Сближая земное с небесным, вера христианская указывает нам в возвышенном над нами, небесном и невидимом, мире благих духов, подобосущных человеку, по природе духовной, и поставленных премудрою благостью Создателя в содружные отношения к человеку, по жизни духовной. Вера порождает в нас светлую мысль, что обитатели мира небесного, как первые и высшие создания Божии 1 , светящиеся отпечатленным в них образом Божиим 2 и освещаемые светом лица Божия 3 , не иначе взирают на разумных обитателей мира земного, как на своих младших братий, и любят их небесною любовию, в особенности потому, что и в них есть сияние образа Божия, потому, что и на является дивная любовь Отца Небесного, и к ним нисходит свет лица Божия. Сие-то сродство духовной природы и любовь представляются естественным основанием изначала общения Ангелов с человеком и той благодетельной готовности Ангелов споспешествовать человеку в достижении высшего духовного совершенства, путём богоугождения, о котором мы имеем свидетельство в бесчисленных опытах из времён ветхозаветных и новозаветных, о которой забывать никому из нас и никогда не должно, чтобы не устранить от себя вспомоществования сих небесных хранителей наших и споспешников нашего спасения. В отеческих писаниях нередко встречаются такие мысли, что Ангелы и по первоначальному Творческому назначению поставлены быть споспешниками и содейственниками человеку в восхождении к высшему нравственному совершенству, хотя бы даже и избегнул он падения, хотя бы не утратил крепости своих сил и не подвергся тому плачевному состоянию, в котором особенно важны и нужны для него утешение, помощь и благодетельное участие в судьбе его со стороны благих, верных, Ангелов Божиих. Так древний из богопросвещённых мужей, писавший о небесной иерархии, имея в основании ту мысль, что «кроме истинно Самосовершенного и Всесовершенного нет ничего самосовершенного, что не требовало бы усовершения 4 , и что, по требованию Божественного законоположения, духи высшие по совершенствам и ближайшие к Богу должны быть для низших тайнодействователями и руководителями в просвещении, приближении к Богу и общении с Ним» 5 , утверждает, что чрез Ангелов низших, по свойству иерархии, должны переходить Божественные озарения к человекам; так как Ангелы, последние между небесными существами, имеют ангельское свойство… и ближе к миру 6 … сей-то провозвестнический чин… начальствует над человеческими иерархиями, чтобы в порядке было восхождение и обращение к Богу, общение и единение с Ним 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Слово о необходимости духовного бодрствования Подвизайтеся внити сквозь тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут ( Лк. 13:24 ). По сказанию Евангелиста Луки, некто из слышавших учение Господа и Спасителя нашего, о Небесном царствии, вопросил Его: Господи, аще мало есть спасающихся? Презирая в душе вопрошавшего не одно любопытство, но и сердечное сочувствие к небесному учению, Господь не оставил его без ответа. Он ответствовал так, что не только удовлетворил несуетному любопытству вопрошавшего, но и преподал необходимое для всего собрания слушателей, напоминание о неотложном, деятельном, усильном и неослабном стремлении к небесному царствию, о неукоснительном подвижничестве ради спасения. Подвизайтеся, – сказал Господь в ответ, – внити сквозь, тесная врата; бойтесь своей беспечности и бесплодной, для единого на потребу, траты дней своих, дабы не стало, наконец, поздно – вступать вам в подвиги, и тщетно – искать входа в царствие: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут. Таким вразумительным ответом возвестил Господь и всем последующим родам, следственно, и всем нам, ту, горькую для плотского человека, истину, что без борьбы, без самоумерщвления, без терпения и постоянства в подвижничестве, невозможно никому достигнуть царствия небесного. Подвизайтеся внити сквозь тесная врата: яко мнози, глаголю вам, взыщут внити, и не возмогут. А потому, всем нам необходимо – воспоминать часто, и воспоминая поучаться, что вся жизнь наша должна быть непрерывным подвигом, ради царствия небесного, – что непрестанно нам должно бодрствовать и трудиться для спасения души своей, Подвизайтеся, – вот непреложное правило христианства, и призвание каждого христианина! Не будет несправедливо сказать, что и для всякого человека неизбежно на земле – трудиться, терпеть и бороться с многоразличными обстоятельствами жизни; а потому, и сама по себе жизнь наша есть непрестанный подвиг и труд. Непраздество велие создано бысть всякому человеку, – говорит премудрый сын Сирахов, – и иго тяжко на сынех Адамлих, от дне исхода из чрева матере их до дне погребения в матерь всех, От седящаго на престоле славы, и даже до смиреннаго на земли и пепеле: от носящаго багряницу и венец, и даже до одевающагося льняною ( Сир. 40:1, 3 ), то есть, непрестанный труд и тяжкие подвиги предлежат всем сынам Адамовым во всех званиях и состояниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Алексий, архиепископ Тверской и Кашинский (Ржаницын Руфин Иванович) (в каталоге митрополита Мануила отсутствует) Родился в семье протоиерея в 1812 году в селе Архангельское Кадниковского уезда Вологодской губернии. Окончил Кадниковское духовное училище, Вологодскую духовную семинарию и в 1834 году поступил в Московскую духовную академию. 12 ноября 1837 года в Московском Чудовом монастыре пострижен в монашество святителем Филаретом (Дроздовым) , который стал восприемником Алексия и оказывал впоследствии особое покровительство своему постриженику. 13 ноября 1837 года рукоположен во иеродиакона, 29 июня 1838 года во иеромонаха. По окончании Московской духовной академии со степенью кандидата богословия 22 августа 1838 года определен инспектором Московской духовной семинарии и преподавателем философии. С 8 февраля 1843 года – ректор Московской духовной семинарии. 14 февраля 1843 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Заиконоспасского монастыря, в котором находилась в те годы семинария. 14 марта 1847 года – ректор Московской духовной академии и профессор богословских наук. 25 августа 1853 года наречен и 20 сентября 1853 года хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с управлением Саввино-Сторожевским монастырем. 20 июля 1857 года переведен на Тульскую и Белевскую кафедру. 28 августа 1860 года переведен в учрежденную 1859 году в Симферополе Таврическую епархию. 28 ноября 1867 года перемещен на Рязанскую кафедру с возведением в сан архиепископа. С 9 сентября 1876 года архиепископ Тверской и Кашинский. Скончался от паралича в своем рабочем кабинете. Погребен 13 июня в склепе под соборным храмом в тверском Загородном Трехсвятском монастыре, усыпальнице многих тверских архиереев. Отпевание совершил епископ Ладожский Ермоген (Добронравии). Труды: О лице Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. – М., 1847. Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1848, ч. 8. – С. 192–251.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Ржаницын Руфин Иванович; 1812, с. Архангельское Кадниковского у. Вологодской губ.- 9.06.1877, Тверь), архиеп. Тверской и Кашинский. Род. в семье протоиерея, окончил Кадниковское ДУ, Вологодскую ДС, в 1834 г. поступил в МДА. 12 нояб. 1837 г. в Чудовом московском мон-ре пострижен в монашество свт. Филаретом (Дроздовым), к-рый стал восприемником А. и оказывал впосл. особое покровительство своему постриженику. 13 нояб. 1837 г. А. был рукоположен во иеродиакона, 29 июня 1838 г.- во иеромонаха. По окончании МДА со степенью канд. богословия 22 авг. 1838 г. определен инспектором Московской ДС и преподавателем философии. С 8 февр. 1843 г. ректор той же ДС с возведением 14 февр. 1843 г. в сан архимандрита, настоятеля Заиконоспасского московского мон-ря , в к-ром находилась в те годы семинария. При А. ДС переехала из тесных помещений мон-ря в новое здание, бывш. дворец гр. И. А. Остермана, и основной заботой ректора стало устройство удобных помещений для преподавателей и учеников. В письме обер-прокурору Н. А. Протасову от 30 янв. 1843 г. свт. Филарет (Дроздов) так отзывался об А.: «Он постоянно себя показывает в преподавании учения основательным, в надзоре бдительным, в суждении по делам разборчивым, в поведении твердо управляемым правилами благочестия». В результате рекомендации свт. Филарета 14 марта 1847 г. А. был назначен ректором МДА и профессором богословских наук. Заботился об улучшении быта студентов, пользовался популярностью среди москвичей, особенно в аристократических кругах. 25 авг. 1853 г. А. был наречен и 20 сент. 1853 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии, с управлением Саввиным Сторожевским мон-рем . 20 июля 1857 г. переведен на Тульскую и Белевскую кафедру, где, желая устроить многочисленных выпускников семинарии, стал инициатором введения нового расписания служения причта по Тульской епархии, к-рое предусматривало увеличение членов причта в приходах т.

http://pravenc.ru/text/64682.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Михаил Виноградов. Фотография. 80-е гг. XX в. Михаил Александрович, прот. (1809, с. Заборовские Гаи Ряжского у. Рязанской губ.- 30.01.1888, Рязань), регент, духовный композитор. Сын свящ. Александра Виноградова, к-рый служил в церкви с. Заборовские Гаи, родового имения Скобелевых. С 1819 по 1827 г. В. был певчим архиерейского хора. Обучался в Рязанской, а затем в Тверской ДС. Развитию музыкальных талантов В. способствовал архиеп. Сергий (Крылов-Платонов), известный особой любовью к пению. Вскоре В. стал помощником регента. С 1827 по 1870 г. служил регентом архиерейского хора; до 1834 г. находился постоянно в С.-Петербурге. Ранее сопровождал еп. Евгения (Казанцева) в С.-Петербург с отд-нием хора. 8 нояб. 1834 г. архиеп. Рязанским Евгением (Казанцевым) В. был рукоположен во диакона кафедрального собора; 31 мая 1843 г. свт. Гавриилом (Городковым) хиротонисан во иерея рязанской Благовещенской ц.; 16 янв. 1845 г. переведен в Борисоглебский храм г. Рязани. В течение 12 лет безвозмездно служил в церкви рязанского тюремного замка. В 1869 г. В. переведен ключарем кафедрального собора, с 1870 г. служил в Екатерининской ц. Рязани. В том же году В. архиеп. Алексием (Ржаницыным) был утвержден духовником по благочинию прот. Харалампия Романского. С 1876 по 1879 г. состоял членом попечительства о бедных духовного звания. 23 апр. 1879 г. возведен в сан протоиерея. В это время В. получил ряд церковных наград. В 1887 г. был вызван в Москву, где хор московских синодальных певчих чествовал В. исполнением его сочинений. В последние годы жизни по причине расстроенного здоровья В. вынужден был оставить архиерейский хор и все свободное от пастырских трудов время посвятил переложению обиходных напевов догматиков , причастнов , стихир и изданию их. Похоронен на Лазаревском кладбище г. Рязани, рядом с супругой. В. известен как композитор, продолживший направление в духовно-музыкальном творчестве, заложенное директором Придворной капеллы А. Ф. Львовым , к-рого считал своим наставником, В. был близко знаком с прот. П. И. Турчаниновым , духовным композитором А. П. Есауловым , регентом Чудовского хора Ф. А. Багрецовым . В. принадлежит множество духовно-муз. произведений. Они отличаются простотой, отсутствием внешних эффектов.

http://pravenc.ru/text/158704.html

Дивеевская инокиня Евдокия девочкой участвовала в Саровских торжествах 1903 года. После октябрьского переворота 45 лет прожила в московской семье Мартыновских-Золотовых и фактически спасла ее от голода в военные и послевоенные годы. Она молилась о своих тогда еще совершенно не церковных благодетелях. Сегодня о ней вспоминают с благодарностью и любовью Андрей Золотов-Светозаров 10 июля 2003 г. В рассветный час 14 октября 1947 года грузовая машина доставила к Елоховскому собору продолговатый деревянный ящик темно-вишневого цвета. В нем находились святые мощи святителя Алексия, переданные верующим той же ночью по распоряжению Правительства СССР. Святые реликвии были встречены в столь раннее время Святейшим Патриархом Алексием I с немногочисленными священнослужителями, которые перенесли ящик — временную раку — в Никольский придел собора. 15 мая 2003 г. Размышления по итогам конференции “Преподобный Серафим Саровский в современном мире”. Дмитрий Сладков 20 апреля 2003 г. В период деятельного подвижничества исихаст, как говорит одна греческая рукопись XIV века, хранящаяся на Афоне в Иверском монастыре, имеет три главных дела: первое дело (для начинающих) — ослаблять страсти; второе (для преуспевающих) — заниматься псалмопением; третье (для преуспевших) — терпеть в молитве. игумен Петр (Пиголь) 10 апреля 2003 г. Руф Ржаницын блестяще окончил Вологодскую духовную семинарию и как лучший выпускник был направлен в Московскую духовную академию, где затем остался преподавать латынь, логику, философию и психологию. В 1848 году, будучи профессором МДА, рукоположен и определен в один из первых в Москве больничных храмов — храм Марии Магдалины при Градской больнице. Возможно, это и повлияло на его дальнейшие труды: отец Руф Ржаницын стал одним из главных организаторов церковной социальной работы в Москве во второй половине XIX века. Ольга Чапнина 10 марта 2003 г. Церковные СМИ призваны нести Благую весть о Воскресшем Господе, о божественном призвании человека, о евангельском идеале праведной жизни и его воплощении в наше время. Опыт работы многих православных периодических изданий показывает, что они становятся добрым помощником и советчиком как для тех, кто твердо стал на путь церковной жизни, так и для тех, кто ищет дорогу к храму.

http://e-vestnik.ru/church/page/119/

архиепископ Савва (Тихомиров) (27.03.1819–25.10.1896) Автобиографические труды Литургика Письма Слова и речи архиепископ Савва (Тихомиров) Архиепископ Тверской и Кашинский. Церковный археолог, доктор церковной истории, мемуарист. Биография Родился 15 (27) марта 1819 года в семье пономаря села Палех (Вязниковский уезд, Владимирская губерния) — спустя 1,5 месяца после смерти отца. Мать, Стефанида Ивановна с тремя дочерьми, переехала на свою родину — в село Горицы, Шуйского уезда, где у неё и родился сын. В 1827 году начал учиться в Шуйском приходском училище, где не имевший до этого фамилии, он получил фамилию своего двоюродного брата — Тихомиров. В одиннадцать лет он стал круглым сиротой, лишившись 14 марта 1830 года матери, умершей от простуды. Жил на назначенное за отличные успехи и поведение казённое содержание по 60 рублей в год. В 1834 году он начал учиться во Владимирской духовной семинарии. При окончании семинарского курса в 1840 году он опасно заболел и вместо него в Московскую духовную академию был отправлен другой выпускник. Священнических вакансий не было и ему удалось устроиться на должность смотрителя семинарской больницы за два рубля в месяц, с правом жить при больнице и пользоваться столом. В 1841 году он был определён учителем в Муромское приходское училище, 12 января 1842 года женился, 18 января был рукоположён во диаконы, а 25 января — во священника при Муромском Богородицком соборе (с оставлением при учительской должности). С марта 1843 года был учителем по классу греческого языка, катехизиса, арифметики и церковного устава Муромского духовного уездного училища. Овдовев в апреле 1845 года, он решил продолжить образование и в августе 1846 года поступил в Московскую духовную академию. Во время обучения, 1 октября 1848 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы (престольный праздник академического храма) и на память преподобного Саввы Вишерского, ректором Академии архимандритом Алексием (Ржаницыным) он был пострижен в монашество с именем Савва. Бывший в то время бакалавром академии Леонид (Краснопевков), отмечал: … приметен был один молодой священник с светлыми волосами, чрезвычайной худобы в теле, и с приятною смесью чего-то кроткого, серьёзного и добродушного в лице. Его, переходящего с книгами от шкафа к шкафу, и его короткую рясу я врезал в память навсегда… Лекции мои он посещал усердно и слушал внимательно.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Казанский женский монастырь (Рязань) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Казанский Явленский монастырь — женский монастырь Рязанской епархии Русской Православной Церкви в городе Рязани. Содержание История [ править править код ] Основан в XVI веке на холме у места слияния речек Лыбедь и Трубеж (территория Рязанского Кремля). Согласно местному преданию на этом месте была явлена чудотворная икона Божией Матери Казанской. В 1786 году был перенесён к Вознесенской церкви города Рязани на въезде в город с Владимирского гужевого тракта «в Новинках» (современная Затинная улица), где располагается до настоящего времени. В 1861 году при игуменье Екатерине с целью заботы о старых и немощных сёстрах, которые уже не могли трудиться и требовали призора, в монастыре учреждается община и больница. С 1863 года настоятельницей обители становится Евгения (вторая), усилиями и стараниями которой монастырь засиял заново. Так, на средства банкира и мецената Сергея Афанасьевича Живаго в 1868 году при монастыре было открыто четырехклассное училище для девочек. На месте обветшавшей Вознесенской церкви на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и других благотворителей построен новый соборный храм в честь иконы Казанской Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. 16 августа 1870 года архиепископом Алексием (Ржаницыным) проведено освящение собора. В том же году на территории монастыря была построена надвратная церковь в честь великомученицы Варвары, над церковью возвышалась колокольня. В 1872 году монастырь получает статус первоклассного. Помимо указанных храмов на территории располагалось ещё 40 отдельных зданий различного назначения, в том числе библиотека-читальня, пекарня, свечной завод. При монастыре было кладбище, где хоронили не только монахинь, но и известных своими заслугами горожан. Монастырь был обнесён каменной оградой с двумя воротами — восточными и западными. За пределами обители находилась монастырская гостиница и огород площадью 2,5 гектара. Численность насельниц к 1917 году составляло около 400.

http://azbyka.ru/palomnik/Казанский_женс...

Чувство локтя. Переписка свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского, и преп. Антония Радонежского, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 22 июля, 2008. Алексей Кнутов Чувство локтя. Переписка свт. Филарета, митр. Московского и Коломенского, и преп. Антония Радонежского, наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Источник: православный студенческий журнал « Встреча » Дошедшее до нас эпистолярное наследие святителя Филарета (Дроздова) чрезвычайно богато, и особое место в нем занимают письма владыки преподобному Антонию (Медведеву), наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры — их насчитывается более полутора тысяч. Эта переписка, пожалуй, как никакой иной письменный источник позволяет понять образ мыслей владыки, увидеть переживание и осмысление им каждого события. Письма становятся для читателя живым, практическим богословием, тесно связанным с жизнью. В них можно найти и обсуждение трудных вопросов духовной жизни, и толкование Священного Писания, и взаимные советы, и обмен впечатлениями о современной жизни, и размышления над важнейшими церковными событиями. Встречаются в переписке и разногласия, и непонимание, однако стоит поучиться тому, как разрешали Святитель и преподобный Антоний эти немирные ситуации — с открытым сердцем, с прощением и забвением обид. К сожалению, почти не сохранилось писем преподобного Антония. Святитель уничтожал частную переписку, дабы не подвергнуть какой-либо опасности собеседников: «Писем я обыкновенно не берегу, а предаю их огню, кроме тех, которые нужны по какому-нибудь продолжающемуся делу, или которые могут составить полезное воспоминание, никого не оскорбляющее». Смирение и послушание Большинство современников, оставивших нам воспоминания о святителе Филарете, в один голос указывают на его особенное смирение, которым он обладал, несмотря на высокое положение в обществе. Святитель Филарет, имея прекрасные природные способности, глубокие познания во многих богословских и светских науках, начитанный в творениях святых Отцов, придавал своим знаниям и своему положению второстепенное значение. На первое место и словом, и делом, и всей своей жизнью он ставил послушание и ненадеяние на самого себя. «Можно подивиться премудрости нынешних людей, — писал он ректору Московской духовной академии архимандриту Алексию (Ржаницыну). — Прослужив тридцать лет в архиерейском звании, я чувствую в некоторых случаях нужду советоваться с протоиереями, учениками моих учеников, а они не находят подобного нужным. Я только желаю, чтобы смиренная мысль помогала нам быть осторожными». Богопросвещенный Святитель в течение всей своей жизни считал себя обязанным советоваться с окружающими, в первую очередь — со своим духовником, преподобным Антонием, хотя тот не получил систематического образования и даже писал с грамматическими ошибками.

http://pravmir.ru/chuvstvo-loktya-perepi...

Письма к архиепископу Алексию Призовите Бога в помощь: Сб. писем/Сост. иерод. Никон (Париманчук). М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. — 800 с.: ил. — (Письма о духовной жизни) Алексий (Р. И. Ржаницын, 1812–1877), архиепископ Тверской и Кашинский (1876–1877). С 1838 г. инспектор, а с 1843 г. ректор Московской духовной семинарии. С 1847 г. ректор Московской духовной академии. В 1853 г. епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, в 1857 г. епископ Тульский и Белевский, в 1860 г. переведен в Таврическую епархию. С 1867 г. архиепископ Рязанский и Зарайский. Пострижен в монашество митрополитом Филаретом. Из книги Святитель Филарет Московский. " Призовите Бога в помощь " , изданной в серии «Письма о духовной жизни» , выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г. Алексий (Р. И. Ржаницын, 1812–1877), архиепископ Тверской и Кашинский Будьте великодушны. В искушениях надобно не скорбеть бесполезно, а просить Бога об облегчении искушения и о милосердном охранении в грядущее время, о чем и молюсь с Вами. […] 20 августа 1847 года Провидение Божие не случайно попускает поражающие события, но или в наказание, или в наставление. Какое наставление можем мы заимствовать из случившегося? Мало ли в свете ипохондриков и умоповрежденных, которые переносят неприятности своей жизни, и если не хранят сами себя, бывают хранимы Провидением? Почему это? Не потому ли, что в них прежде вкоренены были некоторые благие мысли и чувствования и были в их прежней жизни некоторые благие дела, вследствие чего не оставляет их совсем благодать охраняющая? Если же попускает враг душ играть жизнью человека, то не потому ли, что не довольно были в нем утверждены прежде начала добра, с которыми соединено бывает благодатное охранение? И так от случая сего рода служителям духовного просвещения надлежит обратиться к заботливому помышлению о том, довольно ли стараются они приобретать учению своему вышнюю силу против силы преисподней? Довольно ли оно глубоко проникает в души наставляемых? Довольно ли переходит в жизнь? С сими помышлениями прибегнуть к Богу и стараясь усилить в себе благую ревность было бы, конечно, справедливее, полезнее и угоднее Богу, нежели стараться несчастную смерть закрыть блистательным погребением.

http://pravoslavie.ru/2412.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010