Окончился и последний день пред страданиями Господа Иисуса. Он уже совершил тайную вечерю с учениками. И в нощь по вечери, когда злоба ада уже ополчила злоумышленников на Христа Господня, когда Иуда, ученик вероломный и предатель, открыв сатане вход в сердце свое, уже сделался предводителем нечестивого соборища, – когда искавшие убить Начальника жизни ( Деян. 3:15 ) с оружием и дрекольми уже шли к месту предсмертных и молитвенных подвигов Господа, – когда уста хулителей уже разверзались, древо крестное устроялось: в сие самое время, лютое и мрачное, Господь Иисус возвел очи Свои на небо, и торжественным гласом воззвал: Отче, прииде час: прослави Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тя! Аз прославих Тя на земли, дело соверших, еже дал еси Мне, да сотворю: и ныне прослави Мя Ты, Отче, у Тебе самого славою, юже имех у Тебе, прежде мир не бысть ( Ин. 17:1, 4, 5 ). Предваряя учеников Своих о наступающем, как бы уже о наступившем, Он возвестил о славе креста Своего: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися в Нем! Вот что слышится из уст самого Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа о кресте Голгофском! До Его восшествия на крест, это древо позорной и лютой казни было древом проклятия для всякого, кто ни подвергался осуждению на распятие, по реченному в законе Божием: проклят есть от Бога всяк висяй на древе ( Втор. 21:23 ). Но то же самое древо креста, с его смертными ужасами, для распятого на нем Христа Богочеловека послужило величественным и достойным орудием к прославлению Его и, по воспринятому человечеству, Божественною славою. Древо креста послужило орудием и к откровению богатства славы Бога Отца, по собственному слову Христову: ныне прославися Сын Человеческий, и Бог прославися о Нем ( Ин. 13:31 . Слич.  Еф. 1:2–7, 2:7 ). Итак, древу проклятия, со дня и часа распятия Христова, суждено быть провозвестником на все времена и веки Божественной славы. Не дивное ли это явление славы? Преизобильное богатство славы Божией является на кресте в преизбытке страданий Сына Человеческого! Не дивный ли и провозвестник славы? О вечной Божественной славе проповедует крест, обагренный кровью Голгофского Страдальца. 2. Изъяснительные слова Апостола Петра

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

По новому архитектурному плану города, утвержденному в 1779 году, предлагалось перенести Казанскую обитель в другое место. Наместник, глава Рязанского наместнического управления, генерал-поручик Кречетников М. Н. в марте 1781 года настаивал на переселении и указал новое место в Ямской слободе, у церкви св. Николая. От Наместнического управления на переселение выделялась необходимая сумма - 31 рубль. Но перевод обители состоялся только в 1786 году. Игуменья Евгения с сестрами, при поддержке епископа Симона (Лагова), добились перенесения обители не в Ямскую слободу, а к Вознесенской церкви. Ктитором этой церкви был купец Игнатьев, давший согласие на размещение монастыря. Вскоре в Вознесенской церкви устроены были приделы в честь Казанской Божией Матери и священномученика Харлампия. При игуменье Екатерине в 1861 году в монастыре учреждается община и при ней больница. Учредители ее, по христианской скромности, отказались назвать свои имена. Известно только, что это супружеская чета, проживавшая в Москве. Муж имел рязанские корни, занимался торговлей. Община и больница создавались благотворителями с заботой о старых и немощных сестрах, которые уже не могли трудиться и требовали призора, ухода. С 1863 года настоятельницей Казанского монастыря становится Евгения (вторая), усилиями и стараниями которой монастырь засиял заново. Так, на средства Сергия Живаго в 1868 году открыта была больница и четырехклассное училище для девочек, стали выделятся деньги на содержание их по завещанию рязанским Банком Живаго. На месте обветшавшей Вознесенской церкви построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Освящение проводил архиепископ Алексий (Ржаницын) 16 августа 1870 года. Храм был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и других благотворителей. Собор представлял собой одноглавый четверик с трапезной, которую увенчивает вторая глава аналогичная первой. В храме было три иконостаса. Все они трёхъярусные, с деревянной резьбой и позолотой. Святые иконы были необычайно богато украшены.

http://sobory.ru/article/?object=11703

Подобного же обличения в маловерии не избежать нам и в других отношениях. Дни нашей жизни не всегда бывают ясны. Что же? Когда находит на нас облако искушения: мы смущаемся, и малодушествуем, забываем Рекшого: Мир оставлю вам, мир Мой даю вам. Да не смущается сердце ваше, ни устрашает: веруйте в Бога, и в Мя веруйте ( Ин. 14:1, 27 ). И власи главы вашея вси изочтени суть, не убойтеся убо ( Лк. 12:7 )! Когда постигают нас бури житейские: мы, вместо того, чтобы светлым лицеем срести спасительную руку Седящего одесную Бога Отца, и среди земных лишений и страданий благословляем Имя Его, допускаем в свою душу темное облако уныния, цену приобщения страданиям Христовым расточаем в жалобах и в искании утешений земных, часто суетных, – почти всегда недостойных христианина. Колеблющиеся христиане в обуревании скорбей, чтобы не оскорблять Христа Бога недостатком преданности в спасительную волю его, умейте, по крайней мере, подражать упоминаемому в Евангелии человеку, который, приняв от Иисуса Христа обличение в маловерии, со слезами возопил к Нему: верую, Господи, помоги моему неверию ( Мк. 9:24 )! Как для напечатления, так и для возращения и оживления веры в сердцах наших, Господь приобрел Своими страданиями и дарует нам благодать Духа Святого. Живые потомки благодати для всех открыты в Таинствах, наипаче же в Таинстве Тела и Крови Христовой. Что же мы? – С жаждою ли стремимся к отверстым источникам благодати? Если мы действительно чувствуем сию святую жажду: то должны часто притекать к оным. Но не так бывает со многими. Усвояем ли дышущую в них силу Духа Святого, и воодушевляемся Духом Христовым? Не то показывает жизнь многих, далеко не духовная. Изощряем лив себе духовный вкус к духовному услаждению духовною Вечерию, где преподается живоносное тело Христово и животворящая кровь Христова? В ответ на сие поскорбим о тех, которые, вместо участия в божественной Вечери, предаются либо праздности, либо суете, либо наслаждениям мирским, мечтая в суете находить изящное и высокое. От сего–то равнодушия к Таинствам и маловнимательности к оживотворению себя струями благодати Христовой зависит и маломощность наша в восхождении от веры в веру ( Рим. 1:17 ), и косность в нашем привитии к плодоносной Лозе – Христу ( Ин. 15:1 ), равно как и недостаток любви плодов духовных в жизни нашея. Споспешествующее убо молим, не вотще благодать Божию приятии вам ( 2Кор. 6:1 ), смотряюще, да не кто лишится благодати Божия ( Евр. 12:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Пользуясь случаем, приведу замечательные слова святителя Филарета Московского: «Не по моде ли мы богословствуем? Прежде утверждались на Священном Писании и мало внимания обращали на Предание. Потом с силою заметили сей недостаток: слова «Православие» и «Предание» стали звучать чаще и сливаться в один звук, и начали богословствовать по Преданию, оставляя иногда позади Священное Писание, а некоторые и уничижали Писание… Церковь учит признавать Предания, с откровением Божиим согласные. И потому не правильнее ли основывать учение главным образом на Священном Писании, а Преданием дополнять, объяснять, защищать от неправомыслящих?» (Письмо архиепископу Тверскому и Кашинскому Алексию (Ржаницыну) от 16 сентября 1849 г.).  Про Издательский отдел, позвольте, я умолчу. Нужно как можно меньше говорить — Почему вообще люди склонны выбирать себе духовных авторитетов из числа проповедников, миссионеров и так далее? Не переоцениваем ли мы их значение в нашей духовной жизни? Разве Евангелия мало? А мы делимся на «аполлосовых» и «павловых».  — Так уж, увы, устроена земная жизнь. Вы сами привели цитату из Нового Завета, свидетельствующую о том, что и в апостольское время так было.  Хорошо бы, чтобы в Церкви как раз была такая среда, которая позволяла бы давать евангельскую оценку духовным авторитетам всякого рода. Я подразумеваю не споры одних авторитетов против других, а именно среду церковного здравомыслия, трезвости, уравновешенности и любви. Но создание такой среды — судя по всему, дело будущего. — Кого из известных вам сегодня духовных авторов, проповедников или миссионеров вы бы категорически не рекомендовали читать (слушать), несмотря на их популярность у христиан? Почему? А кого бы, наоборот, посоветовали? Может быть, не очень известных, но достойных. — Я не могу ответить на этот вопрос. Пусть цветет сто цветов. Чем меньше регламентации (в известных рамках, разумеется), тем лучше. — От чего бы вы предостерегли священников, активно выступающих в публичном пространстве, в интернете? Таких сегодня очень много и становится еще больше. Вы сами прошли путь от большой медийности к медийному затвору по сути. Как не навредить себе и другим?

http://pravmir.ru/kouch-hristianstvo-igu...

При монастыре существовал сиротский приют на 250 девочек – в первые послереволюционные годы он был просто переименован в детдом ”Коммуна”, а когда в 1920-х годах на территории монастыря расположилась воинская часть, всех девочек перевели в вышневолоцкий общегородской детдом, сломав детворе судьбы… Доблестная 48 стрелковая Тверская дивизия заняла монастырские помещения в 1922 году, к 1925 г окончательно выдавив ютившихся в них сестер. Воинские части различных родов войск оставались в монастыре до 1991 года. Превратив, как водится, некрополь в воинский плац, колокольню – в водонапорную башню, а красивейший в России собор – сначала в кинозал, а потом в склад мусора и различного технического оборудования. Главы колокольни и соборов, каменная ограда, деревянные корпуса были снесены. На 66 лет внутри и вокруг архитектурного детища Александра Каминского воцарилась мерзость запустения. После возобновления монастыря в 1991 году, первым делом принялись за восстановление уцелевших зданий – к счастью, нашлись средства, и ремонтные работы начались в 1993 году, а спустя 10 лет храмы уже сияли обновленными куполами. Безусловно, новодел " режет глаз " – но это лучше, чем растущие сквозь кровлю деревца. И звон вернувшихся на своё родное место колоколов – естественней, чем чужеродная инженерная водонапорная конструкция. Нынче внутри Казанского собора о печальных десятилетиях забвения напоминают разве что кое-где оставшиеся пятна облупившейся штукатурки – но в целом состояние памятника не вызывает опасений. А еле сводящий концы с концами монастырь просто не наскребет средств для осуществления каких-то серьезных ”реставрационных” работ – возможно, оно и к лучшему, поскольку в наше время нередки случаи, когда иная ”реставрация” губит памятник.  Казанский собор – соборный храм Казанского женского монастыря, возведенный по проекту архитектора А. С. Каминского в 1877–1882 г.г. в русско-византийском стиле, выдающийся пример провинциальной архитектуры России. В начале 1877 г. архиепископу Тверскому Алексию (Ржаницыну) были поданы прошения от учредителя Казанской общины князя А. С. Путятина и от её настоятельницы монахини Досифеи о разрешении строительства каменного соборного храма во имя Казанской иконы Божией Матери. Князь сообщал, что в праздничные дни в домовой церкви не вмещается и половины стекающегося для молитв народа, он обязался предоставить план будущего храма и изыскать средства на её постройку.

http://sobory.ru/article/?object=05477

Сидели в митрополичьих покоях в лавре, оба порядком подуставшие после литургии и молебна, посещения занятий в академии и обхода обветшавших царских покоев, требовавших ремонта. У отца Антония гудели ноги, и больше всего хотелось прилечь, но он не мог не выслушать сомнений старца-митрополита. — Что ж, ответить можно. Обругать автора или указать на силу православия, и то будет правдою, но не всей правдою!.. К числу учеников, у коих в прошлом веке чернильницы замерзали в руках, принадлежал и я в Коломне. В лавре владыка Платон пришел как-то к нам на богословскую лекцию в шубе и в шапке крымской овчины и, посидев немного, натопил нам залу…— Филарет печально улыбнулся.— Помню, в год кончины государя Александра Павловича, осмотрев владимирскую семинарию, доносил я о недостатке зданий и для классов и для общежития. И до сих пор ничего-то не переменилось. Один благочинный мне рассказывал, как приехал ревизовать родную семинарию и увидел на стене трещину, которую с юных лет помнил… Силы убывали, глаза слабели, но по-прежнему Филарет читал, массу деловых бумаг из Синода, консистории, от обер-прокурора, духовной цензуры и московского генерал-губернатора, письма, богословские труды, газеты и церковные журналы. По неугомонному своему характеру и отвечал на многое. Был давний случай. Готовилась ревизия вифанской семинарии, но к назначенному дню семинарское начальство не успело подготовиться. К тогдашнему викарию, владыке Алексию Ржаницыну, примчался гонец с мольбою ректора (однокашника епископа по семинарии) отсрочить на день приезд митрополита. Сделать сие оказалось просто. Едва Филарет возвратился в свои покои после литургии в Троицком соборе подворья и приказал закладывать, Ржаницын словно бы невзначай заглянул в кабинет с папкою. — Ваше высокопреосвященство, осмелюсь затруднить вас одним вопросом. — Что у тебя?.. Если большое дело, отложи — мне в Вифанию надо. — Дело с лютеранами. После того, как вы дозволили присоединение к Православной Церкви двух дам-лютеранок, пошли запросы от благочинных и иных приходских священников: возможно ли отпевание лютеран, если их дети православные?

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

Усвоив сравнительно-исторический метод Востокова, Горский превзошел его глубиной и широтой своего богословского образования, столь необходимого для верной оценки памятников древнерусской литературы. Превосходное знакомство с византийской литературой помогло Горскому критически оценивать ее влияние на литературу славян: сербов, болгар и русских. Образование Горского и его палеографическая опытность были так значительны, что он без труда объяснил алфавитную таблицу, пред которой в бессилии остановился Востоков. Но помимо обширной эрудиции, сама область исторических наблюдений Горского была неизмеримо богаче той, в сфере которой суждено было работать Востокову. Последний изучал те славянские рукописи, которые находились в руках Н.П. Румянцева, да немногие рукописи, принадлежавшие прежде А.С. Норову и Д.А. Толстому. Горскому же были открыты библиотеки Троицкой Лавры, Московской Духовной Академии, Волоколамского монастыря и, наконец, Синодальная библиотека. Что же представляла собой Московская Синодальная библиотека во времена Горского? В ней было собрано столько старинных книг, рукописей, бумаг и актов, что все это представляло богатейший материал для истории русской Церкви, какое не могло дать ни одно хранилище, ни одна библиотека. [xii] Между тем материал этот оставался научно не востребованным: за неимением настоящего указателя или каталога, им почти не возможно было пользоваться, хотя нужда в использовании всего этого богатства для ученых историков и филологов появилась уже давно. Светские исследователи, занимавшиеся историко-филологическими разысканиями, не раз упрекали, и вполне справедливо, духовные власти в их нежелании исправить положение. Наконец инициативу положительно разрешить возникшую проблему взял на себя митрополит Московский Филарет. В мае 1849 года он писал ректору Московской Духовной Академии архимандриту Алексию (Ржаницыну), впоследствии архиепископу Тверскому: «Говорят,   чужие люди предпринимают без нас для синодальной библиотеки то, о чем я давно думаю, не достигая дела, – именно составление отчетливого каталога, и даже помышляют о напечатании.

http://pravoslavie.ru/5235.html

Чем более тяжелы для нас нечистые и нечестивые мысли лжеучителей, тем внимательнее и осмотрительнее должны мы заняться возможньм уяснением для себя православного догмата о Пресв. Деве, в двух составных частях его. I. Об исповедании и наименовании Преблагословенной Девы Богородицею Смысл наименования При всей высоте и непостижимости тайны воплощения от Девы Единородного Сына Божия, не трудно понять то, что наименование Богородицы принадлежит Деве, соделавшейся Матерью вочеловечившегося Сына Божия, неотъемлемо и в собственном смысле. Не трудно понять сие, как скоро припомним и сообразим главнейшие черты учения о Лице вочеловечившегося Бога Слова. Достаточно припомнить, что 1. Сын Божий и Бог истинный, в Своем вочеловечении, ипостасно соединился с естеством человеческим, и после сего соединения пребывает, как был до воплощения, Лицем неизменно и нераздельно. 2. Такое соединение естеств во Христе, или точнее, воспринятие Сыном Божиим естества человеческого в единство Божеской вечной Ипостаси Своей, последовало в самое мгновение зачатия Сына в утробе Девы, при наитии на Нее Духа Святого. 3. Следовательно, Родившийся от Св. Девы и в самом зачатии был, как и по рождении есть – Богочеловек, – с воспринятым человечеством Бог и Сын Богу Отцу естественный, а не усыновленный. 4. Потому, говоря о рождении Богочеловека Иисуса Христа, собственно утверждаем, что родился от Девы Марии Бог воплотившийся, и отвергаем, как не сообразную с существом таинства, ту мысль, будто родился от Нее только человек Иисус, соделавшийся Богом. Какое же, посему, прилично и в собственном смысле принадлежит наименование той Матери Деве, от Которой родился Иисус Христос – Сам Бог воплотившийся, а не простой человек Иисус, Богом сделавшийся? Очевиден ответ: Она есть собственно Богородица и называется сим именем в собственном смысле. Затруднение, какое неправомыслящим представляется, в наименовании Св. Девы Богородицею, вовсе неотвратимым, – затруднение – согласить с сим наименованием понятие о Божестве, не терпящем изменения, безначальном и вечном, исчезает при одной верной мысли о непреложном соединении естеств Божеского и человеческого в Лице Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

В сих молитвенных словах Церкви обозначаются четыре главные черты учения об Ангелах Хранителях: I. Убеждение в потребности для каждого из нас всегдашнего, неотступного, охранения Ангельского. II. Уверенность в благодетельном устроении Отца Небесного, чтобы каждый из нас имел особого спутника в здешней жизни – Ангела Хранителя. III. Общее изображение отношений к нам небесных наставников и хранителей наших; и IV. Напоминание о том, что требуется от нас в отношении к сим руководителям и хранителям нашим. 1. Потребность для человека содействия Ангельского Кто не идёт наперекор свидетельству опыта собственного, кто не глух к печальным отзывам других о бедственности жизни нашей, о тех разнообразных опасностях, какими она окружена, о тех скорбях, болезнях и лишениях, какими, более или менее, от колыбели до гроба, она бывает обременена, о том бессилии духовном, о тех немощах плоти, которыми, обыкновенно, затрудняется наше восхождение к совершенству, заповеданному Господом и Спасителем нашим: тот легко поймёт, до какой степени вожделенно встретиться с мыслию, что к каждому из нас посылаются с небес благие Ангелы, как верные на всю жизнь приставники Божии, тот поймёт, в какой мере благопотребно нам иметь в сих Ангелах содружных себе охранителей, помощников, утешителей, наставников, споспешников и покровителей. Только человек с каменным сердцем может не чувствовать нужды в помощи высшей, и только беспечный в самообольщении может называть небесных помощников излишними для людей, вопреки всем внушениям веры о небе, человеке и значении человеческой жизни. Но, представляя судить о сем каждому по собственному чувству, не оставим без внимания ещё больших опасностей, всем равно угрожающих, хотя и не всеми, к несчастию, и не всегда живо сознаваемых. Какие это опасности? – Опасности со стороны лютых и страшных врагов нашего спасения. Знает ли кто сии опасности, беззаботно ли кто предоставляет врагам действовать: – но всё равно должны выслушать заботливое слово Апостола, в предостережении от тех опасностей. Трезвитеся, сказал Апостол, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити ( 1Петр. 5:8 ). Все равно должны внимать и наставлению другого Апостола, который сказал: облецытеся во вся оружия Божия, яко возмощи вам стати противу кознем диавольским: яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным… Восприимите щит веры, в немже возможете вся стрелы лукавого разжженыя угасити» ( Еф. 6:11,12 и 16).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Мняйся стояти, заповедует Апостол, да блюдется, да не падет ( 1Кор. 10:12 ). Никогда не надобно забывать, что всегда при нас остаются, и разнообразно стараются полагать претыкания стопам нашим злокозненные враги спасения. Мир, всегда враждебный для всех хотящих благочестно жити, действует неутомимо, – не теряется в средствах и в выборе оружия к нападению на всякого, кто, не любя его, утверждает в душе своей и являет в делах своих любовь к Богу и святому Его закону. В мире готовы досадители, и скрытные клеветники, и открытые гонители; найдутся люди, лестно уловляющие и прелестью увлекающие; найдутся, может быть, и под видом доброжелательства коварствующие. Не любящему мира дотоле суждено подвизаться и противостоять соблазнам мира, пока дух его не воспарит из здешнего мира к небу. Устоять против всех искушений и соблазнов мира тем труднее, чем сильнейший движитель сокрывается в зловредных действиях мира: здесь, чрез людей раболепствующих миру, нередко с особенною настойчивостью, против не любящих мира вооружается князь мира – исконный человекоубийца. Бодрствовать против искушений от мира, и непрестанно быть стражем своего спасения, тем необходимее, что в каждом из нас остается до самой смерти неистребимое сочувствие к миру греховному. Вижду же ине закон во удех моих, каждый должен повторить за Апостолом, пропшву воюющь закону ума моего, и пленяюще мя законом греховным, сущим во удех моих ( Рим. 7:23 ). Искра под пеплом, сколько ни была бы загнетена, быстро возгорается и легко воспламеняется, как скоро неосторожность откроет преграды, закрывавшие ее от дыхания ветра. То же бывает и в жизни духовной. Греховные страсти, остающиеся и в благочестивых, как искры под пеплом, при малейшей неосторожности, от тлетворного дыхания мира, возгораются и воспламеняются. Внимательные к повествованиям о христианских подвижниках знают, как много примеров, что нередко одна минута беспечности, одно гнилое слово, одно коварное внушение, одна злая мысль губили труд и подвиги целых десятилетий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010