Преподобный Александр Свирский и святитель Макарий, митрополит Московский 2 февраля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 4, 1995 В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, — настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (— Имя Христово есть мистическая Церковь! —), воцерковляет их”[ 1 ] . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие вÎдения и, значит, — явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (— то есть Духа Святого —) и одухотворению всей твари”[ 2 ] . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” (Еккл 4:9—12). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита”[ 3 ]. Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители — равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира — Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских;  преподобных  Ефрема  и Аркадия  Новоторжских;  Трифона  и Прокопия Вятских;  Иоанна и Лонгина Яренгских,  Вассиана и Иону Пертоминских,  Авксентия и Онуфрия Вологодских,  Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-aleksandr-...

бб) В 1444 г. родился великий подвижник, преподобный Александр Свирский (30 авг.). Он также с детства думал о монашеской жизни, Когда он был юношей, в дом его отца однажды пришли валаамские иноки. Они рассказали Александру о своей обители и тихой жизни в ней, и эти рассказы решили судьбу Александра: отпросившись у отца в соседнее село, он тайно ушел на Валаам. Когда через три года отец разыскал сына, то св. подвижник решительно отказывался видеться с ним; только тогда, когда отец в отчаянии грозил наложить на себя руки, Александр вышел к нему. Но ни мольбы, ни слезы родителя не заставили его вернуться в мир; напротив, он сам убедил своего отца и мать принять монашество. (См. брош. «Тесныя врата», Н. Сперанского, стр. 20). 6. Повинуйся Богу а) Библейские тексты о послушании Богу. Послушание Богу – заповедано: Мои законы исполняйте и Мои постановления соблюдайте, поступая по ним. Я Господь Бог ваш ( Лeb. XVIII. 4 ). – Господу Богу вашему последуйте, и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите и к Нему прилепляйтеся ( Bmop. XIII. 4 ). Послушание Богу состоит: а) в послушании Его голосу или закону: Ты заповедал поведения Твоя хранить твердо (Пс. 4). – Слушайтесь гласа Моего, и ходите по всякому пути, который Я заповедаю вам, чтобы вам было хорошо ( Uep. VII. 23 ). – Идите, научите все народы, уча их соблюдать все, что Я повелел как ( Mф. XXVIII. 20 ). – Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Иоан. 1, 5). б) в послушании евангелию: благодарение Богу, что вы, бывши прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Но не все послушались благовествования ( Puмл. VI, 17; X. 16 ). в) в подчинении установленным властям: будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа. (Ибо) такова есть воля Божия ( 1Nemp. II. 13. 15 ). Для послушания Богу: а) необходима благодать Божия: Бог мира да усовершит вас во всяком добром деле к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему чрез Иисуса Христа ( Ebp. XIII. 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

960.  Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо, что высоко у людей, то мерзость пред Богом (Лк. 16. 15). 961. Алфавитный патерик. 962.  Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? (Ин. 5. 44). 963.  Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6. 3). 964.  Кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее (Мф. 10. 38–39). 965. Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить… Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего (Мф. 7. 1, 5). 966. Алфавитный патерик. 967. Алфавитный патерик 968.  Для чистых все чисто (Тит. 1. 15). 969. Алфавитный патерик. 970. Слово 89. 971. Притч. 25. 8. 972. Алфавитный патерик. 973. Житие преподобного Василия Нового, мытарство осуждения. Четьи-Минеи, 26 марта. 974. Патерик Алфавитный. 975. Пароход этот именуется «Валаам». С открытия судоходства на Ладожском озере до осеннего бурного времени пароход дважды в неделю ходит в Валаамский монастырь, отправляясь каждый раз из Шлиссельбурга. 976. Остров Валаам от ближайшего берега в двадцати пяти верстах, от финляндского города Сердоболя в сорока, от Коневского монастыря в восьмидесяти; в окружности имеет около тридцати верст; принадлежит к Санкт-Петербургской епархии, а по гражданскому распределению к Выборгской губернии Великого Княжества Финляндского. 977. Рукописное житие святого Авраамия Ростовского и Словарь Российских святых. 978. Словарь Российских святых. 979. Рукопись библиотеки Валаамского монастыря. Может быть, архивы Финляндии доставят со временем сведения более определительные и подробные для истории Валаама, нежели какие доставляются источниками, ныне известными. 980. Пребывание на Валааме преподобных Арсения, Савватия и Александра — достоверные факты, сохраненные в их жизнеописаниях. В жизнеописании преподобного Свирского, написанном учеником его Илларионом, сказано с достаточною подробностию и великою похвалою о подвижничестве Валаамских иноков, а в житии преподобного Арсения что в монастыре было многочисленное братство.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

А между тем Церковь наша знает великую тайну о двух смертях, точнее, о двух её разновидностях. Наиболее распространённая — это именно та, которая так хорошо знакома всем нам и печальным итогом которой есть смердение. Удивительно глубоко и полно изложено об этом в замечательной повести «Архиерей» иеромонаха Тихона, написанной в начале прошлого века и не только не потерявшей за это время своей актуальности, но и приобретшей её. Вслушаемся, какие удивительные, какие таинственные слова о смерти произнёс когда-то святой апостол Павел: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое; имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп. 21-25). В течение целой череды веков христианские паломники припадают к святым мощам тех, кто сподобился — как небесной награды за духовные подвиги — по окончании земной жизни успения; и в раке мы можем порой лицезреть по сути уснувшего человека. Более того, учёные неоднократно замеряют температуру их святых мощей (а так хочется назвать их телами) и диву даются, потому как она неизменно соответствует 36.6 — теплоте живого человеческого организма. А ещё они источают удивительное благоухание и истекают душистым многоцелебным миром. Когда-то, ещё юношей, встретил афоризм, поразивший меня, и по этой причине не мог не запомнить его: «О том, что он жил, узнали лишь из объявления о его смерти». Вот и получается, что если подлинная живость многих из нас, пока ещё топчущих землю, под большим вопросом, то эти святые живы в самом сокровенном смысле этого слова: богоносные отцы наши Александр Свирский , Спиридон Тримифунтский, Иов Почаевский … Так уж получилось, что пишу эти строки на подмосковной даче, в самый день праздника Успения Божией Матери. И дело даже не в том, что никому из нас и в голову не придёт считать или называть этот день, прости Господи, днём смерти Пречистой. Одна эта мысль кажется кощунственной, и это справедливо. Автор сейчас о другом: день окончания земной жизни Приснодевы, только вдумаемся, нами празднуется… Воистину, «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Урна или домовина?

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Александр Свирский скончался в 1533 г.; память его празднуется 30 августа. Корнилий Комельский скончался в 1537 г.; память его празднуется 19 мая. ( < < back) князь Bacuлuй IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 г. ( < < back) царя русского; управлял государством с 1533 по 1584 г. (в 1547 г. принял титул царский). ( < < back) Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Сей устав напечатан в Истории Российской иерархии и особо в 1812 году. ( < < back) Память преподобного Мавсимы Сирина страна к северу от Палестины; в северной ее части, примыкающей к Малой Азии, находилась провинция Кирестика, с главным городом Кир. по повелению Божию, к вратам Сарепты Сидонской, св. пророк Илия просил вдову, собиравшую дрова, принести ему кусок хлеба. Та ответила, что у нее осталось только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Пойду, сказала она, приготовлю это для себя и сына моего; съедим это и умрем. В то время, вследствие бездождия, был голод в земле Израильской. Св. пророк сказал вдове: Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Женщина накормила человека Божия, и ее запасы муки и масла не истощились во все время голода (3 Цар. 17:8–16). конце IV века. Память преподобного Саламана молчальника вытекает из гор Армении, в нижнем своем течении сливается с Тигром, после чего с именем Шат-ель-Араб впадает в Персидский залив. Каперсана (Перса или Персана) находилась недалеко от Самосат (ныне Самсат), главного города сирийской провинции Коммагены. ( < < back) 400 года. ( < < back) Воспоминание VI Вселенского Собора византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. ( < < back) Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Господь – источник нетления, и Он явил нетление людям: «Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» ( 2Тим. 1, 10 ). С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела как знак будущего воскресения. Самый удивительный пример нетления у нас в России – это мощи преподобного Александра Свирского , которые практически полностью нетленны и весят 16 килограмм. У Преподобного сохранился даже естественный цвет кожи. В Библии описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея и воскрес: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13, 21 ). Примеров чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего воскресения. Почему тело Иисуса Христа было нетленным? По причине ипостасного единства Богочеловека смерть не смогла разрушить его Личность. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество неразделимо, и через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент воскресения происходит обрушение третьей преграды между Богом и людьми – преграды смерти (преграда природ рушится воплощением, преграда греха – на Кресте). Смысл воскресения Христова подробно описан в первом послании Коринфянам ( 1Кор. 15 ). Почему Христос воскресает в первый день недели? Христос воскресает в первый день недели, потому что начинается новая Вселенная. В тот же самый день, когда Бог сотворил Вселенную, Он ее вновь зарождает через Христа, потому что Он – тот же Бог, тот же Иисус, Который простер небеса при сотворении, возобновляет Вселенную в тот же день. Почему Христос был распят в пятницу? В этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек сотворен днем. И в то же время, когда был сотворен человек, Христос был распят на Кресте. Почему Господь лежал в могиле в субботу?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

" Добрые плоды " сентября 2021 Митрополит Варсонофий совершил Божественную литургию в Александро-Свирском монастыре " Мы посетили сегодня этот виноградник, как сказано в сегодняшнем евангельском чтении, чтобы помолиться вместе с братией святой обители и паломниками, совершить Божественную литургию и сподобиться причащения Святых Христовых Тайн, - сказал владыка в проповеди. - Во время богослужения мы говорим: " Призри с небесе, Боже, и виждь, и посети виноград сей, и утверди и, егоже насади десница Твоя " . Все в этом мире Господь насадил, в том числе и эту обитель, потому что человеческими силами ничто создать невозможно, нужна благодать Божия. Господь насадил этот виноградник, чтобы он приносил Ему плоды. Бог насаждает виноградники, людей в этом мире, чтобы они приносили плоды. Потом, в конце жизни каждого из нас, приходит посмотреть, какие мы плоды Ему приносим. Он создал ветхозаветную Церковь и ждал от нее многих плодов. Посылал пророков, святых людей, но от них избавлялись - убивали, даже распиливали, кого-то просто выгоняли из виноградника. Напоследок Господь послал Сына Своего - может быть, Его люди устыдятся. Нет, мы знаем, как поступили иудеи с Сыном Божиим - распяли Его. И Господь этот виноградник уничтожил, насадил другой и отдал язычникам, чтобы уже они приносили плоды Богу " . " Сегодняшнее чтение рассказывает об иудейском народе, но эта притча относится к каждому из нас, - продолжил архипастырь. - Душа наша - тоже виноградник Божий. Господь дал нам душу, чтобы она могла приносить Богу добрые плоды: веру, любовь, терпение, смирение, кротость, воздержание. Такие дары мы должны Богу приносить, они Ему приятны, Он ждет их от нас. Но часто не дожидается от людей никаких даров. Этот виноградник становится диким и приносит греховные плоды Содома и Гоморры, разврата, прелюбодейства, убийства, наркомании, пьянства и прочих грехов. Такой виноградник предназначен к уничтожению. Но Господь долго ждет, надеется, что душа очнется, проснется, начнет спасаться. К сожалению, большинство людей не хотят просыпаться, убивают совесть, которая их обличает. Совесть - это голос Божий в нас, но мы его не слушаем. Иногда люди подсказывают, что нехорошо мы живем, и бывает, что после этого родные и близкие становятся нам врагами. Постепенно человек дичает, дичает, и что ожидает его в конце жизни? Господь спросил у фарисеев: " Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? " (Мф. 21:40). Они ответили: " Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям " (Мф. 21:41). Это относится и к нам: если мы не будем приносить плоды, Господь отнимет от нас веру, благодать и отдаст другим людям, которые уверуют в Бога и будут приносить Ему плоды " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Другой кондак: Якоже сродники твои, Борис и Глеб, явишася тебе с небесе в помощь подвизающемуся на Вейлгера свейскаго и воев его: тако и ты ныне, блаженне Александре, приди в помощь твоим сродником, и побори борющыя ны. Память преподобного отца нашего Александра Свирского Блаженный Александр родился во владениях Великого Новгорода в Обонежской области которая была расположена по реке Ояти в селе, называвшемся Мандера и находившемся против Островского монастыря Пресвятой Богородицы, честного Ее Введения Он родился от отца, по имени Стефана, и матери, именем Василиссы, по некоему явлению Божественной Силы и был освящен святым крещением. Когда наступило время обучать его грамоте, то он отдан был родителями для изучения Божественных Писаний. Но в то время, когда товарищи его по учению успешно проходили науку, он медленно усвоял ее. Это было по особому усмотрению Божию, чтобы он получил разумение от Бога, а не от людей, что потом и случилось. Однажды он пришел в церковь и, пав пред образом Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери, со слезами стал молиться о том, чтобы дано было ему разумение к изучению Божественных Писаний. И на его молитву немедленно же последовал ответ — он услышал голос, который сказал ему: «Встань, не бойся. Ты получишь то, о чем просил». Обрадованный отрок встал и пришел к отцу своему. Отец и мать заметили его душевную радость и предугадали, что она происходила от проявления к нему милости Божией и, думая так, благодарили за это Бога. Блаженный же отрок с этого времени стал оказывать быстрые успехи в учении, причем внимательно слушал чтение Божественных книг и во всем повиновался своим родителям. В то же время он соблюдал такой строгий пост, что только раз в день употреблял в пищу один хлеб и то в меру, по ночам же спал очень мало. Родители отрока приходили от этого в изумление, и мать, увещевая его, однажды сказала ему: — Сын мой! Зачем ты так изнуряешь себя? Принимай пищу вместе с нами и спи, как и мы. Но отрок ответил на это матери: — Для чего ты, мать моя, говоришь мне это, отклоняя меня от приятного мне воздержания? Ведь в Писании сказано, что пища и питие не приблизят нас к Богу (1 Кор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

Когда преподобный Александр Свирский, будучи в сане игумена принял и священство, то не изменил своего всегдашнего правила поступать по словам Господа: " аще кто хощет в вас старей быти, да будет всем слуга: " и всегда себя смирял, меньше всех считал и всем служил, подавая собою всем пример, и на труды монастырские выходил прежде всех. Во все дни делал все своими руками, ходил в поварню, месил тесто, пек хлебы. Иногда ходил на озеро и оттуда носил воду, иногда в лесу рубил дрова и сам приносил оные в монастырь. Иногда приходил в рабочую избу, где братия мололи жито, и там, когда находил их спящими, исправлял за каждого его урок и, после уже этого, уходил в свою келью. В церковь прежде всех входил и после всех уходил из нее. Ложась спать, даже рогожи не подстилал себе и никогда не нежил тела своего омовением. Одеждою его была грубая, вся в заплатах, похожая на рубище, свита. И многие неразумные, укоряя, ругались ему. Блаженный же все укоризны с радостью принимал. Вот как поступали святые Божии, когда приобретали над другими власть. И, как поступали они, так должны поступать и все мы ибо сего требует от нас и Сам Господь. Когда Он умыл ноги ученикам, то сказал: " знаете ли, что Я сделал вам? вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т.е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам. " Но не забудьте, наконец, и то, что усугублять смирение, при возвышении, мы должны и для своей же пользы, для большего же своего возвышения. " Тогда бо честен и достоин будешь, - говорит опять Св. Димитрий, - егда бесчестна себе быти возомнишь; тогда велик будешь, егда мала себе быти уразумеешь; тогда что будешь, егда ничтоже себе быти вменишь " (ч. I, стр. 357). Итак, и это примите к сведению, и во смирении пребывайте. Аминь. Милостыни, которые раздаем мы нищим, приемлет Сам Христос и за оные воздает сторицею (Слово о милостивом Соломоне, яко даяй нищему милостыню, Богу взаем дает, и сторицею приимет)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Мы слишком обеднили бы историю русской церкви, а вместе с ней и историю страны, стремясь объяснить поступки ее деятелей одними лишь корыстными соображениями и холодным политическим расчетом. Воспитанные на каждодневном чтении Евангелия и Апостола, русские иерархи, во всяком случае наиболее искренние из них, не могли не принять ту систему моральных ценностей, тот культ милосердия и самопожертвования, которым проникнуты эти древние книги. «Кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (От Марка, 8, 34—36). Отчего же не признать за Филиппом права положить жизнь за истины, которые проникли ему в сердце? Круг жизни Филиппа (в миру — Федора) Колычева можно изобразить лишь в самых общих чертах. Его отец, Степан Колычев, принадлежал к старинному московскому боярскому роду, основателем которого считался боярин московского князя Семена Гордого Андрей Иванович Кобыла. Дальними родственниками Колычевых, потомками того же Андрея Кобылы, были самые знатные московские фамилии — Романовы, Шереметевы, Горбатые, Образцовы. Будущий митрополит родился 15 февраля 1507 г. Вотчины Колычевых находились не только в центральных уездах страны, но и на севере, в бывшей Обонежской пятине Великого Новгорода. Побывав там в юности, Филипп полюбил русский Север с его суровой и торжественной природой, особым укладом жизни. Склонный к размышлению и поискам истины, он отправился странствовать по скитам и обителям лесного края. Есть сведения о том, что Филипп посещал монастырь Александра Свирского, жил в пустынях и погостах западного Прионежья. В 1537 г. правительница Елена Глинская, вдова Василия III, расправилась с мятежным удельным князем Андреем Старицким. В ходе расследования этой «крамолы» были казнены и трое Колычевых. Потрясенный гибелью родственников, а может быть и сам оказавшийся в подозрении у властей, Филипп решает уйти из «мира». Он поселяется в тогда еще бедном и малоизвестном Соловецком монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010