— Да, и по посещаемости этот храм до моего перехода в храм на Три Горы был одним из самых посещаемых храмов в Москве. То есть у нас было до 250-300 причастников в воскресный день, ну, а, соответственно, большие праздники собирали еще больше. В этом году, когда я уже переходил из храма в храм, удивительно, что 11 лет назад — такое маленькое чудо — в 2005 году Вербное воскресенье 24 апреля совпало с памятью священномученика Антипы. И тогда мы служили первую литургию, потому что храм забрали в феврале на Святителя Алексия Московского, на Иверскую 25 февраля. Святейший Патриарх Алексий был очень рад, потому что он принимал живое участие в этом храме, и это был такой для него подарок на именины. Да, а в этом году прошло 11 лет и тоже за 11 лет второй раз совпало Вербное воскресенье с памятью священномученика Антипы. И мы служили. Не было архиерейской службы, я служил сам. И я в первый раз понял, уже к этом времени де-факто, де-юре являясь настоятелем храма на Трех Горах, что храм Антипы уже стал маловат для нашего прихода, потому что это было настоящее столпотворение. Мы разделились на две части. В Антипе остался замечательный священник, мой — громко скажу — ученик, отец Андрей Щенников со своей частью паствы. И, слава Богу, там остались люди, а все мои прихожане вместе со мной перешли в храм на Трех Горах, так что теперь там. Но там не столпотворение, потому что храм на Трех Горах огромный. Если я не ошибаюсь, он пятый храм в Москве по размеру. Но во всяком случае там началась совсем другая жизнь, потому что у них причащалось там в воскресенье, ну, 130 человек, по словам священства, которое там служит. Ну, и на Пасху, может быть, 400. А теперь у нас на Пасху даже не помню, сколько было… порядка 800-850 человек. А в воскресный день около 350 причастников. То есть это такие послепасхальные летние воскресенья. Конечно, Великим постом было все гораздо плотнее. Так что в истории храма на Трех Горах есть одна страница, которая меня радует. Это уже были предреволюционны е годы. И был такой протоиерей Руф Ржаницын, известный священник московский, как я понимаю, хотя, я не успел, честно говоря, изучить его историю в связи с большой занятостью в отделе. И храм на Трех Горах был самым посещаемым храмом Москвы.

http://sinfo-mp.ru/cerkov-i-ekologiya-sv...

— Нет, конечно! Они что же, каноны и устав не знают?.. Дай-ка мне бумаги! Алексий и сам знал о категорическом запрете отпевания и совершения панихид над неправославными христианами, но более подходящего дела найти не смог. Филарет присел в кресло, быстро прочитал подобранные прошения, а затем снял рясу и уселся за письменный стол. На доклад Парфения, что карета заложена, нетерпеливо отмахнулся: — Погоди пока!.. Он просидел за столом два с лишним часа, и поездка в Вифанию сама собой была отложена на день. Невольным результатом проделки викария стало более углубленное рассмотрение вопроса, по которому митрополит вынес следующее решение: дозволить домашние молитвы и панихиды в доме за умерших лютеран при условии почтительного уважения их при жизни к православной вере и только по разрешению архиерея. Нынче тот же владыка Алексий Ржаницын присылал из своей тульской епархии затруднявшие его дела, Филарет прочитывал их и выносил свое мнение. Так он жил и действовал в сем мире, подавляя немощность и постоянно поражая близких энергией и бодростью. …Его викарии, его ученики, дворянские и купеческие знакомые в обеих столицах, все они, любимые им, допускались лишь к краю его инобытия. Милы нам необъяснимо иные люди, их жизнь незаметно становится частью нашей, о них думаем, за них волнуемся, а все же не дано никакому человеку до конца познать другого, передать кому-то во всей полноте обуревающие тебя чувства, тяготы сердечные и не преодолимую словами душевную тоску. Всяк человек одинок. Но в этом одиночестве он напрямую предстоит Богу и во славу Божию служит людям. Главным для Филарета все более становился мир иной. Лишь отца Антония он отчасти допускал в сокровенные тайники души, открывал свои помыслы и сомнения, но и тут чем дальше, тем больше нарастало одиночество. В конце сентября 1859 года владыка собрался освятить храм в память святого праведника Филарета Милостивого, устроенный в родной Гефсимании. Рано утром, поспешая к воротам лавры, где ждала его карета, митрополит остановился возле аллеи, шедшей вдоль Успенского собора. Там, подоткнув полы подрясника, дюжий монах с азартом рубил черемуховое дерево. На корявом черном стволе зияла глубокая рана. При виде митрополита монах выпрямился.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/7

2 и 3)! Потом в кратких и живых чертах описывает власть и силу Его, как Царя, Богом возлюбленного (ст. 4, 5 и 6), и исповедует пред Ним Божеское величие Его Самого, вечность и непоколебимость Его царства: Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (ст. 7 и 8). Что действительно в приведенных словах сего Псалма изображается Божеское достоинство Иисуса Христа и основанное Им на земле благодатное царство, в сем каждый легко может удостовериться, частию из того, что самые возвышенные черты, которыми здесь изображается Царь и царство Его, не могут быть отнесены ни к Соломону, ни к кому либо другому из земных царей особенно же удостоверяемся свидетельством Апостола Павла. Св. Апостол Павел, благовествуя верующим из Иудеев о Божеском достоинстве Иисуса Христа распятого и о славе Его, превышающей славу Ангелов, представляет приведенные из сего Псалма слова в подтверждение возвещаемой им истины о Христе, как Сыне Божием и Боге по естеству ( Евр.1 гл.). После того, как указал в словах 103-го Псалма глагол Божий об Ангелах, Апостол в словах 44 Псалма признает глагол Божий к Сыну: и ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ: к Сыну же: престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради памаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Евр. 1:7–9 ). И последняя половина сего Псалма (от стиха 10 до конца) объясняется также об Иисусе Христе и о благодатном царстве Его. Объясняется в смысле иносказательном. Под именем Невесты и Царицы (ст. 10, 11, 12) св. Василий Великий 3 разумеет Церковь Христову из Иудеев. Под именем дщери Тира и дев, подруге ее (ст. 13, 14, 15, 16), разумеются те, которые от идолопоклонства приняты в Церковь Христову (слич. Ис.54:1–16; 62:6 ; Ос. 2:19 и 20. – Книг. Песн. Песней; Мф. 9:15, 22 ; 2Кор. 11:2 ; Еф. 5:25, 31, 32 ; Апок. 19:7; 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

В пророчестве Исаии о рождении от Девы Еммануила – Богочеловека сказано, и Евангелистом при описании рождества Иисуса Христа от Девы Марии повторено: Се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказано, с нами Бог ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 .). Заметим сказанное о Деве: Она родит Сына, Которому собственно принадлежит имя Еммануил – Бог с человеками, Бог в нашем человеческом естестве; а сие значит то же, что – Дева родит воплощеного Бога. Какое же, по сему пророчеству, прилично будет название той Деве, Которая родит воплощаемого от Нее Бога? Не то ли, о котором у нас идет речь? – Дева – Богородица. В Евангелии Луки 1.Примечательны слова благовестника Ангела, которыми он изобразил пред Святою Девою величие Сына, благоволившего, посредством рождения от Нее, воспринять на Себя человеческое естество: Се зачнеши во чреве, и родиши Сына, и наречеши имя Ему Иисус, Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется (гл.1, ст.31 и 32). Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и Рождаемое свято, наречется Сын Божий (ст.35). И здесь, подобно как в пророчестве Исаии, возвещается о зачатии и рождении от Девы Богочеловека. Дева, по уверению благовестника, зачнет и родит Сына, не простого человеческого Сына, но Сына Божия во плоти. Чудно Ее зачатие, при наитии Святого Духа и при осенении силы Вышняго, вышеестественно Ее рождение – девственное: дивен и Сын Ее – Иисус, Который в самом зачатии и рождении есть Сын Вышнего, святейший Сын Божий и истинный Бог. Если же Сын Девы Иисус не есть иной от Сына Вышняго, как мудрствовали Несториане, но единый Ипостасный Сын Божий и Слово воплотившееся: то – ясное заключение, что Дева, Которая родила сего воплотившегося Сына Божия и Бога, достойно нарицается Богородицею. 2. По описанию того же Евангелиста, после того, как Дева изрекла пред благовестником: се раба Господня: буди Ми по глаголу твоему ( Лк.1:38 ), и, сим малым словом обнявши безконечное Слово Божие, обретеся имущи во чреве от Духа Свята ( Мф.1:18 ), вскоре после сего Она посетила родственницу Свою Елисавету. Елисавета, услышавши приветствие преблагословенной Девы, исполняется Духа Святого, провидит тайну, сорадуется Деве-Матери о совершившемся в Ней таинстве воплощения Бога Слова, и гласом велиим исповедует Ее Богоматерию: И бысть, повествует св. Лука, яко услыша Елисавет целование Мариино, взыграся младенец радощами во чреве ея, и исполнися Духа Свята Елисавет. И возопи гласом велиим, и рече: Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне ( Лк.1:41–43 )? Не просто говорит Елисавета: пришла ко мне Матерь Христа Спасителя моего, хотя и сие было бы справедливо: но, прозирая явленное преблагословенной Деве таинство воплощения Бога Слова, произносит боговдохновенное имя Ее, говоря: пришла ко мне Матерь Господа моего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Достопримечательный сон жителя Санкт-Петербурга Н., записанный архимандритом Игнатием Уроки словесности, преподанные Преосвященнейшим епископом Игнатием Христианский пастырь и христианин художник Размышления святителя Игнатия Брянчанинова о живописи церковной Письмо по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» H. В. Гоголя Святитель Игнатий и проблема творчества Замечания на Проект преобразования Морских учебных заведений О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви Святитель Игнатий Брянчанинов в Николо-Бабаевском монастыре(1861–1867) Кончина святителя Игнатия О канонизации святителя Игнатия Брянчанинова Том VI ПЕРЕПИСКА СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА С APXIEPEЯMU ЦЕРКВИ Святитель Филарет (Дроздов) , Митрополит Московский Святитель Филарет (Амфитеатров) , Митрополит Киевский Высокопреосвященные Архиепископы Костромской Платон (Фивейский) и Ярославский Нил (Исакович) Преосвященный Леонид (Краснопевков) Письма светителя Игнатия к Митрополиту Новгородскому иСанкт-Петербургскому Антонию (Рафальскому) Письмо святителя Игнатия к Митрополиту Новгородскому и Санкт-Петербургскому Исидору (Никольскому) и ответ на него Письмо святителя Игнатия к епископу Венедикту (Григоровичу) Письмо святителя Игнатия к Архиепископу Курскому и Белгородскому Илиодору (Чистякову) Письмо Преосвященного Николая (Соколова), епископа Калужского, ксвятителю Игнатию Брянчанинову и ответ на него Архиепископ Ириней (Нестерович) Два письма Архиепископа Херсонского и Таврического Гавриила (Розанова)к святителю Игнатию и ответ Святителя на первое из них Письма Преосвященного Феодотия (Озерова),епископа Старорусского, к святителю Игнатию Архиепископ Туркестанский и Ташкентский Софония(Сокольский) Письмо Преосвященного Смарагда (Крыжановского),Архиепископа Орловского, к святителю Игнатию Письмо святителя Игнатия к Преосвященному Алексию (Ржаницыну) ,епископу Тульскому Переписка святителя Феофана Затворника со святителем Игнатием СВЯТИТЕЛЬ ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ И НАСТОЯТЕЛИ МОНАСТЫРЕЙ

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

На пути к нашему заключению мудрствующее паче, еже подобает мудрствовати ( Рим. 12:3 ), поставляют следующие затруднения: 1) Известно, что сам Бог промышляет о нас, и зная наши немощи, беды и опасности, хранит нас, яко зеницу ока; по выражению Давида, се не воздремлет, ниже уснет Храняй Исраиля. Господь сохранит тя, Господь покров твой на руку десную твою ( Пс. 120:4,5;16:8 ), сам Бог дарует нам вседействующую силу благодати, и, по уверениям Апостола, облекает нас во всеоружие духовное ( Еф. 6:11 ): прилично ли же и нужно ли для охраняемых самим Богом служение Ангелов Хранителей? 2) По опыту известно, что никто из нас не изъят от бедствий жизни и от грехов: где же благопотребное служение и содействие Ангелов? На первое недоумение можно отвечать сперва словами премудрого сына Сирахова: яко велия сила Господня, и смиренными славится. Вышших себе не ищи, и крепльших себе не испытуй. Яже ти повеленна, сия разумевай (Прем. Сир. 3:20,21 ). За тем должно припомнить, что, как вообще Божеский Промысл действует двояко: непосредственно-воздействующею Божескою силою, и посредством сил и действий существ служебных Ему; так и благодатное промышление Божие совершается двояким образом: непосредственно силою и действием Божеским и посредством существ сотворенных. Потому весьма прилично, чтобы благо и спасение наше, зависящее главным образом от непосредственного действия на нас силы Божеской, раскрываемо было посредством служебных духов мира невидимого, имеющих к сему, по самой природе своей, высокую способность и готовность. Если нужно ближайшее и, так сказать, осязательное указание на то, как в самом деле являются действия Промысла Божия о нас не непосредственные, чрез существа служебные в руках Промысла: посмотрите на правителей царств, на предстоятелей Церкви, еще ближе – на родителей и наставников ваших. Сам Бог промыслительною силою и действиями объемлет царства человеческие ( Дан. 4:14,22 ). Но в тоже время цари, как слуги Божии ( Рим. 13:4 ), служат действительными орудиями Промысла Божия о царствах и народах. Предстоятели Церкви, как приставники и пастыри стада Христова, служат духовными орудиями, посредством которых Глава Церкви – Христос зиждет благо и спасение наше. Родители и наставники, вместе с обязанностью воспитывать достойных членов земного и небесного отечества, принимают на себя обязанность послужить верными орудиями Отца Небесного, Который объемлет Своим Промыслом не только каждую из летораслей человеческих, но даже и птенцев врановых ( Пс. 146:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

«Несторий дерзнул назвать Богоносцем Родившегося от Девы. Но да не будет, чтобы мы называли, или даже в мыслях своих представляли Его Богоносцем; напротив, исповедуем Его Богом воплотившимся. Ибо само Слово стало плотию, зачато от Девы, и изшел из Нее Бог с воспринятым естеством человеческим, которое, при самом приведении его в бытие, обожено было Словом, так что три сии – восприятие, зачатие и обожение человечества Словом – совершились в одно время. Потому и Св. Дева почитается и именуется Богородицею не только ради естества Слова, но и ради обожения человеческого естества, так как чудодейственно было и принятие во чрево и зачатие: Слова принятие, а плоти зачатие – силою того же Слова. При чем сама Богоматерь сверхъестественно послужила к тому, чтобы соделался тварью Создатель и вочеловечился Бог и Творец всего, обожающий принятое им естество; так что соединенные естества, т.е. не Божеское только, но и человеческое естество во Христе – то, которое выше нас, и то, которое подобно нам, сохраняется в соединении такими же, какими вошли в соединение» 12 . План исследования Соответственно важности догмата и обстоятельствам раскрытия в Православной Церкви исповедания и именования преблагословенной девы Богородицею, надлежит показать: 1. Основания в Св. Писании к сему исповеданию и наименованию; 2. Исповедание Св. Девы Богородицею и употребление сего самого наименования в первенствующей Церкви до 4 века; 3. Непрерывное сохранение того и другого в Православной Церкви 4 века и далее до появления противного учения Несториева; 4. Обстоятельства, при которых (в 5-м веке) торжественно провозглашен вселенскою Церковью догмат о преблагословенной Деве, заключающейся в наименовании Ее Богородицею, для всех верующих всех времен. Основания в Священном Писании к исповеданию и наименованию преблагословенной Девы Богородицею Как более очевидные основания к наименованию Пресв. Девы Марии Богородицею в смысле собственном, представляются пять изречений Св. Писания: одно Пророческое, два Евангельские и два в посланиях Апостола Павла. В пророчестве Исаии

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Сие-то предопределение, как стройное сочетание судеб и советов Самосущей Премудрости, предначертавшей порядок жизни существ, сотворенных во времени, и все домостроительство нашего спасения предназначившей прежде сотворения мира и преемства времени, составляет предвечный спасительный совет Пресвятой Троицы о совершении восстановления падшего человечества. Потому нимало не будет противоречия истине, если скажем, что Триипостасный Творец мира не прежде изрек Свой Божественный совет: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ), как уже когда предопределен был способ восстановить и спасти падшего человека от всех зол падения; – не прежде сказано: сотворим человека, как уже по преднаречении, в тайне Троичности Божеских Лиц, Спасителя, Который именуется Агнцем, заколенным от сложения мира ( Апок. 13:8 ). Сущность предвечного совета Соответственно внушениям Св. Писания, в которых заключаются различные черты вечного предначертания премудрости Божией, о домостроительстве нашего спасения, сущность предвечного совета Божия можно представить в таких определенных понятиях: Бог Отец, милосердо взирая на судьбу человека, за злоупотребление свободы, за нарушение Божественной заповеди, осужденного на вечную смерть, но и в самом осуждении сохраняющего в себе искру света и приемлемость блага, определил, чтобы Сын, Единородный и Единосущный Богу Отцу, вступил в служение посредника и ходатая между оскорбленною Правдою Божества и преступным осужденным человечеством. Единородный Сын Божий, по заповеди Отца и по силе любви к человеку, не вовсе утратившему черты образа Божия в душе своей, благоволил принять на Себя служение Ходатая и Посредника. Он, как Агнец, заколенный от сложения мира, благоволил определить Себя на то, чтобы в уреченное время воспринять в единство Своей Ипостаси человеческое естество, и, по человечеству, подвергнуться крестной смерти, как для искупления рода человеческого от осуждения на вечную смерть, так и для исходатайствования искупленным Божественных сил и дарований Духа Святого, потребных к жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Совет в таинстве Пресвятой Троицы о спасении рода человеческого от вечной смерти, на которую, вследствие нарушения закона Божия, обречены были все по неизменному правосудию Божества. Внушения веры о предвечном совете Божества, исполнившемся на кресте Богу, как всеведущему от века, когда еще не было мира и времени, уже известно было, что человек, и, получив при самом сотворении от Творца своего богоподобные силы духа, направленную к богоподобной жизни свободу, не устоит в правой и святой жизни, – не выдержит испытания и поколеблется, не останется победителем и пленен будет, когда приразится к нему искушение со стороны духа злобы и беззакония. Богу, как правосудному, свойственно наказывать всякое злоупотребление свободы в существах, наделенных разумом и свободою, – поражать неотвратимым осуждением всякое нарушение вечного Божественного Своего закона, как оскорбление святости высочайшей, – и подвергать отпадшего, кто бы он ни был, отчуждению от Божественной жизни, которого последствием есть вечная смерть. Богу, как не хотящему смерти грешника, но еже обратитися и живу быти ему ( Иез. 33:11 ), свойственно желать избавления падших от осуждения, – свойственно помышлять о возвращении к жизни отдаленных от жизни, о примирении виновных чад Своих с оскорбленною святостью Своею, но не иначе, как способом, вполне удовлетворяющим беспредельной Его Правде, – способом, не лишающим и падших употребления дара свободы. Богу, как неистощимому в премудрости и советах благоволения о благобытии тварей, в тайне Пресвятой Его Троичности от века открытым является достойный и действительный способ к примирению с оскорбленною вечною Правдою человека падшего, но не вовсе, не с всеконечною потерею богоподобных сил и стремлений отпадшего. И вот то самое слово примирения, которое открылось всему миру в последок дний ( Евр. 1:2 ) на кресте, – то, о чем в ветхозаветные времена воспевал, в духе прозрения тайны, Пророк: милость и истина сретостася, правда и мир облобызастася ( Пс. 84:11 ), – сохранялось от века в недрах Триипостасного Божества, как предопределение спасти падшего человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Даже иудейский писатель Кимхи толкует, что под именем дщери Тира и подруг ее разумеются языческие народы, имеющие вступить в царство Мессии 4 . Из 109-го Псалма В Псалме 109-м Мессия Иисус именуется Господом, Которого власть на небе и на земле, по крепости непреодолимая и победоносная, для всех благотворная, по своему началу и продолжению беспредельная, вечная. Именно. Пророк Давид, сам будучи одним из сильнейших и славнейших царей земных, в самом начале Псалма исповедует Христа Божественным Царем царей, своим Господом, и приводит такие о Нем слова Иеговы, из которых видно, что сей Царь сопрестолен Иегове, что Он участвует в Божеском деле мироправления, – рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене (ст. 1); и что никакие враги, никогда, не могут поколебать господства сего Божественного Царя: дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих (ст. тот же). Далее представляет сего Царя вместе и вечным Первосвященником и изображает явление благодати, от Него исходящей к освящению народов: клятся Господь, и не раскается: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову (ст. 2, 3, 4), и явление суда на врагов царства Божия (от ст. 5 до конца.) Сам Иисус Христос в сем Псалме указывает Иудеям свидетельство о Своем Божественном предвечном бытии до рождения Своего от праотца Давида по плоти. Для вразумления Фарисеев, которые, и видя Божественные дела Иисуса Христа, не хотели видеть в Нем ничего выше обыкновенного сына человеческого. Он обращал их внимание на сей Псалом, вопросом: Како Давид Духом (ν Пνεματι γ) Господа Его нарицает, глаголя: рече Господь Господеви моему, седи одесную Мене, и проч.? Мф. 22:41–46 . То же Мар.12:35–37 ; Лк.20:41–44 . Св. Апостол Петр, в первой проповеди по сошествии Святого Духа, указав на славное вознесение Господа Иисуса Христа и на послание от Отца обетованного Утешителя, поясняет сии события, между прочим, словами из сего Псалма: рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, и проч. Деян.2:34–36 . Св. Апостол Павел первые слова Псалма: седи одесную Мене, дóндеже положу враги Твоя подножие ног Твоих, – приводит во свидетельство превосходства Иисуса Христа, как Сына Божия, пред Ангелами, Евр.1:13 ; а в последующих словах: клятся Господь, и не раскается: Ты Иерей во век по чину Мелхиседекову, – находит свидетельство о непреходящем священстве Иисуса Христа, как Сына Божия во веки совершенна, Который и спасти до конца может приходящих чрез Него к Богу, всегда жив сый, во еже ходатайствовати о них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010