Совещание изрекается от Лица Божия. Но известно, что Бог в делах Своей премудрой и всемогущей воли не требует советов и содействия от каких-либо советников и содейственников вне Своего существа. По слову Пророка, повторенному Апостолом, кто уразуме ум Господень, и кто советник Ему бысть, иже научает Его? или с ким советова и настави и ( Ис. 40:13 . Рим. 11:34 )? С другой стороны, не вероятно, чтобы Моисей, изображая совет Божий, представлял Бога таким Лицом, Которое изрекало бы совещаемое слово единственно к Самому Себе и притом в виде собеседования с другими лицами: сотворим по образу Нашему. Итак, чтобы не войти в крайность противоречия истине, необходимо искать совещающихся Лиц внутри самого Божества и признавать за верное, что Бытописатель, в виде многих совещающихся, изображает совет равночестных и единосущных Лиц Божеских, Которым приписывается сотворение человека ( Быт. 5:1 . Мал. 2:10 . Кол. 1:15 и 16. Иов. 33:4 ), и таким образом неопределенно указывает на Троичность Божества. Мыслью о Таинстве разрешается и то, почему многим совещающимся Бытописатель в то же время усвояет единство, выражая оное словами: рече Бог, потом: по образу Нашему, и ниже: по образу Божию (ст. 27). По единосущию совещающихся Божеских Лиц и потому, что в трех Лицах Един Бог , прилично было Моисею означить, при самом указании множественности, единство 13 . Прекословия истине, сокрытой в рассматриваемом изречении, со стороны иномыслящих, слабы и легкомысленны. Известны два взаимно противоречащие предположения, равно не основательные. По первому предположению, начало коего видно в грубых вымыслах Иудеев 14 , которое однако ж понравилось и мудрователям Христианским 15 , объясняют слова совещания Божия не иначе, как слова человека, которому, когда он приступает к делу, будто бы свойственно намерения свои выражать в подобных словах, – а в том, что совещание у Моисея выражается с употреблением слов во множественном числе, не примечают ничего более, как подражание обыкновению говорить о сильных земли, или от лица сильных земли, во множественном числе.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Явно, что было бы крайнее неразумие – недоумевать: точно ли прилично и нужно, чтобы вседействующий Промысл Божий употреблял для блага нашего поставляемых им царей, пастырей и воспитателей? Подобная неосмотрительность обличается и в вопросе противоречущих истине: прилично ли и нужно ли для охраняемых самим Богом служение Ангелов Хранителей? В соответствии проводимым свидетельствам, о непосредственном Промысле Божием, из псалма Давидова: се не вздремлет, ниже уснет Храняй Исраиля. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою ( Пс. 120: 4 ) и из послания Апостола Павла о всеоружии Божием ( Еф. 6:11 ), надлежит принять для соображения и те свидетельства о служебном участии, в деле промышления Божия, Ангелов Божиих, какие представляются у того же Псалмопевца: яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих (– 90:11), равно как и у того же Апостола: не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаеми за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 )? На второе недоумение не много требуется слов. Достаточно сказать, что случающиеся с нами бедствия и падения греховные вовсе не дают основания сомневаться о благопотребности для нас служения Ангельского, так же как ни мало не дают они повода сомневаться о действительности верховного и всеобъемлющего Промысла Божия, против коего никто, кроме нездравомыслящего, возразить не может. Мимоходом, однако ж, заметить здесь главнейшие из тех объяснений, какими примиряется свидетельство опыта о бедствиях жизни физической и нравственной с мыслию о благом Промысле; именно: 1). Бедствиям жизни физической подвергаются и находящиеся под особенным смотрением Промысла и под охранением Ангелов; потому что сии бедствия служат к существенному благу самих претерпевающих бедствия, или направляются к пользе и вразумлению других. 2). Действия же греховные не пресекаются, как промыслительною силою Божиею, так и действием хранителей наших св. Ангелов Божиих, в тех случаях, когда пресечением их уничтожалась бы наша свобода, – когда мы неудержимо стремимся по пути греховному, отвращаемся и избегаем добрых руководителей. 2. Удостоверение об Ангелах Хранителях

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

еп. Серапион (Александровский, 11 июня 1788 - 16 окт. 1799); еп. Серафим (Глаголевский, 25 дек. 1799 - 29 янв. 1804); архиеп. Августин (Виноградский, 7 февр. 1804 - 19 февр. 1818, возведен в сан архиепископа 30 авг. 1814); еп. Лаврентий (Бакшевский , 19 янв. 1819 - 27 окт. 1820); еп. Афанасий (Телятев , 10 марта 1821 - 5 авг. 1824); еп. Кирилл (Богословский-Платонов , 26 окт. 1824 - 26 марта 1827); еп. Иннокентий (Сельнокринов, 23 мая 1827 - 28 марта 1831); еп. Николай (Соколов, 8 мая 1831 - 2 окт. 1834); еп. Исидор (Никольский , 11 нояб. 1834 - 5 июня 1837); еп. Виталий (Щепетов, 27 июня 1837 - 14 нояб. 1842); еп. Иосиф (Богословский , 27 дек. 1842 - 20 нояб. 1849); еп. св. Филофей (Успенский , 18 дек. 1849 - 19 авг. 1853); еп. Алексий (Ржаницын , 20 сент. 1853 - 20 июля 1857); еп. Евгений (Сахаров-Платонов , 6 окт. 1857 - 13 окт. 1858); еп. Порфирий (Соколовский , 21 нояб. 1858 - 21 марта 1859); еп. Леонид (Краснопевков, 26 апр. 1859 - 15 мая 1876); еп. Никодим (Белокуров , 17 июня 1876 - 14 окт. 1877); еп. Игнатий (Рождественский , 17 дек. 1877 - 11 февр. 1878); еп. Амвросий (Ключарёв, 6 апр. 1878 - 22 сент. 1882); еп. Алексий (Лавров-Платонов , 22 янв. 1883 - 9 марта 1885); еп. Мисаил (Крылов, 4 мая 1885 - 3 июня 1889); еп. Виссарион (Нечаев , 30 июля 1889 - 14 дек. 1891); еп. Александр (Светлаков , 11 янв. 1892 - 29 янв. 1894); еп. Нестор (Метаниев, 29 янв. 1894 - 8 июня 1901); еп. Трифон (Туркестанов , 1 июля 1901 - 2 июня 1916); еп. Алексий (Кузнецов, 26 дек. 1916 - 20 марта 1917); еп. Иоасаф (Каллистов, 20 марта 1917 - 15(28) янв. 1918); еп. Димитрий (Добросердов, 15(28) янв. 1918 - нач. 1920); еп. сщмч. Серафим (Звездинский, 3 янв. 1920 - 25 апр. 1928); еп. Амвросий (Смирнов , 25 апр.- 28 нояб. 1928); архиеп. Питирим (Крылов, 17 марта 1931 - янв. 1936, возведен в сан архиепископа 18 марта 1932); еп. Иоанн (Широков , янв.- 19 июля 1936); архиеп. Сергий (Воскресенский, февр. 1938 - март 1941); еп. Иларий (Ильин, 5 марта - май 1944); архиеп. Виталий (Введенский, 19 июля 1946 - 25 марта 1950); архиеп. Пимен (Извеков, 26 дек. 1957 - 16 марта 1961, возведен в сан архиепископа 23 нояб. 1960); архиеп. Киприан (Зёрнов, 14 нояб. 1961 - 20 мая 1964, возведен в сан архиепископа в авг. 1963); еп. Филарет (Денисенко, 22 дек. 1964 - 14 мая 1966); архиеп. Филарет (Вахромеев, 14 мая 1966 - 1 апр. 1973, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1969); архиеп. Владимир (Сабодан, 18 апр. 1973 - 16 июля 1982, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1973); архиеп. Александр (Тимофеев, 14 окт. 1982 - 12 авг. 1992, возведен в сан архиепископа 9 сент. 1986); еп. Филарет (Карагодин, 12 авг. 1992 - 19 июля 1995); еп. Иннокентий (Васильев, 18 июля 1995 - 11 окт. 1996); еп. Александр (Агриков, со 2 сент. 2001).

http://pravenc.ru/text/178617.html

В 30-летний период царствования Николая Павловича у святителя Филарета перебыло (вступно и невступно) восемь викариев, из коих первый, уже известный нам Кирилл Богословский – Платонов, прослужил с ним в это царствование лишь немногим менее, нежели полтора года, а последний – Алексий Ржаницын – ровно полтора года; остальное же время служения того и другого принадлежало, первого – предшествующему, а второго – последующему царствованиям. Из них целых четверо, а с Кириллом (о котором уже была речь за предшествующее царствование) и пятеро получили и рукоположение во епископа от святителя Филарета и именно в его епархиальном граде Москве, при чем не оставлены были и поучением от своего рукоположителя в обычных по сему случаю речах его; остальные же трое рукоположены были не Филаретом или, хотя, и им, но при рукоположении которых он не говорил речей. В порядке времени служения это были следующие викарии: Кирилл (вышеупомянутый), прослуживший до 26 марта 1827 года; Иннокентий Сельпо-Кринов с 23 мая 1827 до 31 марта 1831 года; Николай Соколов с 8 июня 1831 (когда Филарет, хотя, и в Москве был, но был болен и лечился, с трудом совершив рукоположение его, до 2 октября 1834 года; Исидор Никольский (доселе здравствующий в сане митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского и в звании первенствующего члена Святейшего Синода) от 11 ноября 1834 и до 5 июня 1837 года; Виталий Щепетев с 27 июня 1837 до 14 ноября 1842 года; Иосиф Богословский с 27 декабря 1842 до 20 ноября 1849 года; Филофей Успенский (в последствии митрополит Киевский) с 18 декабря 1849 года до 19 августа 1853 года и Алексий Ржаницын с 20 сентября 1853 года и до конца царствования Николая I. Несмотря на то, что некоторые из этих викариев Филарета не были из числа его питомцев или по воспитанию в подведомых ему духовно-учебных заведениях или же по служению в его епархии, он ко всем им относился истинно отечески и братски. 1089 Но с некоторыми имел особенно сердечные отношения и удостаивал их особенного доверия. И замечательное дело! Эта особенная сердечность отношении, особенное доверие падало на тех викариев, которых святитель Московский не только сам рукополагал, но и по рукоположении наставлял поучительною речью.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Зимой 1871 г. у обеих моих маленьких сестер была натуральная оспа; но, не смотря на то, что это было в стенах учебного заведения, имевшего и пансион, отца моего с его больными не беспокоили никакими требованиями выселения или больницы, – он только за время карантина не ходил на уроки; квартира наша выходила на особую лестницу во двор, но против нас жил еще преподаватель и, кажется, служители внизу. Из отношений вне гимназии помню знакомство отца с владыками на соседнем Митрофаниевском Подворье, соприкасавшемся тогда с гимназией через большие сады обоих учреждений. На Подворье жил сначала епископ Рязанский преосвященный Алексий Ржаницын , а при нем гостил или жил в Петрограде племянник P. П. Ржаницын, товарищ отца, с женою своею. К преосв. Алексию —278— на Подворье отец мой ходил не только один, но и с матерью моей. После преосв. Алексия жил там преосв. Никандр Тульский, с которым отец мой тоже почему-то близко познакомился, так что даже в одно из своих путешествий, быв в Серпухове, проезжал и в Тулу к Преосвященному, – едва ли не в 1883 г. Лета этого периода мы проводили частью в Харькове, a одно лето, 1873 года, в селе Кейкине, под Нарвой, где тогда священствовал дядя мой по матери Павел Петрович Свиязев. Впрочем, и оттуда отец мой, помнится, ездил в Хотьков один. В лето 1871 года мы из Хотькова ездили в Переяславль на свежую могилу Ал. Матв. Бухарева, скончавшегося 2-го апреля; вдова его ждала было отца моего на похороны, но его задержали гимназические экзамены, – это был первый его учебный год в заведении. Помню могилу Ал. М-ча, усаженную иван-да-марьями, и глубокое горе вдовы. Переезд в Прагу Весною 1874 г. поднялся разговор о переходе отца моего в чешскую Прагу в Австрии. Там на частные средства устраивалась церковь , по мысли и почину деятелей Славянского Благотворительного в Москве и Петрограде Общества и при содействии лиц сочувствующих. Целью ее было духовное общение с чехами. К отцу, с уговорами его постудить туда, стал ездить известный деятель по Западному Краю, бывший попечитель Виленского Учебного Округа, а в это время председатель Славянского Комитета Иван Петрович Корнилов. Бывал он по этому делу так часто, что прислуга привыкла к его громкому звонку и говорила: «это Председатель». Отец мой колебался. С одной стороны были данные для согласия: переутомление от чрезмерного числа уроков и необходимость служить с нравственно неодобряемым начальником заведения; с другой стороны чувствовалась рискованность шага: бросая здесь обеспеченное и видное положение, ехать с семьей в чужую страну, на неизвестные условия жизни, на службу частного характера. Семье тоже не хотелось порывать родственные связи к привычные условия жизни и ехать на неизвестное. Убедителям пришлось действовать и на нас, – и чего только не рассказывали нам с раз-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 .07(04.08).1925–1926: Иоанн Ильин 1926–1929: 04 .1929–27.08(09.09).1930: Симеон Канарский 1930–1932: 21 .07(03.08).1932–: Сергий Озерецковский Троицко-Савская (обн.) см. Селенгинская (обн.) Тульская 15(28).02.1908–25.05(07.06).1917: Парфений Левицкий 29 .07(11.08).1917–19.10(01.11).1923: Иувеналий Масловский 1922–1922: Игнатий Садковский , в. у. 1923–1923: Игнатий Садковский 19 .10(01.11).1923–25.04(08.05).1925: Николай Могилевский 1925–1927: 15(28).09.1927–11?.1927: Борис Шипулин Платон Тихомиров, в. у. 05(18).12.1928–22.11(05.12).1933: Флавиан Сорокин 22 .11(05.12).1933–05(18).06.1936: Онисим Пылаев 05(18).06.1936–09.1936: Александр Щукин 13(26).08.1937–: Аполлос Ржаницын –1940: 12 .1940–1941: Алексий Сергеев 1942–1943: Питирим Свиридов, в. у. 28 .06(11.07).1943–05.1944: Алексий Сергеев, в. у. 1944–1946: Виталий Введенский 1946–19.03(01.04).1952: Антоний Марценко Тульская (обн.) 03(16).08.1922–27.04(10.05).1930: Виталий Введенский 1930–1930: Николай Алявдин 1930–: Георгий Добронравов 1932–1934: Тихон Попов 1933–1934: Николай Смирнов, в. у. 1933–1935: Георгий Добронравов, паки 1936–1937: Тихон Попов, паки 1938–1938: Николай 1938–1942: 31 .08(13.09).1942–1944: Пётр Турбин Тульчинская (обн.) –1922: Фотий Маньковский –1927: 1927–12(25).05.1928: Фотий Топиро 1928–1935: 08 .1934–09(22).07.1936: Николай Поликарпов Туринская (обн.) (28).07.1923–09.1923: Александр Филиппов Туркестанская см. Алма-Атинская Туровская см. Пинская Тутаевская 26 .09(09.10).1921–1927: Вениамин Воскресенский 1927–1930: 1930–22.09(05.10).1932: Вениамин Воскресенский, паки Тюменская 1922–: Иринарх Синеоков-Андреевский 1924–: Димитрий Локотко Тюменская (обн.) 15(28).01.1923–05(18).09.1923: Алексий Копытов 10 .1924–27.09(10.10).1925: Михаил Трубин, в. у. 10(23)11.1925–: Александр Филиппов 1925(?)–1927: Серафим Коровин 06 .1927–02.1928: Иоанн Панцулай 03(15).02.1929–1930: Павел Громов Тянь-Цзыньская (заруб.) Углицкая (обн.) 1922–: Адриан Анцино-Чекунский Угличская 15(28).03.1909–1920: Иосиф Петровых 02(15).02.1920–04(17).02.1928: Серафим Самойлович

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

О.Антоний помог духовному устроению многих монастырей, особо он покровительствовал Дивеевской и Серафимо-Понетаевской женским обителям. – 43, 44. Алексий – св.митрополит Московский и всея России чудотворец. Между 1293 – 1298 † 12 февраля 1378. Память 12 февраля и 20 мая. – 139. Алексей Михайлович – Царь Всероссийский. 10 марта 1629 † 29 января 1676. – 238. Алексий – епископ Тульский и Белевский. 1813 † 9 июня 1877. В мире Руфин Иванович Ржаницын. Родился в селе Кубенице Кадниковского уезда Вологодской епархии в семье священника. Окончил Вологодскую семинарию и Московскую духовную академию, был в ней инспектором. В 1837 г. пострижен в монашество в Чудовом монастыре митрополитом Московским Филаретом. По окончании курса определен инспектором Московской семинарии. В 1838 г. рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. В 1843 г. назначен ректором семинарии и произведен в сан архимандрита, настоятеля Заиконоспасского монастыря. В 1847 по 1853 гг. был ректором Московской духовной академии. В эти годы его труды печатались в «Прибавлениях к творениям св.отцов». В 1853 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, также святителем Филаретом. В 1857–1860 гг. – епископ Тульский и Белевский, в 1860–1867 – епископ Таврический. В 1867 г. переведен в Рязань и пожалован архиепископом. В 1876–1877 гг. архиепископ Тверской. Высокопреосв. Алексий отличался резким энергичным характером, прямодушием, вспыльчивостью. Много сделал для улучшения состояния сирот духовенства. При нем начали выходить «Тверские епархиальные ведомости». – 142, 164, 166, 175. Алексей – рясофорный послушник Оптиной Пустыни, 1803 † ? В мире Алексей Михайлович Калинкин. Из мещан Г.Ефремова. В число братства Оптиной Пустыни определен 28 января 1857 г., на послушническую вакансию – 5 июня того же года, рясофором накрыт 24 июля того же года. Нес послушание смотрителя гостиницы. Последний раз упоминается в ведомости за 1864 г. – 303. Алимпия – схимонахиня Борисовской Тихвинской женской пустыни в Курской епархии. В мире Сукачева. – 192.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Петр Другов 1899–1908. Феодосий Феодосиев 1908. Ставропольская, учр. в 1843 г. Кафедра в Ставрополе (на Кавказе) Епископы Кавказские и Черноморские: Иеремия Соловьев 1843–1849. Иоанникий Образцов 1849–1857. Игнатий Брянчанинов 1857–18(51. Епископы Кавказские и Екатеринодарские (с 1866 г.): Феофилакт Губин 1862–1872. Герман Осецкий 1872–1886. Ставропольские и Екатеринодарские: Владимир Петров 1886–1889. Евгений Шерешило 1889–1893. Агафодор Преображенский 1893. Архп. с 1907. Ейское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы: Иоанн Левицкий 1908. Александровское викариатство. учр. в 1911 г. Епископы (в Ставрополе): Михаил Космодамианский 1911. Сухумская, учрежд. В 1885 г. 52 Кафедра в Сухуме Епископы: Геннадий Павлинский 1886–1889. Александр Хованский 1889–1891. Агафодор Преображенский 1891–1893. Петр Другов 1893–1895. Арсений Изотов 1895–1905. Серафим Чичагов 1905–1906. Кирион Садзагелов 1906–1907. Димитрий Сперовский 1907–1911. Андрей кн. Ухтомский 1911. Таврическая, учр. в 1859 г. Кафедра в Симферополе Епископы и Архиепископы Таврические и Симферопольские: Елпидифор Бенедиктов 1860. Архп. Алексий Ржаницын 1860–1867. Гурий Карпов 1867–1882. Архп. с 1881. Гермоген Добронравин 1882–1885. Алексий Лавров-Платонов 1885. Мартиниан Муратовский 1885–1897. Архп. с 1896. Михаил Грибановский 1897. Николай Зиоров 1898–1905. Алексий Молчанов 1905–1910. Феофан Быстров 1910. Тамбовская 53 Кафедра в Тамбове Епископы Тамбовские и Козловские. Леонтий 1682–1684. Питирим 1685–1697. Игнатий Шалгин 1697–1699. Тамбовские и Пензенские: Пахомий Симанский 1758–1766. Феодосий Голосницкий 1766–1786. Феофил Раев 1788–1794. Платон Любарский 1794. Епископы Тамбовские и Шацкие (с 1799 г.): Платон Любарский (вторично) 1794–1811. Иона Василевский 1812–1821. Феофилакт Ширяев 1821–1824. Афанасий Телятьев 1824–1829. Евгений Бажанов 1829–1832. Арсений Москвин 1832–1841. Николай Доброхотов 1841–1857. Макарий Булгаков 1857–1859. Феофан Говоров 1859–1863. Феодосий Шаповаленко 1863–1873. Палладий Раев 1873–1876. Палладий Ганкевич 1876–1885.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Филарет Дроздов 1821–1867. Архп. до 1826. Иннокентий Вениаминов 1868–1879. Макарий Булгаков 1879–1882. Иоанникий Руднев 1882–1891. Леонтий Лебединский 1891–1893. Сергий Ляпидевский 1893–1898. Владимир Богоявленский 1898. Дмитровское викариатство, учр. в 1788 г. Епископы, (в Москве): Серапион Александрийский 1788–1799. Серафим Глаголевский 1799–1804. Августин Виноградский 1804–1818. Лаврентий Бакшевский 1819–1820. Афанасий Телятьев 1821–1824. Кирилл Богословский-Платонов 1824–1827. Иннокентий Сельнокринов 1827–1831. Николай Соколов 1831–1834. Исидор Никольский 1834–1837. Виталий Щепетев 1837–1842. Иосиф Богословский 1842–1849. Филофей Успенский 1849–1853. Алексий Ржаницын 1853–1857. Евгений Сахаров-Платонов 1857–1858. Порфирий Соколовский 1858–1859. Леонид Краснопевков 1859–1876. Никодим Белокуров 1876–1877. Игнатий Рождественский 1877–1878. Амвросий Ключарев 1878–1882. Алексий Лавров-Платонов 1883–1885. Мисаил Крылов 1885–1889. Виссарион Нечаев 1889–1891. Александр Светлаков 1892–1894. Нестор Метаниев 1894–1901. Трифон кн. Туркестанов 1901. Можайское викариатство 34 Епископы (в Москве): Савва Тихомиров 1862–1866. Игнатий Рождественский 1866–1877. Амвросий Ключарев 1878. Алексий Лавров-Платонов 1878–1883. Михаил Крылов 1883–1885, Александр Светлаков 1885–1892. Тихон Никандров 1892–1899. Парфений Левицкий 1899–1904. Серафим Голубятников 1904–1908. Василий Преображенский 1908. Серпуховское викариат., учр. в 1904 г. Епископы (в Москве): Никон Рождественский 1904–1906. Анастасий Грибановский 1906. Волоколамское викариатство, учр. в 1887 г. Епископы (в Троице-Сергиевой Лавре): Христофор Смирнов 1887–1890. (C 13 дек. 1890 г. было вакантно). Арсений Стадницкий 1899–1903. Евдоким Пещерский 1903–1909. Феодор Поздеевский 1909. Нижегородская, учр. в 1672 г. Кафедра в Нижнем-Новгороде Митрополиты Нижегородские и Алатырские: Филарет 1672–1686. Павел 1686–1696. Трифилий Инихов 1697–1699. Исаия 1699–1708. Сильвестр Холмский (Волынский) 1708–1719. Епископы Нижегородскге и Алатырские (до 1799 г.):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

1890 . Главное священноначалие Московской церкви представлял собою, конечно, сам святитель Филарет, а ближайшими помощниками его в священно-начальственном управлении Московскою епархией были его викарии. За 1855–1867 годы у святителя Филарета сменилось несколько викариев, при том с 1862 года было по два викария за раз, – один, как и прежде, епископ Дмитровский (старший), другой (младший) – епископ Можайский, при восшествии на престол государя императора Александра Николаевича викарием Московской митрополии продолжал быть уже известный нам преосвященный Алексий (Ржаницын) , а с назначением его 20 июля 1857 года во епископы Тульские, место викария, епископа Дмитровского, стало свободным, и предстояла забота о назначении ему преемника. Пока еще не был получен указ о назначении преосвященного Алексия на епископскую кафедру Тульскую, святитель Филарет от 11 августа того же 1857 года писал к обер-прокурору Святейшего Синода графу А. П. Толстому: «Со времени вступления моего в управление Московскою епархией, в случае взятия от меня викария, предшественники вашего сиятельства уведомляли меня, и я представлял, кого желал бы иметь викарием. Так получал я одного по другом, восемь викариев, мне известных, что споспешествовало удобству и единству действования. Посему и ныне, полагая более нежели вероятным взятие от меня викария, решаюсь наименовать достойного и желаемого мною кандидата в сей сан ректора Московской духовной академии, архимандрита Евгения. Благоволите споспешествовать, чтобы он предложен был Синодальному избранию и удостоен потом Всемилостивейшего благоволения благочестивейшего государя императора, дабы мне девятого нового викария приучать к епископской должности было удобно, при известной его способности и благонамеренности». 1891 В тоже время митрополит Филарет другим письмом просил первенствующего члена Святейшего Синода митрополита Григория споспешествовать тому, чтобы до назначения нового викария, «удержать преосвященного Алексия в Москве», 1892 ради продолжения помощи ему, митрополиту Филарету. Не смотря на продолжавшиеся еще в то время недоразумения между святителем Филаретом Московским и обер-прокурором Святейшего Синода из-за постановки известного нам вопроса о переводе Библии на русский язык, 1893 все относительно викариев сделано было так, как желал митрополит Филарет. Преосвященный Алексий помогал Московскому архипастырю до самого посвящения архимандрита Евгения во епископы-викарии, которое состоялось уже октября 6-го. Преосвященный Евгений (Сахаров-Платонов), первый магистр XI курса (1838 год) Московской духовной академии, с самого окончания академического курса проходивший должности в пределах Московской епархии (в академии, в Вифанской и Московской семинариях), был хорошо известен митрополиту Филарету.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010