Увиделись они через полтора года, но уже не на нашей суетной земле. В декабре 1925 года на доме печати растянулся траурный транспарант «Тело великого национального поэта покоится здесь». Похоронная процессия трижды пронесла гроб с Есениным вокруг памятника Пушкину. Александр Сергеевич сверху, и, кажется, сочувственно смотрел на застывшее в муке молодое лицо. Так просто можно жизнь покинуть эту, Бездумно и безбольно догореть. Но не дано Российскому Поэту Такою светлой смертью умереть. Всего верней свинец душе крылатой Небесные откроет рубежи, Иль хриплый ужас лапою косматой Из сердца, как из губки, выжмет жизнь. Это стихотворение написала Анна Ахматова, узнав о смерти Есенина. В этих строках я вижу двоих: Александр Сергеевич лежит в своем кабинете, а Петербург за окном притих, его не слышно... для умирающего поэта его больше нет... Только книги, жена, а впереди - Вечность. Роковая пуля «небесные открыла рубежи». Сергей Александрович истерзанный, изуродованный. Спазм боли и нечеловеческое страдание изменили прекрасные черты. А Петербург притих... и люди онемели... Никто не поспешил на помощь, когда «хриплый ужас лапою косматой из сердца, как из губки, выжал жизнь»... Испытание славой 1915 год принес Есенину и славу, и уважение. Но разом отобрал счастье тихое, настоящее. Сергей Александрович часто заходил в редакцию газеты «Дело народа». Иногда один, иногда с большим своим приятелем Алексеем Ганиным. В редакции приглянулись им две подружки - Зина и Мина. Дело было в 1917 году. Сергею больше Мина Свирская нравилась, а Алексей ухаживал за Зинаидой Райх и даже называл ее своей невестой. Собрались однажды друзья на Соловки и в Вологду к родным Ганина, зашли пригласить девушек. Мина отказалась, а Зина аж в ладошки захлопала и побежала отпрашиваться с работы. Север был прозрачен и неуловим. На Соловках пробыли несколько дней и поехали, как и собирались, в Вологду. Поезд едва тащился. И вдруг Сергей сделал Зинаиде предложение, клялся, что любит. Для нее это было полной неожиданностью, для него, наверное, тоже. Есенин настаивал, уговаривал, и не понять было, то ли он шутит, то ли всерьез. Их обвенчали в храме святых Кирика и Иулиты. Вернувшись, Зина сказала подруге: «Представляешь, я теперь Райх-Есенина! Нас с Сергеем на Соловках попик обвенчал».

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/28/...

Увиделись они через полтора года, но уже не на нашей суетной земле. В декабре 1925 года на доме печати растянулся траурный транспарант «Тело великого национального поэта покоится здесь». Похоронная процессия трижды пронесла гроб с Есениным вокруг памятника Пушкину. Александр Сергеевич сверху, и, кажется, сочувственно смотрел на застывшее в муке молодое лицо. Так просто можно жизнь покинуть эту, Бездумно и безбольно догореть. Но не дано Российскому Поэту Такою светлой смертью умереть. Всего верней свинец душе крылатой Небесные откроет рубежи, Иль хриплый ужас лапою косматой Из сердца, как из губки, выжмет жизнь. Это стихотворение написала Анна Ахматова, узнав о смерти Есенина. В этих строках я вижу двоих: Александр Сергеевич лежит в своем кабинете, а Петербург за окном притих, его не слышно… для умирающего поэта его больше нет… Только книги, жена, а впереди — Вечность. Роковая пуля «небесные открыла рубежи». Сергей Александрович истерзанный, изуродованный. Спазм боли и нечеловеческое страдание изменили прекрасные черты. А Петербург притих… и люди онемели… Никто не поспешил на помощь, когда «хриплый ужас лапою косматой из сердца, как из губки, выжал жизнь»… Испытание славой 1915 год принес Есенину и славу, и уважение. Но разом отобрал счастье тихое, настоящее. Сергей Александрович часто заходил в редакцию газеты «Дело народа». Иногда один, иногда с большим своим приятелем Алексеем Ганиным. В редакции приглянулись им две подружки — Зина и Мина. Дело было в 1917 году. Сергею больше Мина Свирская нравилась, а Алексей ухаживал за Зинаидой Райх и даже называл ее своей невестой. Собрались однажды друзья на Соловки и в Вологду к родным Ганина, зашли пригласить девушек. Мина отказалась, а Зина аж в ладошки захлопала и побежала отпрашиваться с работы. Север был прозрачен и неуловим. На Соловках пробыли несколько дней и поехали, как и собирались, в Вологду. Поезд едва тащился. И вдруг Сергей сделал Зинаиде предложение, клялся, что любит. Для нее это было полной неожиданностью, для него, наверное, тоже. Есенин настаивал, уговаривал, и не понять было, то ли он шутит, то ли всерьез. Их обвенчали в храме святых Кирика и Иулиты. Вернувшись, Зина сказала подруге: «Представляешь, я теперь Райх-Есенина! Нас с Сергеем на Соловках попик обвенчал».

http://azbyka.ru/fiction/o-pisatelyah-i-...

Молитва Господу Богу Аудио Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя, и прости ми, Господи Боже, Спасе Милостивый! Даждь ми, Господи, христианский конец с Пречистым Телом и с Честною Кровию, со слезами и покаянием. Избави, Господи, муки вечныя, огня негасимаго, и червия неусыпающаго, и смолы кипящия. Господи, Ты создал мя еси, Господи, Ты помилуй. Господи, Твое есмь создание. Аминь. Перевод: Боже, очисти меня грешного и помилуй меня и прости мне, Господи Боже, Спас Милостивый! Дай мне, Господи, скончаться по-христиански с Пречистым Телом и Честной Кровью, со слезами и покаянием. Избавь, Господи, от муки вечной, огня неугасимого, и червя вечно терзающего, и кипящей смолы. Господи, Ты создал меня, Господи, Ты помилуй меня. Господи, я – Твоё создание. Аминь. Молитвы Пресвятой Богородице Аудио Пречистая Госпоже Милостивая, Царице Небесная, помолися Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Сыну Твоему, за мене, грешнаго раба Твоего (имя). Даждь ми, Госпоже, христианский конец с Пречистым Телом и с Честною Кровию и со слезами и покаянием. Избави, Госпоже, муки вечныя, огня неугасимаго, и червия неусыпающаго, и смолы кипящия. Пречистая Госпоже, Милостивая Царице Небесная, Ты еси Молебница ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу за мене, грешнаго и окаяннаго раба Твоего (имя). Ты еси Помощница, Ты Заступница от всякаго зла и сопостата, не забуди, Пречистая Госпоже, нищаго Твоего до конца. Перевод: Пречистая Госпожа Милостивая, Царица Небесная, помолись Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Сыну Твоему обо мне, грешном рабе Твоём (имя). Дай мне, Госпожа, скончаться по-христиански с Пречистым Телом и Честной Кровью, со слезами и покаянием. Избавь, Госпожа, от муки вечной, огня неугасимого, и червя вечно терзающего, и кипящей смолы. Пречистая Госпожа, Милостивая Царица Небесная, Ты Молитвенница ко Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу за меня, грешного и презренного раба Твоего (имя). Ты Помощница, Ты Заступница от всякого зла и врага, не забудь, Пречистая Госпожа, нищего Твоего вовек.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Описание церквей, находящихся вне С.-Петербурга. (Продолжение) Новоладожский Уезд Общий очерк Новоладожский уезд занимает пространство в 7,629 квадр. верст и граничит: с севера – Ладожским озером и Олонецкой губернией, с юга – Новгородским и Тихвинским уездами, с запада – Шлиссельбургским уездом. Местоположение уезда низменное, несколько возвышающееся к олонецкой губернии, обильное лесами и болотами, среди которых, изредка, едва заметно возвышаются местности, несколько удобные для жительства. Среди болот есть несколько озер. Рек в уезде не мало. К значительным судоходным рекам принадлежат: Волхов, Сясь, Паша и Оять; кроме их есть реки сплавные, по которым, в весеннее половодье, сплавляются дрова и лес в другие большие реки. Из сплавных рек значительнейшие суть: Тигода, Лава, Влоя, Черная и Кобона. Кроме судоходных рек, водяное сообщение совершается по каналам – Ладожскому, Александра 2-го, Сясьскому и Свирскому. Сухопутное сообщение не особенно развито по обилию болот, лесов и болотных речек. Важнейшими путями сообщения считаются: архангельский и ярославский тракты, соединяющие Петербург с олонецкой и новгородской губерниями. Еще есть дорога по левому берегу Волхова до Сольцы, а отсюда – на Тигоду и Бабино. Но эта дорога, с открытием в России железных дорог и со введением пароходного сообщения, мало употребляется. Население новоладожского уезда не особенно значительно. Тогда как в петербургском уезде на одну квадратную версту приходится 50,2 жителей, в новоладожском их насчитывается только 9,7 на квадр. версту. Население сосредоточено, преимущественно, при каналах и судоходных реках. Внутри страны есть небольшие села на возвышенностях среди болот. Обилие болот и лесов, препятствуя развитию земледелия, развило здесь занятия, вполне соответствующие местности, как то: заготовку леса и дров, приготовление смолы, дегтя и угля; обилие больших рек и каналов заставило многих заняться устройством судов, сплавом их по воде и – рыбной ловлей. Особенными занятиями можно считать: выпаивание телят, в деревнях по Волхову, плитную ломку – там же, и лечение лошадей (коневальство) – в окрестностях Заболотья. Кроме того, есть в Заболотском приходе семейства, исключительно промышляющие истреблением крыс, мышей, клопов и других подобных животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

За отсутствием специальных средств на этот предмет, съезд о.о. миссионеров находит необходимым просить помощи у Главного Совета и отделений Александро-Свирского Братства, и ходатайствовать пред Его Преосвященством о привлечении к участию в содержании курсов (деньгами и натурою) состоятельные монастыри епархии. 4. Выяснение отношений между миссионером и другим приходским священником, а также благочинным Справка. На первом миссионерском съезде о.о. миссионеров Олонецкой епархии было постановлено: окружные миссионеры и их помощники, состоящие в приходах на вакансии вторых священников и диаконов, по делам прихода находятся в зависимости от настоятеля своей приходской церкви, а в делах миссии они независимы от него. Вследствие некоторых недоразумений, встретившихся в отношениях миссионеров с их настоятелями и благочинными, съезд находит необходимым подтвердить постановление прошлогоднего съезда и присовокупить, что миссионеры, будучи зависимы от о.о. благочинных, как приходские священники, в делах миссии совершенно независимы от них. Поэтому настоятели церквей и благочинные не должны стеснять о.о. миссионеров в их миссионерской деятельности, и, под предлогом исполнения приходских обязанностей, удерживать их от миссионерских поездок, о которых о.о. миссионеры каждый раз имеют предупреждать местный причт. Равным образом, и о.о. миссионеры, под предлогом миссионерских поездок, не должны уклоняться от исполнения приходских обязанностей, а вообще стараться поддерживать братские отношения между собою, оказывая взаимные услуги в несении пастырских трудов по приходу, только не в ущерб миссионерскому делу. 5. Привлечение учителей, отличающихся церковностью, в школы раскольнических приходов Просить Епархиальный Училищный Совет и его отделения, а также Дирекцию народных училищ, не найдут ли они возможным определять в школы раскольнических приходов учителей, отличающихся церковностью и способных устраивать церковные хоры. 6. Об образовании епархиального миссионерского фонда а) С образованием приходских миссионерских кружков необходимы для них книги и листки противораскольнического содержания.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

II. Так тяжек грех непочтения родителям, что даже жертва на храм от таковых несчастных детей не приемлется Богом. Братие! обратимся к самим себе: Не этим ли недугом болит и наше время? Много ли ныне детей, которые держат себя в правильных отношениях к родителям, любят их, почитают, дорожат их советами и наставлениями, стараются заслужить их любовь и благословение? Но лучше спросим: много ли осталось родителей, которые бы благодарили Бога за детей своих, которые бы не жаловались на них, не плакали от них? «Дети нас считают ни во что, называют нас отсталыми, наши советы странными и неудобоприложимыми, над нашими рассуждениями смеются, на наши замечания оскорбляются, не просят, а требуют нашего благословения на свои начинания, а, бывает, и без него обходятся.» Так жалуются на детей родители. И вот отсюда разделы в крестьянстве, – избрание рода занятий без совета родительского, женитьба без их благословения в других сословиях. Мать или отец «в бедности», – дети их стыдятся, тяготятся приютить у себя, как должно, по родственному походить за ними. Мать и отец «богатые», – дети не хотят обязываться ими, смириться пред ними, пользоваться их средствами к жизни. Родители со слабостями, – дети их в глаза и за глаза поносят, безчестят, никакого уважения им не оказывают. Есть дети, которые не стыдятся совсем отказываться от вспомоществования своим бедным родителям, в богадельни отдают их, тогда как могут сами вполне успокоить их, – бывают и такие, которые доходят до такой дерзости, что руки свои поднимают на родителей. Но чего не бывает, чего нельзя увидать, услыхать в нынешнее время? а) Не хотят почесть родителей, не боятся оскорблять их?! Но что может быть ужаснее, противоестественнее сего? Не почитать тех, которые дали нам жизнь, нас любят, в свое время нас покоили, для нас лишали себя всяких удобств, для нас готовы были терпеть всякие лишения – какой грех может быть выше сего греха? Вы, которые холодны к старику отцу и матери – вспомните, что в свое время терпел для вас отец, терпела мать! Отец с раннего утра до поздняго вечера в трудах, в заботе, – для кого? чтобы снискать содержание вам, которые сами еще не могли о себе подумать. А мать? О, кто изочтет ее бессонные ночи, которые она проводила над колыбелью вашею? Кто изочтет ее вздохи, ее слезы, ее страдания при ваших болезнях и страданиях, неизбежных в детстве? А молитва родительская за кого была так горяча, так пламенна? Все за вас же, за ваше здоровье, за ваше счастие и благополучие, за ваше душевное спасение. И не этой ли молитве родительской – горячей, пламенной, не ей ли прежде всего вы обязаны всем тем, чем от Бога награждены? И вот таких-то лиц, так к вам близких, так дорогих, так вас любящих, вы не стыдитесь, не боитесь оставлять в невнимании, небрежении, забвении?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Кротостью же он стяжал общую любовь при жизни и явился создателем обители, которая стала навсегда тихим пристанищем для гонимых миром искателей Горнего Иерусалима. Тяжела была прошлая жизнь Карел, которые издавна осели сначала на берегах Северной Двины и Белого моря, а потом переселились ближе к берегам Ладожского и Онежского озер и Балтийского моря. Это племя издавна подчинилось Русскому Царству. Постепенно и мирно сжились они с русскими, когда те, начиная с XI века, придвинулись к местам поселения Карел. Православные не гнушались вступать в браки с карелами; заводили с ними торговые сношения и мало-помалу просветили их светом веры Христовой. В великом деле просвещения карел светом истинной веры, главным образом, потрудились иноки Валаамского, Соловецкого, Коневского, Свирского и других северных монастырей. Сделавшись православными, карелы усвоили и весь быт русских людей. Вместе вели торговые дела; вместе и воевали против немцев и шведов, редко когда ссорясь между собою. Но тяжело было прошлое нашего Отечества. Теснимое врагами отовсюду, оно, как и все другие царства, не раз в войнах терпело уроны и во время одних неудачных войн теряло то те, то иные области; в следующие, происходившие вскоре же, войны, возвращало потери назад, и так случалось иногда по несколько раз в одно – два столетия. Карелы жили на границе России и Швеции. Шведы всегда старались оторвать север России и вели много войн с нами, пока Великий Петр не нанес им навеки непоправимого поражения. В такие войны, в пору Смутного времени особенно, и ранее, и попозже, часть областей, где жили карелы и русские, отошла к Швеции. Часть карел осталась под русским владычеством, а часть, называемая Приладожской Карелией, оказалась под властью Шведов. При Государе Петре Великом вся Карелия была отвоевана обратно, а при Государе Александре I, когда Выборгская губерния, по проискам нехороших людей, была, к несчастью, присоединена к Финляндии, отошла туда же и отвоеванная часть – Приладожская Карелия. С той поры и распалась Карелия на две части: чисто русскую – в пределах Архангельской и Олонецкой губерний, и финляндскую, где, по примеру прежних веков, и доныне стараются изгнать из жизни карел все, что только напоминает русское имя и русскую веру. Судьба карельского племени далеко не одинакова в той и другой половине его поселений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Если храм далеко и нет возможности часто его посещать, то духовный пост возможно усилить и дома – исключить пустые телепередачи и фильмы, вместо бульварных журналов читать духовные книги (например, про воспитание младенцев в вере), в утреннее и вечернее правило включить новые молитвы (это могут быть молитва перед иконой Феодоровская, Помощница в Родах, Млекопитательница, Воспитание). Кто, как не Богородица, знает тяготы и немощи матерей. О даровании здорового младенца молятся и Стилиану Болгарскому, Александру Свирскому, старице Матроне. И старайтесь держать свою душу в чистоте, пытаться прощать, не обижаться, сдерживать гнев и раздражение, что часто посещает беременных женщин из-за гормональной атаки и усталости. И еще раз повторю – поститесь разумно и по силам, слушайте свое сердце, помните, выдержали вы пост либо нет – Господь видит вас как на ладони и знает, сделали ли вы себе заслуженное послабление или это просто была малодушная блажь. Желаю ожидающим прибавления мамочками благополучного разрешения от бремени и крепких, здоровых, угодных Богу детишек! Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 3 мая, 2024 30 марта, 2024 22 марта, 2024 22 марта, 2024 16 марта, 2024 8 марта, 2024 6 марта, 2024 3 марта, 2024 27 февраля, 2024 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/post-v-ozhidanii-chuda...

Отец игумен Иларий всегда имел свои кельи затворенными, постоянно занимался чтением отеческих книг и преимущественно на славянском языке, а не в переводе, следуя в этом внушениям старца своего, Феодора, при котором он находился в Свирском монастыре. Отец Иларий, сделавшись уже и настоятелем, нисколько не изменил против прежнего своего образа жизни. В келейном своем уединении время он определял так: к утрени и к прочим службам он ходил всегда; утреня была в 4 часа, вычитывали все неспешно, но Пролога и Благовестника не читали; обедня была только одна, в 9 часов, вечерня в 4 часа, и читали только канон из Октоиха, а акафист только в пяток и субботу. Отец игумен служил в праздники, но не во все воскресные дни, и всегда без встречи. В трапезу по будням не ходил; кушанье стряпал ему келейник, а поваров не было; по понедельникам в обители Угрешской, как и вообще в штатных монастырях, пост не соблюдался. Когда приходили у него в келье топить печь, келейник только приносил дрова, и он сам (ежели особенно не был чем занят) клал дрова и, ежели в то время прилучалось кому-нибудь из монашествующих быть у него в келье, он говорил ему: «Благослови, отче!», а ежели послушник, и даже ежели б и его келейник: «Благослови, брате!» Без молитвы он не дозволял ни себе и ни кому не топить, ни закрывать печи, ни вообще делать какое-либо дело. Это общее монашеское правило напоминает мне следующий случай. В последний год моего келейничества был у меня помощник, кто-то из послушников; однажды, в зимнее время приехал к отцу игумену строитель Екатерининской пустыни, отец Мелхиседек. В то время, как они сидели в гостиной на диване, возле которого была печь с топкой из той же комнаты, послушник принес дрова и при постороннем посовестившись, по принятому обычаю, сотворить молитву, стал прямо в печь класть дрова. Тогда отец-строитель, обратившись к нему, спросил его: «Давно ли ты, раб Божий, живешь в монастыре?» Он отвечал: «Недавно». Строитель снова спросил его: «А почему же у тебя так длинны волосы, коли ты здесь недавно?» Он тихим голосом отвечал: «А я начало полагал в Оптиной пустыни и жил там около 3 лет». – «Что же ты под старцем жил, или нет?» – «Под старцем». – «Что же, как у вас старцы учат, например, печь топить с молитвой, или без молитвы?» Он стал просить прощения, и отец игумен остался весьма доволен этим случаем вразумления келейника и благодарил за то строителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Публикация целого ряда первоисточников потребовала кропотливой работы с текстом. Например, воспоминания А. П. Смирнова были собраны из его разнородных и разновременных письменных материалов и магнитофонных записей его рассказов; записки Шумского тоже представляли собой разрозненные воспоминания и наблюдения. В тексте А. А. Сергеева, написанном автором на склоне лет, пришлось отсечь явные домыслы мемуариста, который ввел в свои интересные воспоминания о годах учения в Синодальном училище вымышленный «сюжет» о революционной борьбе и подпольном кружке. Воспоминания дяди Александра Петровича, педагога Синодального училища А. К. Смирнова были написаны в блокадном Ленинграде, и потому совершенно связные фрагменты чередовались в них с видениями человека, умирающего от голода. Напротив, блестящие по стилю «Воспоминания» Смоленского требовали минимального редакторского вмешательства, однако здесь возникала иная проблема: в архиве Смоленского имеются также подробнейшие «Дневники», которые послужили основой для мемуаров; решено было фрагменты «Дневников» по возможности использовать в комментариях. Надо также иметь в виду, что в составе сборника представлены деятели разных периодов жизни училища и хора. Во-первых, это люди, пришедшие в «Синодалку» в 1880–1890-х годах, те, кто начали реформаторскую деятельность: директор училища, ученый-медиевист С. В. Смоленский – душа преобразований; непревзойденный регент Синодального хора В. С. Орлов; А. Д. Кастальский – сначала скромный педагог фортепиано в училище, потом знаменитый композитор, с 1910-го – директор училища и продолжатель реформ Смоленского. К раннему периоду относятся воспоминания А. К. Смирнова – воспитателя и педагога, помогавшего Смоленскому в формировании собрания певческих рукописей и отправившегося вслед за ним в 1902 году в Петербург, в Придворную капеллу. В разделе материалов учеников и певчих публикуются записки певчего хора А. И. Свирского, который повествует о нравах дореформенной «Синодалки». Во-вторых, в сборнике широко представлены работы деятелей, выросших уже в преобразованной школе и внесших свой вклад в ее процветание.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010