Через два месяца заключенных перевели на Сухону разгружать лес со вмерзшей в лед баржи... К счастью, последовала короткая передышка: по хлопотам духовных детей через Красный Крест добились перевода отца Сергия фельдшером в Архангельск. Однако вскоре последовали новые этапы – сначала в поселок Усть-Пинега Архангельской области, затем в лагерь Лодейнопольского района Ленинградской области. О том, каким нечеловеческим испытаниям не только физическим, но и моральным подвергался там отец Сергий, свидетельствует статья Б. Н. Камова «Пророчество, которое сбылось», опубликованная в альманахе писательского и журналистского расследования «Шпион» (1993. 1. С. 81–89). Камов, в свою очередь, опирается на публикацию «Большевизм в свете психопатологии» профессора-психиатра И. С. (инициалы раскрыть пока не удалось) в парижском журнале «Возрождение» (1949. 9). Профессор сообщает: «Дело было в 1933 году (ошибка в дате – в 1935 году. –А. Г.) в г. Лодейное Поле, где помещалось главное управление Свирских лагерей. Однажды в качестве эксперта-психиатра мне пришлось провести две экспертизы в один день. Первым был мною освидетельствован известный всей Москве профессор-протоиерей (так в тексте! –А. Г.) о[тец] Сергий Мечёв . У него оказалось реактивное состояние после допросов, на которых ему сообщили о расстреле его жены и детей. Мне удалось содействовать его отправке в тюремную больницу им. Гааза на испытание к гуманному профессору Оршанскому, который, как я надеялся, смог бы устроить отцу Сергию Мечёву свидание с его родными. Я был убежден, что его родные не расстреляны, а ложным сообщением об их смерти только мучили священника». Комментарии, как говорится, излишни. Вскоре отца Сергия навестила Надежда Александровна Павлович. Увидев, в каком он состоянии, она активно включилась в хлопоты через Красный Крест о его переводе в другой лагерь. На некоторое время удалось приехать и матушке Евфросинии Николаевне со старшими детьми. Поблизости сняли комнату. Под видом матушкиной сестры здесь также жила Мария Николаевна Соколова (в будущем монахиня Иулиания).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Старец глубоко вздохнул. – Я вижу, что нет места, где бы можно было укрыться от взора человеческого. Слушай же… И перед боярином развернулась целая картина новой для него жизни. Старец поведал своему собеседнику, как Господь призвал его к иночеству, как поддержал его, когда родители просили возвратиться с Валаама домой. Господь открыл ему будущее его обители, которая построится вблизи хижины, где теперь сидели собеседники, – всю жизнь свою рассказал старец, и за каждое доброе дело, за каждое слово он воссылал хвалу Тому, Которому служил всем своим существом. – Семь лет уже я здесь, – закончил старец, – ни разу не вкушал хлеба, ел траву, а иногда и сырую землю. – Где же ты брал силы для поддержания жизни? – Сила во всем мире одна, один Бог Всесильный: Он и сохранял меня невредимым. – А болезней не было? – Как не было! Разве Господь оставит без милостивого испытания? Страдал так, что и головы не поднимал с земли. А Господь помиловал, – знать, не время еще идти к Нему: долг за мной есть – обитель, для построения которой обязан потрудиться, когда Господь укажет. Взгляни, как играют на солнце дождевые капельки, как порхают птички, как ликует земля. А давно ли она трепетала и хмурилась? Всему есть время, все держит Господь в руках Своих… И не заметил боярин, как промелькнули часы беседы. Солнце уже начинало склоняться к закату, когда он вышел из хижины преподобного Александра Свирского , который проводил его до ближайшей тропинки и направил на дорогу. – Не забывай, отец, в своих молитвах, – говорил ему при прощании боярин, – а я никогда не забуду твоей беседы. – Бога помни, Бога прежде всего! – отвечал ему отшельник… Крест победил Святочный рассказ Ясная, морозная ночь спустилась на землю, и ничто, кажется, не могло нарушить ее священного покоя! В эту ночь весь православный мир праздновал рождение своего Искупителя, а потому и сама природа готовилась к этому великому торжеству – победе человечества над грехом и смертью. Величаво выплыл на безоблачном небе светлый месяц и залил своими таинственными лучами большое торговое село Краснухино, засеребрился на его высокой колокольне и обратил в блестящую ленту столбовую дорогу, верстах в двух от села теряющуюся в густом сосновом бору.

http://azbyka.ru/fiction/nebesnaya-straz...

Даже если это развитие хотелось бы направить по другому руслу! Если не остановить вовсе – на пике достигнутого совершенства. Игнатий Брянчанинов пишет К.П. Брюллову о том, что нездоровье имело для него свой позитив: «религия вместе с тем обратилась для меня в поэзию и держит в непрерывном чудном вдохновении, в беседе с видимым и невидимым мирами, в несказанном наслаждении» 20 . В таком доверительном ключе можно писать только большому другу. Тёплые отношения связывали монаха-аскета и художника-гедониста. Отдавая должное огромному дарованию К.П. Брюлова, настоятель Троице-Сергиевой пустыни нелицеприятно  говорит о светском характере его религиозной живописи – относясь к ней терпимо, всё же отвергает её сердцем: «Картина, которая бы решительно удовлетворила вас, должна быть картиною из вечности». И  ещё: «Всякая красота, и видимая, и невидимая, должна быть помазана Духом, без этого помазания на ней печать тления» 21 . Обратим внимания: в наших цитатах из Игнатия Брянчанинова дважды присутствует оппозиция видимое – невидимое. Она фигурирует и у Ивана Висковатого. Вокруг этого противоположения завязывается самая напряжённая – доселе не теряющая своей остроты – антиномия иконописания. Вправе ли изограф писать бесплотное? Или только воплотившийся Бог – в чём был уверен Иван Висковатый – доступен изображению? Митрополит Макарий упрекал учёного дьяка в галатской ереси. Это фигура красноречия – такая  ересь неизвестна. Отталкиваясь от «Послания к галатам» апостола Павла, Макарий сближает Ивана Висковатого с иудео-христианами, которые категорически отказывались признать возможность и образного, и символического представления  Бога. Похоже на апофатику в её эстетическом измерении! Невещественно ­­ невидимо  ­­ неизобразимо. Проблема решается разнообразно: от полной агностической капитуляции, отрицающей иконопись как заблуждение – до мажорной убеждённости в том, что на визуальный план всё-таки можно, хоть и с оговорённой толикой условности,  вывести самое сокровенное. О тотальности зрительного восприятия, характерной для платонизма, интересно рассуждал А.Ф. Лосев . Вспомним типичные для него выражения: лик смысла – картина смысла – изваяние смысла. Это ошибка: превращать идеи в абстрактные понятия – уводить их за черту восприятия. Глаз эллина видитидеи. Они суть виды. Поэтому являются  предметом эстетического созерцания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Никак не поймете, что это показывает только Ваше неумение вести полемику. 86. Re: О литературной ценности творений Солженицына Сейчас " русский дух " завопит, что это неправда в 1950 году по указу Верховного Совета Карело-Финской ССР образовали на Валааме и в зданиях монастырских разместили Дом инвалидов войны и труда. Вот это было заведение!» Не праздный, вероятно, вопрос: почему же здесь, на острове, а не где-нибудь на материке? Ведь и снабжать проще и содержать дешевле. Формальное объяснение: тут много жилья, подсобных помещений, хозяйственных (одна ферма чего стоит), пахотные земли для подсобного хозяйства, фруктовые сады, ягодные питомники, а неформальная, истинная причина: уж слишком намозолили глаза советскому народу-победителю сотни тысяч инвалидов: безруких, безногих, неприкаянных, промышлявших нищенством по вокзалам, в поездах, на улицах, да мало ли еще где. Ну, посудите сами: грудь в орденах, а он возле булочной милостыню просит. Никуда не годится! Избавиться от них, во что бы то ни стало избавиться. Но куда их девать? А в бывшие монастыри, на острова! С глаз долой — из сердца вон. В течение нескольких месяцев страна-победительница очистила свои улицы от этого «позора»! Вот так возникли эти богадельни в Кирилло-Белозерском, Горицком, Александро-Свирском, Валаамском и других монастырях. Верней сказать, на развалинах монастырских, на сокрушенных советской властью столпах Православия. Страна Советов карала своих инвалидов-победителей за их увечья, за потерю ими семей, крова, родных гнезд, разоренных войной. Карала нищетой содержания, одиночеством, безысходностью. Всякий, попадавший на Валаам, мгновенно осознавал: «Вот это все!» Дальше — тупик. «Дальше тишина» в безвестной могиле на заброшенном монастырском кладбище. 85. Ответ на 84., Галина Старикова: стоит ли оно того. оно? стоит. 84. Ответ на 82., Lucia: Солженицын всегда обладал твердой гражданской и патриотической позицией, подчеркнул директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук священник Андрей Постернак.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

В заключение приведем наиболее важные документы, относящиеся к истории второго обретения мощей преподобного Александра Свирского . Акт освидетельствования мумифицированного тела мужчины, хранящегося в запаснике фундаментального музея кафедры нормальной анатомии Военно-медицинской академии Комиссия в составе начальника кафедры нормальной анатомии профессора И. В. Гайворонского, ответственного за музей доцента Л. П. Тихоновой и преподавателей капитана м/с Старчика Д. А. провела осмотр и изучение указанного объекта и пришла к следующему заключению: История поступления на хранение в фундаментальный музей кафедры нормальной анатомии исследумого мумифицированного тела мужчины не-известна. Из-за громоздкости, отсутствия научной ценности и предполагаемой непредвиденной реакции на обнаженное тело неподготовленной аудитории во время экскурсий препарат не выставлялся. Со слов старейших сотрудников кафедры было известно, что в 40-е годы XX века данный экспонат уже был на кафедре и в 50-е годы демонстрировался на вступительных лекциях для курсантов I курса как иллюстрация метода естественной мумификации. Попытки установить историю его происхождения и поступления на кафедру по существующим каталогам и журналам оказались безуспешными. При осмотре было установлено, что мумифицированный труп мужского пола имеет светло-коричневый цвет, глазницы закрыты гипсом: на плече, предплечьях имеются места небольших дефектов кожи, закрытые инородными фрагментами кожи. На подошве стоп отмечается отслоение эпидермиса. Предположительный возраст мужчины – 45–60 лет. Положение рук и ног ассиметричное. Голова повернута в сторону (влево). Телосложение астеническое. Хорошо просматриваются все костные ориентиры. Явлений повреждения кожных покровов на спине и крестце нет. Слева под паховой связкой имеется небольшой разрез кожи 1,5–2 см со следами наложения нескольких «швов». Направление «разреза» – косое, швы наложены обычной нитью Данный разрез, по-видимому, был произведен уже после мумификации и имитировал место проведения инъекции. Сама же инъекция сосудистого русла, вероятно, не производилась, так как разрез кожи не достигал до бедренных сосудов и был очень коротким. Также обращает на себя внимание чрезвычайно выраженная легкость мумии (общая масса составляет не более 10–15 кг). Следует отметить, что любой инъецированный и затем высушенный труп будет иметь массу не менее 40 кг, так как наступает фиксация жировой клетчатки. Обращает на себя внимание равномерный восковидный цвет высушенной кожи, что свидетельствует о естественной мумификации. На фиксированных трупах кожа обычно имеет локальные коричневато-синие пятна в области спины и ягодиц, а также на дистальных отделах конечностей. Полное отсутствие признаков мацерации эпидермиса кожи и гниения свидетельствует о том, что труп находился в благоприятных для естественной мумификации условиях, где отсутствовала влажность, гнилостные бактерии, присутствовала хорошая вентиляция.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Слушая его, божественный юноша реки слез изливал из очей своих и говорил старцу: «Вижду, отче, яко Бог , ведый тайны вся, Той посла твою святыню утвердити мое помышление и исторгнути мя, яко птицу, от сетей многоплотенных мирскаго жития сего. Ныне утешися сердце мое и возвеселися душа моя: ныне разумех, яко воистину блажени суть и преблажени, таковому безпечальному и безмятежному житию сподоблышиеся. Что же сотворю, честный отче? Како возмогу убежати многомятежнаго мира сего жития и сподобитися таковыя ангельския жизни? да не когда родителие мои браку законному сочетают мя, и тако одержан буду, и не достигну таковаго вожделеннаго ми жития. Ибо единого дне не хотел бы ктому пребывати, да не когда коснется сластолюбие мира сего души моея, и не хотяшу ми отвлечет от любви равноангельскаго жития. Хотел бы бежати, но пути не вем, егда како блудящу ми, постигнет мя отец мой и возвратит мя, и в труд его вложу, себе же печаль многую сотворю». Старец же, выслушав его, сказал ему: «О чадо, естественна есть любовь родителей: союз ея нерушим. Но Владыка убо и сих преобидети нам повелевает, и крест свой взята на рамо, и последовати Ему усердно тесным и прескорбным путем, славы же мира сего возненавидети; и не в мягких ризах красоватися, ни телесного покоя искати, но наготе и алчбе, и бдению и молитве прилежати, умилению же и плачу с воздыханием сердца и сокрушением внимати. Сей путь показа нам Господь удобный ко спасению, по нему же ходящие восприимут славу истинную, и честь неотъемлемую в безконечныя веки». Услышав это, блаженный юноша, как добрая земля, принял в свое сердце, прибавив рыдание к рыданию. Старец же, видя его пламенеющего огнем божественным, дивился теплоте любви его и, выслушав внимательно слова его, исполненные целомудрия и умиления, продолжал: «Вижду, о чадо, во глубину любве Божия зашедшую душу твою. Но поспеши совершити доброе желание твое, да не когда злых сеятель посеет плевелы в сердце твое и покроет ими пшеницу твою, благую мысль, и сластолюбием мира сего удержан будеши, яко же глаголал еси, и таковаго желания пременишися; укоризне же и поношению Евангельскаго гласа подлежати будеши со онеми, иже прикупления ради села и супруг волов, и жены поятием сладкия вечери оныя и безсмертныя пищи отрекашася, и недостойни избраннаго звания, и Небеснаго Царствия от Царя Христа вправду нарекошася.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010