Последний раз я видел Румянцева на сороковой день памяти Розова на Ваганьковском кладбище, где он служил. Помню, что эта панихида совпала с освобождением из заточения патриарха Тихона, которому всегда сослужил Розов. Поэтому настоятель храма на Ваганьковском кладбище вышел и сказал: «Ну, а теперь мы споем «многая лета“ нашему патриарху». Руководил пением Румянцев. Комментарии Очерк А. П. Смирнова написан по просьбе известного московского регента Н. В. Матвеева. Задуманный как учебный материал по истории церковного пения, он предназначался для студентов регентского класса Московской духовной академии, где с 1969 года преподавал Матвеев. «Календарь» составлялся в течение года: начат 27 августа 1979 и завершен 28 августа 1980 года. Мемуарист как бы вновь прожил в течение этого года свою училищную молодость, записав вспомнившееся в виде своеобразной «хроники», вобравшей в себя то, что осталось в памяти от восьмилетнего пребывания в Синодальном училище. «Хроника» не может претендовать на исчерпывающую полноту, однако Александру Петровичу удалось воссоздать достоверный и фактически точный контур событий. На этом работа не закончилась. Текст воспоминаний стал поводом для многочасовых бесед редактора и мемуариста. Таким образом, предлагаемая читателям версия «Календаря» существенно расширена введением в основной текст фрагментов устных воспоминаний. В 1995 году мемуары были опубликованы в церковно-богословско-философском ежегоднике «Православный путь», издаваемом Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле (США). Авторская рукопись и аудиозаписи бесед хранятся у редактора. 342 В Синодальном хоре существовали должности регента и его помощника; с 1907 года введены должности старшего и младшего помощников. 343 В таком возрасте в Синодальный хор, конечно же, не принимали; в случае со Свирским могла подействовать записка-просьба дьякона Протопопова. 344 С 1881 по 1891 год помощником регента Синодального хора был Н. И. Соколов . Многие регенты старой школы репетировали со скрипкой в руках, время от времени подыгрывая, исправляя ошибки или показывая. Считалось, что звук скрипки приближается к человеческому голосу и идеально передает кантилену.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В это время, по собственному свидетельству старца, о. Амфилохий трижды являлся преп. Александр Свирский , повелевая ему ходатайствовать о возвращении всей отчужденной земли и восстановлении обители, и обещая свою помощь. О. Амфилохий решился, несмотря на несомненную, no-мipcku, невозможность этого дела — начать его, и стоять за него до конца. На решение уездного суда о. Амфилохий послал всеподданнейшую жалобу императору Александру I; ему было отказано, а за подачу жалобы он отсидел 6 месяцев в тюрьме. Тем не менее, он неотступно продолжал хлопотать, и в продолжение 15 лет не получая удовлетворения, в 1837 г. принес снова всеподданнейшую жалобу императору Николаю I. За это, равно как за отказ объявить свое имя и звание, он был заключен в Тихвинский тюремный замок, судим уездным судом и приговорен к наказанию 5 ударами плетей и ссылке в Сибирь. Но в ту минуту, когда дело казалось невозвратно потерянным, единственным ходатаем за погибшее дело явилась помощь Божия. В Петербурге прошел слух о праведной жизни и беспримерной стойкости старца; в деле приняла участие известная православною ревностью своею, влиятельная Т. Б. Потемкина; и по докладу Государю обер-прокурора Протасова о бескорыстных движениях старца в деле о Реконской земле, велено было старца освободить и оставить в Рекони. В это же время отысканы подтвердительные документы, и о. Амфилохий, начав дело вновь и получив отказ от Новгородской гражданской палаты, принес жалобу в Правительствующий Сенат; в жалобе, между прочим, значилось: «Живя многие десятилетия в пустыни и тщательно вопия о правосудии, вот уже пятое десятилетие веду тяжбу, и, за всеми препятствиями, наконец, дохожу до высшего судилища. Умоляю оное оказать справедливую защиту не мне, столетнему старцу, стоящему уже на краю гроба и не имущему в сей тяжбе для себя никакой корысти, а желаю я собственно восстановить древне учрежденную святыню, милостью царя. Впрочем, во всем да будет святая воля Божия». По разногласию сенаторов, дело было передано в общее собрание департаментов, а оттуда в Государственный Совет. Наконец, состоялось Высочайшее именное повеление: так как владение не может быть восстановлено без нарушения прав частных лиц, то вознаградить Духовное Ведомство суммою, заплаченною настоящим владельцем земли, с добавлением процентов за непользование (всего 42.000 руб. слишком); пустынь же велено восстановить с наименованием ее заштатным общежительным монастырем.

http://azbyka.ru/fiction/russkie-podvizh...

Разговор везде только об арестах. Вчера узнал, что еще арестованы: Елачич, прот. Дроздов и Козакевич. Арест последнего наводит на подозрение о шпионаже в самом правлении. Дело в том, что Козакевич – не член правления и был в заседании единственный раз, когда оно происходило с Владыкой – Митрополитом, и где наговорили Владыке откровенно много неприятного по поводу его воззвания и полномочий Введенскому с Боярским. Козакевич верно говорил об этом. И у меня закрадывается мысль, что, не сообщил ли об этом Введенскому Н.М.Егоров (брат отцов Льва и Гурия – Л.А.) – его приятель и вообще слывущий в правящих кругах за «своего», но держащийся лавры, монашеского кружка и пр., словом, лавирующий и с «нашими», и «вашими»... Только этим и можно объяснить арест Козакевича, если, конечно, не присутствует также тут что-либо «личное» (Козакевич живет в районе Введенского). Кстати, еще одна деталь. В пятницу (когда Введенский послал уже письмо Митрополиту с угрозой), в Смольном были представители Александро-Свирской часовни, с ходатайством оставить ризы на иконах в приделах, ибо изображения там неполные. Им пришлось долго ждать, потому что тот, с кем им надо было говорить, был занят. И вот, в конце концов, они видят, что из кабинета выходит Введенский и с большой любезностью прощается с представителем Смольного (говорил о. Хазов). Соображая обстоятельства, можно думать, что именно тогда Введенский указал на своевременность «изоляции» определенных лиц, определив и самих этих лиц. Сегодня хотел быть у меня Боярский. Интересно, что он скажет от Введенского. Во всяком случае, надо, думается, воздействовать на него. В этом смысле я посоветовал вчера о. Льву просить Н.М.Егорова поговорить с Введенским, рассказав свой взгляд на все эти события, как вызванные именно Введенским. Необходимо было бы съездить к Митрополиту, чтобы и он вызвал к себе Введенского и определенно сказал ему, что вся вина в нем – Введенском, и что он обязывает его освободить заключенных под угрозой запрещения. Подожду еще сегодня и затем поеду.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Новый ряд житий – Макарьевскаго периода 81 , начинается оригинальным сообщением писателя жития Евфросина Псковского. Повторяя дословно заметку автора жития Варлаама Хутынского об этом новгородском святом: «и по времени вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам, вскоре некако ясно извыче божественныя писания, елико мощи ему и толкованием глаголати.... яко и многолетным разуму его дивитися и похвалити», писатель жития Евфросина вставляет от себя после фразы «и толкованием глаголати» следующия выражения: «и иными писаньми, и философскую мудрость извыче» 82 . Но было бы преждевременно заключать отсюда о каком- либо научном образовании Евфросина. Как видно из последующей характеристики инока Иова Стояна 83 , под понятием философской «мудрости» биограф Евфросина мыслил ни что другое, как «протолкование всякого писания, ветхого и нового завета, способность «много повествовати от писания и много протолковывать силу книжную» 84 . За исключением этой оригинальной прибавки, приведенная характеристика повторяется почти буквально и в житии Нифонта еп. Новгородского: «и вдан бывает родительми своими учитися божественным книгам. И абие вскоре некако извыкшу книжное учение»... 85 По памятнику половины XVI века 86 , Александр Свирский отдается родителями «в научение божественного Писания» 87 , а по другому списку «в научение грамоте святым книгам» 88 . Не успевая в учении, отрок, будущий подвижник, молится Богу, так определяя высшую, задачу своего школьного учения: «да просветит (Господь) мне ум и очи сердечные светом Божества своего, разумети учение Божественного писания, еже учитель ми сказует» 89 . Результатом молитвы является то, что он, «вскоре без труда изучися божественного писания и превзыде всех сверстников своих» 90 , Около того же времени второй редактор жития Авраамия Ростовского вставляет скудную фразу: «бе бо... и... книжному учению наказан бысть» 91 . В житии Евфимия Суздальского читается пометка; «и вдаста его на учение святых и Божиих душеполезных писаний. Блаженный же отрок, с сердечною радостию послушан родителей своих, с великим прилежанием уча божественная писания с сверстники своими» 92 . В житии Макария Калязинского в том же роде: «вдаху его родителя в научение грамоте, отрок же добрее навыче от божественных писаний» 93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

В Москву с подарками ездили обыкновенно сами игумены, а в Новгород посылали кого-либо из братии. – Это называлось «ездить со святынею». – Вот роспись игумена Макария новгородской раздачи 1672 г. «Преосвященному Иоакиму Митрополиту Новгородскому и Великолуцкому икона со св. водою, просвира, хлеб, икры печенки полубоченок, бочка сигов, десять лососей, полубоченок сиговой икры. Воеводе икона со св. водою, вощанка (свеча), просвира, хлеб, бочка сигов, полубочек икры печенки. Судьи – просвира, пять сигов, икры блюдо печенки. Сторожам Государева Приказу 4-м четыре сига. Дворецкому – просвира, хлеб, десять сигов, блюдо икры печенки. Казначею старцу Савватию – тоже. Дьяку Тимофею Тяпалкову – тоже. Другому дьяку казенному – тоже. Стряпчему – хлеб, пять сигов, блюдо икры печенки. Подъячему казенному – 4 сига. Племяннику митрополичью – просвира, хлеб, десять сигов, блюдо икры печенки. Юрьевскому архимандриту – просвира, хлеб, десять сигов, блюдо икры печенки, лосось. В том же роде шли подарки: митрополичьему духовнику, протопопу софийскому, ключнику, соборным ключарям, попам, дьяконам, дьячкам, пономарям, певчим, звонарям и т. д. 7. Список московских боярских фамилий, особенно благодетельствовавших Свирской обители при арх. Гермогене Апраксины, Аксаковы, Бутурлины, Бобарыкины, Бухвестевы, Вяземские, Вельяминовы, Вязмины, Головины, Головкины, Долгоруковы, Дохтуровы, Дуровы, Жегловы, Загрянские, Зотовы, Измайловы, Кушелевы, Куракины, Коромыслевы, Лихачевы, Малого, Милюковы, Матюшкины, Мышецкие, Милославские, Нарышкины, Нащокины, Одоевские, Оболенские, Опухтины, Пушкины, Прозоровские, Плещеевы, Репнины, Стрешневы, Силины, Трахинетовы, Трубецкие, Чемодановы, Черкасовы, Чегликовы, Черкасские, Хованские, Хилковы, Шепелевы, Шереметьевы, Щербатовы, Яхонтовы, и м. д. 8 Источниками содержания Свирской обители в это время были: а) пятинный хлеб с вотчинных крестьян, которых насчитывалось более 1000 душ или до 34 деревень, б) доходы с оброчных статей (4 мельницы, несколько рыбных ловлей на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Новый ряд житий — Макарьевского периода 78 , начинается оригинальным сообщением писателя жития преподобного Евфросина Псковского. Повторяя дословно заметку автора жития Варлаама Хутынского об этом новгородском святом: “и по времени вдан бывает родительми своими учитися Божественным книгам, вскоре некако ясно извыче божественныя Писания, елико мощи ему и толкованием глаголати яко и многолетным разуму его дивитися и похвалити”, писатель жития Евфросина вставляет от себя после фразы “и толкованием глаголати” следующие выражения: “и инеми писаньми 79 , и философскую мудрость извыче” 80 . Но было бы преждевременно заключать отсюда о каком-либо научном образовании Евфросина. Как видно из последующей характеристики инока Иова Стояна (Столпа — Ред.), под понятием философской “мудрости” биограф Евфросина мыслил ничто другое как “протолкование всякого Писания, Ветхого и Нового Завета”, способность “много повествовати от Писания и много протолковывать силу книжную” 81 . За исключением этой оригинальной прибавки, приведенная характеристика повторяется почти буквально и в житии Нифонта, епископа Новгородского: “и вдан бывает родительми своими учитися Божественным книгам. И абие вскоре некако извыкшу книжное учение” 82 . По памятнику половины XVI века 83 , Александр Свирский отдается родителями “в научение божественного Писания” 84 , а по другому списку “в научение грамоте святым книгам” 85 . Не успевая в учении, отрок, будущий подвижник, молится Богу, так определяя высшую задачу своего школьного учения: “да просветит (Господь — В. В.) мне ум и очи сердечнии светом Божества своего 86 , разумети учение божественного Писания, еже учитель ми сказует” 87 . Результатом молитвы является то, что он “вскоре без труда изучися божественного Писания и превзыде всех сверстников своих” 88 . Около того же времени второй редактор жития Авраамия Ростовского вставляет скудную фразу: “бе бо и книжному учению наказан бысть” 89 . В житии Евфимия Суздальского читается пометка: “и вдаста его на учение святых и Божиих душеполезных Писаний. Блаженный же отрок, с сердечною радостию послушая родителей своих, с великим прилежанием уча божественная Писания с сверстники своими” 90 . В житии Макария Калязинского в том же роде: “вдаху его родителя в научение грамоте, отрок же добрее навыче от божественных Писаний”.

http://pravmir.ru/v-vinogradov-zhitiya-d...

     Она жила в своем мире. Все ее предки − а о своей маме, Прасковье Ивановне, она всегда с благоговением рассказывала − жили на Донбассе. Каждый год на Пасху моя прабабушка пешком шла в Киев. Собиралось какое-то количество женщин и бабушек в селе, и Великим постом они шли в Лавру, говели, причащались. Потом возвращались обратно, кто на поезде, кто пешком. Это было ежегодное паломничество. Всю жизнь моя прабабушка так ходила, пока ноги носили. Я думаю, что наши благочестивые предки нас и вытягивали в советское, постсоветское время. Муж Прасковьи Ивановны Юлиан (отчество его не знаю) был замечательным человеком своего времени, по горячему сердцу он вступил в партию, по горячему сердцу потом вышел из нее, за что подвергся гонениям. Во время войны погиб в шахте. Донбасс был оккупирован, бабушка с дедушкой уехали, а остальные родственники остались. Именно там случилась «молодогвардейская» история. В их доме находился штаб немецкой части, а моих родственников выселили в садовый домик.      А Вы свою прабабушку не помните, может, она рассказывала Вам что-то? Нет, она умерла в 1968 году. Но часть «прабабушкиных» историй до меня дошла. Например, она рассказывала такой случай. Во время войны над их поселком сбили советский самолет, он упал, и все побежали смотреть. Собралась толпа, первым прибежал полицай из своих же, местных. Летчик выпал из самолета, и у него оторвало голову. Этот полицай голову пнул ногой: «Долетался, сталинский сокол!» Тут подходит немецкий офицер к нему − хрясь по лицу: «Ты своих уже предал один раз, и нас предашь так же потом. А это воин, он за Родину свою жизнь отдал. Не смей его своими грязными лапами трогать».      Дедушка мой, супруг Антонины Юлиановны, был родом из-под Питера, корнями − из Свири, известной благодаря Александро-Свирскому монастырю. Дедушка окончил горный институт, учился с кем-то из наших святых, кто в это же время с ним был на курсе. У дедушки была замечательная фамилия − Попов. Возможно, она не священническая, но в XIX веке фамилии давали по принадлежности. Дедушка был золотой человек. В партии он был за правду! Был и директором разных шахт, его всюду любили, как родного отца. Он проработал в шахте практически до последних лет жизни, до восьмидесяти с лишним. Когда уже перестал быть директором, остался в плановом отделе, потом его попросили «уже отдохнуть», и он пошел работать в шахту! Мужики, которые работали под его началом, понимали, что многое ему уже не по силам, поэтому все время просили сделать что-то, что он мог. А дедушка говорил: «Перестану работать − я умру!» Вот такой был человек.

http://pravoslavie.ru/67504.html

Р. Б. Галина два месяца страдала от гнойных язв на руке. После того как вечером, придя из храма, помазала руку маслом с миро, утром обнаружила исчезновение язв. Все затянулось розовой нежной кожей. Р. Б. Галина получила облегчение от псориаза, надев на себя одежду, предварительно приложенную к раке с мощами. Исцеления от болезней глаз Р Б. Варвара с радостью сообщила, что стала читать без очков после того, как приложилась к мощам. Р. Б. Елена получила исцеление от конъюнктивита, после того как помазалась маслом с миро. Р. Б. Марина свидетельствует об исцелении от конъюнктивита трехлетнего ребенка, которого до этого безуспешно лечили медикаментозно на протяжении шести месяцев. На следующее утро, после того как ребенок приложился к раке преподобного, у него не осталось никаких признаков заболевания. Помощь при травме Р. Б. Надежде – 19-летней студентке – после автокатастрофы врачи поставили диагноз: «сотрясение и ушиб головного и спинного мозга». Эти травмы привели к трехмесячному параличу нижней части туловища и правостороннему гемипарезу верхней части туловища. Это произошло за год до того, как ее привели к преподобному родственники, к этому времени правая рука и нога еще не имели чувствительности. Кроме того, больная жаловалась на сильные головокружения, которые особенно проявлялись при поездках в автобусах. Выйдя из транспорта, девушка должна была постоять минут десять, чтобы прошли все неприятные ощущения, и она получила бы возможность передвигаться, опираясь на свои палки. Приложившись к мощам преподобного Александра Свирского в начале сентября, на следующий же день девушка почувствовала, что в бедре парализованной ноги появилась чувствительность. Она приходила к преподобному еще и еще. Однажды попросила приложить лечебный корсет к раке преподобного и, одев его, сразу почувствовала необычайное тепло в спине, а затем последующее усиление чувствительности парезных руки и ноги. В разговоре с ней 20.09.98 мы услышали, что нога и рука у нее стали более управляемы, головокружение прошло полностью, на душе стало легко, с радостью стала принимать и переносить нагрузки, надеясь, что скоро начнет жить полноценной студенческой жизнью, как прежде.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Дело разваливалось, но в условиях динамично развивавшейся ситуации это уже не имело значения. В конце мая 1922 г. над митрополитом Вениамином сгустились тучи: он был арестован по обвинению в сопротивлении изъятию церковных ценностей, быстро и беззаконно осужден и вскоре вместе с группой верующих расстрелян . Но просто сдать папку в архив В.И. Кузьмин не мог, ведь в его распоряжении по-прежнему не было доказательств, подтверждающих факт подлога мощей. Потому 1 июня 1922 г. он без указания причин выносит постановление о назначении новой медицинской экспертизы . Собрать экспертов оказалось делом не очень непростым, поскольку участвовать в предприятии с заранее предсказуемым результатом соглашались не все. В частности, дважды проигнорировал соответствующее приглашение профессор Военно-медицинской академии В.Н. Тонков . Отметим попутно, что его имя связывают со сбережением мощей Александра Свирского. Прямого документального подтверждения этому нет, но косвенным доказательством может служить принципиальная позиция В.Н. Тонкова по отношению к экспертизе мощей Александра Невского. Отказался войти в состав экспертов и прозектор Сысоев, которого при получении первой повестки вдруг охватил внезапный «приступ грудной жабы», а в день получения второй он столь же внезапно ушел в отпуск и найти его оказалось невозможно . Разумеется, что для В.И. Кузьмина подобные «демарши» были лишь временными трудностями, которые могли отсрочить, но не отменить поставленную задачу. 2 августа 1922 г. вновь сформированная экспертная группа приступила к работе, точнее, к выполнению той самой, безусловно, волновавшей следователя задачи. Среди медиков были авторитетные специалисты: профессора Петроградского медицинского института Ф.Я. Чистович и Г. Вейнберг, профессор Государственного института медицинских знаний Крыжановский и прозектор В. Блосфельдт. Не будем цитировать их пространное заключение, обратим внимание лишь на одно предложение, в котором речь шла о той самой подложности и ради которого эта вторая экспертиза, вероятно, вообще и была затеяна: «В числе костей имеются обломки (множественное число! — Р. С. ) малой берцовой кости другого человека (курсив наш — Р. С. )» . В документе нет объяснений, что конкретно навело на такой вывод, кость какой ноги имеется в виду (правая или левая), а если это нельзя установить, то по каким причинам? Вообще, сколько именно «лишних» обломков обнаружено? Ни одного слова об этом в тексте нет.

http://bogoslov.ru/article/6170493

Изучение литературно-языковых особенностей текста по списку F. I. 729 дало следующий результат. Текст ЖАС Краткой редакции обнаруживает множество пословных совпадений с текстом ВМЧ, однако в некоторых эпизодах от нее отличается, что могло быть вызвано как редакторским мастерством составителя Краткой редакции, так и использованием нескольких вариантов текста. Остановимся на этом подробнее. Самое начало Краткой редакции содержит существенные отличия в повествовании от редакции ВМЧ, причем сюжетное сходство сохранено, различия именно в форме изложения: Таблица 1 Син. 997. Л. 1143 г. F.I. 729. Л. 398–398 об. Рша же с има снъі и дщери. ихъ же бжтвенъімъ крщенїемъ просвтивше. и блы нравомъ наоучивши. господ вселистас. и многоу же времени мимошеш. и не бы има к томоу чадоро а. и сего ра блжна василиса. поносима б и скор блема бъіваше моужемъ своим. в скорб же и жалостиве лиц бма соущема си. и въ въжелнїи мно бше дша ихъ. прижитїи чадо. врна же и блгонравна соупроуга, вергше себ печаль свою и вшедъши в ложницоу свою . и б нощь ставша на млтв рц сво вдвше къ всемогоущемоу бгоу съ слеами глюще… рождение же его непрост бяше ни ко же плотолюбнъім слчается но божия промъісла ко же више во святемъ его житии описется преже бо его родителеи его чада бяста и по семъ матери его ложесна чадородия атворишася же на мало лтъ сего ради она мжа своего поношаема б и оскорбляема тм же печали вниде в нкое время в ложниц свою и ста пред иконою божи матере об нощь на молитв со мнгими слеами молщися еще о прижитии чада… В самом начале эпизода в F.I. 729 дан оценочный комментарий автора о необычном, чудесном рождении Александра. Сообщение о том, что у матери Александра долгое время не было больше детей (« и не бы има к томоу чадороа»), в F.I. 729 передано метафорически, образно: « и по семъ матери его ложесна чадородия атворишася же на мало лтъ». Ряд фрагментов, наоборот, совпадает не только в отдельных словосочетаниях, но и во фразах, но автор Краткой редакции не просто заимствует текст. Он скрупулезно работает с ним, умело сжимая, оставляет главное, резюмирует большие описательные фрагменты текста или рассуждения; опуская излишние подробности, повторы, делает текст ясным. Ему удается передать не только последовательность событий, но и мотивировки, глубину психологического переживания героев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010