Сближая земное с небесным, вера христианская указывает нам в возвышенном над нами, небесном и невидимом, мире благих духов, подобосущных человеку, по природе духовной, и поставленных премудрою благостью Создателя в содружные отношения к человеку, по жизни духовной. Вера порождает в нас светлую мысль, что обитатели мира небесного, как первые и высшие создания Божии 1 , светящиеся отпечатленным в них образом Божиим 2 и освещаемые светом лица Божия 3 , не иначе взирают на разумных обитателей мира земного, как на своих младших братий, и любят их небесною любовию, в особенности потому, что и в них есть сияние образа Божия, потому, что и на является дивная любовь Отца Небесного, и к ним нисходит свет лица Божия. Сие-то сродство духовной природы и любовь представляются естественным основанием изначала общения Ангелов с человеком и той благодетельной готовности Ангелов споспешествовать человеку в достижении высшего духовного совершенства, путём богоугождения, о котором мы имеем свидетельство в бесчисленных опытах из времён ветхозаветных и новозаветных, о которой забывать никому из нас и никогда не должно, чтобы не устранить от себя вспомоществования сих небесных хранителей наших и споспешников нашего спасения. В отеческих писаниях нередко встречаются такие мысли, что Ангелы и по первоначальному Творческому назначению поставлены быть споспешниками и содейственниками человеку в восхождении к высшему нравственному совершенству, хотя бы даже и избегнул он падения, хотя бы не утратил крепости своих сил и не подвергся тому плачевному состоянию, в котором особенно важны и нужны для него утешение, помощь и благодетельное участие в судьбе его со стороны благих, верных, Ангелов Божиих. Так древний из богопросвещённых мужей, писавший о небесной иерархии, имея в основании ту мысль, что «кроме истинно Самосовершенного и Всесовершенного нет ничего самосовершенного, что не требовало бы усовершения 4 , и что, по требованию Божественного законоположения, духи высшие по совершенствам и ближайшие к Богу должны быть для низших тайнодействователями и руководителями в просвещении, приближении к Богу и общении с Ним» 5 , утверждает, что чрез Ангелов низших, по свойству иерархии, должны переходить Божественные озарения к человекам; так как Ангелы, последние между небесными существами, имеют ангельское свойство… и ближе к миру 6 … сей-то провозвестнический чин… начальствует над человеческими иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Слово о необходимости духовного бодрствования Подвизайтеся внити сквозь тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут ( Лк. 13:24 ). По сказанию Евангелиста Луки, некто из слышавших учение Господа и Спасителя нашего, о Небесном царствии, вопросил Его: Господи, аще мало есть спасающихся? Презирая в душе вопрошавшего не одно любопытство, но и сердечное сочувствие к небесному учению, Господь не оставил его без ответа. Он ответствовал так, что не только удовлетворил несуетному любопытству вопрошавшего, но и преподал необходимое для всего собрания слушателей, напоминание о неотложном, деятельном, усильном и неослабном стремлении к небесному царствию, о неукоснительном подвижничестве ради спасения. Подвизайтеся, – сказал Господь в ответ, – внити сквозь, тесная врата; бойтесь своей беспечности и бесплодной, для единого на потребу, траты дней своих, дабы не стало, наконец, поздно – вступать вам в подвиги, и тщетно – искать входа в царствие: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут. Таким вразумительным ответом возвестил Господь и всем последующим родам, следственно, и всем нам, ту, горькую для плотского человека, истину, что без борьбы, без самоумерщвления, без терпения и постоянства в подвижничестве, невозможно никому достигнуть царствия небесного. Подвизайтеся внити сквозь тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут. А потому, всем нам необходимо – воспоминать часто, и воспоминая поучаться, что вся жизнь наша должна быть непрерывным подвигом, ради царствия небесного, – что непрестанно нам должно бодрствовать и трудиться для спасения души своей, Подвизайтеся, – вот непреложное правило христианства, и призвание каждого христианина! Не будет несправедливо сказать, что и для всякого человека неизбежно на земле – трудиться, терпеть и бороться с многоразличными обстоятельствами жизни; а потому, и сама по себе жизнь наша есть непрестанный подвиг и труд. Непраздество велие создано бысть всякому человеку, – говорит премудрый сын Сирахов, – и иго тяжко на сынех Адамлих, от дне исхода из чрева матере их до дне погребения в матерь всех, От седящаго на престоле славы, и даже до смиреннаго на земли и пепеле: от носящаго багряницу и венец, и даже до одевающагося льняною ( Сир. 40:1, 3 ), то есть, непрестанный труд и тяжкие подвиги предлежат всем сынам Адамовым во всех званиях и состояниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

1847 г. 22 числа приехал я в Переславль. О. Нифонт принял меня очень радушно. На другой день, 23 числа, он праздновал день своего ангела, у него было немало городских гостей. В Переславле виделся я с ректором Владимирской семинарии, отцом архимандритом Поликарпом. Он приезжал на праздник в свой Данилов монастырь. Здесь я лично повторил ему благодарность за споспешествование к вступлению моему в Академию. В продолжение двухнедельного пребывания моего в Переславле я достаточно познакомился как с городом, так и с некоторыми, более значительными лицами духовными и светскими. В Переславле я встретил и новый 1847 год. 7 или 8 января возвратился я из Переславля в академию со значительно обновленными и освеженными силами: и душевными и телесными. В половине февраля даны были нам по классу логики следующие темы для сочинения: 1) «Опыт выведения всех категорий из одного начала, согласного с духом откровения»; 2) «Об ограниченности человеческого знания» и 3) «О практическом приложении логики». Я не писал сочинения ни на одну из этих тем, не помню, почему. В это время совершилось в нашей академии очень важное событие. Бывший с 25 ноября 1841 г. ректор Московской духовной академии архимандрит Евсевий (Орлинский) получил новое, высшее назначение. Указом св. Синода, от 17 января 1847 года, он переведен на должность ректора Петербургской академии с назначением в епископа Винницкого. 16 февраля лавра напутствовала будущего епископа соборным молебствием и торжественным звоном, а наша осиротелая академия осталась в томительном и напряженном ожидании нового начальника. 14 марта определен ректором нашей академии ректор Московской семинарии, Заиконоспасский архимандрит Алексий (Ржаницын) , замечательный по обстоятельствам своего пострижения в монашество. Он пострижен был среди академического курса, 12 ноября 1837 года митрополитом Филаретом в Чудове монастыре, в присутствии Великого Князя Константина Николаевича и Великих Княжен Марии, Ольги и Александры Николаевн 103 . 28 числа писал я в Муром теще П.С. Царевской:

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Во своя прииде, и свои Его не прияша. Елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти ( 1Ин. 1:12 ). Столь печальное замечание благовестника Христова относится к избранному народу Божию, к сынам Израиля. Они, не узнав, – потому что не хотели узнать, – во Христе утеху Израиля, чаяние языков, свет истинный, необходимы для духовного просвещения всякого человека грядущего в мир, не приняли Его. Сыны царствия не приняли пришедшего к ним первоначально, как Своим присным, Сына Божия во плоти. И только ли не приняли? Обходившего грады и веси их, с словом духа и живота, оскорбляли неверием и хулою; благодеявшего им Чудотворца преследовали нагло клеветою; невинного отдали на суд беззаконный; праведного нарекли не лучшим возмутителя, и Ему предпочли разбойника; Святого умучили, и, бесчеловечно пригвоздив ко кресту Господа славы ( 1Кор. 2:8 ), предали самой лютой и самой позорной смерти. – Зрим ныне и образ сего, предносимый взорам нашим: образ Господа славы распятого, плотски в гроб плащаницею обвитого, душою же до ада нисшедшего! Но удержимся от всякого негодования, слыша кроткое слово Распятого: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят ( Лк. 23:24 )! Припомним глаголы Его и проповедь Апостолов Его, о таинстве любви, какое совершил здесь Промысл Божий, заставив самое буйство человеческое, без нарушения свободы, служить высочайшей Своей премудрости, сокровенной прежде всего от век и от родов ( Кол. 1:26 ), на конец же веков озарившей всю вселенную; промыслим о всемирном торжестве Креста, о победоносной и спасительной силе смерти Распятого: – и в наших сердцах возникнут чувствования иные, возвышенные и благородные. Так и благовестник Христов, указав на столь мрачное падение многих во Израили ( Лк. 2:34 ), как бы поспешил открыть завесу, за которою скрывается светлая судьба тех, кому послужил Пришедший на восстание: елицы же прияша Его, даде им область чадом Божиим быти. Не для того ли это, чтобы благовестием о светлой судьбе приявших Господа всего более привлечь наши сердца к пренебесному сокровищу усыновления, указанием же на отпадение многих из сынов царствия произвесть в сердцах наших страх и опасение лишиться сего сокровища?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Вступление Воплощение Единородного Сына Божия и явление Его на земле в лице Ходатая Бога и человеков – Христа Иисуса ( 1Тим.2:5 ) есть средоточие и основание всего домостроительства Божия о нашем спасении. Так св. Апостол Павел, наименовав ветхий закон пестуном во Христе ( Гал. 3:24 ), в самом Христе, от жены рожденном ( Гал.4:4 ), указывает источник благодати, спасающей человека, усыновляющей нас Богу, соделывающей причастниками Духа, и наследниками царствия Божия. Егда быхом млади, писал Апостол к Галатам, под стихиями быхом мира порабощени егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего Единородного, раждаемаго от жены, бываема под законом: да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем. И понеже есте сынове, посла Бог Духа Сына Своего в сердца ваша, вопиюща: Авва Отче! Темже уже неси раб, но сын: аще ли же сын, и наследник Божий Иисус Христом (гл. 4. ст. 3–7). Отсюда понятно и то, что, при размышлении о благодатных действиях Божиих, открывшихся в явлении Господа нашего Иисуса Христа и составляющих или только приготовление, или совершение и запечатление нашего вечного спасения, благоговейное внимание каждого христианина должно быть сосредоточено преимущественно на учении слова Божия и святой Церкви о самом лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. От Него воссиявает свет миру; чрез Него исходит всякое даяние благо и всяк дар совершен от Отца светов. Итак каждый из нас, по любви к Спасителю и по заботливости о вечном спасении, приобретенном для нас бесценною кровию Его, конечно, с живым участием сердца войдет в рассмотрение учения о лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, какое предложено в Св. Писании и в писаниях св. Отцев и Учителей Церкви. Особенная потребность сего учения Есть и относительная надобность внимать в особенности сему учению, чтобы приобретать верное, ясное и твердое ведение о лице Иисуса Христа. Припомним, почему св. Апостолы так усильно увещавали христиан своего времени – крепко держаться преданной им веры во Христа, как Сына Божия, во плоти пришедшего, – то есть, признавать и исповедывать Его истинным Богом и истинным человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Владимир (Синьковский) Фотография начала XX в. (РГИА) Владимир (Синьковский) ( 1845 - 1917 ), архиепископ б. Донской и Новочеркасский , миссионер, духовный писатель В миру Синьковский/Сеньковский Филарет Алексеевич, родился в 1845 году в Каховке Днепровского уезда Таврической губернии в семье священника. В 1867 году окончил Херсонскую духовную семинарию по II разряду. 26 сентября 1867 года рукоположен в сан священника епископом Таврическим и Симферопольским Алексием (Ржаницыным) , определен к Покровской церкви в Каховке . В том же году назначен законоучителем в каховское народное училище. Овдовев, продолжил образование в качестве вольнослушателя Киевской духовной академии . В августе 1875 г., согласно прошению, советом Православного миссионерского общества определен в Алтайскую духовную миссию . Прибыл на Алтай 19 октября, первоначально служил в Улалинском отделении миссии, 15 мая 1877 г. переведен в Чёрно-Ануйское, которое отличалось обширностью территории и большой численностью новокрещёных. Заботами свящ. Филарета в 1878 и 1879 гг. были построены училищный дом в с. Чёрный Ануй и церковь в с. Ильинском , в 1879 и 1881 гг. в селах Ильинском и Тюдрала открылись начальные школы. С 10 апреля 1882 года был назначен первым миссионером в новоучрежденную Киргизскую миссию с местопребыванием в г. Усть-Каменогорске . Миссия занималась распространением Христианства среди казахов -мусульман, которых в XVIII - начале ХХ в. называли киргизами ). Многое сделал для организационного оформления миссии. После перенесения миссионерского стана в Семипалатинск был назначен в марте 1883 г. настоятелем тюремной церкви в Семипалатинске, состоял законоучителем и попечителем местных школ, женской прогимназии. Учредил первый постоянный стан в пос. Буконском Зайсанского уезда, куда вскоре переехал. В 1884 г. его заботами в поселке была построена церковь и открыта мужская школа, в 1887 г. открылась женская школа, были построены дома для миссионера и псаломщика. 13 апреля 1886 г. о. Филарет был избран попечителем кокпектинской и буконской мужской начальных школ, в феврале 1888 г. утвержден попечителем буконской женской школы.

http://drevo-info.ru/articles/23756.html

(говор. в Чудов. Кафедр. Церкви Святителя Алексия, 1850 г.) Родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь ( Лк.2:11 ). Таким благовестием обрадовал Ангел Господень пастырей вифлеемских, в ту самую ночь, когда совершилось всемирное знамение, предреченное Пророком: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Мф.1:23 .). Обрадованные не умедлили воспользоваться и тем знамением радости, какое указал им Ангел, глаголя: се вам знамение обращение Младенца в пеленах, лежаща во яслех ( Лк.2:12 .). Они поспешно пришли к пещере, обрели Марию и Иосифа, и Младенца, положенного в яслях ( Лк.2:16 ), и прославили Бога за все, что дано им слышать и видеть, поскольку верно усвоили и приняли к сердцу все, что слышали и видели. И в наших душах уже многократно, воспоминательным празднованием Церкви, печатлеется радостное благовестие о рождении Спаса, Христа, Господа Иисуса. Пред очами веры, изобразительно, в песнопениях церковных, представляются все обстоятельства сего дивного события, – и созерцание оного, в душах благочестивых, не должно не иметь своего действия. Оно, вероятно, уже сказало множащим из вас, подобно пастырям вифлеемским: прейдем до Вифлеема и видим, – приблизимся к Богомладенцу и всматриваясь размышлением в знамения, окружающие пречистое рождество Его, не умедлим приложить их к своей жизни, во славу Божию. По указанию Евангелия, не многочисленны те обстоятельства, на которые особенно благопотребно каждому устремить свою мысль, с благоговейным и сердечным вниманием. Евангелие повествует, что во время народной переписи, Иосиф с Марией, сущей непраздной, пришли в Вифлеем. Здесь Богоневестной Марии исполнились дни родити и родила она Богомладенца в пещере вифлеемской, и, спеленавши, положила в яслях. Но при всем убожестве, видимом окрест Богомладенца, вскоре, по устроению Промысла, открылось духовное величие Положенного в яслях, и засвидетельствовано в мире ангельском и человеческом ( Лк.2:1–20 ; Мф.2:1–12 .). При сих-то немногих обстоятельствах рождества Христова, не представляющих, повидимому, ничего, кроме беспримерного убожества, христианскому размышлению свойственно поучаться в уразумении знамений дивных, достойных Небесной Премудрости, – знамений славы Того, Чья колыбель столь неблистательно окружена уничижением. I

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАЙЛОВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Вид на верхнюю набережную г. Михайлова с собором во имя арх. Михаила. 1874 г. Разрушен в 1936 г. Фотография. Нач. XX в. Вид на верхнюю набережную г. Михайлова с собором во имя арх. Михаила. 1874 г. Разрушен в 1936 г. Фотография. Нач. XX в. Рязанской епархии РПЦ (см. Рязанская и Михайловская епархия ), существовало в 1868-1871, в 1873-1882 и в 1885-1925 гг. Названо по г. Михайлову Рязанской губ. (ныне районный центр Рязанской обл.). М. в. было учреждено указом имп. Александра II Николаевича от 21 авг. 1868 г., Михайловским архиереем был определен архим. Ювеналий (Карюков). В синодальном указе от 5 сент. того же года, направленном Рязанскому архиеп. Алексию (Ржаницыну) , местопребыванием Михайловскому архиерею определялся второклассный рязанский в честь Преображения Господня мужской монастырь . Викарию вверялось управление этим мон-рем, он обеспечивался настоятельским жалованьем и частью братских доходов. Кроме того, «на усиление средств содержания» викария предусматривалось предоставление ему 200 р. от Радовицкого во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря и 100 р. от рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря . Тем же указом викарию предоставлялось право пользоваться ризницей «и прочими принадлежностями архиерейскаго служения… от рязанскаго архиерейскаго дома» (Постановления и распоряжения правительства//Рязанские ЕВ. 1868. 2. С. 15-16). 6 окт. 1868 г. состоялась архиерейская хиротония архим. Ювеналия, 19 окт. он прибыл к месту нового служения. Территория М. в. включала г. Михайлов и Михайловский у. Резолюцией от 23 окт. Рязанский архиеп. Алексий распорядился возносить за богослужением имя Михайловского епископа вслед за именем епархиального архиерея во всех храмах г. Михайлова и Михайловского у. С янв. 1869 г. Михайловскому епископу архиеп. Алексием было поручено рассмотрение прошений «о причетнических местах» и о выдаче сборных книг (для записи подаяний).

http://pravenc.ru/text/2563816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Валентин Амфитеатров Валентин Николаевич (1.09.1836, с. Высокое Кромского у. Орловской губ.- 20.08. 1908, Москва), прот. Отец А. прот. Николай был племянником митр. Киевского Филарета (Амфитеатрова) и братом архиеп. Казанского Антония (Амфитеатрова) . Мать Анна отличалась высоким благочестием. В 1847 г. А. поступил в Орловскую ДС, в 1853 г., согласно собственному прошению, был переведен в Киевскую ДС, к-рую окончил в 1854 г. В 1854-1858 гг. учился в МДА, по окончании со степенью канд. богословия был определен инспектором и преподавателем в Калужское ДУ. С апр. 1859 г. преподаватель всеобщей и рус. истории, а также греч. языка в Калужской ДС. 17 июля 1860 г. А. женился на дочери прот. Иоанна Чупрова Елисавете († 1880). У супругов родились сын Александр (буд. писатель А. В. Амфитеатров ) и 3 дочери: Александра, Любовь и Вера. 15 сент. 1860 г. еп. Тульским и Белёвским Алексием (Ржаницыным) А. был рукоположен во священника к Благовещенской ц. Калуги, ок. года являлся членом Калужской консистории, за что получил благодарность от Святейшего Синода и был награжден набедренником. С авг. 1864 г. А. служил в лихвинском Троицком соборе, одновременно являясь благочинным и цензором проповедей, с сент.- законоучителем Лихвинского уездного уч-ща. 16 апр. 1866 г. награжден бархатной скуфьей, в июне того же года еп. Калужским и Боровским Григорием (Миткевичем) возведен в сан протоиерея. Из письма прот. Н. Амфитеатрова к сыну известно, что А., скорее всего после судебной реформы 1864 г., избирался на должность судьи (ЦГИАМ. Ф. 2244. Оп. 1. Ед. хр. 4048. 1-2 об.). В 1871 г. А. переехал в Москву и был назначен законоучителем в Московскую учительскую семинарию. В 1873-1881 гг. законоучитель в Московском казенном реальном уч-ще. В апр. 1875 г. награжден камилавкой, в апр. 1879 г.- наперсным крестом. Результатом преподавательской деятельности А. явились книги по священной истории: «Библейская история Ветхого и Нового Завета» и «Очерки из библейской истории Ветхого Завета».

http://pravenc.ru/text/114652.html

Побуждения к исследованию сего учения в ветхозаветных писаниях К сему может побуждать христианина не одна только любознательность, не одно желание видеть яснее неразрывную связь того и другого Завета и собственно в отношении к догмату о Пресвятой Троице, но не менее и то, чтобы с полным убеждением в истине отразить клевету пререкающих истине, которые, – уверяя себя и других, будто в ветхозаветных Писаниях вовсе нет следов учения о Таинстве Пресвятой Троицы, и будто никому из Иудеев, ни даже праведникам ветхозаветным, достигавшим спасения, не было открыто сие Таинство, – стараются наводить отсюда тень сомнения на ту непреложную истину, что вера в Пресвятую Троицу составляет необходимое условие для получения жизни и спасения вечного. Состав и порядок исследования В состав исследования ветхозаветного учения о Таинстве Пресвятой Троицы главным образом входит рассмотрение тех изречений из Бытописания Моисеева, равно как из Писаний других Пророков, в которых так или иначе выражаются указания на Божеские Лица в едином истинном Боге, внушаются более или менее ясно и определенно понятия о самой троичности Божества. Но для устранения каких-либо недоумений о том, были ли вразумительны и удобопонятны сии указания и внушения для людей ветхозаветных, до пришествия в мир Света миру ( Ин. 8:12 ), можно воспользоваться и теми изречениями из новозаветных Писаний, где заключаются ясные свидетельства, что лучшие из Иудеев, при данном им светильнике известнейшего пророческого слова ( 2Пет. 1:19 ), прозирая в тайну домостроительства Божия о нашем спасении, действительно прозирали в таинство Триипостасного Божества. Так как собственно ветхозаветные указания на Таинство Пресвятой Троицы и у Моисея и у других Пророков многочисленны, и, быв предложены в изречениях, имеющих отношение к различным предметам, разнообразны, то в рассмотрении их более можем иметь удобства, если раздельно представим их в таком порядке: сперва те изречения, в которых изображается вообще и неопределенно множественность Лиц в едином истинном Боге; потом изречения, в которых упоминается о двух Божеских Лицах, с различением одного от другого; и наконец те изречения, в которых указывается троичность Божества, с наименованием или без наименования каждого из трех Лиц Божеских.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010