Это и было сделано на Вселенском соборе. Римская церковь была признана главнейшею на Западе, Александрийская во всем Египте, Антиохийская на Востоке. Иерархи этих Церквей встали в начальственное положение к иерархам других, находящихся в округах, церквей. Но были ли они высшими иерархами, сравнительно с обыкновенными митрополитами, имели ли они под своим управлением областных митрополитов, или же они были митрополитами, как и все прочие митрополиты? Первую из этих мыслей отстаивает проф. Барсов, вторую проф. Павлов. Не входя в подробный разбор свидетельства Епифания, в котором Мелетий Ликопольский назван архиепископом, мы для решения вопроса прибегнем к следующим соображениям. Допустим, согласно желанию проф. Павлова, что под управлением Римского и Александрийского митрополитов, по законоположению 6-ого Никейского канона, не находилось областных митрополитов. Но значит ли это, что среди всех епископов Египта в обширном смысле слова и Запада, подчиненных Александрийскому и Римскому епископам, не было выдающихся и более влиятельных? Конечно, нет. Напротив мы имеем ясное свидетельство, что некоторые из епископов занимали более высокое положение, чем другие; таков Мелетий, еп. Ликопольский. Если Мелетий Ликопольский хотел подчинить себе епископов Египта, то значит он занимал положение высшее сравнительно с другими епископами. Такими более влиятельными епископами, естественно, были епископы политических митрополий, служивших и в церковном отношении центром для отдельных церквей. Если же, теперь, Александрийский и Римский епископы ставятся начальствующими над всем Египтом или Западом со всеми их митрополиями, то само собою они этим ставятся в высшее положение, чем обыкновенный областной митрополит, не имевший возможности, по самому своему положению, иметь под управлением таких влиятельных иерархов, так как под управлением его могли быть только епископы частных церквей. Итак, не ручаясь за то, были ли под управлением Римского и Александрийского епископов митрополиты, мы вправе сказать, что положение их было все-таки выше положения областных митрополитов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Вместе с греческим текстом она в новейшее время издана в 1860 году в 34 томе Полного Курса греческой патрологии Миня после творений Макария Египетского и Макария Александрийского . Эта редакция переведена на русский язык (второе издание её было в 1854 году). Чем же в ней восполнен «Лавсаик» Палладия? По нашему исследованию, только сказаниями об египетских пустынниках неизвестного монаха Елеонской горы, которые почти все внесены в текст Лавсаика в разных местах и которые в рукописях чистого Лавсаика (напр. синод. 165 и 191), приложены отдельно в конце, а не внесены в самый текст. По этому считаем нужным сперва сказать об этой Истории Египетских монахов. Она начинается предисловием, из которого видно, что писавший ее путешествовал по монастырям Египта и сам видел там достопримечательных подвижников, которые творили великие и бесчисленные чудеса, подобные тем, которые совершали пророки и апостолы. Братия монастыря на Елеонской горе близ Иерусалима просили его описать виденное и слышанное им о жизни египетских монахов и он исполнил их просьбу. Это предисловие опущено в обеих синодальных рукописях, но издано Котелерием, а потом в 65 томе греческой патрологии Миня. Из самого содержания этой истории, именно, из сказания об Иоанне Ликопольском 1 видно, что писатель ее был монах, что он путешествовал в Египет с другими шестью монахами из Иерусалима, что это путешествие было в год поражения Евгения царем Феодосием, т. е. в 394 году, что эти путешественники разделялись, так пожитию преподобного Аполлоса, писатель видел его не с шестью, но с двумя только спутниками. По объему эта История Египетских монахов не велика. Внесенная в «Лавсаик» , она составляет по объему четверть книги. Первоначально после предисловия автор говорит об Иоанне Ликопольском, потом об Оре, фиваидском подвижнике, об Аммоне Фиваидском, отце трех тысяч монахов, о Вине, чрезвычайно кротком, прогнавшем именем Иисуса бегемота и крокодила, о городе фиваидском Оксиринхе, в котором и около которого жило двадцать тысяч монахов и десять тысяч монахинь, о старце Феоне, недалеко от Александрии, великом чудотворце и пророке, о стадесятилетнем старце Илии, близ города Антиноя фиваидского, совершавшем каждый день много знамений, об авве Аполлосе, в Фиваиде же в пределах Ермиполя чудотворце, который предсказал о пришествии к нему писавшего Историю монахов с другими из Иерусалима, об Аммуне, которого стерегли два дракона от разбойников, жившем около того же места, о пресвитере Коприе, который рассказал путешественникам о предшественнике своем чудотворце Патермуфие и еще рассказал об отцах: Сурусе или Суре, Исаии, Павле, Анувие и Еллине; в русском переводе Лавсаика опущены важные слова, показывающие, что об Сурусе и прочих говорил путешественникам Коприй: еще он присоединил и сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Но мы представим против этого другие вычисления из того же Лавсаика. По сказанию Палладия об Иоанне Ликопольском, Палладий был у него не позднее 395 года 9 , ибо в начале этого года Иоанн скончался, а через три года Палладий отправился в Палестину, следовательно в 398 году, а через несколько месяцев (8 или 9) мог отправиться в Вифинию или Царьград и там поставлен в епископа Еленопольского, как близкий к диакониссе Олимпиаде. По одному из предисловий, Палладия к Лавсаику он поставлен в епископа на 13 году монашеской жизни, положим в начале 13 года, а как он начал проводить монашескую жизнь в Египте в 388 году и, вероятно, в начале этого года, то сделан епископом в 400 году, что близко к показанию жития Иоанна Ликопольского. Чем же объяснить первые два вычисления? Можно думать, что в житии Макария Александрийского (гл. 19), где автор в приступе показывает, что он провел в пустыне Келлий 9 лет, вкралась ошибка, а первоначально стояло 7 лет, что часто бывает в числах, притом ννα τη и πτα τη близки по начертаниям; итак Палладий близ Александрии прожил около 3 лет, то есть неполные три года, 1 год в горе Нитрийской и 7 лет неполных и всего 11 или 10 лет слишком и потому в 398 году мог отправиться в Палестину, это будет согласно с показанием жития Иоанна Ликопольского. Что касается до Евагрия, то и здесь соглашение нетрудно. Полагают, что Евагрий прибыл в Египет около 384 года, но полагают догадочно. Диакон св. Григория Нисского Евагрий пришел с сим отцом на второй вселенский собор и, как свидетельствует Палладий, оставленный здесь у патриарха Нектария Евагрий стал славиться в Царьграде поражением еретиков в беседах и приобрел уважение за честность нравов. Но потом должен был внезапно оставить этот город, потому что ему предстояла опасность от женщины, которая уязвилась любовию к нему; он отправился в Иерусалим и, здесь проведши не менее полугода и приняв иноческую одежду, отправился в Египет, провел два года в Нитрии и около 14 лет в пустыне Келлий в строгом посте, на 16-м году (так синод.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Значительное число манихейских рукописей на кит. языке было обнаружено в оазисе Дуньхуан (провинция Ганьсу, Китай) М. А. Стейном и П. Пелльо (1907-1908); особенно важны 2 сочинения: «Трактат», содержащий вопрос ученика Мани Адды к своему учителю, а также подробный ответ основателя М. с изложением главного содержания его доктрины (изд.: Chavannes E., Pelliot P. Un traité manicheen retrouvé en Chine//J. Asiatique. Ser. 10. P., 1911. T. 18. P. 499-617), и «Краткое содержание учений и правил религии Мани, Будды Света», по всей вероятности переведенное с парфянского языка (изд.: Mani, le Bouddha de Lumière: Cathéchisme manicheen chinois/Éd., trad. N. Tajadod. P., 1990. (Sources gnostiques et manichéennes; 3). В качестве дидактического средства, призванного облегчить усвоение развитой мифологической системы, манихеи активно использовали живопись. У истоков этого жанра стоит «Образ» («Ардханг») - собрание созданных по указанию самого Мани изображений. Это собрание не сохранилось, однако на основе как аутентичной манихейской лит-ры, так и сообщений христ. и мусульм. авторов можно утверждать, что основными в «Образе» были космогонические и эсхатологические сюжеты. Сохранились фрагменты комментариев к «Образу», составленных на парфянском языке (изд.: Henning W. B. The Book of the Giants//BSOAS. 1943. Vol. 11. N 1. P. 71-72). Кроме того, иллюстрированные манихейские рукописи (гл. обр. кит. и уйгурские манускрипты VIII-XIV вв.) содержат богатый материал по учению М. (см.: Gul á csi. 2015). Свидетельства противников М. Самым ранним антиманихейским сочинением является трактат «Против учения Мани» (изд.: Alexandri Lycopolitani Contra Manichaei opiniones disputatio/Ed. A. Brinkmann. Stuttg., 1895), к-рый, по всей видимости, был составлен в Египте ок. 300 г. Его автор - философ-неоплатоник Александр Ликопольский, о жизни к-рого не сохранилось никаких сведений. В рукописи IX в. (Laurent. 23), к-рая лежит в основе издания, автор назван обращенным из язычников (πιτρψαντος ξ θνν), а свт. Фотий I , патриарх К-польский, именовал его епископом Ликопольским ( Phot. Contr. Manich. 1. 11). Эта т. зр., поддержанная ранними исследователями, в наст. время окончательно отвергнута (см.: Хосроев. 2007. С. 32-33). В сочинении Александра Ликопольского кратко рассматривается доктрина М., к-рая сопоставляется с др. религ. системами. Александр Ликопольский выдвигает против манихеев традиц. обвинения в персид. происхождении их веры ( Alexandri Lycopolitani Contra Manichaei opiniones disputatio. 2), в отсутствии у М. серьезных философских оснований (Ibid. 5), а также в его новизне (καινοτομα - Ibid. 4).

http://pravenc.ru/text/2561840.html

Петр, выражаясь о принятии клириков глухо, высказался за сокращение покаяния падших (чтобы, запуганные строгостью, они не остались отступниками навсегда). Когда между исповедниками вышло разногласие, архиепископ вместо завесы повесил посреди темницы свою одежду ( πλλιον) и приказал диакону возгласить: «Кто на стороне моего мнения, пусть переходит ко мне, а кто держится мнения Мелития, тот к Мелитию!» На сторону Петра перешли лишь немногие, большинство примкнуло к Мелитию. С тех пор разделившиеся врознь совершали молитвы и священнодействия. Даже сосланные в фэноские рудники исповедники не имели между собою сообщения. Мелитий по дороге в ссылку всюду ставил пресвитеров и епископов и устроил свои особые церкви (например, в Элии [Иерусалиме], Элевферополе, Газе). А Петр скончался мученически. – Возвратившись, по окончании гонения, Мелитий в Александрии имел свои отдельные богослужебные собрания, но с Александром александрийским находился в дружественных отношениях, и как православный в догматическом учении (разность между мелитианами и церковью ограничивалась лишь вопросом о падших), Мелитий первый обратил внимание Александра на заблуждения пресвитера Ария. – Последователи Петра свою церковь называли «кафолическою», а мелитиане свою – «церковью мучеников». Я с особенным ударением произношу Мелитий. Мы встретимся в дальнейшей истории с Мелетием антиохийским , имя которого нужно отличать от имени настоящего Мелития ликопольского. Некоторые производили даже имя Мелетия антиохийского от греч. μλι – мед=медоносный, но на самом деле Μελτιος происходит, конечно, от μελτη («забота, попечение»), Μελτιος же имя чисто египетское: χιεΑιτ (вместо ujuepiT, juenpir) – возлюбленный=греч. " Αγαπητς. [Ср. В. В. Болотов, Βρεβον Мелития ликопольского, как источник для исторической географии Египта. Визант. Временник, 1908, т. XV, стр. 28, прим. 3]. б) Веронские документы (в подлинности которых никогда не возникало сомнения) представляют древний, часто неясный латинский перевод греческого утраченного подлинника и содержат: 1) послание Филея, епископа тмуиского, от имени его и других трех епископов исповедников (по Euseb.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В сб. «Жития святых отцов», изданный арм. католич. орденом мхитаристов , вошли 6 глав из «Лавсаика» (Liber de vita moribusque sanctorum Patrum ex gemina interpretatione veterum scriptorum. Venetiis, 1855. T. 1 (на арм. яз.)). Рассказ о прп. Павле Препростом ( Palladius. Lausiac. 22) дан в 2 версиях, но ни одна из них не следует в точности греч. тексту. Указаны срок жизни подвижника (108 лет), а также день и год его кончины, что позволяет предположить литургическое употребление текста. Рассказ о прп. Макарии Александрийском (Ibid. 18) базируется на греч. тексте, хотя нек-рые эпизоды подверглись изменениям, были опущены или переставлены. Повествование о прп. Иоанне Ликопольском (Ibid. 35) объединяет тексты из «Лавсаика» и «Истории монахов», т. е. перевод был сделан с греч. редакции А. Макарий Александрийский упоминается вместе с Евагрием, Аммонием и Альбином, следовательно, текст не подвергался антиоригенистской правке. В главе о Серапионе (Ibid. 37) рассказ о посещении им Афин передан в очень искаженном виде. Это может объясняться тем, что перевод был сделан с поврежденного греч. текста, или ошибками переводчика. Домнин в арм. версии назван просто учеником, а не учеником Оригена: значит, здесь в отличие от главы об Иоанне Ликопольском в распоряжении переводчика был текст, прошедший антиоригенистскую цензуру. Сюда же присоединены сюжеты о продаже Евангелия и о поиске сокровища, которых нет в этой главе «Лавсаика», но они встречаются в его пространной редакции в главе о Виссарионе и в др. текстах (напр., апофтегмах) под именем Серапиона, Виссариона или анонимно. Сообщается, что Серапион умер в Ските в келье своего ученика Захарии. В рассказе о прп. Евлогии (арм. форму имени - Лигион/Лигинус - иногда объясняют переводом не с греческого, а с сир. языка) и об увечном (Ibid. 21) арм. версия мало отличается от греч. повествования, за исключением несущественных для развития сюжета деталей, напр. опущено сообщение о незнании прп. Антонием греч. языка. Житие Евагрия (Ibid. 38) тоже в основном следует греч. версии, хотя нек-рые фрагменты, напр. беседа с еретиками, даны в сокращенном виде. (Подробное описание арм. переводов см.: Robinson A. The Armenian Version// Palladius. Lausiac. Vol. 1. P. 97-106.) Арабские и эфиопские фрагменты

http://pravenc.ru/text/2578727.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕТР I [Греч. Πτρος, лат. Petrus], сщмч. (пам. 25 нояб.), еп. Александрийский (300-311). Согласно раннехрист. авторам, П. был 16-м преемником ап. Марка во главе Александрийской Православной Церкви ; занимал кафедру 11 (или 12) лет. Жизнь Сщмч. Петр I Александрийский. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква, Рим. 705–706 гг. Фото: М. А. Лидова Сщмч. Петр I Александрийский. Роспись ц. Санта-Мария-Антиква, Рим. 705–706 гг. Фото: М. А. Лидова Основные исторически достоверные сведения о П. содержатся в «Церковной истории» Евсевия Памфила . Также из текстов Евсевия известно, что П. скончался на 9-м году гонений на христиан (т. е. после февр. 311); до начала Диоклетиановых гонений (февр. 303) он управлял Церковью 3 неполных года ( Euseb. Hist. eccl. VII 32.31). Евсевий также сообщает о том, что П. был обезглавлен вместе со многими другими егип. епископами по личному приказу имп. Максимина II Дайи (305-313) (Ibid. VIII 13.7; IX 6.2). В сохранившихся фрагментах церковной истории еп. Филиппа Сидского (ок. 430) сказано, что до поставления на епископскую кафедру П. был учителем в Александрийском огласительном уч-ще (PG. 39. Col. 229). С началом Диоклетиановых гонений на христиан П., по примеру своего предшественника, свт. Дионисия Великого Александрийского (247/8 - 264/5), многократно покидал столицу и скрывался от властей в различных уголках Египта. В один из периодов отсутствия П. в Александрию прибыл еп. Мелитий Ликопольский и, обнаружив паству без пастыря, принял на себя руководство Церковью. Мелитий рукополагал пресвитеров и диаконов и поставлял епископов на вакантные кафедры или на те, предстоятели к-рых, подобно П., скрывались. Сохранилось послание к Мелитию от 4 егип. епископов - Исихия, Пахомия, Феодора и Филея Тмуитского; они протестовали против того, что Мелитий вел себя в их епархиях как полноправный хозяин. Это послание было написано не позже 306 г., когда еп. Филей принял мученическую кончину. Тогда же П. письменно обратился к пастве, призывая прекратить церковное общение с Мелитием и его сторонниками. Т. о. в Александрийской Церкви возник раскол, продолжавшийся неск. десятилетий (см. также ст. Мелитианский раскол ). Мелитий отстранил от служения лиц, к-рым П. поручил заботиться о находящихся в темнице исповедниках, и заменил их своими сторонниками. Среди сторонников Мелития в этот период был пресв. Арий , к-рого П. ранее рукоположил во диакона, затем Мелитий - во пресвитера. Вместе с др. раскольниками Арий был отлучен от общения с П., к-рый не признавал его рукоположения ( Sozom. Hist. eccl. I 15).

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Въ Александрийской церкви гораздо ранее, чемъ въ другихъ церквахъ, ослабели узы, связывавшия всю паству съ епископомъ. Между темъ какъ, напримеръ, въ Риме, все пресвитеры составляли собой одинъ клиръ, служащий при епископе и находящийся подъ постояннымъ его контролемъ, въ Александрии къ началу IV века уже было въ полномъ развитии приходская жизнь; городъ делился на кварталы или лавры, и каждая лавра имела свой храмъ и своего пресвитера, который и являлся приходскимъ свяшенникомъ для жителей этой лавры и окрестныхъ селений. Вполне понятно, что это приходское духовенство, будучи подчинено епископу, на практике получало более независимое отъ него положение. Приходский пресвитеръ Александрии, помимо совершения службъ и требъ для своего прихода, былъ наделенъ еще двумя важными полномочиями: правомъ толковать Св. Писание и поучать паству по своему усмотрению и право отлучать мирянъ отъ церковнаго общения, не донося ο томъ епископу. Прихожане отдавались въ полное распоряжение пресвитера и находились въ большей церковной и умственной зависимости отъ него, чемъ отъ епископа. Пресвитеръ сживался съ прихожанами, воспитывалъ ихъ въ своихъ убежденияхъ и приобреталъ въ нихъ верныхъ приверженцевъ себе. Некоторые александрийские священники снискивали себе въ своихъ прихожанахъ такую привязан–ность, что последние изъ расположения къ настоятелю нередко называли себя его именемъ: такъ, прихожане Коллуфа именовали себя коллуфианами, прихожане Карпона — карпонианами, и т. д. Однимъ изъ такихъ влиятельныхъ приходскихъ священниковъ и былъ Арий. Прошлое Ария до разрыва его съ епископомъ Александромъ известно только въ общихъ чертахъ. Родомъ ливиецъ , онъ богословское образование получилъ въ Антиохии, въ школе Лукиана мученика и, затемъ, вероятно, съ первыхъ годовъ Диоклитианова гонения, жилъ въ Александрии. Отличавшая его ревность по вере побудила его принять въ это время сторону Мелетия, епископа ликопольскаго, отделившагося отъ тогдашняго александрийскаго епископа Петра по вопросу ο принятии падшихъ въ церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Соответственно вычисляются следующие датировки: ок. 364 г.- рождение, ок. 386 г.- принятие монашества, ок. 420 г.- составление «Лавсаика». Решив стать монахом, П. переехал из Галатии в Палестину, посетил лавру Дука в окрестностях Иерихона, где познакомился с Елпидием Каппадокийцем (Ibid. 48), и провел 3 года на Елеонской горе у пресв. Иннокентия (Ibid. 44). Высказывалось осторожное предположение, что этот подвижник - буд. Римский еп. (папа) Иннокентий I , о жизни к-рого до возведения на кафедру сведения отсутствуют ( Meyer. 1982. P. 70). Вероятно, там П. познакомился с прп. Меланией Старшей и Руфином Аквилейским и под впечатлением от их рассказов решил отправиться в Египет. Он прибыл в Александрию во 2-е консульство имп. Феодосия I Великого ( Palladius. Lausiac. 1), что соответствует 388 г. Первым он посетил Исидора Странноприимца (Ibidem), который определил его под монашеское руководство к Дорофею Фивейскому, подвизавшемуся в окрестностях Александрии. Образ жизни этого подвижника был так суров, что здоровье не позволило П. остаться у него на назначенные Исидором 3 года (Ibid. 2); их П. провел у др. аскетов в окрестностях Александрии (Ibid. 7). После этого он отправился в Нитрию и в течение года посещал ее знаменитых подвижников: Арсисия Великого, Путуваста, Агиона, Хрония и Серапиона (Ibidem). П. перешел в Келлии . провел там 9 лет; поддерживал тесные отношения с прп. Макарием Александрийским (Ibid. 18) и, что более важно, стал учеником Евагрия Понтийского. За 3 года до ухода из Египта он посетил прп. Иоанна Ликопольского (Ibid. 35). Однако в этот период П. путешествовал не только по Египту. Письмо свт. Епифания Кипрского , в котором он предостерегает свт. Иоанна II , архиеп. Иерусалимского, от оригенизма «Палладия Галатийского» (лат. пер. блж. Иеронима Стридонского: Hieron. Ep. 51//PL. 22. Col. 257), свидетельствует о том, что П. был в Палестине в 393-394 гг. Евагрий Понтийский в одном из своих посланий говорит, что благодаря П. получал вести из Палестины ( Evagr. Ep.

http://pravenc.ru/text/2578727.html

P. 12). После этого Е. П. по совету наставников отправился на родину монашества - в Египет, чтобы поучиться у знаменитых отцов-пустынников. С прп. Меланией, Руфином и др. насельниками мон-рей на Елеонской горе (в частности, с Анатолием - см.: Bunge. Briefe aus der Wüste. 1986. S. 32-36) Е. П. переписывался на протяжении всей жизни. Евагрий Понтийский. Гравюра. 50-е гг. ХХ в. В 383 г. Е. П. прибыл в Египет и поселился в Нитрийской пустыне, находившейся в 50 км на юго-восток от Александрии (см. Нитрия ). Там он в течение 2 лет прошел школу киновиального подвижничества, возможно, под началом Альбина (Албания), родственника прп. Мелании Старшей ( Pallad. Hist. Laus. 47. 3; Dysinger. 2005. P. 13. Not. 26), а затем, стремясь к более уединенной жизни, переселился в пустыню Келлии , находившуюся в 18 км к югу от Нитрии, где присоединился к жившим там отшельникам, среди которых провел оставшиеся 14 лет жизни. По свидетельству древних историков и сочинений Е. П., он прошел суровую школу монашеского делания под рук. преподобных Макария Александрийского и Макария Великого (Египетского - Socr. Schol. Hist. eccl. IV 23; Gennad. Massil. De script. eccl. 11; см. также: Bunge. 1983. P. 215-227, 323-360). Прп. Макарий Египетский был основателем монашеской общины в пустыне Скит , находившейся в 58 км на юго-восток от Нитрии, но духовно окормлял и монахов из Келлий, к числу которых принадлежал Е. П. ( Evagr. Pract. 29, 93; Rufin. Hist. mon. 27). Прп. Макарий Александрийский был священником и своего рода настоятелем Келлий, в чьем подчинении был и Е. П. ( Evagr. Pract. 94). Полуотшельнический уклад жизни, к-рый вели монахи-келлиоты, позволял им временные отлучки с целью получения духовного наставления, так что Е. П. изредка находил возможность посещать знаменитых егип. подвижников, живших на значительном расстоянии от Келлий. Помимо регулярных посещений прп. Макария Египетского в Скиту он посещал Иоанна Ликопольского в Фиваиде и Дидима Слепца на острове в Мареотийском оз. неподалеку от Александрии.

http://pravenc.ru/text/180865.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010