S 66/L34//СА III. 8/// О том, что вдовицам не приличествует делать что-либо без повеления епископов. Итак, обязанность вдовиц состоит в том, чтобы быть чистыми и повиноваться//епископам и диаконам 558 , быть стыдливыми и боязливыми, и бояться епископов как Бога 559 , не поступать по собственной воле 560 и не желать делать чего-либо, кроме того, что повелено им епископом: чтобы они, не (испросив) совета, не говорили бы с кем-либо с целью обращения 561 , или чтобы не шли к кому-нибудь 562 есть и пить, или не постились бы с кем-либо, или не получали бы чего-нибудь от кого-либо, или не возлагали бы на кого-нибудь руку и не молились бы (за него) без повеления епископа или диакона 563 . Но если она сделает что-нибудь такое, что ей не повелено, то она должна быть обличена за то, что поступила своевольно.///Ибо откуда ты, женщина, знаешь, от кого ты принимаешь, или каким даянием ты питаешься 564 , или по чьей воле ты постишься, или на кого возлагаешь ты руку? Разве ты не знаешь, что за все это ты должна дать отчет перед Господом в S 67/L 34//СА III. 8///день суда, так как ты принимаешь участие в их (тех людей) делах. Обличение непокорных вдовиц. А ты, своевольная вдовица, – ты видишь вдов, твоих единомышленниц, или твоих братьев в болезни, но ты не заботишься о твоих членах, чтобы (за них) поститься, молиться, возлагать руку и посещать их, а представляешься больной или несвободной. К другим же, кои/во грехах или удалены из церкви, ты с радостью готова ходить и навещать их, ибо они много дают 565 . Итак, вы должны стыдиться за то, что хотите быть умнее и рассудительнее не только мужчин, но также и пресвитеров, и епископов. Знайте-же, сестры, что во всем, что повелевают вам верховные пастыри с диаконами и (в чем) вы повинуетесь им, в том вы повинуетесь Богу 566 , и во всем, в чем вы участвуете по повелению епископа, ://: вы будете пред Богом чисты; а равно и каждый брат из мирян, который повинуется епископу и подчиняется ему, ибо они должны дать отчет о каждом. Если же вы не повинуетесь воле епископов и диаконов, то они неповинны в ваших проступках, а вы, будет ли то мужчина или женщина, должны дать отчет за все, что вы делаете по собственной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Дом и имущество казненного Амана, по распоряжению царя, были конфискованы и переданы во владение Есфири и Мардохея. Есфирь же испросила у царя отмену выхлопотанного Аманом эдикта об истреблении евреев. Вместо этого эдикта написан был, скреплен царским перстнем и разослан по областям персидского царства эдикт об истреблении иудеями их врагов в тринадцатый день двенадцатого месяца – Адара ( Ecф. VIII, 1–12 ). Конфискация имущества преступников была одним из общеупотребительных в персидском царстве наказаний 122 . Естественнее всего было передать дом и имущество Амана Есфири, приобретшей необычайное благоволение у царя. О значении царского перстня в государственных бумагах персидских царей было уже говорено при обозрении III. 10. Как предыдущие царские эдикты, упоминаемые в книге Есфирь (I, 21. III, 12), так и этот были написаны на разных языках подвластных персидскому царю народов. Эдикт повезли быстрые царские гонцы, между прочим, на дромадерах и на мулах. В еврейском тексте первое животное называется: achaschteranim (ахаштэраним) и соответствует персидскому слову kschatrana – господство, царство, а потому нынешними толковниками переводится: царские придворные кони 123 . Это, вероятно, те быстрые царские почтовые кони, о коих с необычайным удивлением говорил Геродот (см. выше: Ecф. III, 15 ). Второе животное называется в еврейском тексте: ramakim (рамаким), производится от персидского словагатак – стадо и означает стадо, табун 124 , вообще множество почтовых коней, сменявшихся, по рассказу Геродота, на каждой станции. Названия указанных животных в русском переводе не точны. Как бы, впрочем, ни понимали еврейские названия нынешние толковники, одно несомненно, что эти названия персидского происхождения и объясняются из персидского языка. Гонцы отправились с царским эдиктом скоро и поспешно. Объявлен был указ и в Сузах. И Мардохей вышел от царя в царском одеянии яхонтового и белого цвета, и в большом золотом венце, и в мантии виссонной и пурпуровой. У иудеев всюду, как в Сузах, так по другим городам, было веселие и многие из иноплеменников из страха пред ними принимали иудейство ( Ecф. VIII, 13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

О том, что непозволительно молиться с отлученным. Всякий, кто молится с извергнутым из церкви 567 или имеет общение с ним, должен справедливо считаться подобным ему, ибо таковые существуют к отлучению и к погибели душ. Имеющий общение с отлученным из церкви и молящийся с ним, и не повинующийся епископу, не повинуется (также) и Богу и оскверняется вместе с тем; и тому (то есть отлученному) он препятствует снова обратиться к покаянию. Ибо если бы никто не имел общения с ним, то он почувствовал бы раскаяние, проливал S 68/СА III. 9, 12///бы слезы, просил и умолял бы о принятии (вновь), отвратился бы от того, что он сделал и был бы спасен. ///О том, что женщине непозволительно крестить. Что касается женщины, то мы не советуем (ей) крестить и не советуем принимать крещение от женщины, так как это – нарушение заповеди, и очень опасно для той, которая крестит, и для того, кто принимает крещение. Ибо, если бы было позволено принимать крещение от женщины, то наш Господь и Учитель был бы крещен от Своей Матери Марии 568 ; между тем Он крещен Иоанном, как и прочие из народа. Итак, не подвергайте себя опасности вы, братья и сестры, поступая как стояще вне евангельского закона. ///О зависти лживых вдовиц друг к другу. О зависти, ревности, клевете, злых нареканиях, споре, о дурных мыслях и злословии, или о строптивости мы сказали вам уже раньше, что подобное не должно быть свойственно христианину, а относительно вдовиц самое лучшее, чтобы ничто подобное даже и не навивалось. Однако виновник зла/– его козни и ухищрения многочисленны 569 – воздействует на тех, которые не являются (истинными) вдовицами и хвалится о них 570 … Вед существуют такие, которые хотя говорят о себе, что они – вдовицы, но не исполняют дел, достойных их имени; ведь не ради имени вдовства они будут удостоены войти в царство, а за веру и дела 571 . Итак, если ты делаешь добро, то ты будешь хвалима и угодна; если же ты совершаешь зло и исполняешь дела лукавого, S 68/СА III. 13, 14///то ты будешь наказана и извергнута из вечного царства, потому что ты оставила вечное и возжелала, и возлюбила временное 572 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prokoshe...

Примечателен для нас также следующий факт. С конца XVIII века невесты членов царской семьи, переходившие из инославия в православную веру, брали себе отчество «Феодоровна». К ним относятся Мария Феодоровна (супруга Павла I), Александра Феодоровна (супруга Николая I), Мария Феодоровна (супруга Александра III), Александра Феодоровна (супруга Николая II) и Елизавета Феодоровна (супруга великого князя Сергея Александровича). Таким образом они свидетельствовали свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей. Имя Феодор означает «Божий дар», и отчество «Феодоровна» равнозначно здесь именованию «православная», «христианка». Оно невольно обращает нас к размышлениям о начальных тайнах нашей веры. Особенно важно это для понимания будущего подвига святой царицы Александры и святой великой княгини Елизаветы. Само имя «христиане» выражает, что мы — Христовы, люди, облекшиеся во Христа (Гал. 3, 27), имеющие помазание от Святаго (1 Ин. 2, 20). Даже внешние с самого начала называют этим именем уверовавших во Христа. Мы помним, как в книге Деяний царь Агриппа, выслушав апостола Павла, сказал: «Ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином» (Деян. 26, 28). Апостол Петр в своем Послании пишет: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Петр. 4, 15—16). Так именуются верующие в христианских апологиях, обращенных к язычникам, так обыкновенно называются они в мартирологах. «Христианин есмь», — отвечал каждый исповедник Христов на первый вопрос мучителей, кто он. И так отвечают святая царица Александра Федоровна и святая великая княгиня Елизавета Федоровна. «И будете ненавидимы всеми за имя Мое», — говорит Господь Своим ученикам (Мф. 10, 22). В полной мере дано будет вкусить этой ненависти и нашим святым, принявшим по дару Божию новое имя. Но со славой страданий за Христа и с распространением веры среди народов имя «христианин» станет высшей славой, подобно тому как и Крест Христов, который до этого был древом клятвы, унизительным орудием казни. Во исполнение пророчества «работающим Мне наречется имя новое» (Ис. 65, 15).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/26/da...

В год появления секты еноховцев (1886) вероучение ее заключалось в следующем: «настало последнее время существования мира. Чрез 3,5 года, считая с коронации Государя Николая II, 14 мая 1895 года, Христос придет судить живых и мертвых». Предвестники славного Христова пришествия Илия и Енох в лице Иоанна Кронштадтского и о. Николая Благовещенского – уже пришли и проповедуют миру покаяние. Уже и антихрист воцарился в лице царствующего Государя Николая II. Действие свое антихрист начал еще раньше; он прежде скрывался под чужим именем, присутствовал в сенате и издавал указы об убое скота во время чумы и людей во время холеры 1902 г. На нем всецело исполнились слова пророка Даниила: «А десять рогов, значит, что из этого царства восстанут 10 царей, и после них восстанет иной, отличный от прежних и уничтожит трех царей. ( Дан.7–24 ). Он – антихрист, т.е. настоящий Царь, уничтожил трех царей: взорвал миной Александра II-ro, отравил Александра III-ro и сместил с престола настоящего Николая II, который теперь скрывается от антихриста, неизвестно где, но в свое время явится и овладеет царством. При коронации он убил 30 тысяч христиан, как о том сказано в Апокалипсисе: И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил, и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклониться образу зверя ( Откр.13–15 ), и еще: пятый Ангел вылил чашу свою на престол; и сделал Царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания ( Откр.16:10 ). Все же добрые и полезные узаконения царя – антихриста – ничто иное, как лесть и обман, дабы расположить на свою сторону неопытных в вере. Воцарившись в Русском Государстве, которое уподобилось по своему неверию и беззаконию царству иудейскому пред пришествием Христа на землю, и утвердив свой престол в Петербург в и Москве, – этих духовных Содоме и Гоморре – он покорил себе и Церковь , прельстив представителей ее архиереев и священников – жалованьем, крестами и медалями, так что в Церкви теперь осталась одна видимость. Ее настоящее состояние вполне напоминает состояние церкви ветхозаветной во время Христа и Апостолов: было тогда у евреев и священство, и храм, и жертва, и все книги закона, но никто из священников и первосвященников не узнали Христа и не поверили Ему, и не последовали за Апостолами.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Оправдание своему изуверному учению скопцы старались найти в Св. Писании, в скопческом смысле толкуя следующие слова его: «если же правый глаз соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело ввержено было в геенну. И если правая рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф.5;20–30 ). «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так, и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами, для Царства Небесного; кто может вместить, да вместит». ( Мф.19:12 ) ... Не излагая подробной истории скопчества, так как в задачи моего доклада входит освещение только современного состояния этой секты, я все же нахожу необходимым для выяснения некоторых сторон ее учения и культа дать, хотя краткую, историческую о ней справку. Первыми оскопишими себя и начавшими проповеди об оскоплении были крестьянин Орловской губ., Кондратий Селиванов, крестьянин Тульской губ. Александр Иванович Шилов и «богородица» хлыстовского «корабля» в Орловской губернии, Акулина Ивановна. Александр Шилов, хотя и был одним из помощников К. Селиванова, но особенного распространения в деле скопчества не имел. Сосланный после доноса на него и Селиванова в 1772 году сперва в Ригу, а потом в Шлюсенбург, он умер в этой крепости в 1880 г. Основатель скопчества Кондратий Селиванов Вся история скопчества, по справедливому замечанию А.Ф. Кони, сводится к истории жизни Селиванова; она, собственно с него начинается и в его полной превратностей жизни черпает свой глубоко интересный материал. После доноса на Селиванова в 1772 и. об оскоплении им в деревне Богдановне, Тульский губ., 13 человек он бежал и, после многих опасных приключений в 1775 г. во время пропаганды скопчества в Моршанском уезде Тамбовской губернии, был схвачен, высечен кнутом и сослан в Нерчинск, куда почему-то не попал, а поселился в Иркутске. В 1795 г. Селиванов убежал из Сибири и поселился в Москве, где его ученики, преследуемые правительством, объявили его царем Петром Федоровичем III, давшим было полную свободу веры всем, даже скопцам. В 1797 году, благодаря влиянию богатого московского купца Колесникова, Селиванов был представлен Императору Павлу Петровичу, как его отец. Между ними произошел следующий разговор: «почему ты называешься моим отцом», спросил Государь Селиванова? – «Я греху не отец, ответил он; прими мою чистоту (оскопление), и тебе буду отцем». Результатом этого разговора было заключение Селиванова в Петербурге в дом умалишенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

117 Киринеянин (Σμων о Κυρηναος, из Кирены или Киринаики в Египте) – упоминается в Евангельской истории; о нём в Евангелии сообщается: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:32 ); «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк.15:21 ); «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Согласно Священному Преданию имел двух сыновей: Руфа – апостола от 70-ти, и Александра – священномученика, пострадавшего в Карфагене. 118 Синклитикия Александрийская (για Συγκλητικ, III-IV вв.). Святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. Сохранились наставления и поучения преп. Синклитикии. (Житие – см. «Жития святых подвижниц Восточной Церкви». – СПб., 1885). Память – 5 января по ст. ст. 119 «Что же нам делать, чтобы избежать этих козней диавольских? Мы должны стать мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 ), то есть мы должны употребить благоразумие против тех ловушек, какие нам готовит диавол. Христос заповедал нам быть мудрыми, как змии, чтобы мы могли различить все козни диавольские. Простота голубя указывает на чистоту наших дел, поскольку каждое доброе дело отсечёт зло и не смешается с ним». (Свт. Афанасий Александрийский «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской »). 120 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобнови- телей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Philip. I, i. При обозрении «Пастыря» Ермы мы увидим, что в нем также не делалось различия между пресвитерами и епископами и здесь мы приведем только небольшую цитату из той же «pat. Apost. Op. (fasc III, стр. 25): «Hermae tempore Romae presbyteri, non episcopus, ecelesiam regnabant. Falsi sunt Cotelerius (учен. издат. XVII, в.) et Rothe XIX в.) dicentes, Hermam differentiam facere inter episcopos et presbyteros. Мнение решительное. 7 Это понятие »παροικα» ( " προικος« прилагательное и »παροικω« – глагол), как «временное учреждение и место в чужой стране» и должно служить основным понятием о христианском приходе (парикии), которому и надлежит слагаться согласно этому понятию. 8 См. указания Климента на ветхозаветные порядки отправления богослужения: в определенном месте, в определенное время и определенными на сие служение лицами (гл. 40 и 41). 9 В той же главе апостол Петр пишет: «Приступая к Господу... и сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, что бы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет 2:4, 5 ). См. также Толкование на псалмы Палладия, епископа Сарапульского (Москва 1872 г., стр. 377) псалом 83; «коль возлюбленна селения Твоя Господи сил... Призри на лице Христа Твоего». Христом, говорит св. Афанасий, именует здесь народ, призванный в царское священие. Тоже и блаженный Феодорит . «У вас», писали восточные патриархи (окружное послание от 6 мая 1848) «ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верой отцов его». Вот что например сообщает Евсевий епископ Кесарийский в своей Церковной Истории (кн. VI гл. XIX) об Оригене . «В Кесарии Палестинской местные епископы просили Оригена беседовать и изъяснять Священное Писание всенародно в церкви, несмотря на то, что тогда он еще не был рукоположен в пресвитера. Это видно из письма Александра, епископа Иерусалимского и Феоктиста, епископа Кесарийского к Дмитрию епископу Александрийскому, в котором они оправдываются следующим образом: «Ты еще прибавляешь в своем письме, что никогда не слыхано, да и теперь не в обычае, чтобы в присутствии епископов проповедовали миряне: не понимаю, как можешь ты так явно говорить неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

                 -Батюшка, а как можно объяснить, что сам предмет в этом действе попытаемся наделить особой святостью? Если накладывать четки на мощи святых, на святые места какие-то.                  -Ну, вот давайте вспомним известное место. Это книга «Деяния святых апостолов» (Деян 19, 11-12):  «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Здесь, казалось бы, все понятно. Вот есть святой, есть его благословляющие руки, которые творят чудеса. Но смотрите что дальше : так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Здесь уже ситуация без участия Павла. Но присутствуют его платки, опоясания. И здесь как подсказывается: с тела его. То - есть то, что соприкасалось со святым человеком. И у этих людей прекращаются болезни, злые духи выходят из этих людей. Вот здесь мы видим прецедент, когда действие от святого идет не на прямую, а опосредственно. 11 стих говорит, что   руками Павла творилось немало чудес, а 12 стих 19 главы книги «Деяний» говорит об  опосредованном воздействии платков и поясов, которые соприкасаются с ним. И результат удивительный  - не только исцеление, но и даже злые духи шарахались от этих людей, к которым  эти платки и пояса прилагались.                     -Батюшка, я сейчас понял эту ситуацию, когда в Киеве-Печерской лавре пребывали Дары Волхвов, которые мы там охраняли. И я сейчас понял, для чего многие люди несли с собой пакеты. Они шли с пакетами, в которых были детские носочки, женские платочки, полотенца. Мы сначала удивлялись, зачем с сумками заходить в храм. И женщины просили приложить их. А теперь понял, в чем было дело.                  -Это забота о детях. Вот, кстати, когда родился будущий царь Иван Васильевич Грозный, его отец великий князь Московский Василий III, он младенца привез в Троице-Сергиеву лавру и положил прямо на раку с мощами, чтобы преподобный Сергий благословил этого младенца. Вот такое представление было у наших предковИ чем ближе младенец оказывается к святыне -  тем более удачно могла состояться его судьба, его жизнь как православного христианина.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-vseros...

б) «Яко же посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. Для вас (т.е. апостолов) не будет никакой трудности, как по причине совершившихся уже событий, так и по достоинству Моего лица, – так как Я посылаю вас. Этим Он (Христос) возвышает души учеников и показывает, что их слова будут вполне достоверны, так как они примут на себя Его дело. И теперь Он уже не умоляет Отца, но собственною властью дарует ученикам силу. Дуну и глагола им: приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся има, и имже держите, держатся (ст. 22, 28). Как царь, посылая правителей, дает им власть и заключать в темницу, и освобождать из темницы, так и Христос, посылая учеников, облекает их такою же властью. Как же Он прежде сказал: аще не иду Аз, Утешитель не приидет ( Ин.16:7 ), а теперь дает Духа? Некоторые говорят, что Христос не сообщил ученикам Духа, а только посредством дуновения сделал их способными к Его принятию... Но не погрешит тот, кто скажет, что и тогда ученики получили некоторую духовную власть и благодать, только не воскрешать мертвых и совершать чудеса, а отпускать грехи, – так как различны дарования Духа. Потому-то Христос и присовокупил: имже отпустите, отпустятся, показывая, какой род благодатной силы даруется им. А впоследствии, спустя сорок дней, они получили силу чудотворений»... (т. VIII, стр. 588–589). в) В толк. 20 ст. 1 гл. кн Деяний апостолов: епископство его (т. е. Иуды) да приимет ин, т. е. начальство, священство» (т. IX, стр. 32). IV. Бл. Феодорит: В толков. 109 псалма: «Христос не за Иудеев только, но за всех человеков принес Себя в жертву Богу. Начинает же священство в ту ночь, в которую претерпел страдание, когда прием хлеб, и благословив преломи, и рече: приимите ядите от него: сие есть тело Мое; а также и чашу растворив, даде ученикам Своим, глаголя, пийте от нея вси : сия бо есть кровь Моя, нового завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ) (т. III, стр. 260). V. Бл. Симеон Солунский : «О том, что после преображения Христос, какбы рукоположивши двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедывать пред лицем Своим.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim-Aleksa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010