Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР (Синьковский [Сеньковский] Филарет Алексеевич; 1845, мест. Каховка Днепровского у. Таврической губ.- 3.08.1917, г. Алушта Ялтинского у. Таврической губ.), архиеп. Донской и Новочеркасский. Из семьи священника. Окончил Херсонскую ДС. 26 сент. 1867 г. Таврическим и Симферопольским еп. Алексием (Ржаницыным) рукоположен во иерея к Покровской ц. в Каховке, в том же году назначен законоучителем в каховское народное уч-ще. Овдовев, продолжил образование в качестве вольнослушателя в КДА. В авг. 1875 г., согласно прошению, советом Православного миссионерского об-ва определен в Алтайскую духовную миссию . Прибыл на Алтай 19 окт., первоначально служил в Улалинском отд-нии миссии, 15 мая 1877 г. переведен в Чёрно-Ануйское, к-рое отличалось обширностью территории и большой численностью новокрещеных. Заботами свящ. Филарета в 1878 и 1879 гг. были построены училищный дом в с. Чёрный Ануй и церковь в с. Ильинском, в 1879 и 1881 гг. в селах Ильинском и Тюдрала открылись начальные школы. Еп. Владимир (Синьковский) Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Еп. Владимир (Синьковский) Фотография. Нач. XX в. (РГИА) В 1882 г. о. Филарет был назначен первым миссионером в новоучрежденную Киргизскую миссию (миссия занималась распространением христианства среди казахов-мусульман, к-рых в XVIII - нач. ХХ в. называли киргизами) с местопребыванием в г. Усть-Каменогорске, многое сделал для организационного оформления миссии. После перенесения миссионерского стана в Семипалатинск свящ. Филарет был назначен в марте 1883 г. настоятелем тюремной церкви в Семипалатинске, состоял законоучителем и попечителем местных школ, жен. прогимназии. Свящ. Филарет учредил первый постоянный стан в пос. Буконском Зайсанского у., куда вскоре переехал. В 1884 г. его заботами в поселке была построена церковь и открыта муж. школа, в 1887 г. открылась жен. школа, были построены дома для миссионера и псаломщика. 13 апр. 1886 г. о. Филарет был избран попечителем кокпектинской и буконской муж. начальных школ, в февр. 1888 г. утвержден попечителем буконской жен. школы. В марте 1889 г. возведен в сан протоиерея. В 1890 г. назначен 2-м помощником начальника Алтайской и Киргизской миссий. 21 нояб. 1890 г. пострижен в монашество и одновременно, согласно указу Святейшего Синода от 1 сент., возведен в сан игумена, в мае следующего года возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/159074.html

архиепископ Алексий (Ржаницын) (1812–21.06.1877) архиепископ Алексий (Ржаницын) Епископ Русской Православной Церкви, архиепископ Тверской и Кашинский, российский богослов и проповедник, магистр Московской духовной академии, с 1847 по 1853 год — её ректор. Биография Родился в семье протоиерея. Окончил Кадниковское духовное училище, в 1834 году закончил Вологодскую духовную семинарию, учился в Московской духовной академии. Будучи студентом, 12 ноября 1837 года пострижен в монашество Филаретом (Дроздовым) с именем Алексий, 13 ноября 1837 года рукоположен во иеродиакона, 29 июня 1838 года во иеромонаха. По окончании Московской духовной академии со степенью кандидата богословия 22 августа 1838 года, был определён инспектором Московской духовной семинарии и преподавателем философии. С августа 1841 года он определён профессором Священного писания, церковной истории, археологии и канонического права в высшем отделении семинарии. С конца декабря 1842 года — ректор Московской духовной семинарии с занятием класса богословских наук и с возведением 14 февраля 1843 года в сан архимандрита, настоятеля Заиконоспасского московского монастыря, в котором находилась в те годы семинария. 14 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря, в котором находилась в те годы семинария. С февраля 1847 года — ректор Московской духовной академии и профессор богословских наук. 25 августа 1853 года наречён и 20 сентября 1853 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с управлением Саввино-Сторожевским монастырем. С 1857 по 1860 годы — епископ Тульский и Белёвский. С 29 августа 1860 года — епископ Таврический. 28 ноября 1867 года перемещён на Рязанскую и Зарайскую кафедру с возведением в сан архиепископа. По его инициативе состоялась реставрация и переустройство кафедрального собора Рождества Христова. Внутреннее украшение храма выполнил художник церковной живописи Н. В. Шумов. С 9 сентября 1876 года — архиепископ Тверской и Кашинский. Скончался 9 июня 1877 года от паралича, в Твери в своём рабочем кабинете. Отпевание совершил еп. Ладожский Ермоген (Добронравин). Погребён 13 июня того же года в склепе под соборным храмом в Тверском Загородном Трёхсвятском монастыре, усыпальнице многих тверских архиереев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

1922–1924: 1924–1927: Поликарп Тихонов Ардатовская (обн.) 1922–1922: Иувеналий Мошковский Арзамасская 1920–1928: Михаил Кудрявцев 1(14).07.1928–03(16).10.1932: Дометиан Горохов 03(16).10.1 932–09(22).10.1932: Софроний Старков 03 .1933–1934: Серапион Шеваляевский 22 .11(05.12).1934–26.02(12.03).1935: Венедикт Алентов 09(22).05.1935–1935: Стефан Адриашенко 12(25).11.1935–1939(?): Митрофан Гринёв Арзамасская (обн.) 1922–: Михаил Арзгирская 28 .08(10.09).1923–07(20).10.1923: Гервасий Малинин Армавирская 1917–14(27).06.1922: Симеон Никольский Армавирская (обн.) 31 .08(13.09).1922–03(16).08.1923: Михаил Орлинский 1923–1924: 30 .06(13.07).1924–1927: Николай Чудновцев 1927–1929: Николай Розанов 17(30).03.1928–1928: Николай Федотов 1927–1929: Василий Смелов Артемовская (обн.) –1926: Алсксандр 1926–1929: Иоаким Пухальский Иоанн Архангельская 17(30).12.1912–1921: Нафанаил Троицкий 1921–03(16)07.1932: Антоний Быстров 1924–14(27).12.1927: Софроний Арефьев, в. у. 1928–1931: 29 .07(11.08).1931–1931: Аполлос Ржаницын 1931–1933: 1933–1934: Никифор Никольский 19 .10(01.11).1933–23.05(05.06).1937: Никон Пурлевский 23 .05(05.06).1937–1939: Иоанн Соколов 1939–1944: 30 .01(12.02).1944–1944: Михаил Постников 23 .04(06.05).1944–09(22).01.1953: Леонтий Смирнов Архангельская (обн.) 1923–: Зосима Сидоровский 10(23).03.1924–25.02(10.03).1925: Арсений Покровский Владимир Путята 27 .09(10.10).1925–22.09(15.10).1926: Михаил Трубин –10(23).02.1926: Георгий Жук 22 .09(05.10).1926–1927: Михаил Орлов 25 .02(10.03).1925–1927: Василий Бехтерев 1927–22.12(04.01).1927: Симеон Канарский 08(21).02.1928–09(22).06.1928: Палладий Бельтюков, в. у. 1928–1929: Димитрий Крылов 11(24).05.1929–21.01(03.02).1930: Алексий Марков 1929–1932: Иннокентий Пустынский 1932–1933: Геронтий Шевлягин 1933–1934: Павел Громов Александр Рябцовский 17(30).12.1935–1944: Мелхиседек Николев Аскинская 13(26).02.1923–19.05(01.06).1926: Серафим Трофимов Астраханская 20 .03(02.04).1914–24.05(06.06)1916: Филарет Никольский 06(7)(19).07.1916–23.06(06.07).191 9: Митрофан Краснопольский

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1 октября 1848 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы, молодой студент-священник Иоанн Тихомиров, согласно прошению, был пострижен в монашество с именем Савва, во имя преподобного Саввы Вишерского, чья память отмечалась также в этот день. Постриг совершил ректор академии архимандрит Алексий (Ржаницын), восприемником при пострижении был инспектор академии иеромонах Сергий (Ляпидевский). Митрополит Филарет (Дроздов) прислал новопостриженному иеромонаху параман и рясу. “В самом деле, как постоянно и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе” «Древняя мимоидоша, – писал иеромонах Савва в своем дневнике, – се быша вся нова: новое имя, новая одежда, новые правила жизни; о, если бы Господь обновил и дух правый во утробе моей! С благоговейным трепетом усматриваю я особенное призвание Божие к иноческой жизни во всех прежних обстоятельствах своей жизни. Смотрите, в самом деле, как постоянно и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе; взял у меня родителя прежде, нежели я увидел свет, лишил матери в то время, когда я еще имел крайнюю нужду в попечении, определил испытать мне горький жребий сиротства, с той, конечно, благой целью, чтобы заблаговременно ознакомить меня с тесным путем креста. Но вот, после долгого томления в сиротстве, краткое время дает мне вкусить некоторую сладость жизни в семейном благополучии, но и здесь скоро начинаются опять прежние лишения: умирает сын, который при своей жизни естественно привязал бы меня к миру; наконец лишился того, что привязывало меня к миру, – жены; все это не ясные ли, постепенно, более и более, возвышающиеся гласы божественного воззвания меня от бурного моря к тихому пристанищу монашеского жития? Да будет же благословенна воля Божия, избравшая и посвятившая меня на служение Себе, можно сказать, из чрева матери!» Архиепископ Леонид (Краснопевков) В 1850 году иеромонах Савва окончил академию со степенью магистра богословия и был назначен митрополитом Филаретом (Дроздовым) синодальным ризничим.

http://pravoslavie.ru/87218.html

Дух Божий, испытующий вся, и глубины Божия ( 1Кор. 2:10 ), устами Апостола Петра свидетельствовал о распятии и смерти Иисуса Христа на кресте, как о событии, совершившемся не по человеческому устроению, но по предвечному совету и определению Триипостасного Божества. В день Пятидесятницы, по сошествии Святого Духа, Апостол, изъясняя собравшемуся народу великую тайну спасения, именно в крестной смерти Иисуса Христа открывшуюся, возгласил: Мужие Израильстии, послушайте словес сих: Иисуса Назореа, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори Тем Бог посреди вас, якоже и сами весте, Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте... Твердо убо да разумеет весь дом Израилев, яко и Господа и Христа его Бог сотворил есть сего Иисуса, егоже вы распясте ( Деян. 2:22, 23, 36 ). Можно ли не видеть здесь изъяснительного указания на высочайшую славу креста Христова, заключающуюся именно в том, что на нем торжественно открылось совершение предопределения, или предвечного совета Божия, о спасении рода человеческого? Смущенной совести самих распинателей Христовых Апостол хочет показать на кресте Христовом не мрачное позорище злодейства и жестокости народа христоубийственного, но светлое зерцало премудрости Божией, дивными путями совершившей предвечное таинство нашего спасения. Он, как бы повторяя сказанное Господом о Своих распинателях: не видят бо, что творят ( Лк. 23:34 ), ясно показывает, что иудеи, действуя в ослеплении злобы своей враждебно против Иисуса Христа, когда влекли на распятие Господа славы ( 1Кор. 2:8 ), послужили, – сами не ведая, что творили, – к исполнению того, чему надлежало быть по точному определению и предведению Божию. В сем общем указании Апостола на славу креста Христова, при соображении внушений веры о самом определении, или предвечном совете Божием, который исполнился на кресте, откроется для нас полное, в более ясных и определенных чертах, изображение славы креста. Какой же это предвечный совет Божества, исполнением своим на кресте открывающий всю полноту славы креста Христова?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Его, переходящего с книгами от шкафа к шкафу, и его короткую рясу я врезал в память навсегда. Этот священник поступил из Владимирской епархии, был иереем Муромского собора“, и т. д. 10 В то же время о. Иоанн, без всякого побуждения извне, все более и более стал приходить к мысли о принятии монашества. „О монашестве у меня никогда прежде не было и помысла, – писал он к одному из друзей своих, – а теперь этот путь для меня сделался совершенно неизбежным, если бы я даже не был и в академии. Но да будет надо мною воля Божия!.. Особенная выгода монашествующего в академии та, что можно безпрепятственнее, чем светским студентам, заниматься науками„ 11 . Так в 1848 году, по переходе на старший курс, о. Иоанн подал прошение о поступлении в монашество, а 1 октября означенного года и было совершено само пострижение, в трапезной церкви Свято – Троицкой Сергиевой Лавры, причем новопостриженному дано было имя Саввы в честь преподобного Саввы Вишерского, в тот день празднуемого. Пострижение совершал ректор академии архимандрит Алексий (Ржаницын) , впоследствии архиепископ Тверской († 1877) 12 . Приняв монашество по искреннему, глубокому убеждению и по рассуждению на 30-м году своего возраста, отец Савва сталь истинным монахом и всем сердцем предался новому служению в дому Божием. „Мысль, что это дело особенного Божиего попечения о мне, – писал он вскоре по пострижении в монашество, – утешает и успокаивает мой дух. С благоговейным трепетом усматриваю я особенное призвание Божие к иноческой жизни во всех прежних своих обстоятельствах. Смотрите, в самом деле, как постоянно и вместе с тем очевидно Господь отрешал меня от мира и призывал на служение Себе: взял у меня родителя прежде, нежели я увидел свет; лишил матери в то время, когда я еще имел крайнюю нужду в её попечении, определил испытать мне горький жребий сиротства с той, конечно, благой целью, чтобы заблаговременно ознакомить меня с тесным путем креста. Но вот, после долгого томления в сиротстве, краткое время дает мне вкусить некоторую сладость жизни в семейном благополучии, но и здесь скоро начинаются опять прежние лишения: умирает сын, который при своей жизни естественно привязывал бы меня к миру во всяком случае; наконец, я лишился того, что привлекало и всего более привязывало меня к миру; – все это не ясные ли, постепенно более и более возвышающиеся гласы Божественного воззвания меня из бурного моря к тихому пристанищу монашеского жития? Да будет же благословенна воля Божия, избравшая и посвятившая меня на служение себе, можно сказать, из чрева матери“ 13 Новому иеромонаху, как уже опытному в священнослужении и человеку аккуратному, поручено было заведывать церковной службой по академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

За тем Псалмопевец, внушая всем царям и судиям земли служить Господу со страхом (ст. 10 и 11), чтить Его, как Помазанника Сионского и Сына Божия, говорит: Почтите Сына (по русскому переводу еврейск. слов: иашку вар, вместо употребленных в славянском переводе с греческого: приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведного, егда возгорится вскоре ярость Его; блажени ecu надеющиеся на-Нь! (ст. 12.). Прямое отношение сего Псалма к Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу засвидетельствовано всеми Апостолами совокупно, и в частности Апостолом Павлом. Все Апостолы, после сделанного им князьями, старцами, книжниками и архиереями истязания и запрещения благовествовать о Христе Иисусе, единодушно воздвигоша глас к Богу и рекоша: Владыко, Ты Боже, сотворивый небо и землю и море и вся, яже в них, Иже Духом Святым усты отца нашего Давида отрока Твоего рекл еси: вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Собрашася воистинну во граде сем на святого отрока Твоего Иисуса, егоже помазал еси ( Деян.4:24–27 ). Св. Павел приводил слова из сего Псалма: Господь рече ко Мне: Сыне Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя, – когда проповедывали а) о воскресении Иисуса Христа – Деян.13:32–34 , б) о превосходстве Его пред Ангелами – Евр.1:5 , в) о высоком достоинстве Его, как великого Первосвященника – Евр.5:5 . В некотором отношении примечательно и то, что знаменитейшие из иудейских толковников 2 , при всем нерасположении своем к христианству, свидетельствуют, что древние Иудеи называли сей Псалом не иначе как проповедью о лице Мессии. Из 44-го Псалма В Псалме 44-м, Мессии Иисусу усвояется прямо наименование Бога истинного; возвещается о власти Его, силе, святости и величии в такой степени, в какой они свойственны единому Богу. Именно: Пророк, изобразив служение Христа Господня на земли под образом приготовления к брачному торжеству, как бы приветствует Его и говорит: Ты прекраснейший из сынов человеческих; благодать изливается из уст Твоих (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

И вот, как бы в отраду проходящей испытание Богоматери, Вышний, дивными путями, приводит небесных и земных провозвестников славы Сына ее, которые, пред ее очами воздают Ему Божеское прославление. Внезапно, среди мрака ночного, слава Господня осияла пастырей вифлеемских. Они видят Ангела со множеством вой небесных, слышат о рождестве Спасителя проповедь , во свете ее идут к пещере и приносят слово света и радости к окружающим Младенца, лежаща во яслех. Мария же, слыша слово радости и видя зарю славы Младенца, соблюдает слышанное, глаголюще в сердце своем ( Лк.2:19 ). Немного спустя, из отдаленных стран Востока, водимые чудной звездой, с знаменательными дарами, пришли в Вифлеем волхвы, чтобы воздать сему Младенцу поклонение, как Царю и Богу ( Мф.2:10–11 ). Теперь уже открылось для Марии, что совершившееся в уничиженной пещере отразилось всюду Божественной славой; ибо и мир ангельский, в слух неба и земли, провозвещал тайну Младенца, – умиротворителя, возсылая славу в вышних Богу, утверждающему мир на земле, к человеком благоволение. И мир иудейский, – в лице пастырей и мир языческий, – в лице волхвов, торжественно исповедали славу Младенца-Спаса, Господа и Царя мира. Для душ, возвышенных верой и смирением, очищаемых огнем искушений и скорбей, – ближайший урок в изображенном примере Богоматери. В их сердцах тайна царствия Божия напечатлена также глубоко, как в душе Ее тайна Царева; – и от них-то, в особенности, требуется неизменное сохранение верности, среди тягчайших испытательных подвигов; они-то, в особенности, призываются, вслед избранной дщери Царевой, стремиться даже до креста мысленной Голгофы. Но и для всех нас терпеливость и несомнительность Пресвятой Девы может послужить доступным образцом и вразумительным примером к охранению сокрытой в нас благодати, среди превратной жизни. – Среди случающихся огорчений душевных и беспомощности от людей, в затруднительных обстоятельствах, да не предаемся воплям малодушия и стонам нетерпимости; но с покорностью судьбам Вышнего, да мужаемся и крепимся, в уповании на всепромышляющую десницу Его. – В случае обуревания духа от приходящих недоумений в вере, да не поспешим любопытствовать или давать пищу сомнениям; но, сохраняя внимание к вещаниям веры, молитвой к Отцу светов, да не замедлим рассеять бурю и отражать от духа своего дух пытливости; дабы, в противном случае, не потерять кому-либо из нас верного пути приближения к Христу Спасителю, – пути пастырей или пути волхвов, – и не упасть на путь лукавый, – Иродов. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

И как поучительна должна быть и трогательна сия первоначальная проповедь Богомладенца! Внимая сей проповеди, Пастыри душ человеческих, утверждайте в сердцах ваших заповедь, – являть пример собственных добродетелей, предрасполагающий пасомых к учению о добродетельной жизни, – заповедь: сотворить и научить ( Мф.5:19 ). Обремененные бедностью, лишениями, скорбями! Воодушевитесь Его примером к безропотному перенесению тяжелого жребия вашего на земле; но утешаясь близостью вашего жребия к тому, какой избрал для Себя Он, не забывайте при том и нищеты духовной, и сокрушения сердца. Окруженные изобилием благ земных! Старайтесь не прилагать к ним сердца своего, да будете и имуще, якоже не имуще. Отягощенные грехами, уязвляемые в совести! Всмотритесь в особенное знамение, которое сокрыто для вас в нисшествии Его до яслей. При столь глубоком снисхождении Спасителя, ничье сердце не должно колебаться мрачными помыслами отчаяния. Видимо не Возгнушавшийся возлечь в яслях, возгнушается-ли, – невидимой, всеосвящающей благодатью Своей почить и в яслях души кающегося, хотя бы он ниспал во глубину бессловесных похотей? Все, вообще, возьмите, от Возлегшего в яслях, урок о кротости и смирении, простоте и терпении! Итак, для размышляющей веры, вовсе исчезает мрак вифлеемской пещеры и все озаряется светом духовным от воссиявшего в ней Солнца правды. Но, мы еще не все обняли своими взорами, – не все, что в ней представляется сколько поучительным, столько же и привлекательным для веры. III Привлекает наши взоры и внимание Пречистая Матерь Богомладенца. Еще до зачатия сего Сына была открыта ей тайна Богочеловека. От Архангела она услышала о преславном имени и достоинстве Сына, как Царя, грядущего восстановить престол Давида и утвердить царство Израилево до века ( Лк.1:30–33 ). Вскоре по зачатии, она приняла от Елисаветы наименование Матери Господа ( Лк.39:55 ). Тогда же и сама пророчествовала Духом, как о всемирной славе, ожидающей носимого ей Сына, так и о том, что ублажать ее все народы, все племена земные. – И после всего этого, егда исполнишася дние родити ей, когда можно было ожидать всемирных знамений, во сретение приходящему в мир Божественному Царю мира, – Дева пришельствует в незнаемом граде. Матери, обетованного Мессии, ни один из домовладык Вифлеема не оказал не только услуги, привета, но никто не сжалился ни над ней, ни над хранителем ее, искавшим для нее пристанища. Иосиф едва мог, наконец, обрести, для рождающей Превечного, пустынный пастушеский приют и для Новорожденного, – ясли бессловесных, вместо колыбели. – Велия испытания сердца! ( Суд.5:16 ). И ниоткуда, ни от кого, никакого явления, во свидетельство совершившейся тайны; в мире, – мрак и безмолвие ночи; люди погружены в сон; не слышится теперь, – по рождестве, – и того, что слышала от Ангела, прежде зачатия, Благодатная Дева! Она как бы предоставлена себе, – и только ей свойственная, совершеннейшая покорность судьбам Господа могла сохранить Ее непоколебимой в терпении и несомнительной в уповании.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Кирилл (Богословский-Платонов), архиеп. Подольский и Брацлавский. Портрет. Кон. 30-х — 40-е гг. XIX в. (ЦАК МДА) После епископской хиротонии и назначения на Тульскую кафедру архим. Симеона в февр. 1816 г. МДА возглавил свт. Филарет (Амфитеатров). При нем состоялся 1-й выпуск 1818 г., а в мае 1819 г. святителя сменил магистр 1-го курса СПбДА архим. Кирилл (Богословский-Платонов) . При архим. Кирилле состоялись 3 последующих выпуска МДА, на опыте к-рых были отлажены системы экзаменов и присуждения степеней. В 1822 г. архим. Кирилл стал доктором богословия - степень была присуждена Конференцией СПбДА за экзегетическое соч. «Опыт изъяснения Послания св. ап. Павла к Евреям». Преемником архим. Кирилла, хиротонисанного во епископа Дмитровского, стал в 1824 г. его однокурсник по СПбДА архим. Поликарп (Гайтанников), занимавший должность ректора МДА более 10 лет. К моменту вступления в эту должность архим. Поликарп был уже доктором богословия (степень присуждена во время пребывания на посту ректора СПбДС одновременно с архим. Кириллом). С ректорством (1835-1841) архим. Филарета (Гумилевского) связаны зарождение в МДА церковно-исторической традиции, новый подход к чтению курса догматического богословия. Самостоятельные богословские взгляды архим. Филарета, его творческое отношение к научным изысканиям и постановке академического процесса много значили и для МДА в целом, и для деятельности ее научно-руководящего органа - Конференции. Все последующие ректоры - архимандриты Евсевий (Орлинский) (1841-1847), Алексий (Ржаницын) (1847-1853), Евгений (Сахаров-Платонов) (1853-1857), Сергий (Ляпидевский) (1857-1861) и Савва (Тихомиров) (1861-1862) - внесли свой вклад в совершенствование той или иной стороны академической жизни. Впервые в истории российской духовной школы должность ректора в 1862-1875 гг. исполнял представитель белого духовенства прот. А. В. Горский. Свт. Филарет желал видеть Горского на посту ректора МДА еще в дек. 1860 г. при условии, что он примет монашеский сан ( Филарет Московский, свт. Собр. мнений. Т. 5. С. 3-4). После отказа прот. Горского ректором стал архим. Савва (Тихомиров), но когда через 2 года его рукоположили во епископа, ректором все же был назначен Горский, «аскет-профессор», «инок-мирянин, с подвижническою жизнью соединявший общительную гуманность и готовность всякому служить своими знаниями и трудами» ( Гиляров-Платонов Н. П. Сб. соч. М., 1899. Т. 2. С. 464-465). По уставу протоиерей - «последний член возможности быть ректором». Тем не менее сам Горский считал, что его назначение, возможно, «даст выход белому духовенству на совместное с монашествующими занятие высших учебных должностей», а это повысит статус ученого служения, ибо «учащиеся теперь будут иметь в виду более лучшую возможность достигнуть высших должностей в ученом обществе» ( Горский. 1885. С. 158).

http://pravenc.ru/text/2564190.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010