Вот что читаем по вопросу мелитианского раскола в «Лекциях по истории Древней Церкви» профессора В. В. Болотова (глава «Мелитианский раскол»): «Не против дисциплины в отношении к падшим, а против существующего в Египте церковно-административного строя направлялся раскол Мелития. Совершая хиротонии в чужих парикиях, Мелитий затрогивал права других епископов и вместе с тем права архиепископа александрийского (Мелитий был епископом Александрийской Церкви, его Ликопольская область являлась частью этой Церкви). Централизация в церковном строе Египта уже в то время была весьма сильна: все епископы в Египте были посвящаемы или архиепископом александрийским или не иначе, как с его дозволения. Таким образом, каждая хиротония епископа, совершенная Мелитием, была вторжением его в права архиепископа александрийского… Мелитианским вопросом занимался и Никейский собор… По вопросу о наличных мелитианах собор издал особое послание. За Мелитием оставлен только титул епископа без права совершать хиротонии и другие иерархические действия. Мелитианские епископы оставлены в их сане, хотя без права управлять церковью, пока жив их кафолический совместник, епископ того же города. В случае его смерти мелитианские епископы могут занять его кафедру, если их изберет народ и утвердит архиепископ александрийский. При этом весьма трудным для понимания является выражение послания: " утверждение получает от лучшия руки " . Никак нельзя отрицать и той возможности, что в этих случаях александрийский архиепископ рукополагал их вновь…» Хотя профессор Болотов рассматривает рукоположение мелитианских епископов как один из вариантов прочтения соответствующего отрывка из послания I Вселенского собора, показательно, что этот крупнейший специалист в области древнецерковной истории нисколько не усомнился в нормативности подобной практики для Церкви в IV столетии. Наконец, взгляды самого святителя Василия Великого также необходимо рассматривать в контексте всего его творчества. Святой отец говорит, что в борьбе с еретиками он обращался к темам, в которых заблуждались еретики (De fide//PG 31; 677).

http://pravoslavie.ru/38588.html

Сведения об этом, не представляющие чего-либо цельного, но рассеянные в разных сочинениях Иеронима, в его письмах, каталоге церковных писателей, толкованиях на книги свящ. писания, принимаются также как ценное пособие для разъяснения истории малоизвестных восточных сект иудействующих 490 . Сюда же принадлежат сочинения тех учителей церкви 4-го и 5-го века, которые писали против секты Манихейской – Александра Ликопольского, Тита Бострийского, Кирилла Иерусалимского , Дидима Александрийского , в особенности Блаж. Августина 491 . Секта Манихейская образовалась во второй половине 3-го века, но в Римской Импери собственно она распространилась и сделалась более известною в 4-м и 5-м веках. Этим объясняется то множество сочинений, которое направлено было против Манихейства греческими и латинскими писателями 4-го и 5-го века. Писать против Манихейства для учителей церкви в это время была почти такая же настоятельная потребность, как во 2-м веке писать против Маркионитства. Некоторые из помянутых сочинений тем большее имеют значение, что авторы их (напр. Александр Ликопольский, Тит Бострийский и Блаж. Августин) в продолжении значительного времени сами были последователями манихейского учения, и вообще знали его по первым источникам; в некоторых из них приводятся весьма значительные отрывки из собственных писаний Манеса и его учеников 492 . Епифаний Кипрский самый ревностный и самый плодовитый из всех древних ересеологов. Ни один из древних писателей не оставил таких обширных ересеологических сочи­нений, как Епифаний 494 . Палестинец по происхождению, воспитанный в иудейском законе, и затем в молодости перешедший к христианству 495 , он как будто перенес в новую религию всю ту горячую и суровую ревность против учений, не согласных с исповедуемою религиею, какою в особенности отличалось ветхозаветное иудейство. По переходе в христианство, его ревность против еретических лжеучений еще более усилена была тем, что вслед за этим переходом одна из египетских гностических сект чуть не привлекла его к себе 496 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

«Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, и в Ливии, и в Пентополе, дабы епископ Александрии имел власть во всех этих странах; так как и Римскому епископу это обычно. Подобно и в Антиохии, и в иных областях да сохраняются преимущества церквей. Вообще же да будет известно следующее: если кто без соизволения Митрополита поставлен будет епископом, о таковом великий собор определяет, чтобы он не был епископом и пр.» Целью этого правила было защищение власти епископа Александрийского в отношении к приверженцам Мелетия, епископа Ликопольского, который не хотел признавать этой власти при епископских посвящениях. Таким образом, шестое правило имеет своею целью только утвердить древние обычаи относительно этих посвящений и вообще утвердить преимущества, сохранявшиеся древним обычаем. Следовательно, только в силу древнего обычая и Рим пользовался известными преимуществами, которых у него не оспаривали. Из этого факта собор выступает для утверждения аналогичных преимуществ Александрии, Антиохии и других церквей. Какие же это были церкви, в отношении к которым римская церковь имела право наблюдения (surveillance)? Руфин называет их пригородными. Этот писатель, составивший свою Церковную Историю в четвертом веке, рожденный в Аквилее и живший в Риме, должен был знать объем юрисдикции римской церкви его времени. Что же он разумеет под именем пригородных церквей? Известно, что со времен царствования Константина, церковь была разделена на диоцезии и провинции, подобно тому, как была разделена и самая империя. 48 Соответственно с этим неопровержимым фактом известны были и пригородные церкви; они находились в местностях, носивших в четвертом веке эти же названия; следовательно это были те местности, которые зависели от диоцезии или префектуры римской, то есть это были семь провинций, называвшихся: «Сицилия, Корсика, Сардиния, Кампания, Туския, Пригородная Пицена, Апулия с Калабрией, Брутия, Самния, Валерия». Северная Италия составляла вторую диоцезию, коей префектурою был Милан, и она не была в зависимости от Рима. Римская диоцезия называлась не Италией, а римской территорией. Вот почему св. Афанасий называет Милан митрополией Италии, а Рим митрополией римской территории. 49 Итак в четвертом веке юрисдикция римских епископов простиралась только на южную Италию и на острова – Сицилию, Корсику и Сардинию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПЕТР I АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Сщмч. Петр Александрийский Петр I (+ 311 ), архиепископ Александрийский , священномученик Память 25 ноября Родился и вырос в Александрии . Был высокообразован, занимал должность начальника Александрийской школы . В 300 году он вступил в управление Александрийской Церковью , став преемником своего учителя и духовного наставника, блаженного епископа Феоны . Изгнанный из города во время преследования христиан при императорах Диоклетиане и Максимиане , святой Петр, побывав во многих областях империи, вновь вернулся в свой родной город, чтобы в это опасное время снова лично возглавить Александрийскую Церковь. Святитель тайно посещал заключенных в темнице христиан, поддерживая в них твердость в вере, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие, непрестанно молился и совершал Богослужения. И Господь хранил его от рук гонителей. В это смутное время на Церковь Христову восстал учитель злочестия Арий , отрицавший Божество Иисуса Христа. Святой Петр выступил против него и отлучил еретика от Церкви. И даже тогда, когда Арий через учеников святителя упрашивал владыку Петра снять с него отлучение, утверждая, что он раскаивается и отказывается от своего лжеучения , святитель, руководимый Духом Святым, провидел лживость и коварство ариева отречения и завещал своей пастве не верить Арию и не принимать его в церковное общение. Под мудрым окормлением святого Петра Александрийская Церковь , несмотря на гонения, крепла и умножалась. В 306 году святитель Петр председательствовал на Соборе , который осудил и низложил епископа Мелития Ликопольского , за что тот донес на Петра императору. Предвидя свой арест, святитель Петр пригласил достойнейших присвитеров Ахилла и Александра, объвил им, что близок его конец, дал последние напутствия и назначил преемников. По приказу императора Галерия , святитель был схвачен и осужден на смертную казнь.

http://drevo-info.ru/articles/14117.html

Поводом к изданию этого правила послужили беспорядки, произведенные в александрийской церкви мелетианским расколом, возникшим в первые годы IV века 353 . Свое название раскол получил по имени епископа ликопольского в Фиваиде, Мелетия. В области александрийского епископа Мелетий занимал в иерархическом отношении первое место после этого епископа 354 ; александрийским же епископом был в то время Петр († 311). Из имеющихся об этом сведений видно, что Мелетий завидовал Петру Александрийскому , которому принадлежала честь первенства, и выжидал только удобного случал, чтобы нарушить с последним добрые отношения. Жестокий спор возник между Мелетием и Петром по поводу положения, какое надлежало занять в отношении христиан, во время гонений Диоклетиана и Максимина, поколебавшихся в своей вере. Петр, хотя и строгий в своих правилах о покаянии, был обвиняем Мелетием в попустительстве. Тогда по этому поводу Петр созвал собор из нескольких епископов александрийской области, на котором была признана невиновность Петра, а Мелетий был присужден к извержению. Не будучи связанным никакой дисциплиной, Мелетий, пользуясь тем, что Петр и многие другие православные епископы томились за свою веру в темницах, начал сам рукополагать диаконов, пресвитеров и епископов не только в своей области, которой, в сущности, был канонически лишен, и которой управлял лишь насильственным образом, но, вопреки всем ясным определениям канонов, и в областях других епископов, так что в короткое время успел основать несколько церквей своих последователей, и во время Никейского Собора в александрийской церковной области было уже двадцать девять мелетианских епископов 355 . Такое распространение мелетианского раскола побудило отцов Никейского Собора заняться его обсуждением, чтобы положить конец беспорядкам, произведенным в церкви этим расколом. Собор изрек очень милостивое решение относительно этого раскола, надеясь мягкостью достигнуть его скорейшего искоренения. Вследствие этого была издано предписание, по которому Мелетий оставался епископом в Ликополе, но без права рукополагать, участвовать при избрании епископов, или идти с этою целью в другие места, а мог пользоваться только именем своего епископского достоинства. Что касается лиц, рукоположенных Мелетием, то собор постановил совершить над ними с молитвою особый церковный обряд, после которого они допускались служить в клире 356 . А чтобы впредь не случилось того, что главным образом послужило поводом мелетианского раскола, а именно самовольное поставление Мелетием епископов, и притом в чужих областях, – отцы Никейского Собора, осудив самого основателя раскола, издали настоящее правило, постановив, как должно поставлять епископов и кто имеет право утверждать их.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Вместе с тем, Предстоятель Албанской Церкви приводит слова святителя Афанасия Великого, подтверждающие указанный способ принятия из раскола, а также слова известного греческого церковного историка архиепископа Афинского Хризостома (Пападопулоса), который, описывая историю с мелетианской схизмой, заключает: «Собор занялся вопросом Мелетия Ликопольского (4 правило). Мелетию было разрешено жить в Ликополи и иметь честь епископа без права управлять епархией Ликопольскою и рукополагать». Далее архиепископ Анастасий продолжает: «Архиепископ Александрийский Александр требовал от Мелетия каталог рукоположенных им епископов, которых насчитывалось 29. Собор по милости признал их в их (епископском) достоинстве через новое возложение рук ... при условии, чтобы они находились с каноническими епископами, подчинялись Архиепископу Александрийскому, и не участвовали в выборах епископов. Однако, они могли быть избраны на вакантные епископские кафедры. Только один Мелетий не мог быть избранным. Соответственно, преодоление схизмы мелетиан и принятие по икономии незаконно рукоположенных Мелетием включало следующие этапы: а) покаяние, б) возложение рук каноническим епископом – минимально необходимое для восстановления апостольского преемства, в) молитву, г) окончательное примирение. Речь идет о принципе, который действовал во всех случаях возвращения раскольников в Православную Церковь и который указывал на выход из существующей проблемы. Несмотря на то, что случай Филарета является удивительно подобным случаю с Мелетием, который вернулся «в высоком епископском достоинстве, впрочем без всякой церковной власти или авторитета», примененная к нему (Филарету) снисходительность остается не объясненной. Филарет вернулся в каноническую Церковь (причем неизвестно подавал ли он просьбу о покаянии) и его предыдущие недействительные церковные деяния стали узаконенными в общем и целом только через синодальный акт. Сам он неоднократно хвастался, что «был, есть и будет Патриархом Киевским и всея Руси-Украины», продолжает носить присущий русским Патриархам куколь, и ведет себя как Патриарх. Он стал главным координатором созванного Объединительного Собора, который избрал незаконно «рукоположенного» им Епифания. Сегодня он (Филарет) является постоянным членом Синода и провозглашает, что он – архипастырь всех киевских приходов. Все эти события достоверно известны.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Согласно многовековой вере нашей Церкви, еретические и раскольнические сообщества не являются частью Церкви. Еретики и раскольники отсекаются от Церковного тела, как больные, прогнившие члены; при этом целостность Церкви не нарушается, подобно тому как остается живым, зеленеющим и продолжает плодоносить дерево, с которого обрезают сухие ветви. Согласно многовековой вере нашей Церкви, еретические и раскольнические сообщества не являются частью Церкви Согласно новоявленной концепции экуменизма, представляющего собой экклезиологическую ересь, ни одно отдельно взятое христианское сообщество не является Церковью (включая и православных). Для экуменистов Церковью является лишь совокупность всех таких сообществ. Именно по этой причине на Критском соборе не поднимался вопрос о ересях: наоборот, его участники согласились с тем, что еретические сообщества также являются «Церквями», и произошло то, о чем говорил святой Марк Ефесский, а именно «смешение несмешиваемого» — совмещение того, что является несовместимым: истины с ложью, Православия — с заблуждением и ересью. Св. Марк говорил эти слова о злосчастной «Унии» между папизмом и Православной Церковью, которая была заключена на Ферраро-Флорентийском лжесоборе (1438–1439). 2. Никакого общения с еретиками и раскольниками. Вред и погибель для души Давайте рассмотрим, как святой Афанасий Великий, который был учеником преподобного Антония, излагает его взгляды и отношение к величайшей ереси — арианству, терзавшему Церковь на протяжении десятилетий, а также к мелитианскому расколу, из-за которого Александрийскую Церковь лихорадило на протяжении долгих лет. Мелитианские раскольники получили свое название по имени епископа Мелития Ликопольского, который воспользовался отсутствием Патриарха Александрийского и других епископов из-за гонений и тюремных заключений в период правления Диоклетиана и совершил вторжение в их епархии, находившиеся за пределами его юрисдикции, где незаконно рукоположил епископов. Помимо таких раскольнических действий, Мелитий проявлял непомерную строгость к отпавшим от Церкви и налагал на них жесточайшие епитимьи (как это происходило и у донатистов), в то время как Православная Церковь была к ним более снисходительной.

http://pravoslavie.ru/137010.html

Возможно, обстоятельства спора в тюрьме свт. Епифанием переданы в несколько приукрашенном виде и окончательного раскола при свт. Петре все-таки не произошло. Ход развития событий, связанных с М. р., в последующие годы во многом неясен. Афанасий и вслед за ним Сократ Схоластик утверждали, что Мелитий сам оказался в числе падших и принес жертвы, за что был отлучен и Петром, и его преемниками святителями Ахиллом и Александром ; в дальнейшем он принял сторону ариан ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 59; Socr. Schol. Hist. eccl. I 6). Однако эта версия не представляется достоверной. По-иному позволяют взглянуть на М. р. «Веронские документы» - несколько фрагментов сочинений, созданных в Александрийской Церкви в IV в. и сохранившихся в лат. переводах в рукописи Cod. Veronensis LX 58 (VIII в.) (Monumenti ecclesiastici del quarto secolo Cristiano//Osservazioni letterarie/Ed. S. Maffei. Verona, 1738. Vol. 3. P. 7-92). В них не содержится утверждений о том, что споры среди егип. епископата были связаны с вопросом о падших. В послании егип. епископов Исихия, Пахомия, Феодора и Филея высказываются упреки Мелитию в том, что он без благословения архиепископа совершает епископские рукоположения (Ep. ad Melitium//PG. 10. Col. 1565-1568). Возможно, Мелитий считал, что находящиеся в заключении свт. Петр и др. епископы уже погибли и общинам христиан необходимы новые пастыри. Из тех же документов известно, что Мелитий, получив послания с протестами против его действий, проигнорировал их, и поэтому свт. Петр объявил о его низложении ( Petrus Alexandrinus. Ep. ad Alexandrinos//PG. 18. Col. 509-510). Так или иначе, сведения этих источников также фрагментарны и не дают возможности прояснить ситуацию в полной мере. В 311 г. свт. Петр принял мученическую кончину. По утверждению Созомена, Мелитий смог вернуться в Александрию и фактически самочинно возглавил Церковь, имея большое число сторонников ( Sozom. Hist. eccl. I 24). Эти сведения отчасти согласуются с информацией, содержащейся в «Веронских документах». Свт. Александр, занявший Александрийскую кафедру по завершении гонений в 313 г., поначалу сохранял общение и дружеские отношения с Мелитием. Именно Мелитий первым обратил внимание свт. Александра на еретические взгляды Ария , к-рый некогда был одним из приближенных Мелития (Ibid. I 15). Т. о., поначалу мелитиане выступили против ариан на стороне кафолической Церкви. Однако разногласия сохранялись; кроме того, Мелитий продолжал рукополагать епископов и клириков из числа своих сторонников вопреки мнению Александра, претендуя тем самым на автономию своей Ликопольской кафедры от Александрийского престола.

http://pravenc.ru/text/2562890.html

Вопрос о М. р. обсуждался на I Вселенском Соборе в Никее в 325 г.; М. р. были посвящены 6-е соборное правило, а также соборное послание (ДВС. Т. 1. С. 73, 82-84; Socr. Schol. Hist. eccl. I 9; Sozom. Hist. eccl. I 24; Theodoret. Hist. eccl. I 9). Догматических разногласий между Церковью и мелитианами выявлено не было. Основной проблемой оставались незаконные рукоположения, совершенные Мелитием. Поэтому соборное постановление относительно М. р. было значительно более мягким, чем по делу ариан. Соборным правилом было утверждено, что епископ Ликополя не должен превышать своих полномочий вопреки древним обычаям и покушаться на прерогативы Александрийской кафедры. Претензии Мелития Ликопольского на самостоятельность были признаны необоснованными. За ним сохранили титул епископа, но лишили его права рукоположения. Остальных епископов-мелитиан оставили в сане, но без права управлять своими кафедрами, если те были заняты правосл. епископами. После возвращения с Собора еп. Мелитий сложил с себя все звания и уехал на покой в Ликополь, где спустя краткое время скончался. Однако главой иерархии мелитиан стал Иоанн Аркаф, получивший от Мелития благословение незадолго до смерти последнего и в иерархии мелитиан занимавший пост епископа Мемфиса ( Sozom. Hist. eccl. II 21). Масштаб событий М. р., число людей, охваченных им в эти годы, можно отчасти представить по записке, к-рая была подана Мелитием архиеп. Александру после Никейского Собора и сохранилась в составе трактата свт. Афанасия «Апология против ариан» ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 71). Архиеп. Александр потребовал от Мелития список подчиненных ему архиереев с целью предотвратить в будущем разрастание иерархии мелитиан. В списке названы имена 29 епископов из различных районов Египта, а также 5 пресвитеров и 4 диаконов, к-рые заведовали приходами в Александрии либо были помощниками Мелития. Учитывая, что, по уверению самого свт. Афанасия, вся Александрийская Церковь в это время состояла почти из 100 епископов (Ibid.), то вероятно, что М. р. было охвачено от четверти до трети егип. христиан.

http://pravenc.ru/text/2562890.html

Какой же смысл имеет все вышеописанное? Церковь, часто применяя в некоторых случаях точность и строгость (богословский термин «акривия»), а в иных — снисхождение (богословский термин «икономия»), принимала к себе раскольников и признавала хиротонии даже еретиков, как, например, хиротонии приходящих от ариан: святого Мелетия Антиохийского (который крестил и рукоположил во диакона святого Иоанна Златоуста), святого Кирилла Иерусалимского и других. Еще отметим одну подробность, что ариане для противодействия православнейшему святителю Мелетию поставили собственного Патриарха Антиохийского, Павлина, взаимодействия с которым в некоторых трудных ситуациях ради народа просил святой Мелетий. Церковь принимала ариан во дни святого Иоанна Милостивого, Патриарха Александрийского, без перерукоположения, а также позднее — иконоборцев при Константинопольском Патриархе святом Фотие. Что касается Мелитианского раскола, известны следующие подробности, которые мы отметим. Этот раскол создал епископ Ликопольский-Фиваидский Мелитий, который рукоположил многих архиереев и создал собственную «Церковь». Ни он сам, ни его епископы никогда не задавались вопросом о принесении покаяния перед Александрийской Церковью, от которой откололись. Этим расколом занимался Первый Вселенский Собор, желая его уврачевать ради того народа, который последовал за этими раскольниками. В 1945 году Вселенская Патриархия «сняла наложенное Великим Синодом 1872 года отлучение провозглашенной Болгарской схизмы изданием Синодального Томоса» и приняла без перерукоположения в общение всех епископов Болгарской Церкви, которые являлись духовными потомками тех, кто создал раскол 1872 года и кого Синод той эпохи лишил сана и отлучил. Примерно в то же самое время Польская Церковь приняла в общение без перерукоположения раскольников-старостильников, которые в дальнейшем были возведены в архиерейские степени. Характерный пример — это Аквилейский Клаудио, в прошлом католик, который принял православие у русских. После перешел к старостильникам, которые не стали его рукополагать, в результате чего последний прибег к сиро-яковитам в Америке (несториане), которые его рукоположили. Впоследствии он был принят канонической Польской Церковью без перерукоположения, но и без записи в официальные документы. При этом есть фотографии, на которых он сослужит польским архиереям. После его смерти монастырь, который он создал в Италии, в селении Монтанер, в Витторио Венето, как и его паства, перешли в греческую православную Митрополию Италии и остаются в ней до сегодняшнего дня.

http://bogoslov.ru/article/6171932

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010