Хотя левая общественность, левые интеллектуалы – они к реабилитации Наполеона III относятся до сих пор очень негативно. -  А к Наполеону I они как относятся? Спокойно, как к Александру Македонскому? -Они относятся спокойно, но первое время, когда была III республика  - они настороженно относились, потому что культ Наполеона I , его дяди, был очень легитимирующим моментом для Наполеона III. Но после отношение к Наполеону  I  меняется – среди правых он всегда был популярен, а среди левых меняется. Потому что он великий полководец, а после него таких военных успехов Франция не достигала. А после 1 мировой войны  Наполеон III вообще проигрывал все войны. Любопытно, что в России, в отличие от Франции, среди революционеров главные положительные фигуры – это всегда якобинцы. Я не знаю ни одного в России серьезного исследования или литературного произведения, где бы были положительно выведены, например, жирондисты. Или Мирабо. Всегда был культ якобинцев. - Да, в особенности для советской историографии свойственен был такой якобиноцентризм, повышенное внимание к якобинцам. Оно шло с первых лет советской власти, когда якобинцев рассматривали как предтеч большевиков. Ну, и в большевистской традиции у Ленина есть, где меньшевиков называют жирондистами , а большевики–« якобинцы нового времени». После 1917 года, после установления советской власти часто апеллировали к якобинцам потому, что больше не к кому было апеллировать. К Марксу и Энгельсу можно было, но Маркс и Энгельс считали, что революция должна произойти в наиболее развитой стране, которой Россия не являлась. На что меньшевики большевикам указывали. Т.е. меньшевики были больше марксистами, чем большевики в данном отношении. На исторический опыт России опираться было нельзя, потому что  он отвергнут, как проклятое прошлое. Оставалось лишь опираться на традиции французской революции, Парижской коммуны – здесь как раз наиболее радикальных революционеров поднимают на щит, о них много пишут. Интересно, что  уже в 1918 году пытались в Александровском саду поставить памятник Робеспьеру, правда, он через несколько дней  рухнул, судя по всему - от мороза.

http://radonezh.ru/analytics/kak-revolyu...

«По настоянию братьев наступал уже день исследования, и мы занялись бы его (Новата) делом, но он предварил суд священников произвольным удалением» 351 . Таковы исторические свидетельства о соборном судопроизводстве III-ro века. Очевидно, что на основании только этих свидетельств нельзя составлять заключение о несовершенстве или неразвитости соборного процесса III-ro века, равно как, с другой стороны, и нет возможности составить полный его образ. Но, судя по позднейшим свидетельствам церковного законодательства и судебной практики, нельзя сомневаться в том, что в III-м веке точно действовал определенный порядок судопроизводства, по крайней мере, относительно главных и существенных его моментов. В самом деле, если уже в начале IV-ro века папа Юлий и святой Афанасий так ясно изобличали уклонения от канонического судопроизводства, допущенные Тирским собором 352 , то очевидно, что это каноническое судопроизводство в то время было уже хорошо известно всем этим лицам и что оно было выработано в более раннее время, так что в IV веке было уже обычным. Во всяком случае, совокупляя доселе представленные данные относительно церковного судопроизводства II и III-ro веков, мы получим следующие общие положения его: 1) В церковном судопроизводстве различаются две формы: простейшая, состоящая в склонении подсудимого к самообличению и имеющая целью врачевание согрешившего. К этой же форме судопроизводства подходит и исследование гражданских тяжб, направленное, главным образом, к примирению тяжущихся. Затем – более сложная форма обвинительного производства, выдерживающая три основных момента в движении процесса: а) исследование личности обвинителя, свидетелей и обвиняемого; б) судебные состязания и поверка доказательств обвинения и защиты; в) постановление приговора и назначение наказания подсудимому или обвинителю, не доказавшему своего обвинения. 2) Относительно личности обвинителя на церковном суде имеют место ограничения, касающиеся его вероисповедания – он не должен быть еретик – и его нравственных качеств.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

95 . Кроме того, в пользу фонда поступают так называемый „бир“ (сбор с каждого дома в пользу духовенства натурой), взимаемый с прихода временным заместителем умершего вдовым и бездетным священника, таксы с грамот ставленнических, проценты с капитала, завещания и добровольные пожертвования. Сообразно с количеством и временем делаемых взносов выдаётся семьям умерших священников и диаконов соответствующая пенсионная сумма: до 15 лет: I кл. 800 дин., II – 600, III – 400, IV – 300, V – 240; от 15 до 25 лет: I – 1000 дин., II – 750, III – 500, IV – 375, V – 300; от 25 – до 35 лет: I – 1200, II – 900, III – 600, IV – 450, V – 360; от 35 лет и далее: I – 1400, II – 1050, III – 700, IV – 525, V – 420 96 . Общее годичное собрание сербского священнического общества в 1892 г. происходило 20–23 августа в г. Нише, в присутствии 260 священников. В приглашении главного комитета на это собрание обозначены следующие, подлежавшие обсуждению, вопросы: 1) избрание администрации, 2) отчёт главного комитета о своей деятельности и о состоянии кассы общества и избрание ревизионной комиссии, 3) отчёт редакционного комитета о своей деятельности, 4) изменения и дополнения правил общества, 5) о проповедничестве, 6) о монастырях, 7) избрание главного и редакционного комитета, 8) назначение места для следующего общего собрания и 9) предложения отдельных членов общества. На заседаниях главного комитета и подкомитетов, а равно в периодической духовной печати сербской за 1892 год затрагивались и обсуждались между прочим следующие вопросы: об обеспечении материального быта духовенства, о преобразовании семинарии, о преподавании закона Божия в средних и основных школах, об устройстве церковных домов и библиотек при церквах, о поднятии благосостояния и значения сербских монастырей 97 и т. д. Остановимся на некоторых из этих вопросов. Уже с самого открытия священнического общества много раз говорено было и писано о необходимости обеспечения материального быта сербского духовенства, неоднократно составлялись в этом смысле проекты для внесения их в государственный совет и народную скупштину.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Большинство исследователей не замечают участия Б.А. Тураева в Императорском Православном Палестинском обществе. Это происходит, видимо, из-за того, что он состоял во многих научных обществах 61 , а его участие в Палестинском несколько меркнет перед всем объемом научных работ, которые организовывал Тураев на Востоке. Хотя Б.А. Тураев с марта 1910 г. состоял действительным членом Палестинского общества, с 18 августа 1912 г. – пожизненным действительным членом, а 9 апреля 1917 г. был избран в члены Совета общества. Православное общество видело большую часть своей деятельности в организации паломничества на Святую Землю, а Борис Александрович видел Палестинское общество и как научный и просветительский орган. Он участвует в тарелочном сборе средств на нужды общества 62 , трудится над изданием просветительской литературы от Общества 63 . Б.А. Тураев Участвует в переезде канцелярии, библиотеки и книжного склада Общества по новому адресу 21 мая 1917 г., который сопровождался литургией и молебном 64 . В конце 1911 г. как эксперт, ведущий специалист в области египтологии и человек, приложивший немало усилий для приобретения коллекции В.С. Голенищева 65 , с которым его связывала давняя совместная научная работа и дружба 66 , Тураев был приглашен в Музей изящных искусств Александра III на место хранителя этой коллекции создателем и директором музея И.В. Цветаевым. Согласно их переписке, это была некоторая жертва со стороны Бориса Александровича. Ему пришлось отказаться от нескольких должностей в Петербурге, а вместе с ними и от заметных для него доходов. Он почти еженедельно ездил в Москву 67 , а в начале 1912 г. музей Александра III становится постоянным московским адресом Б.А. Тураева 68 . На открытие музейной экспозиции 31 мая 1912 г. приехали супруга и мать Бориса Александровича 69 . Здесь же, прямо в залах музея, Тураев читал лекции по истории Древнего Востока и египтологии. Вот как отозвалась об этих лекциях его московская ученица Тамара Николаевна Бороздина: «Я никогда не забуду этого удивительного руководства, полного глубины, желания всячески помочь и облегчить встречаемые трудности, а также глубокую радость, когда ученик справлялся со своей задачей. Все свои знания, свой богатый опыт Борис Александрович отдавал ученикам. Как искренно хлопотал он, чтобы добыть ту или иную книгу или какой-нибудь материал, необходимый для них» 70 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/b...

К.П. Победоносцев и его корреспонденты. Т. 1 Содержание Предисловие От редакции 1878 год 1879 год 1880 год 1881 год 1882 год 1883 год Примечания к письмам и запискам.     Предисловие Пишущий эти строки не принимал никакого участия ни в подборе документов, вошедших в состав настоящего сборника, ни в их редактировании. Он увидел впервые сборник набранным, сверстанным и на 2 / 3 напечатанным. Честь быть его редактором он должен поэтому решительно от себя отклонить. Нижеследующее – заметки первого, по времени, читателя этой книги. Он может сказать последующим читателям, что перед ними книга исключительного интереса и значения. На основании сборника можно было бы написать еще один том – о России времен Александра III. Суть здесь даже не в самом Победоносцеве и том, что он писал – хотя тут имеются весьма колоритные образчики этого, не бесцветного, пера. Взять хотя бы письмо от 30 марта (ст. ст.) 1881 г., где новейший Полоний изливает перед новым царем весь свой «ужас» при мысли, что Перовская и Желябов могут быть помилованы. Дело, конечно, не в том, что Победоносцев сладострастно жаждал виселиц. Письмо было, несомненно, пробным шаром. Александр III еще висел в пространстве между «конституцией» – фактически подписанной уже его отцом – и самодержавием в старых формах. В сторону первой его тянули министры Александра II, с Лорисом во главе – он порвал с ними лишь после 21 апреля ст. ст. В сторону второго – Победоносцев и начавшая группироваться около него камарилья. Помилование было бы символом торжества первой группы: войти в «конституционную эру» в предшествии пяти виселиц было бы уже совсем странно. Беспощадное исполнение приговора ручалось за то, что и вообще уступок не будет. Лиха беда начало. Нужно было прощупать настроение колеблющегося царя – и кстати нажать на него в самом чувствительном пункте. И то, и другое удалось блестяще. «Что все шестеро будут повешены, за это я ручаюсь», написал на письме Победоносцева Александр Александрович. Но изучать «придворную дипломатию» Победоносцева удобнее в общей связи его переписки с Александром III. Настоящий сборник дает и меньше, и больше того, что нужно для этой конкретной цели. В нем не все письма Победоносцева к Александру III – не можем судить, все ли и письма последнего. Центрархив издает полностью письма первого, и изучающему эту сторону дела придется возиться с двумя книжками. Это очень жаль, конечно, и может служить иллюстрацией того, к чему ведет неполная централизация архивов: существуй у нас попрежнему ведомственные архивы, таких параллелизмов было бы без конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Уже во дни моего отца владычица ходила в эту землю, и как тогда ее чтили, так да почтит ее теперь мой брат в десять крат больше, и да отошлет и вернет ее в радости. Да сохранит Истар, владычица небесная, моего брата и меня на сто тысяч лет и да подаст она нам обоим великую радость. Да живем мы в добром согласии – Истар для меня – моя богиня, а для моего брата она не его божество». Культурно-исторический интерес этого письма весьма велик, а факты, сообщаемые им, не стоят особняком. Очевидно, в Египте веровали в силу Истар, и последние строки имеют целью в вежливой форме предостеречь от присвоения идола. Однако, он не помог против болезни, и Аменхотеп III умер. Тушратта пишет тогда его преемнику: «никогда отец мой не отказывал мне ни в чем и не причинял мне скорби. Когда Ниммуриа последовал своей судьбе, об этом объявили, и я узнал; я плакал в тот день, сидел ночью, ничего не ел и сокрушался. О, если бы мой брат, любимый мною и любивший меня, был жив!»... И у египтян блестящий и благочестивый фараон был популярен и оставил настолько прочную память, что его именем даже назван месяц таменот, удержавший это название (для марта) и в христианское время. Еще в греко-римскую эпоху в Фаюме справляли культ Аменхотепа III под именем бога Прамарра. Tylor, The temple of Amenhotep III. Fl. Petrie, Six temples in Thebes (раскопки у Мемноновых колоссов и погребального храма Аменхотепа III). В.В.Струве, Петербургские Сфинксы (Зап. класс, отд. И. Р. Археол. общ. VII, 1913). Davies, The tomb of Queen Tiyi. Lond., 1910 (великолепное издание с 35 таблицами). Sethe, Amenhotep, der Sohn des Hapu. Сборник Aegyptiaca в честь Эберса, Wilcken, Zur agyptisch-hellenistischen Literatur (изречения Аменофиса, сына Паяния на греч. яз.) – там же. Rubenson, Pramarres, Aegypt. Xeitschrift, т. 42 (1905). Moller, D. Dekret d. Amenophis, Sohnes d. Hapu SitjungsberichteBepn. академии, 1910. (Надпись из погребального храма, позднего происхождения). Сирия и Финикия под египетским владычеством По всей стране были разбросаны многочисленные города, скорее деревни в стенах или просто замки – «мигдолы» на горах, защищающие местность и часто изображаемые на египетских и ассирийских барельефах.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Так как преклонный возраст давал себя чувствовать, то он назначил своего сына соправителем и запечатлел это событие на стенах храма в Арсиное, в Файюме. После смерти Сенусерта III, последовавшей в 1849 г. до н.э., его сын-соправитель Аменемхет, третий носитель этого имени, вступил на престол, по-видимому, без затруднений. Ряд мирных предприятий в интересах процветания страны и увеличения царских доходов был успешно осуществлён Аменемхетом III. Хотя разработка копей на Синайском полуострове была возобновлена ещё в царствование Сенусерта I, тем не менее иноземные предприятия династии в других местах совершенно превзошли то, что было достигнуто ею здесь. Аменемхету III оставалось улучшить устройство станций на полуострове так, чтобы они стали чем-то более постоянным, а не только простыми лагерями экспедиций в течение нескольких месяцев их работ в копях. Эти экспедиции претерпевали большие неудобства, и чиновник той эпохи описывает испытанные им трудности, когда злой рок судил ему побывать там летом. Он говорит, что «хотя было не время идти в Страну Копей», он отправился туда без отговорок, и невзирая на то, что «возвышенности раскалены летом и горы опаляют кожу», он подбодрял рабочих, жаловавшихся на «злое летнее время», и, покончив с работой, доставил домой больше, чем от него требовалось. Он оставил там плиту с повествованием о своих испытаниях и ободрением для тех из своих потомков, которые могли бы очутиться в подобном же положении. При таких условиях были необходимы постоянные колодцы и цистерны, бараки для рабочих, дома для начальствующих чиновников и укрепления против хищников-бедуинов. Кое-что из этого, возможно, было уже сделано его предшественниками; что же касается Аменемхета III, то он превратил станцию в Сарбут-эль-Хадеме в прекрасно оборудованную колонию для разработки минеральных горных богатств. Он высек в скале большую цистерну и открыл её с помпой в 44 год своего правления. Был воздвигнут храм в честь местной Хатор, и мы видим чиновника сокровищницы отправляющимся туда с приношениями по воде, – факт, свидетельствующий о том, что Суэцким заливом пользовались с целью избежать утомительного путешествия через пустыню.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Скульпторы стали дерзать на несравненно большее и созидали вещи самых внушительных размеров. Статуи Аменемхета III, возвышавшиеся над Меридовым озером, имели, вероятно, 40 или 50 футов в высоту, и мы уже упоминали об алебастровом колоссе номарха Заячьего нома, Тутхотепа, высота которого была около 22 футов. Кроме того, эти колоссы производились теперь в большем количестве, чем когда бы то ни было раньше. Десять статуй Аменемхета I были найдены в его пирамиде в Лиште, а Сихатор, помощник казначея Аменемхета II, с большой гордостью повествует о том, как ему был поручен надзор за работой по изготовлению шестнадцати статуй царя для его пирамиды в Дашуре. Осколки таких колоссов из массивного гранита рассеяны среди руин Таниса и Бубаста; напомним также, что Сенусерт III воздвиг свою статую на южной нубийской границе. При таких условиях царские скульпторы неизбежно работали до известной степени механически и подражательно. Их произведения редко обладают поразительной живостью и строгой индивидуальностью, столь характерными для скульптуры Древнего царства. Давно утвердившиеся каноны сказываются также в понижении индивидуальности работы и манеры скульптора. Мы видим царя, разбирающегося в старых свитках, желая установить форму божества, дабы скульптор мог «придать ему вид, который он имел раньше, когда они (боги) делали статуи на своём совете, с целью установить свои памятники на земле». Отсюда следует, что боги, предполагалось, держали вначале совет, на котором определили точную форму и облик каждой статуи. Форма статуй царя и знати определялась ненарушимой традицией, и искусство Среднего царства уже не обладало больше свежестью и силой необходимыми для того, чтобы принять эти условности и восторжествовать над ними вполне, как это сделали скульпторы Древнего царства. Тем не менее тут и там встречаются портреты, изумительные по силе и индивидуальности, как например, великолепная статуя Аменемхета III в Санкт-Петербурге, голова того же царя в виде сфинкса в Танисе и колоссальная голова Сенусерта III, вырытая из земли в Карнаке.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Такой метод удерживания за собой отдалённых владений едва ли был уместен на пороге могущественного царства хеттов, нации, не способной сдерживать собственных центростремительных сил, постоянно переливавшихся через границу Сирии. Если бы фараону удалось лишить их владений, то стоило бы непрерывных войн в Северной Сирии удерживать хеттов в их старых границах. Сети, быть может, понял изменившиеся условия и то, что приёмы, создавшие империю Тутмоса III, были уже недействительны при наличии в Сирии великой державы. Поэтому тогда же или позже он заключил мирный договор с хеттским царём Метеллой, наследовавшим своему отцу Мерасару. Вернувшись в Египет, Сети посвятил себя мирным интересам, в особенности храмам. Порча памятников в течение переворота Атона была лишь отчасти направлена Харемхебом; отец Сети царствовал слишком недолго для того, чтобы сделать что-либо в этом направлении; поэтому Сети было уже достаточно дела в том, чтобы только восстановить в прежнем виде обезображенные памятники своих предков, что он и сделал с поразительным благоговением. Все крупные памятники XVIII династии, начиная с нубийского храма в Амаде на юге и кончая Бубастом на севере, хранят записи его реставраций с заключительными словами: «Восстановление памятника произведено Сети I». По всем большим каменоломням Египта, в Асуане, Сильсиле, Гебелейне были разосланы его рабочие. Военнопленных эксплуатировали по-прежнему; там же, где он прибегал к труду египтян. Сети I повествует с большой гордостью о гуманном обращении и щедром содержании их. В Сильсиле, откуда добывался песчаник, каждый из многих сотен работавших там каменщиков получал ежедневно около четырёх фунтов хлеба, два пучка овощей и кусок жареного мяса, а кроме того, дважды в месяц каждому человеку выдавалось чистое льняное платье. На территории всех крупных святилищ древних богов возвышались теперь его здания, по размерам не превзойдённые и в победоносные дни империи – факт, указывающей на то, что доходы даже и меньшей по размерам империи Сети I, простиравшейся от четвёртых нильских порогов до истоков Иордана, всё ещё были достаточны для осуществления грандиозных предприятий. Впереди пилона Аменхотепа III, образующего фасад государственного храма в Карнаке, Сети продолжал постройку обширного зала с колоннами, задуманного и начатого его отцом и превзошедшего своими размерами даже огромный неоконченный гипостиль Аменхотепа III в Луксоре. Военные рельефы на лицевой стороне пилона Аменхотепа III были закрыты постройкой Сети I. Царь добавил с северной стороны несколько колонн, а также стену, на наружной стороне которой его скульпторы изваяли колоссальное количество рельефов, изображающих его кампании.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Отношение церковного судопроизводства IV и V-ro веков к церковному судопроизводству предшествовавшего времени. Сходные черты римского обвинительного процесса и церковного судопроизводства IV и V-ro веков. Уже из самих церковных правил, относящихся к судопроизводству, довольно ясно обнаруживаются те источники, на основании которых церковное законодательство IV и V-ro веков разрабатывало различные постановления свои касательно этого предмета. С одной стороны, и по преимуществу даже, церковные правила опираются или на правила более древние, именно Апостольские, или на церковные обычаи, соблюдавшиеся в тех или других церквах. Таково большинство из рассмотренных правил I и II-ro Вселенских соборов и правила собора Антиохийского. Есть, с другой стороны, краткое указание на то, что церковное законодательство по некоторым частям судопроизводства сообразовалось с действовавшим тогда светским правом. Таковы некоторые правила Карфагенского собора и отчасти – IV-ro Вселенского. Некоторые данные церковно-судебной практики этого времени также не оставляют сомнения в том, что в церковном процессе этого времени заметны некоторые элементы, указывающие на близость его к римскому обвинительному процессу. Поэтому, чтобы правильно представить церковный процесс этого времени, нам остается указать, в каком отношении находится он к судопроизводству церкви предшествовавшего времени и через это определить отношение его к римскому обвинительному судопроизводству. Принимая во внимание черты церковного судопроизводства II и III-ro веков, указанные нами выше, можно, кажется, с полной уверенностью сказать, что все они встречаются и в церковном судопроизводстве IV и V-ro веков. С другой стороны, не может быть сомнения в том, что церковными правилами IV и V-ro вв. многие части судопроизводства точнее определены, полнее развиты и установлены приемы и формы соборного судопроизводства, о котором мы имеем так мало сведений из данных III-ro века. Но насколько новы, насколько независимы были от норм судопроизводства III-ro века эти постановления соборов позднейшего времени? Трудно и опасно отвечать на этот вопрос категорически именно потому, что о церковном процессе III-ro века мы не имеем таких полных сведений, какие имеем относительно процесса IV и V-ro веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010