жизни. По приезде в Константинополь она вместо царского дворца избрала своим жилищем монастырь Хрисоволанта и, раздав все свое имение, постриглась здесь. Ее подвиги скоро приобрели ей всеобщее уважение в монастыре и сделали ее известной патриарху Мефодию. Последний, по общему желанию сестер, поставил ее игуменьей обители. В этом звании преподобная пребывала до самой смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/s...

– В перечне Фабриция приводится заглавие поучения (38-ое) в среду шестой недели перед открытием монастырских ворот (προ τς νοξεως το μοναστηρου), но за неимением этого слова в подлиннике, им должны повторить замечание, сделанное нами по поводу субботы акафиста. В Студийском монастыре на Великий пост главные ворота затворялись, и входить за монастырь никому не дозволялось до окончания поста. В уставе патриарха Алексия ворота положено отворять в пятницу на 6-й неделе. – Лазарева суббота, неделя ваий и страстная неделя упоминаются вообще, без указания на подробности службы. – В оглашении на Пасху 89 приводится известное с именем Златоуста поучение на Пасху, начинающееся словами: «аще кто благочестив». Феодор Студит приводит его как произведение Иоанна Златоустог о, и тем самым подтверждает подлинность этого слова, признаваемого Монфоконом за подложное. Из этого указания открывается, что слово «аще кто благочестив» принималось за произведение Златоуста в VIII–IX веках, употреблялось на пасхальной службе, хотя и разделяло эту честь с некоторыми другими чтениями, как увидим далее. Включив это слово в свою пасхальную речь, студийский проповедник присоединил к нему и своё обширное поучение, отчего слово Златоуста является как бы в оправе. – Преполовение пятидесятницы – μεσοπεντεκοστ – упоминается в 6 оглашении (col. 516). – Понедельник Св. Духа считался днём праздничным и отмечается как нарочитый 90 . – Неделя всех святых была собственно днём празднования мученикам и следовала за пятидесятницей 91 . – Из постов, кроме Великой четыредесятницы, упоминается только о четыредесятнице св. Апостолов. Был, конечно, и пост перед Рождеством Христовым, но о нём в сочинениях Студита не упоминается 92 . Из особых обычаев, которые имели место при Феодоре Студите и отмечены в его сочинениях, заслуживают внимания следующие: ежегодное общее поминовение умерших и погребённых на монастырский счёт в начале индикта и в продолжение пятидесятницы. При этом устраивались агапы, т.е. поминальные столы для братии (γπη παρακλσεως σωματικς 93 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010