Мы слишком обеднили бы историю русской церкви, а вместе с ней и историю страны, стремясь объяснить поступки ее деятелей одними лишь корыстными соображениями и холодным политическим расчетом. Воспитанные на каждодневном чтении Евангелия и Апостола, русские иерархи, во всяком случае наиболее искренние из них, не могли не принять ту систему моральных ценностей, тот культ милосердия и самопожертвования, которым проникнуты эти древние книги. «Кто хочет идти за мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (От Марка, 8, 34—36). Отчего же не признать за Филиппом права положить жизнь за истины, которые проникли ему в сердце? Круг жизни Филиппа (в миру — Федора) Колычева можно изобразить лишь в самых общих чертах. Его отец, Степан Колычев, принадлежал к старинному московскому боярскому роду, основателем которого считался боярин московского князя Семена Гордого Андрей Иванович Кобыла. Дальними родственниками Колычевых, потомками того же Андрея Кобылы, были самые знатные московские фамилии — Романовы, Шереметевы, Горбатые, Образцовы. Будущий митрополит родился 15 февраля 1507 г. Вотчины Колычевых находились не только в центральных уездах страны, но и на севере, в бывшей Обонежской пятине Великого Новгорода. Побывав там в юности, Филипп полюбил русский Север с его суровой и торжественной природой, особым укладом жизни. Склонный к размышлению и поискам истины, он отправился странствовать по скитам и обителям лесного края. Есть сведения о том, что Филипп посещал монастырь Александра Свирского, жил в пустынях и погостах западного Прионежья. В 1537 г. правительница Елена Глинская, вдова Василия III, расправилась с мятежным удельным князем Андреем Старицким. В ходе расследования этой «крамолы» были казнены и трое Колычевых. Потрясенный гибелью родственников, а может быть и сам оказавшийся в подозрении у властей, Филипп решает уйти из «мира». Он поселяется в тогда еще бедном и малоизвестном Соловецком монастыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Александр Свирский скончался в 1533 г.; память его празднуется 30 августа. Корнилий Комельский скончался в 1537 г.; память его празднуется 19 мая. ( < < back) князь Bacuлuй IV Иоаннович княжил с 1505 по 1533 г. ( < < back) царя русского; управлял государством с 1533 по 1584 г. (в 1547 г. принял титул царский). ( < < back) Корнилий Комельский написал общежительный устав для своего монастыря, из которого вышел преподобный Геннадий. Сей устав напечатан в Истории Российской иерархии и особо в 1812 году. ( < < back) Память преподобного Мавсимы Сирина страна к северу от Палестины; в северной ее части, примыкающей к Малой Азии, находилась провинция Кирестика, с главным городом Кир. по повелению Божию, к вратам Сарепты Сидонской, св. пророк Илия просил вдову, собиравшую дрова, принести ему кусок хлеба. Та ответила, что у нее осталось только горсть муки в кадке и немного масла в кувшине. Пойду, сказала она, приготовлю это для себя и сына моего; съедим это и умрем. В то время, вследствие бездождия, был голод в земле Израильской. Св. пророк сказал вдове: Так говорит Господь Бог Израилев: мука в кадке не истощится и масло в кувшине не убудет до того дня, когда Господь даст дождь на землю. Женщина накормила человека Божия, и ее запасы муки и масла не истощились во все время голода (3 Цар. 17:8–16). конце IV века. Память преподобного Саламана молчальника вытекает из гор Армении, в нижнем своем течении сливается с Тигром, после чего с именем Шат-ель-Араб впадает в Персидский залив. Каперсана (Перса или Персана) находилась недалеко от Самосат (ныне Самсат), главного города сирийской провинции Коммагены. ( < < back) 400 года. ( < < back) Воспоминание VI Вселенского Собора византийский Kohcmahmuh IV Погонат царствовал с 668 по 695 г. ( < < back) Александрии, где особенно сильно было монофизитство, представителем этого неправославного учения явился Кир, патриарх Александрийский (патриаршествовал с 630 по 640 г.). Константинопольский патриарх Сергий (610–638 гг.) и папа Римский Гонорий (625–638 гг.) также не нашли в учении монофелитов ничего неправославного и явились его последователями, хотя для предотвращения новых смущений в Церкви положили воздерживаться от всякого решительного выражения относительно этого предмета, еще не определенного Церковью.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

А между тем Церковь наша знает великую тайну о двух смертях, точнее, о двух её разновидностях. Наиболее распространённая — это именно та, которая так хорошо знакома всем нам и печальным итогом которой есть смердение. Удивительно глубоко и полно изложено об этом в замечательной повести «Архиерей» иеромонаха Тихона, написанной в начале прошлого века и не только не потерявшей за это время своей актуальности, но и приобретшей её. Вслушаемся, какие удивительные, какие таинственные слова о смерти произнёс когда-то святой апостол Павел: «Ибо для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение. Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое; имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» ( Флп. 21-25). В течение целой череды веков христианские паломники припадают к святым мощам тех, кто сподобился — как небесной награды за духовные подвиги — по окончании земной жизни успения; и в раке мы можем порой лицезреть по сути уснувшего человека. Более того, учёные неоднократно замеряют температуру их святых мощей (а так хочется назвать их телами) и диву даются, потому как она неизменно соответствует 36.6 — теплоте живого человеческого организма. А ещё они источают удивительное благоухание и истекают душистым многоцелебным миром. Когда-то, ещё юношей, встретил афоризм, поразивший меня, и по этой причине не мог не запомнить его: «О том, что он жил, узнали лишь из объявления о его смерти». Вот и получается, что если подлинная живость многих из нас, пока ещё топчущих землю, под большим вопросом, то эти святые живы в самом сокровенном смысле этого слова: богоносные отцы наши Александр Свирский , Спиридон Тримифунтский, Иов Почаевский … Так уж получилось, что пишу эти строки на подмосковной даче, в самый день праздника Успения Божией Матери. И дело даже не в том, что никому из нас и в голову не придёт считать или называть этот день, прости Господи, днём смерти Пречистой. Одна эта мысль кажется кощунственной, и это справедливо. Автор сейчас о другом: день окончания земной жизни Приснодевы, только вдумаемся, нами празднуется… Воистину, «Царство Мое не от мира сего» ( Ин. 18:36 ). Урна или домовина?

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

Также и священномонахи, и все богомольцы, видев такое преславное чудо, дивились и благодарили Бога, говоря: «Слава Тебе, Единому Человеколюбцу Богу, яко твориши присно преславная чудеса угодником Своим, яже ныне и нас, недостойных, сподобил еси видети». Исцелившаяся женщина с радостью возвратилась в дом свой, славя Бога и угодника Его, преподобного Александра, что увеличил Господь и над нею милость Свою. Чудо о монахе Савватии, бывшем духовном сыне преподобного Был некто монах, именем Савватий, один из постриженников обители преподобного, его ученик и духовный сын. Отличаясь раздражительным характером, он не выносил чего-либо скорбного ради Бога; преподобный неоднократно увещевал его словами Божественного Писания как чадолюбивый отец, утешая его и заботясь всегда о спасении души его. А когда добрый этот пастырь отошел к Началопастырю Христу, означенный монах, будучи побежден страстью, более не мог терпеть и, выйдя из обители преподобного, поступил в один из мирских монастырей. Через некоторое время он подвергся весьма тяжкой болезни, так что на долгое время лишился пищи и сна и лежал, как мертвый, с закрытыми глазами, не имея сил даже повернуться на постели. В одну из ночей продолжительной его болезни вспомнил он доброго пастыря и учителя своего, преподобного отца Александра, начав плакать и рыдать о своих согрешениях пред ним, что не послушал наставления его и не сохранил обещания своего, и, раскаиваясь, молился ему, говоря так: «О отче Святый Александре, учителю мой пресладкий, помяни любовь твою и труды, яже имел еси о спасении души моея. Аз же, окаянный, неблагодарен явихся пред тобою и презрел наказания твоя; и сего ради впадох в ров погибельный, и уже хощет диавол пожрети душу мою, яко снедь сладкую, и не имам помогающаго ми. Вем же, яко милостив еси ко всем, призывающим имя твое в помощь себе, и быстро избавляеши их от печалей и болезней. И сего ради припадаю ныне ко твоей благости: помилуй мя и услыши мя, недостойного раба твоего, и, предварив, возстави мя от рова сего погибельного, и исцели мя от одержащия сея лютой болезни; да не зле умру, и да не порадуется враг мой о мне».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Svir...

Когда преподобный Александр Свирский, будучи в сане игумена принял и священство, то не изменил своего всегдашнего правила поступать по словам Господа: " аще кто хощет в вас старей быти, да будет всем слуга: " и всегда себя смирял, меньше всех считал и всем служил, подавая собою всем пример, и на труды монастырские выходил прежде всех. Во все дни делал все своими руками, ходил в поварню, месил тесто, пек хлебы. Иногда ходил на озеро и оттуда носил воду, иногда в лесу рубил дрова и сам приносил оные в монастырь. Иногда приходил в рабочую избу, где братия мололи жито, и там, когда находил их спящими, исправлял за каждого его урок и, после уже этого, уходил в свою келью. В церковь прежде всех входил и после всех уходил из нее. Ложась спать, даже рогожи не подстилал себе и никогда не нежил тела своего омовением. Одеждою его была грубая, вся в заплатах, похожая на рубище, свита. И многие неразумные, укоряя, ругались ему. Блаженный же все укоризны с радостью принимал. Вот как поступали святые Божии, когда приобретали над другими власть. И, как поступали они, так должны поступать и все мы ибо сего требует от нас и Сам Господь. Когда Он умыл ноги ученикам, то сказал: " знаете ли, что Я сделал вам? вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу (т.е. служить друг другу со смирением и любовью); ибо Я дал вам пример, чтобы вы делали то же, что Я сделал вам. " Но не забудьте, наконец, и то, что усугублять смирение, при возвышении, мы должны и для своей же пользы, для большего же своего возвышения. " Тогда бо честен и достоин будешь, - говорит опять Св. Димитрий, - егда бесчестна себе быти возомнишь; тогда велик будешь, егда мала себе быти уразумеешь; тогда что будешь, егда ничтоже себе быти вменишь " (ч. I, стр. 357). Итак, и это примите к сведению, и во смирении пребывайте. Аминь. Милостыни, которые раздаем мы нищим, приемлет Сам Христос и за оные воздает сторицею (Слово о милостивом Соломоне, яко даяй нищему милостыню, Богу взаем дает, и сторицею приимет)

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Господь – источник нетления, и Он явил нетление людям: «Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие» ( 2Тим. 1, 10 ). С этого момента причастники Тела Господня могут иметь нетленные тела как знак будущего воскресения. Самый удивительный пример нетления у нас в России – это мощи преподобного Александра Свирского , которые практически полностью нетленны и весят 16 килограмм. У Преподобного сохранился даже естественный цвет кожи. В Библии описан случай, когда мертвец вступил в соприкосновение с костями пророка Елисея и воскрес: «И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» ( 4Цар. 13, 21 ). Примеров чудес от костей святых очень много, потому что это прообраз будущего воскресения. Почему тело Иисуса Христа было нетленным? По причине ипостасного единства Богочеловека смерть не смогла разрушить его Личность. В момент смерти Христа душа от тела отделилась, но Божество неразделимо, и через божественную природу связь души и тела сохранялась. В момент воскресения происходит обрушение третьей преграды между Богом и людьми – преграды смерти (преграда природ рушится воплощением, преграда греха – на Кресте). Смысл воскресения Христова подробно описан в первом послании Коринфянам ( 1Кор. 15 ). Почему Христос воскресает в первый день недели? Христос воскресает в первый день недели, потому что начинается новая Вселенная. В тот же самый день, когда Бог сотворил Вселенную, Он ее вновь зарождает через Христа, потому что Он – тот же Бог, тот же Иисус, Который простер небеса при сотворении, возобновляет Вселенную в тот же день. Почему Христос был распят в пятницу? В этот день был создан человек. Животные были сотворены утром, а человек сотворен днем. И в то же время, когда был сотворен человек, Христос был распят на Кресте. Почему Господь лежал в могиле в субботу?

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

– Получается, что это некое влечение, чувство, привязанность. Ну, привязался... – Потом отвязался... – Чувствуется желание получить, а не отдать. – Здесь, заметьте, отсутствует некий законодательный момент. Нет законов, которые нужно исполнять. Есть чувство – ну и слава Богу. То есть критерием является приятность самого человека. Но вот посмотрим, что святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит. «Возлюбленные братия, свойственно любви часто воспоминать и помышлять о любимом, свойственно любви часто направляться и устремляться сердцем и душою к любимому». Фотокарточку носить, да? «Непрестанно помнить любимого и помышлять о нем, непрестанно ощущать себя привлеченным к любимому свойственно любви совершенной. Богу угодно, чтобы такою совершенною любовью мы любили Его. Это естественно, Бог совершенен, и Он должен быть любим любовью совершенной». 248 Совершенная любовь – это Бог Троица. Удивительный, конечно, момент – явление Святой Троицы преподобному Александру Свирскому , так же, как и Аврааму. Надо сказать, в богословии этот момент не совсем осмыслен. Лекарство от инфаркта Любовь выше любых даров и благодеяний. Апостол Павел пишет: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если я имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание, и всю меру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто» ( 1Кор. 13:1–2 ). Если я изучил 20 языков, стал министром и президентом, каким бы талантом ни обладал, оказался бы самым великим композитором, гениальным художником, успешным коммерсантом, вообще, чем бы я ни стал, что бы я ни сделал, если я любви не имею, то это вообще ничто. Видите как. Мы все устремлены к неким фактическим, земным целям и задачам. Это неплохо, но это вещи другого порядка. «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет в том никакой пользы» ( 1Кор. 13:3 ). Благотворительностью занялся, вообще все раздал, все пожертвовал, а без любви это ничто перед Богом.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Писатель Григорий Свирский считал, что Панова в своих послевоенных романах впервые подняла «невыносимые Сталину темы социального размежевания советского общества». С этим можно согласиться лишь отчасти: она назвала несколько больных проблем, но с тем чтобы утвердить их случайность и нехарактерность. В советской реальности нет болезней. 70 Конечно, Панова согласна с тем, что враги должны быть уничтожены, однако в ее романе улавливается старый, еще начала 1930-х гг., акцент в пользу их перевоспитания. Тогда пропаганда подчеркивала воспитательное, а не сугубо карательное назначение уголовного наказания. По существу, как показала история, эти термины мало чем отличались в практике советской пенитенциарной системы. 71 «Враги», найденные Пановой, являлись ворами, скрытыми нэпманами, чье прошлое уходит корнями в «проклятое» наследие царизма. Для их выкорчевывания необходимы «органы», которые могут найти и более разветвленное подполье. Писатели помогали прокуратуре воплощать нужную реальность. Государственный советник юстиции 3-го класса Г Александров шел в своем расследовании причин современных недостатков дальше: «Нередко... расхитителями социалистической собственности оказываются скрытые враги народа – агенты иностранных разведок... Хищения для них являются не чем иным, как методом мести, вредительской, подрывной деятельности» (ЛГ. 1953. 17 февр. 5). 72 «Времена года» (1953), несомненно литературная вершина сталинского классицизма, вышли в свет уже после смерти диктатора. Роман искусно затушевывал язвы режима, в частности советского бюрократизма. Вроде бы болезнь названа, но только в виде «отдельного недостатка», который вскоре окончательно исчезнет. «Хозяин» подобный поворот· реальной проблемы, превращающейся под искусным пером в мираж, всегда одобрял. Однако осиротевшие сталинисты не обладали его гибкостью, устроив Пановой проработку в печати (см.: примеч. 191 в конце книги). Г Свирский встречался с Пановой в 1966 г., в трудный для себя момент жизни, оставив характерную зарисовку ее облика: «Впервые мы разговорились с Пановой в ночном саду, в Доме творчества в Коктебеле. У меня только что закончилась очередная схватка с партийными властями Москвы, и дежурная принесла мне записку. Записка была от Веры Федоровны. Я пошел в коктебельский парк, как на свидание. “Что вы, что вы делаете?! Такая махина перед вами, переедут и не оглянутся...” – У Веры Федоровны тряслись губы. Лицо было белым. Ни кровинки. Лицо перепуганного насмерть человека. Это меня поразило... Даже в шестидесятых годах у нее тряслись губы, когда она вспоминала о тупой и жестокой государственной машине, которая... спустила на нее с цепи всю свору лагерных овчарок во главе с Кочетовым» (Свирский Г. На лобном месте: Литература нравственного сопротивления. 1946–1976 гг. Лондон, 1979. С. 63, 70).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Блаженный Фаддей глубоко чтится в городе. Постоянно кто–либо приходит помолиться. Во время экзаменов все учащиеся духовных и светских заведений, спешат помолиться здесь об удачном их исходе для себя. Так, верный заповедям Евангелия, свершил Блаженный свой жизненный путь и навсегда он останется дорог русскому сердцу, ибо словом и делом учил он в жизни всем быть верными великим основам русской жизни. Православию, Самодержавию и Русской народности… 7 Из Устава братства: О членах братства § 4. Братство состоит под руководством и покровительством Епархиального Преосвященного. Олонецкий Губернатор состоит Попечителем Братства. § 5. Членами Братства могут быть лица всех званий в состоянии обоего пола, православного вероисповедания. § 6. Члены Братства разделяются на: 1) почетных, 2) пожизненных, 3) действительных и 4) членов-соревнователей. § 7. Почетными членами Братства считаются лица, оказавшие особые заслуги Братству своими трудами, влиянием или значительным материальным и денежным пожертвованием на сумму не менее 100 рублей. § 8. Лица, единовременно внесшие в пользу Братства не менее 50 рублей, считаются пожизненными членами Братства. § 9. Действительными членами Братства считаются лица, внесшие в течение года в пользу Братства не менее 3-х руб. § 10. Лица, внесшие в Братство от 50 коп. до 1 рубля, считаются членами-соревнователями. § 12. Право на звание действительно члена и члена-соревнователя должно быть возобновляемо ежегодно. Не представивший членского взноса в течение трех лет считается выбывшим из состава членов Братства. § 13. Все действительные члены Братства участвуют с правом голоса в общих собраниях Братства и могут быть избираемы в должности по делам Братства. Примечание. Пожертвования, как деньгами, так вещественные могут быть посылаемы по следующему адресу: Петрозаводск, в Совет Олонецкого Епархиального церковно–православного Александр–Свирского Братства. Издание Православного Александро-Свирского Братства в г. Петрозаводске 1 В позднейшее время в этой обители подвизался старец схимонах Игнатий и около пустыни его племянница Пустынножительница Мария. О них см. книги «Жизнеописание схим. Игнатия» – 1886 г. и «Олонецкая отшельница Мария» – 1887 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

– Я люблю Россию и должен остаться здесь. Он был сильной личностью, очень требовательным, иногда даже жестким человеком… Прежде я только догадывалась, что мощи преподобного Александра Свирского могли быть сохранены только благодаря какой-то очень сильной руке человека, непременно верующего. Теперь у меня нет сомнения в том, что академик В.Н.Тонков знал, какая святыня была доверена ему по Промыслу Божию, какая ответственность лежала на нем. По сути, он был тайным хранителем мощей и вплоть до 1954 года (это – год смерти ученого) обеспечивал им надежную защиту. Конечно, власти об этом не догадывались»… Из рассказа инокини Леониды (Сафоновой): «Когда я увидела неопознанный еще экспонат, меня поразило, как нетрадиционно лежат руки и ноги этого человека: руки не как обычно – крест-накрест на груди, а одна вдоль туловища, другая же – на груди. Ноги меня и вовсе привели в смущение. Как потом объяснила антрополог, он умер во сне, лежа на животе, подложив левую руку под грудь, правую вытянув вдоль туловища, одну ногу закинув за пятку другой – это очень удобная поза для сна. «Невооруженным взглядом» были видны удивительные совпадения между описанием, которое было составлено при первом обретении мощей преподобного Александра Свирского в 1641 году, и этим «экспонатом». Тогда монахов тоже поразило, что ноги святого лежали не традиционно, как у всех усопших. Запись об этом оставили монахи: «Ноги лежат как у новопочившего: правая плюсною кверху, левая обращена в сторону». Основной вопрос, который ставился во главу угла при освидетельствовании «мумии» из анатомического музея, был вопрос о природе мумификации. Изначально этот вопрос не возникал ни у кафедральных анатомов, ни у меня. Он был рожден позже недоброжелательными оппонентами. По роду своей профессии мне приходилось фиксировать много тканей, в том числе и поверхностных тканей (кожи) животного организма; поэтому мне с первого взгляда по состоянию «экспоната» стало ясно, что, конечно же, здесь и речи не может быть о бальзамировании, но только о естественной мумификации, о необычайной сохранности всего тела. Помню состояние смятения и необыкновенного волнения. Я хотя и догадывалась, кто это, но как ученый не имела права говорить с уверенностью, без подтверждения экспертиз. Я понимала также большую духовную ответственность и не могла брать на себя выводы о святыне.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010