Но тем не менее в сем деле требуется не малое участие и нашей свободы; необходимо с нашей стороны содействие, и отнюдь не сопротивление, – усилие, и отнюдь не пренебрежение, – бодрствование, и отнюдь не беспечность, – стремительность, и отнюдь не косность. Спасение, в сем смысле, уже становится делом нашей свободы, и без наших трудов и подвигов совершено быть не может. Потому, нам самим надлежит заботливо и деятельно стараться о нем, в течении всей жизни, постоянно и всегда неослабно. Сие внушал и сам Господь, когда возвестил ученикам Своим и народу: царствие небесное силою берется, и усильные искатели достают оное непрерывными трудами ( Мф. 11:12 ). Подвизайтеся внити сквозь тесная врата! Посмотрите на великих подвижников Христовых. Вся жизнь их была непрерывным и самым напряженным подвигом спасения. Но и они, приближаясь к пределу жизни, нередко жаловались на краткость своего подвижничества, и жалели, что еще мало трудились, – не столько, сколько нужно, подвизались для своего спасения. До какой же степени неблагоразумными и невнимательными к самим себе оказываемся мы тогда, как более употребляем времени, не жалея трудов, для дел вмале полезных, для занятий суетных, нежели для того, что составляет главнейшую нашу потребность, труднейшее и необходимое упражнение, от которого зависит наша участь в нескончаемой вечности! Думать, что воспитание и приготовление наше к жизни небесной может совершиться само собою, с течением времени, легко, без особенных усилий с нашей стороны, – значит вовсе забывать и евангельские внушения, и наблюдения над жизнью мужей, опытных в жизни духовной. Слишком много дорожить земными приобретениями, – значит не дорожить нисколько самим собою, вопреки слову Христову: кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит ( Мф. 16:26 ). Полагать, что для спасения достаточно, с нашей стороны, одного какого-нибудь доброго дела и легкомысленно ждать удобного к тому случая, – значит ошибаться до крайности, и подвергать себя угрожающей опасности. Опасность угрожает с двух сторон.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Повидимому, случайным делом была перепись, производившаяся по всей, подвластной римскому кесарю, вселенной, именно тогда, как оканчивались для Пресвятой Девы дни чревоношения. Но и сие дело свободы человеческой, зависевшее от римского Августа, высшей волей Мироправителя употреблено в средство к исполнению вечных предначертаний о Спасителе мира. Суждено Спасителю родиться в одном из беднейших и ничтожных городов иудейских, и именно, по пророчествам, как отрасли Давида, Ему надлежало родиться в Вифлееме, – граде Давидова рода ( Мих.5:2 ; 2Цар.7:12–19 ; Ис.11:1–5 .). Между тем, Иосиф, которому обручена была Дева Мария, которому поручена была в охранение чревоносящая Дева, имел собственное жилище в галилейском Назарете. Время оканчивалось: что же будет? Изыде во дни те повеление от кесаря Августа написати вселенную ( Лк.2:1 ). Повеление Августа приводит в движение все народонаселение иудейское. Всем надлежало вписываться по коленам, племенам и родам, каждому в своем праотеческом городе. Иосиф и обрученная ему Мария, как происходившие от рода и дома Давидова, должны были, не взирая ни на какие неудобства, непременно идти в город Давидов, – Вифлеем и вписаться. В бытность же их там, исполнились дни чревоношения Девы Марии, – и родился Христос в Вифлееме! – Возблагоговеем пред судьбами Верховной Премудрости; и научимся отсюда, поверять судьбу свою Господу, промышляющему о нас и тогда, когда скрываются от нас, в потоке дел человеческих, следы Его промыслительных действий. Суждено Спасителю, для заглаждения гордости, обуявшей человечество изначала, явить Себя, с самого вступления в мир, смиренным, приемлющим образ раба ( Фил.2:7 ). И что же видим? По случаю переписи, при самом рождении, Он действительно вписан в число подвластных Августу: – Царь мира по Божеству Своему, – Он вписан в число подданных римского кесаря; царственная отрасль Давида по воспринятому человечеству, – Он вписан наряду с последним из рабов иудейского народа, порабощенного язычнику. Можно-ли нам, христиане, равнодушно взирать на сию поразительную черту самоуничижения Того, пред именем Коего преклоняется всяко колено небесных и земных, и преисподних? ( Филип.2:10 .). И неужели это не довольно сильно напоминает христианам, чтобы, не занимаясь слишком много своими земными родословиями, все, каждый по мере дарования Божия, деятельным служением Богу и ближним, стремились к почести вышнего звания ( Филип.3:14 ). Принадлежащие, по происхождению и законам общежития, к званию рабов, посмотрите, с утешением для себя на то, что и сам Единородный Сын Божий, пришедший в мир наш, не да послужат Ему, но послужити, и дати душу Свою ( Мк.10:45 ), благоволил принять на Себя зрак раба. Притомляющиеся власти и пренебрегающие подчиненность, получите, из сего же примера Спасителя, неизбежное, строгое обличение; а все верные слуги Царя Небесного и Царя земного, – высокое одобрение и подкрепление. II

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

14. Платон Троепольский , епископ, хирот. 13 дек. 1864 из ректоров С.-Петербургской семинарии, а 21 авг. 1868 перев. в Томск. 15. Алексий Новосолов , епископ, 21 авг. 1868 перев. из Томска, а 23 июня 1871 перев. в Москву, в члены синодальной конторы. 16. Феодосий Макаревский 23 июня 1871 перев. из викариев Воронежской епархии (еписк. Острогожского). Херсонская епархия учреждена 9 мая 1837, вместо Екатеринославской, а та сделана третьеклассною. Архиепископы Херсонские и Таврические Пребывание в Одессе. 1. Гавриил Розанов 9 мая 1837 перев. из Екатеринославля, а 1 мар. 1848 – в Тверь. 2. Иннокентий Борисов 1 мар. 1848 перев. из Харькова; † 26 мая 1857. 3. Димитрий Муретов , епископ, 11 июня 1857 перев. из Тулы; 16 нояб. 1859 велено именоваться «архиепископ Херсонский и Одесский»; 2 окт. 1874 перев. в Ярославль. 4. Леонтий Лебединский , архиепископ, 2 окт. 1874 перев. из Каменец-Подольска. [Викарию Одесскому 16 нояб. 1859 велено именоваться «епископ Миргородский».] Указом 16 нояб. 1859 учреждена епархия 2-го класса «Таврическая и Симферопольская». 1. Елпидифор Бенедиктов , архиепископ, 7 янв. 1860 перев. из Вятки; 25 мая уволен, по прошению, † 31 чис. 2. Алексий Ржаницын , епископ, 29 авг. 1860 перев. из Тулы, а 28 нояб. 1867 – в Рязань архиепископом. 3. Гурий Карпов , епископ, 28 нояб. 1867, из викариев Казанской епархии. Викарии Екатеринославские – «Епископы Феодосийские и Мариупольские» 1. Дорофей Возмуйлов , Грек, хирот. 2 мая 1787 из архим. Нежинского монастыря; † 10 сент. 1790. 2. Моисей Гумилевский хирот. 5 июня 1791 из архим. Екатеринославского Спасо-Николаевского монастыря, а 5 окт. 1792 убит в Крыму. 3. Иов Потемкин хирот. 27 февр. 1793 из архим. Успенского Городищенского монастыря (в Молдо-Влахии), а 13 мая 1796 перев. в Минск. 4. Гервасий Линцевский хирот. 29 мая 1796 из архим. Юрьева монастыря; † 7 янв. 1798. 5. Христофор Сулима хирот. 18 апр. 1798 из архим. Черниговского Елецкого монастыря, а 16 окт. 1799 перев. на епархию Слободско-Украинскую, и викарии отменены. Викарии Херсонской Епархии – (Епископы Одесские)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

20 авг. 1858 г. назначен настоятелем Кизилташской киновии в Крыму. Современники П. отмечали его удивительные способности, организаторский и хозяйственно-адм. талант. Известный писатель, путешественник и педагог Е. Л. Марков упоминал, что до прибытия П. в киновии была только пещера с целебным источником и неск. мазанок, на месте к-рых настоятель при помощи немногочисленной братии построил скит с 2 гостиницами, церковью, кельями, устроил сад, огород, виноградник, мельницу, завел лошадей и коров ( Марков. 1884. С. 323-324). 17 сент. 1862 г. П. стал членом строительного комитета, учрежденного для возведения ц. во имя прмц. Параскевы в строящемся Топловском во имя преподобномученицы Параскевы женском монастыре . В мае 1863 г. началось строительство, к 22 июля храм был полностью закончен - в рекордно короткие сроки благодаря стараниям П.; в 1864 г. он был назначен 1-м настоятелем этой обители. Наибольшие трудности настоятельства П. в Кизилташской киновии были связаны с тем, что в нее часто присылали провинившихся клириков Таврической епархии, к-рые, находясь в обители, не придерживались ее устава, а лишь пережидали время ссылки. Их содержание, на которое консистория выделяла недостаточно средств, было крайне обременительно для монастыря. Также в нач. 60-х гг. XIX в. начались столкновения с местными татарами, к-рые вырубали лес обители и пасли скот на монастырской земле. П. обращался за помощью к местному начальству, затем к таврическому вице-губернатору А. А. Солнцеву и Алексию (Ржаницыну) , еп. Таврическому и Симферопольскому, но безуспешно. Не встречая препятствий, татары продолжали присваивать монастырское имущество, однажды они избили П., поймавшего их на воровстве. Таврическая консистория не стала заниматься разбирательством этого дела. 18 мая 1863 г. П. в поисках выхода из создавшегося положения обратился к еп. Алексию с просьбой перевести его в др. монастырь, но решением консистории был оставлен в Кизилташе. 21 авг. 1866 г. П. отправился в Судак, на следующий день выехал обратно, чтобы успеть к службе отдания Успения, но по дороге в мон-рь на него напали 3 татарина - Сейдамет Эмир Али-оглу, Эмир Усеин Абдураман-оглу и Сеит Ибраим Сеит Ахмет-оглу; их соучастником также был брат Эмира Али-оглу, несовершеннолетний Сеит Мемет Эмир Али-оглу, готовившийся стать муллой. П. был убит 3 выстрелами. Чтобы скрыть следы преступления, тело игумена сожгли, а его лошадь зарезали и закопали в лесу. Злодеяние было раскрыто благодаря свидетельству случайного очевидца, татарина Якуба Сале Акота. По приговору Феодосийского военно-полевого суда трое главных обвиняемых были повешены, а четвертый - присутствовавший при убийстве, но не принимавший в нем участия,- сослан в Сибирь.

http://pravenc.ru/text/2579079.html

2. Согласно «Положению об областных Преосвященных» от 12 марта 1934 г. Моршанские епископы Петр (управлял вик-ством до 17 апр. 1935) и Павел (Введенский ; 17 апр. 1935 - 27 янв. 1937) были подчинены областному архиерею Центрально-Чернозёмной обл. Воронежскому архиеп. сщмч. Захарии (Лобову) . М. в. получило статус самостоятельной епархии. Ежегодно епископы Петр и Павел направляли в Воронеж епархиальные отчеты. Сохранилась их переписка с архиеп. Захарией (ГА Воронежской обл. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 12), согласно к-рой еп. Петр уже в янв. 1935 г. именовался управляющим Моршанской епархией. Однако новый порядок управления был нарушен в 1935-1936 гг., после ареста большинства архиереев. В Центр. Черноземье было решено вернуться к прежней церковно-адм. системе ( Овчинников. 2013. С. 90). При этом Моршанская епископия осталась вик-ством Воронежской епархии. Не позднее 1935 г. Феодоровская ц. была закрыта (разрушена в 1940). В 1935-1937 гг. кафедра Моршанских архиереев находилась в моршанской Никольской ц. (закрыта в кон. 1937 - нач. 1938). 2 февр. 1937 г. Моршанским викарным архиереем был назначен еп. Аполлос (Ржаницын) . Согласно материалам следственных дел местного духовенства, в нач. авг. 1937 г. он временно управлял Воронежской и Тамбовской епархиями. 25 авг. (по др. данным, 7 авг. или 8 сент.) 1937 г. еп. Аполлос был арестован и в том же году расстрелян. После этого М. в. не замещалось. В 1931 г. была образована обновленческая Моршанская епархия в составе Воронежского обл. митрополитанского церковного управления. Епархией управляли «епископ» Николай Новосёлов (1931-1934), «архиепископ» Александр Сахаров (1934-1935), «архиепископ» Александр Адвентов (май-сент. 1935), «епископ» Лазарь Любимов (1935-1936), «архиепископ» Алексий Щербаков (март-окт. 1936). Арх.: ГА Воронежской обл. Ф. 2565. Оп. 1. Д. 14. Л. 200. Ист.: Церковно-обновленческое движение в Тамбовской епархии//Голос Живой Веры. Тамбов, 1922. 1. С. 7; Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении свящ. синода//ВССПРЦ. 1926. 12/13. С. 9-10.

http://pravenc.ru/text/2564178.html

В 1810 году при архиепископе Рязанском и Зарайском Феофилакте (Русанове) последовал Указ Святейшего Синода о праздновании святителю Василию в Неделю Всех святых. 4 октября 1836 года был торжественно открыт новый памятник на месте обретения мощей святителя Василия, воздвигнутый усердием ктитора Борисоглебской церкви Симеона Панова. В 1871 году архиепископ Алексий (Ржаницын, 1867-1876) первый раз отслужил Божественную литургию в Борисоглебской церкви в день памяти святителя Василия, 3 июля. При архиепископе Палладии (Раеве, 1876-1882) Указом Святейшего Синода 1881 года утверждены дни празднования памяти святителя Василия: 3 июля — в день блаженной кончины и 10 июня — в день перенесения его святых мощей. В настоящее время святитель Василий особенно почитается на Рязанской земле. В каждом храме Рязанской епархии имеется его икона, а в большинстве храмов, кроме того, — настенное изображение святителя, плывущего по воде на мантии с Муромской иконой Богоматери в руках. В кафедральном соборе каждую среду вечером ему совершается акафистное пение. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-pamy...

Еще во время преподавания в училище Валентин Николаевич стал дружен с одним из своих учеников – благочестивым юношей Александром, сыном священника Иоанна Филипповича Чупрова – и стал бывать в его доме. У Александра Ивановича было три сестры, одна из них, Елизавета, и стала супругой Валентина Амфитеатрова . Бракосочетание состоялось 17 июля 1860 года, и вскоре после этого Валентин Николаевич принял священный сан. 14 сентября 1860 года было совершено рукоположение его во диакона, а уже на следующий день – в сан иерея. Хиротонию совершил архиепископ Тульский Алексий (Ржаницын) . Таким образом, как потом говорил сам отец Валентин, он пробыл диаконом один день, совершил одну Божественную Литургию. Впоследствии, служа многие годы в храме «Нечаянной Радости» без диакона, отец Валентин, как бы в возмещение, понес двойной труд. Благодатный пастырь всегда чтил дни своих хиротоний, дарил в эти дни детям серебряные монеты и шутил: «Вот это от диакона», а на следующий день; «А это уже от священника». Внутреннее переживание отцом Валентином принятия великого таинства священства приоткрыто для нас в одной из его проповедей, сказанной во обличение греха нерадения: «Помню, когда мне предложена была степень священства, я горячо произносил обеты, соединенные с этой степенью. Я желал быть тем, чем должен быть настоящий священник. Даже больше, чем мне предлагали, чего от меня требовал формальный закон: я изучал священническую ставленную грамоту на память, от слова до слова, по совету рукополагавшего меня архиерея, но я ее дополнял и усугублял. Мне хотелось быть, как говорит пророк, рукой безрукому, «ногой хромому, глазами слепому»» ( Иов 29:15 ). Когда я мнил быть должным священником, то диавол молчал и только злобствовал, выжидая для себя удобной минуты. Потом стал мало-помалу нашептывать в мысли житейские попечения, от которых суживались более и более обеты самоотвержения. Стали посещать иные мысли, и говорили они мне о том, что надо брать пример с живых лиц, славных в мире сем, а не с тех, которых жизни, мысли и дела утверждены на заповеди Иисуса Христа. «Живи, как другие, иди за мной. Будешь сыт, будешь жизнерадостен», – таким образом диавол уносит из нашего сердца не только желание добра, но и данные обеты» 9 . Таково было смиренное видение себя великим праведником, но его пастырский подвиг показал, что он вполне преодолел все соблазны.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

20 авг. 1858 г., после того как иером. Арсений был переведен в Ферапонтов муж. скит Измаильского у. Бессарабской губ., настоятелем К. м. стал игум. прмч. Парфений . В годы Крымской войны (1853-1856) он окормлял офицеров и солдат в зоне боевых действий, за храбрость получил награды от правительства и Синода. После войны иером. Парфений, обладавший познаниями в инженерном деле, разработал проект подъема кораблей, в сент. 1854 г. затопленных в Севастопольской бухте. За неск. лет трудами игум. Парфения в К. м. были построены монашеские кельи, 2 гостиницы для паломников, сооружена мельница, устроены огороды и виноградники, скотный двор, хлев для коров и конюшня, к обители проложили дороги. Помимо работ в К. м. с 1862 г. игум. Парфений участвовал в строительстве ц. во имя прмц. Параскевы в соседнем Топловском жен. мон-ре и являлся попечителем этой обители. Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского мон-рь. Гравюра Берндта и Бертрана. 1867 г. (Лейпциг) Кизилташский во имя свт. Стефана Сурожского мон-рь. Гравюра Берндта и Бертрана. 1867 г. (Лейпциг) С учреждением самостоятельной Таврической епархии (16 нояб. 1859) при еп. Таврическом и Симферопольском Алексии (Ржаницыне) в К. м. ссылали провинившихся клириков. Поскольку духовная консистория не выделяла средств на их содержание, все тяготы по обеспечению ссыльных ложились на плечи насельников. Так, игум. Парфений писал в отчете: «В Кизилташе все эпитимийцы пользуются наравне с братией: трапезой, чаем два раза в день и порциями водки или вина в известное время...» Епархиальное начальство, направляя игум. Парфения в Кизилташ, полагало, что он сможет развернуть строительство в новооснованной киновии, а также преодолеет недоброжелательное отношение татар-мусульман, составлявших значительную часть населения Юж. берега Крыма. По свидетельству публициста и путешественника Е. Л. Маркова, «практический глаз Парфения скоро разоблачил плутни татар, управлявших судакскими садами русских владельцев и доводивших их почти всегда до грустного состояния. Некоторые из управляющих лишились своих мест по доброму совету Парфения». Кроме того, местные жители разоряли и монастырский лес. Когда в очередной раз игум. Парфений застал их на месте преступления (воровство), злоумышленники избили настоятеля. Обращения игум. Парфения к губернатору Тавриды А. А. Солнцеву и еп. Таврическому и Симферопольскому Алексию (Ржаницыну) оказались безрезультатны. Глава Таврической консистории прот. Григорий Брюховецкий не стал выяснять положение дел и в ответ на прошения игумена «отписал ему выговор» за «излишне прямые выражения, оскорбительные для должностных лиц».

http://pravenc.ru/text/1684588.html

Определением Синода от 5 апр. 1875 г. в Колычёве была учреждена женская община. При ее торжественном открытии 25 мая 1875 г. присутствовали архиеп. Рязанский и Зарайский Алексий (Ржаницын) , наместник Радовицкого мон-ря архим. Владимир (Добролюбов), о. Макарий, духовенство г. Егорьевска и др. Определением Святейшего Синода от 10 июня 1885 г. община получила статус самостоятельного мон-ря, а начальница Степанова пострижена в мантию с именем Маргарита и возведена в сан игумении. К 1914 г. в К. м. проживали игум. Амвросия (Никифорова), 44 монахини, 152 рясофорные послушницы и 15 мирянок. Среди духовенства К. м. упоминаются свящ. Василий Вяземский, свящ. Симеон Иванович Ушмаров, прот. Петр Иванович Нарциссов, свящ. Феодор Николаевич Леонардов. Келейный корпус Казанского мон-ря в Колычёве. 1888 г. Фотография. 2011 г. Келейный корпус Казанского мон-ря в Колычёве. 1888 г. Фотография. 2011 г. 14 июня 1881 г. недалеко от 1-го Казанского храма был заложен, а 2 июня 1891 г. архиеп. Рязанским и Зарайским Феоктистом (Поповым) освящен собор в честь Казанской иконы Божией Матери с правым приделом в честь Успения Пресв. Богородицы и левым - во имя святителей Николая Чудотворца и Митрофана Воронежского. В 1897 г. в обители был заложен, а 9 сент. 1903 г. еп. Рязанским и Зарайским Аркадием (Карпинским) освящен каменный храм в честь Преображения Господня с правым приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и левым - во имя мц. Агнии Римской. Спроектировал Преображенский храм архит. В. Ф. Жигардлович. К церкви был пристроен большой келейный корпус. В 1895-1903 гг. в К. м. была возведена 4-ярусная шатровая колокольня с надвратным храмом (архит. Д. Е. Виноградов). Согласно ведомости за 1914 г., составленной при игум. Амвросии (Никифоровой), в 1906 г. деревянная Казанская ц. была «перенесена в сельскую дачу на расстояние в 7 верстах от монастыря, в той же даче находятся жилые постройки, в которых проживают сестры для присмотра за лесом». К нач. XX в. на территории К. м. находились также часовня над колодцем (обители принадлежала и др. часовня - у колодца близ дер. Созоновой - на месте обретения Казанской иконы), каменная ограда (104 саж. в длину и 81 саж. в ширину), 2 каменных келейных корпуса (1888 и 1897), 2 деревянных корпуса, каменная и деревянная бани, хозяйственный двор. За оградой располагались 10 домов, в т. ч. 2-этажные гостиницы с конными дворами и сараями, дома для священника, диакона и для монастырских рабочих, скотный двор с 35 хлевами. В одной из построек была открыта церковноприходская школа для крестьянских детей.

http://pravenc.ru/text/1319838.html

А.-х. не оставляют верных Богу, «и распоряжаются нашими делами, и помогают нам» ( Ioan. Damasc. De fide orth. II 3) не только в течение земной жизни, но и в минуты смерти и после нее. «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти,- пишет прп. Феодор Студит ,- размышляй о самом разлучении души от тела,- разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего ангела» (Ep. 482). После разлучения с телом душа, по замечанию свт. Кирилла Александрийского , «будучи принята святыми ангелами и под кровом их протекая воздушное пространство и возносяся на высоту... встретит различные мытарства, кои будут преграждать ей путь в Царствие...» (Hom. div. 14). Лит.: Алексий [Ржаницын], архим. Об ангелах-хранителях//ПрТСО. 1849. 8. См. также лит-ру к ст. «Ангелология». М. С. Иванов Гимнография Наряду с ангельским чином в целом (см. Ангелология , разд. «Гимнография») почитаются ангелы, к-рых Господь «        » (тропарь 3-й песни канона утрени 8 нояб.). Среди гимнографических текстов, посвященных А.-х., известны 2 канона: Иоанна Мавропода , митр. Евхаитского (XI в.), и анонимный. Канон Иоанна 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа, с акростихом : «Τν γγελον μλπω σε τν φλακ μου, δ μοναχο Ιωννου» (греч.- Ангела пою тебя, хранителя моего, песнь монаха Иоанна; начало - «        ») имеет при себе седален 4-го гласа «                      », кондак 2-го гласа «            », группу стихир 2-го гласа и молитву «                    » (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 344-351), входящую в греч. Церквах в состав повечерия, а в РПЦ в состав утреннего келейного правила . Этот более пространный канон помещен в печатных греч. Великих Часословах (Ωρολγιον τ μγα. Αθναι, 1992. Σ. 639-649) и в слав. Следованных Псалтирях, как рукописных, так и печатных (напр., Син. 350. Л. 426 об.- 433, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 422). В совр. рус. богослужебных книгах, а также канонниках и молитвословах обычно печатается др. анонимный канон 8-го гласа А.-х. (начало -          ) с тропарем 6-го гласа «          », седальном 2-го гласа «                », кондаком «                » и икосом «          » 4-го гласа, молитвой «              » (Псалтирь следованная. Ч. 1. С. 336-343). Этот канон известен уже по слав. рукописным Следованным Псалтирям (напр., Син. 708. Л. 342-346, XV в.- Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 425). В совр. слав. Следованной Псалтири печатаются оба канона. 2-й канон в совр. практике РПЦ входит в состав келейного иноческого правила. Один из канонов обычно прочитывается накануне Причащения.

http://pravenc.ru/text/115106.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010