Сенусерт III являлся, быть может, единственным представителем своей фамилии, не бывшим в течение известного времени соправителем своего отца с целью подготовиться к вступлению на высокий пост. Тем не менее он показал себя достойным представителем славной династии. Немедленно по восшествии на престол он сделал предварительные шаги к завершению великой задачи в Нубии. Самой значительной из числа этих мер было установление непрерывного водного сообщения со страной выше первых порогов. Прошло более шестисот лет со времени прорытия Уной в эпоху VI династии канала через пороги, и за это время возможно, что он был разрушен действием могучего потока. Во всяком случае мы ничего больше о нём не слышим. В наиболее трудном месте инженеры Сенусерта I прорыли туннель в гранитной скале длиною около 260 футов, шириною около 34 футов и глубиною около 26 футов. Он был назван «Великолепны пути Хекура» (тронное имя Сенусерта III), и много военных галер прошло, вероятно, вверх по нему во время ранних кампаний этого фараона, относительно которых, к сожалению, у нас нет сведений. В 8-м году он был найден засорённым, и его пришлось очищать для экспедиции, проходившей в то время вверх по реке. Покорение страны к тому времени настолько подвинулось вперёд, что Сенусерт III мог выбрать в этом году в качестве границы удобную стратегическую позицию в современных Кумме и Семне, находящихся один против другого на берегах реки немного выше вторых порогов. Это место он формально объявил южной границей своего царства. Фараон воздвиг на каждой стороне реки плиту, указывающую на пограничную линию, и один из этих двух важных межевых знаков сохранился до наших дней. Он несёт на себе следующую красноречивую надпись: «Южная граница, установленная в год 8-й при его величестве царе Верхнего и Нижнего Египта Сенусерте III, которому дарована жизнь вовеки веков, с целью помешать какому бы то ни было негру пересекать её по суше или по воде, на судне, или каким бы то ни было полчищам негров, исключая того негра, который пересечёт её для торговли... или имея поручение. С ними будут обходиться хорошо во всех отношениях, но только ни одному судну негров не будет позволено пройти мимо Хе (Семне), идя вниз по течению, вовеки». Невозможно было так охранять границу, если не держать на ней постоянного войска. Поэтому Сенусерт III построил в этом месте сильную крепость по ту и по другую сторону реки. Наиболее грозная и крупная из двух, в Семне, на западной стороне реки, получила название «Могуществен Хекура» (Сенусерт III). В её стенах царь построил храм местному нубийскому богу Дедуну. Эти две твердыни существуют ещё и поныне и, несмотря на своё разрушенное состояние, свидетельствуют о поразительном выборе места, а также о неожиданном умении строить грозные укрепления.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

IX, 11) и других песнопений и гимнов и для совершения общих молитв, которые иногда продолжались всю ночь (Подобия, IX, 11 и Запов. XI). 37 На этих собраниях правая сторона считалась почетнейшею, куда становились и садились пресвитеры, люди, проводившие жизнь в святости, и люди, потерпевшие мучения во имя Христово (мученики и исповедники; Вид. III, 1). 38 В собраниях председательствовали предстоятели церкви, или же иногда и пророки, которые возвещали свои пророчества и откровения с кафедры верующим, расположенным вокруг на скамейках (Вид. II, 4; III, 9; Зап. XI, 9; о скромности обстановки можно судить из сведений, сообщаемых в Видении III, 1, что скамейки эти были покрыты льняными подушками). Таким образом собрания эти были школой, где обучались и назидались взрослые и где подготовлялись неофиты (Вид. II, 4 и III, 5). Самым наглядным примером того, как совершались у первобытных христиан эти назидательные и воспитательные собрания и как из среды верующих появлялись вдохновенные пророки, может служить случай с самим Ермой. Хотя он был грешником (по собственному признанию), но по своей простоте и незлобию, а также великому воздержанию и способности к полному раскаянию, уже будучи исповедником, он удостоился, после случившегося с ним нравственного переворота, получить дар пророчества. Многие в общине были выше и лучше Ермы (Вид. III, 4), и хотя он не принадлежал ни к руководящему классу, ни к клиру, но ему было видение и откровение о состоянии и судьбе христианской церкви, и ему же было поручено (Вид. III, 8) возвестить об этом всем братиям, с обличением всех тех, начиная с предстоятелей церкви и кончая последним братчиком (в том числе и своих домашних, ведших распущенную жизнь), которые жили нечестиво и неправедно для того, чтобы они могли сердечно покаяться и вернуться в лоно церкви. 39 Для того, чтобы такое обличение действительно могло принести пользу обличаемым и чтобы они могли исправиться от грехов своих, Ерме, как обличителю, в виду его простоты и незлобия, повелевалось «не помнить зла на обличаемых, ибо злопамятство производит смерть, а забвение зла – жизнь вечную» (Вид.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Тутмос I, очевидно, не казался опасным, так как ему позволили жить. Тутмос III вскоре сбросил с себя опеку легитимной партии. После тридцати месяцев правления он воздвиг на месте древнего кирпичного храма своего предка Сенусерта III в Семне, у вторых порогов, храм из прекрасного нубийского песчаника, в котором заботливо восстановил древнюю пограничную плиту Среднего царства и возобновил декрет Сенусерта, обеспечивающий приношения храму путём постоянного дохода. При этом он ни одним словом не обмолвился в своей царской титулатуре, стоящей в начале дарственной записи, о каком-либо соправительстве своей жены Хатшепсут. В действительности он не нашёл для неё более колонн портика почётного титула, чем «великая, или главная, царская верхней террасы, жена». Но не так легко было отстранить легитимную партию. Назначение Хатшепсут наследницей около пятнадцати лет перед тем и, что было ещё более значительно, её происхождение от древней фиванской фамилии Секененра и Яхмосов являлись очень серьёзными фактами в глазах вельмож этой партии. В результате их стараний Тутмос III был вынужден признать свою жену соправительницей и фактически допустить её к участию в управлении. Вскоре её сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьёзно урезан в своих правах и даже в конце концов отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала царём 62 – факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона. Она была названа «женским Гором»! Слово «величество» получило женскую форму (т. к. по-египетски оно согласуется с полом правителя), и обычаи двора были изменены и исковерканы так, чтобы они могли подходить к правлению женщины. Хатшепсут немедленно предприняла самостоятельные работы и постройку царских памятников, в особенности великолепного храма для посмертной службы по ней в углублении скал, на западной стороне реки, в Фивах. Это храм, известный теперь под именем Дейр-эль-Бахри; в дальнейшем мы будем иметь случай говорить о нём подробнее. Мы не можем установить в настоящее время, ослабили ли себя взаимной борьбой жреческая партия Тутмоса III и партия легитимистов, так что они стали лёгкой добычей третьей партии, или же счастливый поворот судьбы благоприятствовал партии Тутмоса II. Во всяком случае, приблизительно после пяти лет царствования Тутмоса III и его энергичной жены, Тутмосу II, соединившемуся со старым низложенным царём Тутмосом I, удалось отстранить Тутмоса III и Хатшепсут и завладеть короной. После того Тутмос I и II, отец и сын, начали ожесточенно преследовать память Хатшепсут, стирая её имя на памятниках и помещая вместо него два своих имени всюду, где только было возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

писаниях считается днем новолетия». И в надписях, и на папирусах сохранилось несколько заметок относительно этой звезды, которые можно понять как данные о ее восходе. Напр., в Элефантине найдена заметка из времен Тутмоса III, что восход Сируса был 28 числа 11-го мес.; в папирусе Эберса, что – в 9-й год Аменхотепа I–9 числа того же мес., а Берлинским музеем приобретен папирус, содержащий предписание о праздновании восхода Сириуса 16 числа 8-го месяца в 7-й год царствования Сенусерта III. Самая поздняя дата имеется в канопском декрете: в 9-й год Птолемея III (238г.) восхождение Сириуса пало на 1-е число 10-го месяца. Вспомогательными данными являются упоминания в текстах о высоте Нила в тот или другой месяц подвижного года, о сборе льна, о температуре и т. п. Таковы данные, которые относятся уже к области, недоступной для историка; на помощь должен придти математик-астроном. Такой действительно нашелся в лице Mahler " a, который в своих многочисленных статьях обратил внимание на данные египетских текстов о Сириусе, фазах луны и т. п., пытался восстановить хронологию египетской истории Среднего и Нового царств и, между, прочим, на основании указаний о двух новолуниях в царствование Тутмоса III, вычислил его года, хотя, может быть, и не совсем точно, так как исходил от действительного, а не видимого новолуния. Комбинируя данные, полученные астрономическим путем, с теми, которые можно получить путем тщательного исследования датировок Туринского папируса, других царских списков и Манефона, Эд. Мейер дал приблизительную хронологию всей египетской истории. Он полагает, что египетский календарь мог возникнуть только в то время, когда предсолнечный восход Сириуса действительно совпадал с летним солнцестоянием и началом разлития Нила и приходился, на 19 июля (юлианское). А это было в 4241 г. на широте Мемфиса и Илиополя. Просчитывая вверх к древнейшей, определенной астрономической дате восхода Сириуса в 7-й г. Сенусерта III–1882–1879–8 гг., сохранившиеся года Туринского папируса– 955 (Древнее царство) + 160 + ? (XI дин.) + года царей XII дан., предшественников Сенусерта III + предположительное время для IX и, X дин., он определяет начало I династии между 3400 – 3200 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Упадок Падение империи После смерти Рамсеса III на престоле сменилось девять ничтожных людей, носивших каждый, далеко не по праву, имя великого Рамсеса. При них пошатнувшееся могущество фараонов пришло за несколько десятилетий к концу. Мы видим Рамсеса IV, сына Рамсеса III, слабо борющегося с безнадёжным положением, которое он унаследовал около 1167 г. до н.э. Немедленно после вступления на престол новый царь составил на пользу себе самому и своему отцу один из замечательнейших документов, дошедших до нас от древнеегипетской цивилизации. Дабы отец его мог процветать среди богов и дабы сам он мог заслужить его предстательство за себя передними, молодой царь составил для погребения вместе с отошедшим фараоном список его добрых дел. Последний заключал в себе огромный перечень даров Рамсеса III трём главным национальным божествам – Амону в Фивах, Ра в Гелиополе и Птаху в Мемфисе, а также и меньшим богам, поскольку это было известно. Кроме того, он заключал в себе отчёт о его военных подвигах и заботах о населении империи. Всё это, написанное на папирусе, составило огромный свиток длиной в 130 футов, заключавший в себе 117 вертикальных строф высотой приблизительно 12 дюймов каждая. Этот свиток называется теперь папирусом Гарриса и представляет собой самый обширный документ, дошедший до нас от Древнего Востока. Так как перечисленные в нём дары являются большей частью старинными поместьями богов, лишь закреплёнными за храмами Рамсесом III при его восшествии на престол, то этот единственный в своём роде документ позволяет нам определить размеры богатств, принадлежавших, как уже было замечено в предыдущей главе, в Древнем Египте храмам. Вместе с этим необычным подтверждением его благих деяний на пользу богов и людей Рамсес III был опущен в усыпальницу в уединённой Долине Царей. Не могло быть сомнения в том, что документ должен был обеспечить ему безграничную милость богов. И он заключал в себе так много молитв, вложенных в уста Рамсеса III за его преемника, что боги не могли не откликнуться на воззвание своего любимца, которому они столь многим были обязаны, и, несомненно, должны были даровать его сыну продолжительное царствование. Действительно, ясно, что подобное побуждение действовало весьма сильно при составлении рассматриваемого нами документа. В эпоху упадка фараон должен был больше полагаться на такие способы поддержания своей власти, чем на свои собственные силы 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Тутмос III, таким образом, вновь владел престолом, но он не мог один бороться против сторонников Хатшепсут и был вынужден к компромиссу, признав царицу своей соправительницей. Этим дело не кончилось; партия Хатшепсут была столь могущественна, что хотя и нельзя было окончательно низложить Тутмоса III, всё же он был вновь отодвинут на задний план, и царица стала играть руководящую роль в государстве. Она и Тутмос III считали годы своего совместного царствования с момента первого восшествия на престол Тутмоса III, как если бы оно вовсе не было прервано коротким царствованием Тутмоса II. Царица принялась энергично за работу, как первая великая женщина, известная в истории. Архитектор её отца Инени следующим образом определяет положение обоих правителей: после короткой заметки о Тутмосе III как «правителе на престоле того, кто породил его» он говорит: «Его сестра, Божественная Супруга Хатшепсут, привела в порядок дела Обеих Стран, согласно своим предначертаниям; Египет должен был, склонив голову, работать для неё, совершенного семени бога, происшедшего от него. Носовой канат Юга, причал южан, отменный кормовой канат Северной Страны – такова она, повелительница, чьи замыслы совершенны, удовлетворяющая Обе Области, когда она говорит». Таким образом, имея, быть может, впервые перед собой подобный пример государственной ладьи, Инени сравнивает Хатшепсут, следуя живой восточной фантазии, с причальными канатами нильской лодки. Эта характеристика подтверждается делами царицы. Её сторонники заняли самые влиятельные должности. Всего ближе к царице стоял Сенмут, заслуживший её полное благоволение. Он был наставником Тутмоса III, когда тот был ребёнком, и ему было теперь доверено воспитание маленькой дочери царицы Нефрура, бывшей в детстве на попечении старого Яхмоса-пен-Нехебтиз Эль-Каба. Последний в это время уже не был более способен ни к какому ответственному делу, и поэтому воспитание молодой девушки было поручено Сенмуту. У него был брат по имени Сенмен, также поддерживавший Хатшепсут. Наиболее могущественным из её сторонников являлся Хапусенеб, бывший одновременно визирем и верховным жрецом Амона. Он был также главой новоорганизованного жречества целой страны, таким образом он соединил в своём лице всю власть административного правительства и всю власть сильной жреческой партии, ставшей на сторону Хатшепсут. Такими новыми силами располагала теперь партия царицы. Престарелый Инени имел своим преемником в качестве хранителя серебряной и золотой сокровищницы вельможу по имени Тутии; некий Нехси был главным казначеем и сотрудником Хапусенеба. Вся государственная машина находилась, таким образом, в руках сторонников царицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Но Иннокентий III желал видеть в восточном императоре не схизматика, для чего открыл переговоры об унии. Последние затянулись, и раздраженный папа в одном из своих позднейших писем грозил Алексею III, по всей вероятности лишь для виду, в случае упорства последнего, поддержать в правах на византийский престол семью низложенного и ослепленного им Исаака, 236 дочь которого, как выше отмечено, была замужем за германским государем Филиппом Швабским. Алексей III, однако, на унию не соглашался и в одном из своих писем выставил даже положение, что императорская власть выше духовной. 237 Вследствие этого отношения между Римом и Византией сделались несколько натянутыми. Не переставая вести переговоры с Константинополем и политическую игру в Германии, Иннокентий III проявлял кипучую деятельность в деле организации общего Крестового похода, в котором западное и восточное христианство должны были бы слиться воедино для достижения общей цели освобождения святых мест из рук неверных. Папские послания были отправлены ко всем христианским государям; папские легаты обходили Европу, обещая участникам похода отпущение грехов и целый ряд мирских, житейских выгод; красноречивые проповедники воодушевляли народные массы. В одном из своих посланий Иннокентий, описав печальное положение Святой Земли и высказав свое негодование против государей и князей его времени, отдававшихся удовольствиям и междоусобным распрям, описывает, что думают и говорят о христианах мусульмане, которых папа называет в послании язычниками. Папа писал: “Наши враги нас оскорбляют и говорят: где ваш Бог, который не может освободить из наших рук ни себя, ни вас? Мы осквернили ваши святыни, протянули руки к предметам вашего почитания, яростно напали на святые места. Мы держим вопреки вам эту колыбель суеверия ваших отцов. Мы ослабили и сломали копья французов, усилия англичан, крепость немцев, героизм испанцев. К чему привела вся эта храбрость, которую вы возбудили против нас? Где же ваш Бог? Пусть Он поднимется и вам поможет! Пусть Он покажет, как Он защищает вас и себя... Нам более ничего не остается, как после избиения защитников, оставленных вами для охраны страны, напасть на вашу землю, чтобы уничтожить ваше имя и память о вас. Что можем мы ответить, – продолжает Иннокентий III, – на подобные нападки? Как отразить их оскорбления? Ведь то, что они говорят, есть отчасти сама истина... Поскольку язычники безнаказанно проявляют свой гнев во всей стране, постольку христиане более не смеют выходить из своих городов. Они не могут в них оставаться без содрогания. Извне их ожидает сабля (неверного), внутри они цепенеют от страха.” 238

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Четырнадцатью годами позже, в 732 году, арабское продвижение из Испании в Западную Европу было успешно остановлено при Пуатье Карлом Мартеллом, всемогущим майордомом слабого франкского короля. 645 646 После поражения 718 года, арабы при Льве III уже не предпринимали серьезных военных действий против империи, тем более что им стала грозить с севера, по-видимому, со стороны Кавказа, хазарская опасность. Известно, что Лев III устроил брак своего сына и наследника Константина с дочерью хазарского кагана, который и стал поддерживать своего нового родственника. Итак, Лев III в борьбе с арабами нашел себе двух иноземных союзников: сначала болгар, позднее хазар. Но тем не менее, арабы не были спокойны и, производя свои нападения в Малой Азии, все еще иногда глубоко заходили на запад, даже, например, до Никои, т. е. почти что до берегов Пропонтиды. В конце своего правления Льву удалось нанести арабам сильное поражение при Акроиноне, во Фригии (теперь город Афиун Кара Хиссар на железной дороге в Конию). Арабы вынуждены были после этого очистить западную часть Малой Азии и отступить к востоку. С битвой при Акроиноне мусульмане связывают легенду о турецком национальном герое Саййиде Баттал Гази, борце за веру, могилу которого показывают даже сегодня в одной из деревень на юг от Эскишехра (средневековая Дорилея). Историческим прототипом этого героя был борец за веру Абдаллах ал-Баттал, который пал в битве при Акроиноне. 647 Задача борьбы с арабами была блестяще разрешена Львом III. В середине VIII века в арабском халифате вспыхнули тяжелые внутренние смуты в связи с переменой династии: Омайяды были свергнуты Аббасидами. Последние перенесли столицу и центр всего управления из Дамаска в далекий от византийской границы Багдад, на р. Тигр. Все это позволило преемнику Льва III Константину V рядом успешных походов продвинуть границу империи далее на восток на всем протяжении Малоазиатского полуострова. Однако во времена Ирины, при халифе аль-Махди, арабы снова начали успешные наступательные действия в Малой Азии, и в 782–783 годах императрица была вынуждена начать переговоры о мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Царствование Александра III отнюдь не означало разрыва с политикой его отца имп. Александра II, стремления перечеркнуть итоги великих реформ. Преемственность между царствованиями Александра II и Александра III определенно прослеживается в сфере законодательства о крестьянах и в решении рабочего вопроса, в развитии основных направлений военной реформы, в финансово-промышленной и внешней политике. B 1882 году учрежден Крестьянский поземельный банк, дававший ссуды крестьянам на покупку земли. В 1885 году по случаю 100-летия " Жалованной грамоты дворянству " был учрежден Дворянский земельный банк, который давал ссуды дворянам под залог их имений на льготных условиях. С 1886 года отменена введенная еще Петром I подушная подать с податных сословий. Была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь крестьянской семьи и общины. Были дарованы новые льготы и дворянству, которое российское самодержавие рассматривало как " важнейшую и надежнейшую ограду престола " . В 1889 году введен институт земских начальников, в значительной мере вернувший утраченную в 1861 году власть и влияние дворян на селе: земские начальники ставились из потомственных дворян, контролировали сельское самоуправление и являлись первой судебной инстанцией для крестьян и других проживавших на селе лиц из податных сословий. Новые земское (1890) и городовое (1892) положения преследовали цель укрепления позиций дворянства в земском и городском управлении. Для охраны интересов рабочих в 1885-1886 годы были изданы законы о введении фабрично-заводской инспекции, запрете ночных работ для женщин и детей, об ограничении прав фабрикантов при взыскании штрафов с рабочих. По убеждению Александра III, главная задача его царствования состояла в укреплении социального мира и спокойствия страны, создании условий для мирного развития России. Углубление реформ не обещало прогресса в этом направлении. Более того, оно развязывало руки разрушительным силам, действие которых проявилось уже в царствование Александра II в форме социально-политического экстремизма и нигилизма. Главный источник революционного экстремизма правительство Александра III усматривало в периодической печати и высшей школе. " Временные правила о печати " (1882) и Университетский устав (1884) вводили ряд ограничительных мер в этих сферах. Между тем террористы готовили покушение на Александра III, которое предполагали совершить 1 марта 1887 года, но полиция сумела предотвратить его. Арестованные народовольцы (среди них А. И. Ульянов, брат В. И. Ленина ) были преданы суду и казнены.

http://drevo-info.ru/articles/13679819.h...

dissimilitudo, adjuncta, antecedentia, consequentia, cont raria, repugnantia, cavsa, effec tus, comparatio majrum, minorum, parium»,Эmu же места перечисляются и в киевских риторикахер XII – XVIII в. ( Петровъ Н. Труды киев. дух. акад.1868,март, стр. 472 ). Они приняты и в риторике Ломоносова( III, 463 ). 149 Artic. 14, § 1– 4, л. 50 – 56. «Loci extrinseci minus r emoti : praejudicia, fama, tormenta, tabulae, jusjurandum et testes ; magis remoti : historia ficta, historia vera, apophtegmata,parabolae, fabulae, apologi, adag ia, sententiae, simbola, hye rogri hica, emblemmata et ritus antiquorum». Те же места и в киевских риториках того же времени (Петров H. i b. 472·– 473 ). О внешних местах в риторике Ломоносова( III, 469 ). 150 Сар. 2, д. 56. В риторике Ломоносова гл. 1-я час ги 3-й «о расположении идей вообще » ( III, 646 – 648 ). 151 Сар. 2, artic.1– 7, л. 56 об.– 65. Каждый вид доказателсьтв определяется в отдельности. Напр. «силлогизм есть доказательство трехчленное, в котором из двух предложений необходимо следует и третье, то есть заключение... Энтитмема есть доказательство двучленно, состоящие из двух предложений, предыдущего и последующего: justitia est virtus,ergo justitia est lavdabilis.Эmo силлогизм несовершенный… Эксполиция есть объяснение какой-либо сентенции и состоит обыкновенно из пяти частей: предложения значения предложения, подтверждения, украшения и заключения»…(.56 об.59,61) В риторике Ломоносова гл.3-я части 3-й « о расположении по силлогизму» (III, 663 – 677). 158 Artic. 2, § 1, л. 78 об.– 79. «Barbarizmos et solecismos velut hostes infestissimos orationis vitare debemus» 160 Ib. § 3, л. 80 – 85. В риторике Ломоносова гл. 6 –я ч. 1 -й «о возбуждении, утолении и изображении страстей» ( III,527 – 566 ), а 7-я гл. ч. 1-й «о изобретении витиеватых речей» ( ib. 566 – 580 ). 161 Сар. 4, л. 85 об. – 86. В конце этой главы обычные заключительные сокращения : Ad. M. D. Т. О. M. B q. V. M.culmum, honorem, et vene rationem (тο есть : ad majrem Dei Trini Optimi Maximi, Beataeque Virginis Mariae cultum, honorem et venerationem ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010