– «В собственном смысле сострадание» к ближнему неизвестно и стоику Сенеке. «Древний аристократизм обнаруживается» у него «в чванливости мудреца», который является «земным богом, живущим лишь с одним собою в самосозерцании» 25 ... О других языческих мудрецах 26 здесь не упоминаем, так как или у них не находим ничего существенно нового по сравнению со сказанным нами, или они учили под прямым или косвенным влиянием христианства, его идей и понятий... Вполне выяснена сущность нормальных отношений человека к ближнему лишь только христианством. Что должно лежать в основании наших отношений к ближним? Любовь . Эта мысль разъясняется в новозаветных библейских книгах многократно и с особенною настойчивостью. Весь закон заключается в одном слове: люби ближнего твоего, как самого себя ( Гaл. V, 14 ) 27 . Таково благовествованные, которое вы слышали от начала, чтоб мы любили друг друга (1 Иоанн. III, 11) 28 . Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (-18) 29 . Заповедь Божия – та, чтоб мы... любили друг друга (-23) 30 ... и т.п. 31 . Итак, любовь и любовь! Ею должны быть проникнуты и растворены все человеческие взаимоотношения. Таково – христианское учение о сущности последних. На каких же основаниях утверждается требование такого рода наших отношений к ближним? Эти основания – отчасти те же, какие отмечались уже и ветхозаветными библейскими книгами, а отчасти – совершенно новые. Бог – един (и Тимоф. II, 5). Он – Бог не одних иудеев, но также и язычников ( Puмл. III, 29 ). Он от одной крови, – говорил св. ап. Павел в афинском ареопаге, – произвел весь род человеческий, для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию (Деян. XVII, 26) 32 . Итак, природа у всех людей одна, один у них и Творец. Если же у всех людей – один Отец и если все они имеют в своих телах одну кровь и, следовательно, братья между собою, то ясно, каковы должны быть их взаимные отношения, ясно, что в основе последних должно лежать именно вышеотмеченное начало, т. е., чистая братская любовь: каждый, любя ближнего, в сущности любит себя же, поскольку кровь у того и другого – одна и та же... Язычники, исповедовавшие политеистические религии, в настоящем случае, – помимо сказанного раньше, – стояли пред следующею трудностью. Боги, в которых они веровали, жили далеко не всегда в согласии друг с другом. Для иллюстрации дела стоит припомнить, напр., разделение «греческих» («гомеровских») богов на различные партии во время троянской войны, причем одни из них стояли на стороне греков, а другие – на стороне троян. Такие и подобные им распри между языческими богами, как справедливо замечает один богослов, являются «образцом не любви, а – ненависти» 33 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Отсюда связь людей, как одинаково искупленных Господом от греха и его следствий: проклятия и смерти, становится еще теснее. И если единство крови и проч. служило для них достаточным основанием, побуждавшим их к братскому именно взаимоотношению, то их сыновство Божие по вере во Христа Иисуса служит таким основанием в бесконечно большей еще степени. Все эти сыны Божии – члены друг другу ( Eфec. IV, 25 ) 40 , члены одного и того же тела; они, как искупленные Господом, составляют единый духовно-телесный организм. Как члены обыкновенного телесного организма человека относятся друг к другу с любовью (хотя иногда и ложно понимаемою), помогают и содействуют друг другу, входят в положение один другого, точно так же должны относиться друг к другу и мы все, как члены друг другу. Все эти соображения разъясняются Самим Господом нашим Иисусом Христом. Он – наш Глава, на Которого мы должны взирать, как на высочайший и идеальнейший для нас Образец (сравн. Филипп. II, 5 и друг.), побуждает нас брать Его в пример. В частности, подобно тому, как Он обнаружил к нам Свою бесконечную любовь, и мы, говорит Господь, в свою очередь, должны проявлять любовь же друг к другу (Иоанн. XIII, 34) 41 . Подобно тому, как Он из любви к нам принес Себя в умилостивительную жертву, и мы должны жить между собою в любви и жертвовать своими интересами в пользу ближних ( Eфec. V, 2 ) 42 . Любовь , по Христову учению, настолько важна (ср. Колосс. III, 14, где св. апостол называет ее совокупностью совершенства 43 , что наличность её в человеке будет служить наилучшим признаком того, что он принадлежит к числу Христовых учеников (Иоанн. XIII, 35 44 , тогда как при отсутствии в человеке любви все его духовное богатство теряет всякую ценность... (ср. 1 Корф. XIII, 1 и следщ.)... Бог – любовь. Из любви к нам Он не пощадил Своего Единородного Сына, послав Его на страдания и смерть... Здесь опять – новое основание требовать от нас любви к ближним: если так возлюбил нас Бог , говорит св. ап. Иоанн, то и мы должны любить друг друга (1 Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Почему нет мощей и чудес у сектантов? Потому, – что их общества безблагодатные, потому, что Христос их оставил и Святой Дух от них отступил. 4) Какой можно сделать вывод из учения слова Божия о Церкви, как святой? Кто отрицает святость Церкви, видя в ней согрешающих членов, и потому отделяется от нее, тот впадает в грех гордости и самообольщения и сам себя лишает спасающей и освящающей человека-грешника благодати Божией, подающейся в св. таинствах Церкви; следовательно, лишает сам себя спасения и вечной жизни. III. 1) Почему Церковь Христова называется «соборною?» 1) Церковь Христова называется «соборною», или вселенскою потому, что она состоит из верующих людей, собранных со всей вселенной, где бы они ни находились, со всех народов, к каким бы они ни принадлежали, и всех времен, когда бы они ни жили. 2) Откуда видно, что Церковь состоит из верующих, собранных со всех мест? Еще пророк Исаия предсказывал, что ко Христу придут люди со всех мест земли: «И придут (Иерусалим!) народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию. Возведи очи твои и посмотри: все они собираются, идут к тебе; сыновья твои издалека идут и дочерей твоих на руках несут» (60:3–4). «Говорю же вам, учил Спаситель, что многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). «И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием» ( Лк. 13; 29 ). Таким образом, где бы ни жил христианин – в Америке или Японии, Китае или другой далекой стране, он остается членом Церкви, если сам не отделится от нее. 3) Откуда видно, что Церковь состоит из верующих всех народов, к каким бы они ни принадлежали? «И вот приду, предсказывал пророк Исаия о Христе, собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою» (66:18–24). Христос повелел Апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ( Мф. 28:19 ), «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3; 16 ); оттого учит св. Апостол, в Церкви Христовой: «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободнаго, но все и во всем Христос» ( Кол. 3; 11 ); «ибо писание говорит: всякий верующий в Него, не будет постыжен. Здесь нет различия между Иудеями и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его, ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Рим. 10:11–13. 1:5 . 1Кор. 12:13 . Лк. 1:48 . Деян. 15:16–17 . Гал. 3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Брат Христиан Шмидт при этом выразил так: если таковых допустить к участию с нами в вечере Господней, то мы тем более подкрепим крещение младенцев против апостольского(?) учения, которое указывает крестить только верующих. Брат Яков Янсен предложил конференции отложить этот вопрос нерешенным, чтобы против него не выражаться резко, пока он будет решен так или иначе в другое время. Это предложение общим согласием конференции принято 27 . По предложению брата Пав. Перетяткина из Эйнлага о постройке у них молитвенного дома, для которого затратил он много своих денег, конференция должна сколько-нибудь пособить деньгами. Поэтому конференция дает братьям в Эйнлаг 50 рублей на молитвенный дом из союзной кассы. Заключенье о конференции Члены конференции вели советы и суждения между собой так осторожно, что вполне сохранились мир и братская любовь. За что наконец благодарили Бога и просили Его отеческого благословения на все то, что было принято из советов и суждений конференции для благоустройства, порядка и распространения Его благодатного царства во всей вселенной, как и среди всего(!) русского народа, по слову: «да придет царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Мф.6:10). Господь же да приведет вскоре Сам в исполнение Свои слова, сказанные и через св. пророков: «что земля будет так наполнена знанием Господа, как морское дно», дабы и воспетое Ангелами славословие Богу, возвещающее земле мир, а в человеках благоволение ( Лк.2: 14 ), доказало силу ныне в глазах всех народов, что вечно сущий Бог есть наш общий Отец, а мы Его дети, промежду же собой все братия во Христе Иисусе, Господе нашем ( Гал.3:26–28 ). Единому премудрому Богу, Спасителю нашему, чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь! По окончании заседания конференции вечером еще держали вечерю Господню. 23-го мая, в воскресенье, до обеда собрание держали русские братья отдельно от немецких. После обеда опять держали собрание, и в заключение собрания брат Христиан Шмидт держал проповедь о пожертвовании на миссию. Доброхотного пожертвования оказалось 300 рублей. Глава III

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

117 Киринеянин (Σμων о Κυρηναος, из Кирены или Киринаики в Египте) – упоминается в Евангельской истории; о нём в Евангелии сообщается: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:32 ); «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк.15:21 ); «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Согласно Священному Преданию имел двух сыновей: Руфа – апостола от 70-ти, и Александра – священномученика, пострадавшего в Карфагене. 118 Синклитикия Александрийская (για Συγκλητικ, III-IV вв.). Святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. Сохранились наставления и поучения преп. Синклитикии. (Житие – см. «Жития святых подвижниц Восточной Церкви». – СПб., 1885). Память – 5 января по ст. ст. 119 «Что же нам делать, чтобы избежать этих козней диавольских? Мы должны стать мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 ), то есть мы должны употребить благоразумие против тех ловушек, какие нам готовит диавол. Христос заповедал нам быть мудрыми, как змии, чтобы мы могли различить все козни диавольские. Простота голубя указывает на чистоту наших дел, поскольку каждое доброе дело отсечёт зло и не смешается с ним». (Свт. Афанасий Александрийский «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской »). 120 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобнови- телей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Philip. I, i. При обозрении «Пастыря» Ермы мы увидим, что в нем также не делалось различия между пресвитерами и епископами и здесь мы приведем только небольшую цитату из той же «pat. Apost. Op. (fasc III, стр. 25): «Hermae tempore Romae presbyteri, non episcopus, ecelesiam regnabant. Falsi sunt Cotelerius (учен. издат. XVII, в.) et Rothe XIX в.) dicentes, Hermam differentiam facere inter episcopos et presbyteros. Мнение решительное. 7 Это понятие »παροικα» ( " προικος« прилагательное и »παροικω« – глагол), как «временное учреждение и место в чужой стране» и должно служить основным понятием о христианском приходе (парикии), которому и надлежит слагаться согласно этому понятию. 8 См. указания Климента на ветхозаветные порядки отправления богослужения: в определенном месте, в определенное время и определенными на сие служение лицами (гл. 40 и 41). 9 В той же главе апостол Петр пишет: «Приступая к Господу... и сами как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, что бы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет 2:4, 5 ). См. также Толкование на псалмы Палладия, епископа Сарапульского (Москва 1872 г., стр. 377) псалом 83; «коль возлюбленна селения Твоя Господи сил... Призри на лице Христа Твоего». Христом, говорит св. Афанасий, именует здесь народ, призванный в царское священие. Тоже и блаженный Феодорит . «У вас», писали восточные патриархи (окружное послание от 6 мая 1848) «ни патриархи, ни соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело Церкви, т. е. самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верой отцов его». Вот что например сообщает Евсевий епископ Кесарийский в своей Церковной Истории (кн. VI гл. XIX) об Оригене . «В Кесарии Палестинской местные епископы просили Оригена беседовать и изъяснять Священное Писание всенародно в церкви, несмотря на то, что тогда он еще не был рукоположен в пресвитера. Это видно из письма Александра, епископа Иерусалимского и Феоктиста, епископа Кесарийского к Дмитрию епископу Александрийскому, в котором они оправдываются следующим образом: «Ты еще прибавляешь в своем письме, что никогда не слыхано, да и теперь не в обычае, чтобы в присутствии епископов проповедовали миряне: не понимаю, как можешь ты так явно говорить неправду.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Есть прекрасная русская пословица, забываемая этими людьми, гласящая: «на Бога надейся, но и сам не плошай!» Что же касается Слова Божия, то оно дает нам в настоящем случае назидательнейший пример. Когда искушавший Господа диавол, между прочим, говорил Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз; ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею, Иисус Христос ответил: написано также: не искушай Господа Бога твоего ( Mamф. IV, 6, 7 ) 91 . Советуется и рассматриваемым нами людям также не искушать Бога ожиданием от Него всяких благ без того, чтоб самим скольконибудь потрудиться в деле сникания их, или без того, чтоб скольконибудь позаботиться о предотвращении грозящих им обстоятельств. III. Мы отметили сущность добродетелей: веры и надежды. Строго говоря, отделять их одну от другой более или менее осязательно невозможно: верующий в Бога, но не надеющийся на Него, равно как надеющийся на Него и не верующий в Него немыслимы. Обособление этих добродетелей возможно, но только в условном и относительном смысле. В этом же, конечно, смысле возможно говорить и об отделении от тех добродетелей добродетели любви, всецело проникающей их собою и обусловливающей... Сущность добродетели любви человека к Богу можно пояснить путем сопоставления с нею любви детей к их родителям. Получив от своих родителей свое плотское бытие, затем окружаемые их постоянными заботами, простирающимися и на физическое, и на умственное, и на нравственно религиозное их воспитание, дети сознают, что всем обязаны отцу и матери и, в благодарность к ним за все это, питают чувство искренней и глубокой любви: предупреждают их желания, исполняют все их просьбы, в свою очередь, окружая их нежнейшими заботами и т.д. и т.д. Такого рода любовь детей к родителям дело вполне естественное. Иные же отношения первых к последним считаются уже ненормальными. Вполне аналогично следует смотреть и на любовь человека к Богу. Ему человек обязан всем: Бог и Творец, и Промыслитель, и Спаситель человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Этому своему учению они пытаются придать силу и авторитет, прибегая к своеобразному толкованию ветхозаветных пророчеств Даниила (2, 7, 8, 9 и 11 главы), пророчеств Христа Спасителя ( Мф. 24 , Мар. 13 , Лук. 21 гл.) и пророчеств Апокалипсиса (гл. 13-я и др.). Господь Бог , учат адвентисты, дал в образе истукана ( Дан. 2: 31–44 ) пророческое изложение истории мира. Начиная с Вавилона, должны были следовать большие 4 царства: Вавилонское, Мидо-Персидское, Греческое и Римское, которые в 7 главе Данила представлены под образом четырех зверей. Четвертый зверь означает четвертое всемирное Римское царство. Рим соответствует пророчеству тем, что он был отличен от других царств благодаря жестокости своей железной власти и те, что он был царством всемирным. Десять рогов ( Дан. 7; 7 ) у четвертого зверя означают десять царей, или царств, возникших между 356 и 483 годами по Р. Хр. из Римского царства (Гуны, Ость-Готы, Вест-Готы, Франки, Вандалы, Свены, Бургунды, Герулы, Англосаксы и Лонгобарды), из которых в позднейшее время образовались западно-европейские государства. Возникший между рогами, маленький рог с величайшей точностью соответствует, по своим приметам, папской власти: он говорил высокомерные слова против Всевышнего и превозмогал святых. Тот же характер его описан и в Откровении (13; 6–7): «и отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми». Ап. Павел так говорит об этой власти: «сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего называемого Богом или святынею» ( 2Фес. 2; 1–4 ). Титул, принятый римскими папами и право, присвоенное ими себе, прощать грехи прежде чем они совершены, достаточно ясно изображают истинный характер сей власти. Папа Иннокентий III писал: «Он (Христос) поставил одного человека над миром, назвав его Своим наместником на земле, и как колена всех живущих на небе и на земле и под землею преклоняются пред Ним, точно также должен каждый быть послушным и служить Его наместнику, дабы было одно стадо и один пастырь».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

                 -Батюшка, а как можно объяснить, что сам предмет в этом действе попытаемся наделить особой святостью? Если накладывать четки на мощи святых, на святые места какие-то.                  -Ну, вот давайте вспомним известное место. Это книга «Деяния святых апостолов» (Деян 19, 11-12):  «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Здесь, казалось бы, все понятно. Вот есть святой, есть его благословляющие руки, которые творят чудеса. Но смотрите что дальше : так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них. Здесь уже ситуация без участия Павла. Но присутствуют его платки, опоясания. И здесь как подсказывается: с тела его. То - есть то, что соприкасалось со святым человеком. И у этих людей прекращаются болезни, злые духи выходят из этих людей. Вот здесь мы видим прецедент, когда действие от святого идет не на прямую, а опосредственно. 11 стих говорит, что   руками Павла творилось немало чудес, а 12 стих 19 главы книги «Деяний» говорит об  опосредованном воздействии платков и поясов, которые соприкасаются с ним. И результат удивительный  - не только исцеление, но и даже злые духи шарахались от этих людей, к которым  эти платки и пояса прилагались.                     -Батюшка, я сейчас понял эту ситуацию, когда в Киеве-Печерской лавре пребывали Дары Волхвов, которые мы там охраняли. И я сейчас понял, для чего многие люди несли с собой пакеты. Они шли с пакетами, в которых были детские носочки, женские платочки, полотенца. Мы сначала удивлялись, зачем с сумками заходить в храм. И женщины просили приложить их. А теперь понял, в чем было дело.                  -Это забота о детях. Вот, кстати, когда родился будущий царь Иван Васильевич Грозный, его отец великий князь Московский Василий III, он младенца привез в Троице-Сергиеву лавру и положил прямо на раку с мощами, чтобы преподобный Сергий благословил этого младенца. Вот такое представление было у наших предковИ чем ближе младенец оказывается к святыне -  тем более удачно могла состояться его судьба, его жизнь как православного христианина.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-vseros...

Обозначение православных словом «мирские» и употребление для указания на своих единоверцев слова «наши» существуют почти во всех сектах и служат лучшим признаком принадлежности пользующегося ими в данных случаях лица к сектантству вообще, а к хлыстовству и скопчеству в частности. III. Внутренние признаки принадлежности к сектам хлыстов и скопцов 1) Из отрицательного взгляда хлыстов на христианский брак вытекают многие ненормальные в их секте отношения мужчин к женщинам, родителей к детям, служащие довольно ясными признаками принадлежности известных лиц к хлыстовщине. Известно, что благословенный церковью брак хлысты считают за разврат. Иметь супружеские сношения с законной женой, это значит, по мнению хлыстов, вступать с нею в блуд, ибо церковный брак есть брак «по закону», т. е. «подзаконный», а люди должны теперь жить «не под законом, а под благодатью» ( Рим. 6:14 ), «ибо когда мы жили по плоти, тогда страсти греховныя, обнаруживаемыя законом, действовали в членах наших чтобы приносить плод смерти. Но ныне, умерши, для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (7:5–6). Вот почему, мудрствуют сектанты, истинный брак это тот, который заключается между мужчиною и женщиною по свободному выбору и влечению друг к другу, хотя бы и находящихся уже в браке, – «по духу», как выражаются сектанты. В силу такого взгляда на брак, у хлыстов мужья часто не живут с законными их женами (которые в свою очередь незаконно живут с чужими мужьями), а вступают в сожитие с «духовными сестрами». В таких обстоятельствах жена хлыста обычно именуется им «помощницей», третируется, как прислуга, и по своему положению в семье и значению в распоряжении хозяйством стоит гораздо ниже «духовной сестры». Добровольная по уговору мена женами, иногда с незначительной «додачей», среди хлыстов – явление не редкое, как и многоженство. Мне лично не раз приходилось встречать на Кавказе хлыстов, живущих «по духу» одновременно с 3–4 «сестрами», наделяющих однако иногда своих « братцев » детьми по плоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010