1.1.3. «Звезда» может сочетаться и с другими эпитетами (помимо «боготечная»), например: « Богоявленныя звезды, ихже на тверди российстей яви Солнце премирное, лучами высокия вашея святыни многих просвещающия» (акафист преподобным Антонию и Феодосию Печерским); см. также примеры в 1.1.5. 1.1.4. Тема света реализуется в данной строфе и посредством иных лексем из того же лексико-семантического поля, что и «звезда», а именно: «свет», «светило», «светильник», «лампада», «солнце», «заря», «луч» , например: «Боготечному солнцу уподоби тя ... Господь Бог, в дивном твоем избрании на святительский престол» (акафист святителю Гурию Казанскому [АРС 1: 611]), «Боготечный свет явился еси, бури всех лютых разгоняяй» (акафист святителю Иоанну Шанхайскому [АРС 2: 333]), «Боготечное светило быв, всех к Солнцу правды Христу путеводил еси» (акафист преподобному Мефодию Пешношскому [АРС 2: 599]) и др. 1.1.5. Интересно отметить, что указанные лексемы (или их корни) нередко могут оказываться рядом, образуя словосочетание и/или композит: «Яко светлая звезда ... во град Тферь ... прибыла еси» (акафист преподобной Анне Кашинской [АРС 1: 223]), « Богосветлая лампада ... являешися ... в посмертных деяниих твоих» (акафист праведному Иакову Боровичскому [АРС 2: 219]), « Звезда многосветлая земли Российския, мрак греховный просвещающая, явился еси» (1-й акафист праведному Иоанну Кронштадскому [АРС 2: 306]), «Яко небосветлая звезда священнолепным житием твоим просиял еси» (2-й акафист праведному Иоанну Кронштадтскому [АРС 2: 322]), «Боготечная пресветлая звезда явился еси ... небо церковное украшаяяй, и всех ... данною тебе от Солнца правды ... благодатию озаряяй, мрак печалей и мглу недуг и скорбей прогоняяй» (2-й акафист преподобному Сергию Радонежскому [АРС 3: 374]), « Звезду , путь указующую и ум просвещающую , божественную благодать дарова ти Господь» (акафист преподобному Силуану Афонскому [АРС 3: 399]), « Пресветлая звезда явился еси ... сущих ... во тьме умныя очи озаряя светом Евангелия Христова» (акафист праведному Симеону Ветхотурскому [АРС 3: 516]), « Светозарный луч озари в нощней темноте место пустынное ... знаменуя собою светлость души твоея, и пламенеющее любовию ко Господу сердце твое» (акафист преподобному Александру Свирскому [АРС 1: 163]), « Светозарною звездою предносящимся мысленному твоему взору, образом Царствия водим, обитель ... оставил еси» (акафист преподобному Илариону Псковоезерскому [АРС 2: 245]), « Светосиянную тя звезду , в пустыни просиявшую, видяще, радуемся, и тоя зарею привлекаеми ... твою память совершаем ... светло торжествуще» (акафист преподобному Нилу Сорскому [АРС 3: 98]), « Светоносну лучу уподобился еси» (акафист благоверному князю Олегу Брянскому [АРС 3: 131]), « Светильника тя показа светла ... Отец светов, горяща и светяща в сей уединенной пустыни» (акафист преподобному Тихону Лухскому [АРС 3: 578]) и др.

http://bogoslov.ru/article/486196

Аморальным в этой истории было то, что этих бывших защитников Отечества, отдавших молодость и здоровье Родине, сама родина в лице её большевицких властей не торопилась отблагодарить. Вместо этого появилось партийное предписание убрать из общественных мест всех просящих милостыню. Но нищенствующих инвалидов было слишком много, чтобы было, куда их убрать: одно дело убрать с улиц, другое - как и куда их, не имеющих возможности себя обслужить и накормить, пристроить. В дальнейшем ввели уголовное наказание за «паразитический образ жизни», за тунеядство, за бродяжничество (ст.ст. 198 и 209 УК РСФСР), но это проблемы не решило - вроде бы определялся социальный статус - «осужденный уголовник», но от этого руки и ноги не вырастали. Многие же из таких беспомощных калек в первые два-три года после войны (к радости большевицких властей) просто умерли от болезней, а то и голода. Но умерли не все сразу, а оставшиеся в живых требовали лечения и содержания. Эти «винтики» (как любил говорить Вождь народов) своё дело сделали, они уже больше не принесут пользы для дела строительства социализма, а лишь мешают. Вот только куда их убрать, чтобы никто не видел этих безруких и безногих, всегда хотящих есть калек, ведь их многие тысячи! И осенило: спрятать их на дальних поселениях, в том числе на далеком острове Валаам в Ладожском озере и в других обителях, пустующих после изгнания из них большевиками монахов и клира (Кирилло-Белозерском, Александро-Свирском, Горицком...), не пуская к ним туристов, журналистов и прочих любопытствующих. И, конечно, попиков: нет, нельзя, и всё! И были эти калеки без права переписки, без возможности получить духовное окормление, без возможности вернуться. А чтобы кто-то там не подумал, что такое может быть в отношении героев войны, организовать туристические поездки на пароходе, на тот же Валаам, но туристов дальше прибрежной зоны около пристани не пускать и занимать их экскурсиями с рассказами о героизме наших воинов в годы Великой Отечественной войны. И никаких, там, разговоров про инвалидов-калек! Всё это, вне сомнения, было проявление позорного двуличия большевизма, которое скрывало полноту страданий инвалидов.

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Хотя вы, вероятно, не нуждаетесь совершенно в нашем благодарении, но мы обязаны исповедать устами то, что чувствуем сердцем: и потому позвольте принести вам искреннейшую нашу признательность за ваши ласки, гостеприимство и любовь. Ваше собственное чувство может вас уверить, что сие пишем мы не из лести, но от избытка сердца. Ныне живем мы в Вологодской губернии, где, по-видимому, можем избрать наивыгоднейшее и основательнейшее место для жительства. Однако и до сих пор здоровье мое при всех пособиях находится в весьма слабом состоянии. – Что сказать вам о нашем пребывании в Оптиной пустыне? Оно было довольно тягостно, и очень бы мы расстроились, если б не поспешили выехать. О. Митрофан был нашим добрым соседом; он раза два при нас хворал лихорадкою; обещали мы ему написать письмо, но никак не можем решиться; ибо и письма к голове козельскому Брюзгину, по-видимому, не доходят; сие заключаем из того, что пишем, а ответов не получаем. – Поскольку письмо сие не должно быть в Козельской Почтовой Экспедиции, то я имею причину надеяться, что вы оное получите; и потому прошу вас не оставьте нас без ответа, если сия переписка для вас не тягостна. Мой адрес: в Вологду, Дмитрию Александровичу Брянчанинову. В прошлом письме моем помещен был следующий анекдот: В Свирском Монастыре, 1829 года, на святой неделе скончался рясофорный монах Израиль, бывший учеником Схимонаха Феодора. Пред кончиною своею просил он, чтоб тело его положено было при останках его Старца, что и исполнено. По сему случаю сделалось известным, что тело покойного о. Феодора совершенно истлело, также и одежды; остались одни кости желтого цвета; сие рассказывал нам о. Гавриил Скитский Иеромонах. В том же письме описывал вам способ делать чернила, что и здесь повторяю: 1/2 фунта чернильных орешков, раздробив их на куски, положить в чугунчик и налить 3/4 штофа полугарного вина, дав постоять двои сутки на лежанке, вложив 3 или 4 золотника мелко истолченной камеди, да 1/8 фунта пережженного купороса; все скипятить на угольках, наблюдая, чтоб не сбежало; если сбежат, то хотя и будут хороши, но уже не таковы, как несбежавшие. Потом, остудив, процедить, чрез что получится 1 чернил, годный для уставного письма. – Оставшуюся гущу истереть, чтоб сделалась как тесто; потом налить полуштофом крепкой чайной воды и дать постоять столько же времени, потом, вложив 4 или 5 золотников камеди и 1/8 ф. пережженного купороса, скипятить, как выше сказано; остудив и слив, получите 2 чернил, годных для писания писем и для прибавления в 1 когда сей последний слишком сгустится.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

В XVI в. не редкость использование при составлении вопросников других видов текстов: поновлений, поучений, епитимийных правил. Например, один из редакторов, работавший в середине XVI в., не удовлетворился наиболее распространённой редакцией вопросника для священников и создал собственную компиляцию, составив её из первых статей обычного вопросника и поновления. Так появился текст- " гибрид» Св-Вологод. 64 – частью вопросник, частью поновление. 259 Наблюдения над стилистическим единством и отдельными чтениями разных текстов исключительно важны для выяснения происхождения вопросников. Например, при составлении вопросника М-Свир. 91, известного по рукописи XVI в. из Александро-Свирского монастыря, 260 использовались не только статьи из вопросников, но и элементы чина исповеди и поучений. Возможно, чин исповеди, сохранившийся в рукописи Ал.-Св. 91, был составлен с использованием рукописи ХГ в. Чуд. 5, из которой была заимствована последовательность молитв и поучений, включая поучение об исповеди мужчин. 261 Из того же источника, Чуд. 5, составитель взял вопросник для женщин Ж-Чуд. 5, создав на его основе собственный текст Ж-Свир. 91. Вопросник М-Свир. 91 в рукописи Ал.-Св. 91 является непосредственным продолжением поучения, сохранившегося в списке Чуд. 5, так что вслед за общими рассуждениями об исповеди идут вопросы. Один из вопросов мы находим в святительском поучении духовенству и мирянам в августовских Минеях Четьих митрополита Макария. 262 Сходный текст присутствует также в Степенной книге: М-Свир. 91: Ал.-Св. 91, л. 239 об.–240 Минеи Четьи митрополита Макария Степенная книга. Первая степень. Гл. 16 Тако ж и обаянии скотом и о чародействе, и аще мятежник есть, или скоморох, или узолник, или смывая человекы, и в птичь граи веруя, ли птица обавая, таковии за лето испытаниа. Аще самоборец, или пеший уристания творя на позорех, или игрищам стареиша, или свирелец, или смычец, или гуселник, или плясец, или корчемник, да престанет от таковых. ...блудник, обавник, мятежник, чародеи, скоморох, узолиик, смывая человекы, во птичь граи веруя, баснем сказатель, во стречю веруя, во птици и гады загадывая, таковии на лето 263 отлучатся от причастиа...

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Это, в свою очередь, лишило практику на местах необходимого однообразия и последовательности. В одном, например, уезде отбирали только метрические книги, а в соседнем, помимо метрических книг, требовали представления так называемых «брачных обысков» и церковных печатей. В одной губернии находили возможным допустить существование часовен, а в другой закрывали все церкви, обращая в кинематограф даже большие соборы с хранившимися в них и чтимыми сторонниками православной религии «чудотворными иконами и мощами». Провинциальные исполнители декрета и инструкции, совершенно не считаясь ни с существующими местными условиями, ни с индивидуальными особенностями быта каждого исповедания, ни с психикой малокультурной, отсталой и все еще находящейся под влиянием религиозной идеологии деревни, иногда единственно возможным средством борьбы с религиозными предрассудками считали путь репрессий. Так, достаточным основанием для всевозможных преследований служителей культов часто служил только один факт принадлежности данного гражданина или к так называемому белому духовенству, или к числу монахов. На места[х и]ногд[а з]апрещались все без исключения церковные службы без особого на каждую из них разрешения запрещалась проповедь в церквах даже исключительно на религиозные в городах отбирались от церквей все предметы, специально предназначенные для богослужебных священные платки с престола, как равно и облачения, перешивались на балдахин, ранее висевший над мощами Александра Свирского, украшал собою в октябрьские празднества здание Отдела народного образования в Петрозаводске, удаление икон из общественных мест кое-где преднамеренно производилось в часы скопления публики и сопровождалось грубым оскорблением религиозного чувства верующих граждан и т. д. Путь репрессий достигал иногда совершенно обратных результатов, превращая служителей культа и сторонников данной религии в каких-то мучеников и «страдальцев за веру». По местам в крестьянских массах поднималось глухое брожение, переходившее иногда в открытое, как например, под Череповц[о]м, восстание против Советской Многих из крестьян, искренн[е] сочувствующих программе коммунистов, от реализации своих симпатий останавливает единственно то обстоятельство, что провозглашенные лозунги в религиозном вопросе осквернены плохими исполнителями, своими действиями, воскрешающими в памяти проклятые старые порядки.

http://sedmitza.ru/lib/text/9950094/

Такой анархизм и антиномизм не только не могли иметь надежды на быстрое и успешное распространение среди православных, но испугали н самих малеванцев. Только в с. Турбовке Свирского уезда Лысенку удалось сорганизовать из малеванцев коммуну из 80-ти человек, которая всецело осуществила анархические и антиномистические идеи Лысенка. Эта коммуна, бросивши земли и хаты, продавши, что можно, и раздавши остальное своим односельчанам, в ноябре 1899 года двинулась было на переселение в Казань, но из Киева, действием администрации, возвращена была обратно. Здесь, в этой коммуне, было осуществлено полное отрешение от всякого труда, полная половая свобода в отношениях мужчин и женщин, полное непризнание законов и властей. Конечно, такое анархическое и антиномистическое существование было невозможно в течении долгого времени. Уже чрез месяц после похода в Казань, Лысенко с главными их своих последователей должны были оставить коммуну и бежать от голода и ненависти своих последователей, которая сменила былую восторженную любовь и преданность. За сим и остальная коммуна возвратилась к обычному житейскому укладу жизни, а Лысенко со своими последователями тайно перебегал из одного места губернии в другое, но такого успеха, как в Турбовке, он нигде не имел. Сильное волнение он произвел лишь в селе Павловке Уманского уезда в 1902-м году и в с. Петро-острове Херсонской губернии в том же году. Имела некоторый внешний успех лысенковская компания этих бродячих малеванских пророков и в с. Рачканах Минской губернии. Лысенко и его последователи, эти бродячие пророки малеванства, проповедовая и осуществляя свои анархические и антиномистические идеи, ведут мирную пропаганду, нигде не проповедуют и не осуществляют свои идеи насильственным путем, нигде не пытаются подоить население на насильственное ниспровержение властей, закона и православной Церкви. Иначе повел пропаганду малеванства один из первых последователей Малеванного, Моисей Тодосиенко, произведший в 1901 году известный погром в с. Павловке Харьковской губернии, сосланный за это на каторгу и во время русско-японской войны бежавший оттуда, с о. Сахалина. Малеванство, проповедуемое и осуществляемое Тодосиенко, анархического также характера, но это не пассивная анархия, а революционная.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

¾ ф., 2 п. ½ ф., в 1п.4ф., в 22 ф. и в9 ф., помещены того же 19-го июля на деревянных при той же Александро-Свирской церкви столпах, до времени, когда представится случай и возможность обратить оные на какое-либо приличное употребление, и 3) что протоиерей Израилев счел необходимым воспользоваться трехдневным пребыванием своим в Ваулове для преподавания лично из нас псаломщику Эдомскому практических наставлений относительно исполнения на вновь сооруженных колоколах гармонических звонов. Священник села Ваулова Павел Зефиров. Того же села псаломщик Эдомский» 664 . Карильоны и куранты [...] Попытки настраивать колокола разных величин по диатонической или хроматической гамме встречались и в прежние времена. Такой набор настроенных колоколов называется курантом по-немецки Glockenspiel, по-французски Carillon, раньше quadrillon, происходит от quadrillonner, что первоначально означало четыре колокола, гармонически настроенных между собой» 665 . Слово «carillon» раньше «quadrillon» происходит от quadrillon­ner, что первоначально означало четыре колокола, настроенные в один гармонический аккорд. Quadrillonner перешло в carilloner. В фламандском наречии существует соответствующее слово beiarden; последнее происходит от слова beieren, происходящее в свою очередь от старого фламандского слова «beren», которое обознача­ло – дать звук. Первые куранты были самого примитивного типа. Обыкновен­но в колокола ударяли маленькими деревянными молоточками. Название «clipotiaux» эти маленькие молоточки были в упо­треблении продолжительное время. Они упоминаются еще в 1499 г. в отчетах города Ath. Этот способ издавать колокольный звук по­средством молота и языка не был музыкальным, так как, с одной сто­роны, служащий, нанятый для этой цели, был обыкновенно помощ­ник пономаря (ondercoxter), человек без музыкальной подготовки, да и сами колокола не были гармонично настроены. В отчетах го­рода Malines в 1430–31 годах говорится, что пономари всех при­ходских церквей города получали наградные за трезвость по случаю рождения царственного лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Thu, 28 Sep 2006, 10:00 Сергей Путилов Православие в мире Северная Палестина - к преподобному Александру Свирскому После одного значимого события в поездке, в самом начале пути, мы вообще все сплотились… Это событие потрясло нас до глубины души, и не написать о нем невозможно, так как здесь явлены были чудо и милость Божии к нам, грешным... Tue, 19 Sep 2006, 11:55 Марина Дымова Православие в мире По водам семи морей Видим, что справа исповедует католический батюшка и справа же от входа замечаем огромную православную икону Успения. Вид у нее очень древний, потемневшие лики. Повсюду надписи на латыни. Читая их, радостный Леха поминает добрым словом иеромонаха Дионисия (Шленова). Tue, 12 Sep 2006, 10:02 Андрей Кудряшов Православие в мире Виа Долороза Здесь начинается знаменитая Виа Долороза, Скорбный путь. Им Сын Божий шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни – на Голгофу. На своих израненных плечах Спаситель нес крест, который есть ничто иное, как наши грехи. Thu, 31 Aug 2006, 09:09 Сергей Путилов Православие в мире Монастыри Болгарии Монастыри Болгарии с самого начала их основания были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры, хранилищами национальных традиций в эпоху османского ига. Монастыри - это сама история Болгарии, подлинная летопись величайших испытаний, выпавших на ее долю. Mon, 21 Aug 2006, 10:13 Михаил Иванов Православие в мире Между войной и рэкетом Как же живется здешним христианам? Судите сами - последние пол века библейские места, не переставая, лихорадит от жестокого арабо-израильского конфликта. При этом, разумеется, крепко достается и христианам, оказавшихся между двух огней. Едва в 1948 году англичане ушли из Святой Земли, и ООН провозгласила создание еврейского и палестинского государств, последние тут же схватились друг с другом. Tue, 15 Aug 2006, 09:00 Сергей Путилов Православие в мире Иерусалим между прошлым и будущим Если ты не иудей, израильтяне относятся как к врагу. Но я решил, что это мой путь, христианство - моя вера. Я не могу принять иудаизм. Поэтому в мои планы входит покинуть Израиль. Я надеюсь, что рано или поздно все же смогу уехать из этой страны. Здесь я никогда не смогу чувствовать себя свободным.

http://pravmir.ru/travel.html

Видлицкий съезд братчиков 26 ноября 1908 года, созванный по случаю первой годовщины Братства, выработал ряд мероприятий, касающихся издательской, просветительной и миссионерской деятельности Братства и имеющих в виду оживление деятельности духовенства карельских приходов. В частности, съездом, высказаны пожелания: 1) об издании в достаточном количестве экземпляров на карельском языке праздничных евангельских чтений, своевременной (заблаговременно до наступления Праздников) рассылке их по приходам, снабжении ими в 1 экземпляре школьных библиотек и распространение их среди карельского населения за плату их стоимости, издания в ближайшем будущем сборника евангельских, литургийных и утренних чтений, собрания от духовенства карельских приходов сведений о местных храмовых и народных праздниках для издания на карельском языке соответствующих листков и бесплатной раздачей их карельскому населению; об устройстве церковных хоров из учащихся и народа и преподавании церковного пения в школах с привлечением к этому делу, в случае неспособности учаших, псаломшиков и диаконов, о привлечении последних к миссионерской деятельности и устройстве в этих видах порайонных краткосрочных (на 2–3 недели) в летнее время псаломщических курсов с чтением на них лекций по апологетике и вообще миссионерскому делу и с указанием местом для таких курсов в Олонецком уезде Александро-Свирского монастыря, о съездах окрестного духовенства на местные храмовые и народные праздники для торжественных богослужений и обмена мнением по делам пастырской практики и устройстве пастырских собраний во время благочиннических съездов, о периодических объездах священниками своих приходов с совершением во время их литургийных богослужений на антиминсах и ведением по деревням духовных бесед с народом, об устройстве священниками катехизических курсов для молодежи, начавъ это дело с периодической проверки в знании истин веры окончивших курс начальных школ и сообщая о результатах ежегодно благочинным для внесения в годовой отчет, об устройстве священниками кружков трезвости, наблюдении ими за преподаванием закона Божия светскими лицами и назначение последних по предварительном сношении с местными священниками, о сохранении на будущее время 2-х должностей братских миссионеров, о торжественной встрече присланной с Афона Братству иконы Св. Пантелеймона и помещении ее в Колат-Сельском храме, Туломозерского прихода.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Впоследствии по поводу сообщения г. Олонецкого Губернатора во всеподданнейшем отчете о союзной деятельности на благо Карелии Прав. Кар. Братства и местных административных и общественных учреждений всех ведомств Олонецкой губернии Братство и солидарные с ним Олонецкие деятели удостоились Высочайшей похвалы. Явным выражением Монаршего благоволения Братству и его деятельности в Карелии служат также Высочайшие пожертвования на постройку новых храмов в д. Лужме, Коргубе и Минозере, Повенецкого уезда, и Чалкосельге, Петрозаводского уезда. Деятельность Православного Карельского Братства Братские съезды и выработанные на них мероприятия против панфинской пропаганды В целях распространения среди местного населения идей Братства, ознакомления с его задачами местных деятелей и уяснения способов осуществления этих задач по инициативе отдельных членов Братства устраивались в разных местах Русской Карелии общие братские собрания или съезды, кроме упомянутого выше Видлицкого учредительного, состоялись в Реболах, Повенецкого уезда 20–21 января 1908 г., в с. Сельгах того же уезда 18 сентября 1908 года, в с. Видлицах Олонецкого уезда 26 ноября 1908 года и на Вааламе 18 – 19 июня 1909 года. Видлицкий съезд православно-русских деятелей 26 ноября 1907 года, по совершении акта открытия Братства, избрания положенного уставом состава Совета Братства и его Олонецкого отделения, а также почетных членов Братства, учредил переводческо-издательскую комиссию и 2 должности братских миссионеров (одного для Олонецкой, другого для Финляндской епархии) и наметил ряд мероприятий, подлежавших осуществлению в ближайшее время, каковы издание на средства Братства на двух языках – карельском и русском евангельских чтений и на одном карельском языке поучений на дванадесятые праздники, краткого руководства для преподавания закона Божия детям младшего возраста, (на карельском и русском языках), молитв пред св. причащением, наставления к правильному разумению таинства крещения, пересмотр переводческо-издательской комиссией всех существующих на карельском языке изданий в целях использования их для удовлетворения религиозных нужд карел, распространение братских изданий чрез церковные и школьные библиотеки, чрез священников и учителей карельских приходов и школ и особых книгонош, организация живой проповеди на карельском языке в карельских приходах и, особенно, монастырях Валаамском и Александро-Свирском и составление правил для деятельности братских миссионеров. Кроме того, съезд этот нашел целесообразным обратиться к православно-русскому обществу с воззванием от имени Братства о помощи и поддержке его дела в Карелии и к духовенству, учителям и другим деятелям Карелии с приглашением принять участие в трудах переводческо-издательской комиссии сообщением непосредственно Совету Братства своих соображений о различных и полезных, по их мнению, для местного карельского населения переводах и изданиях на карельском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010