Более полные данные, может быть, раскрыли бы перед нами и то, что узаконили относительно внешних приемов соборного судопроизводства правила IV века как общеизвестный обычай и порядок, выработавшийся ранее. То уже несомненно, что все постановления относительно обвинителя, количества и качества свидетелей, личного присутствия обеих сторон на суде при исследовании дела, какие мы встречаем в законодательстве церкви и её судебной практике IV и V-ro веков, были применяемы и на церковном суде III-ro века. Там мы не встречали, правда, обвинительной записки libellus accusatorius, не встречали судебного протокола как общей и необходимой принадлежности соборного судопроизводства, не встречали и нотариев как необходимых чиновников суда 444 . Не встречали равным образом и такого подробного и формального допроса свидетелей, какой был господствовавшим в церковном суде V-ro века; но все это, очевидно, нисколько не изменяет сущности тех требований и значения свидетельских показаний, какие соединялись с понятием о свидетелях как в V-м, так и в III-м веке. Тем более это нужно сказать о тех существенных требованиях церковного процесса, которые мы видели одинаково и в III, и в V веках: о допросе обеих сторон в личном их присутствии, а не при посредстве поверенных, о заочном постановлении приговора только в случае упорства со стороны подсудимого явиться на суд после третьего вызова; нет ничего неосновательнее, как полагать, что эти важные начала судопроизводства начали действовать в церкви только в IV и V веках и не были известны прежде, что церковный суд обязан в этом отношении исключительно римскому праву или, точнее, его постановлениям о контумации и прокураторе. Все эти постановления известны были на церковно-судебной практике во II и III-м веках: в Апостольских постановлениях ясно говорится, что церковный суд непременно должен происходить в присутствии той и другой стороны, что исследование дела не должно быть односторонне (μονομερως); и святой Киприан не менее ясно говорит, что «избегать суда еще не значит избегать и наказания».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Внушительная фигура молодого и деятельного фараона, увлекающего войска от одной границы своей империи к другой и вновь отражающего самые страшные нападения, которые когда-либо испытывал Египет, не встретила отклика в застывшей в условностях душе жреческого писца, которому выпало надолго запечатлеть эти деяния на храмовой стене. У него имелся много раз использованный литературный запас минувших династий, откуда он заимствовал целые гимны, песни и списки, которые, подновлённые и приспособленные к случаю, увековечили славу поистине даровитого и героического правителя. Может быть, мы должны обвинять писца, ибо сам царь почитал своей высшей задачей вновь воспроизвести эпоху Рамсеса II. Само его имя было составлено из первой половины тронного имени Рамсеса II и второй половины его личного имени. Он называл своих детей и своих лошадей именами детей и лошадей Рамсеса II, и подобно ему он имел во время своих кампаний при себе ручного льва, бежавшего за его колесницей. Деяния Рамсеса III были скорее продиктованы обстоятельствами, среди которых он находился, нежели какой-либо положительной чертой его собственного характера, однако не следует забывать, что ему приходилось иметь дело с таким положением, которое он едва ли мог бы изменить, если бы даже попытался противостоять ему. Всякая непосредственная внешняя опасность, если судить поверхностно, теперь миновала, но нация медленно клонилась к упадку вследствие разрушения, снедавшего её изнутри. Будучи вполне в силах справиться с нападениями, шедшими извне, Рамсес III, с другой стороны, не имел тех черт мужественной независимости, которые подвинули бы другого человека на энергичную оппозицию против тенденций, господствовавших внутри империи. Это особенно проявилось в его отношении к фактам религиозной жизни, унаследованным от XIX династии. Мы уже говорили, что Сетнахт, отец Рамсеса III, достиг трона благодаря тому, что привлёк на свою сторону жрецов, т.е. тем же путём, как и многие его счастливые предшественники. Рамсес III ничуть не пытался уничтожить жреческое влияние, от которого была поставлена в зависимость корона.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Эти долгое время остававшиеся непонятыми инвентарные списки являются источником вышепривёденных статистических данных, раскрывающих перед нами положение дел и показывающих, что оно было унаследовано в силу расточительных пожертвований XVIII и XIX династий, начиная, по крайней мере, с Тутмоса III, подарившего Амону три города в Сирии. Благодаря тому, что такая политика поддерживалась рядом поколений, огромные богатства постепенно росли, и Рамсес III уже не мог и в действительности не сделал никакой попытки противостоять ненасытным жрецам, издавна привыкшим быть безгранично требовательными в отношении пожертвований. Рамсес III продолжал, не скупясь, вести традиционную политику, нуждаясь, очевидно, в поддержке жрецов, чтобы удержаться на престоле. Вследствие этого его сокровищница, доходы которой постепенно падали, должна была тяжело ощущать тяготевшее на ней бремя пожертвований, требования на которые ничуть не уменьшались. Хотя нам известно, что выдачи из правительственной сокровищницы производились в древности так же медленно, как до самого последнего времени в Египте, всё же, вполне принимая во внимание этот факт, едва ли случайным покажется то обстоятельство, что в царствование Рамсеса III, как нам известно, партия рабочих некрополя упорно добивалась получения месячины в 50 мешков зерна. Месяц за месяцем должны они прибегать к крайним мерам, влезая с подведёнными животами на стену некрополя и угрожая напасть на хлебный амбар, если им не дадут пищи. Услышав в ответ от самого визиря, что сокровищница пуста, или обманутые лживыми обещаниями какого-нибудь доверенного писца, они, по-видимому, вновь вернулись к своей работе и вновь терпели голод, заставивший их бросить работу и собраться с криком и гамом у конторы своего начальника с требованием выдать месячный паёк. Таким образом, в то время как бедняки, работавшие на государство, толпились голодные у дверей опустевшей сокровищницы, хранилища богов ломились от статей дохода, и Амон ежегодно получал более 205 000 мер зерна в виде приношений во время одних лишь годичных праздников 121 .

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Такое неблагоприятное положение вещей ещё усиливалось тем фактом, что не соблюдалось надлежащей пропорции в распределении пожертвований отдельным богам. Значительно большая часть их падала на долю Амона, ненасытные жрецы которого имели такую силу, что требования, предъявляемые ими к царской сокровищнице, далеко превосходили претензии всех других храмов, взятых вместе. Не считая большой группы храмов в Фивах, бог владел многими другими святилищами, молельнями и статуями, которые были обеспечены собственностью, рассеянной по всей стране. Как мы уже говорили, он имел храм в Сирии и ещё новый храм в Нубии, не считая выстроенных там Рамсесом II. В двенадцатый год правления Рамсеса III, после победоносного окончания всех его войн, был освящён законченный, наконец, храм, который он воздвиг Амону в Мединет-Абу (в Фивах), и при этом храм получил новый и подробный календарь праздников, занявший почти во всю длину одну из его стен. Праздник Опет, величайший из торжеств Амона, продолжавшийся в дни Тутмоса III одиннадцать дней, занимает в нём 24 дня, и, подводя итог всему календарю, поскольку он сохранился, мы находим, что приблизительно на каждые три дня приходился один годичный праздничный день в честь Амона, не считая месячных праздников. Несмотря на это, Рамсес III позднее ещё увеличил продолжительность праздников, так что праздник Опет растянулся на 27 дней, а празднование его собственной коронации, продолжавшееся первоначально по календарю всего лишь один день, стало, наконец, справляться ежегодно в течение 20 дней. Нечего удивляться, что отчёт артели рабочих в фиванском некрополе при одном из преемников Рамсеса III обнаруживает почти столько же прогульных дней, сколько и рабочих. Все эти растянутые праздники означали, разумеется, увеличение обеспечения и доходов Амона. До сих пор ещё сохранились помещения при храме в Мединет-Абу, заключавшие его сокровища, и их стены свидетельствуют о колоссальных богатствах, которыми они были наполнены. Рамсес сам в другом отчёте говорит: «Я наполнил его сокровищницу произведениями египетской страны, золотом, серебром, всякими ценными камнями, исчисляющимися сотнями тысяч.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Что касается страдательного залога, следует отметить, что в настоящем времени, имперфекте, перфекте и плюсквамперфекте по окончаниям он совпадает со средним залогом. Однако в будущем и в аористе образование страдательного залога отличается от среднего: эти времена имеют одинаковую основу пассивного аориста. Обычно пассив этих времен начинают изучать с аориста, потому что от его пассивной основы образуется основа пассивного будущего. Аорист пассивный образуется от основы настоящего времени, если глагол I–II класса, или от глагольной основы, если глагол чистый, III – IV класса и на -μι, путем прибавления признака времени -θη-, если время слабое, или -η-, если время сильное, и окончаний исторических времен действительного залога. В индикативе – приращение. Особенность второго пассивного аориста – изменение коренного гласного ε в односложных основах в α (кроме λγω). Будущее пассивное образуется от основы настоящего времени, если глагол I–II класса, или от глагольной основы, если глагол чистый, III – IV класса и на -μι, путем прибавления -θησ-, если время слабое, или -ησ-, если время сильное, и окончаний главных времен среднего залога. Изменения ε в α в односложных основах сильных времен – как и в аористе пассивном. Перфект медиальный и пассивный (слабое время) образуется от удвоенной основы настоящего времени, если глаголы I–II класса, или от глагольной, если чистый глагол или III-IV класса и на -μι, и окончаний главных времен среднего залога. Коренная ε переходит в α (в односложных согласных основах). Плюсквамперфект медиальный и пассивный – тот же принцип подбора удвоенных основ, но присоединяются окончания исторических времен с изменением в односложных согласных основах коренной ε в α и прибавлением приращения. Следует отметить одну особенность при образовании перфекта и плюсквамперфекта пассивного: III лицо множественного числа согласных основ этих времен образуется в отличие от чистых глаголов описательно, т. е. при помощи причастия перфекта страдательного залога множественного числа мужского, женского или среднего рода и глагола ειμ соответственно в настоящем времени или имперфекте (3-е лицо множественного числа).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris-Nelyubov...

От души Вам преданный кн(язь) Дм(итрий) Оболенский. P.S. Сергею Тимофеевичу мое глубочайшее почтение. 2122 Печатается впервые по автографу: РГБ. Ф. 3 (ГАИС/III). К. I. 90. Л. 5–6. VIII (Апрель 1848 г. Москва) Любезнейший князь Дмитрий Александрович! Я писал Вам два письма, одно после получения Вашего письма, другое после получения драмы. 2123 Не знаю, получили ли Вы их, ибо Вы мне на них не ответили. Вероятно, Очкин затерял два листа: Предисловие и Примечание. Поэтому посылаю их к Вам и то и другое. Сделайте одолжение, доставьте их Очкину и попросите процензуровать и подписать, если можно, поскорее. А получа от него, пришлите мне немедленно подписанное им Предисловие и Примечание, чем много меня одолжите. Я навязываю Вам новые хлопоты, но надеюсь, по словам Вашим, что Вы на меня за это не посетуете. Преданный Вам душою Константин Аксаков. Печатается впервые по автографу: РГБ. Ф. 3 (ГАИС/III). К. III. 5. Л. 9–9 об. 2. «Россия стоит за правду, за веру, за братьев» (Из писем К. С. Аксакова к кн. Д. А. Оболенскому 1853–1854 гг.) Декабря 12. 1853. (Абрамцево) Любезнейший мой князь Дмитрий Александрович! Прежде всего прошу Вас, чтобы Вы доставили прилагаемое письмо Мансурову, самым верным образом, и если это можно, сами. Письмо это нужное. Теперь поговорим о том, что, наверное, занимает Вас глубоко, как и каждого русского, т. е. о восточных делах. – Вы знаете, что я всегда был противником Запада; в настоящую минуту более, нежели когда-нибудь, выказывает себя Запад с своей бездушной стороны. Каково поступают теперь так называемые образованные нации: Англия и Франция! Заметьте, что, соединяясь с магометанством против христианства, правительства французское и английское подают руку своим революционерам. И против кого образуется такой безобразный союз Запада с Турциею? Против России. Как глубоко, непримиримо ненавидят они нас, как вспыхнула эта ненависть, так долго таимая! За что такая ненависть? Боятся нашего могущества, скажут нам в ответ. Но отчего же не боятся могущества Англии, которая так нагло дает его чувствовать всем народам? – И потом эту ненависть вместе с правительствами разделяют народы Запада, которые не толкуют, конечно, о политическом равновесии. 2124 Следовательно, ненависть лежит глубже: это ненависть начал, направлений, принципов, духа народного. – Запад слышит иной строй в России, слышит ее славянскую, кроткую природу, которую он глубоко ненавидит, но за что опять? За то, за что языческий мир ненавидел христиан, кротких, молящихся за своих мучителей, провозгласивших повиновение властям, их преследовавшим. Эта та ненависть, непримиримая и злобная, которую питает зло к добру. – Все славянские племена пали под игом других народов, и вот одно, русское, стоит самобытно, и еще страшно могущественно. Как бы хотелось им стереть нас с лица земли, но с нами Бог, и люди нам не страшны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Д. Оболенский. Января 14. 1848 Печатается впервые по автографу: РГБ. Ф. 3 (ГАИС/III). К. I. 90. Л. 3–4. VI (После 14.I.1848 г. Москва) Любезнейший мой князь Дмитрий Александрович! Я должен теперь просить у Вас прощения за свое скорое сердце на Вас и делаю это от всей души. Впрочем, заодно Вы можете извинить меня и обвинить себя: это за то, что так долго меня не извещали. – Но оставим всё это; я надеюсь, что Вы извините меня. – Позвольте же мне теперь поблагодарить Вас за исполнение моего поручения; благодарю, благодарю Вас и много раз благодарю. – Жаль, что цензура не все пропустила, но если только вычеркнула она два листа из этого монолога, то это еще неважно. Вы пишете: посылаю; но нигде не пишете: в тот же день или скоро. Я надеюсь, что Очкин не затруднился пропустить два листа, о которых Вы говорите, где только маленькое Предисловие и Примечание, в них я обращаюсь к публике с самыми необходимыми пояснениями. 2117 Нетерпеливо желаю получить объявление о своей драме. С величайшим удовольствием обращусь к Вам с новыми поручениями. Прощайте, мой любезный князь Дмитрий Александрович, обнимаю Вас; Иван также. 2118 Благодарю Вас еще раз. Ваш Константин Аксаков. Печатается впервые по автографу: РГБ. Ф. 3 (ГАИС/III). К. III. 5. Л. 7–7 об. VII Марта 26. 1848. (Санкт-Петербург) От души поздравляю Вас, почтенный Константин Сергеевич, с днем Вашего Ангела 2119 и с выходом в свет Вашей драмы. – По сегодняшней почте посылаю Ваши экземпляры с бланком на выпуск и рукописью. Невозможность переправы чрез Неву и вчерашний праздник 2120 замедлили одним днем исполнение Вашего поручения. – Желаю чистосердечно драме Вашей полного успеха – очень кстати выходит она в свет. Настоящие обстоятельства придадут ей большое значение. Ужасная драма, разыгрывающаяся теперь перед глазами нашими, 2121 заставит ярко выступить отличительный и величественный характер нашего смутного времени. Нет у меня сегодня достаточно времени, чтобы подробно изложить Вам свое мнение о Вашем новом произведении, я читал его в рукописи и наскоро и желал бы еще прочесть внимательно – еще больше желал бы слышать Ваше чтение. Бог даст, может быть, и с Вами увидимся. Обнимаю Вас и Ваню от всего сердца и прошу извинить, что мало пишу, но, право, нет времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Нухашши, лежащий ещё дальше на север, постигло подобное же нападение, и его царь Хададнирари написал Аменхотепу отчаянное письмо с уверениями в преданности и с просьбой помочь ему против нападавших. Всё это произошло не без участия вероломных вассалов фараона, стремившихся завоевать территорию в свою собственную пользу. Прославившийся впоследствии Азиру и его отец Абдаширта были руководителями движения, они вступили в Катну и Нухашши с юга и разграбили их. Их единомышленники в тоже время угрожали области Дамаска Уби. Акиззи из Катны и Риб-Адди из Библа быстро донесли фараону об отпадении его вассалов; Акиззи писал, взывая о быстрой помощи: «О, мой владыка! Также, как Дамаск в стране Уби простирает свои руки к твоим ногам, так и Катна простирает свои руки к твоим ногам». Положение было несравненно опаснее, чем это казалось фараону. Аменхотеп III не понимал всей серьёзности наступления хеттов, тем более что Акиззи заверял его в преданности царей Нахарины в таких словах: «О, мой владыка! Также, как люблю я моего владыку царя, любит его царь Нухашши, царь Нии, царь Сензара и царь Кинаната, ибо все эти цари – слуги моего владыки царя». Аменхотеп вместо того, чтобы немедленно двинуться со всей армией в Северную Сирию, как это сделал бы Тутмос III, ограничился только посылкой части войска. Последняя, разумеется, не утруждала себя поспешным подавлением мятежных царьков и быстрым пресечением их враждебных действий против верных вассалов; она оказалась совершенно неспособной остановить движение на юг хеттов, занявших в Северной Нахарине пункт, необычайно важный для их дальнейших планов завоевания Сирии. Ни один народ не нуждался никогда так настоятельно в сильном и дельном правителе, как Египет в момент смерти Аменхотепа III. Но ему выпало на долю иметь во главе в это критическое время юного мечтателя, который, несмотря на небывалое величие своих идей, не мог справиться с положением, требовавшим энергичного практика и опытного военачальника, говоря кратко – человека, подобного Тутмосу III.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

Александр III (...) хорошо знал историю России и немало сделал для изучения и популяризации ее. Когда в 1866 году возникло Русское историческое общество, цесаревич не только горячо поддержал учредительскую идею - способствовать развитию правильных знаний о прошлом России, но и стал деятельным участником собраний Общества. Местом заседаний сделался дом цесаревича, а затем царя. Библиотека Аничкова дворца превратилась на длительное время в центр регулярных собраний как маститых историков, так и любителей. Здесь читались доклады на различные темы, велись дискуссии по спорным вопросам, оглашались и обсуждались неизвестные до того документы. При прямой финансовой и неустанной моральной поддержке Александра III издавались объемные фолианты - сборники Исторического общества, содержавшие множество уникальных материалов. По инициативе Александра Александровича начался сбор воспоминаний участников обороны Севастополя 1854-1855 годов, которые потом публиковались. Близко к сердцу он принял и создание Исторического музея в Москве. Сама мысль создать доступное для обозрения публики национальное хранилище предметов русской старины существовала давно. Однако лишь в 70-е годы XIX века приступили к строительству большого здания на Красной площади. Исторический музей был открыт для публики в год коронации Александра III. Еще одной душевной привязанностью Александра III являлось собирание произведений искусства. Он не имел никаких специальных знаний, его вкус и представления формировались постепенно. (...) В начале все было невинно. В Дании ему приглянулись некоторые изделия из стекла и фарфора, которые он приобрел " для украшения своего дома " . Первые годы интерес дальше собирания случайных вещей, изделий из стекла, бронзы и фарфора не распространялся. Живопись его не занимала. Своему учителю живописи он признался, что " должен любить картины старых мастеров " , ибо " все признают их великими " , но " собственного влечения не имею " . Однако уже в 70-е годы цесаревич начал проявлять " влечение " именно к изобразительному искусству и почти оставил коллекционирование прочих вещей. Его пристрастия скоро стали вполне определенными - картины русских художников. Хотя в его коллекции находились работы и европейских художников (Ватто, Жерома, Галлэ, Робера, Мебиуса, Бонвена и других), но приоритет отдавался отечественным живописным школам.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

Потулов Василий Александрович, III и IV Родзянко Михаил Владимирович, III и IV о. Станиславский Алексей Маркианович, III и IV о. Филоненко Федор Дмитриевич, IV Шеин Василий Павлович, IV Шидловский Сергей Илиодорович, III и IV Система высших и центральных государственных учреждений России в XIX – начале XX в. В системе государственного управления России центральной фигурой, обладавшей всей полнотой власти и символизировавшей российскую государственность, являлся император (царь). В «Основных государственных законах» (1832 г.) власть императора определялась как «самодержавная и неограниченная». Это положение оставалось практически неизменным в течение двух веков – с петровского времени до первой русской революции 1905 года. Структура же высших центральных государственных учреждений России, установленная Петром I, подверглась в начале XIX века значительному реформированию. В первую очередь изменения коснулись Сената (1711–1917) (с 1711 по 1726 – Правительствующий Сенат, с 1726 по 1730 – Высокий Сенат) – высшего государственного органа России. Сенат был учрежден указом Петра I от 22 февраля 1711 г. как высший орган по делам законодательства, управления и суда. При Петре I Сенат являлся коллегиальным органом, его члены – сенаторы – назначались императором. В 1-й состав Сената вошли 9 сенаторов и Канцелярия во главе с обер-секретарем. 12 января 1722 года во главе Сената был поставлен генеральный прокурор, высший правительственный чиновник царской России, наблюдавший за законностью деятельности государственного аппарата. По Манифесту от 8 сентября 1802 года Сенат – высший судебный и контролирующий орган, осуществлявший надзор за деятельностью государственных учреждений и чиновников. По судебным уставам 1864 года – высшая кассационная инстанция, имевшая право пересмотра и отмены судебных решений. В 1872 году в составе Сената было учреждено Особое присутствие – высший суд по политическим делам. По определению «Учреждения Правительствующего Сената» от 5 апреля 1905 года Сенат являлся верховной судебной инстанцией, которой были подчинены все государственные учреждения Российской империи. В его ведении находились надзор за деятельностью государственных учреждений, сбор налогов, охрана общественного порядка и верховная ревизия суда; надзор за исполнением законов, их пояснением и обнародованием. В 1906 году был образован Верховный уголовный суд. Сенат представлял собой совокупность полусамостоятельных департаментов, скрепленных главенством генерал-прокурора (который со времени возникновения министерств являлся одновременно министром юстиции). Департаменты, состоявшие из нескольких назначаемых императором сенаторов, возглавлялись обер-прокурорами. К середине XIX века насчитывалось 12 департаментов: 1–5-й, межевой и герольдии в Петербурге, 6–8-й в Москве и 9–10-й в Варшаве. Сенат был упразднен декретом от 22.11.1917.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010