Могу расширить: лазать по горам — дело препаршивое, по причине духовной пагубности и опасности для жизни лазающего. У нас громадный свод агиографии. Будьте любезны, уважаемые защитники козлопрыгания по камням, расщелинам и пропастям, приведите хоть один пример из жизни подвижников, говорящий о том, что для лицезрения красоты мира надо взобраться на гору. Нет таких примеров! Таланты надлежит приумножать, а тот, кто рискует Божьим даром — здоровьем и жизнью, — подобен рабу, закопавшему свой талант в землю. III. Прихожане Александровна Умерла Александровна. Преставилась. Проснулась утром, попросила у Степана (мужа своего, старосты нашего храма) просфорку и водички свяченой, скушала и, тихонько закашлявшись, — захрипев, — отошла ко Господу. В прошлое воскресенье причащалась, в четверг соборовалась, и в субботу на службе была, подпевала на клиросе. Соседку просила: — Ты ж, Ольга, готовься на Пасху артос печь. У меня уже сил не остается. Я приехал утром на службу, а Степан Филиппович у паперти стоит и говорит: — А Александровны не будет сегодня. А я, даже когда его заплаканного увидел, не понял толком. Подумал сначала, что болезнь одолела… Болела, болела в последнее время Валентина Александровна. Чуть более года назад кардиологи сказали, что у нее серьезные неполадки с сердцем, и надо делать операцию. Хотя безусловно благополучного исхода не обещали. Дорого эта операция стоит. Очень дорого для нашей местной жизни — тысячу долларов. Дети сказали, что соберут эту сумму, а мать не согласилась. И не потому, что не хотела копейку от детей забирать. Сказала просто: — Сколь даст Бог прожить, столько и надобно. Александровна — одна из зачинательниц нашего прихода. После 36-летнего перерыва, когда закрыли, а потом и разрушили старый храм, начали они с мужем да еще с десятком верующих по начальствам бегать, приходскую жизнь возобновлять, новый храм строить. Не без ее стараний и молитв и меня определили в Ребриково настоятелем. Увидели молодого и неопытного в городском храме и — к Владыке. Так и «оженили». Первый год все сбежать хотел, да такие, как Александровна, не отпустили.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-upravit/

В Москве пройдет торжественная презентация портрета великого князя Сергия Александровича Москва, 3 февраля 2014 г. 4 февраля в 15.00 Государственный Исторический Музей совместно с Фондом " Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество " (ЕСПО) при участии Мэрии Москвы проведет торжественную презентацию картины " За Чтением. Портрет Великого князя Сергия Александровича. 1886 г. " кисти Карла Викентьевича Лемоха - известного русского живописца и графика, одного из учредителей Санкт-Петербургской артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок, сообщает Синодальный информационный отдел . Действительный член Императорской Академии художеств Карл Лемох преподавал рисование детям императора Александра III, в том числе цесаревичу Николаю и Великой княгине Ольге, сохранившей увлечение живописью на всю жизнь. Работа была приобретена для своей коллекции Фондом " Елисаветинско-Сергиевское общество " и теперь будет представлена широкой общественности в рамках заключительной недели выставки " Романовы. Портрет династии " , которая проходит в Выставочном комплексе Исторического музея в Музее Отечественной войны 1812 года и продлится до 10 февраля. В рамках торжественной презентации портрета в выставочном комплексе ГИМа будет анонсирована " Елисаветинско-Сергиевская программа " , разработанная по инициативе Фонда ЕСПО при поддержке Правительства Москвы, реализация которой была начата в 2013 г. Целью программы, рассчитанной на 2013-2015 гг., является возвращение имени Великого князя Сергия Александровича российской истории, восстановление исторической правды о его заслугах на службе Москве и Отечеству. В 2014 году программа будет посвящена 150-летию со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны - супруги Великого князя Сергия. Великая княгиня внесла значительный вклад в дело милосердия и благотворительности Москвы, особенно в годы Первой мировой войны, столетие которой мы вспоминаем в этом году. Создание и патронирование благотворительных комитетов и общин для помощи раненым и их семьям, санитарные поезда, передвижные амбулатории - вот неполный перечень забот и инициатив Великой княгини в годы войны. В рамках " Елисаветинско-Сергиевской программы " на 2014 год планируется масштабно освятить тему милосердия в Первой мировой войне; провести ряд конференций и открыть выставку, а также отметить 150-летие Красного Креста, одно из отделений которого возглавляла Елисавета Феодоровна. 2015 год программы будет посвящен 110-летию со дня трагической гибели Великого князя Сергия Александровича. Одним из главных событий этого года будет установка памятного Креста на месте гибели Великого князя в Кремле - точной копии Креста, выполненного в 1908 г. по заказу Великой княгини Елисаветы Федоровны В.М. Васнецовым.

http://pravoslavie.ru/68127.html

За почти двести лет это был первый правитель, который не только не домогался " любви Европы " , но даже не интересовался тем, что о нём там говорят и пишут. Однако именно Александр III стал тем правителем, при котором без единого оружейного выстрела Россия стала завоёвывать моральный авторитет великой мировой державы. Импозантный мост через Сену в самом центре Парижа, носящий имя Русского Царя, навсегда остался ярким тому подтверждением... Александр Александрович вступил на престол в возрасте 36 лет 1 марта 1881 года. В тот день бомбой террориста был смертельно ранен его отец, который вскоре скончался, а Александр Александрович стал " Самодержцем Всея Руси " . Он не мечтал о короне, но, когда смерть отняла отца, проявил удивительное самообладание и смирение, приняв то, что давалось лишь по воле Всевышнего. С великим душевным трепетом, со слезами на глазах читал он завещание отца, слова и наставления убитого. " Я уверен, что сын мой, Император Александр Александрович, поймёт всю важность и трудность высокого своего призвания и будет и впредь во всех отношениях достоин прозвания честного человека... Да поможет ему Бог оправдать мои надежды и довершить то, что мне не удалось сделать для улучшения благоденствия дорогого нашего Отечества. Заклинаю его, не увлекаться модными теориями, пекись о постоянном его развитии, основанном на любви к Богу и на законе. Он не должен забывать, что могущество России основано на единстве Государства, а потому всё, что может клониться к потрясениям всего единства и к отдельному развитию различных народностей, для неё пагубно и не должно быть допускаемо. Благодарю его, в последний раз, от глубины нежно любящего его сердца, за его дружбу, за усердие, с которым он исполнял служебные свои обязанности и помогал мне в Государственных делах " . Тяжёлое наследство досталось царю Александру III. Он прекрасно понимал, что улучшения в различных областях жизни и государственного управления необходимы, они давно назрели, с этим никто не спорил. Знал он и то, что " смелые преобразования " , которые проводились в 60-70-е годы Александром II, часто порождали ещё более острые проблемы.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Главы 3 и 4 Портал «Богослов.Ru» продолжает публиковать воспоминания Никифора Александровича Ильинского, основная часть которых посвящена Вологодской духовной семинарии. Это ценнейший источник сведений о семинарии, о вологодском духовенстве и о вологодском обществе конца XIX — начала XX в. Статья «Из далекого прошлого». Воспоминания Никифора Ильинского Воспоминания Никифора Александровича Ильинского. Глава 2 Л. 57 Гл[ава] III Никогда, кажется, я не ездил домой с таким радостным чувством, как теперь. Отец ждал нас с понятным волнением и нетерпением. За брата он не боялся, но моя слабость в знании арифметики очень его тревожила, и первый вопрос, когда, по приезде, поздоровались мы с ним, был обращен ко мне: «как арифметика?». «Все слава Богу», — весело и радостно сказал я, а когда он узнал, что я кончил высоко, 3-м, то радости его не было конца. Отдыхать в это лето пришлось мало. Почти каждый день я занимался по несколько часов. Все внимание мое опять было обращено на арифметику. Иногда находило на меня уныние и тревога за будущее, но я старался отгонять от себя эти скучные и неприятные для меня мысли. Село наше в это лето готовилось к встрече Л. 57 об. необычного гостя в лице преосвящ[енного] Феодосия. Когда я приехал домой, то маршрут его поездки был уже получен. Вследствие отдаленности нашего места от епарх[иального] города посещение Вохмы епископом было редкое. До преосвящ[енного] Феодосия в последний раз был на Вохме епископ Христофор в начале 60-х годов. Приезд высокого гостя ожидался с понятным для духовенства беспокойством и волнением. Было известно, что епископ едет со свитой и что он будет служить в нашем селе. За два дня до приезда епископа в нашем селе неожиданно появилась какая-то личность высокого роста в подряснике. Эта личность, нигде не останавливаясь, подъехала к церкви, где в это время находился весь причт. Узнав от сторожа, что все духовенство находится в церкви, он прошел туда и, отрекомендовав себя «заимкой» архиерея,

http://bogoslov.ru/article/6174500

После ничем не отмеченного царствования, продолжавшегося 6 лет, его сменил на престоле в 1161 году до н.э. пятый Рамсес, вероятно, его сын. Разработка синайских копей прекратилась, и последнее имя фараона, найденное там, есть имя Рамсеса IV. Слабые Рамессиды быстро следовали один за другим; спустя несколько лет престолом овладела боковая линия той же фамилии в лице узурпатора, вероятно, внука Рамсеса III, воцарившегося под именем Рамсеса VI после того, как ему удалось свергнуть сына Рамсеса V. Вскоре промелькнули седьмой и восьмой Рамсесы. Все они высекли себе гробницы в Долине Царей, но нам неизвестно ничего об их деяниях. Изредка мрак рассеивается, и мы видим великое государство клонящимся к гибели. Однако при Рамсесе VI гробница Пенно, одного из египетских резидентов в Ибриме, в Нубии, сохранила для нас на своих стенах картину мирного управления, процветавшего там под эгидой египетских чиновников, заменивших местного вождя, правившего в конце XVIII династии. Мы находим, что семейство и родственники Пенно занимают важные должности в той же области; ясно, что египетские фамилии переселялись в Нубию и египтизировали её сильнее, чем когда-либо раньше. Сам Пенно был достаточно состоятелен, чтобы воздвигнуть статую Рамсеса VI в храме в Дерре, построенном Рамсесом II, и обеспечить его доходами с шести земельных участков, за что фараон наградил его двумя серебряными сосудами – отличие, которое благодарный Пенно не преминул запечатлеть на стенах своей гробницы. Со времени смерти Рамсеса III до первых лет царствования Рамсеса IX прошло всего около 25 или 30 лет, и тот же самый верховный жрец в Эль-Кабе, который присутствовал на юбилее Рамсеса III, всё ещё занимал свою должность и при Рамсесе IX; а верховный жрец Амона в Фивах при Рамсесе IX, Аменхотеп, был сыном верховного жреца Рамсеснахта, занимавшего туже должность при Рамсесе III и IV. Должность верховного жреца Амона, которая, по меньшей мере, один раз перешла от отца к сыну в эпоху XIX династии, стала, таким образом, вполне наследственной, и в то время, когда она перешла из рук Рамсеснахта к его сыну Аменхотепу в силу незыблемо утвердившегося принципа теократической преемственности власти, шесть слабых Рамессидов сменили друг друга, причём их могущество и престиж всё убывали, ибо каждый из них боролся за кратковременное обладание шатким престолом.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Уже при Харемхебе мы видим, что деяния царя увековечиваются также, как при XVIII династии. Неутомимый реставратор внутри напоминал и по ту сторону Синайского полуострова, и на юге о могуществе Египта. На 11-м карнакском пилоне изображены вереницы пленных и представлен Пунт с его дарами; в храме в скалах Сильсиле представлены сцены из войны в Нубии. Пояснительные краткие надписи сопровождают обычным образом эти барельефы, иногда влагая в уста изображённых, например пленных послов из Эгейского мира или из Пунта, хвалебные возгласы в честь фараона. Рельефы, изображающие победы Сети I в Азии и в Африке, помещены на северной стене великого Карнакского храма, снаружи гипостиля, по обе стороны боковых врат, в три яруса так, что, идя друг другу навстречу, они заканчиваются у врат сценой принесения в жертву пленных, что как бы указывает на священный характер войн во славу Амона и на религиозную цель изображений – и здесь царь, подобно Тутмосу III, предъявлял богу результаты своих походов. Но он не последовал примеру великого завоевателя, поместившего на стены храма и выдержки из своих «летописей» – тексты при изображениях Сети I, этой самой длинной и обильной галереи египетских барельефов, весьма кратки – это пояснения картин, состоящих в простых названиях городов, имён лошадей и т.п., хвалебные тирады в честь фараона, восклицания воинов, пленных, египтян, встречающих возвращающегося с триумфом фараона и т.п. И только раз, при сцене возвращения из Азии, мы находим несколько строк более обстоятельного повествовательного текста, может быть, заимствованных из начала летописей похода. Зато Сети I понравились речи, вложенные в уста Амону и обращённые к Тутмосу III и Аменхотепу III. Он неоднократно обращается к ним, и в конце рельефов, изображающих поход в Сирию, при сцене с пленными у изображения Амона, в уста бога влагается победный гимн, составленный из них обоих. Сначала приводится списанный с надписи Аменхотепа с прибавлением двух строф: после обращений на четыре стороны света Амон обращается ещё к небу и земле; затем идут как подражание победному гимну Тутмоса III 8 стихов, начинающихся словами: «я даю видеть им твоё величество»...

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Следы вражды между Тутмосом и его женой видны на тех изображениях, где была представлена Хатшепсут: ее фигура и имя почти всегда стерты и сохранились лишь на весьма немногих памятниках. Там Хатшепсут изображена нередко в мужской одежде, иногда даже с подвязанной по египетскому обычаю бородкой и носит мужское имя, как фараон Макара Хнум-Амон. Сначала все шло хорошо; но Тутмос III не допустил жену до государственных дел. и это возмутило ее приверженцев легитимистов; ее партия выдвинула против Тутмоса III его брата Тутмоса II и даже отца Тутмоса I. Тутмос III должен был покориться. – В царствование Тутмоса II вспыхнуло восстание в Нубии; царь его подавил и в честь этого события поставил в Ассуане интересную надпись: «пришли доложить его величеству: «жалкая страна Куш склоняется к восстанию; те, которые находились под властью владыки обеих земель, думают о бунте; египетские уроженцы (колонисты) загоняют скот за стены, которые выстроил твой отец, царь Тутмос I, вечно живущий, во время своих походов для преграды мятежным народам, нубийцам Ину земли Хентинофр; те, которые живут там, на самой жалкой земле Куш, заключают союз». Его величество послал многочисленное войско в Нубию, чтобы ниспровергнуть всех, кто восстал против него и преступил относительно владыки обеих земель. Войско прибыло к жалкому Кушу; оно повергло этих врагов; никого из них не оставили в живых, согласно повелению его величества, кроме одного из сыновей князя Куша, который, как пленный, был доставлен в резиденцию его величества и положен у ног его». После смерти своих соперников Тутмос III снова начал править, на этот раз уже вместе с женой; это продолжалось до смерти Хатшепсут. В это время царица послала экспедицию в страну Пунт, главным образом для потребностей Амонова храма. Таким образом были возобновлены прерванные во время смут и иноземного владычества сношения с дальним югом; тогда нужные для культа бога благовония шли чрез Нубию, так что даже соединились с представлением об этой стране. Изображения этой экспедиции, чрезвычайно интересные, находятся в воздвигнутом Хатщепсут замечательном храме в честь Амона и Хатор в западной части фиванской местности, ныне Дейр-эль-Бахри.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Нередки были в это время на стенах храмов серии барельефов с краткими текстами, а иногда с надписями большого объёма – это как бы иллюстрированные издания на камне исторических или подобных им памятников. Известный нам официальный догмат о непосредственном божественном происхождении царей популяризовался стереотипной серией сцен и надписей, изображавшей чудесное рождение Хатшепсут (Дейр-эль-Бахри) и Аменхотепа III (Луксор), подобно тому, как впоследствии она будет использована Птолемеями. Продолжением её служит коронационная серия, вероятно, также древнего гелиопольского происхождения – в Гелиополь должен путешествовать предназначенный в цари, чтобы получить от Атума диадему и царские имена. Тутмос III этим не удовольствовался – он поднялся за поставлением на самое небо, где коронованный Атумом представился Амону в присутствии Тота и Сефхетабуи, историографов царей. Затем уже следует земная коронация со сценами и длинными надписями: царь-отец собирает двор, объявляет о своём решении короновать наследника; двор и народ признают его и выражают свою радость; всё заканчивается указом жрецам провозглашать пять официальных царских имён. Это стереотипное официальное произведение было известно ещё в эпоху Среднего царства, когда его использовал Аменемхет III в своём храме в Крокодилополе. Высказывалось предположение, что и знаменитая пунтская галерея Хаштепсут в Дейр-эль-Бахри также не вполне самостоятельна и находится в зависимости от изображений и текстов, находившихся в храме Ментухотепа III в той же местности и такого же архитектурного характера. Доказать это не представляется возможным, во всяком случае барельефы храма Дейр-эль-Бахри. изображающие их тексты, представляют один из самых важных культурно-исторических памятников человечества. Литературный интерес их также велик. Здесь и в слове, и в образе представлено отправление египетского флота, тропическая Африка с её населением, жилищами и произведениями, принесение последних Амону и т.п. Здесь же и две больших надписи от имени царицы и бога Амона, обменивающихся приветствиями, причём в уста бога влагаются сведения о прежних сношениях с Пунтом. Таким образом, перед нами как бы драма, увековеченная на стенах храма, где переданы и разговор моряков, и приветствия африканцев, и речи царицы, и благосклонные вешания божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Кажется, об этом походе повествует плохо сохранившаяся надпись в Бубасте. Она по стилю напоминает карнакские анналы Тутмоса III: и здесь военный совет, речь царя, выступление в день коронации и т. п. Спокойные времена позволили царю усиленно заняться его любимым делом – постройками храмов и иных сооружений; ему принадлежат, между прочим, знаменитые Мемноновы колоссы в Фивах и сфинксы, находящиеся на набережной в Ленинграде. Ближайшим его помощником в строительной деятельности был архитектор Аменхотеп, сын Хапу, память о котором очень долго сохранялась в Египте, как о великом мудреце. Впоследствии он был причислен к богам, и Иосиф Флавий приводит цитату из Манефона, где этот Аменхотеп выставляется советником царя в духовных делах, виновником изгнания прокаженных, автором пророчества о грядущих бедствиях; он называется «причастным божественного естества, вследствие мудрости и прозорливости». Греки называли его Аменофисом, сыном Паапия, и даже приписывали ему продукты собственной мудрости: в Дейр-эль-Бахри найден известковый остракон, по палеографии III в. до н. э., с греческим текстом, содержащим в себе гномические изречения, озаглавленные Αμενωδςυ υποδηχαι изречения, якобы Аменофиса, но выдающие свой греческий характер. В Карнаке найдена посвященная им статуя, где рассказывается об его служебной карьере и заслугах по исполнению царских строительных работ. Вообще, как архитектура, так и скульптура, а также мелкое искусство и ремесла достигли в это время высокой степени изящества. Большие богатства, скоплявшиеся у подножья фиванского бога, расширение кругозора у покорителей культурной Азии, обширные торговые сношения, захватывавшие греческие острова, обусловили подъем вкуса, разнообразие художественных форм, увеличение спроса и художественных потребностей. От Аменхотепа III сохранились большие скарабеи, служившие ему как бы памятными медалями по поводу разных выдающихся событий; так, на них говорится о его женитьбе на Тии (она была первой царицей, хотя и происходила из простого звания), затем на дочери царя Митанни, Гилухипе; об охотах, которыми Аменхотеп III очень любил заниматься; скарабеи были приготовлены и в память торжественного открытия увеселительного озера в 3 700 локтей в честь Тии.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

1002 Древнелат. перевод этот класс мудрецов и называет philosophi; в греческом переведено ( μγοι) в славянском – волхвы. 1003 В Вавилоне существовали особые оракулы, к которым сами цари нередко посылали вопросить об исходе того или другого важного предприятия, о судьбе своей и царства, и т. п.; были оракулы разных богов (Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek В. III – 2. Hälfte. S. 65, 85, 91). 1004 В библиотеке Ассурбанипала найдена книга, содержащая гимны богам, – гимны, которым приписывали сверхъестественную и таинственную силу; вероятно, их произносили «асафим» при сообщении народу своих предсказаний, полученных якобы от божества (Vigouroux. Die Bibel und die neueren Entdeckungen. Uebers. Ibach. IV. B. S. 393). 1006 Так объясняется и само название ( ) от ( ) – дуть; (Kranichfeld, S. 73). Упоминания ассиро-вавилонских клинообразных надписей о пророках, изрекающих «божественную волю» (Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek. В. III – 1. H., S. 31; В. II, S. 51), и о «заклинателях змей» (ibid., В. III – I. Н., S. 147), по всей вероятности, относятся к «асафим». 1007 Название ( ) происходит от ( ) – чародействовать (Kranichfeld. S. 73). Бертольд почему-то переводит его «наблюдатели солнечных затмений и фаз луны», считая «мекасфим» астрономами (Bertholdt. Daniel. II . Hälfte. 1808. S. 837). 1008 Ассиро-вавилонские клинообразные надписи упоминают о «заклинателях с помощью волшебных трав» и «вызывателях умерших» (Schrader. Keilinschriftliche Bibliothek. В. III – I. Н. S. 31–33), принадлежавших, нужно думать, к разряду «мекасфим». 1009 В одной из книг клинообразной библиотеки Ассурбанипала содержатся разного рода заговоры, описания магических приемов, рецепты всевозможных снадобий, которыми, по всей вероятности, пользовались «мекасфим» как при волхованиях своих вообще, так в особенности при лечении больных (Vigouroux. Die Bibel und die neueren Entdeckungen. Uebers. Ibach. IV. B. S. 393) 1011 По Диодору Сицилийскому, халдеи в Вавилоне занимали такое же положение, как жрецы в Египте (Историч. библиотека. Пер. Алексеева. Ч. I. Стр. 207); Геродот же прямо называет халдеев жрецами (История. Пер. Мищенка. Т. I. Стр. 93).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pesocki...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010