Как и в 250 г., преследования за веру привели к расколу в рядах христиан. Архиепископ Египта Петр Александрийский не избежал упреков в мягком отношении к падшим священникам, хотя сам долгие годы провел в темнице, где в 311 г. скончался. Главы церквей, оставшиеся на свободе, нередко подозревались в сговоре с языческими властями и отстранялись от служения. Коптский епископ Мелетий Ликопольский начал рукополагать епископов, пресвитеров и диаконов и ставить их в общины, где, по его мнению, не хватало пастырской опеки. Другие главы церквей, в том числе Петр, резко осудили его, но Мелетия поддерживали коптские христиане, особенно из монашествующих. Противостояние привело к взаимному отлучению от Церкви, и мелетиане основали свою «церковь мучеников». Они отказывались общаться со сторонниками Петра, даже когда вместе страдали в темницах или на рудниках. Разделение продолжалось и после кончины Петра. На Никейском соборе в 325 г. им было предложено примириться, но отклика этот призыв почти не нашел. Донатизм Еще более серьезный раскол пережила африканская церковь. Он получил название «донатизм» по имени епископа Карфагенского Доната, возглавившего оппозицию в 313 г. В Африке и Нумидии священник, отдавший властям какой–либо предмет церковной утвари, считался предателем. Слово traditor — «передавший» — приобрело значение «изменник». В то время как на востоке верующие расставались с книгами Священного Писания без особых угрызений совести, в Африке еще силен был дух Тертуллиана и Киприана. Пастыри, осквернившие себя подобными уступками, теряли сан. Сохранилась запись о допросе епископов Кирты от 305 г., которая взята из крайне враждебного к христианам источника и потому не может быть полностью достоверной. Тем не менее, из документа видно, что архиепископ Нумидии Секунд Тигизийский считал тягчайшим грехом передачу властям даже книг по медицине; виновный в этом преступлении уже не мог служить духовным наставником. Мензурий, бывший епископом Карфагенским до 312 г., позволил властям забрать, по его собственным словам, «несколько еретических книг». Поскольку они до этого стояли в церковной библиотеке, можно предположить, что речь идет о работах христианских, но устаревших по содержанию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=728...

Потом он опять с ласковым видом сказал мне: «Хочешь быть епископом?». Я отвечал, что я уже епископ. «Какого города?» – спросил святой. Говорю ему: «Я надзираю за яствами, столами и глиняными чашами; если вино кисло, ставлю его в сторону, если хорошо, пью; надзираю и за горшками и, если в них мало соли или какой приправы, тотчас подбавляю и потом ем. Вот мое епископство! А поставило меня чревоугодие». Блаженный, улыбнувшись, сказал: «Оставь шутки! Ты будешь рукоположен во епископа и много испытаешь трудов и скорбей. Если хочешь избежать их, не выходи из пустыни: в пустыне никто не может рукоположить тебя во епископа». Оставив его, я возвратился в свою любезную пустыню и все это рассказал святым отцам о блаженном и духоносном Иоанне. Спустя два месяца они по реке отправились к святому мужу и беседовали с ним. А я, несчастный, забыл слова его. По прошествии трех лет занемог я от расстройства в печени и желудке, и братия отправили меня из пустыни в Александрию, потому что болезнь моя грозила превратиться в водяную. Из Александрии врачи присоветовали мне отправиться в Палестину для перемены воздуха, потому что там воздух легче, нежели в наших странах. Из Палестины я прибыл в Вифинию, и здесь – не знаю, как сказать, по человеческому ли расположению или по воле Вышнего (один Бог знает), – я удостоился рукоположения, которое выше меня. Приняв участие в деле блаженного Иоанна (Златоустого, архиепископа Константинопольского), я принужден был одиннадцать месяцев скрываться в мрачной келии и здесь вспомнил, что блаженный и чудный тот муж, то есть Иоанн Ликопольский, предрек мне случившееся теперь. Сей великий подвижник Христов еще рассказывал мне (и этим рассказом, конечно, хотел внушить мне решимость никогда не оставлять пустыни), что он уже сорок восьмой год живет в своей келии и во все это время ни разу не видел ни женщины, ни монеты, также и его никто не видел, как он ел или пил. Я говорил уже, что спустя два месяца после меня ходили к сему святому отцы из нашей пустыни. Они рассказывали о своем свидании с ним следующее: «Когда мы пришли, блаженный приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего просили его помолиться о нас (такой обычай у всех египетских отцов).

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Eleno...

В последний раз в истории Петр гангрский является на константинопольском s nodoV ndhmo sa 459 г. 97 . Е. n. 2. Авва Макарий ничего не знал по-гречески. Эти слова, в виду n. 5, нужно принимать в смысле вполне буквальном Макарий не мог понять по-гречески даже такой несложной фразы, как „поди сюда“. Его Пинутион знал не больше его. Деения вселенского Ефесского собора умалчивают о том, что Макарий говорил через переводчика или подписывался под актами через другое лицо; но едва ли отсюда следует заключто показание энкомиаста ложно, так как полное незнакомство с греческим языком – совсем не такая черта, чтобы ее выгодно было для Диоскора эксплуатировать в монофизитских целях; по меньшей мере эти выгоды не настолько осязательны, чтобы из-за них он выдумал эту подробность. Сама в себе она не содержит ничего невероятного. Граница коптского разговорного языка 106 проходила очень недалеко от Александрии. В Ефесе в 449 г. Калосирис, епископ арсинойский ( rsin h, ныне Мединет-эль-Файюм под 29° 20» с. ш., 48° 33» в. д., в 205 верстах расстояния по прямой линии от Александрии, которая лежит под 31° 12» с. ш., 47° 34» в. д.), говорил через переводчика, своего архидиакона Юлия, который за него и подписался под актами 107 . Антоний великий , родившийся около Гераклеополя великого (ныне Ахнас, под 29° 10» с. ш., 48° 40» в. д., в 23 верстах прямолинейного расстояния от Мединет-эль-Файюм), говорил лишь по-коптски 108 . Пимен великий († ок. 450), всю жизнь проведший в нижнем Египте, в Ските (в 2 1 / 2 сутках пути от Александрии), Теренуф (ныне Терранэ, под 30° 24» с. ш., 48° 32» в. д., в 120 верстах прямолинейного расстояния от Александрии) и северном Диолке (ок. 31° 27» с. ш., 49° 23» в. д., ок. 167 верст по прямой линии от Александрии), – вовсе не говорил по-гречески 109 . В 304 г. мученик Исаак, родом из Тифре в нижнем Египте (ныне Дефри под 31° 5» с. ш., 48° 40» в. д., около 100 верст от Александрии), на допросе отвечал через переводчика 110 . Вообще в IV – V в. даже на севере Египта, напр. около Панефиса (ныне Ашмун-эр-роман, близ Мензалэ под 31° 12» с. ш., 49° 35» в. д., в 182 верстах прямолинейно от Александрии), между подвижниками лишь крайне редко можно было встретить человека (как авва Иосиф), говорившего и по-египетски и по-гречески; преобладали люди, знавшие едва пару греческих слов (как авва Феодор) 111 . Что подвижники фиваидские, напр. Пахомий великий , Иоанн ликопольский († 395), говорили только по-коптски 112 , это совершенно в порядке вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

В 300 г. умер святой епископ Феона, и на его место был возведен святой Петр. В это время власть Александрийского епископа простиралась на Египет, Фиваиду, Мареот, Ливию, Мареотиду и Пентаполь 12 , и в его подчинении было до ста епископов 13 . Первые три года управления Церковью святым Петром были мирными для нее. За этот период Святитель создает храм во имя Девы Марии и устраивает кладбище в западном предместье Александрии 14 . Так прошло три года. В 303 г. “Диоклетиан празднует в Риме «Двадцатилетие правления» (20 ноября)” 15 . “Здравый смысл императора долгое время удерживал его от всякого гонения, но с течением времени он изменил свой взгляд. Очень может быть, что подобно многим реформаторам, он прельстился химерой религиозного единства, роковой, но живучей химерой” 16 ]. В жертву религиозному единству и реставрации язычества и были отданы христианские храмы, книги, утварь, наконец, клирики, против которых преимущественно было направлено гонение. Профессор А. Лебедев так характеризует это гонение: “То была страшная тризна, но тризна, справленная язычеством по себе самом, потому что это был канун триумфа христианского общества над язычеством” 17 . В 305 г. Диоклетиан отрекается от престола, но гонение с перерывами продолжается, принимая более изощренные формы. При Максимиане для опорочения христиан выдумываются, так называемые акты Пилата, которые даже изучали в школах 18 . При нем же поощрялись желания городских жителей изгонять христиан из городов 19 . В самом начале гонения святой Петр покидает Александрию, живя то в Месопотамии, то в Сирии, то в Палестине, то на островах 20 . Префектом Александрии был ненасытный гонитель Иерокл. “Назначенный управлять Нижним Египтом, он проводил свои убеждения с самой крайней суровостью” 21 . Святой Петр внимательно следил за событиями в Александрии и был озабочен появлением падших во время мучений. Кроме того, в самой Александрии самочинно стал распоряжаться епископ Ликопольский Мелитий 22 ,бросивший свою кафедру. Это привело к появлению раскола в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

58 membr. – VIII beka. Содержание этой рукописи хорошо известно 120 . Она кончается пометкою, может быть 121 только скопированною с древнейшей ркп: НЕС DE MENDOSIS EXEMPLARIBVS TEANSTVLI TANDEM ET QVEDAM QVIDEM QVA... NON VT VOLVIT TAMEN POTVI RECORREXIT... – THEODOSIVS DIACONVS U СОСТОИТ действительно главным образом из переводов с греческого. Эта ркп. сохранила нам дparoцehhyю «hismoria acephala», которая начинается вслед за nocлahueм «Sancma synodus laudavim». U чрез два листа nocлe «hismoria acephala» начинаются три знаменитые документа, осветившие исторически темное начало мелитианского раскола: послание епископов египетских Исихия, Пахомия, Феодора и Филея [епископу ликопольскому] «Мелитию возлюбленному и cocлyжumeлю» «Simplici ratione incerta verba»,ucmopuчeckoe пояснение неизвестного автора: «Напс epistulam postquam suscepim» u послание Петра александрийского «утвержденным в вере Божией возлюбленным братиям» c Quoniam cognovi Meletium nihili. Эго показывает, что codex Veronensis представляет сокровищницу редчайших документов по истории александрийской церкви и что послания «Haec scribentes», «Etiam ex bis» u «Sancta synodus» – судя по их соседству с «historia acephala» – происходят вероятно из александрийского архива; во всяком случае его соседство их едва ли простая случайность, и оно должно быть принято в соображение при решении вопроса об их подлинности. Странно было бы и думать, что noдoбhыe loci mopici kpumuku нужно припоминать, когда речь идет о таком ученом, как Гефеле. Но, как бы то ни было, он, ничего не упоминая о месте, какое занимают три послания b codex Veronensis, uзлoжub коротко их содержание, произносит 122 о них следующее суждение: «Эти выдержки – полагаю – достаточно показывают не подлинность этих трех документов. [А] Ну мыслимо ли, чтобы евсевиане когда-нибудь сказали сами о себе: «мы – враги Христовы»? [В] Но и помимо того все содержание этих трех посланий безжизненно и вяло, постоянное повторение тождественных слов невыносимо, их тон и слог – вполне заурядный и тривиальный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

359 В 396 году он был послан Феофилом для содействия примирению меж Епифанием и Иоанном Иерусалимским. 360 В 398 году Феофил избирает его кандидатом на епископскую кафедру Константинополя 361 и делает его своим посланником в Риме, стремясь к примирению Рима с Флавианом Антиохийским. 362 Между тем, разногласия с язычниками в Александрии привели в 391 году к кризису. Своими явно провокационными действиями Феофил способствовал началу вооруженного мятежа язычников, в ходе которого они пленили христиан и предложили им выбор между принесением жертвы [языческим богам] или мученичеством. Мятежники избрали своей цитаделью храм Сераписа и в течение какогото времени держали осаду. Однако, в конце концов, по императорскому приказу и храм, и огромный образ Сераписа были уничтожены. 363 (Закон в Cod. Theod. XVI. 10. 11 действительно предписывает подавление языческих культов, однако ничего не говорит об уничтожении храмов. Вне всяких сомнений, его прочтение варьировалось в зависимости от местных условий). С этим связан достаточно зловещий эпизод Апофтегм: «Некогда отцы, созванные архиепископом Феофилом, собрались в Александрии, чтобы он мог вознести свои молитвы и уничтожить [языческие] храмы…» 364 Похоже, Феофил первым использовал толпу фанатично настроенных монахов в качестве личной армии. Как язычники, так и христиане считали разрушение храма Сераписа исторической вехой. Авва Дула рассказывает о пришедшемся на то же время посещении его наставником аввой Виссарионом Иоанна Ликопольского; беседуя с Иоанном, Виссарион сказал: «Вышел указ о разрушении храмов». 365 Был разрушен не только Серапеум. В Канопе языческий храм тоже стал монастырем. Достаточно поздний коптский источник сообщает, что вначале Феофил пригласил иерусалимских монахов с тем, чтобы они заняли это место, однако те устрашились ночных бесовских обстояний, после чего их место заняли тавеннисиоты – коренные египтяне, лучше умевшие бороться с египетскими бесами! 366 Вне всяких сомнений, обитель в Канопе также была устроена тавеннисиотами.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Важным дополнением к 8-му правилу Первого Вселенского Собора служат и суждения отцов Собора о приеме в Церковь мелитиан. Мелитианский раскол появился в Александрийской Церкви около 306 г. Он был связан с тем, что в ходе гонений на христиан в Египте образовалась большая группа «падших» христиан. Это были те, кто отрекся от веры во время гонений, чтобы спасти свою жизнь. Инициатором раскола был епископ Мелитий (греч. Μελτιος), занимавший Ликопольскую кафедру и считавшийся вторым иерархом после Александрийского епископа. Если св. Петр Александрийский выступал за снисходительное отношение к павшим и допускал их возвращение в Церковь через покаяние, то Мелитий отстаивал более жесткую позицию. Это привело к разрыву отношений между епископами Петром и Мелитием. Мелитий стал рукополагать в епископы своих сторонников, настаивая на самостоятельности Ликопольской кафедры от Александрийского престола и противопоставляя своих сторонников иерархам Кафолической Церкви . Так произошел раскол, и в Египте появилась параллельная иерархия. При этом между Кафолической Церковью и мелитианами не было догматических различий. Конфликт имел исключительно дисциплинарный характер. Принятое на Первом Вселенском Соборе решение о епископе Мелитии и его последователях было изложено не в канонах Собора, а в его послании к Александрийской Церкви. Этот документ в полном объеме сохранился в составе «Церковной истории» Сократа Схоластика. В послании указывается, что сам Мелитий принимается в общение с Церковью в сане епископа, однако он «отнюдь не имеет права ни рукополагать, ни избирать, и по этому поводу не должен являться ни в селении, ни в городе, а только сохраняет одно имя своего достоинства». Что же касается рукоположенных им клириков, то они должны быть «утверждены таинственным рукоположением» (греч. μυστικωτρ χειροτον βεβαιωθντας) и лишь после этого принимаются в общение. Однако, как и в случае с новацианами, клирики, возвращающиеся из мелитианского раскола, «в достоинстве и служении должны занимать непременно второе место после всех лиц, которые поставлены в каждом приходе и Церкви и избраны почтеннейшим сослужителем нашим Александром». Бывшие раскольники «не имеют права ни избирать того, кто им нравится, ни предлагать имена, ни делать что-либо без согласия епископа кафолической Церкви». Лишь в случае вакантности какой-либо кафедры бывшие мелитиане могут быть избраны и утверждены Александрийским епископом. Однако это не распространяется на самого Мелития. Поскольку он человек «безрассудного и упорного нрава» и может еще «произвести те же самые беспорядки», то более не может иметь никакой церковной власти .

http://bogoslov.ru/article/6171035

Прошлое Ария до разрыва его с епископом Александром известно только в общих чертах. Родом Ливиец 3 он богословское образование получил в Антиохии, в школе Лукиана мученика 4 и, затем, вероятно, с первых годов Диоклитианова гонения, жил в Александрии. Отличавшая его ревность по вере побудила его принять в это время сторону Мелетия, епископа ликопольского, отделившегося от тогдашнего александрийского епископа Петра по вопросу о принятии падших в церковь . Созомен , у которого заимствуются эти сведения 5 , сообщает, что партию Мелетия он скоро покинул и присоединился к Петру, но когда Петр отлучил приверженцев Мелетия от церкви и не признал их крещения, то Арий восстал против этих резких мер и сам был отлучен Петром. После мученической кончины Петра (310 г.), он снова соединился с церковью, достиг сана пресвитера 6 и даже считался кандидатом на александрийскую епископскую кафедру. По словам Филосторгия 7 , когда умер преемник Петра Ахилла, Арий должен был сделаться епископом; при избрании он получил большинство голосов, но отказался от них в пользу своего сопресвитера Александра. Православные же историки самое уклонение Ария от церковного учения объясняют его личным раздражением против Александра за предпочтение, оказанное тому на епископских выборах 8 . Из этих противоречивых сведений можно вывести только то заключение, что Арий еще при Ахилле занимал видное положение в александрийском клире, и что имя его, вероятно, произносилось в числе кандидатов на епископскую кафедру. Это доказывается и уважительным отношением к нему Александра 9 он предоставил Арию в заведывание одну из приходских церквей, которую Епифаний, – называет Вавкалийской, и при которой, можно догадываться из Филосторгии, служил сам Александр до избрания его в епископы. Филосторгий рассказывает, что самое название доставшееся Арию церкви вавкалийскою (βαυκλιον или βαυκλις горшок для питья с узким согнутым горлышком) дан александрийцами в насмешку над Александром, который своей старческой согбенной фигурой напоминал форму этого горшка 10 . У новых своих прихожан Арий скоро заслужил расположение, так что они стали называть себя арианами 11 , полагая в том особое свое преимущество. В Александрии он обращал на себя внимание как своею внешностью, так и диалектическим искусством 12 . Высокий ростом и угрюмый на вид старик, он носил всегда однообразную, простую одежду и своим образом жизни, и ревностью по вере производил впечатление аскета; его угрюмость не мешала, однако, сближению его с прихожими; «он сладок был в беседе, – говорил о нем Епифаний, – действуя на души убеждениями и ласкательствами 13 . Таков был Арий; очевидно, последующие поколения ничего дурного не могли бы сказать о нем; если бы он не сделался виновником спора, который навсегда обратил его имя в синоним ужаснейшего отступления и проклятия; в этом споре прошла вся его дальнейшая жизнь; этот же спор, вероятно, вложил ему в первый раз в руки перо, чтобы защищать свое учение сделал его писателем и даже поэтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Он неоднократно публично хвастался тем, что «был, есть и будет Патриархом Киевским и всея Руси-Украины», продолжает носить особый русский патриарший головной убор, ведя себя, как Патриарх. Он оставался хозяином положения на созванном объединительном соборе, избравшем незаконно «рукоположенного» им же Епифания. Сегодня Филарет — постоянный член Синода, который утверждает, что является также управляющим всеми приходами Киева. Эти факты, по всей видимости, известны и не лишены церковного значения. В завершение отметим несомненный факт, что Мелитианский раскол был уврачеван не решением Александрийского Патриархата, к юрисдикции которого как епископ Ликопольский относился Мелитий, а решением Первого Вселенского Собора. 3. Кроме того, украинский вопрос не имеет никаких аналогий с РПЦЗ . Этот случай касается отсечения проживающих в диаспоре русских от Русской Церкви, находившейся под советским надзором. Здесь не было ни отлучений от Церкви, ни анафем, и апостольское преемство не ставилось под сомнение. А когда пал атеистический режим, состоялось воссоединение. Исправление раскола совершилось в храме Христа Спасителя через особое церковное последование и молитву о воссоединении. Что касается болгарского раскола, то никакого отношения или аналогии с украинским вопросом он не имеет. Последний есть разрыв внутри Поместной Церкви, в то время как болгарский раскол на протяжении долгого времени был удалением целого народа от Вселенского Патриархата и всего Православия. Его исправление началось во время заседания Всеправославной комиссии, собравшейся для подготовки Всеправославного Предсобора в Ватопедском монастыре на Афоне в июне 1930 года. Основным условием, которое ставилось и в итоге было выполнено, была просьба о прощении со стороны Болгарской Церкви. Наконец, в результате многолетних сложных переговоров в 1945 году раскол прекратил свое существование, способствуя достижению мира в Православии. 4. Мы безусловно разделяем заботу Вселенского Патриархата о том, чтобы предоставить возможность верующим на Украине, жертвам многолетнего разделения, вновь войти в лоно Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/5403657.ht...

Теперь обратимся к Лавсаику. Кто писатель его? Историк Сократ, очень близкий ко времени явления этой книги, говорит, что она написана Палладием, монахом, учеником Евагрия? Сократ родился около 380, в это время Палладию было около 12 лет. Кто был этот Палладий? По более принятому мнению, он был родом из Галатии. Это мнение основано на свидетельстве самого Палладия в сказании его об Иоанне Ликопольском. Иоанн спросил его: откуда ты и за чем пришел сюда. Кажется, ты из Евагриева братства? Я сказал, пишет Иоанн, что я пришлец из Галатии и из Евагриева братства. Но слов: я сказал, что я пришлец из Галатии и из Евагриева братства, нет во многих списках. Их нет в обеих греческих рукописях синодальних, нет в греческом тексте даже второй редакции в Дуцеевом издании. Есть основания думать, что оно было в первоначальном тексте и выпало потому, что дважды встречаются слова: из Евагриева братства, и во вторых не естественно, чтобы Палладий не ответил на данные ему первые вопросы Иоанном, равно и в сказании об Иоанне опустил свои ответы. Палладий в «Лавсаике» говорит, что он в молодости, а по совокупности других его показаний, имея 20 лет, прибыл (неизвестно откуда) в Александрию во второе консульство Феодосия Великого, то есть, в 388 году и начал вести монашескую жизнь; прожив около Александрии в монастырях около 3 лет, он удалился в Нитрийскую гору, здесь провел год и потом перешел далее в пустыню Келлий, где прожил 9 лет (вернее 7 лет), из них три года с Макарием Александрийским , (гл. 1, 7 и 19 6 ). Одним из главных наставников и руководителей в пустыне Келлий был также Евагрий из Понта (гл. 73). Из пустыни келлий Палладий ходил к знаменитому подвижнику Иоанну Ликопольскому, который предсказал ему, что он будет епископом. Чрез три года по причине болезни он отправлен чрез Александрию в Палестину для перемены воздуха. Здесь прожив около года вместе с подвижником Посидонием в Вифлееме (гл. 68), он отправился в Вифинию и вскоре, не позднее начала 399 года, сделан епископом Еленополя (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010