В 1989 году Трехсвятительская церковь передаётся Симферопольской и Крымской епархии и снова возвращается к своему духовному призванию. Здесь возобновляются богослужения. 2 апреля 1989 года владыка Варлаам, архиепископ Симферопольский и Крымский, совершил чин освящения храма, и храм начал жить полнокровной молитвенной жизнью. В 1990 году настоятелем храма был поставлен протоиерей Георгий Северин. В связи с возвращением Таврической семинарии в 1997 году и созданием на её базе по благословению правящего архиерея пастырского духовного училища Симферопольской и Крымской епархии, Трехсвятительская церковь снова обретает свое изначальное предназначение — быть домом молитвы для учащих и учащихся, быть образцом священнического служения для будущих пастырей. С 2007 года храму вернули статус семинарского. С 2008 года храм начинают активно реставрировать. По материалам официального сайта Симферопольской и Крымской епархии На улице Гоголя находится красивая церковь — это храм Трех Святителей. Его история неразрывно связана с историей Духовной семинарии. В 1859 году Таврическая епархия стала самостоятельной. Для подготовки своих священнослужителей в Симферополе открыли сначала Духовное мужское епархиальное училище. Затем епископ Алексий (Ржаницын) предложил открыть семинарию, но у Святейшего Синода не нашлось денег на строительство. Сменивший епископа Алексия епископ Гурий (Карпов) решил найти средства на месте, и это ему удалось. 30 мая 1869 года император Александр II дал разрешение на открытие в Симферополе Духовной семинарии. Несколько лет длилось строительство, и вот 19 августа 1873 года состоялось торжественное открытие. Это было важное событие. 150 семинаристов начали свое обучение, не все выпускники стали священниками, но все смогли получить здесь прекрасное образование, ведь в Духовной семинарии, кроме богословия, преподавали математику, историю, философию, родную и классическую литературу и естествознание. Здесь преподавал известный русский философ, профессор богословия и политэкономии Таврического университета священник Сергей Николаевич Булгаков (1871—1944), он совершал службы в семинарской церкви Трех Святителей.

http://sobory.ru/article/?object=08804

В. Горский, П. С. Казанский и другие. „Между студентами, особенно часто посещавшими библиотеку, – писал бывший в то время также в числе наставников академии и состоявший помощником библиотекаря в ней бакалавр иеромонах Леонид (Краснопевков) , скончавшийся в 1876 году в сане архиепископа Ярославского, – приметен был молодой священник с светлыми волосами, чрезвычайной худобы в теле и с приятною смесью чего-то кроткого, серьезного и добродушного в лице. Его, переходящего с книгами от шкафа к шкафу, и его короткую рясу я врезал в память навсегда. Этот священник поступил из Владимирской епархии, где был иереем Муромского собора» 5 . В то же время этот иерей Иоанн, ближе всего опять в видах наиболее удобного занятия книжною премудростью, столь возлюбленною ему, стал все более и более приходить к мысли о приняты монашества. «О монашестве у меня никогда прежде не было и помысла, – писал он сам к одному из друзей своих, – а теперь этот путь для меня сделался совершенно неизбежным, если бы я даже не был в академии 6 . Но да будет надо мною воля Божия. Особенная выгода монашествующего в академии та, что можно беспрепятственно, чем светским студентами, заниматься науками» 7 . Так, в 1848 году, по переходу на старший курс, отец Иоанн подал прошение о пострижении в монашество, а 1 октября того же года было совершено самое пострижение в трапезной церкви Сергиевой лавры, при чем ново постриженному дано было имя Саввы в честь преподобного Саввы Вишерского, в тот день празднуемого. Пострижение совершал ректор академии архимандрит Алексий (Ржаницын) , впоследствии архиепископ Тверской († 1877), произнесший при этом приличествующую речь к новопостриженному 8 , а восприемником при пострижены был инспектор академии Иеромонах Сергий, ныне высокопреосвященнейший митрополит Московский и Коломенский. Митрополит Филарет прислал новопостриженному от себя в дар параманд и рясу. Новому иеромонаху Савве, как уже опытному в священнослужении и человеку аккуратному, поручено было заведовать церковными службами по академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Всё, что входит в состав вероучения об Ангелах Хранителях человеческого рода, может быть представлено, для удобнейшего обозрения, в двух частных исследованиях. Основание разделения заключается в самом предмете. Как в изречениях Св. Писания, так и в писаниях богопросвещенных истолкователей догматов христианских, встречаются два различительных понятия о том хранении, какое поручат тем или другим Ангелам единый Отец и ангельского мира и человеческого рода. По первому понятию различаются между Ангелами Хранителями такие из чина ангельского, которым вверяются целые общества человеческие, большие или меньшие, для хранения и благоуправления. По второму понятию различаются между Ангелами такие хранители, которым поручается попечение в особенности о частных лицах, то есть хранение и руководство, в жизни, того или другого из нас. Не умалчиваем и о том, что есть, как в Св. Писании, так и в писаниях Отцев и учителей Церкви, указания на третий род служения Ангелов, когда упоминается об Ангелах, имеющих область на огни ( Апок. 14:18 ), держащих четыре ветры земские ( Апок. 7:1 ), или о Ангеле водном (16:5) 11 ; но исследования о сих Ангелах и слугах Божиих, как имеющих предметом своего служения части и силы стихийного мира, не входят в состав вероучения об Ангелах Хранителях нравственного мира, или, что тоже, человеческого рода. Потому, ограничиваясь двумя только исследованиями, относящимися к нашему предмету, раскроем для себя, прежде и с большею подробностью, внушения веры об Ангелах Хранителях частных лиц, как учение ближайшее к нам и особенно благотворное для каждого из нас; потом коснёмся и учения об Ангелах Хранителях целых обществ человеческих. Об Ангелах Хранителях частных лиц. Сущность и главные черты учения Выражение сущности сего учения находим в немногих, но многознаменательных словах того возглашения, которым Православная Церковь часто оглашает наш слух, чрез своих священнослужителей, испрашивая от Бога, для каждого из чад своих, и научая каждого из нас испрашивать себе Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Второй священник Леонид Михайлов Знаменский, 34 года. 11 января 1911 года по прошению определен на штатную вакансию второго священника. […] Диакон Аполлон Иванов Летунов, 44 года. 9 апреля 1896 года посвящен в сан диакона к Воскресенской Великорецкой церкви Грязовецкого уезда. В 1900 году 29 июня перемещен на такову же должность к Вознесенской Коктошской церкви Грязовецкого уезда. В 1908 году 24 февраля перемещен на штатную должность диакона к сей Сидоровской церкви. […] И. д. псаломщика Евгений Александров Ельцов, 25 лет. Выбыл из 6 класса Вологодской духовной семинарии в январе 1911 года. К сей Сидоровской церкви назначен 5 мая 1912 года и.д. псаломщика. 1913 года 7 сентября назначен законоучителем в Ивонинском земском училище. Имеет светло-бронзовую медаль в память 300-летия царствования Дома Романовых. […] Второй диакон-псаломщик Владимир Валентинов Ржаницын, 28лет. 1906 года 24 июня определен на псаломщическое место к сей Сидоровской церкви. […] О прихожанах означенной церкви: В с. Сидорово, с-це Черниево, с-це Тужилово, дер. Анисимово (Онисимово), Горицы, Цепелка, Ивонино, Полухино, Степаново, Илюшкино, Гридино, Рындино, Большой Дор, Бекренево, Елховка, Антипино, Черновка, Бакшино, Клеопино, Юркино, Ванчино, Тимошкино, Шилово, Ильинское, Дор Головков, Комарово, Алексино, Панкратово, Тарасово, Дресвище, Вохтога, Ваганово. Всего по части старшего священника 634 двора, 1614 муж., 1840 жен., по части второго священника 706 дворов, 1741 муж., 1936 жен. Источник: ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 444. Л. л. 190-211. Выписки предоставлены Д.А. Пшеницыным. Современное местоположение: с. Сидорово, Сидоровское с/п, Грязовецкий р., Вологодская обл. Историческое местоположение: Грязовецкий уезд, Вологодская губерния Церковь Рождества Богородицы в Сидорове, в Лежском Волоке Вологодского уезда, упоминалась в окладной книге 1668 года. Каменная, двухэтажная, пятиглавая церковь, 1820 г. Престолы в честь: Рождества Пресвятой Богородицы - главный, мчч. Флора и Лавра, свт. Николая Мирликийского.

http://sobory.ru/article/?object=43667

Дети, последняя година есть, писал св. Иоанн: и якоже слышасте, яко антихрист грядет, и ныне антихристи мнози быша: от сего разумеваем, яко последней час есть… Кто есть лживый, точию отметаяйся, яко Иисус несть Христос? Сей есть антихрист, отметаяйся Отца и Сына.... Сия писах вам о льстящих вас ( 1Ин. 2:18, 22, 26 ). И опять тот же св. Апостол писал: о сем познавайте Духа Божия, и духа лестча: всяк дух, иже исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша (т е. истинным Богом и истинным человеком), от Бога есть. И всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть: и сей есть антихристов (гл. 4. ст. 2 и 3. Подобн. 2Пет.2:1 ). Если присмотримся к течению дел человеческих и во времена последующие, мы не можем не заметить, что опасности, угрожавшие спасительной вере при Апостолах, угрожали ей и во все последующие времена, и не престают угрожать ей и ныне. В сих-то опасностях открывается не маловажное побуждение каждому верующему с особенною заботливостью уяснять для себя то, что предлагает Св. Писание и Св. Церковь вере нашей о лице единого Ходатая и Спасителя человеков, Иисуса Христа. Сущность и части учения о Лице Иисуса Христа Воплощение, по употреблению сего слова в Св. Писании и в писаниях св. Отцев и Учителей Церкви, означает воспринятое Сыном Божьим естества человеческого в единство Своей ипостаси, для совершения спасения всего рода человеческого. Посему сущность учения собственно о лице Иисуса Христа заключается в определении того, что единый Господь Иисус Христос есть истинный Бог и истинный человек. Подробнейшее изображение сущности сего учения находим в догмате шести сот тридесяти святых Отец четвертого Вселенского Собора, Халкидонского. Они все единогласно поучают исповедати единого и тогожде Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенна в Божестве и совершенна в человечестве; истинно Бога и истинно человека, тогожде из души и тела: единосущна Отцу по Божеству, и единосущна тогожде нам по человечеству; по всему нам подобна, кроме греха: рожденна прежде век от Отца по Божеству, в последние же дни тогожде, ради нас, и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы, по человечеству: единого и тогожде Христа, Сына, Господа, Единородного, во двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого (никакоже различию двух естеств потребляему соединением, паче же сохраняему свойству коегожде естества, во едино лице и во едину ипостась совокупляемого): не на два лица рассекаемого или разделяемого, но единого и тогожде Сына, и Единородного Бога Слова, Господа Иисуса Христа, якоже древле Пророцы о Нем, и якоже сам Господь Иисус Христос научи нас, и якоже предаде нам Символ Отец наших 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Если развращение и ослепление людей бывают иногда столь велики, что изрыгают хульные мысли и нечестивые слова против самого Господа благодеющего, против Бога Спасителя человеков, то удивительно ли, что являются в недрах самого христианства уничижители и той пречистой Девы, Которая ближе всех ко всеблагому Богу, – Которая, по Боге, более всех благодетельствует миру, – Которая с матерним дерзновением к Спасителю нашему, и с матернею любовью к нам, владычественно спасает мир от бед. Чтобы не смущаться нам представлением того нечестия, какое, по времени, ближе к нам, взойдем к древним противникам Веры, у которых, как у родоначальников лжеучителей, лежит в основании все, чем хвалятся младшие их чада лжи и суемудрия. Первым открытым и сильным противником исповедания пресвятой Матери Господа нашего Иисуса Христа Богородицею явился, в первой половине 5 века, Несторий, которого мы уже именовали распространителем лжеучения о Лице самого Спасителя 3 . Несторий, а за ним и многие другие, погрешительно изъясняя таинство воплощения Сына Божия, с ожесточением вооружаются против исповедания и самого наименования Св. Девы Богородицею. Они не хотят понять и принять той несомненной и очевидной истины Откровения, что вечный Сын Божий, ради нашего спасения сшедший с небес, в самом зачатии по плоти воспринял в единство Своей Божеской Ипостаси человеческое естество. Напротив мудрствуют, будто во чреве Девы Марии зачат и родился от Нее простой человек, а Бог Слово не раждался по плоти от Девы, но только прошел Деву Господь всяческих и Солнце правды, и уже после соединился с рожденным от Девы человеком, – не ипостасно соединился, а только нравственно сблизился с Иисусом Бог Слово, сущее от Отца 4 . На этом ложном основании составилось у них нечестивое заключение, будто Св. Деву не должно называть Богородицею, но, как родившую богоносного человека – Христа, должно называть только Христородицею 5 . Против приснодевства Матери Божией еще ранее стали быть возбуждаемы сомнения, по свидетельству Феодорита, Керинфом 6 , которого нечестие наследовал Гелвидий, ученик Авксентия, по словам Иеронима, подражатель Симмаха 7 , также аравийские Антидикомариане 8 , равно как, Димериты, Евномиане 9 и т. дал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Иудеи, по замечанию блаж. Феодорита, в продолжение столь долгого пребывания в Египте, привыкли к многобожию языческой религии и имели привязанность к образу жизни Египтян; посему премудрый Бог и не благоволил вдруг и в полной мере раскрыть для них тайну Троицы, чтобы те, кои наклонны были к нечестию Египетскому, не взяли отсюда повода к многобожию 1 . Такие отзывы с большей подробностью раскрываемы были св. Златоустом 2 , Евсевием 3 , Исидором Пелусиотом и др. 4 . Итак, при изложении ветхозаветного учения о догмате Пресвятой Троицы, нам должно довольствоваться такими изречениями, который хотя не дают сами по себе полных изображений нашего догмата, впрочем заключают в себе намеки на него, краткие свидетельства о нем и предварительные, так сказать, очертания того, что вполне явил нам снисшедший к нам Единородный Сын, сый в лоне Отчи ( Ин. 1:18 ). Берем во внимание те изречения, в которых, при особенной знаменательности слововыражения, можно усматривать Неопределенные указания на некую множественность Лиц в Божестве Первое из таких указаний представляется в начале Моисеева повествования о сотворении мира ( Быт. 1:1 ). Второе – в начале повествования о сотворении человека ( Быт. 1:26 ). Третье – в изображении приговора Божия об изгнании человека из рая ( Быт. 3:23 ). Четвертое – в изображении определения Божия о смешении языков и о разделении народов ( Быт. 11:7 ). Пятое – в призвании Пророка, которому суждено быть провозвестником воли Божией о падении избранного народа и Евангелистом между Пророками о грядущем Спасителе ( Ис. 6:8 ). Сама важность случаев, при описании которых встречаются такие выражения, отличающиеся особенно знаменательным составом речи, может предрасполагать каждого к тому, чтобы доискиваться в сих изречениях указания на сокровенное и возвышенное. 1. В начале повествования о сотворении мира Первые слова книги Бытия: в начале сотвори Бог (Elohim) небо и землю – по тексту Еврейскому представляют ту особенность в составе слов, что здесь Творец, о Котором сказано, как о едином: сотворил (bara), наименован словом, выражающим множественность: элогим, собственно Боги.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Краткие указания на те же мысли встречаются и в Творениях других Отцев древней Церкви. После Григория Нисского 8 , Иоанн Дамаскин , указав на некоторые действия Ангелов в отношении к роду человеческому, утверждает, что Ангелы на то поставлены самим Творцом 9 . Подобная мысль выражается в словах св. Димитрия «Ангелы суть созданы, яко да поют Богу и Тому служат, потом же да служат в мире сем человеком " 10 . Если же таков закон Мироздателя, чтобы ближайшие к Нему и высшие по духовных совершенствам существа служили менее близким к Нему и менее совершенным содейственниками в духовном преспеянии: то не очевидною ли становится сообразность с отеческим промышлением Божиим деятельного участия благих Ангелов Божиих в нашей судьбе и благодетельного служения их земным братьям своим, стенающим под бременем бедствий и с верою взыскующим свыше благодатного утешения, подкрепления и спасения? По прозрению небошественника Павла, тернистое поприще нашей жизни на земле есть поприще благодетельного для нас служения небесных братий наших, что Апостол не усумнился наименовать их такими служебными духами, которых посылает Бог на служение для земнородных, долженствующих наследовать спасение. Не вси ли суть служебнии дуси, в служение посылаемы за хотящих наследовати спасение ( Евр. 1:14 )? Внимательное соображение сих мыслей может быть полезно, с одной стороны, для нашего утверждения в правильном воззрении на те указания в Св. Писании Ангельских явлений и действий, которые служат основанием, или подкреплением вероучения об Ангелах Хранителях, с другой, для обличения лживых вымыслов человеческого воображения, по которым некоторые из протестантских писателей, чтобы избежать истинных понятий о служебном участии Ангелов Божиих в деле Мироправления и Промышления о человеческом роде, хотят уверить себя и других, будто те места Св. Писания, на которых основано вероучение об Ангелах Хранителях, не иначе должны быть принимаемы, как только за иносказательные изображения промыслительных действий Божеских, или за олицетворения силы Божеской. Состав вероучения об Ангелах Хранителях

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Макарий (Пруцкий; 1822-1876) и мон. Игнатий для возведения на источнике церкви по проекту архиеп. Иннокентия. 5 сент. 1857 г. по благословению еп. Херсонского и Таврического Димитрия (Муретова) бахчисарайский архим. Николай освятил небольшой деревянный храм-часовню во имя святых Космы и Дамиана. 10 сент. 1857 г. иером. Макарий был возведен в сан игумена и назначен 1-м настоятелем строящейся обители. Его стараниями вместо храма-часовни была построена более вместительная холодная деревянная ц. святых Космы и Дамиана с колокольней и ризницей (1869-1870). В храме был установлен 2-ярусный иконостас. На месте старой церкви близ источника была сооружена деревянная часовня. Активное участие в обустройстве К. и Д. м. принимал благочинный монастырей Таврической епархии архим. Евгений, по ходатайству которого 1 июля 1862 г. еп. Таврический и Симферопольский Алексий (Ржаницын) перенес в храм К. и Д. м. частицы мощей святых Космы и Дамиана. Их вложили в храмовую икону обители. Киновия находилась в труднодоступном ущелье, окруженном горами и лесом. Повседневная жизнь первых насельников была многотрудной. Все необходимые продукты и строительные материалы иноки закупали в Симферополе (за 45 верст) и доставляли по горным тропам в обитель на плечах. 19 марта 1851 г. Высочайшим повелением по ходатайству свт. Иннокентия для монастыря было отмежевано 4 дес. земли из лесной казенной дачи рядом с источником, в 1872 г. царским указом - еще 19 дес. земли. Но «шиферная» почва вокруг киновии была непригодна для земледелия, огородничества, горные склоны покрыты густым лесом, поэтому невозможно было устроить пастбища. Братия ежегодно арендовала у правления гос. имуществом Таврической губ. сенокосные поляны, располагавшиеся в горах среди леса. Монахи на руках переносили сено с этих полян в долины, а затем на повозках доставляли в монастырь. Краевед-путешественник Е. Л. Марков, посетивший мон-рь в кон. 60-х гг. XIX в., писал, что при обители было «невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами». Настоятель иером. Макарий помимо ежедневного служения литургии трудился при строительстве новых келий, рубил лес, пешком ходил за покупками в Симферополь и отдаленные селения, радушно общался с местным населением, с татарами, греками ( Киреев. 1913. С. 20-21). Иером. Макарий был похоронен в притворе монастырской Преображенской ц. В 1880 г. на его могилу была положена мраморная плита. 30 нояб. 1876 г. указом еп. Таврического Гурия (Карпова) К. и Д. м. возглавил игум. Парфений (Калинин; † 19 февр. 1882), при к-ром в обители были построены деревянная зимняя ц. в честь Преображения Господня (освящена 14 сент. 1878), 2 братских корпуса (1876), дом для мастерской (1877). В мае 1879 г. по прошению вслед. болезни игум. Парфений был освобожден от занимаемой должности и перемещен в число братии Балаклавского во имя вмч. Георгия Победоносца монастыря .

http://pravenc.ru/text/2458853.html

На месте обветшавшей Вознесенской церкви в 1870 году был построен новый соборный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами священномученика Харалампия и преподобного Сергия Радонежского. Собор был возведен на средства московского купца Никанора Петровича Суворова и освящен архиепископом Алексием (Ржаницыным). Чудотворная Казанская икона в серебряной ризе и бронзовом позолоченном киоте была помещена в иконостасе нового собора. Вторая церковь монастыря, надвратная (над святыми западными вратами), в честь великомученицы Варвары, была построена в том же в 1870 году. В 1872 году над ней была возведена одноярусная колокольня. В храме великомученицы Варвары службы проводились лишь в летнее время. На звоннице было установлено десять колоколов, специально изготовленных для Казанской обители в Москве. Кроме описанных храмов, в монастыре находилось 40 отдельных зданий: деревянное здание дома настоятельницы; шесть каменных келейных зданий для сестер; здание общины с больницей и аптекой; здание четырехклассного училища для девочек; библиотека–читальня; свечное производство; пекарня; хозяйственные постройки. Обитель была обнесена каменной оградой с двумя воротами – восточными и западными. Монастырская гостиница находилась вне ограды, с южной стороны. При обители находилось кладбище (знаменитый некрополь Казанского монастыря), где хоронили не только насельниц  и благотворителей, но и заслуженных, именитых горожан. К началу XX  столетия Рязанский Казанско-Явленский первоклассный девичий монастырь достиг своего расцвета. После революционных событий 1917 года Казанская обитель пострадала одна из первых. В этом же году монастырь был закрыт, все имущество реквизировано, насельницы изгнаны. В стенах обители был открыт один из первых в стране концентрационных лагерей принудительных работ для «нетрудового элемента» - дворян, духовенства, офицеров. Стены и башни монастыря были разобраны на строительство горсовхоза, многие здания разрушены или полностью уничтожены. Казанский собор был спасен благодаря тому, что в 1924 году в нем разместили губернский архив.

http://sobory.ru/article/?object=11703

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010