Прим. 7, стр. 149–147 к Hermae Pastor, изд. pat. apost. op. Gebhardt et Harnack. fasc. III. Ср. также «Постановления Апостольские», кн. V, гл. 20, где между прочим говорится: «повелеваем вам поститься во всякую среду и пятницу, а остаток от пощения своего раздавать нищим». 47 Тертуллиан , как известно страстно отрицал возможность вступления во второй брак и вследствие сего резко отзывался об этой заповеди Пастыря Ермы. Tertull. (de pudicit, 10; de monogam 4, etc) nuptias secundas prohibet (aliter judicavit in libris ad uxor); примечание 2-e к Запов. IV в изд. Hermae Pastor, patr. Ap. Op. Gebrardt et Harnack. fasc. III. стр. 84. В это время Тертуллиан уже впадал в крайности монтанизма. 48 В латинском текст это место передано несколько иначе и в более пространной редакции:.. «et serviet domino in hilaritate magna, habens intra se omnium rerum abundantiam». 49 Вот что говорится например о богатых и богатстве в Подобии IX, глава XXX: «Богатство немного омрачило их... Посему Господь, зная душу их, и то, что они родились и пребывают добрыми, повелел обсечь их богатства, но не совсем отнять их, чтобы из оставшегося они могли делать добро, и жить с Богом, ибо и они из доброго рода». 50 Учение о двух путях – жизни и смерти – встречается и в других древних христианских памятниках и между прочим в «Дидахии», при изучении которой мы и остановимся несколько подробнее на этом учении. (Запов. VI и VIII). – Как видно из Вид. III, 2, IV, I и Под. IX, 21 – гонения на христиан уже начались, или же готовились в близком будущем. Ерма ставит очень высоко в церкви мучеников, наряду с апостолами (Вид. III, 5) Крещение кровью смывает все грехи: (Под. IX, 28). За мучения и страдания, принятые христианами во имя Христа, им принадлежит правая сторона святыни, а остальным левая. Хотя для находящихся по правой стороне, как и для находящихся на левой стороне, дары и обетования одни и те же, но только находящихся по правой стороне имеют некоторую большую честь (Вид. III, 2). 51 Мы здесь считаем не лишнем привести I заповедь, содержащую исповедание Единого Бога, которую так часто цитировали древние отцы церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Император-миротворец 10 марта – 170 лет со дня рождения императора Александра III 10 марта, 2015 10 марта – 170 лет со дня рождения императора Александра III Память о предпоследнем нашем императоре в последние годы будоражит сердца сильнее, чем 100 лет назад, когда он казался символом всего отжившего, архаичного. Но вот мы пережили век, состоявший из революций, войн и «переходных периодов» – и оказалось, что образ хозяина земли Русской не канул в прошлое, не истёрся в архивной пыли. Он сегодня не отпугивает, а привлекает! 10 марта – 170 лет со дня рождения императора Александра III. Сравнительно краткую эпоху Александра III сегодня многие идеализируют, связывают её с могуществом империи и патриотическим единением православного народа. Конечно, здесь больше мифологии, чем исторической правды. Политические решения, принятые в годы правления Александра III, противоречивы. Социально-экономический курс разительно отличался от идеологических деклараций. Россия всё более тесно взаимодействовала с мятежной Францией и благосостояние страны во многом зависело от французских капиталов. Но и оставаться в изоляции было нельзя, а политика Германии вызывала резонные опасения нашего императора. Взрослая жизнь будущего императора началась с трагедии. Его старший брат Николай, после помолвки с датской принцессой Дагмарой, слёг после ушиба и вскоре умер от туберкулёзного воспаления спинного мозга. Девятнадцатилетний Александр, искренне оплакивавший любимого брата, неожиданно стал наследником престола и (через некоторое время) женихом Дагмары… Александр Александрович со своей супругой в конце 1860-х годов Его стали готовить к царствованию такие светила, как историк Соловьев и обер-прокурор Синода Победоносцев. Первым испытанием государственного уровня стал для него голод 1868 года. Цесаревич был председателем Особого комитета по сбору и распределению пособий голодающим. В те дни доверенным лицом будущего императора стал председатель новгородской земской управы Николай Качалов. Этот опытный администратор занимался закупкой хлеба, доставкой его в голодающие области. Действовал продуманно и расторопно. В личном общении покажет себя честным, мыслящим человеком. Он станет одним из любимых сотрудников Александра Александровича.

http://pravmir.ru/imperator-mirotvorets/

Два первых поколения после изгнания гиксосов проливают мало света на положение вещей в Сирии. После того непрерывные кампании Тутмоса III, поскольку они занесены в его анналы, позволяют нам установить, какой народ играл в то время в Сирии руководящую роль. Большая коалиция царей Палестины и Сирии, с которыми пришлось иметь дело Тутмосу III в начале его походов, всецело руководилась могущественным царём Кадеша на Оронте. Потребовалось десять лет непрерывных походов Тутмоса III, чтобы покорить упорно защищавшийся город и подчинить царство, во главе которого он стоял. Но сила Кадеша и тогда не была ещё сломлена. Он восстал, и двадцать лет войн Тутмоса III в Сирии увенчались победой лишь после того, как ему удалось, наконец, вновь разбить Кадеш после опасной и упорной борьбы. Главенство Кадеша с начала до конца походов Тутмоса имеет такой характер, как если бы много сирийских и палестинских царьков были его вассалами. В сирийской державе царя Кадеша следует, по мнению автора, видеть последнее ядро империи гиксосов, окончательно уничтоженное гением Тутмоса III. Поэтому последний стал традиционным героем, изгнавшим покорителей из Египта, и под именем Мисфрагмуфозиса фигурирует, как таковой, в манефоновском повествовании. На основании манефоновской традиции и последующего состояния Сирии и Палестины, мы не можем сомневаться, что то была семитическая империя. Кроме того, на скарабеях фараона, несомненно, гиксосской эпохи, мы читаем имя Иакоб-хер или, быть может, Иакоб-эль. Нет ничего невозможного в том, что какой-либо глава колена Иаковлева на время достиг верховной власти в это смутное время. Это удивительным образом согласуется со вступлением колена Иаковлева в Египет, долженствовавший произойти около этого времени. Если это справедливо, то евреи в Египте составляли только часть бедуинских союзников Кадеша или гиксосской империи, и их присутствие обусловило отчасти верное предание, что гиксосы были пастухами, а также натолкнуло Манефона на его неприемлемую этимологию второй части слова. Равным образом, и наивное предположение Иосифа, отождествляющего гиксосов с евреями, может, таким образом, заключать долю правды, хотя и случайной. Однако, делая такие предположения, следует вполне отдавать себе отчёт в их рискованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Когда наступила тридцатая годовщина назначения Тутмоса I наследником престола, бывшая в то же время тридцатой годовщиной его коронации, он отправил своего верного архитектора Инени в гранитные каменоломни у первых порогов за двумя обелисками для предстоящих торжеств Хебсед, или тридцатилетнего юбилея. В барке длиной более 200 футов и шириной в одну треть длины Инени спустил огромные обелиски вниз по реке до Фив и поставил их перед пилонами Карнакского храма, им же построенными для царя. На одном из них, стоящем и сейчас у храмовых врат, он начертал царские имена и титулы, но, прежде чем он начал надпись на втором, произошли неожиданные перемены, вследствие чего обелиск так и остался без имени Тутмоса I. Фараон был теперь стариком, и его притязания на престол, успешно поддерживаемые им до того времени, вероятно, потерпели ущерб вследствие смерти его жены, царицы Яхмос, которая одна давала ему серьёзное право на корону. Она была преемницей и представительницей древних фиванских князей, сражавшихся с гиксосами и изгнавших их, и существовала сильная партия, считавшая, что одна только эта линия имела право на царские почести. Яхмос родила Тутмосу I четверых детей – двух сыновей и двух дочерей, но оба сына и одна из дочерей умерли в юности или в детстве. Оставшаяся в живых дочь Хатшепсут была, таким образом, единственным отпрыском древней линии 61 , и настолько сильна была легитимная партия, что она заставила царя за много лет перед тем, приблизительно в середине его царствования, назначить её своей преемницей, несмотря на национальное нерасположение подчиняться правлению Царицы, проявлявшееся в течение всей египетской истории. В числе других детей Тутмос I имел двух сыновей от других жён: один, ставший позднее Тутмосом II , был сыном принцессы Мутнофрет, а другой, позднее Тутмос III, родился от неизвестной наложницы царя по имени Исида. Конец царствования Тутмоса окутан глубоким мраком, и восстановление его не лишено трудности. Следы семейных раздоров, сохранившиеся в письменах на стенах храмов, недостаточны для того, чтобы мы могли спустя 3500 лет проследить запутанную борьбу. Смутный период, последовавший за царствованием Тутмоса I, вероятно, обнимает всё царствование Тутмоса II и начало царствования Тутмоса III. Когда горизонт, наконец, проясняется, мы находим Тутмоса III уже давно занимающим престол, если не считать того, что его царствование было прервано вначале на короткое время эфемерным правлением Тутмоса II. Таким образом, хотя царствование Тутмоса III в действительности началось ранее правления Тутмоса II, семь восьмых его протекают после смерти этого последнего, и поэтому обычное счисление лет царствования обоих царей наиболее удобно. Среди смутной борьбы, усеянной романтическими и драматическими эпизодами, проходит жизнь красивой и одарённой принцессы древней линии, Хатшепсут, дочери Тутмоса I. Возможно, что после смерти её братьев её повенчали со сводным братом, сыном наложницы, которого мы должны называть Тутмосом III.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

«Един есть Бог все сотворивший и все совершивший, приведший все из ничего в бытие. Он все объемлет будучи необъятен и не может быть ни словом определен, ни умом постигнут. 52 «Поддерживайте себя взаимно и не пользуйтесь одни творениями Божиими, но щедро раздавайте нуждающимся» («Nolite soli quae a Deo creata sunt accipere infrunite, sed date etiam eis qui dehabent»; Вид. III, 9. 54 В Вид. III, 1, обращает на себя внимание разговор олицетворенной в образе старицы Церкви с Ермой, которая на замечание Ермы о том, что «пусть прежде сядут пресвитеры» повелела сесть ему. «Я тебе говорю, сказала она, садись». – О возможности дальнейшего откровения в церкви при мире и единомыслии верующих в латинском текст выражено так: et alia quidem nuntiabit, si ex totis praecordiis pacem habueritis in vobis». 55 Относительно «Пастыря Ермы» см. Ириней, прот. ересей (кн. IV, 20, 2); Ориген «О началах» кн. I, 3, 3; II, 1, 5; III, 2, 4; IV, 11; Климент Александрийский , «Строматы»: I, 17, 29; II, 1, 9, 12; IV, 9; VI, 6, 15, Евсевий, Церк. Ист. III, 3; III, 25; V, 8. Ириней и Климент Александрийский относили Пастыря к книгам священного писания. Ориген выражает свое мнение, что это сочинение не только весьма полезно, но и богодухновенно: «Puto tamen, quod Hermas iste sit scriptor libelli illius, qui Pastor appeatur, quae scriptura valde mihi utilis videtur et ut puto divinitus inspirata». Евсевий упоминает, что это сочинение было читаемо в церквах всенародно и предание говорит, что им пользовались самые древние писатели. – Иероним (de vir ill., 10) говорить, что автор Пастыря Ерма был тот, о котором упоминает апостол Павел в своем послании к Римлянам. Из отзыва Тертуллиана в его сочинении «De oratione», 16 (напис. до 203 года) видно, что сочинение Пастырь читалось в Карфагене по латыни и имело церковный авторитет. Однако в одном из своих позднейших и последних сочинений «De pudicitia», 10, 20 Тертуллиан , уже разошедшийся с церковью, весьма резко отзывается об этом же сочинении, но при этом замечает, что более принято в церквах послание к евреям (epistola Вагпавае) нежели Пастырь, и таким образом сам косвенно свидетельствует, что «Пастырь» еще не совсем утратил свое церковное значение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Вот почему купание воспрещалось во время аскетических подвигов, предписанных перед празднованием в честь времен года: Katyayana, V, 2, 21. (Katyayana – Srautasutra издана Вебером в третьем томе его «Белой Яджурведы», другое издание, с комментарием Каркачарьи – Benares, 1903 sqq.). По тем же соображениям готовившиеся к браминскому званию за год до посвящения (Gobhila. III, 1, 20–22) переставали купаться, чесать волосы, омывать ноги, чистить зубы (этот род чистоты особо старательно выполнялся индусами и перешел так же к джайнам и буддистам: в инвентарь «ничего не имеющих» полагалась зубочистка!) Получавшаяся от такого «подвига» грязь считалась типичным признаком аскета: так, в одном тексте протестующим против внешнего подвижничества, грязь поставлена на первом месте: «какая цена в грязи, в коже (заменяющей одежду), в бороде, в аскетизме?» (Aitateya – Brahmana. VII, 13). Сходным образом бритье и стрижение волос, нормальное в обычном быту и получившее особое священное значение в смысле пострига, воспрещалось в важные моменты жизни, в сроки и периоды, когда упразднялось и омовение: так – царям в течение целого года после коронования, когда им приписывалось только стирать с себя пыль и грязь, и слегка укорачивать волосы: Satap. Br. V, 5, 3, 1–2 и Katyayana. XV, 8, 28. Сходные правила для учеников браминов – Gobh. III, 4, 24 и Sankhayana III, 1, 2. 90 Напр. днем стоять неподвижно (Gobh. II, 10, 45 и III, 2, 31, 18), а ночью сидеть со скрещенными ногами (Baudh. II, 10, 18, 15, 17, 19. Gobh. III, 2, 31, 19. Ссуществовал особый вид «покаянного стояния» – Sankhayana. VI, 5, 12. О трудных позах у аскетов – см. ниже. 102 Подвижники из низших слоев общества встречались, однако, по видимому, редко: см. Fick. Die socialen Gliederunden im nordostlichen Indien zu Buddha’s Zeit. Kiej. 1897. 51, но все таки встречались: напр. Jatakam. IV, 392, (Fausboll) – даже из чандал. 110 В Махабхарате (XII, Adh. 351, 73 – v. 13711, Йога называется, вместе с Самкхьей, «вечной», приравниваясь по древности чуть не к Ведам.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

В момент восшествия Льва на престол Византия переживала один из критических периодов своей истории. Помимо ужасающей внутренней смуты, вызванной борьбой императорской власти с представителями византийской аристократии, особенно давшей себя почувствовать со времени первого низвержения Юстиниана II, арабская опасность с востока приближалась к столице, напоминая, но в гораздо более угрожающих формах, семидесятые годы VII века при Константине IV. Арабские сухопутные войска, еще при двух предшественниках Льва III, прошли через всю Малую Азию на запад и заняли Сарды и Пергам, недалеко уже от побережья Эгейского моря. Несколько же месяцев спустя после вступления Льва в Константинополь, т. е. в 717 году, арабы, двинувшись из Пергама на север, дошли до Абидоса на Геллеспонте и, переправившись через него на европейский берег, быстро оказались под стенами столицы. В то же время сильный арабский флот, из 1800 судов различного типа, как сообщают византийские хроники, пройдя через Геллеспонт и Пропонтиду, приблизился к столице с моря. Началась настоящая осада Константинополя. Однако Лев, высказав блестящие военные способности, сумел прекрасно подготовить столицу к осаде. «Греческий огонь», как и прежде, при искусном пользовании производил опустошения среди судов арабского флота, а необыкновенно суровая зима с 717 на 718 год и голод окончательно расстроили мусульманские войска. В силу договора со Львом III и ввиду собственной опасности болгары также боролись во Фракии с арабами и наносили им тяжелый урон. Год с небольшим после начала осады арабы удалились из-под Константинополя, который был спасен энергией и талантом Льва III. Первое упоминание о цепи, преграждавшей путь в Золотой Рог вражеским судам, сделано в связи с этой осадой. Историки придают очень большое значение неудаче мусульман в попытке захватить Константинополь. Лев III своим успехом спас не только Византию и восточно-христианский мир, но также всю западноевропейскую цивилизацию. Английский историк Дж. Б. Бьюри называет 718 г. «вселенской датой» (an oecumenical date). Греческий историк Ламброс сравнивает эти события с персидскими войнами в Древней Греции и называет императора Льва Мильтиадом средневекового эллинизма. Если Константин IV остановил арабов под Константинополем, то Лев III окончательно заставил их повернуть. Это было последнее нападение арабов на «богохранимый» город. Если посмотреть с этой точки зрения, победа императора Льва приобретает всемирно-историческое значение. Экспедиция арабов против Константинополя, также как и имя Масламы, оставили значительный след в позднейшей исламской легендарной традиции. Имя последнего связывается также с мечетью, которую, как говорит традиция, он построил в Константинополе. 641

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Он начинает с того, что мстит той, которая опекала его, и вытравливает, насколько возможно, всякую память о ней, уничтожая статуи, свитки и надписи с именем царицы. 68 Тутмосу III придётся совершить 17 походов против Сирии, чтобы положить конец мятежам, но ему не удастся одержать победу над Митанни. В конце концов Митанни и Египет будут связаны рядом договоров, основанных на заключённых браках. 69 Проявляя волю и упорство, Тутмос III возобновляет военные действия в Нубии и доходит до четвёртого порога, присоединив к Египту практически всю страну. На Востоке он одерживает победу в Палестине у Мегиддо, затем поднимается к северу, захватывает на побережье Библ, чтобы иметь возможность доставлять товары морем, и, совершив 18 походов, переходит Евфрат. 70 Завоеванные Тутмосом III территории становятся протекторатами. Власть в них принадлежит местным правителям, которые остаются верны фараону. Добыча обогащает страну: лес и ценные материалы используются на строительстве дворцов. 71 Тутии, военачальник Тутмоса III, герой событий, происшедших в 1475 г. до н.э. во время одного из сирийских походов, не мог овладеть Иоппией, где томились в заточении пленные египетские воины, и тогда он пустился на хитрость. Он выманил правителя Иоппии из города, захватил его и заковал в цепи. Затем спрятал две сотни воинов в больших корзинах и приказал колесничему правителя вернуться в город в сопровождении воинов, которые понесут корзины, якобы предназначенные для супруги правителя. Ворота города открываются, воины с копьями и верёвками выскакивают из корзин, освобождают пленных египтян и жителей Иоппии. 72 Гений, проявившийся в некогда скромном жреце, чтобы осуществить это впервые в истории, заставляет нас вспомнить Александра и Наполеона. Тутмос создал первую подлинную империю и является поэтому первой мировой личностью, первым мировым героем. 73 Из обелисков Тутмоса III один находится на набережной Темзы в Лондоне, другой – в Центральном парке в Нью-Йорке. 74 Амон (букв, «сокрытый», «потаённый») – в египетской мифологии бог солнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

143 Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 92–94. Сравн. Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 54–56. 144 Hall. Theological outlines. Vol. III. 1895. Pg. 56–57. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 82–83. Сравн. Stone. Op. cit. Pg. 87–92. 145 Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 167–171. Сравн. Percival. Op. cit. Ibid. Сравн. Stone. Op. cit. Ibid. 152 Hall. Op. cit. Vol. III. Pg. 57. Сравн. Percival. Op. cit. Pg. 99–100. Что касается объективной стороны оправдания, то в ней, по воззрению представителей американско-епископальной церкви, следует различать: а) действующую причину (efficient cause), каковой причиной оправдания является милосердый Бог, запечатлевающий нас Св. Духом обетований, Который (Дух Св.) есть залог нашего наследия ( Ефес. 1:13–14 ; Тит. 3:5, 7 ); b) заслуживающую причину (meritorious cause), каковой причиной является Сын Божий, заслуживший оправдание для людей чрез Свое послушание до смерти за грехи человечества; с) инструментальную причину (instrumental cause) оправдания, каковой причиной является таинство крещения ( Тит. 3:5 ) и прославленное человечество И. Христа и наконец d) финальную причину (final cause) оправдания, каковой причиной является „слава божественная и вечная жизнь». Hall. Theological outlines. Vol. III. Pg. 57–58. Сравн. Percival. A digest of theology... Pg. 97. 154 Stone. Outlines of christian dogma. Pg. 223–227. Признавая лишь вышеизложенное учение об отношении благодати к свободным силам человека догматом, представители американско-епископальной церкви в качестве научно-богословской истины признают установление различных видов божественной благодати, напр. gratia gratis data, т. е. благодать, дарованную для пастырского служения (for the ministry of grace) и следовательно для устроения спасения других людей, и gratia gratum faciens, т. е. благодать, дарованную для личного спасения самого получившего ее. Эта благодать есть или gratia habitualis или gratia actualis. Под первою следует разуметь благодать, формально изменяющую состояние (habitus) человека и его отношение к Богу, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Keren...

В 1841–1846 гг. обучался в Императорском училище правоведения. В 1859 г. защитил магистерскую диссертацию «К реформе гражданского судопроизводства». В 1859–1865 гг. Победоносцев занимал кафедру гражданского права в Московском университете. В те же годы (с 1861 г.) он преподавал законоведение великим князьям цесаревичу Николаю Александровичу, Александру Александровичу (Императору Александру III) и Владимиру Александровичу. В начале 1860-х состоял членом комиссий, готовивших проекты документов для судебной реформы. С 1865 г. член консультации Министерства юстиции; в 1868 г. – сенатор; в 1872 г. – член Государственного Совета. В апреле 1880 г. назначен обер-прокурором Святейшего Синода; в том же году – членом Комитета министров. Вскоре после гибели императора Александра II выступил как лидер консервативной партии в правительстве нового царя; как ближайший советник Александра III явился автором Высочайшего манифеста от 29 апреля 1881 г., провозглашавшего незыблемость самодержавия. Победоносцев играл ведущую роль в определении правительственной политики в области народного просвещения, в национальном вопросе, а также внешней политике. Он был автором и активным проводником реформы церковно-приходского образования, при котором, согласно его идеалам, учащиеся начальной школы должны были усваивать начала веры и нравственности, верности царю и отечеству, а также получать «первоначальные полезные знания» 310 . Если к концу царствования Александра II в России числилось 273 церковно-приходские школы с 13035 учащимися, то в 1902 г. имелось уже 43696 таких школ с 1782883 учащимися 311 . Победоносцев считал Ф.М. Достоевского близким приятелем и называл его горячим проповедником основных начал веры, народности, любви к отечеству. В ночь с 8 на 9 марта 1901 г. на него было совершено покушение, однако злоумышленник промахнулся. В начале 1900-х Победоносцев решительно выступал против реформы церковного управления, расширения веротерпимости, созыва поместного собора. 19 октября 1905 г. Победоносцев вышел в отставку после появления известного Манифеста от 17 октября 1905 312 , однако уволен он был с оставлением в должностях члена Госсовета, статс-секретаря и сенатора.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010