Вся жизнь святителя Петра была отдана Церкви. Еще в отрочестве он знал на память всё Священное Писание, изучением которого продолжал постоянно заниматься. За свою подвижническую жизнь святой Петр был прославлен от Господа даром чудотворений еще при жизни. Историк Церкви Евсевий Памфил (340) позднее свидетельствовал, что святитель «был красою епископов, как по доблестям своей жизни, так и по своим занятиям в Священном Писании ». Перед кончиной Александрийскому архиепископу Феону явился Господь и указал, что его преемником на кафедре апостола Марка будет святой Петр. Избрание на кафедру александрийских святителей святого Петра произошло в 300 году. Вскоре он вынужден был, для блага Церкви, покинуть свой родной город из-за гонения императора Диоклитиана. Святитель Петр утешал свою паству посланиями, и духом всегда пребывал с ней. По возвращении на кафедру святой написал покаянные правила, предоставляя возможность отпадшим во время гонения возвратиться в Церковь . Одновременно он умиротворил свою Церковь от раскола, возникшего в ней по вине Мелития, епископа Ликопольского. В то трудное время начал сеять плевелы лжеучения пресвитер Арий. Святой Петр выступил против него, проклял еретика и отлучил от Церкви. Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь , несмотря на гонения, крепла и умножалась. В 311 году по приказанию Максимина святитель Петр был схвачен и заключен в темницу. Отлученный им Арий, видя близкую кончину святого, предпринял в это время лицемерную попытку вернуться в лоно Церкви. Пресвитерам, пришедшим просить о помиловании Ария, святитель Петр открыл тайну, что не сам отлучил его, но по воле Спасителя, Который явился ему в образе двенадцатилетнего отрока, в разорванной сорочке, с лицом сияющим, как солнце. На вопрос Святителя «Кто Тебе, Спасе, ризу раздрал?» Спаситель сказал: «Арий безумный раздрал Мне ее, ибо разделил людей Моих, которых Я стяжал кровию Моею, не принимай его в общение церковное, ибо лукавое и враждебное замыслил он на Меня и на людей Моих. Тебя хотят просить, чтобы ты простил ему, но ты не слушай их, не принимай в стадо волка».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Быть может, ему сказали, что они, заключенные уже умерщвлены; в таком случаи Мелетий должен был удостовериться в этом, и в случае смерти их должен был спрашивать на совершение посвящения совета и позволения от старейшего отца (Петра архиеп. Алекс.)». В заключение письма еписковы советуют Мелетию на будущее время соблюдать священные церковные правила. Второй памятник в этом собрании составляет краткое замечание, которое приложил к этому письму древний, неизвестный собиратель этих памятников. Замечание это сообщает, что Мелетий, после того как получил и прочитал это письмо, не дал на него никакого ответа, не обратился ни к епископам заключенным в темнице, ни к Петру Александрийскому . Но после того как те епископы были умерщвлены, он, Мелетий, отправился в Александрию, где пристали к нему Исидор и Арий, два честолюбца, негодовавшие на своего архиепископа; они представили ему двух периодевтов, коих рукоположил архиепископ Петр, но Мелетий их низложил, а на место их поставил двух своих. Когда об этом услышал архиепископ Петр, то послал от себя к Александрийской Церкви письмо, в предостережение от Мелетия. Это послание Петра, третий между разбираемыми нами источниками, содержания следующего: «я узнал, пишет св. Петр, что Мелетий не только не обратил внимания на письмо блаженных епископов и мучеников (Филей и соепископы его были уже умерщвлены), но даже вмешивался в дела моей епархии, руковоложенных и уполномоченных мною низложил и посвятил других; поэтому вы остерегайтесь иметь с ним общение, доколе я с опытными мужами не представим ему противодействия и не исследуем это дело сообща». Из всех этих трех памятников открывается следующее: 1)                 Мелетий был епископом Ликопольским в Фиваиде. Воспользовавшись временем, когда многие из епископов египетских за веру были заключены в темницу, он, вопреки церковным правилам позволил себе в чужих епархиях совершить несколько рукоположений. 2)                 Необходимости в этом, как писали к нему епископы, не было, но если бы и была такая необходимость, Мелетий должен бы был испросить на то согласие у епископов, содержимых в узах, в случае же их мученической кончины, у первенствующего пастыря в Египте, епископа Александрийского Петра 23 . 3)                 Как видно из замечания неизвестного, Мелетий не обратил внимания на внушение четырех епископов, и не хотел войти в сношения ни с ними, ни с Петром Александрийским , но после мученической кончины тех епископов пришел в Александрию, соединился с противниками Петра Арием и Исидором, отлучил поставленных св. Петром периодевтов (благочинных) из пресвитеров и поставил двух своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mitropol...

Вместе с тем «Амвросий, говорит Созомен 438 , назначил царю место в церкви перед решетками святилища, так чтобы державный председательствовал народу, а державному – иереи». Здесь совершенно ясно выступает как положение иереев, так и императора, как представителя народа. Отсюда и усвоение императору, как представителю мира церкви, той власти, какая принадлежала последнему. Лучше всего видно постепенное концентрирование и развитие церковно-правительственной власти в руках императора из истории церковной деятельности Константина Великого . IV. Церковная деятельность Константина Великого В 303 г. вышел религиозный эдикт Диоклетиана 439 . Страшное гонение разразилось в Египте. Большая часть епископов с пресвитерами и диаконами были схвачены преследователями и заключены в темницу. Попечение над их осиротевшими общинами перешло в руки оставшихся на свободе соседних предстоятелей. Эти однако оказались не на высоте положения и дурно пасли вверенное им стадо. С каждым днем число отпавших увеличивалось. Положение ухудшилось еще от того, что Александрия также осталась без духовного руководителя, так как епископ Петр в начале гонения покинул город. В это время выступил один человек с отважным сердцем. И это был Ликопольский епископ Мелетий. Он объезжал осиротевшие церкви и во многих местах, по просьбе общин, вопреки обычаю, рукоположил собственной властью церковных предстоятелей. Этого мало. Он явился в Александрию и, найдя этот город покинутым своим епископом, занялся упорядочением церковных дел. Так как назначенные Петром перед бегством из Александрии два пресвитера – местоблюстители кафедры не выполняли своего назначения, то Мелетий их сместил и на их место поставил двух новых 440 . Между тем 1 марта 305 г. последовало отречение Диоклетиана 445 . Гонение приутихло. Многие заключенные епископы получили свободу и вернулись к своим общинам. Между ними и поставленными Мелетием представителями возникла споры и ссоры. Также и Петр Александрийский вернулся в Александрию. Со всех сторон к нему стали поступать жалобы на Мелетия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

После 19-го июня, когда символ был подписан, перешли к вопросу празднования Пасхи, чтобы урегулировать различные обычаи Востока и Запада. О какой-либо оппозиции или спорах об этом пункте ничего неизвестно. Живой интерес, какой император проявил к этому вопросу, мог подавить всякое желание противоречить. Вопрос был решен в том смысле, что время празднования определяет Александрийская Церковь , владевшая ученою школою, а оповещает римский епископат ( Сократ . Ц. История I, 8.9; Феодорит . Ц. История I, 10; Евсевий . De vita Const. II, 1). Третьим делом Никейского Собора, очень важным для того времени, было устранение Мелетианского раскола. Оторвавшийся от Церкви Мелетий, епископ Ликопольский, посвятил многих епископов и чрез это, вопреки установившемуся в Египте обычаю, нарушил законные права Александрийского епископа. Это побудило Собор заняться рассмотрением сложившегося до него церковно-провинциального устройства и высказать по этому вопросу свой взгляд (Афанасий. Против ариан – с. LXXI. Сократ I, 9). Последний выражен в известных 4–7 канонах Никейского Собора. Согласно с установившейся древней практикой, Никейский Собор признает существование Соборов чрезвычайных и постоянных. В канонах 4–5 идет речь о церковных округах, а 6–7 говорят о представителях главных церковных округов, называемых митрополитами. Канон 6-ой имеет чрезвычайно важное значение в деле уяснения прав и преимуществ разных митрополитов ( Μητροπολιτης ­ εξαρχος της επαρχιας, см. правила Сардикийского Собора 343 г. Имя «митрополит» здесь встречается впервые. Но митрополитанское устройство не было введением Никейского Собора. Ср. Гидулянов . Митрополиты. М. 1905, стр. 266). Он сыграл громадную историческую роль в борьбе с Римом, хотя и последний хотел воспользоваться им на IV-oм Вселенском Соборе в борьбе с претензиями Константинопольского митрополита, какого естественно не знал 6-ой канон Никейского Собора, а в этом и лежит весь смысл протеста римских легатов на IV-oм Вселенском Соборе (Ср. Hefele. Conciliengeschickte. I, s. 529–530).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

Аминь. Конец истории египетских монахов. H.A. Кулькова. Об авторе «Истории египетских монахов» Сведения о начале египетского монашества содержатся в нескольких литературных памятниках, самыми ранними из которых являются: «Житие св. Антония Великого », написанное на греческом языке свт. Афанасием Александрийским , сохранившиеся на греческом, коптском и латинском языках Правила и Послания св. Пахомия Великого , основателя общежительных монастырей, «История египетских монахов», а также «История Лавсаика» епископа Еленопольского Палладия. В IV в. появляется много сочинений жанра peregrinatio ad loca sancta 146 , и, наряду с известным peregrinatio Эгерии, «История египетских монахов» стала одним из первых дошедших до нас образцов этого рода христианской литературы и интересным свидетельством о жизни египетских монахов. В то же время «История египетских монахов» 147 стоит в начале появления особого жанра патерика – автор описывает тех святых мужей, кого он встретил лично (самые подробные описания относятся к началу путешествия – главы о св. Иоанне Ликопольском и св. Аполлоне, или Аполло), кроме того помещены рассказы о тех подвижниках, память которых особенно почиталась их учениками (Аммон, Патермуфий, Пафнутий, мч. Аполлоний), и краткие истории о великих египетских святых – Макарии Египетском , Макарии Александрийском , Павле Препростом. В общей сложности в памятнике упоминаются 37 подвижников. Не случайно ИЕМ стала источником для разного рода монашеских сборников, в частности, алфавитных патериков. Похожую структуру имеют «Лествица» преп. Иоанна Лествичника (особенно в первой своей части) и «Луг духовный» блаж. Иоанна Мосха . Известный патролог J. Quasten пишет: «Нашему знанию о начале и распространении монашества мы обязаны, во-первых, житиям основателей монашества, трудам их учеников, но в большей степени мы обязаны двум документам, целиком посвященным этой истории: «Истории Лавсаика» Палладия, епископа Еленополя, и «Истории египетских монахов», принадлежащей анонимному автору» 148 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пробуждение интереса к аскетическим идеалам, к монашеству, как особой форме жизни во Христе, к посещению святых мест, под которыми понимается уже не только Святая земля, как место земной жизни Спасителя, но и места, связанные с подвигом святых – преподобных и мучеников, усиливается на Западе в 30–40-е годы IV в. под влиянием свт. Афанасия Великого , который провел несколько лет в ссылке в Тревире (совр. Трир) при дворе Константина, старшего сына св. Константина Великого , в Медиолане (совр. Милан), Риме и Аквилее, где возникают полумонашеские и монашеские общины. «Житие св. Антония Великого », написанное свт. Афанасием после 356 г., оказало особое влияние на аскетический настрой общества 149 (довольно скоро оно было переведено на латинский язык Евагрием, будущим епископом Антиохийским). Многие на Западе стремились посетить подвижников Востока. В 370-е годы Египет и Фиваиду посетила знатная римлянка св. Мелания Старшая. «Письма» Эгерии 150 , в которых она описывает свое путешествие по Палестине, Сирии, Антиохии, Египту и Фиваиде (к сожалению, описание её встреч с пустынниками Фиваиды не сохранилось) датируются примерно 379–380 гг. 151 Личное знакомство с пустынниками иногда происходило вынужденно. Известны имена двух италийских епископов, которые находились в ссылке в Фиваиде: Лукифер, епископ сардинского города Каралы, и Евсевий, епископ города Веркелл (ныне Верчеллы, недалеко от Турина) 152 . Они отказались подписать арианский символ веры на Медиоланском соборе 355 г. и осудить свт. Афанасия Великого . О Евсевии также известно, что при соборе в Верчеллах он создал особую полумонашескую общину, т. н. «евсевианскую киновию». Эта община была одной из первых на Западе 153 . Руфин Аквилейский , будущий игумен монастыря на Елеонской горе, в 370-е годы скрывался от арианских гонителей у нитрийских пустынников, а позже учился у Дидима Слепца в Александрийском училище. В 385–386 гг. эти места посетил блаж. Иероним вместе со знатной римлянкой Паулой. В 388 г. Палладий, будущий епископ Еленопольский, приехал в Египет, жил среди пустынников в Келлиях, был учеником Евагрия Понтийского до самой его смерти на Богоявление 399 г. 154 По предложению Евагрия Палладий в 394 г. в течение 18 дней путешествовал вверх по Нилу в августе-сентябре (во время разлива Нила) 155 , чтобы посетить св. Иоанна Ликопольского 156 незадолго до его смерти. Примерно в эти же годы преп. Иоанн Кассиан со своим спутником Германом из Вифлеемского монастыря путешествовали по монастырям Верхнего и Нижнего Египта и прожили среди нитрийских и скитских монахов несколько лет. Они, хотя и вернулись в Вифлеем, через некоторое время опять отправились в Египет. Только смуты, последовавшие за спорами об Оригене , заставили их покинуть Нитрию и искать приют у свт. Иоанна Златоуста в Константинополе (возможно, вместе с теми нитрийскими монахами, которые бежали к великому святителю с просьбой о защите).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

I Bceлehckuй Собор обсуждал вопрос о приёме в Церковь двух отделившихся от неё сообществ: новациан (в канонах они названы «кафарами», или «чистыми») и египетских мелитиан (последователей епископа Мелития). Новацианам посвящено 8-е правило Собора. Там сказано, что новациане, присоединяющиеся к Церкви, должны, во-первых, «письменно исповедати, яко прилепятся и последовати будут определениям Кафолическия и Апостольския Церкви». То есть прежде всего они должны письменно засвидетельствовать, что раскаиваются и отрекаются от своих заблуждений. Далее, «по возложении на них рук, пребывают они в клире» (греч. στε χειροθετουμνους ατος, μνειν οτως ν τ κλρ). Однако сопричтение таких лиц к клиру имеет некоторые ограничения. Правило указывает, что в тех местностях (городах или селах), где кроме выходцев из новациан нет иных клириков, они могут оставаться в своих прежних церковных должностях. Однако там, где есть «епископ Кафолической Церкви» (т. е. законный канонический епископ), там он должен сохранить свою власть. И именно местный епископ должен принять решение о том, в каком качестве здесь могут служить бывшие клирики новациан. В таких епархиях бывшие новациане могут становиться либо хор-епископами, либо пресвитерами, ибо в одном городе не может быть двух правящих епископов. Важным дополнением к 8-му правилу I Bceлehckoro Собора служат и суждения отцов Собора о приёме в Церковь мелитиан. Мелитианский раскол появился в Александрийской Церкви около 306 г. Он был связан с тем, что в ходе гонений на христиан в Египте образовалась большая группа падших христиан. Это были те, кто отрёкся от веры, чтобы спасти свою жизнь. Инициатором раскола стал епископ Мелитий (греч. Μελτιος), занимавший Ликопольскую кафедру и считавшийся вторым иерархом после Александрийского епископа. Если св. Петр Александрийский выступал за снисходительное отношение к павшим и допускал их возвращение в Церковь через покаяние, то Мелитий отстаивал более жёсткую позицию. Он полагал, что отпавшие миряне должны проходить через длительные епитимии, а клирики — лишаться сана. Это привело к разрыву отношений между Петром и Мелитием. Последователи последнего называли своё общество «Церковью мучеников». Мелитий стал рукополагать в епископы своих сторонников, настаивая на автономии Ликопольской кафедры по отношению к Александрийскому престолу. Так фактически оформился раскол, а в Египте появилась параллельная иерархия. Между Кафолической Церковью и «Церковью мучеников» не было догматических различий. Конфликт имел исключительно дисциплинарный характер. При этом Мелитий вел себя довольно жёстко, противопоставляя своих сторонников Кафолической Церкви .

http://bogoslov.ru/article/6172285

Этот вопрос был направлен для соборного изучения папе Римскому Анастасию и епископу Медиоланскому Венерию, которые «созвав в Италии собор, не приняли рукоположения донатистов » . Интерес представляет не только, о чем говорится, но и то, как это изложено в 77-м правиле Карфагенского собора. В нем, по словам канонистов-толкователей, Карфагенский собор просит «в защиту того, что в Африке должно признать хиротонии донатистов, поскольку Африка, где они могли бы служить, испытывает крайнюю нужду и недостаток в клириках… их хиротонии признаются на основании всех перечисленных причин, по икономии, а не из противодействия Собору в Италии или в нарушение его постановления» . Таким образом, речь идет о весьма особом случае, с весьма характерными для данного места чертами, которые никоим образом не соответствуют современной ситуации.   3.    Мелитий Ликопольский Мелитий был епископом Ликополя Фиваидского и в 306 году был низложен собором, созванным в Египте Петром Александрийским по двум причинам: во-первых, он совершал рукоположения во пресвитеры за пределами своей епархии в митрополиях, которые либо вдовствовали, либо их митрополиты находились в темнице по причине гонения Диоклетиана, а, во-вторых, требовал от Петра более суровой позиции в вопросе покаяния падших. Это разногласие разделило клириков, в результате чего некоторые из них поддержали строгую позицию Мелития (мелитианский раскол), а вторые – более умеренную позицию Петра . Мелитий создал параллельную иерархию из тридцати епископов, а уврачевание раскола произошло на Первом Вселенском Соборе. Несмотря на то, что этот случай, как кажется в начале, похож на случай с рукоположениями Филарета «Киевского», стоит отметить два момента, которые радикальным образом отличают оба случая. Во-первых, уврачевание раскола происходит не односторонне и не одной Поместной Церковью (Александрийская Церковь), а Вселенским Собором, что свидетельствует о наличии всеправославного согласия Поместных Церквей. Во-вторых, следует обратить особое внимание на то, как в итоге были приняты мелитианские епископы.

http://mospat.ru/ru/articles/87403/

Епископ Ликопольскяй Мелетий возглавил оппозицию. Когда гонения возобновились, Петр и некоторые епископы скрылись, другие были посажены в темницу. Между тем, Мелетий странствовал по Египту, пропагандируя свои взгляды н возбуждая волнения, осуждая послание Петра и рукополагая новых епископов вместо тех, что находились в темнице или в изгнании. Его поведение резко осудили томящиеся в александрийской темнице четыре епископа, которые послали ему суровое письмо. Вскоре они погибли, а Мелетий явился в Александрию, где приобрел двух помощников, Исидора и Ария. Они указали ему, где скрываются заместители Петра, и Мелетий сместил последних, назначив на их место других. Узнав об этом, Петр, в свою очередь, отлучил Мелетия, который вскоре был арестован и сослан в рудники Фэно. Но и в среду христиан-каторжан он умудрился внести раздор. Те разделились на партии, споря друг с другом и проклиная друг друга. В 311 г. Петр Александрийский был арестован н казнен. Когда солдаты должны были вывести его из темницы на казнь, собралась огромная толпа народа, чтобы этому воспрепятствовать. Опасаясь кровавых столкновений н гибели людей, Петр посоветовал солдатам сделать пролом в стене с другой стороны и вывести его тайком от народа. Так и было сделано, и Петра казнили. В коптской церкви этот семнадцатый александрийский патриарх, Петр I, получил титул «последнего мученика». После окончания гонений преемникам Петра были возвращены церкви, а мелетнане отделились, назвав себя «церковью мучеников». Среди них находился и Арий, будущий основатель арианства, крупнейшего еретического течения в христианской церкви. Он был отлучен Петром Александрийским , несмотря на заступничества Ахиллы и Александра, ставших один за другим преемниками Петра на патриаршем престоле. Арий был пресвитером церкви в Бавкалии, районе Александрии, и прослыл аскетом. В 318 г., когда патриархом был Александр, занявший престол после смерти Ахиллы в 313 г., Арий выступил со своим учением, главной идеей которого было то, что Сын Божий не вечен и не единосущен Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/izre...

В нем, по словам канонистов-толкователей, Карфагенский собор просит «в защиту того, что в Африке должно признать хиротонии донатистов, поскольку Африка, где они могли бы служить, испытывает крайнюю нужду и недостаток в клириках… их хиротонии признаются на основании всех перечисленных причин, по икономии, а не из противодействия Собору в Италии или в нарушение его Таким образом, речь идет о весьма особом случае, с весьма характерными для данного места чертами, которые никоим образом не соответствуют современной ситуации. 3. Мелитий Ликопольский Мелитий был епископом Ликополя Фиваидского и в 306 году был собором, созванным в Египте Петром Александрийским по двум причинам: во-первых, он совершал рукоположения во пресвитеры за пределами своей епархии в митрополиях, которые либо вдовствовали, либо их митрополиты находились в темнице по причине гонения Диоклетиана, а, во-вторых, требовал от Петра более суровой позиции в вопросе покаяния падших. Это разногласие разделило клириков, в результате чего некоторые из них поддержали строгую позицию Мелития (мелитианский раскол), а вторые — более умеренную позицию Мелитий создал параллельную иерархию из тридцати епископов, а уврачевание раскола произошло на Первом Вселенском Соборе. Несмотря на то, что этот случай, как кажется в начале, похож на случай с рукоположениями Филарета «Киевского», стоит отметить два момента, которые радикальным образом отличают оба случая. Во-первых, уврачевание раскола происходит не односторонне и не одной Поместной Церковью (Александрийская Церковь), а Вселенским Собором, что свидетельствует о наличии всеправославного согласия Поместных Церквей. Во-вторых, следует обратить особое внимание на то, как в итоге были приняты мелитианские епископы. Да, без перерукоположения, но после хиротесии («таинственного рукоположения») и в рамках крайней икономии были приняты в общение с Церковью, чтобы прекратить раскол. Однако, мелитианские епископы удержали за собой один лишь епископский титул, так чтобы в одном месте не было одновременно двух епископов, и, безусловно, их не ставили на место выше канонического епископа.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010